Выход

ЧТО ГОВОРИТ ПРОРОК ИСАИЯ О ХРИСТЕ

(Продолжение)

Росток из сухой земли

Ис. 53, 2

"Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему". Если бы ветхозаветный народ относился с верою к словам своих пророков, то он никогда бы не поступил со Христом - своим Мессией - так, как он поступил.

Почему Христос не был признан Мессией и был отвергнут иудейским народом? Дело в том, что ветхозаветные пророки проповедовали Христа в двояком виде: с одной стороны, они пророчествовали о пришествии на землю Христа, в Котором не будет ни вида, ни величия, а с другой стороны, этот же пророк Исайя, возвещавший о Христе как о ростке из сухой земли, не имевшем ни вида, ни величия,- пророчествовал о славе и величии Христа, как мы читаем в Ис. 35, 2: "Они увидят славу Господа и величие Бога нашего". Все, что говорили пророки о славе и величии грядущего на землю Христа, иудеи слушали с восторгом и страстно ожидали пришествия именно такого Христа, полного могущества, величия и славы. А когда пророки возвещали о Христе униженном, презренном, да еще изъязвленном и пронзенном,- они и слышать не хотели о таком Христе.

Когда Христос пришел в наш мир без ореола внешней славы, иудеи не приняли Его как Мессию и даже приговорили Его к смерти. Они хотели видеть Христа на белом коне, изгоняющим из страны всех врагов их. А Он пришел и покорно дал Себя повести на Голгофу и распять посреди двух разбойников. Если бы иудеи с верою внимали своим пророкам, им было бы ясно, что Христос-Мессия будет на кресте посреди двух злодеев, и именно позорный крест Голгофы служил бы им доказательством, что во Христе им дан, наконец, давно обещанный Мессия. Но они были глухи к словам пророка об "умаленном и презренном" Христе, и когда Он пришел - они оказались способными предпочесть Ему разбойника Варавву, а по адресу своего отвергнутого Мессии Христа кричали: "Распни Его! Распни Его!" Иудеи хотели видеть своего Мессию "на белом коне", то есть в могуществе, величии и славе, а Он пришел, как "росток из сухой земли".

Обратим внимание на сравнение Христа с "ростком". Что значит росток? Это стебель растения в самом начале его появления из семени. Это прекрасный символ жизни! Но росток, появившийся на влажной и удобренной почве, мало кого удивляет; а вот росток, вышедший из сухой земли,- росток, показавшийся на камне, привлекает внимание любого человека. "Я есмь жизнь",- говорит Христос (Ев. Иоан. 14, 6), и эта жизнь появилась на "сухой земле". Сухая земля - это символ смерти: именно смертью дышит сухая и бесплодная пустыня; "росток из сухой земли" - это жизнь среди смерти. Таков наш Христос. Это поистине "росток из сухой земли".

"Сухой землей" была страна, где Он родился. В громадной Римской империи Палестина была уголком весьма презренным. "Сухой землей" был городок Вифлеем, где стояла Его колыбель - жалкая кормушка для скота с пучком соломы в ней. О городке Вифлееме мы читаем в Книге пророка Михея 5, 2: "И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных". А о другом городке - Назарете, где Он провел тридцать лет Своей жизни, мы читаем суждение людей того времени: "Из Назарета может ли быть что доброе?" (Ев. Иоан. 1,46).

Сухой духовной почвой было фарисейство. Религия фарисеев заключалась только во внешних обрядах: в омовении чаш, кружек, котлов и скамей, в долгих молитвах напоказ людям, в полной духовной слепоте, в делании дел, но только для того, чтобы видели их люди (Ев. Матф. 23, 5; Ев. Марк. 7, 4). Словами пророка Исайи Христос дал самую печальную характеристику религии Своего народа: "Люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня" (Ев. Марк. 7, 6).

Не менее "сухой землей" было и саддукейство, окружавшее Христа. Огненный проповедник Иоанн Креститель бичевал и фарисеев, и саддукеев такими словами: "Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева" (Ев. Матф. 3, 7)?

А как Христос смотрел на саддукеев? Он видел их неверие, прикрытое религией, и называл их "лицемерами" (Ев. Матф. 16, 1-3). Иудейский народ в дни Христа был поистине самой "сухой землей". В нем, за исключением лишь немногих, чаявших пришествия Мессии, не осталось "и малейшей духовной влаги. Слава Господу, что в этой дикой духовной пустыне раздавался голос Иоанна Крестителя, призывавшего народ к покаянию. Но, увы, и этот единственный голос был "голосом вопиющего в пустыне" (Ев. Иоан. 1, 23), то есть остававшимся бесплодным.

"Сухой землей" были и первые инструменты в руках Христа для строительства Его Царствия на земле. Я говорю об апостолах и первых членах Церкви Христовой. В Афинах были большие философские умы как среди эпикурейцев, так и среди стоиков. Но Христос не пошел избирать Себе апостолов из их среды. Нет. Он пошел на побережье Геннисаретского озера, чтобы избрать апостолов из среды галилейских малограмотных рыбаков. А о первых членах Его Церкви апостол Павел пишет в 1 Кор. 1, 26-29: "Посмотрите, братия, кто вы призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных: но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное: и незнатное мира и уничиженное и ничего не значущее избрал Бог, чтобы упразднить значущее; - для того чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом".

Никто не может говорить, что Царствие Божие строится на земле силами мудрости человеческой. Нет! Царствие Божие строится проповедью Евангелия, словом о кресте, которое является для "иудеев соблазн, а для еллинов безумие", для самих же призванных "Божией силой и Божией премудростью" (1 Кор. 1, 23-24).

"Желаемый всеми народами"

Аггей 2, 7

"И придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф". В Книге пророка Исайи 53, 2 нам дан образ Христа как "ростка". Но росток, то есть молодое деревцо не должно остаться ростком: оно должно превратиться в могучее дерево. И Христос не остался "ростком" - Он стал для всего человечества благословенным "Деревом жизни", ;в листьях которого "исцеление народов" (Откр. 22, 2). Смерть Христа на Голгофе сделала Его Деревом жизни, оживляющим каждого духовно мертвого человека.

Для получения жизни от Христа надо только одно: прийти к подножию креста Голгофы и уверовать в распятого на нем Спасителя всех грешников земли. Мы имеем полное право вложить в уста распятого на Голгофе Христа слова, которые Он сказал в Вифании: "Я есмь воскресение и жизнь... Всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек" (Ев. Иоанн. 11, 25-26). "Дерево жизни", Христос, - это великий дар Божий человечеству, и этот дар подготовлялся Богом задолго до Его дарования миру.

Дарование Христа миру было решено еще в предвечные времена, то есть тогда, когда еще не было вселенной и человечества. Мы никогда не поймем всего значения пришествия в наш мир Христа, пока мы не заглянем в эти предвечные времена, в эту глубину веков, когда Богом решалось то, о чем повествуют страницы божественной книги Библии от ее первой главы до последней. Об этих божественных решениях в столь отдаленные от нас "предвечные времена" мы прочтем в двух местах Священного Писания. Первое место-1 Петр. 1, 18 - 20: "Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена..." Второе место - Откр. 13, 8: "И поклонятся Ему все живущие на земле, которых имена не записаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира". Так, еще до создания вселенной и человечества подготовлялось пришествие "Агнца Божия", Иисуса Христа, на землю и заклание Его на кресте Голгофы. И когда совершилось падение первых людей - Адама и Евы, - Бог тут же дал им обетование пришествия на землю Спасителя.

Носителем этого божественного обетования стал ветхозаветный народ Божий и его пророки. На протяжении тысячелетий звучала в израильском народе эта пророческая весть о пришествии в мир Христа Спасителя и Его рождении в Вифлееме. Прочтем эту весть у двух пророков - у Исайи и Михея. В Ис. 7, 14 мы читаем: "Итак Сам Господь даст вам знамение: се, дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил". Прочтем еще Ис. 9, 6: "Младенец родился нам, Сын дан нам: владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира". А в Книге пророка Михея 5, 2 указано даже место, где Он родится: "И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между городами иудиными? из тебя произойдет Мне Гот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных". Так звучали ветхозаветные пророчества, возвещавшие о рождении на земле Спасителя Христа.

Ожиданием Христа был полон не только иудейский мир, но и мир языческий. Незнание живого и истинного Бога привело язычников к большой разнузданности нравов и к весьма порочному и нечестивому образу жизни. Но рассеяние среди них иудеев было не без воли Божией. Иудеи знакомили язычников со словами своих пророков о пришествии на землю Спасителя Христа, и в душах их, порабощенных бесчисленными пороками, зарождалась глубокая тоска по Желаемому всеми народами. Именно этим объясняется, почему волхвы - эти представители языческого мира - сейчас же отправились в далекий и трудный путь, чтобы найти родившегося Христа и поклониться Ему.

Пророк Михей за 700 лет до прихода Христа на землю предсказал, что Он родится в Вифлееме. В одной зарубежной картинной галерее я спросил экскурсовода, почему на многих картинах младенец Иисус изображен не в бедном хлеву, а в красивых и даже величественных помещениях, на что я получил такой ответ: жители Вифлеема 700 лет слушали пророчество о том, что именно в их городе родится Христос, и поэтому они приготовили для Христа-Мессии приличное помещение; но они не знали, что бедная Мария будет матерью Христа, и поэтому не поместили ее в помещение, давно приготовленное для Христа-Мессии. О, если бы это было так! Но в действительности жители Вифлеема относились к пророчеству пророка Михея с таким же равнодушием, как и жители Иерусалима. Волхвам в Иерусалиме было сказано, где должно родиться Христу, однако никто из книжников или фарисеев не пришел с ними в Вифлеем.

Христос - Желаемый всеми народами. Он был Желаемым для всех благочестивых иудеев, чаявших пришествия Мессии. Он был Желаемым для язычников, согнувшихся [под невыносимым бременем своих грехов и пороков. Но является ли Христос всегда Желаемым для Своей Невесты - Церкви? Вот какой серьезный вопрос стоит сегодня перед нами. И мне кажется, что все мы спешим ответить на этот вопрос словами: конечно, Христос - Желаемый и для Церкви. Но вникнем глубже в наш вопрос. Да, Он - Желаемый, когда стоит перед нами как наш Спаситель. Мы радуемся, что Он спас нас от вечного ада и простил грехи и беззакония наши. Да, Он - Желаемый, когда стоит перед нами как наш Утешитель, отирающий наши слезы в дни печали и скорбей. Да, Он - Желаемый, когда стоит перед нами как наш "скорый Помощник в бедах". А бед в нашей жизни земной так много!

Но каково наше отношение ко Христу, когда Он стоит перед нами как небесный Хирург, нажимает на греховный гнойник, появившийся в нашей христианской жизни, и говорит: "Я должен вырезать этот гнойник, чадо Мое, или ты умрешь в твоем грехе". Будет Христос как Хирург Желаемым для нас?

Является ли Христос Желаемым для нас, когда стоит перед нами в Своем царственном венце и говорит нам: "Искупленные Мои, вы не принадлежите Мне целиком и полностью, а я, ваш Властелин, претендую на полную и безраздельную отдачу ваших сердец в Мое распоряжение". Как Властелин, ожидающий нашей полной отдачи себя Ему, Христос далеко не всегда является Желаемым для нас. К великому сожалению, но это так.

Христос часто стоит перед нами, готовый зажечь наше сердце с двух концов. Мы знаем, что означает для свечи горение с двух концов. Горение наших сердец с двух концов означает самое самоотверженное, служение нашему Искупителю, а такое служение Господу связано с бесчисленными жертвами с нашей стороны для дела Царствия Божия. Верующие, которые живут себялюбивой жизнью, боятся такого "горения с двух концов" и готовы сказать Христу: да минует нас такое горение нашего духа! Легче жить лаодикийцами, чем так гореть! Естественно, что для всех лаодикийских сердец Христос, ожидающий горения нашего духа с двух концов, едва ли будет горячо Желаемым.

"И будет Он освящением"

Ис. 8, 14

Пророк Исайя дает чудесный образ Господа нашего Иисуса Христа: он говорит, что Христос будет освящением для всех искупленных детей Господних. Но такой же образ Христа Иисуса дан нам и в Новом Завете. Мы читаем в 1 Кор. 1, 30-31: "От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтоб было как написано: "хвалящийся хвались Господом".

Итак, Ветхий и Новый Завет говорят, что Христос является нашим освящением. Здесь мы должны усвоить одну очень важную истину, а именно: Христос является нашим освящением в двояком смысле - Он является извечным освящением для всей Своей Церкви, и Он является освящением для каждого чада Божия изо дня ъ день. Другими словами, вечная святость Христа делается нашим достоянием через веру, и это достигается в один момент: уверовал во Христа и Его драгоценную жертву, и тут же уверовавший становится святым, то есть делается соучастником в абсолютной святости Христа. В момент покаяния и обращения ко Христу сделавшийся новой тварью возрожденный человек тут же получает святость Христа как дар Божий. Вот почему все верующие во Христа в Новом Завете называются "святыми", и такое звание они носят с первого же дня своей новой жизни во Христе. Каждый верующий во Христа является святым, но только благодаря великому дару, полученному через веру, - дару святости Христа. Чтобы нам еще яснее стала эта драгоценная истина о нашей святости во Христе, мы должны представить знакомую всем нам картину - получение от умершего за наши грехи Спасителя белоснежной одежды Его праведности. Точно так и на Голгофе в день нашего покаяния мы облеклись в одежды святости нашего Господа Иисуса Христа. Только в этих двух чудных одеждах - в одежде праведности Христа и в одежде святости Его - дерзнем мы явиться перед лице Господа в день "Судилища Христова". Никакие одежды нашей собственной Праведности и святости не спасут нас от справедливого гнева Божия.

Теперь перед нами другая сторона нашего освящения во Христе Иисусе - наше повседневное освящение. Если святость Христа даруется нам в одно мгновение через веру, то освящение наше изо дня в день совершается с преодолением больших трудностей и препятствий. Задача верующих, то есть "святых во Христе", очень большая: изо дня в день идти путем освящения.

В чем же заключается путь освящения? Во все большей и большей отдаче себя Господу. Все верующие должны знать, что на Голгофе они стали собственностью Христа. Об этом так ясно говорится в 1 Кор. 6, 20: "Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божий". В 2 Кор. 5, 15 мы читаем: "Христос за всех умер, чтобы живущие не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего". Но чтобы быть поистине собственностью Христа, необходимо все снова и снова представлять себя "в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения нашего" (Римл. 12, 1). Мы видим, таким образом, что Слово Божие призывает нас не только верою облекаться в одежды святости Христа.

Повседневное послушание Слову Божию - тоже не легкая задача детей Господних. Именно к нам, верующим, направлен строгий призыв свыше: "Будьте же исполнители Слова, а не слушатели только, обманывающие самих себя" (Иак. 1, 22). Без послушания Слову Божию, без исполнения его нет и не может быть освящения. Христос призывает нас, верующих в Него, умирать для всякого греха, а апостол Павел старался каждый день следовать этому примеру. Он говорит в 1 Кор. 15, 31: "Я каждый день умираю". Смерть для всякого греха, смерть для своего живучего "я" - требует от нас, верующих, большой самоотверженности, решительного отказа от всего, что мы любим, но что неугодно нашему Господу. А -без смерти для греха не может быть освящения. Призыв к отказу от всего неугодного Господу звучит так ясно и определенно в 2 Кор. 7, 1: "Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием". Такой же ясный призыв к святости мы имеем в 1 Петр. 1, 15-16: "По примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: "будьте святы, потому что Я свят". Но особенно громкий призыв к нашему освящению звучит в словах Филип. 2, 12: "Со страхом и трепетом -совершайте свое спасение". Какое спасение? Спасение от всякого греха и нечистоты!

Освящающий нас Христос послал в сердца наши Духа Святого для претворения наших сердец в храмы Господни. Освящающий нас Христос дал нам Свое учение чудное - для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3, 16). Освящающий нас Христос "поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями - к совершению святых", то есть к нашему совершенству.

Христос - наше освящение. Но в чем заключается цель освящения? Цель освящения на земле заключается в совершенстве во Христе Иисусе, а цель нашего освящения в вечности будет заключаться в нашем уподоблении Христу, как написано в 1 Иоан. 3, 2: "Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему". Христос - освящение наше! Он ведет нас на земле к духовному совершенству, а в вечности приведет к полному подобию Себе.

"Свет великий" в Галилее

Ис. 9, 1-2

Удивительная гармония существует между Ветхим и Новым Заветом. Как хотелось бы, чтобы все идущие за Христом всегда видели эту гармонию. Что говорит пророк Исайя о Христе в 9 главе своей книги? Он говорит: "Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, за-Иорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет".

А что читаем о Христе в Ев. Матф. 4, 12-17? "Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых... С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное".

Итак, перед нами пророчество Исайи и его точное исполнение; перед нами замечательная гармония между Ветхим и Новым Заветом. Пророк Исайя за 750 лет до пришествия Христа на нашу землю предсказал, что Христос, как "свет великий", придет в ".Галилею языческую" и поселится в ней. Ко времени Христа Галилея была сильно заселена язычниками, то есть людьми, которые не знали живого Бога, к поэтому находились в духовной тьме незнания того, что знал народ иудейский об истинном и живом Боге. Проповедь Иоанна Крестителя на берегах реки Иордана огласила всю иудею радостной вестью о пришествии Христа-Мессии. Но Иоанн никогда не был в "Галилее языческой", и его проповедь о Христе-Мессии не достигла "народа, сидящего во тьме", и страны "тени смертной". И вот в эту страну "тени смертной" пришел Христос со Своим "великим светом" и начал озарять ее неземным светом от края до края.

Как же сиял этот "великий свет" Христа в темной языческой Галилее? Мы читаем в Ев. Матф. 4, 17: "Иисус начал проповедовать..." Проповедь Христа несла яркий свет душам галилеян, находившимся в глубокой духовной тьме. И одно слово в проповеди Христа особенно сильно пронзило души; этим словом было слово "покайтесь!". В Ев. Матф. 4, 23-25 мы читаем о сиянии "великого света" Христа всей Галилее: "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия... И прошел о Нем слух по всей Сирии... И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия..." Проповедь Евангелия, проповедь о Христе и сегодня является ярким светом, проникающим в человеческие души. Великий свет Христа сиял не только в Его славах и проповедях: он сиял ярко и в Его делах. Мы читаем о Его славных делах такое повествование: "И ходил Иисус по всей Галилее... исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях... и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их" (Ев. Матф. 4, 23-24).

Особенно великий и яркий свет был явлен Христом в Его Нагорной проповеди. Эта проповедь Христа должна озарять всю Его Церковь и каждого ее члена в отдельности! Образ жизни христиан изображен Христом в этой ярко сияющей проповеди. Мы должны сказать, что жизнь Иисуса Христа на земле была исполнением Его чудеснейшей Нагорной проповеди. Какое великое множество проповедников на земле, которые не исполняют своих собственных проповедей. Христос Сам жил так, как учил жить других. Вот почему Он был таким "светом великим" на нашей земле.

Христос не только Сам является "светом великим", - Он хочет сделать "светом" и всех Своих учеников и учениц. Он говорит в Нагорной проповеди: "Вы-свет мира... так да светит свет ваш пред людьми..." (Ев. Матф. 5, 14-16). Каким же образом могут верующие во Христа люди сделаться "светом", сияющим в этом мире? Путь к достижению таких высот в нашей христианской жизни только один: следование за Христом! Только когда Христос - будет жить в нас, мы сделаемся способными светить, но не нашим светом, а Его великим и ярким светом. Мы уже видели, что свет Христа проявлялся в Его благодатных словах, в Его благословенных делах и в Его полном небесной красоты образе жизни. (В этом же должен проявляться и наш свет: в наших словах, в наших делах и во всей нашей жизни!

Пророк Исайя говорит о Христе как о "свете великом", воссиявшем "в Галилее языческой". А в Ев. Иоан. 8, 12 Христос провозглашает о Себе: "Я свет миру!" Все, побывавшие на море, знают свет маяка, который виден далеко и который указывает путь находящимся на море кораблям. Христос - это маяк, ярко светящий всему человечеству и указывающий ему путь в светлые обители неба. Христос - это яркий маяк для всей Его искупленной Церкви, чтобы она не потерпела кораблекрушения в ветрах бесчисленных ложных вероучений, которые дуют в этом мире! Но Христос - это яркий луч света и для каждой одинокой души. Он будет ярким лучом и для каждого Своего умирающего чада, когда перед затухающим взором этой души погаснут все звезды и все светильники мира.

Гнев Агнца, или негодующий Христос

Ис. 10, 5; 6, 12-17

Если мы возьмем вое места Священного Писания, в которых говорится о гневе Божием, то мы увидим, какое большое место занимает гнев Божий в Библии. Наша большая и важная задача - понять учение Библии о гневе Божием. И исследование этого важнейшего вопроса мы должны начинать прежде всего с уяснения себе вопроса: что означает гнев вообще? Слово "гнев" принадлежит к числу самых употребительных слов в нашем языке. Одно мы должны понять: гнев Божий и гнев человеческий - это не одно и то же. Гнев вообще - это выражение чувства негодования в отношении кого-либо или чего-либо. Наш человеческий гнев может выражать негодование там, где Господь его не выражает, и наоборот - где негодует Господь, там мы способны проявлять полное равнодушие и спокойствие.

Мы знаем, как мы, люди, способны воспламеняться гневом, когда кто-либо затронул наше самолюбие или "наступил", как говорят, на больное место. Такой гнев наш Господь Иисус Христос называет "гневом напрасным", и говорит в Своей Нагорной проповеди: "Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Ев. Матф 5, 22). Именно о таком напрасном, несправедливом человеческом гневе мы читаем в Послании Иакова 1, 20 такие слова: "Гнев человека не творит правды Божией". И именно о таком напрасном нашем человеческом гневе апостол Павел лишет в Ефес. 4, 26: "Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем".

А в чем же заключается гнев Божий и почему он является всегда святым и справедливым? Гнев Божий - это негодование Бога, святого и абсолютно безгрешного, на любой грех, на любое зло и на того, кто его творит. Но что такое грех? Любой грех - это нарушение святой воли Бога, выраженной в Его божественных заповедях и повелениях. Воля Божия для Его ветхозаветного народа была выражена ясно и определенно в законе, данном Богом через Моисея, и особенно в десяти заповедях, провозглашенных на Синае.

Воля Божия в еще более высоких заповедях, чем заповеди Ветхого Завета, выражена в Новом Завете. И каждое нарушение той или другой заповеди Божией влечет за собой справедливое негодование Божие, справедливый гнев Божий. Вот почему мы так часто встречаем в Библии слова о гневе Божием. Всякий раз, когда где бы то ни было или кем бы то ни было нарушена воля Божия, а следовательно, совершен грех, - можно всегда говорить о гневе Божием, то есть о негодовании Божием в связи с соделанным грехом. Вот почему в Слове Божием мы читаем о гневе Божием в отношении целых народов, в отношении далеких от Бога людей, а также и в отношении даже служителей Господних. Где грех - там и гнев Божий, там и негодование Господне. Но степень гнева Божия - неодинаковая: она зависит от характера соделанного греха и от уровня понимания воли Божией грешником, заслужившим гнев Божий. Теперь нам должны сделаться понятными слова Христа: "Раб же тот, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и сделал достойное наказания, бит будет меньше" (Ев. Лук. 12, 47-48). Нам станут понятными и степени гнева Божия, которые в Слове Божием обозначены различными выражениями, как, например: "пылающий гнев Божий", "пламенный гнев Божий", "ярость гнева Божия", "лютость гнева Господнего"... Слово Божие, рисуя гнев Божий, употребляет такие выражения, как: "возгорелся гнев Господа", "воспылал гаев Господа", "воспламенился" гнев Божий... Все эти различные выражения о гневе Божием говорят нам о разных степенях божественного гнева. И снова необходимо повторить очень важную истину: на каждый грех

Господь, святой и праведный, смотрит с гневом и негодованием. Не будем забывать этой истины никогда.

Слово Божие говорит не только о гневе Божием в его различных степенях, но и о наказаниях Господних, причем тоже в различных степенях. За нарушение воли Господней Моисей получил одно наказание, а Содом и Гоморра за свои грехи и беззакония получили другое наказание. Ветхозаветный народ Божий за свое отступничество от истинного и живого Бога наказывался Господом различно, но особенно тяжелое наказание он перенес от "жезла" Ассура, то есть Ассирии и от "бича" Вавилона, как и Сам Господь через пророка Исайю говорит: "О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его Мое негодование!"

Но, может быть, только Ветхий Завет говорит о гневе и негодовании Господнем на всех делающих греховное и злое? Может быть, Христос явил нам другого Бога, Бога без гнева и негодования? Нет, и Новый Завет говорит о гневе Божием. И в Новом Завете мы имеем образ негодующего Христа; и в Новом Завете есть слова о гневе Агнца, закланного за грехи мира на Голгофе. Будем помнить об этом всегда. Мы возьмем три места Нового Завета, в которых говорится о гневе и негодовании Христа, о гневе Агнца Божия. Прочтем первое место - Ев. Иоан. 2, 15: "И сделал -бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул". Это редкий образ негодующего Христа, данный нам на страницах Евангелия. И если бы "е Дух Святой, люди, возможно, умолчали бы об этом удивительном случае из жизни Христа.

Прочтем второе место в Ев. Марк. 3, 1-5: "И пришел опять в синагогу: там был человек имевший иссохшую руку. И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его... И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их..." Христос стоит перед ними с гневом и негодованием на фарисеев и книжников за такую жестокость их сердец.

Возьмем третье место в Новом Завете, где мы также видим великий гнев и негодование Агнца Божия Иисуса Христа: "И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца: ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?" (Откр. 6, 16-17). "Днем гнева Агнца", закланного на кресте Голгофы, будет день суда Его - день суда "белого престола" (Откр. 20, 11 -12). И возмездие негодующего Христа - всевышнего Судии неба и земли - будет самым тяжелым возмездием, возмездием "второй смерти" (Откр. 20, 14).

Христос и тысячелетнее царство

Ис. 11, 10

"И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники,- и покой его будет слава". "Корень Иессеев" - это дом Давида, это Христос как Царь из дома Давидова. Пророк Исайя говорит о Христе как о "знамении для народов", к Которому "обратятся язычники". Эти слова Исайи направляют наши взоры к тому периоду Царствия Божия, который в богословии именуется "тысячелетним Царством Христа". С помощью Божией мы все должны уяснить себе сущность этого периода Царствия Божия. Прежде всего мы должны знать, где будет тысячелетнее Царство Христа. Оно будет на земле, но не на "новой земле", о которой говорит апостол Иоанн в Откр. 21, 1: "И увидел я новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали"... На "новой земле" будет вечное Царство Христа, а тысячелетнее Царство Христа будет на "прежней земле", причем в течение той тысячи лет, когда диавол будет "скован на тысячу лет" (Откр. 20, 2). Поскольку сатана будет "скован" и лишен силы действовать в прежней мере на земле, люди этого времени будут особенно восприимчивы к словам Евангелия о Христе. Вот почему во время тысячелетнего Царства Христа будет такое массовое обращение народов к Нему, как говорит пророк Исайя: "К Нему обратятся язычники", и Он будет "знамением для народов".

Где же будет Христос во время Своего тысячелетнего Царства? Он будет там, где Он пребывает сегодня, то есть на престоле Своей вечной славы в обителях неба. Туда к Нему будут восхищены те, которые воскреснут в день первого воскресения. И с этими сонмами восхищенных в славу небес Христос будет царствовать тысячу лет. Отношение Христа к земле в дни Его тысячелетнего Царства будет похоже на Его отношение к земле в дни после Его воскресения, когда Он являлся на время и снова удалялся, а куда - кто скажет нам об этом? Так можно себе представить Христа и в дни тысячелетнего Царства: Он будет являться людям, и действия Его будут ощутимы для всех людей. Ветхозаветный народ Божий примет Христа как Своего Мессию, и в дни тысячелетнего Царства он будет пламенно свидетельствовать о Нем среди всех народов земли, и это благословенное свидетельство будет сопровождаться обращением многих душ ко Христу.

Влияние Христа будет чувствоваться на всей земле. Пророк Исайя говорит, что правда и истина будут господствовать на земле в течение этой благодатной тысячи лет. "Он (Христос) будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине... и будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина" (Ис. 11, 4-5). Хотя грех еще будет проявляться на земле, но далеко не в тех размерах, в каких он проявлялся до того дня, когда был скован сатана. Пророк Исайя говорит, что Христос в дни тысячелетнего Царства "духом уст Своих убьет нечестивого" (Ис. И, 4). "Духом уст Своих" - это значит: силою Своего божественного Слова Он будет убивать грех и нечестие в людях нечестивых. Вот почему в дни тысячелетнего Царства Христа "не будут делать зла и вреда на всей святой горе... ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис. 11, 9). Такое знание Христа на всей земле может быть результатом только необычайно пламенного свидетельства о Христе.

Именно в дни тысячелетнего Царства Христа исполнятся все чаяния и идеалы миротворцев земли: тысячу лет люди не будут бряцать оружием- они "перекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Ис. 2, 4). В дни тысячелетнего Царства Христа вся жизнь человечества будет пропитана духом Христа, как об этом образно и красиво говорит пророк Захария: "В то время даже на конских уборах будет начертано: "святыня Господу", и котлы в доме Господнем будут, как жертвенные чаши пред алтарем" (Зах. 14, 20).

В дни тысячелетнего Царства Христа физическая природа будет напоминать природу Едема, во-первых, своим очаровательным цветущим видом, как мы читаем в Ис. 58, 11: "Ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают". Вражда в природе прекратится, настанет мир между животными и мир между человеком и животным, как об этом ясно говорит пророчество Исайи: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе... и младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" (Ис. И, 6-8). Какой чудесный мир будет царствовать в природе тысячу лег! И хотя смерть еще будет посещать дома людей, но болезней будет меньше, и люди будут жить на земле дольше и без увядания, как мы читаем в Ис. 65, 20: "Ибо столетний будет умирать юношею", а также в Ис. 65, 22: "Дни народа Моего будут, как дни дерева". Известно, что среди живых существ деревья являются самыми долговечными.

Учение Библии о тысячелетнем Царстве Христа несет нашим сердцам величайшую радость, но пусть оно никогда не заслонит от нас учение Библии о другом Царстве Христа, о Его вечном Царстве, о котором так прекрасно говорят две последние главы Писания - 21 и 22 главы Откровения: о Царстве, где не будет ни греха, ни слез, ни болезней, ни смерти.

Христос - источник благодати и истины

Ис. 12, 3

"И в радости будете почерпать воду из источников спасения". Чтобы понять радость человека, нашедшего источник чистой, животворной воды, надо представить себе мучительную жажду человека, блуждающего уже в течение длительного времени по дикой, раскаленной жгучим солнцем и совершенно безводной пустыне. Известно, что жажда переносится гораздо труднее, чем самый лютый голод. Стакан чистой холодной воды для умирающего от жажды человека поистине дороже всех сокровищ мира. И когда до его слуха доходит звук журчащего совсем рядом ручья, то с этим звуком не сравнится ни один самый чарующий звук нашего мира. И нам становится так понятна радость томимого жаждой человека, черпающего живительную воду из найденного им источника.

Пророк Исайя говорит об "источниках" спасения, то есть о множестве источников: он говорит об особом обилии живительной воды, которой хватит на все человечество, на всех жителей земной планеты. Где же этот многоводный источник, способный утолять жажду людей во всем мире? Ответ мы находим в Евангелии. Мы читаем в Послании к Колоссянам 1, 19: "Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (то есть во Христе) обитала всякая полнота". И в Колос. 2, 9-10 мы читаем: "В Нем (во Христе) обитает вся полнота телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти".

Воля Божия заключается в том, чтобы мы не только имели жизнь, то есть жизнь божественную, но имели ее "с избытком" (Ев. Иоан. 10, 10). И этот "избыток" жизни, эта полнота вложены в нашего Господа Иисуса Христа. Христос пришел на нашу землю, чтобы стать для людей Источником воды живой. Его слова звучат на весь мир, для всего человечества: "Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком". С этими благословенными словами Христос обращается прежде всего к Своей Церкви. Но почему в Церкви Христовой так мало этой "жизни с избытком"? Почему в ней так много духовной нищеты? Разве Источник, сокрытый во Христе для утоления всех, без исключения, жаждущих сердец начал оскудевать? Разве он не бьет ключом с такой же силой, как и в тот день, когда из уст Христа вышли величественные слова: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ев. Иоан. 7, 37)?

В чем же заключается "полнота" Христа? Она заключается в благодати и истине! Мы читаем в Ев. Иоан. 1, 17: "Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа". "Закон дан чрез Моисея..." Мы должны хорошо понимать разницу между законом и благодатью. Закон, который Моисей принес с вершины горы Синая, получив его там от Бога, был свят, справедлив и добр. Задачей закона, данного через Моисея, было: показать каждому человеку, насколько он далек от Бога в отношении Его чистоты и святости. Это с одной стороны. С другой стороны, задача закона заключалась в том, чтобы человека, неспособного исполнить закон, данный Богом, повести к Тому, Кто обновляет человеческое сердце и делает его способным исполнить волю Божию. Другими словами: закон был дан Богом, чтобы быть путеводителем ко Христу.

Христос дан человечеству, чтобы быть для него Источником благодати и истины. Но что значит "благодать"? В русском языке слово "благодать" состоит из двух слов: дать благо. Дать - это значит: подарить, дать даром. Люди могут дарить, давать даром, но есть блага, которые не дано людям дарить другим. Их может дарить только Бог, Поэтому благодать связана всегда с Самим Богом - не с человеком, а с Богом. Мы подошли к самому простому определению благодати, а именно: благодать - это любовь Божия, дарующая человеку божественные блага, дающая их даром, помимо каких бы то ни было заслуг со стороны человека. Так, самое великое благо - спасение наших душ - мы получаем по благодати Божией, то есть даром, не за наши дела или заслуги,- чтобы никто не хвалился (Ефес. 2, 8-9).

Христос стоит перед нами как Источник благодати, как Источник всех небесных благ, которые необходимы для всех спасенных жертвою Голгофы, чтобы иметь жизнь, причем жизнь с избытком. За тс, что Кровь Иисуса Христа даровала нам жизнь вечную, мы должны день и ночь благодарить нашего Искупителя. Но то, что у нас нет жизни с избытком,- это должно "ас бесконечно печалить. И вина в этом только наша. Источник - Христос - полон воды (Пс. 64, 10), а мы страдаем от жажды.

Источник - Христос - так полон воды, что все мы, любящие Господа, могли бы в Нем плыть, а мы стоим в Нем "по колено" или "по поясницу" (Иезек. 47, 4-5). Где же причина такого печального духовного состояния тысяч христиан? Они не черпают воду из источников спасения! Они не идут к Источнику - Христу, чтобы черпать из Него "благодать на благодать". Тысячи детей Божиих похожи на ветхозаветную женщину по имени Агарь, которая с сыном своим в пустыне умирала от жажды, а рядом находился колодезь с водою, который она не видела (Быт. 21, 14-19). Как часто мы не видим в нашем Господе Иисусе Христе всех небесных благ, предназначенных для нас, Его детей, чтобы всем нам иметь не только жизнь, но жизнь с избытком. Христос со Своими обильными небесными благами стоит перед нами и говорит: "Берите! Берите!" А мы в своей повседневной суете либо не слышим Его призыва, либо остаемся равнодушными к Нему, и своим скудным и жалким христианством не прославляем чудного имени нашего Спасителя.

Но Христос не только Источник благодати,- Он и Источник истины. Мы знаем, как язычник Пилат с полным безразличием задал Христу вопрос вопросов: "Что есть истина" (Ев. Иоан. 18, 38)? Пилат не пожелал дождаться ответа Христа на свой вопрос, а если бы он дождался, то услышал бы из Его уст слова: "Я есмь... истина" (Ев. Иоан. 14, 6). Христос - Источник истины, ибо Он Сам является Истиной.

Как мало мы черпаем из этого Источника истины, поэтому и знаем так мало Господа нашего Иисуса Христа. А черпаем мы мало из Источника истины, потому что мало жаждем познания Иисуса Христа. А между тем глубокое и всестороннее знание Христа ведет нас также к благословенной и радостной жизни с избытком!

Христос в Своем учении дал богатое откровение о Себе. И Дух Святой готов открывать нам все больше и больше Христа, ибо Он для этого и пришел на нашу землю, чтобы прославлять Христа (Ев. Иоан. 16, 14). Христос пришел в наш мир как источник благодати и истины, но не для того, чтобы мы только любовались Им, а черпали от Него "благодать на благодать".

Христос - Судия вселенной

Ис. 13, 19-22; Деян. Ап. 17, 31

"Вавилон, краса царства, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра". Так гласит пророчество Библии о гибели Вавилона, и оно исполнилось с удивительной точностью. Слова Библии о суде Божием над Вавилоном не трудно проверить. Достаточно побывать на месте, где находился Вавилон, и мы увидим картину, описанную словами пророчества: "Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там". Все это исполнилось буквально. Как важно для всех, любящих Господа, не только знать пророчества Библии, но и знать, когда и как они исполнились. Будем и с этой стороны исследовать Писания. А в отношении исполнения пророчества Библии нам поможет наука, называемая историей. И в отношении исполнения пророчества Библии о Вавилоне история скажет нам прекрасно, как совершилось падение этого царства, этой "гордости халдеев". Историю человечества мы можем назвать историей судов Божиих.

Но среди судов Божиих есть особый суд - суд Христа над Церковью. Этот суд над Церковью описывается и Слове Божием немногими, но очень ясными словами. Во 2 Кор. 5, 10 мы читаем: "Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в геле, доброе или худое". И в I Кор. 3, 13-15: "Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня".

Представим себе этот суд Христа над Церковью, то есть над каждым христианином и над каждой христианкой. Священное Писание говорит нам, что "огонь испытает дело каждого, каково оно есть". Что же это за огонь, который испытает и покажет каждого из нас, верующих, каковы мы есть? Испытующим огнем на суде Христа над Церковью будет Слово Божие от его первой до последней страницы. Перед нами предстанут огненные слова Господа, сказанные Им в Ветхом Завете, все Его божественные повеления и особенно Его десять заповедей, которые были даны на горе Синае. Перед нами предстанут в еще более огненном виде слова Нового Завета,- слова, сказанные Христом; все заповеди, Им данные,- это Его огненная Нагорная проповедь.

О, каким огнем будет на судилище Христовом вся святая Библия! И какими виновниками окажемся все мы, христиане, в отношении нарушения всех слов Господних, оставленных нам в Писании! Мы увидим, как никогда, свое частое непослушание Господу. Сколько неверности обнаружит огонь Слова Божия в сердцах всех нас. Сколько неисполненных обещаний, которые мы давали Господу! Взять хотя бы наши обещания в день нашего крещения.

На судилище Христовом мы увидим, как расходилась наша земная жизнь со Словом Божиим. Слово Божие призывало нас к собиранию небесных сокровищ, а нам хотелось, может быть, больше сокровищ земных. Христос, искупивший нас Своей драгоценной Кровью, был достоин занимать больше места в наших сердцах и в нашей жизни. А мы жили очень часто себялюбивой жизнью, когда наше "я" занимало у нас больше места, чем Христос. На суде Христа над Церковью мы убедимся, что мы делали тысячи дел, которые Слово Божие запрещало нам делать, и не делали тысячи дел, которые Слово Божие повелевало нам делать.

Слово Божие призывало нас к достижению самого высшего свойства чад Божиих - к достижению любви, а на судилище Христовом мы убедимся, что именно любви у нас было меньше всего.

Испытующим огнем на суде Христа над Церковью будет Слово Божие и в отношении всего того, что оно говорило нам в течение всей нашей земной жизни о Духе Святом. На этом суде Христа мы увидим, как мы были невнимательны к словам Писания о Духе Святом. Слово Божие все снова и снова призывало нас исполняться Духом, а мы были так глухи к этим святым призывам, результатом чего были наши бесконечные духовные падения, потому что мы пренебрегали чудной силой свыше для победы над всяким грехом. Слово Божие нам говорило: "Не оскорбляйте Святого Духа". А мы оскорбляем Его на каждом шагу. И на судилище Христовом мы, как никогда, убедимся в этом. Слово Божие все снова и снова напоминало нам: "Духа не угашайте" (1 Фее. 5, 19). Дух Святой жаждал преобразить нас в образ Христа, а мы все снова и снова угашали Его действия в нас. Дух Святой хотел вести нас к самому горячему христианству, а мы, угашая Его, оставались жалкими "лаодикийцами". Вот какая печальная картина нашего духовного состояния откроется на судилище Христовом перед многими христианами.

Что же скажет Христос, Судия праведный, в ответ на все эти обвинения Слова Божия в отношении Его искупления? Мы знаем, что награды Христа обещаны "побеждающим", как говорит последняя книга Библии - Откровение. Значит, всем, "е принадлежавшим к числу этих славных победителей, угрожает урон, то есть лишение наград, обещанных Христом. Но одна драгоценность остается за всеми верующими в Иисуса Христа: это вечное опасение, которое мы получаем не за наши заслуги, а по вере, ради Крови Христа, пролитой для нашего спасения на Голгофе.

Слово Божие говорит, что Христос является праведным Судией Вселенной. Его суд над Церковью - это только часть Его суда над Вселенной. Его суд над небом и землей совершится в день суда "великого белого престола" (Откр. 20, 11-15).