О МОЛИТВЕ
"Господи! научи нас
молиться!"
(Ев. Луки 11, 1)
Перед
глазами апостолов проходила
величественная жизнь Иисуса Христа. Они
видели Его как Учителя и проповедника
великих истин Евангелия. Они видели Его как
Друга всех труждающихся и обремененных. Они
видели Его как Врача, исцеляющего болезни
души и тела. И они видели Его как великого
мужа молитвы.
Они
понимали, что именно молитвенная жизнь
Учителя является источником всех Его
благословенных слои и дел. И ученикам стало
ясно, что если они хотят преображаться в
образ своего Учителя, то они должны
научиться молиться так, как молился Он,
Христос. И когда им стало ясно значение
молитвы для жизни, подобной жизни Христа,
они сказали Учителю: "Господи! научи нас
молиться!"
Но
и мы, современные ученики Христа, понимаем
значение молитвы для всей нашей
христианской жизни. Вот почему нам важно
присоединиться к просьбе апостолов и
поступить в "школу молитвы" Господа
нашего Иисуса Христа.
"Господи!
научи нас молиться!" А разве надо учиться
молиться? Разве мы не умели молиться в нашем
самом раннем возрасте? Разве не является
молитва самым простым делом нашей духовной
жизни? Да, это так, и все же все мы, верующие,
чувствуем, что мы еще не умеем молиться.
Да,
молитва - очень простое, но самое высшее
дело: ведь она, молитва, - это общение с
невидимым и самым высшим Существом,
именуемым Богом. I
В
диспетчерской вышке одного из шлюзов на
Волге нам, посетителям, указали на одну
простую кнопку и оказали, что если нажать ее,
то сейчас же начнут действовать мощные
двигатели и насосы, которые в несколько
минут наполнят водой громадный шлюз.
Молитву можно сравнить с этой маленькой
простой кнопкой, на которую может нажать и
слабый ребенок, но результатом молитвы
является действие всемогущего Бога.
Молитва
- это канал, через который изливаются все
бесчисленные Божий благословения. Молитва
делает нашим достоянием всю божественную
силу Христа. Наша молитва имеет значение не
только для нас самих, но и для всей Церкви
Христа, для всего Царства Божия, для всего
мира!
В
божественном плане молитве уделена роль
рычага, приводящего в движение великую
десницу Бога. "Просите и получите!" -
вот божественный закон молитвы. Но как
часто наши молитвы бывают бесплодными,
безрезультатными, не поднимающимися выше
потолка. И это только потому, что мы не умеем
молиться. А школа молитвы - у Христа, и Он
учит всех желающих научиться молиться так,
как молился Он. И поэтому скажем сегодня
Христу: "Господи! научи нас молиться!"
"Научи
нас"... Мы читаем в Библии о великих мужах
молитвы, таких, как пророк Илия и другие,
творивших великие дела силою молитвы.
Мы
читаем в Новом Завете об апостолах, которые
у ног Христа научились молиться все
преодолевающей молитвой. Мы знаем апостола
Павла, как величайшего мужа молитвы,
который на крыльях молитвы приносил к
престолу Бога нужды всех церквей и
преодолевал все трудности своего
тернистого пути.
Мы
знаем о мужах молитвы и благословенных
молитвенниках наших церквей, которые у ног
Христа научились подвизаться в молитве, то
есть научились подвигу молитвы. И мы хотим
научиться молиться так, чтобы результатом и
наших молитв было "передвижение гор",
то есть великие действия Бога. Ведь
обетования Божии предназначены и для нас,
как и все дары неба предназначены также и
для нас. Бог хочет отвечать и на наши
молитвы! Он хочет сделать и из нас
подвижников молитвы! Вот почему так важно
подчеркнуть слово "нас" в нашей
просьбе к Господу: "Научи нас молиться!"
"Научи"...
Да, молитве надо учиться. Надо знать нам, что
говорит Слово Божие о молитве. Мы должны
знать молитвенную жизнь Христа и Его первых
служителей - апостолов. Мы должны познавать
всю волю Божию, чтобы научиться не просить
ничего от Бога, что противоречит Его
божественной воле.
Мы
должны познавать Самого Христа, если хотим
молиться так, как молился Он. Мы должны
пропитаться мыслями, чувствами, духом
Христа, чтобы молиться истинно Христовой
молитвой. Мы должны знать, что обессиливает
наши молитвы, что делает их бесплодными,
бескрылыми. Вот почему надо учиться молитве.
Главное
- научиться молиться. Познать не теорию, а
практику молитвы. Под теорией молитвы я
разумею проповеди о молитве, понимание
значения молитвы и желание молиться, но
только желание. Но сила не в желании
молиться, а в самой молитве.
Научиться
молиться - это значит приобрести дух
молитвы. Именно дух молитвы превратит нас в
молитвенников, сделает нас подвижниками
молитвы и приведет нас к постоянному
общению с Богом. Апостолы обратились к
Самому Христу с просьбой научить их
молиться. И мы поступим по их примеру. Кто же
может научить нас молиться лучше, чем наш
Господь Иисус Христос? Пусть молящийся
Христос станет предметом нашего изучения.
Пусть пройдет перед нашим внутренним
взором молитвенная жизнь Христа. Пусть дух
молитвы, который постоянно жил в сердце
Христа, снизойдет в сердце каждого из нас.
Научиться
молиться так, как молился наш Господь Иисус
Христос, может каждое дитя Божие. В то время
как верующие способны часто восхищаться
своими проповедниками или чудесными
голосами в хоре, - они редко замечают
молитвенников в своей церкви, тех братьев и
сестер, которые в школе Христа научились
молиться и приобрели дух молитвы.
Один
проповедник благодарил Бога за успех своих
проповедей. Однажды он видит сон. Ему явился
ангел и сказал: "Ты радуешься успеху
твоих проповедей, но знай, что Бог
благословляет твое служение по молитвам...",
при этом ангел назвал проповеднику фамилию
одного члена его церкви. Это была слепая
старушка, которую за руку приводили в
собрание. Ее знали многие, знал ее и
проповедник, но знали ее не как горячую
молитвенницу, а как бедную слепую, которую
все жалели. Так в каждой церкви есть
молитвенники и молитвенницы, которые
испрашивают у Господа потоки благословений
на свою церковь, и вместе с тем они никому не
известны, и никто не обращает на них
внимания, так как они бывают обычно совсем
невзрачными и даже, может быть, калеками. Но
Господь их знает! И на их молитвы Он
отвечает.
Как молился Христос?
(Ев. Луки 9, 18)
"Он
молился"... Не является ли у нас вопрос:
почему молился Христос? Что мы призываемся
к молитве, это понятно. Ведь мы - люди со
всеми, присущими нам, слабостями, и нам
нужна сила свыше, сила от Бога. Вот почему
нам необходимо молитвенное общение с Богом.
Но Христос - это ведь Сам Бог. Какие нужды
могли быть у Того, Кто Сам удовлетворял все
нужды людей? Почему, будучи истинным Богом,
молился Христос? Не получается ли так, что
Бог молился Богу?
На
вопрос, почему молился Христос, можно дать
два ответа. Во-первых, молитва не
обязательно состоит из просьб о тех или
других нуждах. В этом глубокое непонимание
сущности молитвы, когда мы думаем, что
молиться - это значит главным образом
просить.
Нет!
Молитва - это общение с Богом, которое может
быть даже без слов. Молиться - это значит
искать лицо Божие, как ищет дитя лицо отца
или матери и, придя к отцу или матери, иногда
ничего не говорит, но между родительским
сердцем и сердцем дитяти, несмотря на
отсутствие слов, устанавливается
удивительно живая и тесная связь. Мы эту
истину все знаем по опыту. Если взять
молитву в этом смысле, то Христос молился
непрестанно, так как Он всегда видел перед
собою лицо Отца.
Второй
ответ на вопрос, почему молился Христос,
заключается в том, что Христос был не только
истинным Богом, но Он был и истинным
человеком. Он - Сын Божий и Он - Сын
Человеческий в равной степени. И как
истинный Сын Человеческий Он испытывал
наши человеческие нужды. Как настоящий,
подобный нам, человек, Он испытывал голод и
жажду, чувствовал холод и томился от зноя,
уставал и нуждался в отдыхе и подкрепляющем
сне, мог скорбеть и тосковать, даже
смертельно, и нуждался в одобрении и
поддержке друзей. Если мы всегда будем
помнить о человеческой природе Христа, то
нам будут понятны все Его молитвы,
записанные и не записанные на страницах
Евангелия. Нам будет понятна и Его молитва в
Гефсиманском саду, о которой мы читаем в
Послании к Евреям 5, 7 такие слова: "Он во
дни плоти Своей с сильным воплем и со
слезами принес молитвы и моления могущему
спасти Его от смерти и услышан был за Свое
благоволение". Да, как истинный человек,
Он нуждался в молитве и молился. Как
истинный человек, Он является "Первородным"
между многими Своими братьями и сестрами,
то есть является нашим старшим братом,
подающим нам пример во всем, в том числе и в
молитве.
В
Иерусалиме у Христа было любимое место для
молитвы. Это был тихий, безлюдный
Гефсиманский сад. Из Евангелия Иоанна 18, 1 - 2
мы узнаем, что в этом саду Христос бывал
часто. Природа - чудесный храм для общения с
Богом. Христос любил храм природы и часто
молился в тишине и уединении его.
Христос
заповедал и нам, ученикам Своим, искать
уединения. Послушаем, что Он говорит нам об
уединенной молитве в Ев. Матф. 6, 6: "Ты же,
когда молишься, войди в комнату твою и,
затворив дверь твою, помолись Отцу твоему,
Который в тайне..." Не все ученики Христа
имеют возможность пользоваться храмом
природы для молитвы. Христос говорит, что
уединение для молитвы можно найти в любой
комнате - надо только закрыть дверь, чтобы
никакой шум извне не мешал нашему общению с
Богом.
А
если, спросите вы, шум царит внутри нашей
комнаты и мы не властны закрыть дверь, так
как мы живем в комнате не одни, тогда что
делать? Тогда надо уйти в глубь своего
сердца и, закрыв накрепко дверь "горницы
души", предстать пред лицо Божие и
сказать Ему все, что наполняет наше сердце.
Дверь своего сердца мы можем закрыть всегда.
В любой момент и на всяком месте мы можем
превратить наше сердце в дом молитвы. В
любой момент может начать куриться фимиам
молитвы в нашем сердце. В самом шумном доме
ты можешь закрыть свое сердце от царящего в
нем шума и создать тишину, нужную для
молитвы. Такими созданы мы Богом, что
моментально можем перенестись к престолу
Бога нашего. Никакой шум не может помешать
нам установить связь с Богом, и среди многих
голосов, раздающихся вокруг нас, мы можем
возвысить голос наш к нашему небесному
Другу Иисусу Христу и слышать Его
божественный голос, говорящий к нашей душе.
Словом, для молитвы нет преград, кроме нашей
собственной неохоты молиться.
Но
Христос молился не только Один, - Он молился
и с учениками Своими, как сказано в Ев. Луки
9, 18. И Он оставил нам замечательные слова о
ценности и особой силе объединенной
молитвы. Прочтем эти слова в Ев. Матф. 18, 19:
"Истинно также говорю вам, что если двое
из вас согласятся на земле просить о всяком
деле, то, чего бы ни попросили, будет им от
Отца Моего небесного". Почему мы так мало
обращали внимания на эти замечательные
слова Христа о силе объединенной молитвы и
так мало пользовались объединенной
молитвой? Поэтому, подобно апостолам, мы
просим Господа научить нас молиться. И
слава Ему, Он учит нас молиться.
Образец молитвы, данный нам
Христом
(Ев. Луки 11, 2 - 4)
"Когда
молитесь, говорите: "Отче наш, сущий на
небесах!" Ценность молитвы в том, что она
перемещает нас в центр Вселенной, которым
является великий, всемогущий и вездесущий
Бог. Молитва ставит нас перед престолом
всемогущего Бога - Творца неба и земли,
Творца вселенной. Не должно ли нас это
смущать и страшить? В Ветхом Завете есть
картина, изображающая величие и славу Бога
нашего. Посмотрим на эту картину, как она
описывается в книге пророка Исаии 6, 1 - 15: "В
год смерти царя Озии видел я Господа,
сидящего на престоле высоком и
превознесенном, и края риз Его наполняли
весь храм. Вокруг его стояли серафимы; у
каждого из них по шести крыл; двумя закрывал
каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои,
и двумя летал. И взывали они друг к другу и
говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф!
вся земля полна славы Его. И поколебались
верхи врат от гласа восклицающих, и дом
наполнился курениями. И сказал я: горе мне!
погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, - и
глаза мои видели Царя Господа Саваофа".
Таково
описание престола Всевышнего, и Ветхий
Завет другого описания Бога нашего не знает.
Бог, обитающий в неприступной славе, - таким
видим мы Его на страницах Ветхого Завета. Но
в божественной школе Господа нашего Иисуса
Христа мы узнаем, что Бог, сидящий "на
престоле", является нашим Отцом, и
Христос учит нас называть Его Отцом: "Отче
наш"...
Учение
Христа о Боге, как Отце, сущем на небесах, -
чрезвычайно драгоценно для нас. Оно
побуждает нас приступать "с дерзновением
к престолу благодати" (Евр. 4, 16), ибо на
престоле высоком и превознесенном не
только Царь Славы, но и Отец наш. Этим новым
откровением Бога, как нашего небесного Отца,
Которого не знал Ветхий Завет, мы обязаны
нашему Учителю Иисусу Христу.
Но
послушаем, о чем учит молиться нас Иисус
Христос в данной Им нам молитве "Отче наш".
"Отче наш, сущий на небесах! да святится
имя Твое!" В молитве "Отче наш"
содержатся шесть просьб, и первой из них
является просьба, чтобы святилось имя Божие
в нашей жизни. Как понимать слова: "да
святится имя Твое"? - "Да прославляется
имя Твое!"
Была
ли эта просьба когда-нибудь первой просьбой
в наших молитвах? Дорожим ли мы славой
нашего. Господа? Боимся ли мы обесславить
чем-либо имя нашего Господа? Знаем ли мы, что
имя Божие может святиться, прославляться и
может хулиться, как сказано в Послании к
Римлянам 2, 24: "Ибо ради вас... имя Божие
хулится у язычников".
Словами
"да святится имя Твое" Христос говорит
нам, в чем должна заключаться высшая
христианская цель жизни: в прославлении
имени Бога нашего! В прославлении имени
Бога не только устами, но и всей нашей
жизнью на земле. Христос, заканчивая Свой
земной путь, мог сказать Отцу: "Я
прославил Тебя на земле... Я открыл Имя Твое
человекам" (Ев. Иоан. 17, 4, 6). Просить об
освящении имени Бога - это значит просить о
прославлении Бога нашего на земле. Вот
почему, по учению Христа, эта просьба о
прославлении имени-Бога должна быть первой
просьбой в наших молитвах. Забота о славе
Божией должна быть нашей главной заботой.
Продолжая
учить нас молиться, Христос говорит о
другой важнейшей нужде, которую мы должны
приносить к небесному Отцу: "Да приидет
Царствие Твое!" Нам всем известно учение
Христа о Царствии Божием. Христос говорит:
"Не придет Царствие Божие приметным
образом, и не скажут: вот оно, здесь, или: вот
там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть"
(Ев. Лук. 17, 20 - 21). Значит, прося Бога, чтобы
Его Царствие пришло, мы понимаем, куда оно
должно прийти: в человеческие сердца.
Научимся молиться о пришествии Царствия
Божия в человеческие сердца!
Третья
величайшая нужда, о которой мы должны
молиться, выражается Христом в словах: "Да
будет воля Твоя и на земле, как на небе".
Мы должны научиться молиться о воле Божией,
чтобы и на земле она исполнялась так, как
она исполняется на небе. Ангелы исполняют
волю Божию беспрекословно и радостно, и
поэтому в Царстве Небесном нет дисгармонии.
Лишь исполнение воли Божией создаст
гармонию на земле.
Итак,
по учению Христа, прославление имени
Божьего, пришествие Царствия Божия и
исполнение воли Божией должны быть нашими
самыми горячими желаниями, и об исполнении
их мы должны постоянно взывать к Богу. Эти
три просьбы имеют своим предметом Бога
Всевышнего - Его имя, Его Царствие и Его волю.
Но следующие три просьбы в молитве, которой
нас научил Христос, имеют своим предметом
наши человеческие нужды. Какие же?
"Хлеб
наш насущный подавай нам на каждый день!"
Хлеб и другая пища необходимы для здоровья
и поддержания силы нашего тела. Для
прославления имени Господа, для
строительства Царствия Божия и для
исполнения воли Божией наш внешний человек
должен быть здоровым и сильным, а для этого
необходимо питание. К кому, как не к Отцу,
должны мы ежедневно обращаться с этой
нуждой в насущном хлебе, в насущном питании.
"И
прости нам грехи наши"... Прощение грехов
очищает наше сердце. Христос учит нас
молиться о прощении наших грехов, то есть об
очищении нашего сердца, - потому что только
чистое сердце способно прославлять и
святить имя Божие, жаждать пришествия
Царствия Божия и исполнять волю Божию. Но
разве мы не получили в день обращения к
Господу прощения всех наших грехов? Да,
получили! Тогда о каком же прощении учит нас
молиться Христос? О прощении наших
повседневных грехов.
Омывая
ноги апостолам, Христос сказал: "Омытому
нужно только ноги омыть, потому что чист
весь" (Ев. Иоан. 13, 10). Да, Господь простил
нам все грехи, соделанные нами до обращения,
в дни нашего неведения. Но, находясь во
плоти и соприкасаясь с разного рода злом и
грехом, мы загрязняемся и поэтому нуждаемся
в прощении и очищении. Кладя нам на сердце
просьбу о прощении наших грехов, Христос
учит нас прощать и нашим ближним, прощать их
согрешения против нас.
Всякий
раз, когда мы будем просить у Господа
прощения наших грехов, - подумаем, кому из
наших ближних мы еще не простили. Христос
придает очень большое значение прощению с
нашей стороны нашим ближним. В Своей
Нагорной проповеди Христос говорит очень
строгие слова ко всем тем ученикам Своим,
которые не хотят простить своим ближним:
"Если вы будете прощать людям согрешения
их, то простит и вам Отец ваш небесный; а
если не будете прощать людям согрешения их,
то и Отец ваш не простит вам согрешений
ваших" (Ев. Матф. 6, 14 - 15). Будем серьезно
относиться к этим словам нашего
божественного Учителя. И, наконец,
последняя просьба, которой учит нас Христос
в молитве "Отче наш", гласит: "Не
введи нас в искушение, но избавь нас от
лукавого". В молитве "Отче наш"
Христос говорит о Боге, как нашем Отце на
небесах. Он говорит, что Бог - прощающий наши
грехи Отец. И Христос возвещает нам еще
более радостную весть о нашем небесном Отце,
а именно: Он может сохранить нас от
искушения и избавить нас от лукавого.
Медицина говорит: болезни надо лечить, а еще
лучше их предотвращать. Христос говорит,
что наш небесный Отец - Врач, лечащий наши
духовные недуги; но, по учению Христа, Он
также и Бог, могущий предохранить нас от
впадения в искушение и грех и от
соприкосновения с лукавым.
Какие
славные шесть просьб поставил перед нами
Христос в молитве "Отче наш"!
Чтобы
имя Божие святилось и прославлялось в нашей
жизни!
Чтобы
Царствие Божие нисходило в сердца наши!
Чтобы
воля Божия исполнялась в нашей жизни!
Чтобы
нам иметь питание, необходимое для нашего
телесного здоровья!
Чтобы
каждый грех был оплакан нами и прощен
Господом!
И
чтобы нам не впадать вообще в какой бы то ни
было грех!
О
возможности такой чистоты и непорочности
мы читаем также в Послании Иуды 1, 24 - 25: "Могущему
же соблюсти вас от падения и поставить
перед славою Своею непорочными в радости,
единому премудрому Богу... слава и величие!.."
По стопам молящегося Христа
(1 Петра 2, 21)
Мы,
как и апостолы, просим Христа: "Господи!
научи нас молиться!" И Христос учит нас
молиться. Во-первых, Он дал нам учение о
молитве; во-вторых, Он оставил нам пример
Своей молитвенной жизнью. Мы не научимся,
как должно, молиться, если не пойдем по
стопам Христа в наших молитвах.
Познакомимся же тщательно с молитвенной
жизнью Господа нашего Иисуса Христа.
Пойдем
на берега реки Иордана в день крещения там
Господа нашего. Мы читаем в Ев. Луки 3, 21 - 22:
"Когда же крестился весь народ и Иисус,
крестившись, молился, - отверзлось небо, и
Дух Святой нисшел на Него в телесном виде,
как голубь..."
Обратим
внимание на слова: "Иисус, крестившись,
молился"... Христос приступил к Своему
великому служению, и для совершения этого
служения была нужна сила Духа Святого. И
Христос молится об исполнении этой силой и
получает ее: "Дух Святой нисшел на Него"...
Научимся
у нашего Господа Иисуса Христа молиться о
силе Духа Святого, и Дух Святой будет
нисходить и на нас, как нисшел Он на Него.
Прочтем
Ев. Марка 1, 35 - 37: "Утром, встав весьма рано,
вышел и удалился в лустынное место, и там
молился. Симон и бывшие с Ним пошли за Ним и,
нашедши Его, говорят Ему: все ищут Тебя".
Так начинал Христос Свой трудовой день: "Утром,
встав..., молился".
Какой
пример для всех Его учеников и учениц:
каждое утро получать новые силы в молитве!
"Все ищут Тебя!" - говорят апостолы
Иисусу. Другими словами: "Большой труд
ожидает Тебя, Учитель!"
Да,
большой труд ожидал ежедневно нашего
Господа Иисуса Христа: сотни и тысячи людей
ожидали от Него помощи. И, начиная Свой день
труда, Он в ранней утренней молитве
соединялся с источником силы - вечным Богом-Отцом
- и исполнялся силой свыше. Вот почему Его
служение было таким благословенным. Как
важно научиться у Христа иметь утреннее
общение с Богом.
Прочтем
Ев. Луки 5, 15, 16: "Но тем более
распространялась молва о Нем, и великое
множество народа стекалось к Нему - слушать
и врачеваться у Него от болезней своих. Но
Он уходил в пустынные места и молился".
Христос не только в ранней утренней молитве
запасался силой свыше для Своего славного
служения, но Он и среди дня искал обновления
сил в общении с Отцом. "Он уходил в
пустынные места и молился". Пустынные
места - не обязательно пустыня. Для
обновления наших сил достаточно любого
тихого уголка, где можно направить сердце к
Господу и испросить у Него новой силы для
служения и жизненной борьбы.
Так
поступал наш Учитель Христос: Он среди дня
неоднократно обращался к Отцу за помощью и
силой. И Он оставил нам пример, чтобы мы
поступали так же. Мы все нуждаемся в
постоянном обновлении наших сил, и лучшим
средством для достижения этого является
молитва.
Прочтем
Ев. Луки. 6, 12, 13: "В те дни взошел Он на гору
помолиться и пробыл всю ночь в молитве к
Богу. Когда же настал день, призвал учеников
Своих и избрал из них двенадцать, которых и
наименовал апостолами". Избрание
апостолов имело великое значение для дела
Христа на земле. Их задачей было -
руководить всем делом насаждения и
воспитания церквей после того, как их
покинет Учитель, чтобы занять снова Свой
престол славы. И перед этим важнейшим делом
- делом избрания апостолов - Христос
проводит ночь в молитве. В жизни детей
Господних могут быть вопросы, для решения
которых требуется особая помощь Божия. Эти
трудные вопросы жизни заставляют нас
особенно горячо молиться, чтобы решить их
согласно воле Божией.
Прочтем
Ев. Матф. 14, 23: "Отпустив народ, Он взошел
на гору помолиться наедине". Чтобы понять
эту молитву Христа, надо прочесть Ее. Матф.
14, 1.2 - 13: "Ученики же его (Иоанна
Крестителя), пришедши, взяли тело его и
погребли его; и пошли возвестили Иисусу. И,
услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в
пустынное место один". Сердце Христа
исполнилось глубокой печалью по поводу
трагической кончины величайшего из всех
пророков - Иоанна Крестителя. И с этой
печалью в сердце Христос взошел на гору
помолиться наедине.
Вот
пример для всех нас, когда мы бываем
исполнены какой-либо печалью. Лучший путь к
утешению нашего сердца - это молитвенное
общение с Богом. Пусть в дни печали громко
звучат слова псалмопевца: "Бог нам
прибежище и сила, скорый помощник в бедах"
(Псал. 45, 2). У Него сила для перенесения всех
наших скорбей. И мы должны в молитве черпать
эту силу.
Прочтем
Ев. Луки 9, 18: "В одно время, когда Он
молился в уединенном месте, и ученики были с
Ним..." Евангелие повествует нам о
молитвах Христа "наедине и о молитвах Его
с учениками. Будем следовать Его примеру и в
этом отношении, то есть будем молиться
наедине, будем молиться и коллективно - с
учениками и ученицами Христа. В нашей
христианской жизни необходима та и другая
молитва. Научимся у нашего Господа Иисуса
Христа молиться наедине и молиться с Его
детьми!
Прочтем
Ев. Луки 9, 28 - 29: "После сих слов, дней через
восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел
Он на гору помолиться. И когда молился, вид
лица Его изменился..." Каждый год мы
празднуем праздник Преображения Господня.
Ню сегодня мы подчеркнем слова: "И когда
молился, вид лица Его изменился".
Преображение произошло во время молитвы
Христа! Идеал христианства - преображение в
образ Христа, достижение высоты и
совершенства Христа. Лучший путь к
преображению в образ Христа - молитва,
частое молитвенное общение с Богом. После
каждого молитвенного общения со Христом
лицо наше будет отражать любовь, радость и
мир, излитые Господом в наше сердце.
Молитвенная
жизнь, подобная молитвенной жизни Христа,
ведет к изменению нашего сердца, к
уподоблению его божественному сердцу
Христа. А изменение нашего сердца ведет к
изменению всей нашей внешней жизни. Такова
сила молитвы.
Прочтем
Ев. Луки 10, 21: "В тот час .возрадовался
духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче,
Господи неба и земли, что Ты утаил сие от
мудрых и разумных и открыл младенцам; ей,
Отче! ибо таково было Твое благоволение".
Здесь мы слышим молитву благодарности,
исходящую из уст Христа. За что же
благодарит Он Отца? Его ученики только что
вернулись из благословенного похода с
благовествованием Евангелия. Они имели
большой успех, и сердца их были полны
радости, И Учитель благодарит за них
небесного Отца, за этих простых
малограмотных рыбаков, которым Бог открыл
ум к уразумению Писания.
Но
обратим внимание на то, где возносит
Христос эту молитву. По всему видно, не на
горе и не в пустынном месте, а в населенном
пункте, так как здесь очутился один из
законников, который обратился к Нему с
своим вопросом.
Христос
видел Отца на всяком месте и мог беседовать
с Ним, то есть молиться в любое время и при
любых обстоятельствах. Какой пример для нас!
Если мы очами сердца будем видеть всегда
Христа перед собою, то любое место и любое
время будет и для нас подходящим, чтобы
внутренне воззвать к Нему или благодарить
Его за ту или иную милость, явленную нам.
Научимся
у нашего Господа молиться при всяких
условиях. Сердце наше должно быть
независимо от условий. Оно должно быть
способным установить связь с Богом в любое
время и при любых условиях. Этому учит нас
наш небесный Учитель - Христос.
Прочтем
Ев. Иоанна 11, 41 - 44: "Итак, отняли камень от
пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел
очи к небу и сказал: "Отче! благодарю Тебя,
что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда
услышишь Меня, но сказал сие для народа,
здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты
послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким
голосом: Лазарь! иди вон! И вышел умерший,
обвитый по рукам и ногам погребальными
пеленами, и лицо его обвязано было платком.
Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет".
Мы прочитали о молитве Христа у гроба
Лазаря. Здесь мы видим снова, как наш
Господь Иисус Христос среди множества
народа возводит очи к небу. Но из Его
молитвы мы узнаем, что Он молился о
воскрешении Лазаря еще в каком-то другом
месте, будучи наедине с Отцом. "Отче, -
говорит Он у гроба Лазаря, - благодарю Тебя,
что Ты услышал Меня".
К
чему призывает нас молитва Христа у гроба
Лазаря? К тому, чтобы мы молились за наших
друзей, за их воскрешение силою Христа.
Будем молиться за наших духовно мертвых
Лазарей так, как молился Христос: и в тишине
уединенного уголка, и в шуме жизни. И будем
верить в воскрешающую силу Христа, ибо для
Него не существует безнадежно мертвых
Лазарей.
Прочтем
Ев. Иоанна 12, 28: "Отче! прославь имя Твое!"
Эту молитву Христос вознес к Отцу, когда
тень креста Голгофы уже лежала черной
полосой на Его пути. Голгофский час был уже
совсем близок, и "пшеничному зерну"
надлежало уже пасть в землю, чтобы умереть и
принести много плода. Как ни страшен этот
Голгофский крест, но Христос не намерен
уйти от него, зная, что это единственный
путь для спасения грешников, У Него только
одно желание: чтобы крест Голгофы прославил
Отца. "Отче! прославь имя Твое"! - вот
Его молитва при созерцании креста.
Чему
учит нас эта молитва Христа? Тому, чтобы,
томясь под ношей своего креста, мы горели
желанием, чтобы и наш крест послужил к славе
Божией. Неся свой крест, будем молиться
словами Христа: "Отче! прославь имя Твое!"
Прочтем
Ев. Луки 22, 31 - 32: "И сказал Господь: Симон!
Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как
пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не
оскудела вера твоя; и ты некогда,
обратившись, утверди братьев твоих". Эти
слова приоткрывают перед нами еще одну
драгоценную черту в молитвенной жизни
Христа: Он молился персонально о Петре. Но
неужели только о Петре? Мы можем не
сомневаться, что Он молился и об Иоанне, и о
Иакове, и о Фоме, и о каждом из Своих
апостолов. Не будем сомневаться, что Он
молился и о каждом из нас. Как это отрадно!
Он молился о тебе, брат, и о тебе, сестра! И,
молясь о тебе и обо мне, Он знает, как о нас
молиться.
В
Ев. Иоанна в 17 главе мы имеем так называемую
"первосвященническую" молитву Христа.
Эту молитву Христос вознес к Отцу в
присутствии Своих апостолов по окончании
Тайной Вечери. Эта молитва настолько
величественна, что богословы, углубляясь в
нее, написали о ней целые книги. Нам же эта
молитва дорога особенно тем, что Христос
молится в ней о единстве всех верующих в
Него на земле. Кто не знает слов Христа из
этой молитвы: "Да будут все едино; как Ты,
Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в
нас едино, - да уверует мир, что Ты послал
Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да
будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне;
да будут совершены воедино, и да познает мир,
что Ты послал Меня..." При всей великой и
глубокой радости, которую мы имеем во
Христе, Спасителе нашем, сердца наши полны
печали, видя, как раздроблена, как
разъединена Церковь Христа на земле. Как мы
должны быть благодарны Христу за Его
молитву о единстве всех детей Божиих. И
обязанность всех верующих во Христа -
следовать Его примеру в молитве о единстве
всей Его церкви на земле.
Прочтем
Ев. Луки 22, 39 - 44: "И вышед, пошел по
обыкновению на гору Елеонскую; за Ним
последовали и ученики Его. Пришед же на
место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в
искушение. И Сам отошел от них на вержение
камня и, преклонив колена, молился, говоря:
Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу
сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя
да будет. Явился же Ему ангел с небес и
укреплял Его. И, находясь в борении,
прилежнее молился; и был пот Его, как капли
крови, падающие на землю". Такова молитва
Христа в Гефсимании.
И
если мы назвали первосвященническую
молитву Христа величественной молитвой, то
Гефсиманскую молитву Его мы можем назвать
"таинственной молитвой". Много
написано об этой молитве книг, но тайна ее
все еще не раскрыта. Не будем делать сегодня
попытки раскрыть ее. Но одно мы должны
понять: Христос молится в Гефсимании о чаше
смерти.
Чаша
смерти - очень горькая чаша, а для Господа
Иисуса Христа она была еще горче, чем для
нас, так как Он был непорочным и чистым
Агнцем. Горечь этой чаши повергла нашего
Господа в глубочайшую скорбь и вызвала в
Нем такую душевную борьбу, что тело Его
покрылось кровавым потом, а ангелу с неба
пришлось укреплять Его. Но Он предал Себя
воле небесного Отца и спокойно пошел на
Голгофу, чтобы умереть там за наши грехи.
Чаша смерти - весьма горькая чаша и для нас.
Одр смерти является нашей Гефсиманией.
Почти с каждого одра смерти из уст близкого
к смерти чада Божия исходит молитва,
подобная молитве Христа: "Отче! о, если бы
Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!"
Но слава Господу, что Гефсиманская молитва
нашего Искупителя учит нас прибавлять ко
всем нашим просьбам и особенно к просьбе об
избавлении нас от чаши смерти слова Господа
нашего Иисуса Христа: "Впрочем, не Моя
воля, но Твоя да будет!"
И
наконец мы подошли к последним трем
молитвам Христа, к Его молитвам на Голгофе.
О
первой молитве Христа на Голгофе мы читаем
в Ев. Луки 23, 34: "Иисус же говорит: "Отче!
прости им, ибо не знают, что делают".
О
второй молитве Христа на Голгофе мы читаем
в Ев. Матф. 27, 46: "А около девятого часа
возопил Иисус громким голосом: "Боже Мой,
Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"
И
о третьей молитве Христа на Голгофе мы
читаем в Ев. Луки 23, 46: "Иисус, возгласив
громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои
предаю дух Мой". Молитва на кресте - какое
неудобное для молитвы место: ни колен
преклонить, ни рук сложить... а какой шум
кругом - крики толпы, насмешки книжников и
фарисеев... а какая боль в пригвожденных ко
кресту руках и ногах...
Но
Христос молится и в таких условиях; молится
о пригвождающих Его ко кресту, молится о
Себе в самый мрачный час Своей земной жизни
и в молитве предает Свой дух Отцу.
Будем
благодарны Духу Святому, что Он на
страницах Евангелия нарисовал нам такую
чудесную картину молитвенной жизни Господа
нашего Иисуса Христа.
Молитва должна быть
определенной
(Ев. Марк. 10, 46 - 52)
Слепой
Вартимей взывал ко Христу: "Иисус, Сын
Давидов! помилуй меня!" Христос слышал
крик слепого; Он остановился и велел его
позвать. Вартимей подошел ко Христу. "Чего
ты хочешь от Меня?" - спрашивает его
Христос. Разве Христос не знал его нужды?
Разве божественный сердцеведец не видел,
что слепой Вартимей полон одного только
желания: избавиться от слепоты и сделаться
зрячим.
Почему
же Христос задает ему вопрос: "Чего ты
хочешь от Меня?" Христос учит Вартимея
молиться определенной молитвой. Вартимей
просил в общих словах: "Иисус, сын Давидов!
помилуй меня!" А после вопроса Христа он
молится определенной молитвой: "Учитель!
чтобы мне прозреть!" Как действительно
определенна ело молитва. Как ясна его нужда.
Всякий, кто слышал его молитву, мог сказать,
о чем он просил Христа.
Как
много среди нас, верующих, тех, которые
молятся неопределенными молитвами: "Господи,
помилуй нас!", "Благослови нас!", "Услышь
нас!", "Помоги нам!" А какое именно
благословение испрашиваем мы у Господа? В
чем оно должно заключаться? В чем именно
должен Господь нас услышать? Какой именно
помощи мы ждем от Него? На все эти вопросы мы
не всегда могли бы ответить, так как слова
"благослови", "услыши", "помоги"
стали слишком привычными у нас словами.
Мы
часто употребляем в наших молитвах слова
"прости нас, Господь"; но если спросить
нас, о каком прощении мы просим Господа, мы
не всегда сумеем ответить на этот вопрос.
Нужды, которые мы приносим к Господу, должны
быть определенными, конкретными нуждами.
Грехи, за которые мы просим прощения у
Господа, должны быть определенными,
осознанными и оплаканными нами грехами.
Каждый грех, о прощении которого мы просим
Господа, должен нами называться своим
именем. Вот что значит молиться определенно,
конкретно, а не общими, неопределенными
фразами.
Но
разве Бог не знает наших нужд? Разве Он не
знает, в каком благословении мы нуждаемся?
Или какая помощь нам нужна? Да, Он все знает.
Он мог бы удовлетворять все наши нужды без
всяких наших молитв. Но молитва необходима
для нашего общения с Богом. Молитва - это
тропинка, которая ведет к Богу, и нам надо
следить за тем, чтобы она никогда не
зарастала. Не нуждается Господь и в
перечислении перед Ним всех наших нужд, ибо
Он знает их прежде нашего прошения. И все же
Он спрашивает тебя и меня, как Он спросил
слепого Вартимея: "Чего ты хочешь от Меня?"
Он
хочет избавить нас от наших формальных,
трафаретных молитв! Он хочет научить нас
молиться продуманно, чтобы мы, прежде чем
обратиться к Господу в молитве, осознали,
каковы наши нужды; а также чтобы мы осознали
каждый грех и принесли искреннее раскаяние
Господу. Вопросом: "Чего ты хочешь от Меня?"
- Господь хочет, чтобы мы проверяли свои
желания, угодны ли они Господу и стоит ли их
делать предметом наших молитв. Когда мы
приходим к Господу с определенными нуждами,
то мы ожидаем и определенного ответа на
наши молитвы.
У
слепого Вартимея было, без сомнения, много
разных нужд. Конечно, главной нуждой его
была нужда в зрении, во у него были многие и
другие нужды. Но как ясна его молитва
благодаря тому, что он не перегрузил ее
просьбами. Не будем и мы перегружать наших
молитв просьбами. От перегрузки просьбами
страдает ясность и четкость наших молитв.
Пусть наши молитвы будут короче, но чаще.
Христос
учит нас настойчивости в молитве, а
настойчиво молиться легче об одной нужде,
чем о множестве наших нужд. Мне кажется, что
Христос готов иногда остановить нас среди
нашей долгой молитвы и спросить: "Чадо
Мое, что же ты все-таки хочешь от Меня?" Он
знает, что долгая, многословная молитва
может превратиться в набор формальных и
сухих слов, и поэтому предостерегает нас от
многословия в молитве. "Молясь, - говорит
Христос, - не говорите лишнего, как язычники,
ибо они думают, что в многословии своем
будут услышаны".
Каким
прекрасным образцом является для нас
молитва "Отче наш" как в отношении
определенности просьб, содержащихся в ней,
так и в отношении краткости ее. Но, кроме
шести просьб, которые так определенно и
ясно вложены в молитву "Отче наш",
Христос кладет нам на сердце еще две очень
определенные просьбы, которые мы должны,
постоянно возносить к Отцу. Об этих двух
просьбах Христос говорит так: первая
просьба - "тем более Отец Небесный даст
Духа Святого просящим у Него" (Ев. Луки 11,
13); и вторая просьба - "жатвы много, а
делателей мало; итак, молите Господина
жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою"
(Ев. Матф. 9, 37 - 38).
Будем
постоянно просить о Духе Святом, и мы будем
постоянно исполнены Его силой. Будем
постоянно просить о делателях для жатвы
Божией, и Господь найдет их и вышлет их на
жатву Свою.
Какие
две чудные, определенные просьбы к Господу:
о Духе Святом и о делателях для жатвы
Господней!
Если
мы хотим научиться определенно молиться, то
мы должны усваивать обетования Божий,
сокрытые в Библии. Каждое обетование Божие
кладет нам на сердце определенную просьбу,
каждое обетование Божие дает нам право
молиться об исполнении его в нашей жизни!
Молитва Церкви
(Ев. Матф. 18, 19 - 20; Откр. 5,8)
Учась
у ног Христа молитве, мы должны особенно
хорошо усвоить два наставления нашего
божественного Учителя. Мы знакомы с ними, но
поставим их еще раз перед собой.
Первое
наставление Христа гласит: "Ты же, когда
молишься, войди в комнату твою и, затворив
дверь твою, помолись Отцу твоему, Который
втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст
тебе явно" (Ев. Матф. 6, 6).
Второе
наставление Христа гласит: "Если двое из
вас согласятся на земле просить о всяком
деле, то, чего бы ни попросили, будет вам от
Отца Небесного" (Ев. Матф. 18, 19).
В
Откровении Иоанна 2, 1 мы видим Христа, как
держащего семь звезд в деснице Своей и как
ходящего посреди семи золотых светильников,
а в Откровении 1, 20 нам объясняется "тайна
семи звезд и семи золотых светильников",
а именно: "семь светильников... суть семь
церквей".
Ев.
Матф. 18, 20 и Откровение 2, 1 говорят о том, что
Христос пребывает посреди Своей Церкви,
посреди "экклезии" - собрания, посреди
собранных во имя Его, хотя бы их было двое
или трое.
Семь
золотых светильников, посреди которых
ходит Христос, - это полнота Его церквей,
начиная от самых маленьких и кончая самыми
большими.
Обязанность,
задача каждой церкви быть молящейся
церковью. И Христос дает молящейся церкви
особое обетование: "чего бы ни попросили,
будет им от Отца Моего Небесного".
Но
какие указания Христос дает Своей Церкви,
чтобы молитвы ее были эффективными,
действенными. Мы должны особенно
прислушаться к трем указаниям нашего
Господа: во-первых, молящиеся должны "согласиться"
просить о том или другом деле своего
Небесного Отца; во-вторых, они должны
просить "во имя Христа", о чем Христос
говорит в Ев. Иоанна 14, 13 - 14: "И если чего
попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да
прославится Отец в Сыне; если чего
попросите во имя Мое, Я то сделаю".
И
третье указание Христа для действенной
молитвы гласит: "Все, чего ни будете
просить в молитве, верьте, что получите, - и
будет вам" (Ев. Марк. 11, 24). Эти три указания
нашего Господа ценны как для наших личных
молитв, так и для молитв Церкви.
Вникнем
еще раз в эти три указания Христа: молиться
надо определенно, то есть определив, о чем
мы будем молиться; молиться надо во имя
Христа и молиться надо с верою, что мы
получим просимое.
Обратим
внимание, как апостол Павел ценил молитву
Церкви и как он верил в ее особую силу. В
Послании к Римлянам, то есть к Церкви в Риме,
15, 30 - 32, он пишет: "Умоляю вас, братья,
Господом нашим Иисусом Христом и любовью
Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня
к Богу, чтобы служение мое для Иерусалима
было благоприятно святым, дабы мне в
радости, если Богу угодно, прийти к вам и
успокоиться с вами". Прочтем 2 Кор. 1, 11: "При
содействии и вашей молитве за нас, дабы за
дарованное нам, по ходатайству многих,
многие возблагодарили за нас". Прочтем
Филип. 1, 19: "Знаю, что это послужит мне во
спасение по вашей молитве и содействием
Духа Иисуса Христа"; Колос. 4, 2 - 4: "Будьте
постоянны в молитве, бодрствуя в ней с
благодарением; молитесь также и о нас (о
Павле и Тимофее), чтобы Бог отверз нам дверь
для слова, возвещать тайну Христову, за
которую я и в узах, дабы я открыл ее, как
должно мне возвещать". И еще одно место - 2
Фессал. 3, 1 - 2: "Итак, молитесь за нас,
братья, чтобы слово Господне
распространялось и прославлялось, как и у
вас, и чтобы нам избавиться от
беспорядочных и лукавых людей; ибо не во
всех вера".
Во
всех этих местах своих посланий ап. Павел не
только говорит о великом значении молитвы
церкви, но и призывает церковь к молитве.
Послушаем еще раз его призыв к церкви в Риме:
"Умоляю вас, братья (и, конечно, и сестры),
подвизаться со мною в молитвах..." "Подвизаться
в молитвах", то есть быть церковью-подвижницей
в молитвах! Развитие христианства пошло бы
совсем другим путем, если бы Церковь Христа
не только молилась, но и подвизалась в
молитвах.
Мы
все хотим служить делу Христа. Не знаем ли
мы, что подвигом молитвы мы можем
содействовать делу Христа не меньше, чем
проповедью Евангелия. Мы можем охватить
нашей молитвой людей, рядом с нами
находящихся, и людей, живущих от нас на
расстоянии тысячи километров. Для молитвы
буквально нет преград.
Мы
знаем, как Христос в Своей
первосвященнической молитве охватил всю
Церковь - от первых ее членов до последних.
Прочтем Ев. Иоанна 17, 20: "Не о них же только
молю, но и о верующих в Меня по слову их".
Предметом наших молитв может быть любой
человек, любая церковь, любой служитель
Божий, любое событие нашей жизни, любое
переживание, любое затруднение. Подвигом
молитвы может подвизаться каждый член
Церкви Христа, в том числе и слабый, и
больной, и самый престарелый. И Христос
призывает всех нас сделаться подвижниками
молитвы.
Слово
Божие рисует нам Церковь Христа в небесах,
наполненную фимиамом молитвы. Прочтем еще
раз Откровение 5, 8: "И когда Он (Христос)
взял книгу, тогда четыре животных и
двадцать четыре старца пали пред Агнцем,
имея каждый гусли и золотые чаши, полные
фимиама, которые суть молитвы святых".
Двадцать четыре старца - это Церковь Христа
в совокупности. Пусть же и Церковь Христа на
земле будет полна фимиама молитвы. И тогда,
как говорит Христос, она будет двигать
горами.
Неуслышанные молитвы
(Псалом 65, 18).
"Неуслышанные
молитвы" - как печально звучат эти слова.
После многих обетовании Божиих,
укрепляющих нашу веру в силу молитвы и
зовущие нас к молитве, и вдруг молитвы
неуслышанные. Но слова - "молитвы
неуслышанные" - требуют пояснения, хотя
они и очень понятные для каждого из нас.
Бог
слышит все молитвы, и если мы говорим о
неуслышанных молитвах, то только в том
смысле, что они остались без ответа. Много
молитв возносится к Богу, но они остаются
без ответа. Они дошли до престола Божьего,
но остались без ответа. В чем дело, где
причина этого печального факта?
Обратимся
за ответом к Библии. Прочтем еще раз Псалом
65, 18: "Если бы я видел беззаконие в сердце
моем, то не услышал бы меня Господь". Как
ясно говорится в этих словах о причине
неуслышанных молитв. Беззаконие в сердце,
грех в нашей жизни, какой-то сознательный
грех, какое-то сознательное беззаконие - вот
одна из причин неуслышанных молитв,
молчания Бога в ответ на молитвы людей.
Сознательный грех в нашем сердце разрывает
нашу связь с Богом. Об этом так ясно говорит
Слово Божие. Прочтем Ис. 59, 1 - 2: "Вот, рука
Господа не сократилась на то, чтобы спасать,
и ухо Его не отяжелело для того, чтобы
слышать. Но беззакония ваши произвели
разделения между вами и Богом вашим, и грехи
ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не
слышать". I Запомним раз и навсегда
великую истину: молитва - это союз с Богом,
общение с Богом, а грех - это разрыв, это
разобщение с Богом! Вот почему великое
значение имеет в нашей христианской жизни
чистое сердце.
Чистое
сердце - залог беспрепятственного общения с
Богом. Чистое сердце имеет свободный доступ
к престолу святого и праведного Бога.
Обетования Божии, относящиеся к молитве,
даны для чистых сердец, а не для сердец с
затаенным грехом и сознательной нечистотой.
Поэтому, если мы хотим, чтобы наши молитвы
не оставались пустым звуком и Бог слышал их
и отвечал на них, то мы должны постоянно
стремиться к чистоте и святости, к
искоренению из наших сердец и жизни всякого
греха и всякой нечистоты.
Но
грех - не единственная причина неуслышанных
молитв. Прочтем из слова Божия еще о другой
причине неуслышанных молитв, Иак. 4, 3: "Просите
и не получаете, потому что просите не на
добро, а чтобы употребить для ваших
вожделений". "Просите... чтобы
употребить для ваших вожделений", то есть
просите из себялюбивых побуждений, по
эгоистическим мотивам.
Эгоизм,
себялюбие, предпочтение своих личных
интересов интересам ближних, интересам
дела Божия - вот другая причина
неуслышанных молитв. Как часто мы не
замечаем этого врага в своем сердце, и он
легко может завладеть всем нашим существом.
Христиане - эгоисты, себялюбцы, - как это ни
странно, как это ни противоречит учению и
духу Христа, но они не редкость в церквах
Господних. Христиане-эгоисты не были
редкостью и в дни апостолов, иначе Павел не
написал бы таких слов: "Все ищут своего, а
не того, что угодно Иисусу Христу" (Филип.
2, 2)
Как
это ни странно, но проповедник может
молиться о благословении своей проповеди
из эгоистических целей. Он, может быть,
привык к похвалам и восхищению своих
слушателей и хочет, чтобы каждая его
проповедь вызывала, если можно так
выразиться, аплодисменты слушателей.
Молясь о благословении своих проповедей,
проповедник может искать не блага душ своих
слушателей, а именно их аплодисментов, их
довольства, их похвалы, - проще сказать:
искать своей славы. Много молитв, полных
эгоизма, искания своего интереса,
возносится к Богу, и молящиеся такими
эгоистическими молитвами удивляются своим
неуслышанным молитвам.
Будем
знать, что не только грех в сердце, но и
эгоизм в сердце, себялюбие, искание только
своих интересов может быть препятствием
для получения ответов от Бога на наши
молитвы! Искание того, что угодно Иисусу
Христу, как говорит ап. Павел в прочитанном
21 стихе 2 главы его Послания к Филиппийцам, -
вот что освободит нас от наших
эгоистических молитв.
Но
сейчас мы увидим человека с самым чистым
сердцем и без малейшего эгоизма - и вместе с
тем с неуслышанной молитвой. Кто же это? Это
величайший служитель Христа - апостол Павел.
Послушаем, что од говорит об одной своей
настойчивой молитве, оставшейся без ответа.
Прочтем 2 Кор. 12, 79: "И что б я не
превозносился чрезвычайностью откровений,
дано мне жало в плоть, ангел сатаны,
удручать меня, чтоб я не превозносился.
Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил
его от меня, но Господь сказал мне: "Довольно
для тебя благодати Моей, ибо сила Моя
совершается в немощи".
"Дано
мне жало в плоть"? Что это такое? Многие
толкователи Библии говорят, что жало в
плоти у ап. Павла - это какой-то телесный
недуг, вроде болезни глаз. Так это или нет,
но в других переводах Евангелия слово "жало"
обозначено словом "шип" (колючка) или
также словом "заноза". Какой-то надуг,
как острый шип, как заноза, давал себя
постоянно чувствовать апостолу и сильно
тяготил его. И он стал взывать к Господу об
освобождении от него. Трижды молил он
Господа об этом, но его молитва не была
услышана. Но почему же? Какова была тут
причина неуслышания Господом молитвы
Своего служителя - такого чистого, такого
самоотверженного. Причина была
определенная: планы ап. Павла не совпадали с
планами Божиими!
В
книге пророка Исаии 55, 8 Господь говорит: "Мои
мысли - не ваши мысли, то есть у Господа Свои
планы, а у нас - свои, и планы Господа часто
не совпадают с нашими планами. И когда мы
начинаем взывать к Господу об исполнении
наших желаний, а они не совпадают с
желаниями Господа, - тогда Господь, ради
нашего блага, не исполняет нашего желания,
хотя бы мы многократно приносили его в
молитве к Господу.
Апостол
Павел хотел жить и трудиться для Царствия
Божия без "жала в плоти", а в плане
Господа для него было это жало, и оно было
нужно, чтобы он "не превозносился" и
чтобы сила Христа была явлена в жизни и
труде ап. Павла вопреки этого жала в его
плоти.
Может
быть, и мы удивлены молчанием Господа?
Столько раз мы взывали к Нему, а ответа все
нет и нет. Не потому ли, что у Господа Свои
планы в отношении нас, а мы молимся вразрез
этим божественным планам. Вот это "вразрез"
с волей Божией является частой причиной
наших неуслышанных молитв.