ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА
Глава 11
"Господи!
вот, кого Ты любишь, болен" (стих 3).
Слово
"вот" - "вот, кого Ты любишь, болен"
- говорит о некотором удивлении сестер
Лазаря, что человек, любимый Богом, мог
заболеть, да еще так тяжело.
Так
трудно бывает понять, как это Бог любви
допускает такие тяжелые удары в жизни Своих
возлюбленных детей.
И
разве не возрастало наше удивление, когда,
несмотря на наши многие и горячие молитвы
об исцелении нас самих или близких нам
людей, болезнь, наоборот, ухудшалась и,
может быть, даже кончалась смертью больного,
как это случилось с Лазарем?
Да,
мы все знакомы с такого рода удивлением по
поводу страданий, переживаемых "Лазарями"
и "Иовами", любимыми Господом и
любящими Господа.
Но
мы должны перестать удивляться этому,
потому что мы пошли за Христом не ради
освобождения нас от каких бы то ни было слез.
Мы знаем слова сатаны, сказанные Богу об
Иове: "Разве даром богобоязнен Иов?" (Иов
1, 9). Неужели можно быть богобоязненным ради
выгоды? Неужели можно стать христианкой или
христианином из корыстолюбия? Да, если бы
Христос провозгласил, что Он всех Своих
последователей освободит от всех
физических страданий, что Он не допустит до
них никакой болезни, никакой скорби,
никаких слез и что они будут знать одну
только радость, одно только счастье и
блаженство, - о, тогда все человечество
пошло бы за Ним. О многих детях Божиих можно
сказать Господу, как сказали сестры Лазаря
о своем брате: "Господи! вот, кого Ты
любишь, они больны, они страдают, они льют
слезы..." И это значит, что они любят
Христа бескорыстно, не ради безоблачной
жизни.
Вспомним
двух преданных служителей Христа - одного
уже с сединой на голове, другого еще совсем
молодого, но оба страдают от длительных и
тяжелых недугов. Один из этих
самоотверженных слуг Христа - Павел, другой
- Тимофей. Павел страдает мучительной
болезнью глаз, Тимофей - частыми недугами
желудка.
Что
же Христос говорит о болезни Лазаря? "Эта
болезнь не к смерти, но к славе Божией, да
прославится чрез нее Сын Божий". Мы знаем,
как была явлена слава Божия и как был
прославлен Христос чрез болезнь и смерть
Лазаря. Его воскрешение Христом является
величайшим из всех чудес, сотворенных
Христом. Но слава Христа в болезни и смерти
Лазаря была явлена только в самом конце
этой семейной драмы в Вифании. Прежде чем
эта слава Божия была явлена в Вифании,
сколько было пережито и самим больным
Лазарем и Марфой и Марией - его сестрами.
Бессонные ночи больного, а также и сестер,
ухаживавших за ним; недоумение, почему не
идет Христос, - ведь Он не так далеко, в
Вифаваре на Иордане; да Ему не надо было
приходить - Он мог исцелить Лазаря на
расстоянии, как Он исцелил сына
капернаумского царедворца. Но почему же
Христос медлит со Своей помощью? Ведь
состояние Лазаря все ухудшается. Вот
наступает смертельная агония - самое
тяжелое зрелище для родных и близких
умирающего. И, наконец, последний вздох... и
жизнь дорогого существа окончилась. А
дальше - трагедия похорон, тоже полная, как и
все похороны, самых тяжелых чувств.
Где
же в этой печальной картине слава Божия,
слава Христа? Ее не видят пока ни умирающий
Лазарь, ни его плачущие сестры. Но печальная
картина одра болезни и смерти Лазаря, его
погребения, четырехдневного лежания во
гробе, превратится в светлую, сияющую
картину величайшей славы Божией, которая
будет явлена в возвращении к жизни уже
смердящего Лазаря.
Мы
верим, что так будет и со всеми печальными
картинами в жизни детей Божиих, - они все
превратятся в светлые и сияющие картины
величайшей славы Божией.
"Лазарь,
друг наш, уснул, но Я иду разбудить его" (стих
11).
Христос
называет смерть сном, который кончится
пробуждением. В доме Иаира Христос также
назвал смерть сном, когда Он сказал о его
умершей дочери, что она "не умерла, но
спит" (Ев. Матф. 9, 24).
Слово
"кладбище" на греческом языке означает
"место сна". Кладбища - эти
печальнейшие места на земле - по словам
Христа, превратятся в самые светлые места,
так как все "спящие" на кладбищах люди
силою Христа будут пробуждены от своего "сна".
И в этом пробуждении, в этом всеобщем
воскресении мертвых будет также явлена
величайшая слава Божия, слава Христа.
Мы
прочитали: "Иисус же любил Марфу и сестру
ее и Лазаря" (стих 5). О чем говорят нам эти
слова? Сопоставим их со словами Ев. Иоанна 3,
16: "Ибо так возлюбил Бог мир"... Любовь
Божия ко всему миру, ко всему человечеству -
это великая и драгоценная истина, о которой
говорит вся Библия.
Но
Библия говорит и о другой истине - о любви
Божией к Марфе, Марии и Лазарю. Бог любит
весь мир, все человечество, всех грешников,
и любит их так, что отдал жизнь Свою для их
спасения на Голгофском кресте. Но особой
любовью Бог любит тех, которые обратились к
Нему и стали Его детьми. Для детей Божиих
Библия имеет особые обетования, и отношение
Христа к тем, которые любят Его, тоже
совершенно особое - это отношение особой
любви, дружбы и доверия.
Марфа
и Мария, сестры Лазаря, очень различны по
своим характерам, и мы знаем, что Христос
однажды осудил Марфу и похвалил Марию. Но
обе они искренне любили Христа так же, как и
брат их Лазарь. Все трое были искренними,
верными и преданными друзьями Христа.
Мы,
верующие, тоже любим Христа, и Он любит нас
тоже особой любовью, потому что мы все
друзья Его, хотя мы тоже отличаемся друг от
друга нашими характерами, и Христос иногда
осуждает нас, как Марфу, иногда хвалит нас,
как Марию.
Но,
подобно Марфе, Марии и Лазарю, будем и мы
друзьями Христа, искренними, верными и
преданными.
Покинем
теперь со Христом берега Иордана и пойдем с
Ним в Вифанию. Перед нами картина: "Марфа,
услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу
Ему; Мария же сидела дома" (и тут Марфа
остается Марфой, а Мария - Марией). Как
неизменны характеры. Освящение нашего
характера - дело очень трудное.
"Тогда
Марфа сказала Иисусу: "Господи! Если бы Ты
был здесь, не умер бы брат мой"... Иисус
говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа
сказала Ему: знаю, что воскреснет в
воскресение, в последний день. Иисус сказал
ей: Я есмь воскресение и жизнь" (стихи 21 -
25). Из этого разговора Марфы со Христом мы
можем извлечь очень ценный урок, а именно:
есть два рода веры - вера общая и вера
частная. Постараемся объяснить разницу
между этими двумя родами веры. Марфа имеет
общую веру в воскресение мертвых в
последний день. Она верит, что тогда
воскреснет и ее брат Лазарь. А Христос хочет
видеть в ее сердце и веру частную: что
Христос может воскресить ее брата раньше
всеобщего воскресения мертвых, что брат ее
воскреснет сегодня, даже в сей час.
Мы
все имеем общую веру, что Бог всемогущ, что
для Него нет ничего невозможного, что Он все
горы может превратить в равнины. Но есть ли
в наших сердцах вера, что Он мою гору
превратит в равнину? И получается
дисгармония в области нашей веры: общая
вера во всемогущество Бога у нас очень
крепкая, а вера во всемогущество Божие в
нашей личной жизни или в жизни другого
отдельного человека бывает у нас очень
слабой.
Остановим
теперь наше внимание на некоторых
подробностях этого величайшего из всех
чудес, сотворенных Христом. "Иисус, когда
увидел ее (Марию) плачущую и пришедших с ней
иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и
возмутился и сказал: где вы положили его?
Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри.
Иисус прослезился" (стихи 32 - 35). О чем
говорит это? О том, что Христос был истинным
человеком. Свойством истинного человека
является реагировать на скорбь и слезы
скорбью и слезами.
Евангелист
Иоанн говорит, что Христос шел ко гробу
Лазаря, скорбя внутренне. Могилы кладбища
породили эту внутреннюю скорбь Христа. Эта
скорбь, эти слезы Христа говорят не только о
том, что Христос был истинным человеком, но
что Он был и истинным Богом. Да, эта скорбь
Христа в Вифании говорит не только об
истинной человечности Христа, но и о Его
истинной божественности.
И
вот мы стоим со Христом у гроба Лазаря.
Прежде всего Христос велит отнять камень от
гроба: "Отнимите камень!" - звучит Его
повеление. Он хочет иметь в нас Своих
соработников. "Мы - соработники у Бога",
- говорит апостол Павел (1 Кор. 3, 9). Все дело
Господне делается Господом и людьми.
Возьмем дело возрождения душ. Новую жизнь
дает только Господь, но отнять "камни",
препятствующие обращению души к Богу,
поручается Господом нам.
Какие
"камни"? Например, камень незнания о
Господе, или камень сомнения, или камень
предубеждения, или камень ожесточения.
Возьмем
наши проповеди - разве они не убирают "камни"
с пути грешника, направляя его к Богу,
Который тогда уже делает Свое дело: прощает
грешника и дает ему новое сердце.
Так
идет дело в винограднике нашего Господа: мы,
люди, пашем, сеем, убираем сорняки, поливаем
и ожидаем плодов от Господа. Итак, будем
верными и прилежными соработниками у
нашего Бога.
Марфа
испугалась, услышав такое повеление Христа.
"Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как
Он во гробе", а Ты хочешь открыть гроб...
Она испугалась, что сейчас все увидят
разлагающийся труп Лазаря и ощутят
неприятнейший запах тления. Бедная Марфа!
Она все еще не может понять, что Христос
потому и пришел ко гробу Лазаря, потому и
просит отвалить камень, чтобы воскресить ее
брата, после того как все убедятся, что он
уже разлагался. Она, имеющая веру, что брат
ее воскреснет в последний день, "никак не
может поверить, что Он воскреснет" сейчас.
"Господи, уже смердит!" Уже поздно!..
Вера Марфы была с примесью сомнения. Но есть
дети Божий, которые идут за Христом без
этого печального аккомпанемента. Есть люди
непоколебимой веры.
Перед
самым воскрешением Лазаря Христос сказал
Отцу: "Отче! благодарю Тебя, что Ты
услышал Меня; Я и знал, что Ты всегда
услышишь Меня; но сказал сие для народа,
здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты
послал Меня". "Сказал сие для народа,
здесь стоящего"... Ведь фарисеи
распространяли слух, что Он совершает
чудеса силою Веельзевула - князя бесовского.
А Христос этой Своей молитвой к Отцу сказал
всем, что Он совершает чудеса силою Бога. И
это величайшее чудо воскрешения смердящего
Лазаря Он совершит силою Бога, будучи Сам
истинным всемогущим Богом.
За
молитвой последовал громкий возглас Христа:
"Лазарь! Иди вот!" Все устремили свой
взор на разлагающегося Лазаря. Откликнется
ли этот смердящий труп на повеление Христа?
И
вот умерший вышел, "обвитый по рукам и
ногам погребальными пеленами, и лицо его
обвязано было платком". Только Бог мог
совершить такое чудо. Тот, Кто из праха
сотворил первого человека, мог сотворить и
нового Лазаря из разлагающегося трупа;
может вернуть к жизни и всех, когда-либо
погребенных на кладбищах.
И,
наконец, еще одно повеление Христа: "Развяжите
его, пусть идет" (стих 44). Пусть все увидят,
что это именно Лазарь, четыре дня
пролежавший во гробе. "И пусть идет!"
Пусть идет в свой дом, продолжает свою
земную жизнь во славу Того, Кто его, уже
смердящего, воскресил, вернул к жизни.
"Тогда
многие из иудеев, пришедших к Марии и
видевших, что сотворил Иисус, уверовали в
Него" (стих 45). В Вифании камень был отнят
не только от гроба Лазаря, и не только
Лазарь вышел из своего гроба. Камень
неверия и предубеждения в отношении Христа
был отнят от сердец многих иудеев, и они
уверовали во Христа, то есть вышли из своих
духовных гробов и воскресли к новой жизни. И
мы можем не сомневаться, что в день
Пятидесятницы они вместе с тремя тысячами,
которые были крещены в Иерусалиме, были
тоже крещены по вере и как живые камни вошли
в чудесное духовное здание, именуемое
Церковью Христа.
"А
некоторые из них пошли к фарисеям и сказали
им, что сделал Христос" (стих 46). О чем
говорит это? О том, что чудеса не всех
приводят к вере. Вот почему мы не видим
таких чудес, какие творил Христос во время
Своей земной жизни. Бог не творит их, потому
что для развития Царствия Божия они имеют
мало значения. Христос хочет от нас веры без
чудес, совершенных в физическом мире, так
как чудеса в дни Христа привели к вере очень
немногих иудеев, а большинство их еще
больше даже возненавидели Христа, боясь,
что чудесами Он увлечет весь парод за Собой.
Мы
принадлежим к числу верующих, уверовавших
во Христа, как истинного Бога и Спасителя
нашего, и не видевших материальных чудес от
Него.
В
Вифании мы видим два рода иудеев, видевших
одно и то же чудо, но одни уверовали, а
другие нет. На Голгофе рядом со Христом
умирали два разбойника, и оба они видели
одного и того же Христа. И что же - один
уверовал, а другой нет. И мы снова
убеждаемся, что один и тот же огонь
растопляет воск и превращает в твердый
кирпич глину.
Нам,
конечно, всем хотелось бы побеседовать с
воскрешенным Христом Лазарем. Хотелось бы
опросить его, что переживала его душа в
течение четырех дней лежания его тела во
гробе. Хочется нам также знать, сколько он
прожил еще на земле после своего
воскрешения. Предание говорит, что Лазарь
прожил еще тридцать лет после своего
воскрешения. А о том, что переживала его
душа в то время, когда тело его лежало во
гробе, он, наверное, сказал бы нам словами
апостола Павла в 2 Кор. 12, 4: "Что он был
восхищен в рай и слышал неизреченные слова,
которых человеку нельзя пересказать".
Результатом
воскрешения Лазаря было совещание
Синедриона, где было решено убить Христа.
Всем вздыхающим по чудесам полезно знать,
что именно чудеса Христа, и особенно чудо
воскрешения Лазаря, были поводом к решению
Синедриона - решению убить Христа. Прочтем
еще раз стихи 47 и 48: "Тогда
первосвященники и фарисеи собрали совет и
говорили: что нам делать? Этот человек много
чудес творит. Если оставим Его так, то все
уверуют в Него..." Этот человек много
чудес творит - значит надо убить Его] Какой
ужасный вывод делают они из всех чудес
Христа!
На
этом же совещании Синедриона
первосвященник Каиафа произнес
удивительное пророчество. Вот его слова:
"Вы ничего не знаете, и не подумаете, что
лучше нам, чтобы один человек умер за людей,
нежели, чтобы весь народ погиб" (стих 50).
Он предсказал очень правильно, что "Иисус
умрет за народ", и не только за народ (то
есть не только за иудейский народ), "но
чтобы и рассеянных чад Божьих собрать
воедино" (то есть чад Божиих из разных
языческих народов собрать воедино, в единую
Церковь Христа).
Но
как мот Каиафа, замышлявший убить Христа,
произнести такое чудесное пророчество о
смерти Христа как за иудеев, так и за
язычников? Вспомним из Ветхого Завета
пророчество о рождении Христа, вышедшее из
уст человека неправедного и неверного
перед Богом - Валаама. Какое это было тоже
чудесное пророчество, только не о смерти, а
о рождении Христа. Вот пророческие слова
Валаама: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю
Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова
и восстает жезл от Израиля..." (Числ. 24, 17).
"С
этого дня положили убить Его". Но в этом
решении два члена Синедриона не принимали
участия. Это были - Никодим и Иосиф
Аримафейский. Они любили Христа и были
тайными учениками Его.
Христос,
зная об этом решении Синедриона, удалился в
тихий, пустынный уголок - Ефраим и там
оставался до Пасхи с учениками Своими.
Голгофский крест, уже стоял перед Его очами;
чаша страданий уже витала над Ним. Ему нужна
была сила, чтобы совершить Свое величайшее
дело - дело, ради которого Он пришел на нашу
землю, дело искупления нашей вины перед
Богом. И Он пошел в уединенное место - Ефраим,
чтобы там последние дни перед Голгофой
провести в общении с Отцом.
Глава 12
Воскрешение
Лазаря привело к решению Синедриона убить
Христа, а решение Синедриона заставило
Христа уйти в пустынное место, в Ефраим,
потому что не наступил еще час Его
страданий и смерти за грехи мира. И Он мог бы
избежать этого тяжелого часа, этой темной
ночи. Он мог бы остаться в Ефраиме, в Своем
пустынном убежище, но на этот час Он и
пришел.
В
жизни детей Божиих есть тоже часы,
определенные и назначенные им Самим
Господом. С человеческой точки зрения эти
часы, может быть, очень нежелательные, и мы
охотно укрылись бы в наших "Ефраимах"
от этих неприятных и тяжелых часов нашей
жизни. Но Всевышний, знающий, что служит к
нашему благу, не избавляет нас от этих часов,
и лишь впоследствии мы убеждаемся, какое
великое благо принесли нам эти тяжелые часы
в нашей жизни. В новой песне, которую мы
будем петь в небесах, будут слова хвалы и
благодарности Господу и за эти часы.
И
вот самый трудный час в жизни нашего
Господа Иисуса Христа наступил для Него. И
без малейшего колебания Христос идет
навстречу ему. Он покидает пустынный Ефраим
и идет дерзновенно в самое "осиное гнездо"
- в Иерусалим, навстречу Своим врагам.
"Се
иду исполнить волю Твою!" - вот первый и
последний лозунг Христа. С этим чудным
лозунгом Он шел в Вифлеем, в мрачную и
убогую пещеру, и в бедные ясли в ней; с этим
лозунгом в Своем сердце Он совершал и
каждый шаг в Своей земной жизни. С этим
чудным лозунгом Он пошел и на Голгофу, чтобы
совершить там наше спасение. "Се иду
исполнить волю Твою!" - этот лозунг должен
быть лозунгом каждого последователя Христа.
Тогда и мы, подобно Христу, пойдем
дерзновенно навстречу всем трудным часам,
определенным нам от Господа.
На
пути в Иерусалим, вернее - на пути на Голгофу,
мы видим Христа снова в Вифании. Мы видим
Его снова в любимой семье Марфы, Марии и
Лазаря. Эта святая семья может быть
образцом каждой церкви Христа.
В
доме Марфы, Марии и Лазаря мы видим три
священнодействия, которые должны быть в
каждой церкви Христа. Какие это
священнодействия? Во-первых, материальное,
практическое служение Марфы; во-вторых,
слушание слов Господних у ног Христа и
духовное служение Марии и, в-третьих,
свидетельство воскрешенного Лазаря о
Христе: я был мертв, я разлагался, но Он
воскресил меня Своей божественной силой.
Разве эти три благодатных служения мы не
видим в каждой истинной церкви Христовой:
служение Марфы, служение Марии и служение
Лазаря? Другими словами, служение
практическое, материальное; служение
духовное и слушание слов Господних у ног
Христа и, наконец, свидетельство о Христе.
Да, все это совершается во славу Христа в
каждой истинной Его церкви.
Теперь
мы будем свидетелями одного славного дела
любвипомазания Христа Марией.
Друзья
Христа устроили в Вифании, в доме Симона
прокаженного, прощальную вечерю для своего
небесного Друга. Симон прокаженный, то есть
бывший прокаженный, исцеленный Христом, как
и многие другие прокаженные, предоставил
свой вместительный дом для этой прощальной
вечери. Любящее Христа и благодарное Ему
сердце ищет послужить Ему и прославить Его.
Как счастлив был Симон, бывший прокаженный,
предоставить свой дом для прощания с Тем,
Кто исцелил его от страшной болезни -
проказы.
Мы
увидим, как любящее Христа сердце Марии
также нашло способ послужить своему
Спасителю. Послужить тем, чем она могла
послужить.
Но
кто же был участником этой прощальной
вечери в Вифании? Прежде всего Сам Христос и
его двенадцать апостолов, в том числе и Иуда.
Затем Марфа, Мария и Лазарь. Затем семья
Симона прокаженного. И, наконец,
свидетелями вечери были и некоторые из
иудеев, пришедших "не только для Иисуса,
но чтобы видеть и Лазаря, которого Он
вескресил из мертвых". И мы узнаем, что
"первосвященники положили убить и Лазаря,
потому что ради его многие из иудеев
приходили и веровали в Иисуса".
И
вот, в конце вечери, Мария совершает
помазание Христа к погребению Его. Что
побудило ее сделать это доброе дело? Она
знала, что Христос идет на страдания и
смерть; и она была уверена, что враги не
дадут помазать тело Его после смерти Его. И
Мария решила совершить помазание еще при
жизни Его в своем родном селении. Она берет
"фунт нардового, чистого, драгоценного
мира" и возливает его на голову Христа (Ев.
Марка 14, 3), и совершает помазание ног Его (Ев.
Иоан. 12, 3), и отирает волосами своими ноги
Его.
Это
было уже второе помазание Христа,
совершенное любящими Его друзьями. Первое
помазание Христа было совершено в доме
Симона - только Симона фарисея, и тоже
Марией - только Марией Магдалиной, то есть
Марией из Магдалы. Как :были драгоценны дары
той и другой Марии - Марии из Магдалы и Марии
из Вифании.
В
наши дни можно было бы сравнить драгоценное
нардовое миро Марии с драгоценным розовым
маслом. Преподнести фунт розового масла
любимому человеку было бы очень дорогим
подарком. Вот почему поступок Марии из
Вифании вызвал нарекание у всех
присутствующих на вечере лиц, и особенно у
Иуды Искариота. "К чему сия трата мира?"
- раздалось со всех сторон. "Для чего бы не
продать это миро за триста динариев и не
раздать нищим?" - сказал Иуда (стих 5).
Триста динариев - чтобы их заработать, нужно
было триста дней проработать в каком-либо
винограднике (Ев. Матф. 20, 2).
Дар
Марии своему любимому Господу был большой,
и жертва ее стоила 300 дней работы в
винограднике, под палящими лучами
палестинского солнца. Но она с радостью
принесла эту жертву, и дом Симона
прокаженного наполнился благоуханием не
только от излитого на Христа нардового мира,
но и от излитой на Христа любви Марии (стих
3).
Мы
знаем разные жертвы, принесенные из любви к
Богу. Одни из них людям могут казаться
ничтожными, но в очах Божиих они очень
большие; другие восхищают и наши
человеческие сердца. Кто из нас не знает
жертвы бедной вдовы? Разве она не наполнила
благоуханием весь мир? В глазах людей ома
была очень ничтожной, но в очах Божиих она
была очень большой. Нам будет полезно
прочитать об этой жертве бедной вдовы в Ев.
Луки 21, 1 - 4: "Взглянувши же, Он (Христос)
увидел богатых, клавших дары свои в
сокровищницу; увидел также и бедную вдову,
положившую туда две лепты. И сказал: истинно
говорю вам, что эта бедная вдова больше всех
положила; ибо все те от избытка своего
положили в дар Богу, а она от скудости своей
положила все пропитание свое, какое имела".
Жертва
Марии была, на человеческий взгляд, больше
жертвы бедной вдовы, поскольку 300 динариев
много больше двух лепт. Но в очах Христа обе
жертвы были одинаково драгоценными, ибо обе
- и бедная вдова и Мария - сделали, что могли,
и отдали то, что имели.
Мы
знаем также жертву апостола Павла. Он пишет
Тимофею (2 Тим. 4, 6): "Ибо я уже становлюсь
жертвою, и время моего отшествия настало".
Этой жертвой была жизнь апостола Павла,
которую он отдал в Риме под ударом Меча. Это
тоже была очень драгоценная жертва,
принесенная из любви ко Христу.
Все
эти жертвы полны благоухания. Но самой
большой, самой драгоценной и самой
благоухающей жертвой из всех жертв, когда-либо
принесенных на нашей земле, является жертва
Христа, принесенная на Голгофе.
Обратим
внимание на мрачную фигуру Иуды на вечере в
Вифании. У каждого из нас возникал
неоднократно вопрос: как мог Христос
избрать Иуду одним из Своих апостолов?
Тайна эта очень глубокая, и полностью
раскроется она только в вечности. Одно нам
очень ясно: огонь любви Христа был
достаточно силен, чтобы сжечь все нечистое,
что было в сердце Иуды; но если он остался со
всей своей нечистотой, дошедшей до
последнего предела - предательства Христа,
то вина в этом не Христа, а самого Иуды.
Евангелист Иоанн показывает нам ту скрытую
пружину, которая двигала всей жизнью и
всеми поступками Иуды. Эта пружина
называется сребролюбием. Сребролюбие
довело его до того, что он стал вором, ,и оно
довело его также и до того, что он предал
своего Учителя Христа за тридцать
серебренников. И если он жалел, что нардовое
миро, излитое на Христа, не было продано за
300 динариев и вырученные деньги не были
розданы нищим, то им двигала не любовь к
бедным ,и нищим, а любовь к деньгам, которые
попали бы в его воровские руки, если бы миро
было действительно продано. Тайный трех
погубил Иуду!
Нет
ли у нас тайного греха? Пока он не погубил
нас, как он погубил Иуду, повергаем его к
ногам Христа, и пусть Христос нас освободит
от него навсегда.
Среди
негодования и ропота .на вечере раздается
похвала Христа Марии. Христос говорит: "Что
ее смущаете? Она доброе дело сделала для
Меня" (Ев. Марка 14, 6). "Она сберегла это
на день погребения Моего" (Ев. Иоан. 12, 7).
Люди могут нас осуждать и критиковать, в то
время как Христос нас хвалит. И наоборот,
люди могут нас хвалить и восхищаться нами, в
то время как Христос порицает. Почему это
так бывает? Потому что люди смотрят на нашу
внешность, а Христос на наше сердце! Все, что
делается нами из любви ко Христу и из
желания Его прославить, - все это получит
похвалу от Него, хотя бы люди за это нас
порицали. И все, что делается нами из
себялюбия и тщеславия, не получит похвалы
от Христа, хотя бы люди нам рукоплескали.
Пусть
наши алавастровые сосуды бьются ради Него,
и наше драгоценное миро пусть изливается на
Него! Пусть наши слова и наши дела
прославляют Его.
"На
другой день"... (стих 12). После чего? После
прощальной вечери в Вифании, в доме Симона
прокаженного, где Мария помазала тело
Христа к погребению, где раздались
порицания по ее адресу, где открылся тайный
грех Иуды и где раздалась похвала Марии из
уст Христа.
Нет
сомнения, что Христос переночевал либо в
доме Симона прокаженного, либо в доме Марии,
Марфы и Лазаря, либо провел ночь на лоне
природы в общении с Отцом. А утром, в первый
день недели, то есть в воскресенье, Он
направился с учениками в Иерусалим. Вначале
они шли пешком, до Виффагии - селения между
Вифанией и Иерусалимом. В Виффагии у Христа
был друг, имени которого мы не знаем. У него
была ослица и молодой осел, и он предоставил
их в распоряжение Христа.
Путь
от Виффагии до Иерусалима Христос совершил
на молодом осле. Будем помнить, что на ослах
путешествовали очень многие жители Востока,
и это не считалось чем-то унизительным. Ослы
в Палестине были много больше и сильнее, чем
наши ослы, и они стоили недешево; иметь осла
- уже было некоторым достоянием. Всем нам
известна ослица Валаама... Валаам не
стыдился ехать на ней рядом с князьями
моавитскими. Но были еще ослы белые, о
которых, между прочим, говорится в песне
Деворы (Книга Судей 5, 10): "Ездящие на
ослицах белых, сидящие на коврах и ходящие
по дороге, пойте песнь!" Они были особенно
дорогими, и мы можем предположить, что
безымянный друг Христа в Виффагии
предоставил Христу именно такое животное -
белого осла. Любящее Христа сердце будет
всегда отдавать Христу самое лучшее, самое
драгоценное.
Мария
отдала Христу драгоценное миро; ученик
Христа в Виффагии предоставил Ему, возможно,
белого осла; безымянный друг Христа в
Иерусалиме предоставил Ему свою горницу,
выстланную лучшими коврами. Никодим пришел
в сад Иосифа Аримафейского с своим лучшим
даром - дорогой смирной. А сам Иосиф отдал
для погребения Христа свой новый граб. Чем
мы служим нашему Спасителю? В чем
заключается наша доля в строительстве Его
Царствия? Что мы делаем в Его винограднике,
в Его Церкви?
Две
причины побудили Христа войти в Иерусалим
на осле.
Первая
причина - это исполнение пророчества
Захарии, которое гласит так: "Ликуй от
радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь
Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе,
праведный и спасающий, кроткий, сидящий на
ослице и на молодом осле, сыне подъяремной"
(Захар. 9, 9). Христос исполнил в точности это
пророчество Своим входом в Иерусалим на
осле.
Вторая
причина: Иудея и Рим должны были быть
спокойны при входе "царя" Христа в
Иерусалим. Кони употреблялись на войне и
при езде царей земных царств. А Христос
въезжал в Иерусалим как "Князь Мира" и
как царь Царства не от мира сего. Ни один из
воинов Пилата не встревожился, увидев
Христа на осле. И сам Пилат не пошевельнул
пальцем, когда он увидел из окна своего
дворца "Сына Давидова", сидящего на
осле. Да, осел, на котором сидел Христос, был
некоторым символом мира. Вот почему
смиренный и кроткий Христос воспользовался
этим животным для Своего торжественного
входа в Иерусалим.
Мы
знаем о других входах Христа - о Его входах в
человеческие сердца. Христос говорит: "Се,
стою у двери и стучу; если кто услышит голос
Мой и отворит дверь, войду к нему и буду
вечерять с ним и он со Мною" (Откр. 3,20). "Войду
к нему!" Как тихо, как незаметно для
окружающих происходит это событие в жизни
верующего человека. Но каким внутренним
торжеством сопровождается оно у каждого
человека, принявшего Христа в свое сердце.
Христос говорит: "Войду... и буду вечерять"...
То есть устрою вечерю, пир радости и веселья
в душе человека!
Но
прислушаемся еще раз к пророчеству Захарии:
"Ликуй от радости, дщерь Сиона!" Кто это
- "дщерь Сиона"? Конечно, не весь народ
иудейский, а те иудеи, которые приняли
Христа и уверовали в Него, как в Мессию. Это -
будущая церковь Христа из иудеев. Вот этой
"дщери Сиона" грядущий во имя Господне
нес радость и ликование через спасение,
которое Он совершит на Голгофе. Но Грядущий
во имя Господне нес им и ободрение: "Не
бойся, дщерь Сионова" (стих 15). Иерусалиму
предстояло страшное бедствие - полное
разрушение войсками Рима. Но это ужасное
бедствие не коснется "дщери Сиона", то
есть церкви Христа из иудеев. Она найдет
убежище в Пелле, в Перее. И ии один из ее
членов не погибнет от меча римлян.
Вход
Христа в Иерусалим был торжественным
В
воздухе реяли пальмовые ветви, которыми
люди приветствовали "Грядущего во имя
Господне" (стих 13). Путь, которым шел
Христос, был устлан одеждами. И на улицах
Иерусалима раздавалось громогласное пение
Псалма 117, 26: "Осанна Сыну Давидову!
Благословен Грядущий во имя Господне!" (стих
13).
Евангелисты
Матфей и Марк дают нам основание думать, что
пение при входе Христа в Иерусалим было
антифоном, то есть пением попеременно двух
групп народа: группы сопровождающих, то
есть идущих за Христом, и группы
предшествующих, то есть идущих впереди
Христа людей.
В
Ев. Луки 19, 37 говорится, что громкая "Осанна"
в честь Христа вызывалась множеством чудес,
совершенных Им, и особенно чудом
воскрешения Лазаря.
И
теперь "Осанна" Христу поется
антифоном: Церковь, торжествующая в небесах,
поет свою "Осанну" Христу, и тоже с
пальмовыми ветвями в руках (Откр. 7, 9).
Церковь на земле поет свою "Осанну"
Христу. Какой чудный антифон! Наша "Осанна"
должна звучать еще сердечнее, чем "Осанна"
в Иерусалиме, так как мы живем после Голгофы
и знаем Христа как своего личного Спасителя,
а также и как Воскресителя нашей души,
вызвавшего ее, разлагавшуюся нравственно,
из ее мрачной могилы. Мы видели также много
славных дел Христа в нашей жизни, за которые
несется наша "Осанна" к небесам.
Но
наряду с ликующей "дщерью Сиона", то
есть с начатком церкви Христа из иудеев, мы
видим в Иерусалиме как бы начаток церкви
Христа из язычников. Мы видим
представителей греческого мира - еллинов,
ищущих Христа и жаждущих видеть Его. Они
говорят апостолу Филиппу: "Господин! Нам
хочется видеть Иисуса" (стих 21).
При
рождении Христа в Иерусалим пришли тоже
представители языческого мира - волхвы с
Востока, с этой же жаждой увидеть Христа. А
накануне смерти Христа пришли еллины в
Иерусалим и порадовали своей духовной
жаждой Христа. Перед внутренним взором
Христа предстала Церковь Его, составленная
из иудеев и язычников, Церковь, членов
которой никому из людей не дано перечесть (Откр.
7, 9) - так их много.
Но
путь к приобретению этого бесчисленного
множества детей Господних, путь к созданию
этой Церкви из иудеев и язычников лежит
через крест на Голгофе. И Христос рисует
этот путь в виде "пшеничного зерна",
павшего в землю, умершего там и принесшего
много плода. Да, Голгофа будет тем местом,
где будет создана Церковь Христа: "Когда
Я буду вознесен от земли, всех привлеку к
Себе" (стих 32). Вот почему на Голгофе
звучит самая громкая "Осанна" Христу.
Перед
нами последняя беседа Христа с иудеями. И за
ней последует последняя беседа Христа с
апостолами на тайной вечере. Каковы же
последние слова Христа к не уверовавшим в
Него иудеям? "И когда Я буду вознесен от
земли, всех привлеку к Себе". Этими
словами Христос говорит не только о
предстоящей Своей смерти, но и о том, что
смерть Его будет крестной смертью, то есть
смертью на кресте. Ведь только ори распятии
на кресте человека "возносили от земли".
Иудеи,
услышав эти слова Христа о предстоящей Ему
на кресте смерти, удивились. И почему?
Потому что из Писания, то есть из закона и
пророков, им было известно, что Мессия, то
есть Христос, - Мессия вечный, Мессия,
Который никогда не умрет. А Христос говорит
им о Своей смерти. И в недоумении они
говорят Христу: "Мы слышали из закона, что
Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь,
что должно вознесено быть Сыну
Человеческому?" Эти иудеи знали плохо
Писание и поэтому заблуждались.
О
причине духовных заблуждений Христос
говорит очень ясно: "Заблуждаетесь, не
зная Писаний" (Ев. Матф. 22, 29). Но и
частичное знание Писания ведет к
заблуждениям. Только знание всего Писания,
причем глубокое "и всестороннее знание,
дает правильное понимание великих истин
Божиих. У иудеев времен Христа было только
одностороннее знание закона, то есть
Писания. Они знали только те места Ветхого
Завета и сосредоточивали свое внимание
только на тех местах Писания, в которых
говорится о вечной славе Христа, о вечном
царствовании Его на земле (как, например,
Псал. 109, 4; Ис. 9, 7; Езек. 37, 25; Дан. 7, 14; Мих. 4, 7).
Но эти же иудеи не обращали внимания на те
места Писания, в которых говорится о
великом уничижении Христа, которое будет
предшествовать Его славе, или о Его смерти и
лежании во гробе до Его славного
воскресения.
Они
проходили мимо таких ясных мест,
пророчествовавших о смерти Христа, как Дан.
9, 26: "По истечения шестидесяти двух
седмин предан будет смерти Христос и не
будет".
Результат
такого незнания Писаний, или только
одностороннего знания его, привел иудеев к
отвержению Христа. В наши дни христианство
кишит ложными учениями и ложными понятиями
всякого рода. Откуда их появилось так много?
От незнания Писания! И самыми прочными
заблуждениями являются заблуждения,
которые люди обосновали на некоторых
местах Писания, и упускают при этом другие
места Писания, которые показали бы им их
заблуждения.
Извлечем
из "сего этого драгоценный урок для себя:
будем глубже исследовать Писание, чтобы
прислушиваться к голосу всего Писания, а не
только отдельных мест его, выхваченных
произвольно из божественной книги.
В
этой последней беседе Христа с иудеями мы
слышим снова из Его уст, что Он есть свет. Он
говорит иудеям: "Еще на малое время свет
есть с вами... доколе свет с вами, веруйте в
свет" (стихи 35 и 36). Мы знаем, что Христос
неоднократно говорил о Себе как о Свете. И в
Своей последней вести к миру Он снова
говорит о Себе как о Свете. Не является ли
сравнение Христа со светом самым лучшим,
самым понятным для нас сравнением? Мы все
знакомы с тьмой и с тем радостным ощущением,
когда свет сменяет тьму. Тьма наполняет нас
неуверенностью - свет делает нас уверенными.
Тьма несет с собой страх - свет разгоняет
страх. Тьма порождает тоску - свет несет
отраду сердцу. Таково действие Христа в
нашей жизни. Он делает наше шествие к вечной
жизни уверенным, без малейшего колебания
или самомнения. Христос делает нас смелыми
среди самых больших затруднений, среди
самых грозных опасностей. И Христос
наполняет нас удивительной, непонятной
миру радостью даже тогда, когда по нашим
ланитам текут ручьи слез, Христос - Свет -
творит и сегодня то, что Он творил в
Македонии. Что же это такое? Прочтем 2 Кор. 8, 1
- 2: "Уведомляем вас, братья, о благодати
Божией, данной церквам македонским; ибо они
среди великого испытания скорбями
преизобилуют радостью". Чтобы иметь путь
жизни, озаренный светом, надо сделаться "сынами
и дочерями света". А сынами и дочерями
света мы делаемся через веру во Христа, к
чему Он и призывает в Своем последнем слове
к иудеям: "Веруйте в свет, да будете
сынами света" (стих 36).