Книга Еноха — один из наиболее известных апокрифов. Это апокриф Ветхого Завета. Авторитет Книги Еноха подтверждается тем, что Библия ссылается на Книгу Еноха, в частности апостол Иуда в своем соборном послании. Наряду с Книгой Еноха известны также Вторая книга Еноха и Третья книга Еноха, однако они не пользуются большим авторитетом Церкви. Книга Еноха написана от имени седьмого потомка Адама – Еноха.

Енох (Энох) – сын Иареда, седьмой допотопный патриарх от Адама. Согласно Книге Бытия, в 65 лет у Еноха родился первенец – Мафусал. После рождения Мафусала Енох прожил еще 300 лет, имел сынов и дочерей.

Интересный факт: В Библии, а точнее в книге Бытия, приводятся биографии всех допотопных патриархов. О каждом из них сказано «и он умер», тогда как о Енохе читаем:

И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его (Бытие, глава 5, стих 24)

Эти строки породили множество толкований. Считается, что Енох был взят Богом на небо в благодарность за его благочестие. Таким образом Бог освободил Еноха от смерти, которая являлась следствием первородного греха, свершенного Адамом и Евой.

В Библии был еще один пророк, которого призвал Бог, — пророк Илия. Согласно православной традиции, пророк Енох с пророком Илией явятся перед Втором Пришествием, чтобы проповедовать людям покаяние и предостеречь от Антихриста. В Коране и исламской традиции Енох известен как пророк Идрис.

Енох почитается как пророк. Существует целый ряд апокрифических книг, в заглавии которых стоит имя Еноха. Особой популярностью пользуется Книга Еноха, полный текст которой известен с XVIII в. На пророчества Еноха ссылаются многие отцы Церкви, несмотря на то, что Книга Еноха не была принята в Библейский Канон.

Судьба Еноха издавна привлекала внимание верующих в большей степени, нежели судьбы других пророков. Его таинственное вознесение к Богу стало этому причиной. Что означает имя Енох? Енох в переводе с евр. – учитель, поучитель.

Согласно Книге Юбилеев, Енох был сыном Иареда и жены его, по имени Барака. Енох был первым, кто научился письму. Он описал знамения, возвещающие о смене пор года и наступлении того или иного месяца. Таким образом, Енох был еще и первым астрономом. В книге Юбилеев также описано, что дано было Еноху свидетельство о будущем человечества. Здесь же, в Книге Юбилеев, мы находим некоторые сведения о семье Еноха. Женой его была Адни, дочь Даниала.

Енох упоминается в нескольких книгах Библии:

Книга Бытия;
Первая Книга Паралипоменон;
Евангелие от Луки (упоминается в генеалогии Христа в 3 главе);

Послание Иуды;

О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (14 – 15 стих).

Послание к Евреям;

Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу (глава 11, стих 5)

В Библии есть еще один персонаж под именем Енох – сын Каина. (Быт.4:17)

В Библии не описывается смерть Еноха, написано лишь что его «взял» Бог. Такая библейская формулировка породила мнение, что Енох попал на небо живым. Книга Еноха рассказывает о путешествии Еноха на небо, где он постиг грядущее. Книга представляет собой пророчества.

Содержание книги.

Книга Еноха в сохранившемся до нашего времени эфиопском переводе разделяется на 20 неравных по объему глав. В общем, подобное деление более или менее соответствует содержанию книги.

В первой части книги Еноха описывает история падших ангелов, которые брали себе в жены женщин. Плодом подобных браков были нефилимы. Вторая часть книги описывает путешествие Еноха на небо в виде видений, снов и откровений.

Исследователь Дилльман, в попытке сделать чтение текста более логичным, разделить апокриф на 5 частей; но предлагая это деление, Дилльман руководился своим личным взглядом на первоначальный состав апокрифа. Хотя его деление также прижилось и зачатую используется и в русских редакциях.

Согласно Дилльману, Книгу Еноха принято делить на пять самостоятельных разделов / структурных частей:
  • Книга наблюдателей / Книга стражей (Главы 1-5)
  • Книга притч Еноха или книга Тайн Еноха (Главы 6-12)
  • Астрономическая книга или книга небесных светил (Главы 13-15)
  • Книга снов / Книга Видений (Главы 16-17)
  • Послание Еноха (Главы 18-20)

Большинство ученых считают, что эти пять разделов изначально были самостоятельными произведениями, и только впоследствии были сведены в единый текст, коим и стала Книга Еноха. По данным западных ученых первая часть – Книга наблюдателей – была написана в 4-м или 3-м веке до н. э.

Вторая структурная часть – Книга Притч, скорее всего, была написана по мотивам первой части и представляет собой дальнейшее развитие идей, касающихся не только судьбы падших ангелов, но и царей земли. В книге Притч Енох использует выражение «Сын Человеческий», “праведник”, “избранный”, и “Мессия”. Именно Он сидит на троне славы во время Страшного суда. Вероятно, Книга Еноха сыграла важную роль в раннехристианском понимании термина “Мессия”. Некоторые исследователи Библии считают, что вторая часть Книги Еноха связана с историческими событиями 260 – 270 гг., это мнение было высказано еще в 19 веке.

Согласно этой теории, вторая структурная часть книги Еноха была написана в более поздние христианские времена приверженцами христианства среди евреев в попытке укрепить позиции христианства авторитетным именем Еноха. Подтверждением данного факта является отсутствие данных отрывков в Кумранских летописях. Помимо этого, части 37-71 также отсутствуют в раннем греческом переводе. Есть также мнение, что вторая структурная часть книги Еноха была написана между 50 г. до н. э. и 117 г. н.э.

Книга Еноха. Греческий манускрипт IV века

Четыре отрывка Астрономической книги – третьей части Книги Еноха были найдены в Кумране. Они датируются началом 2-го века до н. э. Фрагменты, найденные в Кумране, также включают в себя материалы, не содержащиеся в более поздних версиях книги Еноха.

Третья часть содержит описания движения небесных светил и тверди. Эти знания поведал Еноху Уриэль. В тексте описывается солнечный календарь. Солнечный год состоял из 364 дней, был разделен на четыре равных сезона по девяносто один день. Каждый сезон состоял из трех равных месяцев по тридцать дней, плюс дополнительные дни в конце третьего месяца каждого сезона. Таким образом, в году было ровно пятьдесят две недели, и каждый календарный день приходился всегда на один и тот же день недели. Каждый год и каждый сезон всегда начинался в среду.

Четвертая часть книги Еноха – Книга видений – описывает историю Израиля до эпохи Маккавеев (около 163-142 до н. э.). Эфиопская Православная Церковь считает, что эта часть была написана до Потопа. Эта часть представляет собой аллегорическое повествование об истории Израиля, где люди выступают в образе животных и особую символику имеет цвет.

На сегодняшний день существует следующее толкование образов и цветов:
  • белый цвет — цвет чистоты нравов;
  • черный цвет – цвет греха и скверны;
  • красный цвет – цвет крови;
  • белый телец – Адам;
  • женское рогатое животное – Ева;
  • черное рогатое животное – Каин;
  • красное рогатое животное — Авель;
  • овцы – верные, верующие;
  • дикие ослы — потомки Измаила, включая мадианитян;
  • кабаны — потомки Исава, в т.ч. амаликитяне;
  • медведи (гиены/волки) – египтяне;
  • собаки — филистимляне;
  • Тигры – аримафеи;
  • Гиены – ассирийцы;
  • Вороны – селевкиды (сирийцы);
  • Змеи – птолемеи;
  • Орлы – возможно, македонцы;
  • Лисы – аммонитяне и моавитяне.

Что же касается пятой структурной части Книги Еноха, Послания Еноха, то ученые датируют его промежутком между 170 г. до н. э. и 1 веком н.э. В этой части мы прочтем о десяти исторических периодах, семь из которых связаны с прошлым, и три – с будущим. Далее идет список увещеваний Еноха сыну его Мафусаилу. Далее идет описание мудрости Господа и двух путей – праведного и неправедного. В конце Книги Еноха есть небольшая часть – Рождение Ноя (106-107): в Кумранских рукописях она отделена пустой строкой, что свидетельствует о том, чта часть, вероятно, была вставлена из другого источника. Здесь повествуется о Всемирном Потопе и Ное, который родился с внешностью ангела.

Книга Еноха и отношение к ней

Текст Книги Еноха был надолго утрачен европейцами. Известно, что книга была знакома Тертуллиану и Оригену. Апокрифическая книга Еноха пользовалась в первые века христианства широкою известностью как, отчасти, в среде иудеев, так и, главным образом, в среде христиан, что в значительной мере обусловливалось крайне легковерным взглядом некоторых читателей на апокриф, как на произведение, действительно принадлежащее тому самому патриарху, имя которого оно носит, как на писание богодухновенное, каноническое. Такое доверчивое отношение к умело выбранному заглавию апокрифа могло иметь место только при полном отсутствии критической оценки произведения; серьезное же и близкое знакомство с книгой Еноха скоро привело ученых читателей к решительному убеждению в его подложности, а, следовательно, и в его неканоничности.

Енох


По мере того, как взгляд этот утверждался в обществе, апокриф псевдо-Еноха стал мало-помалу выходить из употребления и терять своих почитателей; поэтому с конца VIII в. совсем теряются любые исторические свидетельства об апокрифе вплоть до XVIII века, когда была открыта для Европы эфиопская Библия, где Книга Еноха входит в канон. Книга Еноха была представлена среди Кумранских рукописей 25 свитками. С тех самых пор книга много раз переводилась и переиздавалась. Первый перевод Книги Еноха был сделан с немецкого в 1888 году.

Книга Еноха: вопросы авторства текста.

Основываясь на догматическом и нравственном учении, исследователи апокрифической книги Еноха считали ее автором то христианина, то ессея, то ортодоксального иудея. Взгляд на книгу Еноха, если не на всю, то на большую ее часть, как на произведение христианского автора, в прежнее время было едва-ли не самым распространенным.

Доводы, приводимые этими исследователями в защиту своего воззрения, за недостатком внешних исторических свидетельств, заимствуются исключительно из содержания апокрифа и главным образом из его догматического и нравственного учения. Однако, не все так однозначно.

Во всех книгах псевдо-Еноха Бог, при всех Своих бесконечных совершенствах, нигде не является абсолютным Духом; Он всюду наделяется антропоморфическими чертами. У псевдо-Еноха описывается действительное жилище Господа, как существа пространственного и телесного: Енох видит это жилище наряду с хранилищами звёзд и небесных светил; между тьмы он созерцает чувственными очами, жилище Божье он видит как конкретный предмет, подлежащий восприятию внешних чувств. Нечего и говорить, что такое чувственное представление Господа слишком далеко от возвышенного христианского взгляда на Бога, как на существо абсолютно духовное.

Кроме этого в Книге Еноха Бог нигде не является Богом любви и бесконечной благости: Он милосерден и долготерпелив, но в ветхозаветном смысле этих слов, поэтому Он требует и от людей только строгого послушания Своей воле, а не любви: Бог псевдо-Еноха есть скорее Бог гнева и мщения, нежели Бог христианской любви. Нередко даже Он изображается в книге Еноха с человеческими несовершенствами: Он иногда осуждает свои действия, как неправильные, выслушивает советы и замечания от ангелов, остается спокойным и даже радуется при виде страданий Своего народа и т. д. Как далеко псевдо-Енох от христианских понятий о Боге видно уже из того, что он нигде не намекает на учение о Святой Троице, составляющее сущность всего христианства.

Защитники христианского происхождения книги Еноха чаще всего ссылаются на учение о Мессии, которое раскрыто здесь с особенною подробностью, хотя и не со всех сторон. Мессия является в книге Еноха, главным образом, Судией и Владыкой всего человечества; Он выше всех других сотворенных существ, так как только Ему одному принадлежит власть и право суда над миром; впрочем, это право он имеет не от Самого Себя, а от Бога, который посадил Избранного на престол Своей славы и дал Ему полномочие судить все.

В силу этой власти Мессия судит не только языческих властителей, угнетавших Израиль, но и всех иудеев, как праведников, так и грешников. Его суду подлежат даже падшие ангелы; однако во всех судах Он действует только во имя Господа, а не по собственной воле.

Но эта власть есть только могущество земного царя, получившего временное полномочие от Бога. Мессия выше всех земных царей только по объему, по обширности Своей власти: царство последних ограничивается известною территорией, тогда как царство Мессии обнимает все человечество. Вся Его слава и сила есть временный дар Господа, по Своей же природе Он ничем не отличается от прочих сотворенных существ; поэтому псевдо-Енох нередко ставит Его наряду с другими избранными (праведными иудеями) и с сонмом небожителей. А это никак не христианское понимание Мессии.

Более того, именование Mecсии Сыном мужа, дважды употребленное в книге Еноха, с полной ясностью говорит, что псевдо-Енох не знал исторического Христа, рожденного без участия мужа.

Изложенное в книги Еноха учение о последней судьбе мира, при всем своем сходстве с новозаветным учением, все же остается ветхозаветным по сути. В основе его лежат канонические писания Ветхого Завета и особенно пророчества Даниила. Псевдо-Енох не знал и не различал первого и второго пришествия Мессии, поэтому Его явление на землю, по апокрифу, должно сопровождаться всеобщим судом.

Представленного обзора догматического и нравственного учения книги Еноха, кажется, вполне достаточно для того, чтобы видеть в ее авторе иудея, нисколько не знакомого с новозаветным откровением.

Нужно отметить, что псевдо-Енох считает установления Ветхого Завета вечными и непреложными; так, по его словам, закон Моисеев дается для всех будущих родов.

Но если автор книги Еноха был иудеем, то не принадлежал ли он к одной из сект, которые образовались в среде иудейства перед явлением Спасителя? В своем произведении псевдо-Енох является строгим последователем иудейских верований и особенно сильно выступает против врагов избранного народа. Подобная нетерпимость к язычеству была в характере фарисейства, которое, как известно, особенно строго оберегало иудейскую самостоятельность в сферах жизни и мысли: богооткровенный закон и национальная независимость от других народов были предметом постоянной заботы для истинного фарисея. Но это родство псевдо-Еноха с фарисейством все же не настолько характерно, чтобы считать изучаемый апокриф фарисейскими произведением. Фарисеи желали всю свою жизнь, каждый поступок, каждый шаг подвести под закон, который заменял для него религию: кроме внешнего исполнения закона, иногда даже и безо всякого участия сердца, они не знали никакого другого отношения к Богу. Совершенно другого характера нравственно-религиозные воззрения псевдо-Еноха: законная праведность для него не была истинными благочестием.

Еще менее книга Еноха имеете общего с саддукейством. Псевдо-Енох предлагает в своем произведении подробное учение об ангелах и злых духах; он верит в бессмертие души, воскресение мертвых и в будущее воздаяние после суда; он допускает участие Промысла в истории человечества, принимает весь канон священных книг, так как пользуется всеми писаниями Ветхого Завета; наконец, проповедует строгую нравственность, сильно вооружаясь против всякой роскоши и богатства; все это те черты, в которых не видно ничего саддукейского.

В среде ученых исследователей книги Еноха возникло мнение о ессейском происхождении апокрифа. Насколько известно, между ессеями обращалось очень много тайных (апокрифических) книг, подобных псевдоэпиграфу Еноха; уже это одно обстоятельство могло навести ученых на мысль, что книга Еноха написана ессеем. Вспомним главное положение ессейства: нужно чтить Бога только в духе и истине, посредством добродетели сердца. Оно вполне согласно с общим направлением книги Еноха.

Далее, любовь ессеев к символике, подробное учение об ангелах, составлявшее существенную часть ессейской догматики, аскетическое направление в морали, осуждавшее всякую роскошь и даже удобства жизни, все это таит черты религиозно-нравственных воззрений ессейства, которые очень сильно напоминают идеи изучаемого нами апокрифа. Но при всем этом едва-ли возможно считать псевдо-Еноха ессеем. Если ессеи уважали тайные книги, то эти книги, вследствие строгой замкнутости школы, составляли исключительное достояние только этой школы: между тем псевдо-Енох пишет свое произведение не для узкого круга и потому предназначает его не только для современников, но и для будущих поколений; он даже рассчитывает на перевод своего сочинения на другие языки, чего нельзя ожидать от ессеев, национальные предубеждения которых, пожалуй, тверже даже, чем в фарисействе, поэтому едва ли эта секта могла допустить замену национального языка каким-либо иноземным.

Обобщая все сказанное, мы приходим к такому выводу: апокрифическая книга Еноха как по догматическому, так и по нравственному учению не можешь бить отнесена ни к произведениям христианским, ни к писаниям древнего иудейского сектантства. Несмотря на некоторую, впрочем, очень незначительную, примесь иноземных идей, эта книга отличается чисто ортодоксальным иудейским направлением, чуждым крайнего ригоризма фарисейства, либерализма саддукейства и строгой замкнутости ессейства.

Книга Еноха является памятником дохристианского иудейства, которое наиболее убереглось и не поддалось влиянию язычества и иудейского сектантства. Такой взгляд на книгу Еноха находит себе оправдание уже в том, что автор ее всюду хочет стоять на почве богооткровенных Писаний Ветхого Завета.
";