Выход

ГЕФСИМАНИЯ

На пути в Гефсиманию

Матф. 26, 30-35

"Воспевши пошли на гору Елеонскую". Христос и апостолы с Тайной вечери направляются в Гефсиманский сад, находящийся на Елеонской горе. Они идут туда с пением. Нужно помнить, что Гефсиманский сад был местом великих страданий для нашего Господа Иисуса Христа И вот навстречу этим страданиям Христос идет с пением. Пение - это великая сила в нашем земном странствовании. Пение - это крылья которые поднимают нас над всеми горестями и переживаниями.

Что же пел Христос со Своими учениками, направляясь в Гефсиманию. Мы можем не сомневаться, что они пели 113 Псалом - псалом которым заканчивались в Иудее все пасхальные трапезы. Но Христа пел этот Псалом с особым чувством, - ведь этот Псалом был посвящен выходу ветхозаветного народа Божия из тяжелого рабства в страшных фараонов, а Христос шел на Голгофу, чтобы совершить освобождение всего человечества из еще более тяжелого рабства греха.

В ярко освещенной горнице, устланной коврами, Христос провес последний вечер со Своими апостолами. Это было прощальное общение с теми, кого Он называл Своими друзьями. А теперь Он вышел в тем ноту ночи, и хотя апостолы шли с Ним, но они фактически уже не был! с Ним; Он приступил к топтанию точила один (Ис. 63, 3). Именно после Тайной вечери мы особенно видим одиночество Христа. В Гефсиманском саду Он попросит апостолов быть поближе к Нему и присоединиться к Его молитве. Но они погрузятся в глубокий сон и оставят Его одного.

Не оставляем ли и мы сегодня Христа в одиночестве? Всякий раз когда мы охладеваем в молитве, мы оставляем Христа одного. Когда мы перестаем участвовать в великом деле строительства Царствия Божия на земле, мы также оставляем Христа одного.

Что же мы видим на пути в Гефсиманию? Путь в Гефсиманию начинается со слов Христа в горнице: "Встаньте, пойдем отсюда" (Иоан. 14, 31). Это значит, что Свою притчу о виноградной лозе Христос сказал уже на пути в Гефсиманию (Иоан. 15 гл.). Путь шел виноградниками. И поэтому так естественно, что именно среди этих виноградников Христос преподал драгоценнейший урок Своей Церкви, а именно: что Он является Лозой, а каждый верующий в Него - ветвью на этой Лозе.

Как важно нам, ученикам Его, всегда иметь перед собой эту драгоценную притчу Христа о виноградной лозе и постоянно проверять себя: какие мы ветки на этой Лозе и все ли обстоит благополучно в нашей связи со Христом? Итак, притча о виноградной лозе родилась на пути в Гефсиманию.

На пути в Г е феи манию Христос совершил Свою чудную молитву, которую мы называем "Первосвященнической молитвой" (Иоан. 17 гл.). Особенно дорогим для всех истинных христиан наших дней являются слова этой молитвы: "Да будут все едино" (Иоан. 17, 21), поскольку наш век, с одной стороны, является веком экуменизма, то есть веком сближения и объединения церквей, а с другой стороны - веком разделений и появления все новых вероучений. Будем же помнить, что притча о виноградной лозе и Первосвященническая молитва даны Христом именно на пути в Гефсиманию.

На пути в Гефсиманию Христос не только молился о единстве всех верующих в Него, но Он открыл Своим ученикам и истинную причину всех разделений среди христиан. Он сказал: "Симон! Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу" (Лук. 22, 31). Оказывается, существует "молитва" сатаны о том, чтобы разделять детей Божиих. Думаем ли мы об этой ужасной "молитве", об этой просьбе сатаны, когда Видим разделения в Церквах Христовых? Если бы мы видели всегда, что нити разделений тянутся к сатане, то мы едва ли были бы участниками их. Как мы должны быть благодарны Христу, что на пути в Гефсиманию Он открыл нам тайну всех разделений в Его Церкви! Тайна эта: страстное желание сатаны видеть детей Божиих разделенными.

На пути в Гефсиманию мы слышим печальное предсказание Христа, что все Его апостолы соблазнятся о Нем, причем в эту же ночь: "Все вы соблазнитесь о Мне" (Матф. 26, 31). Христос знал, что ученики Его не только покинут и оставят одного, но и разочаруются в Нем, усомнятся в том, что Он есть обещанный всеми пророками Мессия. В своем сомнении все они будут способны сказать о Христе словами двух Его учеников, шедших после воскресения Учителя в селение Еммаус: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля" (Лук. 24, 21). Какое глубокое разочарование слышится в этих словах!

На пути в Гефсиманию Христос предсказывает апостолу Петру его падение - отречение у костра. Вместо того, чтобы принять близко к сердцу предостережение Христа об ожидающем его падении, Петр дает Учителю необдуманное обещание: "Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя" (Матф. 26, 35). Предостережение Петру - это призыв Христа ко всем нам, Его сегодняшним ученикам, чтобы мы хранили верность Ему до последней секунды нашей жизни.

Среди темной ночи, окутывавшей путь в Гефсиманию, перед глазами апостолов вдруг блеснул яркий луч и озарил их опечаленные души; Христос сказал им о Своем воскресении из мертвых и о том, что Он придет в Галилею. Значит, Он придет к ним, покинувшим Его, придет к ним, соблазнившимся о Нем и сомневающимся в Нем! Значит, Он не откажется от них, не отвернется от них и даже простит их. О, любовь Христова! Не отказывается Он и от нас - таких жалких Его учеников.

Взятие Христа в Гефсимании

Матф. 26, 47-56

Тихий Гефсиманский сад наполнился шумом. В чем дело? Что случилось? В сад пришло множество народа с мечами и кольями, с фонарями и факелами. Воины Пилата и стража первосвященника объединились, чтобы "зять Христа в Гефсиманском саду. Эта вооруженная мечами я кольями толпа глубоко ранила сердце Христа. Ведь не только на Голгофе - распятием посреди двух злодеев - он был низведен на уровень разбойника, но и здесь, в Гефсимании, Его приравняли к разбойникам. Христос говорит толпе: "Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями".

Но Христа ожидала еще более глубокая рана: во главе толпы Он видит своего апостола Иуду. Евангелие называет Иуду "одним из двенадцати". Только три слова - "один из двенадцати", - но они открывают перед нами всего Иуду. "Один из двенадцати" - значит, он постоянно был с Иисусом; значит, он видел, как и другие апостолы, Его божественную славу, все Его славные дела и слышал все Его великие слова. Несмотря на то, что он изо дня в день был вблизи своего Учителя Христа, сердце его становилось все тверже и холоднее, и наконец оно превратилось как бы в камень и потеряло способность сознавать грех и каяться. Именно состояние Иуды можно считать грехом против Святого Духа. Ибо Дух Святой, обличая Иуду, наталкивался на его каменное сердце, неспособное проливать слезы раскаяния.

Нечто подобное произошло и с сатаной, который в прошлом был архангелом, то есть одним из высших служителей Божиих. А во что он превратился? В злейшего врага Божия! "Кто думает, что он стоит,- берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10, 12). Другими словами, падения могут подстерегать любого христианина, любого служителя Божия, любого праведника.

Задача Иуды как апостола была - приводить людей к ногам Христа - Спасителя грешников. А он привел людей ко Христу, чтобы они причинили Ему величайшую боль. Но как им узнать Того, за Кем они пришли? Лицо Его не сияло, как солнце, как это было на горе Преображения; и одежды Его не были белыми, как свет (Матф. 17, 2). Наоборот, на лице Христа был отпечаток величайшей усталости, а одежды Его прилипли к телу от недавнего пота, который каплями падал с Него во время Его молитвы. Они с нетерпением ожидали, когда их предводитель Иуда укажет им Его. Иуда должен поцеловать Его,- так они условились. И вот он целует Христа!

Если бы мы не знали, что Иуда пришел в Гефсиманский сад как предатель и что знак любви - поцелуй он избрал способом для предательства своего Учителя, мы пришли бы в восхищение от поступка Иуды. На самом деле: на фоне мечей и кольев в руках толпы, на фоне горящих злобой глаз, ищущих Христа, при свете горящих светильников увидеть, как Иуда целует Христа, словно прощается с любимым Учителем,- какая трогательная картина! Но, увы, это не был поцелуй любви и дружбы; поцелуй Иуды - это злая насмешка над нашим Господом Иисусом Христом.

Предательский поцелуй сделал грех Иуды особенно мерзким и отвратительным. Как известно, величайший итальянский поэт Данте, описывая ад, дал Иуде место на самом дне ада, то есть сделал его величайшим грешником мира. Но не будем думать, что предательский поцелуй вверг Иуду на дно ада. Если бы он после такого ужасного поцелуя пал к ногам Христа в слезах покаяния, он услышал бы из уст Его слова прощения, которые слышат все кающиеся грешники мира: "Прощаются тебе грехи твои!" Среди всех грехов человечества, взятых Агнцем Божиим на Себя, был и страшный грех Иуды, и смертью Христа на Голгофе искуплена и его тягчайшая вина. И если бы Иуда пришел ко Христу за прощением, его красный, как пурпур, грех был бы убелен, как снег (Ис. 1, 18). Но он не пришел ко Христу за прощением, и в этом причина его погибели.

Обратим теперь наше внимание на удивительное зрелище в Гефсимании. Оно описано в Иоан. 18, 3-6: "Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников, и фарисеев, приходит туда (в Гефсиманский сад) с фонарями и светильниками, и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я... и когда сказал им: "это Я" - они отступили назад и пали на землю".

Какое зрелище в Гефсимании, так редко замечаемое нами: пришедшие взять Христа - все до единого лежат в полном бессилии на земле. Величие Христа повергло их на землю. И нет ни одного из них, кто мог бы простереть свои руки, и взять Христа. Путь перед Христом был совершенно свободен; Он мог бы совершенно беспрепятственно пройти посреди лежащих на земле людей и пойти куда угодно. Не помогли бы им ни фонари, ни светильники, - они не нашли бы Его. Но Он поднимает повергнутых на землю людей и дает Себя им связать, и они "взяли Его и связали" (Иоан. 18, 12). Как ясно явлена в Гефсимании добровольность жертвы Христа! Мечи и колья врагов Христа оказались бесполезным оружием, поскольку повергнутые величием Христа на землю были бессильны не только поднять оружие, но и пальцем двинуть. Христос добровольно дал Себя связать и повести на Голгофу, где Он был пригвожден ко кресту, чтобы исполнить все необходимое для нашего спасения.

Отречение Симона Петра

Лук. 22, 54-62

На пути от Гефсимании до дома первосвященника Каиафы Христос был явлен в таком виде, в каком Его до этого никто и никогда не видел, а именно: Он был связан (Иоан. 18, 12). всемогущие руки, которые когда-либо действовали на земле, неся помощь и благодеяния тысячам страдальцев, были теперь связаны в знак мнимой победы над Тем, Кому принадлежат слова: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Матф. 28, 18). Какую небывалую наивность проявили те, которые связали руки Христа и думали при этом, что они положили конец величию и могуществу Христа.

Связанные руки Христа позорят не Христа, а всех тех, которые стремились к уничижению Христа и наивно думали, что достаточно "веревки", чтобы превратить Творца и Царя Вселенной в беспомощное существо. На самом же деле "связанный" Христос - это образ добровольно страдающего за грехи человечества Спасителя, и поэтому именно в таком виде - со связанными руками - Христос достоин кисти величайшего художника.

Евангелие говорит, что Христа из Гефсиманского сада отвели сперва к Анне - тестю Каиафы, а от Анны Он в том же связанном виде был отведен к Каиафе (Иоан. 18, 24). На пути от Гефсимании до Каиафы нам показан еще апостол Петр, но каким? Он показан нам следующим за Христом "издали" (Матф. 26, 58). У ап. Петра была серьезная причина следовать за Христом издали, то есть быть незаметным. Ведь в Гефсиманском саду он совершил неразумный поступок: пустил в ход меч и отсек ухо служителю первосвященника Малху. Если бы не Христос, совершивший чудо исцеления, Петр, возможно, лишился бы за это жизни в Гефсимании. А теперь ему осталось только одно: таиться и скрываться.

Многие идут за Христом "издали", стараются быть незаметными христианами. У каждого верующего человека, идущего за Христом издали, незаметно, для этого может быть своя причина. За 2000 лет существования христианства идущих за Христом издали было всегда немало, причем по самым разнообразным причинам. Одно только надо оказать: что следование за Христом "издали" не бывает без последствий. Не осталось оно без последствий и для Симона Петра.

Петр не думал, что во дворе первосвященника Каиафы его поджидает грех - грех отречения от Христа. Он радовался, что благополучно добрался до этого места, но не ожидал, что диавол приготовит здесь для него "ловушку", то есть настигнет его именно здесь со своим искушением.

Во дворе первосвященника был разведен костер; ночь была холодная, и люди грелись от огня. Петр чувствовал озноб в теле и, подойдя к костру, стал тоже греться (Иоан. 18, 18). Он заботился о сохранении телесного тепла, но его не беспокоила забота о сохранении огня души. Мы знаем этот огонь души Петра, с которым он ответил Христу на вопрос, за кого он почитает Учителя: Ты - Христос, Сын Бога живого" (Матф. 16, 16). Этот же огонь души мы ощущаем и в словах Петра: "Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти" (Лук. 22, 33). Очень важной задачей всех горячо любящих Христа детей Господних является постоянное хранение в своих сердцах этого драгоценного огня.

Петр был узнан во дворе первосвященника Каиафы; три раза люди говорили ему, что они узнали в нем ученика Христа, и три раза Петр говорил неправду, что не знает Христа. Нет! Он знал Христа и любил Его, но страх перед людьми сделал его сознательным лжецом. И чтобы подкрепить свою ложь, Петр начинает клясться и божиться, как прежде, когда был рыбаком. Так в нем воскресла его старая плохая привычка.

Когда в наших сердцах угасает огонь первой любви -ко Христу, тогда способны воскресать наши прежние плохие наклонности. Проверим свою христианскую жизнь, и мы убедимся, что это так. В первое время после нашего обращения ко Христу покойниками были и наше горделивое "я", и наша скупость, и наша любовь к пустословию, и дух осуждения других, и наша самовлюбленность, и многое, многое другое. А теперь все эти покойники повставали из своих гробов и разгуливают, как ни в чем не бывало, по нашему сердцу. Печально, но это так! Когда Симон Петр увидел свой грех? Тогда, когда он увидел перед собою Христа! Все темное видно лучше всегда на белом фоне. Христос является тем белоснежным фоном, на котором мы начитаем видеть наши даже самые малые пятна греха. И, увидев их при ярком свете Христа, мы начинаем, подобно Петру, плакать о наших грехах и искать очищения от них. Чем ближе мы ко Христу, тем виднее наш грех и тем больше у нас слез покаяния.

Христос пронзенный

Иоан. 19, 30-37

"Предал дух". Так говорит Евангелие о смерти Христа. Но есть в Евангелии и другие слова, говорящие тоже о смерти Христа. В Лук. 23, 46 мы читаем: кИ сие сказав, испустил дух". Есть ли разница между выражением "предал дух" и выражением "испустил дух"? Да, есть, и притом громадная! "Испустил дух" - это значит: последний раз вздохнул. Так умирает каждое живое существо, в том числе и человек. А "предал дух" - это значит: вручил Свою душу в руки Отца, как мы и читаем: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лук. 23, 46). Так, по примеру Христа, должны и мы все научиться умирать: предавая, то есть вручая свои души Господу.

На Голгофу опустились сумерки... Там все, казалось, стихло. Но вот начинается новое движение - в чем дело? Оно исходит от фарисеев и книжников: они выбирают из своей среды делегацию и направляют ее к Пилату. Мы читаем: "Как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их". Это одно движение среди наступившей тишины на Голгофе. А вот и другое движение: "Пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним; но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас (истекла кровь и вода". Удары по голеням считаются особо болезненными, и боль от этих ударов перенесли в одинаковой мере оба разбойника - как тот, который принял Христа, так и тот, который отказался от Него.

Пусть этот факт научит нас не удивляться тому, что страдания на земле выпадают на долю как тех, которые любят Христа, так и тех, которые Его не любят. Кость Христа, как истинного пасхального Агнца, не должна была сокрушиться на Голгофе (Исх. 12, 46), и она не сокрушилась! Бог Сам был на страже на Голгофе, чтобы все пророчества Библии, относящиеся к распятию Христа, точно исполнились: и пророчество о распятии Христа посреди двух злодеев, и пророчество о бросании жребия об Его одежде, и пророчество о несокрушении Его кости - все это исполнилось точно, ибо исполнителем Библии является Сам Господь! Исполнимся непоколебимой верой в эту драгоценную истину- истину о том, что Исполнителем Библии и всех ее пророчеств является Сам Христос!

И вот перед нами пронзенный Христос. Это не одно и то же, что распятый Христос. Распятого Христа мы знаем со дня нашего обращения, и Он стал распятым после того, как Его пригвоздили ко кресту. Но мы должны знать и пронзенного Христа, Который стал пронзенным уже после Своей смерти, когда один из воинов пронзил Его копьем и из пронзенного места истекла кровь и вода, свидетельствующие всему человечеству о спасении и освящении во Христе.

Слово Божие придает пронзенному Христу особое значение. В Книге пророка Захарии 12, 10 и 13, 1 говорится, что "пронзенный" Христос вызывает великий плач в иудейском народе, и рана, из которой истекла кровь и вода, будет свидетельствовать всем плачущим от сознания своих грехов об "Источнике спасения и очищения", открывшемся для всех грешников на Голгофе. Воин, нанесший копьем эту рану Христу, не думал, что он наполняет пророчество Захарии. На рану, нанесенную копьем, воскресший Христос указывает Фоме и говорит: "Подай руку твою и вложи в ребра Мои" (Иоан. 20, 27).

Эту забываемую рану, из которой истекла кровь и вода, Дух Святой навеки сочетал со Христом, о чем мы читаем в 1 Иоан. 5, 6: "Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... не водою только, но водою и кровию". Пронзенного Христа, грядущего в Своей Небесной славе, узрит "всякое око" - "и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные" (Откр. 1, 7). Распятый Христос заговорит сильнее, когда Он явится как пронзенный Христос! Рана, нанесенная Христу копьем, с текущей из нее кровью и водою, сделает нашу долину смерти солнечной, ибо она будет говорить нам об Источник спасения и очищения.

В Послании к Евреям 2, 15 говорится о "страхе смерти", который тянется через всю человеческую жизнь. Почему же люди боятся смерти? Потому что смерть кладет конец всему, к чему мы привыкли; мы привыкли дышать, видеть, слышать, осязать, переживать радость или другие чувства; и мысль, что будет такой день, когда сразу все это кончится, пугает нас. Еще больше может страшить нас мысль о встрече со святым и праведным Богом. Что ожидает нас, какова будет наша участь в вечности? - Это очень серьезный вопрос. Мы знаем свою вину перед Богом, а в тишине одра смерти эта вина станет нам еще яснее.

Что может даровать покой (нашему сердцу при мысли о встрече со святым и праведным Богом? Сегодня у меня один ответ на этот важнейший вопрос: покой нашего сердца в пронзенном на Голгофе Христе. Покой нашего сердца в Его ранах, и особенно в ране, нанесенной копьем воина, из которой истекла кровь и вода. Кровь, означающая наше вечное спасение! И вода, означающая наше полное и абсолютное очищение! И все это мы имеем во Христе, распятом и пронзенном на кресте Голгофы.

Участие в страданиях Христа

Филип. 3, 10

Во время каждого хлебопреломления Церковь Христа собирается вокруг креста Голгофы. Для чего? Чтобы в своем сознании освежить раны Христа; -чтобы с большей глубиной оценить Его драгоценную Кровь; и чтобы опознавать участие в страданиях Христа".

Но Христос призывает нас не только к участию в Его страданиях и в Его смерти, но и в Его жизни. Когда Он говорит всем отдавшим Ему свои сердца: "Следуйте за Мною!" - то Он имеет в виду именно наше участие в Его жизни.

Последовать за Христом в Назарет - не значит ли это научиться жить в наших повседневных "назаретах" Его жизнью? В Назарете мы видим Христа плотником с мозолистыми руками. Трудиться по примеру Христа в наших мастерских, на наших фабриках и заводах, на наших полях - это значит трудиться от всего сердца, трудиться так, чтобы получить похвалу не только от людей, но и от Самого Бога, Который видит не только наши руки, но и наше сердце. Вот что значит последовать за Христом в Назарет.

А если мы последуем за Христом в пустыню, где Он боролся с искусителем и одержал славную победу,- не значит ли это встретиться и нам с этим же самым искусителем, встретиться с его удивительно разнообразными искушениями? О, кто из нас не знаком с его искушениями и с падениями под их ударами? Но не потому ли мы падаем, что идем в пустыню для искушения от диавола одни, без Иисуса? Научимся встречать нашего искусителя со Христом - и мы не будем знать поражений и падений!

Мы редко следуем за Христом на гору Преображения, где Христос засиял (небесной красотой и славой. Может быть, некоторые из нас делают это только в праздник Преображения Господня? Но следовать за Христом на гору Преображения - это значит преображаться в Его образ, приобретать Его характер, Его сердце, Его дух. О, если бы у нас было ежедневное следование за Христом на тору Преображения, то есть ежедневный духовный рост, ежедневное освящение всей нашей жизни, ежедневное совершенствование нашего характера, ежедневное преображение в образ Христа!

Не часто мы следуем за Христом и в Гефсиманский сад. А в чем сущность Гефсимании? В отказе от своей воли, если она не согласуется с волей Божией. В отказе от своих желаний, если они не соответствуют воле Божией. В отказе от своих планов, если они идут вразрез с планами Божиими. В Гефсимании - коллизия, то есть столкновение двух волей - божественной и человеческой, и отказ от своей, человеческой воли: |"Ни чего Я хочу, а чего Ты хочешь". -"Не Моя воля, но Твоя да будет". Вот в чем сущность Гефсимании! Следовать за Христом в Гефсиманию - это значит все снова и снова приносить в жертву свою волю, своя желания, свои планы - все, что идет наперекор воле Божией. Отказ от своей воли, от своих желаний ради исполнения воли Божией - вот чему мы учимся в Гефсимании. И вот почему нам надо чаще следовать за Христом в Гефсиманский сад.

Но, призывая нас следовать за Ним, Христос призывает нас следовать за Ним и, на Голгофу. И не только в дни хлебопреломления или в дня Страстной недели, но ежедневно. Это необходимо, как уже было сказано, для освежения ран Христовых в нашем сознании и, что особенно важно, чтобы научиться нашему участию в Его страданиях и смерти Его.

Но что означает участие в Его страданиях? Не будем думать, что Христос призывает нас к участию в Его искупительной жертве, к участию в Его страданиях за наши грехи. Нет, нет! "Точило" нашего искупления Он топтал один, и в этом величайшем деле у Него помощников не было и не может быть. Но Его страдания на Голгофе имеют две стороны; одна сторона - это наше спасение, наше вечное искупление; вторая сторона - это рождение и домостроительство Церкви Христа.

На Голгофе произошло два великих события: совершилось спасение и искупление всего человечества, родилась и продолжает созидаться Церковь Христа. Как от уснувшего Адама ведет свое начало женская половина человечества, так от умершего на Голгофе второго Адама - Христа ведет свое начало Церковь Христа, то есть славная Невеста Его. Вот в этой второй стороне страданий Христа - именно в этих "муках рождения" Церкви Его - мы и призываемся все к участию.

Следуя за Христом на Голгофу, мы будем слышать призыв с Его креста, - призыв к участию в страданиях Его, к выполнению Его страданий, к "безмерным ранам" апостола Павла, связанным с домостроительством Церкви Христа. Вот почему нам надо чаще бывать на Голгофе и всегда созерцать эти два величайших дела, совершенных там Христом: наше спасение и рождение Церкви, рождение к новой жизни каждого грешника. И если в одном деле - деле спасения - мы не должны быть Ему помощниками, то в другом деле - деле домостроительства Его Церкви - мы все можем быть благословенными соучастниками.

Воскресший с нами!

Лук. 24, 13-15

В драгоценном Евангелии, которое мы должны считать лучшим подарком от Бога, описаны кратко, но ярко рождение Христа, Его чудная жизнь на земле, Его слова и дела, Его страдания и смерть, Его погребение и воскресение, Его явления после воскресения и, наконец, Его уход с нашей земли - вознесение. Какое счастье, что мы имеем такое полное Евангелие - с таким светлым, сияющим концом - воскресением и /вознесением Иисуса Христа! И если бы даже Евангелие кончилось повествованием о смерти и погребении Христа, то и такое Евангелие было бы для нас ценным и прекрасным. Сколько прекрасной литературы имеется на нашей земле, хотя авторы ее и умерли и лежат на разных кладбищах мира, ожидая дня всеобщего воскресения.

Вот перед нами Прекраснейший из Сынов человеческих - наш Господь Иисус Христос. Как Он прекрасен! Даже если бы не было повествования о Его славном воскресении, мы преклонились бы перед Его характером, перед Его учением, перед Его чудесами, перед Его безропотными страданиями я смертью посреди двух злодеев! Известный автор книги "Жизнь Иисуса" Эрнест Ренан с большим воодушевлением воспел удивительную любовь Христа, а также необыкновенную чистоту Его сердца и святость Его жизни, но воскресения Христа он не признавал.

Много прекрасных книг написано о Христе авторами, которые не признавали Его воскресения и для которых Он был великим, погребенным в саду Иосифа Учителем. Можно любить и умершего друга, и даже долго любить. Собрания Московской церкви посещал долгие годы, до последних дней жизни, один врач. У него умерла единственная дочь, и он каждое воскресенье ходил на ее могилу, даже в самую лютую непогоду. Все, кто его знал, удивлялись его постоянству.

Но любовь к умершему другу в конце концов все же охладевает, потому что каждая любовь поддерживается только контактами-встречами и разговорами с любимым. Без таких контактов любовь превращается только в воспоминание. Многое, что остается после смерти дорогого и близкого человека, может напоминать нам о нем, но эти воспоминания будут наполнять наши сердца только новой горечью, потому что будут все снова и снова говорить, что нашего друга нет на земле, что он лежит в земле сырой. Вещи, которые остаются после наших дорогих умерших, полны благоухания, но это благоухание траурное, порождающее печаль в наших душах.

Многие любят умершего и погребенного Христа. Они полны почтения и уважения к Нему. Они готовы все снова и снова читать о событиях Его жизни, описанных в Евангелии. Они, подобно женам-мироносицам, готовы на любое помазание своего умершего Друга. Но никакие воспоминания не заменят нам присутствия живого Христа. Слова и дела Христа без Его воскресения были бы тоже полны благоухания, но они наполняли бы нас великой печалью, что этого чудного Друга и Учителя нет в живых. Мы завидовали бы апостолам и первым ученикам Христа, что они имели счастье с Ним ходить, видеть Его и слышать Его. А для нас осталась только Его могила в саду Иосифа Аримафейского. Нет, нам нужен живой Христос!

Любовь Христа, умершего за нас, трогала бы нас, вызывала бы, может быть, даже слезы из наших очей, но радовать нас она не могла бы, потому что для этого нужна любовь живого Христа. Мальчик, сидя у могилы своей матери, долго смотрел на ее фото и вдруг, заплакав, говорит: "Мама, ну что ты смотришь на меня? Обними меня и поцелуй". И нам нужен живой Христос, идущий с нами рядом по одному пути! Вот так, как мы прочитали о воскресшем нашем Господе: И когда они разговаривали и рассуждали между собой, Сам Иисус приблизившись пошел с ними". Вот в чем мы все нуждаемся: чтобы Сам Иисус приблизился к нам и остался с нами. Ничто другое не удовлетворит нас и не даст истинной и полной радости. Портрет матери, висевший над могилой, был портретом хорошим и точным, но мальчику нужна была живая мать, полная материнской любви и ласки.

Нам дан в Евангелии прекрасный образ Иисуса Христа, и мы с любовью рассматриваем его. Но нам нужен Сам Христос, Которому мы могли бы все сказать в молитве, все открыть, все поведать. Нам необходима Его крепкая рука, которая могла бы в любую минуту протянуться к нам и явить Свою силу. Нам также необходима божественная грудь Христа, и а которую можно было бы во всякое время склонить свою голову! А нужда в этом бывает у всех нас очень часто.

И все это мы имеем в нашем дорогом воскресшем Господе. Нам необходимо только снова оживить нашу веру, что Он воскрес. Пусть же Иисус Христос вновь приблизится к каждому из нас и пойдет с нами как наш самый лучезарный Спутник.