Выход

МЫСЛИ О ЕДИНСТВЕ ЦЕРКВИ

Любовь ко Христу - залог единства Церкви

Иоан. 21, 15 - 17

Единство Церкви Христовой в истории христианства всегда был редким явлением. Как в царстве камней бриллиант является редко] драгоценностью, так и в Церкви Христа среди многих отрадных явлений "полное единство" является большой редкостью. Поэтому к числу многих задач Церкви относится задача - бережно хранить драгоценный "бриллиант" единства.

Но почему единство в Церкви Христа является такой редкостью? Н потому ли, что большинство христиан не поняли и не понимают сущности христианства. Многие верующие считают, что сущностью христианства является догматика, то есть вероучение. Но так как церкви существующие на земле, разнятся друг от друга своими вероучениями то догматика, как мы ее ни ценим, может являться и, к сожалению, часто является поводом, разделяющим верующих, поскольку одна церковь учит так, а другая иначе.

Мы все должны знать, что различные вероучения останутся до второго пришествия Христа на землю, то есть до того дня, когда Сам Христос даст Своей Церкви Свое единственно правильное вероучение, Мы должны помнить великую истину, о которой читаем в I Кор. 13, 9, а именно: что здесь, на земле, мы знаем только "отчасти". Поэтому абсолютно совершенных вероучений на земле не существует, и из-за различного понимания духовных вопросов христиане не должны ломать копья в борьбе друг с другом.

В чем же сущность христианства и что может объединять Церковь Иисуса Христа в одно единое целое? Сущность христианства - в драгоценной личности Иисуса Христа! А Он так прост для нашего понимания! Его Евангелие так просто! Многих может смущать простота Христа и Его учения; но ведь Он предназначен для всего человечества, а человечество состоит из малограмотных и интеллигентов, из галилейских рыбаков и профессоров. И для всех их предназначен Христос. Им всем должен сделаться понятен Христос и Его учение.

А что должно роднить всех истинных христиан? И что должно объединять всех детей Господних? Это - любовь к Иисусу Христу. Я чувствую полное единство с Августином, Бернардом Клервосским, Савонаролой, Франциском Ассизским, Мартином Лютером, Кальвином, Веслеем, Спердженом, потому что сердца всех их бились горячей любовью ко Христу.

Мы можем исповедовать разные вероучения, мы можем дискуссировать о разных духовных вопросах, но все это никогда не разъединит нас, если мы поймем, что наш Господь Иисус Христос имеет к каждому христианину и к каждой христианке только один вопрос: "Любишь ли ты Меня?" Он не спрашивает нас, как мы понимаем вопрос о Духе Святом или как мы смотрим на субботу, а Он спрашивает каждого из нас: "Любишь ли ты Меня?"

Пусть любовь ко Христу - самая искренняя, самая горячая и преданная - объединит всех христиан мира, независимо от того, к какой церкви они принадлежат или какое наименование носят! А тем более церковь евангельских христиан-баптистов должна быть крепко спаяна именно огненной любовью к Иисусу Христу. И все воспитание детей Господних должно быть направлено к достижению этой любви. Будет эта любовь - будет и единство Церкви!

Единство детей Божиих

Иоан. 17, 21; Ефес. 4, 5 - 6

Еще до рождения Церкви Христос молился о ее единстве. В день Пятидесятницы в Иерусалиме родилась первая апостольская церковь. И что же мы видим в этой самой первой из всех церквей? Разъединение. Прежде всего это разъединение проявилось в вопросе общности имения, которое внесли члены церкви - Анания и Сапфира.

Затем начались разногласия по вопросу помощи вдовам. Об этом мы читаем в Деян. 6, 1: "В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинов ропот на евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей". Но это разъединение было пока поверхностным, незначительным. Более глубоким оно стало в Коринфской церкви, где члены разделились на группы, о чем мы читаем в I Кор. 1, 11 - 12. Это разъединение еще более углубилось в вопросе о законе и благодати, когда по всем апостольским церквам начали свою работу учителя закона, производя всюду разделение. Наибольшего успеха они достигли в церквах Галатийских - это было уже догматическим расколом Церкви.

Прошло почти две тысячи лет. Но что мы видим сегодня в Церкви Христа на земле? Разномыслия достигли еще больших размеров, чем в дни апостолов. Разномыслия и разногласия небывалые.

Достаточно сказать, что в наши дни существует около 500 вероучений. Такое разномыслие может смущать верующих. Чтобы нас не смущали пятьсот вероучений, существующих в христианском мире, совершим своего рода экскурсию в природу. И в природе мы увидим удивительное разнообразие и вместе с тем удивительное единство.

Обратим наш взор прежде всего на реку, волны, затем на облака на небе, на дождь, снег. Вода в реке, облака на небе, дождевые капли, снежинки в воздухе и снег на земле - как все это разнообразно! Но каждый школьник знает, что все это одно, а именно: соединение кислорода с водородом - Н2О!

В Церкви Христа мы также видим удивительное разнообразие. Пятьсот вероучений! И при этом только три основных свойства всех миллионов детей Божиих, а именно: покаяние, вера во Христа и любовь к Нему. Слово Божие говорит о трех элементах истинного христианства: "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Ефес. 4, 5). Причем под крещением я лично понимаю то крещение, о котором говорил Христос перед Своим вознесением в Деян. 1, 5: "Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым".

Крещение Духом Святым - это возрождение от Духа Святого. Все разнообразие в христианстве сводится к великому христианскому единству - в Господе Иисусе Христе, в вере в Него и в возрождении (крещении Духом Святым). Таким образом, молитва Христа о единстве исполняется.

И если мы всегда будем видеть единую Кровь Голгофы, омывшую нас от грехов наших; единую белую одежду, в которую облек нас Христос; единое знамя Божией любви, которое реет над всеми нами, и будем петь единую песнь Агнца, закланного за нас, - то мы будем всегда сознавать себя членами единой семьи Христовой и все снова и снова повторять слова псалмопевца Давида: "Как хорошо и как приятно жить братьям вместе" (Пс. 132, 1).

Единство Церкви

Ефес. 1, 22 - 23; Петр. 5, 2 - 3

Учение Евангелия о Церкви прекрасно. К сожалению, большинство верующих очень мало знакомы с этим учением Евангелия. Но все мы должны хорошо знать, что представляет из себя Церковь Христа. Возьмем, к примеру, одно только свойство Церкви - ее единство. Единство Церкви в Евангелии подчеркивается всюду, где только о ней упоминается. Но особенно ясно говорится о единстве Церкви Христовой в двух ее образах - в образе Церкви как тела Христа и в ее образе как стада Христа.

Посмотрим на Церковь как на тело Христа. Каждое тело состоит из многих членов, не похожих друг на друга. Возьмем, для примера, три члена тела: глаз, руку и ухо. Что общего между ними как по внешнему виду, так и по функциям, которые они выполняют? Ничего, Но они тесно связаны между собой главой тела. Так едины и связаны тесно друг с другом Иисусом Христом отдельные члены тела Христова, отдельные верующие, которые в целом составляют Его Церковь.

Мы, члены Церкви, можем быть совершенно не похожими друг на друга и выполнять совершенно различные виды служения, но все мы едины во Христе, так как являемся членами единого тела Христа. И Глава тела (Церкви) Христос управляет всеми членами Своего тела.

Будем почаще обращать внимание на удивительное единство между членами нашего физического тела благодаря управлению всеми ими нашей головой. И тогда нам станет очень понятной великая и драгоценная истина, что и все верующие во Христа, будучи членами Его тела (Церкви), едины, независимо от того, сознают они эту истину или !нет.

Теперь посмотрим на образ Церкви как стада Божьего. Стадо едино, если у него один пастырь. У всех верующих в Иисуса Христа один Пастырь - Христос, и поэтому они являются единым стадом. Каждый верующий является овцою Христа, в какой бы церкви он ни находился.

Как овца Христова каждый верующий принадлежит к стаду Христа, которым является Церковь Его. Стадо может быть очень разбросанным, но оно объединено единым пастырем. Какая чудная картина единства Церкви, пасомой единым Пастырем-Христом! О, если бы всегда стояли перед нами эти две чудные картины, так ясно показывающие нам единство всех верующих в Господа Иисуса Христа: Церковь как тело Христа и Церковь как стадо овец Христа.

Спаситель предвидел, что люди внесут в Его единую Церковь много своего, человеческого, и этим раздробят ее на части, которые, а свою очередь, будут враждовать даже между собой.

Христос предвидел все эти перегородки, которые люди понастроят в Его единой Церкви. И Он еще до создания Церкви молился об устранении всех этих перегородок среди Его детей, среди верующих в Него.

Что же это за перегородки в Церкви Христа? Это прежде всего догматические разногласия, то есть разные человеческие обряды, формы и богослужебные порядки, внесенные в Церковь Христа без указания Слова Божьего. Далее, это разделения, порожденные конфликтами. И, наконец, организационные перегородки, то есть создание бесчисленных союзов, объединений и обществ верующих. Вот об удалении этих разногласий в Церкви и молился Христос в Своей Первосвященнической молитве словами: "Да будут все едино!"

Первосвященническая молитва Христа о единстве стала путеводной звездой для христианской Церкви и наших дней. Тяга к единству - это характерная черта всех истинных детей Господних нашего времени.

А почему именно теперь, в наши дни, наблюдается эта тяга к единению? Потому что именно в наши дни дробление христианства достигло величайших размеров. Во всех церквах и христианских объединениях идет большая работа в области объединения, сближения и слияния верующих. Сердце радуется, когда присматриваешься к деятельности Церкви Христа в этом направлении.

Стремление к единству в Церкви Христовой наших дней выражается в двух направлениях: в направлении разрушения всех перегородок путем создания единого вероучения и единого порядка богослужений в Церкви, и в направлении воспитания церквей в духе единства, и сближения их таким образом между собой. Второй путь является более легким. Но многие друзья единства идут и первым путем.

Эти два направления в деле единства верующих можно назвать коротко и ясно: один путь - это путь слияния всех церквей в одну; второй путь - путь сближения церквей при сохранении их структур, их вероучений и их богослужебных порядков.

Сторонники сближения церквей считают, что особенности каждой церкви могут быть благословением для других. И как разнообразие растений не мешает единству растительного мира, так и особенности церквей не являются препятствием для единения верующих.

В нашей стране три евангельские течения пошли по пути слияния в одну церковь. В 1945 году, с помощью Господней, совершилось это радостное событие - слияние всех верующих этих трех течений в один союз. Это событие настолько дорого нам, что мы решили ежегодно вспоминать его в "День единства" и горячо благодарить за него Господа. Теперь мы имеем единое вероучение, единый порядок в церквах и единую организацию. Это очень большое достижение. И задача наша - бережно хранить достигнутое единство и всемерно укреплять его.

В заключение я хочу сказать об одном удивительном явлении в природе - силе притяжения, которой обладают все мировые тела: солнце и планеты. Земля обладает силой притяжения, достаточной, чтобы заставить луну быть около себя и вращаться вокруг себя. Солнце обладает еще большей силой притяжения, заставляющей землю и другие планеты вращаться вокруг себя.

Христос также обладает величайшей силой притяжения и влечет всех Своих детей к Себе. Но, приближаясь все больше ко Христу, мы, верующие, сливаемся во все более тесную семью. Стремясь к самому полному единству, мы должны помнить великую истину: чем теснее наше единение со Христом, тем теснее единение детей Божиих между собою. И это естественно: чем ближе мы ко Христу, тем горячее наша любовь, а любовь обладает способностью объединять.

Голгофа - путь к единству верующих

Иоан. 10, 16

"Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь". О каких других овцах "не сего двора" говорит Христос? Он говорит об овцах из языческого мира, которых Он приведет в Свое стадо через проповедь Евангелия, и они составят "единое стадо" с овцами из Его избранного народа, единую Церковь, и единым Пастырем этого стада будет Иисус Христос. Христос видел великий раскол в человечестве - разделение на два враждующих лагеря, на иудеев и язычников. И Голгофа положила конец этому великому разделению. В Послании к Ефесянам 2, 11 - 22 мы читаем радостное повествование о ликвидации страшного раскола в человечестве: "Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем; и, пришед, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в, одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу... имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом".

Многие христиане ожидают в будущем исполнения слов Христа о едином стаде и едином Пастыре, а на самом деле эти слова Христа уже исполнились в день смерти Его на Голгофском кресте. Теперь надо говорить об одном стаде и одном Пастыре этого стада в лице Господа нашего Иисуса Христа, ибо "другие овцы" Кровию креста Голгофы объединены теперь с овцами из обетованного Богом народа. В дни, посвященные единству Церкви, очень важно вспоминать о создании единой Церкви из иудеев и язычников.

Христос сказал: "Я создам Церковь Мою" (Матф. 16, 18). Христос не говорит: "Я создам церкви Мои", нет, он говорит о церкви в единственном числе. Церковь как совокупность всех возрожденных душ - одна, и она именуется в Слове Божием телом Христа.

Но Слово Божие говорит и о церквах, имея в виду церкви поместные, рассеянные по разным местам земного шара. В этих церквах могут оказаться и невозрожденные души, и даже совершенно чуждые Христу люди. Церковь Иисуса Христа как Его тело, состоит из возрожденных душ, то есть чад Божиих - сынов и дочерей Небесного Отца.

Кто же является чадом Божиим? Евангелие дает нам на этот вопрос очень ясный ответ. Оно говорит: "Тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его. дал власть быть чадами Божиими" (Иоан. 1, 12). И когда нам становится ясной великая истина, что Церковь Христова есть не что иное, как совокупность чад Божиих, то нам делается понятной и другая великая истина, а именно: Церковь Христа - это великая семья Небесного Отца.

И в какой семье дети похожи друг на друга, как две капли воды? В некоторых семьях имеются близнецы, но родители и в них замечают различия. В отношении каждой человеческой семьи мы знаем, что братьями и сестрами в ней являются те, которые родились от одних и тех же родителей. И нет такой силы в мире, которая аннулировала бы родство, основанное на рождении от одних и тех же родителей.

Но, к сожалению, то, чего не бывает в обыкновенной человеческой семье, так часто можно встретить в Божией семье, то есть в Церкви Иисуса Христа. Рожденные от единого Духа Святого начинают отрицать свое духовное родство в Нем. Как же смотрит на такое отрицание родства детьми Божиими Дух Святой, давший им всем новую жизнь? Мы знаем слова в Послании к Ефесянам 4, 30: "И не оскорбляйте Святого духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления". Не является ли одним из видов оскорбления Святого Духа Божия отрицание верующими своего родства в Нем, родившем нас к новой жизни? И если это так, то какая великая вина перед Господом лежит на многих детях Божиих, не желающих признавать друг в друге братьев и сестер во Христе Иисусе.

Мы, верующие, призываемся взирать на Иисуса как на Начальника и Совершителя веры (Евр. 12,2). Христос положил начало нашей вере, Он является и Совершителем нашей веры, то есть Он доведет ее до совершенства. Если бы все дети Божий именно так смотрели на Христа, то есть как на Начальника и Совершителя веры всех верующих, то разве могли бы они доходить до такого неразумия, чтобы переставать видеть друг в друге одного Отца, а, следовательно, и членов одной единой семьи?

Почему в небесных обителях будет абсолютное единство всех искупленных? Потому что взоры всех искупленных будут направлены на Агнца Божия, закланного на Голгофе. В Откр. 7, 10 мы читаем об этом абсолютном единстве всех искупленных, перечесть которых будет невозможно: "Спасение Богу нашему, Сидящему на престоле, и Агнцу". Где же тут место для каких бы то ни было разделений между искупленными одной и той же Кровью Агнца? Если бы и мы все ходили перед этим лучезарным престолом Бога и Агнца, то никогда мы не доходили бы до отрицания родства нашего в Крови, пролитой за всех нас на Голгофе.

В заключение взглянем еще раз на чудную картину единого стада и единого Пастыря Иисуса Христа. Если мы когда-то блуждали, как овцы, и совратились каждый на свою дорогу, то не нашел ли нас, блуждающих, добрый Пастырь-Христос и не принес ли Он нас на Своих божественных плечах в Свое стадо?

Так какое же мы имеем теперь право оспаривать принадлежность к стаду Христову той или другой спасенной на Голгофе овцы? Да сохранит нас Господь от такого греха!