ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА
ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ
1. ПОКАЯНИЕ
Ев. Матф. 3, 1 - 2; Ев.
Матф. 4, 17
Слово Божие
говорит об основных началах христианской
жизни. Эти начала следующие: 1) покаяние, 2)
вера, 3) возрождение, 4) оправдание, 5)
усыновление и 6) освящение.
Христианская
жизнь начинается с покаяния. Вот почему
Иоанн Креститель начал свое служение с
проповеди о покаянии. С проповеди о
покаянии начал Свое служение и наш Господь
Иисус Христос. Посылая Своих учеников на
благовествование Евангелия, Христос
повелел им проповедовать покаяние, как мы
читаем об этом в Ев. Марка б, 12: "Они пошли
и проповедовали покаяние" и в Ев. Луки 24,
47: "И проповедану быть во имя Его покаянию
и прощению грехов во всех народах, начиная с
Иерусалима".
Перед нами два
величайших апостола - Петр и Павел. В
проповедях одного и другого стоит на первом
месте призыв к покаянию. Прочтем Деян. Ап. 2,
38: "Петр же сказал им: покайтесь... и
получите дар Святого Духа..." И в Деян. Ап.
20, 21 мы читаем об ап. Павле: "Возвещая
иудеям и эллинам покаяние пред Богом и веру
в Господа нашего Иисуса Христа..."
Желанием Господа
и Его божественной волей является то, чтобы
все пришли к покаянию. Ап. Петр пишет во
втором своем послании 3, 9: "Не медлит
Господь исполнением обетования, как
некоторые почитают то медлением; но долго
терпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но
чтобы все пришли к покаянию".
Апостол Павел,
проповедуя в Афинах, сказал: "Итак,
оставляя времена неведения, Бог ныне
повелевает людям всем повсюду покаяться"
(Деян. Ап. 17,30).
В чем же
заключается сущность покаяния? Во-первых, в
изменении нашего отношения ко греху и ко
Христу. Возьмем как пример блудного сына в
притче Христа и мытаря Закхея.
Блудный сын, уйдя
из дома отца, окунулся в грех выше головы:
"...он расточил имение свое, живя распутно"
(Ев. Луки 15, 13). Так он полюбил грех. Но вот он
пришел в себя и решил вернуться к отцу. "Пришел
в себя", то есть увидел ужас своей
греховной жизни, возненавидел грех, который
делал раньше с таким наслаждением, и
оставил его. Вот что означает покаяние:
ненависть ко греху и оставление его.
Это же мы видим и в
жизни Закхея: он любил грех корыстолюбия. Но
вот он встретился со Христом и возненавидел
грех, который любил, и отвернулся от него.
"Господи! - говорит он Христу, - если кого
чем обидел, воздам вчетверо" (Ев. Луки 19, 8).
И здесь мы видим сущность покаяния в
изменении отношения ко греху: в ненависти
ко греху и в оставлении его.
Во второй главе
книги Деяний Апостолов мы видим изменение
отношения ко Христу. Люди, которые убили
Христа, слыша проповедь апостола Петра в
день Пятидесятницы, "умилились сердцем"
и изменили свое отношение ко Христу: от
ненависти к Нему они перешли к пламенной
любви к Нему и служению Ему. Вот плоды
покаяния: оставление греха и обращение ко
Христу.
Во-вторых, каждое
истинное покаяние сопровождается глубоким
чувством печали - печали о соделанных
грехах. Прочтем 2 Кор. 7, 9: "Теперь я
радуюсь, - пишет апостол Павел коринфянам, -
не потому, что вы опечалились, но что вы
опечалились к покаянию, ибо опечалились
ради Бога..." но без печали, без слез (не
обязательно видимых) о соделанном грехе нет
и не может быть истинного покаяния.
Псалмопевец Давид в Псалме 37, 19 говорит: "Беззаконие
мое я сознаю, - сокрушаюсь о грехе моем".
В-третьих, каждое
истинное покаяние выражается в действиях, в
шагах. Каких? В молитве покаяния, в
исповедании греха перед Богом. Блудный сын
в притче Христа исповедует свой грех перед
отцом: "Отче! Я согрешил против неба и
пред тобою" (Ев. Луки 15, 18);.
Покаяние
выражается также и в решительном повороте
от греха. Так сказано в Ис. 55, 7: "Да оставит
нечестивый путь свой и беззаконник помыслы
свои, и да обратится к Богу, и Он помилует
его..."
Покаяние ведет не
только к повороту от греха, но и к повороту к
Богу! В 1 Фессал. 1, 9 мы читаем о таком
решительном повороте фессалоникийцев к
Богу: "...вы обратились к Богу от идолов,
чтобы служить на Богу живому и истинному".
Покаяние имеет
два источника: божественный и человеческий.
Слово Божие говорит, что покаяние есть
прежде всего дар Божий. Прочтем несколько
мест Писания: Деян. Ап. 5, 30 - 31 - "Бог отцов
наших воскресил Иисуса, Которого вы
умертвили, повесивши на древе; Его возвысил
Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя,
дабы дать Израилю покаяние и прощение
грехов"; Деян. Ап. 11, 18: "Выслушавши это,
они успокоились и прославили Бога, говоря:
видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь";
2 Тим. 2, 25: "...с кротостью наставлять
противников, не даст ли им Бог покаяния к
познанию истины".
Из этих мест
Писания видно, что покаяние есть дар Божий.
И вместе с тем покаяние является плодом
проповеди Евангелия устами человеческими,
как это было в Ниневии, когда пророк Иона
проповедовал его жителям то, что ему было
повелено Богом. Результатом этой проповеди
Ионы было покаяние жителей Ниневии (Иона 3
гл.). Результатом проповеди ап. Петра в день
Пятидесятницы было покаяние трех тысяч душ.
Каковы же
последствия истинного покаяния? Христос в
притче о заблудшей или пропавшей овце
говорит о радости в небесах в связи с
покаянием грешника. Прочтем Его
собственные слова об этой радости в Ев. Луки
15, 7: "Сказываю вам, что так на небесах
более радости будет об одном грешнике
кающемся, нежели о девяноста девяти
праведниках, не имеющих нужды в покаянии",
А в притче о потерянной драхме Христос
говорит о радости у ангелов Божиих и об
одном грешнике кающемся (Ев. Луки 15, 10). Итак,
по словам Христа, покаяние грешника
вызывает радость в небесах вообще и у
ангелов Божиих в частности.
Покаяние - в
смысле исповедания греха перед Богом и
оставления его - ведет к прощению нас
Господом, как сказано в Деян. Ап. 3, 19: "Итак,
покайтесь и обратитесь, чтобы загладились
грехи ваши". Без покаяния нет и не может
быть прощения грехов. "Покайтесь и
обратитесь..." - покаяние и обращение
происходит одновременно.
Покаяние ведет к
получению дара Святого Духа, как ясно
говорится об этом в Деян. Ап. 2, 38: "Петр же
сказал им: покайтесь... и получите дар
Святого Духа".
Так Писание
описывает нам великий акт покаяния, первый
шаг христианской жизни. Остается только при
свете Слова Божия проверить себя:
совершился ли этот акт покаяния в моей
жизни?
2. ВЕРА
Деян. Ап. 16, 27 - 31
Покаяние в смысле
обращения ко Христу является первым шагом в
нашей христианской жизни. Вторым шагом
является вера. Но какая вера? (Ведь вера
является спутницей на всем пути нашей
христианской жизни - от его начала и до
конца. И если мы говорим о вере, как о
следующем после покаяния шаге, то речь идет
о так называемой спасающей вере. Именно к
такой вере призывал Христос, когда говорил:
"Покайтесь и веруйте в Евангелие" (Марк.
1, 15).
В чем же
заключается сущность спасающей веры?
Христос говорит: "Веруйте в Евангелие".
Апостол Павел говорит: "Веруй в Господа
Иисуса Христа и спасешься..." Чтобы
веровать в Евангелие, надо знать Евангелие.
Чтобы веровать в Иисуса Христа, надо знать
Христа.
Прежде чем мы
можем веровать во что-либо, мы должны знать
предмет нашей веры. Предметом спасающей
веры является Евангелие, то есть радостная
весть о Христе, как Спасителе грешников, и
Сам Господь Иисус Христос. Путь к спасающей
вере очень ясно указан в двух местах Слова
Божия: в Послании к Римлянам 10, 17 - "Вера -
от слышания, а слышание от Слова Божия"; в
Ев. Иоан. 1, 12: "Тем, которые приняли Его...
дал власть быть чадами Божиими". Эти два
места раскрывают перед нами сущность веры,
ее две составные части, а именно: знание
Слова Божия, знание Евангелия через
слышание или через чтение его, и принятие
его сердцем.
Сердцем! Когда
Слово Божие говорит о сердце, оно имеет в
виду все существо человека, то есть его ум,
чувства и волю. Недостаточно знать
Евангелие, - надо принять его в сердце;
недостаточно знать евангельское учение о
Христе, - надо принять Христа в свое сердце.
Но что значит
знать Христа и что значит принять Его? Знать
Христа - это значит знать, что говорит
Евангелие о Нем. Что же говорит о Нем
Евангелие? Прочтем Ев. Иоан. 1, 18: "Бога не
видел никто никогда; единородный Сын, сущий
в недре Отчем, Он явил". Христос мог явить
людям Бога только потому, что Он Сам был
Богом. 1 Кор. 1, 30 говорит о Христе, как о
премудрости от Бога, праведности, и
освящении, и искуплении. Но для спасения
недостаточно иметь знание о Христе.
Необходимо принять Христа как нашего
Господа, как, нашу праведность, наше
освящение и искупление.
Покаяние - это
большой и важный шаг, заключающийся в
решительном повороте от греха к Богу, в
решительном обращении грешника ко Христу.
Спасающая вера, то
есть уверование во Христа как в Спасителя
от возмездия за грех, является тоже большим
и важным шагом, заключающимся в познании
Голгофской жертвы Христа и в принятии этой
жертвы, как принесенной за каждого грешника.
Таким образом, спасающая вера является как
бы рукой, ухватившейся за крест Голгофы и
держащейся за него.
А если мы вспомним
историю с "медным змием" в дни Моисея,
то мы имеем основание сравнить спасающую
веру со взиранием на распятого Христа, как
на единственную надежду нашего спасения.
Мы говорим о
спасающей вере, то есть вере, которая стала
нашим достоянием в самом начале нашей
христианской жизни, то есть в день нашего
покаяния и обращения ко Христу. Спасающая
вера имеет дело не с вероучением какой-либо
церкви и не с глубинами Слова Божия, а с
крестом Голгофы и распятым на нем за грехи
наши Спасителем.
Спасающая вера -
это как бы зародыш всей нашей дальнейшей
веры; это как бы первоначальная клетка, из
которой развивается все многоветвистое
дерево нашей христианской веры.
Спасающая вера -
это вера первых дней нашей христианской
жизни; а вера, двигающая горами, - это вера
нашего зрелого духовного возраста. Вера
должна расти, крепнуть, умножаться, как
пишет ап. Павел в Послании к Колоссянам 2, 6 -
7: "Посему, как вы приняли Христа Иисуса
Господа, так и ходите в Нем, будучи
укоренены и утверждены в Нем, и укреплены в
вере, как вы научены, преуспевая в ней с
благодарением".
Спасающая вера, то
есть вера первого дня нашей христианской
жизни, связала, соединила нас с нашим
Спасителем и сделала нас "веточками"
небесной "виноградной лозы" - Христа.
Вера дальнейших дней и лет нашей
христианской жизни вела и будет вести нас к
тому, чтобы из веточек мы выросли в большие,
обвешанные обильными плодами ветви.
Вера, как и
покаяние, является даром Божиим, то есть
подарком неба. Об этом ясно говорит апостол
Павел в Послании к Цфесянам 2, 8: "Ибо
благодатью вы спасены чрез веру и сие не от
вас, Божий дар..." И вместе с тем "вера (как
и покаяние) - от слышания, а слышание от
Слова Божия".
От Слова Божия -
вот источник веры. Но Слово Божие может быть
в письменном виде - в виде книги Библии, и в
устной форме - в форме проповеди. Но ни
Библия, ни проповедь не приведут к вере
человека без могущественного действия на
его ум и сердце Духа Святого. Вера - это плод
Духа Святого (Гал. 5, 22).
Вера, как самый
простой путь ко спасению, сделала этот путь
доступным для всех грешников. С самого
раннего возраста человек начинает ходить
путем веры. Таким образом, держась за
пронзенную за наши грехи руку Христа, мы
выражаем этим самым нашу веру в Него как в
Спасителя.
А кому же
недоступно ухватиться рукою простой,
искренней веры за крест Голгофы, за
распятого на нем Спасителя, Иисуса Христа?
Человек любой нации, любого возраста,
любого развития может ухватиться и
держаться рукою веры за Христа.
Живая вера
является всегда верой, действующей любовью,
верой, творящей добрые дела, дела любви. Как
живое дерево не может не приносить плода,
так живая вера во Христа не может быть без
добрых дел.
С первого дня
нашей веры во Христа начинается творение
добрых дел - не для спасения наших душ, а из
глубокой благодарности к искупившему нас
Спасителю. И чем глубже будет наша
благодарность за спасение, совершенное
Христом на Голгофе, тем более ревностны мы
будем к добрым делам. Только вера,
действующая любовью, способна прославлять
нашего Господа Иисуса Христа.
Держась рукою
веры за крест Голгофы, мы будем испытывать в
наших сердцах два благодатных чувства, а
именно: радость спасения и уверенность в
спасении. Да поможет нам Господь никогда не
потерять радости спасения и уверенности в
спасении.
Радость спасения
тесно связана с уверенностью в спасении.
Радость спасения тускнеет, как только
начинает колебаться уверенность в спасении.
И если сомнение в нашем спасении
подкрадется к нам, вспомним слова из 1 Иоан.
б, 13: "Сие написал я вам, верующим во имя
Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в
Сына Божия, имеете жизнь вечную".
Да, это так: веруя
в Иисуса Христа, мы имеем жизнь вечную. Вера
разбойника на Голгофе является для всех
верующих образцом и примером спасающей
веры. Познания разбойника были ничтожны, но
вера его была именно рукою, которая
ухватилась за Христа, и только за Христа.
3. ВОЗРОЖДЕНИЕ
Ев. Иоан. 3, 1 - 6
Христос в беседе с
Никодимом говорит ясно и определенно о
необходимости возрождения или рождения
свыше. И все верующие во Христа должны знать,
что значит возрождение или рождение свыше.
Христос говорит, что без рождения свыше
никто не увидит Царствия Божия и никто не
войдет в него но без рождения свыше нельзя
быть истинным христианином; нельзя быть и
учеником Христа, так как, по словам Христа,
"рожденное от плоти есть плоть, а
рожденное от Духа есть дух". Но слова
Христа о рождении свыше надо понимать
правильно. Неправильное понимание их
привело к очень распространенному в
христанстве учению - учению о возрождении
через крещение.
Какие же слова
Христа привели к неправильному учению о
возрождении через крещение? Это слова: "...если
кто не родится от воды и Духа, не может войти
в Царствие Божие" (Иоан. 3, 5). "Вода"
воспринята буквально, как вода
вещественная, и в результате - приписывание
воде крещения возрождающей силы. Чтобы мы
никогда не приписывали какой бы то ни было
материи, какому бы то ни было физическому
веществу духовной силы, - Христос раз и
навсегда предостерегает нас от такого
заблуждения словами: "Плоть не пользует
нимало" (Иоан. 6,63).
"Плоть", то
есть тело, материя, вещество, не может
давать жизни. "Животворит", по словам
Христа, только "Дух". Ни вода в крещении,
ни хлеб и вино в хлебопреломлении не
обладают ни малейшей животворящей силой.
"Дух животворит", - говорит Христос. Он
хочет, чтобы мы Его слова о воде, о хлебе
жизни и другие сравнения понимали духовно:
"Слова, которые говорю Я вам, суть дух и
жизнь" (Иоан. 6, 63).
Но о какой же воде
говорит Христос в беседе с Никодимом? Он
говорит о Слове Божием. Очищающую силу
Слова Божия Он сравнивает с очищающим
свойством воды. Сравнение Слова Божия с
водой мы находим и в Посланиина к Ефесянам 5,
25 - 26: "Как и Христос возлюбил Церковь и
предал Себя за нее, чтобы освятить ее,
очистив банею водною, посредством Слова".
Значит, слова Христа: "если кто не родится
от воды" - надо понимать иносказательно,
духовно: "если кто не родится от Слова
Божия".
О возрождающей
силе Слова Божия мы читаем в двух местах
Писания: Иакова 1, 18 - "Восхотев, родил Он
нас Словом истины, чтобы нам быть некоторым
начатком Его созданий"; 1 Петра 1, 23 - "Как
возрожденные не от тленного семени, но от
нетленного, от Слова Божия, живого и
пребывающего вовеки".
Если бы вода
крещения имела возрождающую силу, то
великий проповедник Евангелия ап. Павел
стремился бы крестить как можно больше душ.
А что он говорит? Прочтем 1 Кор. 1, 14 - 17: "Благодарю
Бога, что я никого из вас не крестил, кроме
Криспа и Гайя, дабы не сказал кто, что я
крестил в мое имя. Крестил я также Стефанов
дом, а крестил ли еще кого, не знаю. Ибо
Христос послал меня не крестить, а
благовествовать..." В 1 Кор. 4, 15. ап. Павел
очень ясно говорит, что не вода крещения, а
благая весть о Христе дала Коринфянам
возрождение или рождение свыше: "Я родил
вас во Христе Иисусе благовествованием".
Симон, волхв, о котором говорится в 8-й главе
Деян. Ап., был крещен, но не был возрожден.
Христос говорит о
рождении не только от "воды", то есть
Слова Божия, но и от Духа. Слово Божие,
являясь орудием Духа Святого, обличает нас
и показывает нам всю нечистоту нашу. Дух
Святой через Слово Божие рисует нам образ
Христа в такой божественной красоте, что мы
чувствуем потребность жить с ним и наше
сердце непрестанно тянется к Нему. Первая
ученица Христа в Европе - Лидия - слушала
слово благовестия, слово о Христе из уст
такого благословенного проповедника, как
апостол Павел. Но этого было мало, надо было
Господу через Духа Святого открыть ее
сердце для принятия того, что проповедовал
апостол Павел (Деян. Ап. 16, 14).
Ведя нас к Слову
Божию, Дух Святой открывает нам глубочайшую
тайну этого Слова, и нам становится
понятным, почему Слово Божие является "семенем
нетленным", почему оно живое и пребывает
вовек (1 Петр. 1, 23). Это потому, что Словом
Божиим является Сам Христос.
"И Слово стало
плотию..." Эти слова, прежде всего,
относятся к явлению Христа во плоти. Но они
не имеют и другой глубокий смысл: "воплощение"
как бы Христа в Писании. Если Писание
является "воплощением" Христа, тогда
нам становится понятным его могучее
возрождающее действие, тогда нам
становится понятным и сравнение Слова
Божия с "нетленным семенем".
Именно "воплощение"
Христа в Слове Божием делает его "живым и
пребывающим вовек". Не бумажные страницы
Библии содержат в себе жизнь, силу и
животворящее начало. Нет! Только Христос
является жизнью, силой и животворным
началом Библии, Погружаясь с верой в Слово
Божие, мы погружаемся во Христа. Пребывая с
верой в Слове Божием, мы пребываем во Христе.
"Кто не родится
от воды и Духа..." "Вода", то есть
Слово Божие, свидетельствует о Христе. Дух
Святой прославляет Христа - это Его задача
на земле (Иоан. 16, 14). Значит, рождение от воды
(Слова Божия) и Духа есть не что иное, как
рождение от Христа. И это станет нам еще
понятнее, когда мы вспомним слова Христа:
"Я есмь путь, истина и жизнь" (Иоан. 14, 6),
а также Его слова: "Я есмь воскресение и
жизнь" (Иоан. 11,25).
И Слово Божие и
Дух Святой ведут нас ко Христу, к общению с
Ним и к пребыванию в Нем. А связь со Христом
и пребывание во Христе производит в нас "нового
человека", о чем и говорит ап. Павел в 2 Кор.
5, 17: "Итак, кто во Христе, тот новая тварь;
древнее прошло, теперь все новое". Мы
знаем слова Христа: "Се, творю все новое"
(Откр. 21, 5). И прежде всего Он творит в нас
нового человека. День нашего возрождения и
есть день рождения этого нового человека
силою Иисуса Христа, творящего все новое.
Новый человек,
созданный в нас Христом через Слово Божие и
Духа Святого, находится в день нашего
возрождения в младенческом возрасте.
Рождение свыше не есть совершенство; оно
является только началом новой жизни со
Христом, во Христе и для Христа. После
возрождения начинается длинный путь - путь
освящения, путь духовного роста, путь
преображения в образ Христа. Каждая
возрожденная душа должна повторять слова
ап. Павла в Послании к Филиппийцам 3, 13 - 14:
"Братья, я не почитаю себя достигшим, а
только, забывая заднее и простираясь вперед,
стремлюсь к цели, к почести вышнего звания
Божия во Христе Иисусе".
4. ОПРАВДАНИЕ
Римл. 3, 23 - 28
Знаем ли мы
разницу между возрождением и оправданием?
Возрождение или рождение свыше - это
изменение нашей греховной природы.
Оправдание - это изменение нашего положения
перед Богом. Каково же положение человека
перед Богом до оправдания и после
оправдания? До оправдания человек является
в очах Божиих грешником, лишенным славы
Божией и заслужившим справедливое
возмездие. После оправдания человек стоит
перед Богом как бы не согрешивший ни в чем,
как не имеющий никакой вины перед Богом. В
Книге Второзаконие 25, 1 говорится об
оправдании правого и осуждении виновного. А
в Евангелии, в Послании к Римлянам 4, 5
говорится об оправдании нечестивого - через
веру в Иисуса Христа.
Оправдание не
есть освящение. Освящение - это
приобретение чистоты и святости в нашей
жизни и в нашем поведении, а также
совершенствование нашего характера.
Оправдание же - это объявление нас Богом
праведными, независимо от каких бы то ни
было добрых дел с нашей стороны или каких-либо
святых качеств. Мы прочитали в Послании к
Римлянам 3, 24: "Получая оправдание даром,
по благодати Его..."
Оправдание имеет
две стороны. Одна сторона оправдания - это
прощение грехов и уничтожение нашей вины
Богом. Замечательно сказано о прощении
наших грехов и уничтожении нашей вины в
Книге пророка Михея 7, 18 - 19: "Кто Бог, как
Ты, прощающий беззаконие... Ты ввергнешь в
пучину морскую все грехи наши". Этими
словами Писание хочет сказать нам, что Бог
ввергнул все грехи наши в пучину морскую,
чтобы не видеть их и не вспоминать их. Но
такое оправдание получает только верующий
ради жертвы умилостивления, которую принес
Христос на Голгофе.
Оправдание - это
полное прощение всех наших грехов,
соделанных нами до обращения. Но не только
прощение, оправдание - это нечто большее,
чем прощение, - это полное удаление нашей
вины; это такое состояние, как будто мы
никогда не грешили. Оправдание - это дело
нашего Господа, которое очень ясно описано
в Книге пророка Исайи 44, 22: "Изглажу
беззакония твои, как туман, и грехи твои, как
облако". Мы знаем, как бесследно
рассеивается туман и как бесследно
рассеивается облако. Такова сущность
оправдания: полное, бесследное изглажение
наших грехов и беззаконий. Ап. Павел
восклицает: "Кто будет обвинять
избранных Божиих? Бог оправдывает их" (Римл.
8, 33). Никто не сможет обвинить оправданных
Богом, так как вина их изглажена как туман,
следов которого не найдешь под яркими
лучами полуденного солнца.
Вторая сторона
оправдания - это облачение оправданного
грешника в праведность Христа. В Евангелии
мы имеем замечательное сравнение
праведности Христовой с белой одеждой, с
виссоном белым и чистым. Это сравнение мы
находим в Откровении Иоанна 7, 13 и 19, 14: "И
начав речь, один из старцев спросил меня:
сии, облеченные в белые одежды, кто и откуда
пришли?". "И воинства небесные (то есть
Церковь Христа) следовали за Ним...
облеченные в виссон белый и чистый".
Сущность оправдания теперь нам ясна и
понятна: это прощение и изглажение нашей
вины, с одной стороны, и облачение нас в
белые одежды праведности Христа, с другой.
Как происходит
оправдание грешника? Послание к Римлянам
очень хорошо объясняет нам процесс нашего
оправдания. В 3-й главе этого Послания, в 20-м
стихе ясно и определенно сказано: "Делами
закона не оправдается перед Ним (то есть
перед Богом) никакая плоть"; "ибо
законом познается грех". Исполнение
закона Божьего не дает оправдания, не
изглаживает нашей вины перед Богом. Закон
Божий требует полного, абсолютного
послушания с нашей стороны. Мы же не в силах
исполнить в совершенстве закон, данный
Богом.
Ищущие оправдания
перед Богом через исполнение закона должны
вникнуть в слова Послания к Галатам 3, на10:
"А все, утверждающиеся на делах закона,
находятся под клятвою; ибо написано:
проклят всякий, кто не исполняет постоянно
всего, что написано в книге закона". Закон
- это зеркало, в котором мы видим наше
непослушание ему, наше бессилие исполнять
его всегда и во всем, видим нашу вину, наш
грех перед Богом. Приговор закона гласит:
"Нет праведного ни одного" (Римл. 3, 10).
Долгое время
искал ап. Павел оправдания путем
собственной праведности, путем исполнения
Моисеева закона, пока после встречи со
Христом не узнал, что оправдание не есть
награда за заслуги, а дар благодати Божией
во Христе Иисусе. Вот его слова, ясные и
определенные, ко всем ищущим оправдания:
"Узнавши, что человек оправдывается не
делами закона, а только верою в Иисуса
Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса,
чтобы оправдаться верою во Христа, а не
делами закона; ибо делами закона не
оправдается никакая плоть". Значит:
оправдание дается даром, через веру в
Иисуса Христа, как сказано в Послании к
Римлянам 3, 24: "Получая оправдание даром,
по благодати Его, искуплением во Христе
Иисусе".
Основанием для
нашего оправдания является Кровь Иисуса
Христа и жертва Голгофы. Об этом очень ясно
говорится в Послании к Римлянам 5, 9: "Посему
тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его..."
И во Втором послании к Коринфянам 5, 21: "Ибо
не знавшего греха Он сделал для нас жертвою
за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными
(то есть получили оправдание) перед Богом".
Оправдание - это
состояние невиновности перед Богом. А где
средство, которое может смыть наши
греховные пятна? Это средство - Кровь Иисуса
Христа. О ее очищающей пятна греха силе мы
читаем в 1 Иоан. 1, 7: "Кровь Иисуса Христа,
Сына Божия, очищает нас от всякого греха"
и в Откровении Иоанна 7, 14: "Они омыли
одежды свои и убелили одежды свои кровью
Агнца". На основании этих слов Евангелия
мы поем нашу чудную песнь: "Что вину мне
может смыть? О, ничто - лишь кровь Иисуса...
Как дорога струя, омывшая меня! Она сильней
морей. О, ничто - лишь кровь Иисуса".
Итак, мы получили
оправдание даром, как и спасение, - через
веру в Иисуса Христа, силою Его крови, - не от
дел, чтобы никто не хвалился. Но, говоря об
оправдании даром, через веру, мы не должны
забывать и о делах, о которых так много
говорится в Писании. Мы должны всегда
помнить слова в Послании Иакова 2, 20: "Вера
без дел мертва". Истинная вера в Иисуса
Христа обязательно будет приносить плоды в
виде дел любви, в виде дел добра. В дереве
прежде всего должна быть жизнь, и только как
результат жизни будут листья и плоды. Мы
прежде всего должны пережить обращение,
рождение свыше, оправдание, а результатом
всего этого будут обильные плоды духа:
любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость,
воздержание (Гал. 5, 22 - 23).
5. УСЫНОВЛЕНИЕ
Галат. 5, 4 - 7
Учение Слова
Божия об усыновлении нас Богом через веру в
Иисуса Христа ставит перед нами два важных
вопроса: является ли Бог Отцом всех людей, и
являются ли все люди сынами и дочерьми Бога?
Как мы должны понимать отцовство Бога и
сыновство людей? Чтобы понять отцовство
Бога и сыновство людей, надо пойти в
Едемский сад и увидеть там первых людей -
Адама и Еву. Это были первые дети Божий,
первые сын и дочь небесного Отца, поскольку
они были творением Его. А что стало с их
потомством, с человечеством дальнейших
веков? Притча Христа о блудном сыне дает на
этот вопрос очень ясный ответ. Мы читаем в
Ев. Луки 15, 11: "Еще сказал: у некоторого
человека было два сына..."
"Два сына" -
один в доме отца, другой ушел из дома отца,
ушел далеко от него и жил распутно. Еще в дни
Адама мы видим этих двух сыновей: один из
них Каин, другой - Авель. И эти два сына
проходят через всю историю человечества. На
основании притчи Христа о блудном сыне мы
говорим: у небесного Отца два рода сынов и
дочерей - пребывающих с Ним, имеющих общение
с Ним, и далеких от Него, не имеющих общения
с Ним. Таким образом, Бог является любящим
Отцом всех человеков, но не все люди хотят
быть детьми Его.
В Ев. Матфея 5,45
Христос говорит: "Он (Отец небесный)
повелевает солнцу Своему восходить над
злыми и добрыми, и посылает дождь на
праведных и неправедных". В Ев. Иоан. 3, 16
говорится о любви Божией ко всему миру, ко
всему человечеству: "...так возлюбил Бог
мир, что отдал Сына Своего единородного..."
В Послании к Римлянам 5, 6 - 8 ап. Павел пишет:
"Христос, когда еще мы были немощны, в
определенное время умер за нечестивых... Бог
Свою любовь к нам доказывает тем, что
Христос умер за нас, когда мы были еще
грешниками".
Всеобщее
отцовство Бога было чуждо понятию
израильского народа. Израильтянин считал
Бога отцом только Израиля; язычников он
исключал из отцовства Божьего. Но Евангелие
возвещает о любви Божией ко всем человекам.
Об этой всеобъемлющей любви Бога мы читаем
в 1 Тимоф. 4, 10: "...мы... уповаем на Бога
живого, Который есть Спаситель всех
человеков". Прочтем еще Послание к Титу 2,
11: "...явилась благодать Божия,
спасительная для всех человеков". В
притче о блудном сыне Христос рисует нам
любовь отца к сыну, ушедшему далеко от него,
к сыну, который забыл об отце своем. Такова
любовь Божия ко всем Своим блудным сынам и
дочерям.
Что же означает
"усыновление", о котором говорит
Писание? Усыновление - это возвращение
блудного сына домой к Отцу и принятие его
Отцом. Как хорошо притча Христа описывает
это возвращение блудного сына и принятие
его отцом. Прочтем Ев. Луки 15, 20 - 24: "Встал
и пошел к отцу своему. И когда он был еще
далеко, увидел его отец его и сжалился; и
побежав пал ему на шею и целовал его. Сын же
сказал ему: отче! я согрешил против неба и
пред тобою, и уже недостоин называться
сыном твоим. А отец сказал слугам своим:
принесите лучшую одежду и оденьте его, и
дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и
приведите откормленного теленка и заколите:
станем есть и веселиться, ибо этот сын мой
был мертв и ожил, пропадал и нашелся".
Когда же и как
происходит усыновление Богом Его блудных
сынов и дочерей? Усыновление было
предопределено Богом еще до создания мира,
как написано в Послании к Ефесянам 1, 4 - 5:
"...Он избрал нас в Нем прежде создания
мира, чтобы мы были святы и непорочны пред
Ним в любви, - предопределив усыновить нас
Себе чрез Иисуса Христа..." Как наше
спасение, возрождение и оправдание
происходит через веру в Иисуса Христа, так и
наше усыновление.
Об усыновлении
через веру в Иисуса Христа очень ясно
говорится в Послании к Галатам 3, 26: "Ибо
все вы сыны Божий по вере во Христа Иисуса",
а также в Ев. Иоан. 1, 12: "А тем, которые
приняли Его, верующим во имя Его, дал власть
быть чадами Божиими". Значит, все
верующие в Иисуса Христа стали сынами и
дочерьми небесного Отца.
Усыновление дает
нам еще один образ Церкви Христа - образ
Церкви как великой семьи Божией. А семью мы
часто называем "домом" и говорим о
раздоре или мире в наших домах. Евангелие
тоже говорит нашим повседневным языком и
называет великую семью Божию "домом
Божиим". Так, например, в Послании к
Евреям 3, 6 мы читаем: "...дом же Его - мы".
И ап. Петр в своем Первом послании (4, 17) пишет:
"Ибо время начаться суду с дома Божия;
если же прежде с нас начнется..." Какими
понятными становятся нам слова Иисуса
Христа в Ев. Иоанна 14, 2: "В доме Отца Моего
обителей много..." Как на земле члены
семьи обитают в комнатах, так, по словам
Христа, члены великой семьи Божией будут
обитать в "обителях" дома своего
небесного Отца.
Но если
усыновление сделало нас семьей Божией,
домом Божиим, то спрашивается, что царит в
семье Божией, в доме Божием: мир или раздор?
Любовь или вражда? Христос дал Своей семье
драгоценную заповедь: "Любите друг друга;
как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг
друга" (Ев. Иоан. 13, 34). Как мало у нас этой
любви друг к другу.
Усыновление
сделало нас не только детьми небесного Отца,
но и наследниками Его. Ап. Павел пишет в
Послании к Римлянам 8, 16 - 17: "Сей Самый Дух
свидетельствует духу нашему, что мы - дети
Божий. А если дети, то и наследники,
наследники Божий, сонаследники Христу".
То же самое ап. Павел пишет и Галатам (4, 7):
"...а если сын, то и наследник Божий чрез
Иисуса Христа". Евангелие называет
наследие, приготовленное для нас Богом, "наследием
славным" (Ефес. 1, 18), "наследством
нетленным, чистым, неувядаемым" (1 Петра 1,
4). Это наследие прекраснее всего, что видели
наши очи, или что слышали наши уши, или что
когда-либо приходило нам на сердце (1 Кор. 2,
9).
Покаяние,
уверование во Христа как нашего Спасителя,
рождение свыше, оправдание, усыновление -
все это происходит в жизни верующего
человека в одно и то же время. Какой это
большой и счастливый день в нашей жизни,
когда мы пережили все эти благословенные
переживания! И как хорошо, что в нашей
евангельской лирике есть прекрасная песнь,
посвященная этому благословенному дню: "О,
дивный день, о дивный час, когда Спаситель в
первый раз с душой моей в завет вступил и
мир мне в сердце подарил... О, дивный день,
когда душой я к жизни радостной восстал;
когда и счастье и покой Спаситель в душу мне
послал..."
6. ОСВЯЩЕНИЕ
1 Кор. 6, 11
Покаяние,
спасающая вера, рождение свыше, оправдание,
усыновление - все это принадлежит к началам
христианской жизни. Все это пережито нами,
верующими, в первые дни нашей новой жизни. А
освящение? Освящение - это и переживание
начальных дней, и переживание всей нашей
христианской жизни, от дня покаяния и
обращения к Господу до дня перехода в
вечность. Вот почему, говоря о началах, о
корнях нашей христианской жизни, мы относим
к ним и освящение.
В чем же
заключается сущность освящения? Слово
Божие учит, что освящение имеет две стороны.
Одна сторона - это удаление какой бы то ни
было нечистоты, какого бы то ни было греха,
то есть освящение в смысле очищения. Другая
сторона освящения - это посвящение Богу,
отдача на служение Богу. Итак, освящение -
это удаление греха из нашего сердца; и
освящение - это посвящение себя и того, что
мы имеем, Богу.
Посмотрим, что
говорит Писание об этом важнейшем деле в
нашей христианской жизни. Прочтем Вторая
книга Паралипоменон 29, 5: "И сказал им:
послушайте меня, левиты! Ныне освятитесь
сами, и освятите дом Господа Бога отцов
ваших, и выбросьте нечистоту из святилища".
"Выбросьте
нечистоту из святилища" - вот одна
сторона освящения. Если "святилищем" в
Новом Завете является наше сердце, то
задачей освящения будет удаление нечистоты
из него. Но освящение, как мы видели, не есть
только удаление нечистоты, оно является и
посвящением Богу нас самих и всего того, чем
мы обладаем.
Об освящении в
смысле посвящения Богу мы читаем в Книге
Числа 8, 17: "Мои все первенцы у сынов
Израилевых, от человека до скота. В тот день,
когда Я поразил всех первенцев в земле
Египетской, Я освятил их Себе". Если мы
читаем в Писании об освящении скинии или
храма или об освящении предметов храма, то
речь идет о посвящении их Богу, об отдаче их
на служение Господу.
Когда совершается
освящение? По времени можно говорить об
освящении в прошлом, настоящем и будущем.
Возьмем наше освящение в прошлом, то есть в
день нашего покаяния и обращения к Господу.
Об этом освящении пишет ап. Павел в 1 Кор. 6, 11:
"...и такими были некоторые из вас; но
омылись, но освятились, но оправдались
именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом
Бога нашего". В день нашего обращения к
Господу совершается наше освящение в
смысле оставления грубых грехов плоти и
отдачи, посвящения себя Господу.
Но мы не должны
забывать, что, кроме грехов плоти, есть еще
грехи духа, грехи характера, которые очень
живучи и дают себя чувствовать на
протяжении всей нашей жизни. Освящение в
день нашего покаяния и обращения дало нам
право носить звание "святых", как мы
читаем, например, в Послании к Римлянам 1, 7:
"Всем находящимся в Риме возлюбленным
Божиим, призванным святым..." Все,
обращенные к Господу и уверовавшие во
Христа как в своего личного Спасителя,
являются "освященными во Христе" (1 Кор.
1, 2).
Но освящение наше
продолжается и после дня нашего обращения к
Господу. Оно совершается в нашей
христианской жизни изо дня в день, из года в
год. Обращение наше, рождение свыше,
оправдание, усыновление совершаются в
нашей христианской жизни однажды.
Освящение - это
пожизненный процесс, но начинается он с
первого же дня нашей новой жизни. Освящение
- это духовный рост, это духовный прогресс,
это духовное совершенствование, это
преображение нашего внутреннего человека в
дивный образ Христа. Ап. Павел пишет во
Втором Послании к Коринфянам 7, 1: "Итак,
возлюбленные, имея такие обетования,
очистим себя от всякой скверны плоти и духа..."
Вот сущность освящения: очищение от всякой
скверны, от всякого греха плоти и духа.
Труженики церкви
должны всегда помнить слова Послания к
Ефесянам 4, 11: "Он поставил одних
апостолами, других пророками, иных
евангелистами, иных пастырями и учителями -
к совершению (к совершенствованию) святых..."
Все воспитание церкви должно быть
направлено к освящению верующих.
Освящение не
только принадлежит к числу первых шагов
нашей христианской жизни; освящение
является не только процессом всех дней
нашей христианской жизни; освящение будет
иметь и конец, будет иметь завершение. Есть
альфа, есть и омега освящения. Слово Божие
говорит не только об освящении, но и об
освящении в полноте. Прочтем 1 Фессал. 5, 23:
"Сам же Бог мира да освятит вас во всей
полноте..." Это "освящение в полноте"
охватывает и дух и душу и тело, как мы читаем
в том же месте - 1 Фессал. 5, 23: "...ваш дух и
душа и тело во всей целости да сохранится
без порока в пришествие Господа нашего
Иисуса Христа".
О завершении
освящения очень ясно говорится в 1 Иоан. 3, 2:
"Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но
еще не открылось, что будем. Знаем только,
что когда откроется, будем подобны Ему,
потому что увидим Его, как Он есть".
Высшая ступень освящения - это подобие
Христу; и она будет достигнута в каждом чаде
Божием. Так говорит Писание.
Источник
освящения - Бог. Мы уже прочли место из 1
Фессал. 5, 23: "Сам же Бог мира да освятит
вас во всей полноте..." Христос в Своей
первосвященнической молитве говорит Отцу:
"Освяти их истиною Твоею..." Христос
освящает Свою Церковь, как написано в
Послании к Ефесянам 5,25 - 27: "...Христос
возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы
освятить ее, очистив банею водною,
посредством слова, чтобы представить ее
Себе славною Церковью, не имеющею пятна или
порока, или чего-либо подобного, но дабы она
была свята и непорочна".
В 1 Кор. -1, 30
Христос назван "освящением" нашим. Дух
Святой освящает нас силою Своею. В 1 Петра 1, 2
говорится: "...при освящении от Духа..."
Во втором Послании к Фессалоникийцам 2, 13 ап.
Павел пишет: "Мы же всегда должны
благодарить Бога за вас, возлюбленные
Господом братия, что Бог от начала, чрез
освящение Духа и веру истине, избрал вас ко
спасению..." Слово Божие говорит, что все
святое является плодом Духа Святого в нас,
как мы читаем в Галат. 5, 22 - 23: "Плод же духа:
любовь, радость, мир, долготерпение,
благость, милосердие, вера, кротость,
воздержание".
Источник
освящения - Бог, но с нашей стороны должна
быть жажда освящения. В Послании к Евреям 12,
14 мы читаем: "Старайтесь иметь мир со
всеми и святость, без которой никто не
увидит Господа".
"Старайтесь..."
Без жажды, без стремления, без старания...
ничто в мире не достигается. И "Царствие
Божие, - говорит Христос, - силою берется, и
употребляющие усилие восхищают его" (Матф.
11, 12).
Духовно спящие не
стремятся к освящению - не в смысле очищения
своего сердца и не в смысле посвящения себя
Господу. Мы должны быть прилежны в
исследовании Писания, а Писание, Слово
Божие - это самое лучшее средство для нашего
освящения. "Освяти их истиною Твоею:
Слово Твое есть истина" (Иоан. 17, 17). Слово
Божие обличает грех; Слово Божие пробуждает
совесть; Слово Божие ведет нас к общению со
Христом, и Слово Божие неустанно зовет нас к
чистоте и святости, к духовному росту и
совершенству. Но если мы хотим испытывать
освящающее действие Слова Божия, то мы
должны быть послушны ему. Мы должны
исполнять его.