Выход

БОЖИЙ ПЛАН СПАСЕНИЯ

 

Обетование пришествия Христа

 

Деян. Ап. 2, 23; Быт. 3, 15


("Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили". Эти слова показывают нам Голгофу с особой стороны, а именно: Голгофа была в божественном плане спасения падшего человечества.
Христос был пригвожден ко кресту Голгофы "по определенному совету и предведению Божию". "По определенному совету" - это значит: по определенному плану Божиему. Бог во всем, что Он делает, поступает планомерно, а тем более в таком великом деле, как спасение падшего человечества. Вот почему мы с полным правом можем говорить о "плане спасения".
Но прежде чем мы рассмотрим этот величественный план спасения, вспомним другой величественный план Божий - план творения. В творении мира мы видим определенный порядок: сперва Бог создает неодушевленный мир, затем органическую жизнь, причем и ее в определенном порядке - мир растений, затем мир животных и, наконец, человека.
Мы видим в творении мира и определенную цель, которая показана нам в Кол. 1, 16: "Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано".
Надо сказать, что в божественном плане творения человек занимает совершенно особое место. Только в связи с творением человека были сказаны Богом слова: "Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его" (Быт. 1, 26 - 27). И если, как сказано в Кол. 1,16, все создано Им и для Него, то тем более человек был создан для Христа. В Царствии Божием человеку была предназначена самая высокая задача - более высокая, чем задача ангельского мира. Более высокой задачи, чем быть "образом и подобием" Самого Бога, трудно себе представить.
Но в жизни человека, созданного по образу и подобию Божию, произошло величайшее несчастье: грех исказил в нем образ Божий. И эта великая трагедия привела к тому, что наряду с божественным планом творения потребовался и божественный план спасения - спасения впавшего в грех человека, а за ним и всего человечества.
Божий план спасения возник одновременно с Божиим планом творения, поскольку еще до сотворения мира Бог знал, что человек пойдет путем греха. Вот почему Слово Божие говорит о Христе как об Агнце, закланном от создания мира (Откр. 13, Мы должны знать, что объем божественного плана спасения бесконечно велик. Он предусматривает полное восстановление того, что разрушил грех в человеке и человечестве, в природе и во вселенной, то есть создание Царствия Божия на новом небе и новой земле, о чем нам и говорят последние страницы Писания. "
Божий план спасения незыблем, то есть он будет осуществлен Богом от начала и до конца; и не найдется силы в мире, которая стала бы помехой для осуществления этого божественного плана.
Появление в мире греха создало трудно разрешимый вопрос: как сочетать безграничную любовь Божию с Его безграничной справедливостью? Справедливость Божия требовала наказания греха. Справедливость не может смотреть "сквозь пальцы" на преступление. А безграничная любовь Божия жаждала спасения согрешившего. Божественный план спасения, в основном, заключается в том, чтобы, не нарушая безграничной справедливости Божией, спасти трешника, то есть оправдать его.
Но как же оправдать виновного? Божий план спасения гласит: наказать за вину человечества непорочного Сына Человеческого - Иисуса Христа и во имя Его, распятого, объявить оправдание всем грешникам.
Путем для спасения, то есть оправдания, грешника должна была быть Голгофа, где непорочный Христос был наказан за грехи мира, а виновному человечеству, во имя Его страданий и смерти, был объявлен оправдательный приговор. Именно на Голгофе, по божественному плану спасения, стало возможным сочетать безграничную любовь Божию с безграничной справедливостью Божией. Именно на Голгофе были удовлетворены как любовь Божия, так и Его справедливость! И именно на Голгофе Иисус Христос стал Посредником между Богом и человеками, как мы читаем в 1 Тим. 2,5: "Един Бог, един и посредник между Богом и человеками - человек Христос Иисус".
Божий план спасения грешников выполнен Иисусом Христом. В Гефсимании искуситель пытался остановить Христа на пути на Голгофу, куда Он шел для выполнения божественного плана спасения. Но Христос снова поставил на первое место волю Отца и покорился ей, сказав в молитве: "...впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Ев. Матф. 26, 39).
Прежде изгнания согрешивших Адама и Евы из Едема Бог дает им обетование Спасителя. Это обетование гласило: "Вражду положу между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3, 15). На Голгофе Христос поразил в голову диавола, хотя был в ранах и от его ударов. Победа над диаволом досталась Христу дорогой ценой - ценой Его страданий и смерти на кресте Голгофы. Вот это обетование о даровании Спасителя человечеству, которое потеряло рай вследствие грехопадения, было центральным среди всех обетовании Божиих.
Верой, которой жили ветхозаветные верующие, была вера в грядущего Спасителя. И чтобы эта вера в грядущего Спасителя в человечестве не угасала, Бог послал Своих пророков - этих ветхозаветных благовестников о Христе-Мессии. Как удивительно правдиво рисуют образ Христа посылаемые Богом пророки, эти благовестники Ветхого Завета. Например: пророк Исайя возвещает о Христе как о рабе Господнем, Который исполнит всю волю Божию (Ис. 49, 6).
А что мы читаем о Христе в Новом Завете? (В Послании к Филиппинцам 2, 7-8 говорится: "(Он) уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной".
Пророк Иезекииль рисует нам Христа в образе доброго Пастыря. Мы читаем в Иезек. 34, 11 и 16 слова доброго Пастыря: "Вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их... потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненую перевяжу, и больную укреплю".
А что говорит Сам Христос о Себе? Кто не знает Его слов в Ев. Иоан. 10, 11 и 14: "Я есмь Пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь Свою за овец; ...Я есмь Пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня".
И другие пророки Ветхого Завета дали лам образ Христа, каждый с своей точки зрения. В результате на страницах Ветхого Завета мы имеем чудесной красоты образ Иисуса Христа, находящийся в полной гармонии с образом Христа, данным нам в Новом Завете.
(Почему же Христос не был принят Своим народом, как мы читаем в Ев. Иоан. 1, 11: "Пришел к своим, и свои Его не приняли"? Причина одна: в образе Христа, данном нам в Ветхом Завете, иудеи проглядели 53 главу Книги пророка Исайи, в которой Христос так явственно показан как Христос Голгофы, то есть презренный и умаленный, к злодеям причтенный и ко кресту пригвожденный. Вот на эту голгофскую сторону в пророчестве Исайи о Христе иудеи не обратили внимания; и когда они увидели во Христе именно эту сторону,- они отказались от Него. Они хотели иметь во Христе царя - освободителя от ига Рима, а Спасителя от греха и порока они отвергли.
Итак, божественный план спасения начинается с обетования о даровании человечеству Христа Спасителя, и через все века Ветхого Завета красной нитью проходит это величайшее обетование - обетование всех обетовании. Это обетование пришествия Христа готовило почву к Его принятию.

Дарование ветхозаветного закона как "детоводителя" ко Христу

 

Галат. 3, 24



Существуют два крайних взгляда на закон Ветхого Завета. Есть христиане, которые считают ветхозаветный закон путем ко спасению, как бы некоторым добавлением к жертве Христа на Голгофе. Такой взгляд на ветхозаветный закон существовал и у христиан галатийских церквей, что вынудило апостола Павла написать свое Послание к Галатам.
Есть христиане, которые, на основании слов Римл. 10, 4 - "конец закона- Христос" - склонны думать, что ветхозаветный закон является каким-то "инородным телом" в божественном плане спасения, которому Христос положил конец.
Ни один, ни другой взгляд на закон Ветхого Завета не основаны на Слове Божием. И нашей задачей является правильно понять, какое место занимает ветхозаветный закон в божественном плане спасения.
Раз и навсегда мы должны понять, что божественный план спасения установил единственный путь спасения, а именно - через Спасителя Иисуса Христа, через Его жертву на Голгофе, через Его Кровь, пролитую на кресте. Для спасения каждого грешника требуется только одно: вера во всё, что сделал Христос для нашего спасения.
Ветхозаветный закон был дан Богом отнюдь не для замены указанного Самим Богом единственного пути спасения через веру в Иисуса Христа, совершившего наше спасение на Голгофе через Свои страдания и смерть. Задача ветхозаветного закона только одна - быть "детоводителем" ко Христу, быть путеводителем на Голгофу. С приведением грешника на Голгофу, ко Христу распятому, к Его Крови, кончается задача ветхозаветного закона, вот именно это и означают слова Писания: "Конец закона - Христос".
Величайшее обетование о спасении во Христе, распятом на Голгофе, остается незыблемым со дня его дарования Господом до дня, когда последний грешник переступит порог рая путем веры в жертву Голгофы. Да, путь спасения через распятого Христа остается навеки незыблемым и закон, данный Богом в Ветхом Завете, не подверг его ни малейшему изменению, как об этом ясно сказано в Послании к Галатам 3, 17: "Завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу!"
Два послания апостола Павла - Послание к Римлянам и Послание к Галатам - особенно прекрасно говорят нам о значении ветхозаветного закона.
В Послании к Галатам 3, 19 апостол Павел ставит вопрос ребром: "Для чего же закон?" И говорит: "Он дан после, по причине преступления, до времени пришествия семени, к которому относится обетование" (Быт. 3, 15). Значит, закон Ветхого Завета был дан временно, до пришествия "семени", то есть Христа.
Для израильского народа он имел двоякое значение. Во-первых, закон должен был оградить его от влияния окружавших его языческих народов, хотя это греховное влияние все снова и снова прорывалось через барьер закона. Отступления израильского народа от повелений Господа имели своим последствием справедливые наказания свыше, от Бога, и народ исправлялся, но затем снова и снова впадал в идолопоклонство и другие пороки язычества. И только самое тяжелое наказание Господне - долгое вавилонское пленение - освободило навсегда ветхозаветный народ Божий от влияний языческого мира.
Но тут появился другой грех: только внешняя, формальная преданность Богу и Его велениям; необыкновенная духовная гордость и превозношение себя над всеми другими народами. Учителя израильского народа к закону, данному Богом, начали прибавлять свои, человеческие "правила на правила", которые потом стали называться "преданиями старцев" (Ев. Марк. 7,3).
Второе значение закона для израильского народа должно было заключаться в откровении воли Божией и высоких нравственных требованиях святого Бога. Но так как ни один израильтянин не был способен исполнить всю волю Божию и удовлетворить всем высоким требованиям Господа,- то закон был дан израильскому народу как обличитель и как зеркало. Закон обличал каждого израильтянина в нарушении закона, данного Богом.
Закон, как зеркало, показывал каждому израильтянину всю его нечистоту и греховность перед Богом. Вот в чем значение слов Послания к Римлянам 3,20: "Законом познается грех". Как мы с помощью зеркала видим все недостатки своего облика, так ветхозаветный народ Божий с помощью закона познавал свой грех. Теперь нам будут понятны и слова в Послании к Римлянам 5,20: "Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление", умножилось, потому что в зеркале закона стало возможным видеть больше пятен греха, чем без него.
В каком же смысле стал ветхозаветный закон "детоводителем" ко Христу и путеводителем на Голгофу? В том смысле, что закон приводит каждого грешника к сознанию своего греха и погибели, и к сознанию необходимости Спасителя. Каждый грешник, сознавая себя нарушителем святого закона Божия, готов воскликнуть словами пророка Исайи: "Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами" (Ис. 6,5), или словами апостола Павла: "Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Римл. 7, 24).
Какая была бы безнадежность и отчаяние, если бы был только неумолимый закон Ветхого Завета без великого обетования о спасении во Христе. Закон пробуждал в человеке сознание своей великой вины перед Богом, и он же, закон, озаренный светом обетования о спасении во Христе, вел грешника к Спасителю Христу и к подножию Его голгофского креста. Вот почему Давид прославляет "закон Господень" и называет блаженным человека, который размышляет об этом законе день и ночь (Пс. 1,2).
По этой же причине и апостол Павел восхваляет закон Ветхого Завета и говорит о нем: "Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Римл : 7,12) А закон, данный Богом в Ветхом Завете, поистине прекрасен, как естественный обличитель во грехе и как чудесный путеводитель ко Христу и Его драгоценной жертве, на Голгофе принесенной.
Теперь перед нами вопрос: какое же значение имеет закон Ветхого Завета для новозаветной Церкви? Здесь мы должны вспомнить, что ветхозаветному народу Божию был дан закон в двух видах: обрядовый и нравственный. Обрядовый закон служил прообразом Христа и в Нем нашел свое исполнение, о чем так ясно говорит нам послание к Евреям.
А закон нравственный - это закон вечный, который в законе Христа доведен до совершенства. Нравственный закон Ветхого Завета был написан на каменных скрижалях, а нравственный закон, доведенный Христом до совершенства, Дух Святой записывает на скрижалях нашего сердца, как сказано у пророка Иеремии 31, 33: "Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его..."
Не будем думать, что дети Божий Нового Завета не имеют никакого закона и что благодать освободила нас от рамок какого бы то ни было закона. Нет! Мы имеем закон Христов - Его божественные заповеди, а Христос призывает всех новозаветных верующих к соблюдению, то есть к исполнению их, как мы читаем в Ев. Иоан. 14, 13: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди".
Уходя с нашей земли, Христос дал наказ Своим ученикам - учить все народы соблюдать все, что Он повелел. Так что и в Новом Завете существует "закон Христов", как мы читаем в Галат. 6, 2: "Носите бремена друг друга, и "таким образом исполните закон Христов". Ветхозаветный закон вел ко спасению во Христе; новозаветный закон ведет к освящению во Христе.

Многовековая подготовка к пришествию Спасителя

 

Гал. 4, 4



"Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление". В длинной многовековой цепи времени есть одно звено, которое, по своему значению, превосходит все другие миллионы звеньев этой бесконечно длинной цепи времени. Это "Вифлеемский" день в истории человечества - день пришествия Христа Спасителя на нашу землю.
Какой же длины была цепь времени от дня дарования Богом величайшего обетования о пришествии Спасителя до дня осуществления его, то есть от печального грехопадения в Едеме до радостного события в Вифлееме? От, Едема до Вифлеема прошло четыре тысячи лет. С точки зрения божественного плана спасения, эти 4000 лет были Заполнены приготовлением человечества к пришествию Христа на нашу землю.
Почему раньше не был послан Богом пророк, который, подобно пророку Иоанну Предтече, огласил бы мир словами: "Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие"... Конечно, Бог мог бы послать Спасителя миру вскоре после потопа, когда народы уже заселили землю. Или после выхода Израиля из рабства в Египте. Или после пленения в Вавилоне. Почему же Бог послал Христа Спасителя в точно определенное время - не раньше и не позднее?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо познакомиться с путем, которым Господь готовил человечество ко дню пришествия Христа. Как же готовил Господь Свой избранный народ к этому славному дню? Путем, во-первых, посылки Своему народу все новых и новых благовестников-пророков, которые возвещали громогласно о пришествии Христа-Мессии.
Послушаем, что говорит Господь об этих пророках, благовествующих о пришествии Спасителя мира. Прочтем Ис. 62, 6: "На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте". И они не умолкали.
Но как относился к пророкам своим народ израильский? Пусть Христос ответит нам на этот вопрос. В Ев. Матф. 23, 34-37 мы читаем: "Вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии... которого вы убили между храмом и жертвенником... Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!" Таково было отношение к тем, о которых Господь говорит: "Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение..."
Господь готовил Свой народ к пришествию Христа и через закон - этого "детоводителя ко Христу". Праведники Ветхого Завета видели всю свою несостоятельность, видели свою праведность в виде запачканной одежды (Ис. 64, 6) и жаждали другой - истинной праведности, праведности Христовой. Если многие из народа израильского встречали своих благовестников-пророков, как говорит Христос, с камнями в руках, то были и другие у них слушатели, которые со слезами умиления слушали их.
Это были те израильтяне, которые, подобно старцу Симеону, "чаяли утешения Израилева" (Ев. Лук. 2, 25). Они, подобно родителям Иоанна Крестителя, были "праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно" (Ев. Лук. 1, 6). Этих ветхозаветных праведников Христос назвал "подлинными израильтянами", назвав так прежде всего Нафанаила (Ев. Иоан. 1, 47).
К числу "подлинных" израильтян принадлежали все Богом посланные пророки, большинство священников и левитов, а также многие цари и правители Израиля, о которых мы читаем в Библии, что они "делали угодное в очах Господних" (4 Цар. 18, 3).
К числу "подлинных" израильтян принадлежали и простые люди, вроде вифлеемских пастухов или старицы Анны. Все эти истинные израильтяне (мы не знаем, сколько их было) "ожидали избавления" (Ев. Лук. 2, 38) не от физического ига, а от ига греха.
И, наконец, чтобы подготовить для Христа путь к сердцам Своего народа, Бог посылает величайшего из всех пророков - Иоанна Крестителя, который стал благовестником не грядущего, а уже пришедшего Христа. У его колыбели отец его Захария произнес пророческое слово: Ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред дом Господа - приготовить пути Ему..." (Ев. Лук. 1, 76). Так Господь веками готовил Свой избранный народ к славному дню пришествия Христа-Мессии.
Но к этому славному дню Господь готовил не только Израиля, но и все другие народы земли. Как же Он готовил язычников мира к пришествию Христа Спасителя? Господь расселил более трех миллионов иудеев по всему лицу земли, побудил за 200 лет до рождества Христова перевести Писание Ветхого Завета на греческий язык, в результате чего Библия на греческом языке, так называемая "Септуагинта", стала достоянием языческого мира. Рассеявшиеся по народам земли иудеи не молчали: они всюду говорили о пришествии Христа-Мессии.
Теперь мы поймем, почему Христос стал "Желаемым" для всех народов земли, как сказано у пророка Аггея 2, 7: "И придет Желаемый всеми народами..."
Надо сказать, что к концу "полноты времени" в мире совершилось, поразительное событие: Рим подчинил себе все народы земли, закончил все свои войны, установил эпоху мира и связал все страны первоклассными дорогами.
Все было готово к проповеди Евангелия. И тогда "пришла полнота времени", и наступил день и час пришествия на землю Христа-Мессии, и об этом славном событии возвестил Ангел неба пастухам Вифлеема: "Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Ев. Лук. 2, 10-11).

Обетование исполнилось: Спаситель пришел

 

Тим. 3, 16



Пришествие в мир Спасителя Слово Божие называет "великой тайной". В чем же заключается эта "великая тайна"? В том, что невидимый: Бог пришел на землю в образе видимого человека - Иисуса Христа. Четырьмя словами выражена в Евангелии эта великая тайна: "Бог явился во плоти". Для спасения грешников земли эта истина имеет величайшее значение, потому что спасение могло быть совершено, только Богочеловеком, то есть Богом, пришедшим на землю в человеческой плоти.
Основой божественного плана спасения является Христос, то есть Бог, явившийся во плоти. Если бы Христос был только человеком, Он не мог бы искупить вины человечества, как об этом сказано в Псалме 48, 8: "Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него". И если бы Бог не пришел на нашу землю во плоти, Он тоже не мог бы искупить вины человечества, ибо как Бог без плоти Он не мог бы умереть за грехи мира. Бог должен был прийти в образе человека- в этом-то и заключается премудрый план нашего спасения.
Божественность Иисуса Христа - это основа всего христианства. Если эта основа рушится, то есть если рушится вера в Иисуса Христа как в Бога, принявшего плоть человека, тогда рушится и все христианство. И всякий, кто учит, что Христос является только человеком, хотя" бы и самым идеальным, тот не содействует осуществлению божественного плана спасения. Вот почему мы должны неуклонно держаться учения Библии о Христе как Богочеловеке.
Вспомним одну из важнейших бесед Христа со Своими учениками. Христос спрашивает Своих учеников: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков. Он говорит им; а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах" (Ев. Матф. 16, 13-17). Апостол Петр, от имени всех апостолов, исповедал веру во Христа как Бога, и Христос тут же засвидетельствовал, что эта вера дается только свыше.
Люди времени Христа видели в Нем только человека, либо Иоанна Крестителя, либо Илию, либо Иеремию, либо одного из пророков. А апостолы постигли великую тайну благочестия - что во Христе был Бог во плоти.
Вслед за всеми апостолами выступил и апостол Павел с проповедью о Христе как Боге, пришедшем во плоти. Послушаем, что говорит Павел в Кол. 1, 12-20 о Христе: "Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... и Он есть прежде всего, и все Им стоит... Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное".
Таково кредо, такова вера в Иисуса Христа апостола Павла и всей Церкви Христовой на земле! Но во все века христианства были проповедники, которые отрицали божественность Христа и ставили Его на один уровень с людьми.
Посмотрим на Христа с Его божественной стороны. Эту божественную сторону Христа мы видим особенно ясно в день Благовещения. Ангел, возвещая о рождении Христа, говорит деве Марии, что Он родится, как не родился ни один из сынов и дочерей человеческих. Прочтем Ев. Лук. 1, 35: "Ангел сказал ей в ответ: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим".
"Рождаемое святое" - эти слова говорят о том, что Христос будет существом безгрешным. Христос родился без греха и порока, и уже в этом засияла Его божественная сторона. А затем, выступив на Свое божественное служение, Он начал провозглашать о Себе то, чего никто из людей о себе никогда не говорил.
Только как истинный Бог Христос мог говорить о Себе такие слова: "3- свет миру" (Ев. Иоан. 8, 12); "Я - хлеб жизни" (Ев. Иоан. 6, 15; "Я есмь истинная виноградная Лоза" Ев. Иоан". 15, 1). Только как истинный Бог Христос мог творить чудеса, о которых повествует Евангелие. Только как Бог Христос мог прощать грехи (Ев. Марк. 2, 5; Ев. Лук. 7, 48), спасать погибших грешников (Ев. Лук. 19, 10), давать покой человеческим сердцам (Ев. Матф. 11, 28). Только как Бог Христос мог требовать веры в Себя (Ев. Иоан. 14, 1), а также требовать особой любви к Себе (Ев. Матф. 10, 37). Только как Бог Христос является Властелином рая и открывает его даже разбойнику. Только как Бот Он провозглашает Себя Судьей последнего Суда (Ев. Иоан. 5, 22). Ап. Павел в Римл. 1, 4 говорит, что божественность Христа открылась в воскресении Его из мертвых.
Но мы никогда не должны забывать и о человеческой природе Христа. Он "родился от жены, подчинился закону" (Гал. 4, 4). В Послании к Филиппинцам 2, 7-8 мы читаем: Он "уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной".
Тело Христа было подобным нашему телу, но в отличие от нашего тела тело Христа никогда не было орудием какого бы то ни было греха._ Наоборот: Его тело было всегда орудием Святого Духа, Который обитал в Нем в полноте и творил через Него божественные дела.
Как истинный человек Христос был знаком с борьбой духа с плотью, но в этой борьбе Он никогда не потерпел поражения. Христос был искушен во всем, то есть Он встретился со всеми нашими искушениями. Но ни одно искушение не привело Его к падению. Христос знал только победу!
Самое сильное искушение постигло Христа в Гефсиманском саду.
Его человеческая плоть затрепетала перед чашей Голгофских страданий и смерти. И Он начал взывать "с сильным воплем и со слезами... к могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение"(Евр.5,7).
В каком смысле был услышан Христос? Его плоть взывала об избавлении от "часа Голгофы" (Ев. Иоан. 12, 27; Ев. Матф. 26, 39). От этого часа, от смерти на кресте Голгофы Христос не был избавлен, но Он был услышан в том смысле, что был избавлен от страха и трепета плоти, и Он мог спокойно сказать: "Встаньте, пойдем: вот приблизился предающий МеняЕв. Матф. 26, 46).
План спасения был осуществлен "на Голгофе. Но Голгофы не было бы, если бы Бог не явился во плоти. Только благодаря плоти, то есть тела, подобного нашему телу, Христос мог исполнить пророчество 53 главы Исайи. Только благодаря плоти мог Христос быть изъязвлен за грехи наши и получить те раны, Голгофские раны, которыми мы исцелились (Ие. 53, 5). Только благодаря плоти Христос мог сделаться Агнцем Божиим, закланным на Голгофе. И только благодаря плоти Христос мог быть наказан смертью за грехи наши (Римл. 6, 23).
А тело Христа родилось в Вифлееме, именно здесь "Слово стало шготию" (Ев. Иоан. 1, 14), и здесь <"Бог явился во плоти". Вот почему Вифлеем и Голгофа, ясли и крест связаны тесно и неразрывно вместе.

Голгофа - исполнение Божьего плана спасения

 

Ев. Иоан. 19, 30



Закон, данный Богом, стал нашим "детоводителем" ко Христу. Как самое лучшее зеркало, он показывает нам все наши греховные пятна, и таким образом мы познаем всю нашу вину перед Богом. Если бы не было зеркала закона, мы были бы довольны собой и нам не был бы нужен Спаситель.
Увидев себя виновным перед Богом, человек начинает искать освобождения от своей вины, и с помощью Слова Божия он находит своего Спасителя и доходит до того места, где Христос совершил искупление вины человечества, то есть до Голгофы.
Мы все должны знать, в чем заключается сущность Голгофы. Сущность Голгофы заключается в искуплении нашей вины и примирении нас с Богом. Для искупления нашей вины, согласно божественному плану спасения, требовалась смерть Христа.
Голгофа - это место, где умер Христос, но Он не просто умер, как умирают все люди, а умер вместо нас. Смерть - это возмездие за грех (Римл. 6, 23). Вот почему смерть Христа была особой смертью - она была возмездием за наш грех. В божественном плане спасения было определено - возложить на Христа грехи всех грешников мира и наказать одного вместо всех людей, когда-либо живших на земле (Ис. 53, 6). И этим Одним, умершим за грех всех, должен был быть Христос.
Таким образом, Христос на Голгофе стал нашим Заместителем. Познавая нашего Господа Иисуса Христа, мы должны познать Его и как нашего Заместителя, подставившего Себя под удары справедливого гнева Божия. Вот почему из всех основных истин Писания учение о Христе как Заместителе всех грешников на Голгофе является особенно важным для уяснения нашего спасения.
Весь Ветхий Завет ведет нас к познанию Христа как взявшего возмездие за наши грехи на Себя и тем самым искупившего всю нашу вину перед Богом.
Смерть Христа на Голгофе проходит в прообразах через весь Ветхий Завет. Мы знаем, что первое обетование о пришествии Спасителя дано Богом еще в Едемском саду. И там же, в Едеме, мы видим первую жертву, говорящую о жертве Христа на Голгофе. Одежды кожаные, в которые Господь одел Адама и Еву после их грехопадения, были первым прообразом Голгофской жертвы Христа; и кровь животных, пролитая в Едеме, была первым прообразом Крови Агнца Божия, закланного за грехи мира. После этой первой жертвы в Едеме жертвоприношения идут через все века Ветхого Завета, пока на Голгофе мы не увидим последнюю жертву за грех мира - жертву в лице распятого Христа.
Первые люди хорошо поняли свою вину перед Богом, когда они лишились рая, где они имели благодатное общение со своим Творцом. И первая жертва, которая была принесена в Едеме, была великим утешением для них. После изгнания из рая Адам и Ева постоянно приносили жертвы, в которых верою видели жертву Голгофы, и хотя они не вернулись в Едемский сад, но в сердцах их царил мир с Богом.
Только те жертвы, в которых люди Ветхого Завета видели прообраз Голгофы, были угодны Богу. Вот почему на жертву Авеля Господь призрел, а"н жертву Каина Он не призрел (Быт. 4, 4-5). Ценность жертвы Авеля заключалась именно в его вере, что она является прообразом искупления его вины перед Богом, о чем мы читаем в Евр. 11, 4: "Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин".
Но вот наступило время закона, данного Богом через Моисея. И что же мы видим? Сам Господь устанавливает так называемую жертву за грех. Закон о жертве за грех провозглашает ценность крови и запрещает употребление ее в пищу. Кровь приносимых в жертву за грех животных должна была быть прообразом драгоценной Крови Иисуса Христа, пролитой на Голгофе.
Бот как сказано Господом о прообразном значении крови жертвенных животных в Книге Левит 17, 11: "Душа (жизнь) тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает". Конечно, не кровь животного очищает душу, а Кровь Агнца Божия, Иисуса Христа, очищает душу от всякого греха (1 Иоан. 1, 7). Кровь животных, приносившихся в жертву на протяжении всего ветхозаветного времени, должна была говорить о Крови Голгофы, которую прольет Христос на кресте.
Что же побуждало ветхозаветных грешников приносить жертву за свой грех? Это была жажда освобождения от своей вины и примирения с Богом. Эта жажда жила и в душах язычников, почему и у них мы видим жертвы за грех, но язычники приносили их без веры в Кровь грядущего Искупителя Христа.
Не все жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, были угодны Богу. Угодны Ему были только те жертвы, которые приносились с верой в жертву Голгофы. О жертвах, без такой веры приносимых, Господь говорил Своему народу: "К чему Мне множество жертв ваших?.. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу" (Ис. 1, 11).
Так же ясно говорит о жертвах без веры в жертву Голгофы пророк Михей: "Можно ли угодить Господу тысячами овнов" (Мих. 6, 7)? Путь ветхозаветных жертв должен был неуклонно вести грешника на Голгофу, к закланному за грехи мира Агнцу Божию, к Его Крови, искупившей нашу вину и примирившей нас с Богом.
И вот наступил день Голгофы, день спасения, столь давно обещанного Богом. Распятый Спаситель мира Сам объявил с Своего креста о С завершении божественного плана спасения. Он возвестил об этом единственным словом: "Совершилось!" Во всем Писании нет более драгоценного для нас слова, как слТшо распятого Христа: "Совершилось!" Миллионы верующих во Христа держались, держатся и будут держаться за это слово в своем уповании на совершенное Христом спасение.
Слово "Совершилось" Христос сказал, готовясь сделать последний вздох. А последний вздох - это смерть Христа. Это значит: спасение совершилось через смерть Христа.