ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА
Глава 7
«Иисус
ходил по Галилее» (стих 1). О чем говорят эти
слова? Галилея была для Христа наиболее
спокойным уголком в Палестине. Там было
меньше фарисеев и книжников — этих главных
врагов Христа, — чем в Иудее. Вот почему
великая деятельность Христа проходила,
главным образом, в Галилее.
В
Иудее Он бывал в дни больших иудейских
праздников и тогда совершал там, в
Иерусалимском храме, где всегда было
большое стечение народа, Свой благодатный
посев. Там, в храме, Он сеял благодатное
зерно — свидетельство о Самом Себе — в
сердца не только местных иудеев, но и в
сердца иудеев, собиравшихся в Иерусалим со
всех концов земли. Но в Иудее было очень
трудно для нашего Господа совершать свое
служение.
В
Самарии было для Христа тоже трудно
совершать Свое служение, так как самаряне
относились очень враждебно к иудеям,
приходившим в их землю. Вспомним случай, о
котором сказано в 9 главе Ев. Луки, когда
самаряне одного селения не захотели
принять Христа, как иудея, путешествующего
в Иерусалим. Апостолы Иаков и Иоанн были так
возмущены этим отношением самарян к их
Учителю, что готовы были ниспослать огонь с
неба на их головы.
Но,
невзирая ни на какие трудности и преграды,
Христос совершал свой труд и в Галилее, и в
Самарии, и в Иудее. И Он имел учеников и
учениц во всех трех частях Палестины.
Сегодня
мы видим Христа в Иерусалиме, в храме, во
время праздника кущей. У иудеев были три
великие праздника: 1) праздник Пасхи —
выпадавший на весну, 2) день Пятидесятницы —
выпадавший на лето и 3) праздник кущей,
который был осенью. На эти три главные
иудейские праздника иудеи приходили в
Иерусалим со всех концов мира.
Приходил
на эти праздники и Христос, но не только
потому, что Он был иудей и исполнял обычаи
иудейские, а потому что нива в дни этих
праздников в Иудее была особенно обширной и
благоприятной для посева семян Евангелия, и
Христос не мог упустить такие благодатные
возможности для Своего служения.
Вот
об этой великой цели посещения Христом
Иерусалима в дни таких больших праздников
не знали. Его братья, которые посылали Его в
Иерусалим на праздник кущей, но совсем с
другой целью — чтобы удивить Чудесами
Своих учеников там, как мы об этом читаем в 3-м
стихе: «Тогда братья Его сказали Ему: выйди
отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои
видели дела (то есть чудеса), которые Ты
делаешь».
Как
далеки были их мысли от мыслей Христа. У
братьев Христа были земные и корыстные цели:
от человеческой славы Христа они, как Его
родственники по плоти, надеялись иметь
выгоды и для себя самих. Но Тот, Кто сказал: «Ищите
прежде всего Царствия Божия и правды Его»,
Тот и Сам искал Царствия Божия прежде всего.
И Он пошел на праздник кущей в Иерусалим с
великой целью — делать дело Пославшего Его,
доколе еще был день и пока еще не наступила
ночь — темная ночь Голгофы.
Пойдем
в храм и послушаем слова Христа, которые Он
сказал там. И что же мы слышим из Его уст?
Стих 16: «Мое учение не Мое, но Пославшего
Меня». Это значит, что учение Христа — это
учение Бога. Вот почему среди всех учений
учение Христа занимает особое место. Оно
является учением Бога.
Далее,
Христос говорит в храме (и даже возгласил): «И
знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не
Сам от Себя, но истинен Пославший Меня,
Которого вы не знаете; Я знаю Его, потому что
Я от Него, и Он послал Меня» (стих 28). «Еще не
долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему
Меня. Будете искать Меня и не найдете, и где
буду Я, туда вы не сможете прийти» (стихи 33 и
34). О чем говорит Христос в этих словах?
Иудеи знали, что Христос — сын плотника, что
Он родился в Вифлееме, что Он вырос в
Назарете, но они не знали, что Он родился не
так, как рождаются все люди; что Он родился
от Духа Святого, что Он — от Бога и что Он —
Бог во плоти. Вот почему и учение Его —
Божие учение. И затем мы слышим от Христа,
что Он уйдет снова к Отцу, уйдет с нашей
земли не так, как уходят все люди, уйдет
через вознесение. Вот почему не найдут Его и
не смогут прийти туда, куда Он уйдет в день
Своего вознесения.
И
это слово Христа в Иерусалимском храме не
осталось без плода. Мы читаем: «Многие же из
народа уверовали в Него» (стих 31).
«В
последний же великий день праздника...» (стих
37).
Это
был восьмой день праздника кущей, когда
народ, закончив свое семидневное
пребывание в кущах, направлялся в храм на
торжественное собрание.
Прочтем
об этом «великом дне» в книге Левит 23, 33 — 36:
«И сказал Господь Моисею, говоря: скажи
сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того
же седьмого месяца праздник кущей, семь
дней Господу. В первый день священное
собрание, никакой работы не работайте. В
течение семи дней приносите жертву Господу;
в восьмой день священное собрание да будет
у вас и приносите жертву Господу: это —
отдание праздника...»
И
вот, в этот день в храме, во время этого
священного собрания, Христос сказал во
всеуслышание — «возгласил»: «Кто жаждет,
иди ко Мне и пей...»
Почему
Он обратился к народу с такими словами? Дело
в том, что праздник кущей не только
напоминал иудейскому народу о жизни в кущах
во время странствования по пустыне на пути
к Ханаану; он напоминал .также о чуде,
которое совершил Господь во время этого
странствования по пустыне, — о даровании
народу воды из камня.
Во
все дни праздника кущей почерпались воды из
Силоамского источника и возливались на
жертвенник, как жертва благодарности Богу
за воды, которые Он давал Своему народу в
пустыне на пути в Ханаанскую землю.
Словами:
«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» — Христос
хотел сказать народу, что скала, из которой
пили воду его предки, была прообразом
Мессии, как сказано в 1 Кор. 10, 4: «И все пили
одно и то же духовное питие, ибо пили из
духовного последующего камня; камень же был
Христос».
Но
что значит пить из «камня» Христа? Христос
дает Сам ответ на этот вопрос. Он говорит: «Кто
верует в Меня»... Вера — это те уста, которые
вкушают Христа, как «воду жизни». Вера
черпает от Христа благодать на благодать.
И
Христос говорит, что не только приходящий к
Нему и пьющий у Него воду жизни сам
обогащается духовно, но он становится
источником благословения и для других.
Прочтем
слова Христа: «Кто верует в Меня, у того, как
сказано в Писании, из чрева потекут реки
воды живой» (стих 38).
«Из
чрева» — это значит изнутри, из внутреннего
человека «потекут реки воды живой». «Сие
сказал Он о Духе, Которого имели принять
верующие в Него» (стих 39). Дух Святой, с Его
плодами, дарами, исполняя верующего, делает
его источником благословения для мира.
Но
нас могут удивить слова Иоанна о Духе
Святом: «Ибо еще не было на них Духа Святого,
потому что Иисус еще не был прославлен».
Что
означают эти слова: «не было на них, — то
есть на уверовавших во Христа, — Духа
Святого, потому что Иисус еще не был
прославлен», то есть не вознесся еще и не
занял еще престола славы? Но разве до
вознесения Христа Дух Святой не сходил на
верующих? Конечно, сходил. Сходил и на
ветхозаветных праведников, сходил и на
новозаветных верующих еще до дня
Пятидесятницы. Но до вознесения Христа Дух
Святой ни на кого, за исключением только
Самого Христа, не сходил в полноте Своей
силы.
Во
всей Своей полноте Он сошел на верующих
только после вознесения Христа, после того
как он занял престол славы.
Ученики
Христа и апостолы имели Духа Святого и до
дня Пятидесятницы, так как они были детьми
Божьими, но они были духовными младенцами.
Мужами они стали только в день
Пятидесятницы, когда Дух Святой в полноте
излился на них.
От
того, в каком мы отношении к Духу Святому,
зависит наш духовный возраст: мы или
младенцы, или мужи, или дети, или отцы
духовные.
После
слов Христа о Духе Святом среди Его
слушателей произошла распря. Одни говорили
о Нем: «Это — пророк» (стих 40); другие
говорили: «это — Христос» — Мессия (стих 41).
Не
будем бояться рассуждений о Господе. Они
могут быть различны, они могут нам казаться
распрями, но они являются признаком жизни.
На кладбищах нет разногласия, потому что
там нет жизни. В этом смысле апостол Павел
говорит: «Надлежит быть и разномыслиям
между вами» (1 Кор. 11, 19).
Последние
слова 7-й главы Евангелия Иоанна рисуют нам
состав первохристианской церкви.
Фарисеи
говорят своим слушателям, очаровавшимся
Христом: «Уверовал ли в Него кто из
начальников или из фарисеев? Но этот народ (то
есть те, которые уверовали в Него) — невежда
в законе...»
И
нам вспоминается описание Церкви Христа у
ап. Павла в его Первом Послании к Коринфянам
1, 26: «Посмотрите, братия, кто вы призванные:
не много из вас мудрых по плоти, не много
сильных... не много благородных». Так
выглядела Церковь Христа в апостольские
дни. Сильных, знатных в ней было немного.
Именно
в истории Церкви Христа на протяжении всех
веков ее существования оправдалась
истинность слов Христа: «Сила Моя
совершается в немощи» (2 Коринф. 12, 9).
Но
после слов фарисеев о том, что из
начальников иудейских никто не уверовал во
Христа, встает Никодим, член Синедриона, о
котором в Ев. Иоанна 3, 1 сказано: «Между
фарисеями был некто, именем Никодим, один из
начальников иудейских»... — и своими
словами свидетельствует, что он в ту ночь,
когда приходил к Иисусу, уверовал в Него и
стал учеником Его, хотя тайным. Так же мог
засвидетельствовать о себе и Иосиф из
Аримафеи, о котором в Ев. Марка сказано, что
он был знаменитый член совета, то есть
Синедриона.
Апостол
Павел передает филиппийцам привет от всех
святых, а наипаче из кесарева дома» (Филип. 4,
22).
Все
это говорит о том, что в Церкви Христа,
наряду с несильными и незнатными, были и
Никодимы, и знаменитые Иосифы Аримафей-ские,
и люди из «кесарева дома».
Но
как величайший из всех пророков Ветхого и
Нового Завета Иоанн Креститель стремился
умаляться, чтобы возрастал Христос, — так и
все члены Церкви — великие они или
ничтожные — должны стремиться к этому же:
умаляться, чтобы возрастал Христос.
Глава 8
«Иисус
же пошел на гору Елеонскую» (стих 1). Зачем?
Чтобы уединиться там для молитвы. Мы знаем
точно место на горе Елеонской, где Христос
всегда любил уединяться, когда бывал в
Иерусалиме. Это — Гефсиманский сад. Прочтем
Ев. Луки 21, 37: «Днем Он учил в храме, а ночи,
выходя, проводил на горе, называемой
Елеонской».
Прочтем
также Ев. Иоанна 18, 1 — 2: «Сказав сие, Иисус
вышел с учениками Своими за поток Кедров,
где был сад, в который вошел Сам и ученики
Его. Знал же это место и Иуда, предатель Его,
потому что Иисус часто собирался там с
учениками Своими».
У
Христа в Иерусалиме всегда было много
трудностей, и Он об этих трудностях говорил
в Своих молитвах с Отцом Небесным.
Гефсиманский сад был свидетелем этих
ночных молитв — бесед Христа с Отцом
небесным.
Мы
знаем, как Христос в этом же саду молился о
Своей самой великой трудности: о
предстоящих страданиях и смерти на Голгофе.
В
этом святом обычае нашего Господа Иисуса
Христа — приносить все Свои трудности в
Гефсиманский сад для беседы о них с Отцом
Небесным — великий урок для всех верующих.
По примеру Христа будем и мы о всех своих
трудностях беседовать с Богом в наших
молитвах.
Мы
знаем свои трудности, но где наш
Гефсиманский сад, где наше место молитвы?
Мы
прочитали: «А утром опять пришел в храм, и
весь народ шел к Нему; Он сел и учил их» (стих
2).
И
это было так не только на сей раз, не только
в это утро, а всегда, когда Христос приходил
в храм.
Прочтем
о жажде народа слушать Христа в Ев. Луки 21, 38:
«И весь народ с утра приходил к Нему в храм
слушать Его».
Народ
везде жаждал слушать Христа: и в Галилее, и в
Самарии, и в Иудее. Но мешали ему в этом
фарисеи и книжники.
В
книгах Ветхого Завета мы не встречаем
фарисеев, а слово «книжник», например,
книжник Ездра, мы встречаем только после
возвращения иудеев из вавилонского плена.
В
Евангелиях же фарисеи и книжники
встречаются на каждом шагу. Они как тень
следовали по пятам Христа, чтобы мешать Ему
в Его благословенной деятельности.
Вот
и в это утро, когда Христос после окончания
праздника кущей сидел и учил народ в храме,
они ворвались в тишину храма. С великим
шумом они привели к Нему женщину, взятую в
прелюбодеянии. У них была при этом только
одна цель: искусить Христа своим
хитросплетенным вопросом. Они говорят
Христу: «Учитель! Эта женщина взята в
прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал
нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Говорили же это, искушая Его, чтобы найти
что-нибудь к обвинению Его» (стихи 4 — 6).
В
чем же заключалось их лукавство? Если
Христос скажет: эта женщина не заслужила,
чтобы ее побить камнями, — значит, Он против
закона Моисеева, обвинение против Него
найдено, и притом очень веское, за которое
Синедрион может присудить Его к смерти. А
если Он скажет: эту женщину надо побить
камнями, — значит, Его слова о любви и
благодати — только слова, и народ,
слушающий Его здесь, в храме, вынужден будет
в недоумении пожать плечами и сказать в
своем сердце: какое противоречие между
словом и делом у этого Учителя! Ловушка для
Иисуса была расставлена очень умело. Так же
умело, как и другая ловушка, когда фарисеи
же спросили Христа: «Учитель! Позволительно
ли давать подать кесарю?»
В
связи с стремлением фарисеев уничижить
Христа надо вспомнить одного бывшего
фарисея, который, отдав свое сердце Христу,
поставил перед собой цель: возвеличивать
Христа. Это апостол Павел. Прочтем его
замечательные слова в Филип. 1, 20: «При
уверенности и надежде моей, что я ни в чем
посрамлен не буду, но при всяком
дерзновении, и ныне, как и всегда,
возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли
то или смертью».
Посмотрим
теперь на женщину, приведенную ко Христу, и
на книжников и фарисеев, которые ее привели.
И мы увидим грех в двух разных одеяниях. У
женщины ее грех — в жалких рубищах и виден
всем. А у книжников и фарисеев их грех — в
красивых хитонах, и его трудно заметить. В
этих двух разных одеяниях грех веками
шагает по земному шару. Люди, конечно,
всегда указывали и будут указывать
пальцами на грехи, подобные греху этой
женщины: на грехи грубые, видные... Но грех
фарисеев, приведших женщину-грешницу на суд
Христа, ничуть не меньше ее греха. Ведь они,
приводя женщину ко Христу, были полны зла,
коварства и лукавства. Но кто из людей видел
этот затаенный в глубине их сердец грех? Но
если не видели люди, видел его Христос,
Который вынес ему свой справедливый
божественный приговор. И этот приговор Он
написал даже Своим перстом на земле, о чем
мы читаем в стихах 6 и 8: «Иисус, наклонившись
низко, писал перстом на земле... И опять,
наклонившись низко, писал на земле».
Будем
бояться не только грубых грехов, но и тонких,
незаметных для людей грехов, но которые
видит всевидящий Бог.
Что
же говорит Христос фарисеям? «Кто из вас без
греха, первый брось на нее камень» (стих 7).
Эти
слова Христа превратили обвинителей в
обвиняемых и посадили их всех на скамью
подсудимых, начиная от старших из них до
последних.
Эти
слова Христа и нас всех заставят выкинуть
все камни, которые мы приготовили для наших
ближних.
Обвинители,
обличенные Христом, ушли, и остался Один
Иисус и женщина, стоящая посреди (стих 9).
Наедине со Христом, таким чистым и
непорочным, женщина увидела себя такой
грязной и порочной. И нет сомнения, что душа
ее, измученная грехом, потянулась к свету, к
чистоте, к новой жизни.
Обратим
внимание на повеление Христа обновленной
душе: «Иди и впредь не греши» (стих 11). Мы
можем не сомневаться, что женщина ушла от
Христа обновленной, как и самарянка.
«Не
греши», — говорит ей Христос. Не греши не
только грехом, который ты до сего времени
делала, но не греши никаким грехом.
Это
повеление Христа направлено и к каждому из
нас: не греши! не греши мыслями! не греши
словами! не греши делами!
«Будьте
святы, — говорит Христос, — как Я свят».
«Я
— свет миру» (стих 12). Какие величественные
слова! Ни один пророк Божий не говорил так о
себе. Ни один праведник, ни один апостол, ни
один учитель церкви.
Ученикам
Своим Христос говорит тоже очень
величественные слова: «Вы — свет мира!» Но
ни один ученик Христа не дерзает лично о
себе сказать: «Я — свет мира!» А если бы
сказал, то его можно было бы смело назвать
духовным гордецом. Мы только отражатели
света Христова, и то очень плохие. Мы похожи
на запачканное зеркало, плохо отражающее
свет. Но в Церкви Христа были и есть очень
благословенные отражатели света Христова.
Из
уст Христа эти слова звучат так правдиво,
так естественно. Но что побудило Христа
сказать о Себе, как о Свете, именно здесь в
храме, и именно после случая с грешницей,
приведенной к Нему на суд фарисеями?
Возможно,
яркое утреннее солнце заглянуло перед
этими словами Христа во двор храма и
озарило своими лучами и женщину-грешницу, и
красивые хитоны гордых фарисеев, приведших
ее, и всех остальных людей в храме. Солнце,
заглядывающее в наши комнаты, обнаруживает
беспощадно все: и красивое и некрасивое, и
чистое и грязное. Такое же действие
производит и свет Христа. Свет Христа
только проникнул в сердце женщины-грешницы
и показал ей всю глубину ее нравственного
падения и всю нечистоту ее помыслов и
поступков. При свете Христа она увидела, в
какой тьме проводила она дни своей молодой
жизни. И ее потянуло к свету, к новой жизни,
свободной от греха, который она так любила.
Ее потянуло к чистоте, к следованию за этим
Учителем, Который озарил Своим светом все
ее существо, всю ее греховную жизнь.
Но
свет Христа проник и в сердца фарисеев,
которые привели к Нему грешницу. И при этом
свете они увидели и свою нечистоту, и свою
греховность. В них заговорила совесть, и со
стыдом они, один за другим, покинули храм. Но
лучше было бы, если бы они остались и дали
Христу возможность обновить их гордые
сердца и сотворить в них новую жизнь. Но они
ушли, чтобы продолжать свою жизнь во тьме
тонких, скрываемых от людей грехов.
И
вот Христос провозгласил о Себе, что Он —
Свет, не только озаривший сердце грешницы,
приведенной к Нему, и сердца фарисеев,
приведших ее, но что Он — Свет, который
проникает Своими лучами до разделения души
и духа, составов и мозгов, то есть во все
уголки человеческого естества, и судит
помышления и намерения сердечные. «И нет
твари сокровенной от Него, но все обнажено и
открыто перед очами Его» (Евр. 4, 12 — 13).
Христос обнажает и открывает не только грех,
уже сделанный человеком, но и грех, который
пока еще таится в помышлениях и намерениях
человеческого сердца.
Но
Христос не только обнажает и открывает грех,
Он — свет для нашего духовного познания,
для познания нами Бога.
Мы
знаем незримого Бога, потому что Христос
светом Своей жизни и светом Своего учения
сделал Его видимым и понятным для нас. Он
говорит: «Вы знаете Его и видели Его, ибо
видевший Меня видел Отца» (Ев. Иоан. 14, 7, 9).
Но
фарисеи судили о Христе «по плоти». Он
говорит им: «Вы судите по плоти». Они
смотрели только на внешний облик Христа и
видели только Его человеческую оболочку, а
Христос призывал их видеть в Нем Бога. И
когда они спросили Его: «Кто же Ты?» — Иисус
дал им очень ясный и определенный ответ; Он
сказал: «От начала Сущий» (стих 25). То есть —
Иегова.
Прочтем
Исход 3, 13 — 14: «И сказал Моисей Богу: вот я
приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог
отцов ваших послал меня к вам». А они скажут
мне: «Как Ему имя?» Что сказать мне им?» Бог
сказал Моисею: «Я — есмь Сущий» (Иегова). И
сказал: «Так скажи сынам Израилевым: «Сущий
послал меня к вам».
Итак,
Христос говорит о Себе, что Он — от начала
Сущий, то есть Сам Бог.
Но
Христос как свет мира дает нам не только
познание Бога. Он озарил, осветил светом
Своего учения многие истины, о которых мы до
обращения ко Христу не имели ни малейшего
понятия.
Он
озаряет нам Своим светом путь спасения,
оправдания, усыновления и освещения. Он
проливает Свой свет на учение о Церкви и
учение о Царствии Божьем. Христос проливает
свет и на Свое второе пришествие, и на
воскресение всех умерших, и на Свой
последний Суд, и на наказание нечестия, и на
награду праведности. Он проливает свет на
новое небо и новую землю.
Вот
что значат слова Христа: «Я — Свет миру», —
кто последует за Мною, тот не будет ходить
во тьме, но будет иметь свет жизни.
Христос
говорит: «Если пребудете в Слове Моем, то вы
— истинно Мои ученики» (стих 31).
Под
«Словом» Христа мы должны понимать все
учение Христа. Христос говорит о «пребывании»
в Его учении, то есть о постоянном
прислушивании к Его голосу, о постоянном
пребывании у Его ног, подобно Марии из
Вифании, о постоянном стремлении исполнять
Его учение, Его слова.
Мы
все склонны к непостоянству, к порывистости,
к мимолетному подъему чувств. В порыве
своем мы способны так красиво говорить
Христу: «Я; пойду за Тобою, куда бы Ты ни
пошел!» Но порыв угасает, и мы готовы бежать
от малейшей трудности.
История
Церкви знает много случаев кажущихся
обращений душ к Господу, которые
впоследствии оказались не обращениями, а
только порывом, порывом временным, не
приведшим к ученичеству в школе Христа. Вот
почему мы не должны торопиться с крещением
новообращенных душ, с принятием их в
поместные церкви.
Хорошо
говорится в одной из наших духовных песен: «Испытай
меня Всезрящий... Было ль это обращение или
чувств моих подъем...» Важен и ценен не порыв,
а пребывание в учении Христа. Только
постоянное пребывание в учении Христа
сделает из нас, верующих, хороших учеников
Его.
Христос
говорит: «Всякий делающий грех есть раб
греха... Итак, если Сын освободит вас, то
истинно свободны будете» (стихи 34, 36). Именно
от Христа мы узнаем о рабстве греха, как о
весьма распространенном рабстве, и об
оковах греха, как трудно разбиваемых оковах.
Из уст Христа мы узнаем, что Он освобождает
от греха. Мы рее можем засвидетельствовать
о грехах, от которых Христос освободил нас
при нашем обращении к Нему. Это были в
основном грехи нашей плоти — грубые грехи,
отвратительные и явные для ,всех окружавших
нас людей. Но есть грехи, которые потянулись
за нами и в нашу новую жизнь, в нашу жизнь со
Христом. Это грехи нашего характера. Почему
же мы не освобождены от них Христом? Да
потому, что мы и не жаждем освободиться от
них. Нас страшили грехи плоти, но нас не
пугают грехи духа, грехи нашего характера.
Мы свыклись со своим характером, и мы забыли,
что дело нашего освобождения Христом
осталось незаконченным.
Мы
довольны и благодарим Бога, что чугунные
цепи наших грубых грехов и пороков с нас
сняты Христом, но мы не замечаем, что еще
спутаны тонкими цепочками наших
бесчисленных недостатков и находимся в
настоящем рабстве у нашего тяжелого
характера. И стонем сами от него, и люди, с
которыми мы живем. А Христос освобождает и
от цепей и от цепочек. Но нужно наше желание
освободиться от «цепочек». Нам нужно
решительно вступить на путь освящения, то
есть освобождения от всякого греха —
большого и малого. И тогда Христос проявит
Свою освобождающую от греха силу в жизни
каждого из нас.
Иудеи
сказали Христу: «Отец наш есть Авраам».
Иисус сказал им: «Если бы вы были дети
Авраама, то дела Авраама делали бы» (стих 39).
Иудеи
были довольны, что отцом своим, то есть
родоначальником своим, они могли называть
Авраама. Но они не стремились делать дела
Авраама. Какая была пропасть Между ними и
Авраамом. «Авраам, — говорит Христос, — рад
был увидеть день Мой и увидел и
возрадовался». А Иудеи, слушавшие Христа, «взяли
каменья, чтобы бросить на Него».
Мы
называем себя христианами. Хорошее
название, название по имени Христа! Но
заботимся ли мы о том, чтобы у нас были и
дела Христовы?
Ни
названия, ни вероучения, будь они самые
правильные и обоснованные Словом Божьим, ни
принадлежность к самой лучшей церкви, ни
самые прекрасные духовные слова не докажут
людям, что мы ученики и дети Христа. Я слышал
об одном странном проповеднике, который,
говоря о небе, почему-то пальцем своим
всегда показывал вниз. Не получается ли в
нашей христианской жизни нечто подобное? В
словах так много прекрасного, а в делах, увы,
так много некрасивого. Мы часто забываем,
что Слово Божье в одинаковой мере говорит
как о вере, так и о делах.
Но
мы так похожи на человека глухого на одно
ухо: все, что Слово Божье говорит о вере,
особенно когда оно говорит о даровом
спасении через веру, — мы слышим хорошо. Но
когда Господь говорит нам о делах, — мы
оказываемся глухими или плохо слышащими.
Может
быть, мы, подобно Мартину Лютеру,
недолюбливаем тоже Послание Иакова, потому
что оно полно призывов к деланию дел.
Будем
верить, но будем и творить добро, помня
всегда слова Евангелия: «Вера без дел
мертва».
Христос
сказал Иудеям: «Кто из вас обличит Меня в
неправде, то есть во грехе?» (стих 46). И
ответом на этот вопрос было молчание.
Христос был безукоризнен, и в Нем не было ни
малейшей неправды, никакого греха.
Мы
не можем задать вопроса: «Кто обличит нас в
неправде», потому что мы знаем свое сердце и
сколько в нем нечистоты всякого рода. Но мы
все должны стремиться к безукоризненной
чистоте. Путь к чистоте очень ясно указан в 1
Иоан. 1, 9: «Если исповедуем грехи наши, то Он,
будучи верен и праведен, простит нам грехи
наши и очистит нас от всякой неправды».
Очищению предшествует исповедание греха, а
исповеданию — осознание греха. Мы редко
обходим храм своего сердца, чтобы
обнаруживать, что именно его засоряет —
какой грех, какая нечистота. Осознание
греха — это именно и означает обнаружение
его в своей жизни.
Как
важно нам знать свое сердце, знать свой грех,
ненавидеть его и жаждать освободиться от
него. Тогда, и только тогда Христос очистит
нас от всякой неправды.
Глава 9
«И
проходя, увидел человека, слепого от
рождения» (стих 1). Какой урок извлечем мы из
этих слов?
Ученики
Христа обратились к Учителю с вопросом: «Равви!
Кто согрешил, он или родители его, что
родился слепым?» Если бы вопрос гласил:
согрешили ли родители слепорожденного, что
у них родился такой несчастный сын, — это
было бы еще понятно, так как родители бывают
виновны в болезни своих детей. Достаточно
напомнить о детях, родившихся от родителей-алкоголиков?
Но вопрос учеников гласит: «Согрешил ли он...
что родился слепым?» Речь идет о грехе
человека до его рождения. Мы знаем, что у
народов Востока всегда была сильная вера в
перевоплощение, то есть в неоднократную
жизнь на земле одного и того же человека — с
наказанием за его грехи в прошлых жизнях. А
у иудеев, кроме того, еще было
распространено мнение, что зародыш имеет
сознание и способен грешить.
Вопрос
учеников Христа сводится к вопросу о
происхождении зла и источнике страданий;
Как
же ответил Христос на этот вопрос? «Не
согрешил ни он, ни родители его, но это для
того, чтобы на нем явились дела Божий».
Этими словами Христос ничуть не хочет
умалить действия греха, порождающего
страдания у людей. Исцеленному в Вифезде
больному Христос сказал: «Вот ты выздоровел,
не греши больше, чтобы не случилось с тобою
чего хуже» (Ев. Иоан. 5, 14). А о слепорожденном
Христос говорит, что он родился слепым для
того, чтобы на нем явились дела Божий.
Все
милости, все благодеяния Божий, все дела Его
любви — все это вызвано нашими немощами и
нашими болезнями.
«Он,
слепой, пошел и умылся и пришел зрячим» (стих
7).
В
Евангелии говорится о семи слепых, которым
Христос давал зрение. Но исцеление этих
слепых было совершено Христом разными
путями. Мы знаем, что все чудеса, которые
творил Христос на земле, имеют двоякое
значение: физическое, поскольку они
творились в материальном мире, и духовное,
поскольку они являются прообразом дел
Христовых в духовном мире. Исцеление
Христом физически слепых было великим
делом любви для них, ибо слепота — это
большое несчастье в жизни людей. Но, врачуя
физическую слепоту, Христос сказал этим
врачеванием о другой слепоте — слепоте
духовной, и о другом зрении — зрении
духовном. И духовное зрение Христос дарует
людям тоже разными путями. Но что значит
духовное зрение? Духовное зрение — это
способность видеть Христа, видеть
премудрость Христа в Его учении, видеть
силу Христа во всех Его деяниях, видеть
красоту Христа в Его кристальной чистоте и
святости, видеть любовь Христа, особенно на
Голгофском кресте проявленную.
Глава 10
«Кто
не дверью входит во двор овчий, но перелазит
инде, — тот вор и разбойник» (стих 1). Картина,
которую рисует Христос этими словами, была
знакома всем жителям Палестины. Овчий двор,
огороженный стеною, и дверь, ведущая в этот
двор, через которую входил пастух к своим
овцам, — это можно было видеть на Востоке
повсюду. Но и другая картина была знакома
всем людям на Востоке: вор, перелезающий
через забор овчего двора, чтобы похитить
овцу.
Но
как ни знакомы были эти картины слушателям
Христа, фарисеи не поняли этой притчи.
О
каком «дворе овчем» говорит в этой притче
Христос? Христос говорит о ветхозаветной
церкви израильского народа. А кто же эти «воры
и разбойники», которые перелезали инде,
через забор, миновав дверь? Это те пророки,
пастыри и учителя ветхозаветной церкви,
которые заслужили название «лжепророков»,
«лжепастырей» и «лжеучителей», это та рать
фарисеев и книжников, которые целых 400 лет —
от пророка Малахии до Иоанна Крестителя —
пасли стадо Изариля, но пасли его не как
пастыри добрые, а как лжепастыри, как «воры
и разбойники». Почему они лжепастыри?
Потому что они не вошли во двор овчий дверью.
Какой дверью? Христос говорит, что это за
дверь: «Я — дверь овцам».
Много
было в ветхозаветной церкви пастырей,
которые стали пастырями, миновав личность
Христа — Мессии. Именно об этих пастырях
говорит Христос: «Все, сколько их не
приходило предо Мною, суть воры и
разбойники». А когда пришел Христос, они
отвергли Его и пасли народ без веры в Него,
как в Мессию и Сына Божьего. Мы знаем, как
они сурово поступили с овцой своего стада —
с исцеленным Христом слепорожденным, и
только потому, что он уверовал во Христа.
Как
же они поступили с этой овечкой? Прочтем
Евангелие Иоанна 9, 31: «И выгнали его вон». То
есть отлучили его от синагоги. Такой
порядок установили иудеи в своем стаде, как
написано в Ев. Иоанна 9, 22: «Ибо иудеи
сговорились уже, чтобы кто признает Его за
Христа (то есть Мессию), того отлучать от
синагоги».
Вот
какие пастыри пасли ветхозаветное стадо. А
в новозаветное время возможны ли пастыри,
перелезающие инде во двор овчий, пастыри, не
входящие дверью? Теперь, когда нам стало
ясно, что дверью во двор овчий является
Христос, нам нетрудно ответить на этот
вопрос. Таких пастырей в новозаветном стаде
было очень много. Это все те пастыри церкви
и проповедники Евангелия, которые прошли
мимо Христа, не уверовали в Него живою верою
и не получили возрождения от Духа Святого.
Это весьма печальное явление в
христианских церквах.
Нарисовав
картину ложных пастырей, не вошедших к
овцам дверью, а перелезших инде, и дав
понять фарисеям и книжникам, что такими
пастырями являются именно они, Христос
произнес Свою знаменитую притчу о добром
пастыре.
«Я
есмь пастырь добрый», — говорит Христос (стих
И).
Этими
словами Христос говорит о Себе, как о Боге.
Все иудеи знали хорошо, что в Священном
Писании Бог именуется Пастырем. Всем были
хорошо известны слова псалмопевца Давида: «Господь
— пастырь мой» (Псал 22, 1). Известны были всем
иудеям и слова пророка Исайи: «Как Пастырь,
Он будет пасти стадо Свое» (Исайи 40, И).
И
вот Христос провозглашает о Себе: «Я есмь
Пастырь добрый», то есть Я — есмь пастырь,
которого воспевает Давид в своем известном
22-м псалме. Я есмь пастырь, о Котором говорит
пророк Исайя. Христос заключил притчу о
добром пастыре словами: «Я и Отец — одно» (стих
30).
Каков
же Христос, как пастырь Своих овец? Прежде
всего Он положил жизнь Свою за овец. Он Сам
говорит об этом: «Пастырь добрый полагает
жизнь Свою за овец».
Далее
Христос говорит: «Я знаю Моих (то есть овец
Моих), и Мои знают Меня» (стих 14). Он, добрый
Пастырь, знает каждую Свою овцу. Знает наши
слабости, наши скорби, наши искушения, наши
нужды. Но и мы знаем нашего Пастыря. Знаем
Его, как нашего Спасителя, как нашего
лучшего Друга и Советника, как скорого
Помощника в наших бедах.
Христос
говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего...
и они идут за Мною» (стих 27). Христос
является примером для Своих овец. Следовать
за Ним — это значит подражать Его примеру.
Пусть этот пример всегда и везде стоит
перед нами.
Христос
говорит, что Он держит каждую овцу Свою в
руках Своих. И Его великое обетование
гласит: «Никто не похитит их из руки Моей» (стих
28).
Что
еще мы знаем о нашем добром Пастыре —
Христе?
Послушаем,
что Он говорит о Себе: «Есть у Меня и другие
овцы, которые не сего двора, и тех надлежит
мне привесть: и они услышат голос Мой» (стих
16). Христос говорит о призыве языческого
мира к спасению, которое Он совершит на
Голгофе. И овец из язычников у Христа будет
даже больше, чем из иудеев.
И
наконец остановим наше внимание на
величайшем обетовании божественного
Пастыря — Христа.
Он
говорит: «И будет одно стадо, и один Пастырь»
(стих 16).
Что
это значит? Это значит, что единство всех
Его овец выразится в единой вселенской
Церкви. Много стад Христовых овец на земле,
хотя Пастырь — один. Много церквей разных
наименований, разных вероучений и с разным
порядком богослужений, хотя глава их — Один.
Но Христос говорит, что будет одно стадо,
одна церковь.
Не
призывает ли добрый Пастырь — Христос этим
великим обетованием о едином стаде, о
единой Церкви всех нас, Своих овец, к
единству, к дружбе, к горячей любви друг к
другу?
«Настал
же тогда в Иерусалиме праздник обновления и
была зима» (стих 22). «Праздник обновления» —
что это за праздник? Мы знакомы с весенним
праздником — праздником Пасхи, с летним
праздником — Пятидесятницей, с осенним
праздником — праздником кущей. У Иудеев был
еще большой зимний праздник — праздник
обновления. Этого праздника мы не найдем в
книгах Ветхого Завета. Он был установлен
после пророка Малахии — в дни Иуды Маккавея,
в память очищения и обновления
Иерусалимского храма, после осквернения
его царем сирийским Антиохом Епифаном. Мы
не пользуемся апокрифами, как источником
нашей веры, но они дают нам историческую
картину того времени, о котором нам не
говорят канонические книги Библии. И мы
прочтем из первой книги Маккавейской о том,
как был установлен «праздник обновления», о
котором мы читаем в 10 главе Евангелия от
Иоанна.
Вот
что сказано об этом празднике в 1 Маккав. 4, 52
— 59: «В двадцать пятый день девятого месяца
— это месяц Халев — сто сорок восьмого года
встали весьма рано и принесли жертву по
закону на новоустроенном жертвеннике
всесожжении. В то время, в тот самый день, в
который язычники осквернили жертвенник,
обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и
кимвалами. И весь народ падал на лицо свое и
молились и воссылали благодарение на небо
Благопоспешившему им. Так совершали
обновление жертвенника восемь дней с
весельем, принося всесожжения и вознося
жертву спасения и хвалы. И украсил и
переднюю сторону храма золотыми венцами и
щитами, и возобновили ворота и хранилища, и
сделали для них двери. И была весьма великая
радость в народе, и отвращено было
поношение язычников. И установил Иуда и
братья его и все собрание Израиля, чтобы дни
обновления жертвенника празднуемы были с
веселием и радостью в свое время, каждый год
восемь дней».
Хотя
этот праздник обновления не значится среди
«канонических» праздников иудеев, но
Христос и в нем принимал участие.
Наше
братство празднует, вместе с другими
церквами, так называемые церковные
праздники — праздники, посвященные разным
евангельским событиям, и мы получаем много
благословений от их празднования. Но у нас
есть особый праздник, который празднует
только наша церковь, только наше братство.
Это — «праздник единства». Мы празднуем его
тоже каждый год, и Христос приходит к нам на
этот праздник с обилием Своих
благословений.
«И
была зима»... Почему Дух Святой побудил
написать эти слова? Они написаны не
случайно: эти слова говорят не только о зиме
физической, они еще больше говорят -о зиме
духовной.
В
словах «и была зима» звучит очень траурная
музыка. Вспомним, что Христос в начале
Своего общественного служения сказал о
Своей миссии на земле: «Дух Господень «а Мне,
ибо Он... послал Меня... проповедовать лето
Господне благоприятное» (Ев. Луки 4, 18 — 19). И
Христос проповедовал это «лето Господне»
словом и делом.
Но,
увы, про весьма многие сердца, слушавшие из
уст Христа проповедь о «лете Господнем
благоприятном», приходится сказать: в них
была зима. Проповедь Христа приходила к
концу. Солнце Правды, так ярко сиявшее над
Палестиной, приближалось ко дню Своего
заката — заката на Голгофе. А сердца многих
иудеев остались несогретыми, холодными.
Одно из очень печальных мест Библии гласит:
«Прошла, жатва, кончилось лето, а мы не
спасены» (Иерем. 8, 20).
Прислушаемся
теперь, после траурной песни о зиме, к
одному из самых светлых и утешительных
обетовании: «Я Даю им (овцам Моим) жизнь
вечную, и не погибнут вовек, и никто не
похитит их из, руки Моей» (стих 28). Чувство
глубокой уверенности в нашем вечном,
незыблемом спасении порождают в нас,
верующих, эти слова. Но вдруг мы слышим
другие слова Писания, слова из Послания к
Евреям 6, 4 — 6: «Ибо невозможно однажды
просвещенных и вкусивших дара небесного, и
соделавшихся причастниками Духа Святого, и
вкусивших благого глагола Божья и сил
будущего века, и отпадших опять обновлять
покаянием, когда они снова распинают в себе
Сына Божьего и ругаются Ему».
Как
же это так? Христос говорит: «Никто не
похитит их из руки Моей», а в Послании к
Евреям говорится об отпадших. Мы знаем
вопрос Христа, направленный к Его апостолам
(даже апостолам): «Не хотите ли и вы отойти?»
(Иоан. 6, 67). Этот вопрос Христа очень ясно
говорит о том, что пребывание верующих со
Христом является делом их доброй воли.
Желающие
быть со Христом могут быть уверены, что они
находятся в крепкой руке, всемогущей руке
своего Спасителя; но каждому верующему
предоставлена полная свобода — идти за
Христом или оставить Его. Вот почему Слово
Божье говорит не только о детях Божьих,
находящихся в руке Христа, но и об отпадших
от Христа.
Из
Евангелия от Иоанна мы узнаем, что Христос
последние месяцы перед Своими страданиями
и смертью на Голгофе провел на берегах реки
Иордана, в том месте, где так недавно еще
крестил Иоанн Креститель. Прочтем стих 40: «И
пошел опять за Иордан на то место, где
прежде крестил Иоанн, и остался там». Не для
отдыха пошел Иисус в это пустынное место.
Ведь Его постоянным лозунгом были слова: «Мне
должно делать дела Пославшего Меня,, доколе
есть день: приходит ночь, когда никто не
может делать» (Ев. Иоан. 9, 4). И туда, в пустыню,
пришли, многие к Нему (стих 48).
И
здесь, в пустыне, раздалось свидетельство о
предтече нашего Господа, Иоанне Крестителе:
«Иоанн не сотворил никакого чуда; но все,
что сказал Иоанн о Нем, было истинно» (стих
4).
Два
года уже Иоанн лежал в могиле, но слова его,
сказанные о Христе, продолжали жить.
Не
забудем, что мы говорим о Христе не только
словами, но и всей нашей жизнью, всеми
нашими делами.
Самая
печальная дисгармония в нашей христианской
жизни — это отсутствие унисона в наших
словах и делах.
Слова
наших уст как бы прославляют Христа, а жизнь
наша может бесславить Его.