ОБРАЗЫ ЦЕРКВИ ХРИСТА
«ЦЕРКОВЬ — ЭТО «НАРОД БОЖИЙ»
1 ПЕТР. 2, 9 — 10
Если
мы возьмем Новый Завет на греческом языке,
то увидим, что везде, где говорится о Церкви,
стоит греческое слово «экклезиа».
Слово
«экклезиа» означает «общество» — «народ».
Вот почему Церковь Христа является «народом
Христа». Но если мы возьмем Ветхий Завет на
греческом языке (в переводе так называемых
70 толковников), то можно увидеть, что там
тоже часто встречается слово «экклезиа», а
именно — всякий раз, когда говорится о
народе Божием, то есть об Израиле. Это дает
нам основание говорить о «ветхозаветной
церкви».
Ветхозаветный
народ Божий и новозаветный народ Божий
обозначаются в греческом Ветхом Завете и
греческом Евангелии одним и тем же словом «экклезиа»,
то есть «церковь». Известно, что
ветхозаветный народ Божий — Израиль —
группировался вокруг скинии. Скиния была в
центре народа. Она была прообразом Христа. В
ней был жертвенник — прообраз Голгофского
креста, в ней закалались агнцы — прообразы
Агнца Божия, закланного на Голгофе.
Новозаветный
народ Божий группируется вокруг Христа.
Христос находится в центре Своей Церкви.
Новозаветный народ Божий — Церковь,
взирает на Христа и видит в Нем Бога,
явившегося во плоти (1 Тим. 3, 16).
Церковь
смотрит на Христа распятого и верит, что Он
умер на Голгофском кресте за грехи всех
людей. Кровь, пролитая Христом на Голгофе,
занимает центральное место в богословии
Церкви.
Церковь
смотрит на Христа, воскресшего из мертвых, и
верит, что Он воскрес для оправдания
каждого верующего во Христа человека.
Церковь
смотрит на Христа, вознесшегося и
воссевшего на престоле славы, и видит в Нем
главу Церкви, ведущую ее Своим божественным
путем через все века ее существования.
Таково
отношение Церкви к своему Создателю Христу.
Посмотрим
теперь, что представляет из себя Церковь,
как «народ Божий».
Апостол
Петр перечисляет свойства Церкви, как
народа Божьего. Он говорит, обращаясь к
этому народу: «Вы — род избранный,
царственное священство, народ святый, люди
взятые в удел, дабы возвещать совершенства
Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
некогда не народ, а ныне народ Божий;
некогда не помилованные, а ныне помилованы»
(1 Петр. 2, 9 — 10).
Остановим
наше внимание на каждом из перечисленных в
Послании апостола Петра «свойств» народа
Божьего, то есть Церкви Христа.
«Род»,
то есть народ «избранный»,.. Как же
избирался Божий народ? Путем уверования во
Христа.
Уверовавший
во Христа становится членом Божьего народа,
членом вселенской Церкви Христа.
Призыв
веровать во Христа направлен Богом ко всем
людям, но веруют не все, веруют «избранные».
«Царственное
священство»... Народ Божий, Церковь Христа —
это царственное священство. Каждый
верующий во Христа человек — это священник
Божий. Почему? Потому что задача каждого
священника Божия — приносить жертвы Богу и
славословить Его.
Мы
все призваны к такому священнодействию:
приносить жертвы Богу и славословить
Христа, Спасителя наших душ. В этом именно
смысле вся Церковь Христа является «царственным
священством».
«Народ
святой»... В каком смысле «святой»? В смысле
«облеченности во Христа и Его святость».
Всей церкви Христа пишет апостол Павел в
Послании к Галатам 3, 27: «Все вы во Христа
крестившиеся, во Христа облеклись». Мы
святы не своей святостью, а святостью
Христа. Церковь Христа облечена не только в
«ризы спасения», но и в «ризы святости»
Христа (Ис. 61, 10 и Ис. 8, 14).
«Люди,
взятые в удел»... Что это значит? Это значит,
что Церковь Христа — это «удел Христа»
собственность Его, купленная Кровью
Голгофы.
Апостол
Павел пишет всей Церкви Христа, всему
новозаветному народу Божьему в своем
Первом Послании к Коринфянам 6, 19 — 20: «Вы не
свои, ибо вы куплены дорогою ценою». Посему
прославляйте Бога и в телах ваших и в душах
ваших, которые суть Божьи.
Мы
все — удел Христа. Наш дух, душа и тело — Его
достояние. Мы не принадлежим себе — мы
принадлежим Христу. Вот почему Церковь
Христа называется в Евангелии «народом,
Божиим», народом, принадлежащим Богу.
«Некогда
не помилованные, а ныне помилованы»... Божий
народ — помилованный народ, прощенный
народ. Церковь Христа помилована, прощена
во имя страданий и смерти Христа, во имя Его
бесчисленных ран, во имя Его драгоценной
Крови, пролитой для искупления нашей вины.
Вот почему при принятии в церковь
новообращенным задается вопрос — имеют ли
они уверенность в прощении своих грехов,
уверенность в своем помиловании. Ведь от
уверенности в прощении и помиловании
зависит радость спасения и песнь хвалы
наших сердец. Только в помилованном народе
Божием можно петь песнь: «Радость спасения
все ныне воспоем, благодарение Господу
принесем»...
Апостол
Павел говорит и о призвании Церкви, как
народа Божьего. Это призвание — возвещать
совершенства Христа, призвавшего Свою
Церковь из тьмы в чудный Свой свет.
Возвещать
совершенства Христа — это значит
показывать красоту Христа, подобно тому как
в Книге Песни Песней невеста рисует красоту
своего жениха. Но никакие слова о красоте
Христа не покажут Его красоты, если жизнь
народа Божьего не будет свидетельствовать
о ней.
Слово
Божье показывает два рода христиан. 1 Кор. 3,
3: «Вы еще плотские; ибо если между вами
зависть, споры и разногласия, то не плотские
ли вы и не по человеческому ли обычаю
поступаете?» Это один род христиан. Могут ли
такие христиане показать красоту Христа?
Конечно, нет.
А
вот другого рода христиане, Колос. 3, 12 — 15: «Облекитесь,
как избранные Божий, святые и возлюбленные,
в милосердие, благость, смиренномудрие,
кротость, долготерпение, снисходя друг ко
другу и прощая взаимно, если кто на кого
имеет жалобу: как Христос простил вас, так и
вы. Более же всего облекитесь в любовь,
которая есть совокупность совершенства; и
да владычествует в сердцах ваших мир Божий»...
Только облеченные в любовь христиане могут
являть красоту Христа.
Как
народ Божий будем стремиться к жизни,
полной любви, полной чистоты и святости, и к
жизни, полной преданности Христу!
ЦЕРКОВЬ ХРИСТА, КАК
МНОГОВЕТВИСТОЕ ДЕРЕВО
ЕВ. ИОАН. 15, 5 — 6
Слово
Божье уже дало нам один замечательный образ
Церкви Христа. А именно: Церковь Христа, как
народ Божий. Теперь мы рассмотрим другой
образ Церкви Христа, а именно: Церковь
Христа, как многоветвистое дерево.
Евангелие говорит нам, что это дерево двух
родов. Христос говорит, что Церковь Его —
это виноградное дерево.
Апостол
Павел сравнивает Церковь Христа с
масличным деревом. Это сравнение мы находим
в Послании к Римлянам 11, 13 — 27.
Величественную
картину церкви Христа рисует нам Христос в
своей притче о виноградной Лозе и апостол
Павел в своей притче о маслине. Рассмотрим
эту картину. Обратим наше внимание прежде
всего на виноградную лозу на этой картине.
Христос говорит, что Он Сам является этой
виноградной Лозою. Было время, когда эта
божественная Лоза была без ветвей, одинокой.
В Ев. Иоан. 1, 1 о Христе говорится: «В начале
было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было
Бог»...
Когда
же появились первые ветви на этой
Божественной виноградной Лозе? Тогда, когда
вышли из рук Христа Его первые живые
создания.
Кто
же эти первые живые создания? Это ангелы
Божий. Они имеют самую живую связь со
Христом, своим Творцом, и поэтому являются
самыми первыми ветвями этой небесной Лозы.
Не
желая никому навязывать своего мнения, я
все-таки хочу высказать мысль, что мир
ангелов — это тоже своего рода Церковь
Христа, не знающая ни пятна, ни порока.
Ангелы — это небесные ветви божественной
Лозы — Христа. Правда, часть их отпала от
Христа — это так называемые «падшие ангелы».
С
сотворением человека появляются и первые
земные ветви виноградной Лозы — Христа.
Адам и Ева — это самые первые ветви чудной
Лозы Христа. Все дальнейшие ветхозаветные
праведники были также ветвями виноградной
Лозы — Христа.
Апостол
Павел в приведенной нами из его Послания к
Римлянам притче о маслине говорит о
прививке « хорошей маслине, то есть о
прививке к виноградной Лозе — Христу. И Он
говорит, что прививка совершается через
веру во Христа.
Все
ветхозаветные праведники прививались к
небесной маслине и к небесной виноградной
Лозе через веру в грядущего Христа — Мессию.
И, веруя в грядущего Христа, все праведники
Ветхого Завета составили .великую
ветхозаветную церковь, то есть
многоветвистое дерево, поскольку все они
были ветвями на Лозе — Христе. После
небесной церкви ангелов ветхозаветная
церковь является второй Церковью Христа.
Правда, порой, вследствие отступления
израильского народа от живого Бога,
ветхозаветная церковь сильно уменьшалась и
доходила до небольшого сравнительно числа
членов.
Вспомним
ветхозаветную церковь в дни пророка Илии,
когда она дошла только до семи тысяч членов.
Но вот наступает время Нового Завета, и Бог
во Христе говорит: «Я создам Церковь Мою»..,,
то есть .новозаветную церковь, новозаветное
многоветвистое дерево, ветви которого
являются также ветвями все той же истинной
виноградной Лозы — Христа. Эти
новозаветные ветви привились к Лозе —
Христу тоже через веру, причем через веру во
Христа, уже умершего за грехи наши и
воскресшего для оправдания нашего.
Притча
Христа о виноградной Лозе и притча апостола
Павла о хорошей и доброй маслине говорят о
великом единстве ветхозаветной и
новозаветной церкви. Обе церкви — одно
дерево, ибо и ветхозаветные верующие и
новозаветные верующие являются ветвями
одной и той же небесной Лозы — Христа.
Вот
почему Книга Откровения Иоанна говорит о 24-х
старцах, поклоняющихся Агнцу Божьему,
закланному за грехи мира. 24 старца — это 12
ветхозаветных патриархов и 12 новозаветных
апостолов, представляющие пред Христом
церкви Ветхого и Нового завета.
Чем
теснее мы будем связаны со Христом, тем
более живыми и плодоносными ветвями мы
будем у этого многоветвистого дерева —
Церкви Христа.
ЦЕРКОВЬ ХРИСТА, КАК САД
ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ, 4, 12 — 16
Какой
чудный образ Церкви Христа дан нам в Книге
Песни Песней — образ церкви — сада. «Запертый
сад — сестра моя невеста»...
Мы
знаем, что «невеста» в Книге Песни Песней
является символом церкви Христа. «Запертый
сад» — это сад, имеющий хозяина, сад
обихоженный, в отличие от сада заброшенного,
беспризорного, не только незапертого, но,
может быть, даже с поломанной оградой.
Да,
Церковь Христа — это сад, сад Божий! Но сады
бывают двух родов: сады цветники и сады
фруктовые. Церковь Христа — это цветник и
сад плодовый.
Представим
себе Церковь Христа, как цветник, как сад с
цветами. Цветы обладают двумя известными
всем людям свойствами: красотой и ароматом,
благоуханием. Есть цветы, красота которых
видна всем; и есть цветы, к которым надо
внимательно присматриваться, чтобы увидеть
или понять их красоту.
Возьмем
для примера хризантему. Ее название
означает: золотой цветок. Это цветок пышный,
всем известной красоты. Но мы все знакомы и
с другого рода цветком — цветком маленьким,
растущим в самых укромных уголках, где его
не сразу заметишь, — я имею в виду ландыш.
В
Церкви Христа есть и «хризантемы» и «ландыши».
Хризантемы в Церкви Христа не так
многочисленны, но они есть. Это те дети
Божий, которых апостол Павел называет «столпами»
церкви. Это те верующие, которых все любят и
уважают. Это те, которые блещут духовной
красотой.
Но
гораздо больше в Церкви Христовой «ландышей»
— тех детей Божьих, духовная красота
которых не бросается всем сразу в глаза, но
при общении с которыми чувствуешь, как они
все же прекрасны и полны «благоухания
Христова».
Все
мы знаем еще один удивительный цветок, у
которого красота и благоухание сочетаются
с очень неприятным свойством — колючестью.
Это — тернистая роза.
В
Церкви Христа много роз. Это — те дети Божий,
в которых красота Христа сочетается со
многими их неприятными природными
качествами, похожими на колючие тернии.
Но
в саду Божьем, пожалуй, еще больше «кактусов».
Эти растения совсем невзрачные, многие из
них даже уродливые. Но от времени до времени
на них появляются чудесные цветы большой
красоты.
Большинство
верующих, подобных кактусам, выглядят
невзрачно, порой даже некрасиво, и вдруг,
при известных обстоятельствах, они являют
такую красоту, такое благоухание, что
приходится только дивиться.
Жених
в Книге Песни Песней обращается к «ветру» и
говорит: «Поднимись ветер с севера, и
принесись с юга, повей на сад мой, — и
польются ароматы его». Задача Церкви Христа,
как сада, как цветника — благоухать,
благоухать «Христовым благоуханием».
Апостол
Павел во 2-м Послании к Коринфянам говорит
так: «Благодарение Богу, Который...
благоухание познания о Себе распространяет
нами во всяком месте, ибо мы Христово
благоухание Богу в спасаемых и погибающих»
(2 Кор. 2, 14 — 15).
Христос
ожидает от Своей Церкви такого благоухания.
И такому благоуханию содействуют ветры и
южные и северные, то есть обстоятельства
благоприятные и неблагоприятные в жизни
нашей, как сказано: «Любящим Господа... все
содействует ко благу» (Римл. 8, 28).
И
ветры южные и ветры северные — всё ко благу,
потому что и те и другие содействуют нашему
большему «благоуханию» для славы Христа.
Но
Церковь Христа не только цветочный сад, но и
сад плодовый. Невеста в Книге Песни Песней
говорит: «Пусть придет возлюбленный мой в
сад свой и вкушает сладкие плоды Его». Наш «возлюбленный»
— это Христос. Пусть же Он в саду Своем, в
Церкви Своей вкушает «сладкие плоды» детей
Своих.
Что
же это за плоды? Много говорится о них в
Писании, и список их весьма большой. Но
возьмем из множества плодов Христовой
Церкви некоторые и посмотрим, красуются ли
они у нас.
В
Послании ап. Павла к Галатам 5, 22 — 23
перечисляются некоторые плоды, которые
Христос очень желает видеть в саду Своем, в
Церкви Своей. К ним относятся: любовь,
долготерпение, вера, радость, благость,
кротость, мир, милосердие, воздержание.
Девять плодов, но какие они прекрасные!
Если
Церковь Христа — плодовый сад, то каждый
член ее — плодовое дерево, которое должно
быть богато этими плодами. Наслаждается ли
Христос, живущий в нас, этими чудными
плодами?
Возьмем
любовь — как мало ее у нас!
Возьмем
радость — как часто она отсутствует у нас!
Мир
— как неспокойно в сердцах наших.
Долготерпение
— как его не хватает нам!
Благость,
то есть благожелательность, — как часто мы
желаем зла нашим недругам и врагам.
Милосердие
— как мы бываем черствы и несострадательны!
Веру
— как мы все страдаем маловерием!
Кротость
— как ее мало у нас и как много грубости.
И,
наконец, возьмем воздержание — то есть
удержание себя от всего неугодного Богу, —
как часто мы выходим из рамок дозволенного
Господом и Его Словом.
Итак,
мы видим, как мало бывает «сладких плодов» в
саду Божьем, где их должно было бы быть в
изобилии. Но зато немало «кислых плодов», то
есть противоположного тому, что ищет
Господь в саду Своем, в Церкви Своей.
Почему
же нет изобилия этих «сладких» благодатных
плодов? Потому что мы порой забываем, что
это — плоды Духа, плоды Духа Святого. Потому
что мы довольствуемся только одним плодом
Святого Духа, который называется в Слове
Божьем «рождением свыше» или возрождением,
или новым сердцем. Но Дух Святой производит
в нас не только этот плод. Он хочет
производить в нас и все девять,
рассмотренных нами плодов (Галат. 5, 22 — 23) и
многие другие плоды.
С
нашей стороны, со стороны Церкви Христовой
должно быть постоянное желание — иметь
больше плодов Святого Духа. Больше и
сильнее должны мы молиться, чтобы Дух
Святой творил их в каждом из нас.
Будем
взывать к Духу Святому: «Повей на сад Твой,
на Церковь Твою, и произведи Твои чудные
плоды в ней»!
ЦЕРКОВЬ ХРИСТА, КАК «ДОМ
ДУХОВНЫЙ»
1 ПЕТР. 2, 4 — 5
Если
мы приступим к рассмотрению Церкви Христа,
как «дома духовного», то мы прежде всего
остановим наше внимание на его основании,
то есть на его фундаменте.
Об
основании «дома духовного» хорошо и ясно
говорит апостол Павел в 1 Кор. 3, 9 — 11: «Мы —
соработники у Бога, а вы — Божья нива, Божье
творение. Я, по данной мне благодати от Бога,
как мудрый строитель, положил основание, а
другой строит на нем, но каждый смотри как
строит. Ибо никто не может положить другого
основания, кроме положенного, которое есть
Иисус Христос».
Вот
непоколебимый во веки веков фундамент
церкви, краеугольный камень которого —
Христос (1 Петр. 2, 6). «Верующий в Него и
строящий на Нем — не постыдится». Дом,
построенный на этом основании, на этом «камне»
— Иисусе Христе выдержит все испытания. Так
говорит Сам Христос в Ев. Матф. 7, 25: «И пошел
дождь, и разлились реки, и подули ветры, и
устремились на дом тот; и он не упал, потому
что основан был на камне».
«Дом
духовный», то есть Церковь Христа, строится
из «живых камней». Мы делаемся «живыми
камнями» через веру в Иисуса Христа. Но
здание Церкви Христовой должно быть
прекрасным; не только величественным, но и
прекрасным.
Известно,
что храмы являются самыми красивыми
зданиями на земле. Церковь Христа как «дом
духовный» должна быть самым красивым
строением. Но красота «дома духовного»
зависит от красоты каждого камня в
отдельности. Каждый «камень» в великом
здании Церкви Христовой должен походить на
«краеугольный камень», которым является
Христос.
Христос
— «камень драгоценный» (Петр. 2, 4 — 6).
Драгоценные камни отличаются красотой.
Наша задача — быть драгоценными камнями,
как наш Господь Иисус Христос. Тогда «дом
духовный» будет «храмом» чудеснейшей
красоты, и мы будем «драгоценнейшими
камнями» в «доме духовном», который есть
Церковь Христа!
О
том, что мы будем «драгоценными камнями»,
говорит ясно и определенно 21-я глава Книги
Откровения Иоанна, ст. 19 по 21, Мы будем
ясписами, сапфирами, халкидонами,
смарагдами, сардониксами, сардоликами,
хризолифами, вириллами, топазами,
хрисопрасами, гиацинтами, аметистами и
жемчужинами. Каким же чудесным храмом будет
красоваться Церковь Христа на новой земле!
Но
превращение нас, пока еще таких невзрачных,
хотя и «живых» камней, в камни драгоценные,
в камни только что перечисленные, требует
большой обработки каждого из нас. И эту
обработку совершает Господь. Люди могут не
видеть этой обработки, и мы, верующие, можем
порой не замечать ее. Но она идет и идет —
день за днем, год за годом...
Слово
Божье говорит о постройке храма Соломонова
в 3 Цар. 6 — 7: «Когда строился храм, на
строение употребляемы были обтесанные
камни; ни молота, ни тесла, ни всякого
другого железного орудия не было слышно в
храме при строении его». Молот, тесла —
большие и малые — употребляются для
обработки физического камня. И они были з
употреблении при обработке камней для
Иерусалимского храма. Каждый камень
обрабатывался вдали от Иерусалима, а в
Иерусалиме клался камень к камню в
обработанном уже виде, пока храм не засиял
во всей своей красоте и во всем своем
величии перед глазами не только иудейского
народа, но и всех народов мира.
Так
и «живые камни» «дома духовного», Церкви
Христовой, обрабатываются вне стен «Нового
Иерусалима», здесь на земле, а там, «в Новом
Иерусалиме», они войдут в стены «духовного
храма» как «драгоценные камни» и будут
сиять неземной красотой — красотой Христа,
этого «камня краеугольного», избранного,
драгоценного (1 Петр. 2, 6).
Как
же происходит обработка нас, верующих, как
живых камней для «Нового Иерусалима», и как
мы, такие неотесанные камни, превращаемся в
камни драгоценные, подобные
драгоценнейшему камню — Христу? Впереди
сияет перед нами небесной красоты «Новый
Иерусалим» с его стенами из ясписа и других
драгоценных камней. Мы знаем, на основании
Слова Божьего, что этими драгоценными
камнями будут все верующие в Господа нашего
Иисуса Христа и все любящие Его от чистого
сердца. Но от неземной красоты этих
драгоценных камней в «Новом Иерусалиме»
обратим наш взор назад — в далекое прошлое
этих чудесных камней. Это прошлое является
прошлым и каждого из нас. Обратим внимание
на Ис. 51, 1 — слова, призывающие всех
верующих взглянуть назад: «Послушайте Меня,
стремящиеся к правде, ищущие Господа!
Взгляните на скалу, из которой вы иссечены,
и в глубину рва, из которого вы извлечены».
Мы
представляем себе камень, только что
отсеченный от скалы; у него нет ни формы, ни
блеска, ни красоты. Требуются молот, тесла и
другие инструменты, чтобы он приобрел форму,
блеск и красоту.
Но
от языка притч, которым говорит к нам
Господь в Своем божественном Слове,
перейдем теперь к вопросу: как же
обрабатывается человек, только что
уверовавший во Христа и через веру в Него
ставший «живым камнем»?
Прежде
всего мы должны отметить величайшую, но
совершенно бесшумную работу Духа Святого
над каждым верующим, над каждым «живым
камнем дома духовного». Эта работа Духа
Святого от начала и до конца направлена к
преображению каждого из нас в образ Христа.
Об этой работе Духа Святого над нами мы
читаем во 2 Кор. 3, 18: «Мы же все...
преображаемся в тот же образ от славы в
славу, как от Господня Духа».
Слово
Божье, Святое Писание является также мощным
средством для обработки «живых камней» и
превращения их в камни драгоценные для «Нового
Иерусалима». Об этой величайшей силе Слова
Божья превращать верующих в драгоценные
камни «дома духовного» апостол Павел пишет
во 2 Тим. 3, 16: «Все Писание богодухновенно и
полезно для научения, для обличения, для
исправления, для наставления в праведности,
да будет совершен Божий человек ко всякому
доброму делу приготовлен».
Писание
содействует нашему совершенству, поэтому
будем чаще подвергать себя его обработке.
Наконец,
великой скульптурной мастерской, где мы
также подвергаемся благословенной
обработке, является наша повседневная
жизнь с ее «теслами», превращающими нас в
камни небесной красоты. Наш повседневный
труд, наши ежедневные встречи с людьми, наше
повседневное преодоление трудностей,
больших и малых, несение нами наших крестов
— все это благословенные «молотки» и «тесла»
в руках нашего Господа, чтобы вытесать из
нас «камни» чудесной красоты.
ЦЕРКОВЬ ХРИСТА, КАК «БОЖЬЕ
СТАДО»
1 ПЕТРА. 5, 1 — 14; ЕВ. ИОАН. 10, 27
Сравнение
людей, верующих во Христа, с овцами может
казаться оскорбительным. Но оно не будет
оскорбительным, если мы поймем, что Библия
— книга Востока и авторы ее — люди
земледельческой страны, где овца была самым
обычным домашним животным, а стада овец
самым обычным зрелищем.
Язык
Библии был хорошо понятен жителям Востока
того времени, но он понятен и людям Запада, и
овца известна и сегодня, как самое обычное
домашнее животное. Вот почему Христос,
поучая народ Палестины, употреблял образы и
сравнения столь ему понятные и близкие его
сердцу. Народ Палестины хорошо знал нравы
овец и высоко ценил их «добрых» пастырей.
Образ
церкви Христа, как «Божьего стада», как
стада «овец» Христовых, хорошо понятен и
современному христианству. Есть много
картин, изображающих Церковь Христа, как
стадо овец. Имеется много духовных песен, в
которых дитя Божье сравнивается с «овцою»
Христа, как, например, наша песнь: «Я есмь
овца Иисуса; Он — Пастырь добрый мой»... Все
мы знаем также чудный Псалом псалмопевца
Давида: «Господь — Пастырь мой, я ни в чем не
буду нуждаться: Он покоит меня на злачных
пажитях и водит меня к водам тихим» (Пс. 22, 1
— 2).
Образ
Христа, как Пастыря, и верующих, как овец Его,
очень понятный для всех образ и не требует
больших истолкований. Он говорит сам за
себя.
Рассмотрим
теперь этот чудный образ Церкви Христа, как
«Божьего стада». В притче Христа о добром
пастыре говорится, что «пастырь добрый
полагает жизнь свою за овец» (Иоан. 10, 11).
Христос — Пастырь, положивший жизнь Свою за
«овец», за всех людей — ради их вечного
спасения. Но среди «овец», за которых умер
Христос, есть два рода овец: овцы блуждающие
и не имеющие пастыря (Ис. 53, 6; Матф. 9, 36), и
овцы найденные и приведенные в стадо,
Пастырем которого является Христос. Он Сам
называет нас «Своими» овцами, говоря: «Овцы
Мои слушаются голоса Моего, и я знаю их, и
они идут за Мною»...
Христос
говорит о трех чертах Своих овец: а) они
слушаются голоса Его; б) они хорошо известны
своему Пастырю — Христу — «Я знаю их»; в)
они идут за своим Пастырем.
Итак,
первая черта овец Христовых — они
слушаются голоса своего Пастыря. Стадо
Христово, то есть Церковь Христа, внимает
голосу своего Пастыря — Христа. Она внимает
Его словам, Его советам, Его обличениям, Его
повелениям. Церковь слышит голос Христа в
проповедях, со страниц Священного Писания,
среди природы, проповедующей славу Божью.
Но лучше всего она слушает у ног Христа,
когда уподобляется Марии.
Христос
говорит далее, что Он знает Своих овец. Он
знает наши телесные недуги и наши болезни
духа; Он знает наши искушения, наши
сокровенные желания, наши горечи и слезы,
которых люди могут не видеть. Он знает наши
опасения, наши тревоги, наши жертвы, людям
неведомые; Он знает наши тайные
прикосновения к краю Его одежды. чтобы
получить от Него исцеление или утешение,
или необходимую нам силу.
Добрый
Пастырь — Христос знает каждую Свою овцу. И
как это сознание должно радовать все «Божье
стадо», всю Его церковь; и вместе с Петром
каждая овечка стада Христова может сказать
своему Пастырю: «Господи! Ты все знаешь; Ты
знаешь, что я люблю Тебя» (Иоан. 21. 17).
И
третья чудная черта овец Христа: они идут за
Ним. Их взор устремлен на Пастыря. Каждая
овечка говорит своему Пастырю — Христу: «Я
пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел» (Лук. 9,
57). И пути эти бывают и бархатные — как будто
по ковру идешь, — и тернистые, болью ранящие
ноги. Добрый Пастырь — Христос говорит о
Своих овцах: «они идут за Мною», и по
бархатной дороге, и по тернистому пути.
Таковы овцы Христа, такова Церковь Его.
Вот
что говорит одна из овец Господних — Давид:
«Он покоит меня на злачных пажитях и водит
меня к водам тихим». Эти слова может
повторить каждая «овца» Христова и все «Божье
стадо», вся Церковь Христа.
Что
это «за злачные пажити» и что это за «тихие
воды», которые утоляют голод и жажду овец
Христовых? Это есть не что иное, как Слово
Божье. Его божественные страницы —
поистине «злачные пажити» и «воды тихие».
Об
этих «злачных пажитях» Христос сказал в
пустыне: «Не хлебом одним будет жить
человек, но всяким словом, исходящим из уст
Божьих» (Матф. 4, 4). А о «водах тихих» Он
сказал в беседе с самарянкой: «Всякий
пьющий воду сию возжаждет опять, а кто будет
пить воду, которую Я дам ему, тот не будет
жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему,
сделается в нем источником воды, текущей в
жизнь вечную» (Иоан. 4, 13 — 14).
Вот
на каких «злачных пажитях» покоит Свою
Церковь Христос, и вот к каким «водам тихим»
Он ее водит. Каждое богослужение в Церкви
Христа — это «злачная пажить» и «тихие воды».
Всякий раз, когда мы берем божественную
Книгу — Библию, — мы оказываемся на «злачных
пажитях» и у «вод тихих».
Образ
Церкви Христа, как «Божьего стада», являет
нам чудное единство Церкви, единство всех «овец
Христовых». Ведь Пастырь один: Иисус
Христос, и нет другого. И Христос говорит
так ясно о единстве всех верующих в Него: «Одно
стадо и Один Пастырь» (Иоан. 10, 16).
И
чтобы это единство между верующими «овцами»
«Божьего стада» возрастало, надо только
одно — все большее приближение каждого
верующего ко Христу и каждой овцы Христовой
к своему Пастырю — Христу. И тогда мы все
убедимся, что чем мы будем ближе ко Христу,
тем мы будем ближе друг к другу.
ЦЕРКОВЬ ХРИСТА, КАК «ТЕЛО
ХРИСТОВО»
1 КОР. 12 — 27
Образ
Церкви Христа, как Тела Христова,
употребляется проповедниками и
богословами чаще, чем другие образы Церкви,
за исключением, может быть, только еще
одного образа — Церкви Христа, как невесты
Христовой. Да и все верующие больше всего
знакомы именно с этим образом церкви. Мы
легко отвечаем на вопрос, что такое Церковь
Христа. Церковь Христа — это тело Христа. Но
понятно ли нам это сравнение? О чем говорит
оно нашим сердцам? Чтобы этот образ Церкви
стал нам понятен, мы должны познакомиться с
человеческим телом.
Говоря
о человеческом теле, мы должны прежде всего
сказать, что оно состоит из миллиардов так
называемых клеток. И что особенно важно, так
это то, что каждая клетка имеет в себе жизнь.
Миллионы
верующих во Христа — это живые «клетки»
тела Христова. Все верующие во Христа
являются носителями жизни Христа,
получившими эту жизнь через возрождение от
Духа Святого.
Клеточная
теория строения живых организмов стала
известна человечеству благодаря
изобретению микроскопа. Пока не появился
микроскоп, тело человека, как и всякого
живого существа, было глубокой тайной.
И
если бы не Слово Божье, мы понятия не имели
бы о Церкви Христа; она была бы для нас
глубокой тайной. Итак, усвоим великую
истину: если Церковь Христа — тело Христово,
то мы — живые клетки тела. Каждая клеточка
тела Христова получила свою жизнь от Того,
Кого апостол Петр в день Пятидесятницы
назвал «начальником жизни», то есть от
Христа. И жизнь сохраняется в каждой
клеточке тела Христова только благодаря ее
связи со Христом.
Но
мы не только живые клетки тела Христова, мы
и члены этого Тела. Слово Божье не говорит о
«клетках» Тела Христова, но сравнение
верующих с клетками прекрасно объясняет
нам жизненность Церкви. Но с членами Тела
Слово Божье сравнивает верующих. И это
сравнение богато поучением для всех нас. «Вы
— Тело Христово, а порознь — члены», —
говорит апостол Павел, В наше время вместо
слова «члены» употребляется слово «органы».
Итак,
говоря современным языком, мы — органы Тела
Христова. Но что значит «орган»? Словарь
иностранных слов говорит: «Орган» — это
часть организма животного или растения,
имеющая определенное строение и
выполняющая определенные функции.
И
другое еще пояснение: орган — это орудие,
инструмент, средство. Согласно такого
объяснения слова «орган» нам будет ясно,
что из себя представляют верующие как «члены»,
то есть как «органы» Тела Христова.
Возьмем
для примера только четыре органа тела: глаз,
руку, ухо и ногу — и рассмотрим их сперва с
точки зрения их строения и внешнего вида.
Что общего по внешнему виду у глаза и руки
или у уха и ноги? Не похожи они и с точки
зрения функций, которые они выполняют.
И
действительно, как различны функции глаза и
руки или уха и ноги. Но как они едины с точки
зрения принадлежности к одному к тому же
организму, к одному и тому же телу и с точки
зрения подчинения одному руководству.
Посмотрим
теперь на Церковь Христа. Какое в ней
разнообразие по ее внешнему устройству.
Возьмем искренне преданного Христу
католика и поставим рядом с ним
евангельского христианина. Как мало между
ними сходства во взглядах на внешнее
устройство Церкви, на обряды Церкви. А между
тем оба они — члены одного и того же Тела,
Тела Христова,.
Как
не похожи друг на друга и верующие одной и
той же церкви! Сколько различных мнений и
пониманий по одним и тем же вопросам. И все
же мы все — члены одного и того же Тела —
Тела Христова.
Не
может глаз сказать руке: ты мне не нужна, и у
нас с тобой ничего нет общего — мы так не
похожи друг на друга. Не может и не должно
быть такого разговора и между ухом и ногой.
Сходства между ними действительно мало, но
единство полное, потому что они все — части
одного тела и выполняют общий труд, общую
работу.
И
функции членов тела также различны. Функции
глаза — одни, функции руки — совершенно
другие. Функции уха — одни, функции ноги
совершенно другие. Если органы тела —
инструменты, то и глаз — инструмент, и рука
— инструмент, и ухо — инструмент, и нога —
инструмент. И если мы — члены Тела Христова,
то и мы — инструменты, выполняющие самые
различные функции у нашего Господа. Глаз не
должен говорить руке: как жаль, что я не рука.
Не должен он и превозноситься перед рукой: я
— лучше тебя, или я — нужнее тебя, или я —
важнее тебя.
Не
должен брат ты говорить: как жаль, что я не
проповедник на кафедре; или же ты, сестра, не
говори, как жаль, что я не певица в хоре.
Пусть никто из вас не говорит другому: я —
нужнее тебя, или я — важнее тебя.
Господу
нужен каждый из нас. Каждому из нас
предназначено от Него свое поле действия и
свой план работы. Жизнь каждого из нас — это
план Божий. Будь верен на твоем посту и в
твоей работе, будь хорошим инструментом в
руках твоего Господа и совершенствуйся все
больше и больше! Нам может не нравиться наше
служение, но будем помнить слова одной
нашей песни: «Ты на месте стоишь, что
Господь тебе дал, на том месте, куда Он
поставил тебя»...
Обратим
внимание еще раз на служение органов нашего
тела: вот, к примеру, служение наших глаз —
как оно спокойно и в какой чистоте
совершается; мы охраняем глаза от малейшей
пылинки. Служению наших глаз могут
завидовать другие органы нашего тела,
например, наши ноги, которым так достается
от пыли и грязи и которым приходится нести
на себе всю тяжесть нашего организма.
Но
служению наших ног могло бы позавидовать
наше сердце: как ни трудна работа ног, но
ночью они отдыхают, в то время как сердце не
знает отдыха ни на одну минуту. Если бы оно
перестало работать хотя на одну минуту —
наступила бы катастрофа всего нашего
организма.
Остается
сказать одно: служение всех органов нашего
тела распределено Творцом с величайшей
мудростью, и каждый орган выполняет свое
служение для блага всего тела. С такой же
гармонией совершается и служение членов
Тела Христова, то есть Церкви Христа, хотя
мы можем этого и не замечать.
Но
кто же руководит гармоничным служением
органов или членов тела? В физическом теле
этим руководителем является головной мозг.
От головы исходит управление всеми
функциями нашего тела, как внешними, так и
внутренними. А что говорит Слово Божье о
теле Христовом, то есть Церкви Христа?
Прочтем Ефес. 1, 22 — 23: «И все покорил под
ноги Его, и поставил Его выше всего, главою
церкви, которая есть Тело Его»... Главою
Церкви, главою Тела Христова является
Христос. Руководство жизнью и служением
Церкви находится в руках Христа (Откр. 1, 16 и
20).
Будем
хвалить и славить нашего Господа за Его
чудное руководство Церковью и каждым ее
членом и за выполнение через Церковь Своих
божественных предначертаний.
ЦЕРКОВЬ, КАК НЕВЕСТА
ХРИСТОВА
ЕВ. МАТФ. 25, 1 — 13
Образ
церкви, как невесты Христа, рисует нам
чудное качество каждой верующей души. Это
качество- — ожидание «Жениха», Христа, и
горячее желание Его пришествия!
Если
среди нас есть невеста, жених которой
находится в отъезде, то ее переживание
можно выразить одним словом: ожидание. Чем
бы невеста ни занималась, она исполнена
ожиданием возвращения жениха.
Может
быть, кто-либо скажет: но в притче Христа о
десяти девах самой невесты не видно. Да, это
так, но ее представляют десять дев. Истинная
Церковь Христа — это Вселенская Церковь, и
она тоже невидимая Церковь, невидимая «Невеста»
Христа. Но эту невидимую Церковь
представляют отдельные видимые поместные
церкви. Вот эти поместные видимые церкви и
представлены в притче Христа десятью
девами.
Десять
дев — это полнота Церкви, как Невесты
Христа. Как же изображены десять дев в
притче Христа? Все они ожидают жениха, все
они жаждут его прихода, все они вышли
встречать его. Именно такой невестой
является Церковь Христа, она ждет своего
божественного Жениха, она жаждет Его
прихода, она идет встречать Его.
У
всех дев в притче Христа горящие
светильники в руках. Что представляют из
себя эти светильники? Светильники — это
сердца детей Божьих, сердца, горящие
любовью к Жениху, ко Христу. Для невесты
характерно сердце, полное огня к своему
жениху. Для Церкви, как Невесты Христа,
также характерно сердце, полное огня ко
Христу.
Десять
дев в притче Христа разделены на две группы:
на пять мудрых и пять неразумных. В чем же
была разница между ними? Разница была в том,
что у мудрых дев были с собой сосуды с
маслом, а у неразумных дев запаса масла не
было. И эта разница сказалась вскоре: у
неразумных дев светильники начали гаснуть,
а пополнить их маслом было не из чего.
Людям,
которым Христос говорил эту притчу, было
очень хорошо понятно угасание светильника
за отсутствием в нем масла. Нам, людям
электрического века, это стало менее
понятно; но те из нас, которые пользуются
для освещения керосином, тоже хорошо поймут
эту притчу.
Но
что значит иметь запас масла в духовном
смысле? Это значит — иметь больше духовных
благ, чем одно только обращение и
возрождение или прощение грехов. В день
нашего обращения ко Христу светильник
нашего сердца начал гореть, и он продолжает
гореть у каждого возрожденного человека. Но
для горения постоянного, горения
долголетнего, горения среди ветров и
ураганов, горения до встречи со Христом —
недостаточно одного обращения или
возрождения. Для такого горения необходимо
еще стремление к чистой и святой жизни, к
исполнению Духом Святым, к углублению в
познании Слова Божья и Божьих истин. Вот это
и есть тот «запас масла», который ни при
каких условиях не даст погаснуть нашим
светильникам.
Мы
должны знать, что есть два рода христиан:
христиане минимума и христиане максимума.
Христиане минимума — это неразумные девы,
не заботящиеся о запасе масла,
удовлетворяющиеся только возрождением,
полученным от Господа.
Христиане
максимума — это те дети Божий, которые изо
дня б день обогащаются все новыми и новыми
духовными благами, все новыми и новыми
силами, все новыми и новыми духовными
познаниями. Это и значит — быть девами
мудрыми, с богатым запасом «масла». А о том,
что светильники у верующих могут угаснуть,
Христос говорит очень ясно: «И по причине
умножения беззакония, во многих охладеет
любовь» (Ев. Матф. 24, 12).
Христос
говорит в притче о десяти девах, что девы не
выдержали — задремали и уснули. Это не
греховный сон и не охлаждение в любви ко
Христу, а временное утомление. Ведь
задремали не только неразумные, но и мудрые.
Пророк
Илья был сильным и преданным Господу
служителем, но и он однажды сильно утомился
не только физически, но и духовно, и в своем
утомлении заснул.
Христос
в Своей притче не упрекает дев в том, что они
заснули: ведь жених замедлил, и утомление
дало себя знать. А утомление — это то, что
бросает в сон самого сильного и самого
крепкого человека. «Невеста» Христа —
Церковь — может утомляться на своем пути к
«брачному пиру» и нуждаться в отдыхе, как
сказал однажды Христос Своим утомленным
апостолам: «Пойдите... в пустынное место и
отдохните немного» (Ев. Марка 6, 31). «Но в
полночь раздался крик: «Вот, жених идет,
выходите на встречу ему». И девы встали и
поправили свои светильники, но у неразумных
светильники начали гаснуть... и кончилось
тем, что они не попали на брачный пир. Мудрые
девы были участниками брачного пира,
неразумные девы не попали на него.
В
этом для нас большой урок: Слово Божье
говорит о двух родах верующих — о верующих,
которые, как победители, получат награду от
своего Господа, о чем так ясно говорят 2 и 3
главы Откровения Иоанна, и о верующих,
которые едва спасутся, о чем тоже очень ясна
говорит апостол Павел в своем Первом
Послании к Коринфянам 3, 15,
Будем
стремиться иметь не только возрожденное
сердце, но и сердце с богатым запасом масла,
то есть сердце с богатым запасом силы Духа
Святого; с богатым запасом знания Слова
Божья; сердце, черпающее от полноты Христа «благодать
на благодать». От начатков учения Христа
будем стремиться к совершенству, чтобы нам
быть «невестой» с неугасимой любовью к
нашему божественному «Жениху» — Христу,
дабы нам донести горящий светильник сердца
до того дня, когда раздастся крик: «Вот
жених идет! Выходите навстречу Ему!»
Как
мне нравится картина, изображающая Церковь
Христа, как невесту: дева смотрит
пристально в небеса и простирает к ним свои
руки, в которых ярко светит горящий
светильник. Дева — вся в ожидании,, и все ее
существо как бы говорит: «Ей, гряди, Господи,
Иисусе!»
Такой должна быть Церковь Христа. Вся в ожидании своего божественного «Жениха!»