Выход

ОБРАЗ ХРИСТА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

 

Радость Христа
Ев. Иоан. 15, 11


«Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна». Нет человеческого сердца, которое не жаждало бы радости. А сердце чада Божия жаждет радости особой, радости небесной, радости совершенной. И Христос говорит так ясно, что если Его радость в нас пребудет, то наша радость будет совершенной.
В чем же заключается радость Христа? Если бы нас спросить, в чем заключались скорби Христа или какими «долинами плача» Он проходил, живя «а нашей земле,— на этот вопрос нам было бы легче ответить, чем на вопрос, какие радости переживало сердце Христа. Конечно, мы должны быть знакомы с «долинами плача» нашего Господа Иисуса Христа, и почему в Книге пророка Исайи Он назван «Мужем скорбей» и «изведавшим болезни» (Ис. 53, 3); но мы должны быть знакомы и с золотыми долинами радостей, которыми проходил наш Спаситель наряду с долинами плача.
Да будет известен нам Господь и как «Муж скорбей», и как Муж радостей. Возможно, мы мало задумывались бы «ад радостью Христа, если бы не было в Евангелии Его собственных слов: «Да радость Моя в вас пребудет». Я думаю, что апостолы не удивились словам Своего Учителя о Его радости, поскольку они были свидетелями Его многих радостных переживаний.
В чем же заключалась радость Христа? Прежде всего в Его постоянной связи с небом. Находясь на земле, Он постоянно искал «горнего». Чудную картину Своей земной жизни нарисовал Христос Своему будущему апостолу Нафанаилу: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ев. Иоан. 1, 51).
Разве это «отверстое небо» и ангелы восходящие и нисходящие не были источником величайшей радости для Иисуса Христа. Мы знаем, как в час смертельной скорби Христа в Гефсимании «явился Ему Ангел с небес и укреплял Его» (Ев. Лук. 22, 43). Сколько радости пережило сердце Христа при этих многочисленных явлениях Ему ангелов Божиих. Мы не знаем, какова была цель явления Христу каждого из этих ангелов Божиих, но, конечно, они несли не скорбь, а радость сердцу Христа.
Постоянное исполнение воли Небесного Отца было источником постоянной радости Христа. Послушание божественной воле несет великую радость сердцу, как -и наоборот: нарушение воли Божией наполняет сердце тоской и печалью. Светлым лучом для страдающего на Голгофе Христа было сознание, что Он, страдая, исполняет волю Божию.
Мы поем: «...и печали в радость мне, если знаю, что страдания принесут хвалу Тебе».
Служение словом доставляло Христу глубокую радость: о Своих словах, которые Он сеял в сердца человеческие, Он говорит, что они суть «дух и жизнь» (Ев. Иоан. 6, 63). И, конечно, для Христа было величайшей радостью нести слова духа и жизни туда, где царила духовная смерть.
И не менее глубокой радостью наполнялось сердце Христа при совершении Своего служения делом. Каким радостным маршем звучат слова о делах Христа, которые Он творил, живя на нашей земле: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех...» (Деян. Ап. 10, 38). Мы можем не сомневаться, что каждый исцеленный Христом человек был источником великой радости для Него. И, может быть, особенно порадовал Христа один
из десяти исцеленных Им прокаженных, о котором мы читаем в Ев.
Лук. 17, 15—16: «Один же из них, видя, что исцелен, возвратился,
громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря
Его; и это был самарянин».
Великая миссия любви, которую непрестанно исполнял Христос на нашей земле, была источником неземной радости для Него. И эту радость все мы чувствуем, когда читаем слова Христа в Ев. Лук. 4, 18— 19: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».
Но главной миссией Иисуса Христа было «взыскать и спасти погибшее» (Ев. Лук. 19, 10). Та,кие спасенные грешники, как самарянка, Мария Магдалина, Закхей, разбойник на Голгофе,— их спасение доставило Христу, конечно, величайшую радость.
А когда Он совершил искупление вины всего человечества и воскликнул: «Совершилось!» — разве мы не чувствуем в этом возгласе глубокой, как океан, радости нашего Спасителя.
И если мы вспомним слова Христа, которые Он сказал Своим семидесяти ученикам, вернувшимся после совершенного ими служения: «...радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Ев. Лук. 10, 20), то мы можем себе представить невыразимую радость Христа, Который видел в «книге жизни» имена не только этих семидесяти учеников, но и бесчисленные имена всех Своих искупленных детей. Евангелие говорит о великой радости у ангелов Божиих на небесах даже об одном грешнике кающемся, то какова же радость их о всех покаявшихся грешниках, числа которых мы не знаем. Вот эта радость о всех записанных в «книге жизни» была также источником безграничной радости нашего Господа Иисуса Христа.
И, наконец, созерцание «нового неба» и «новой земли» — этого великого финала всей истории человечества — наполняло душу нашего Господа Иисуса Христа радостью, непостижимой для нашего человеческого ума. «Новая земля» без малейшего зла и какой бы то ни было неправды; новая земля без болезней, смерти и слез, конечно, была источником неиссякаемой радости для ее Творца, Иисуса Христа.
О, если бы вся описанная нами радость Христа стала достоянием каждого чада Божия!

Христос в Капернауме
Ев. Марк. 1, 21—34


«И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. И дивились Его учению, ибо Он учил их как власть имеющий, а не как книжники». В жизни нашего Господа Иисуса Христа Капернаум занимал большое место. Он был тем городом в Галилее, где Христос имел постоянное пристанище, как бы вторую Вифанию, где гостеприимный прием и ночлег были Ему всегда обеспечены. Это был дом Симона Петра и Андрея.
Капернаум был центром деятельности Христа в Галилее. Отсюда Он совершал Свои путешествия по городам и селениям этой полуязыческой страны, бывшей в большом презрении у гордых своей праведностью иудеев. О деятельности Христа в Галилее мы читаем в Ев. Матф. 4, 23—25: «И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалим13 и Иудеи и из-за Иордана».
Какую широкую и полную благословений деятельность Христа видим мы в Галилее. Сегодня мы видим Христа в Капернауме. И прежде всего в синагоге, в той самой синагоге, которую на свои средства построил уверовавший в живого Бога язычник — римский офицер, веру которого так похвалил Христос.
Наш Господь любил посещать синагоги и храм, когда бывал в Иерусалиме. Он любил слушать в них слова Писания, и Сам учил в них народ. Нас может удивлять, как это книжники и фарисеи допускали Христа учить и проповедовать в синагогах и храме. Ведь поучение народа было делом раввинов. Но мы должны знать, что как Иоанна Крестителя, так и нашего Господа Иисуса Христа люди почитали за пророков, и поэтому и Иоанн и Христос проповедовали толпам народа беспрепятственно. И Христос, как Учитель, превосходил всех учителей народа израильского, ибо «Он учил как власть имеющий», то есть с особой силой и действием на слушателей.
Проповедь Христа в Капернаумской синагоге была прервана громким криком человека, одержимого духом нечистым. Евангелие во многих местах говорит о «нечистых духах» или бесах; они называются еще злыми духами.
Нечистые духи — это падшие ангелы, не сохранившие своего достоинства (Иуд. 6). Их главою является сатана. Христос говорит, что сатана пал с неба на землю после своего восстания против Бога (Ев. Лук. 10, 18); с ним пали на землю и все падшие ангелы. На земле они стараются водвориться в людей, чтобы уберечься от бездны — места, предназначенного для них. Вот почему они так боялись нашего Господа Иисуса Христа, Который изгонял их из людей, и чтобы не пойти в бездну, они просили даже однажды Христа послать их в свиней (Ев. Матф. 8, 31).
Теперь мы поймем слова одержимого нечистым духом человека, которые он сказал Христу в Капернаумской синагоге: «Оставь, что Тебе до нас Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». «Ты пришел погубить нас»,— говорят бесы Христу, то есть изгнать и послать в бездну. И Христос властно повелел нечистому духу: «Замолчи и выйди из него». В великом гневе дух нечистый, «сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него». Видевшие это «ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» Что удивительно, так это то, что нечистый дух говорит Христу: «Знаю Тебя, кто Ты, святый Божий». Бесы знают Христа, в то время как первосвященники, священники, фарисеи и книжники не познали Его и не уверовали в Него.
Слово Божие ставит перед нами, верующими, очень большую задачу— познавать Христа (Филип. 3, 10), познавать Его все глубже.
И мы стремимся к все лучшему познанию Христа. Но все большее познание Христа должно порождать в нас и все большую любовь к Нему.
Нечистые духи знают Христа, но они не любят Его. «Бесы веруют» и знают, что Христос — Спаситель, но ни один из них не может сказать: Христос мой Спаситель. Среди падших ангелов нет атеистов — они все веруют в Бога и они все знают Христа как Бога. Но их вера не является, как наша вера, рукою, держащейся за Бога. Они верят, что Христос — «Святый Божий», но их вера не является рукой, держащейся за Христа и Его Голгофский крест. Вот почему их вера не принесет им спасения. Спасает только вера, держащаяся за Христа, распятого на кресте Голгофы. Имеем ли мы все такую веру?
Из синагоги Христос пришел в дом Симона Петра. А там царила скорбь: «Теща Симонова лежала в горячке». И мы читаем, что друзья больной «говорят Христу о ней». Какой пример для всех, находящихся в той или другой нужде — будь это какая-либо большая трудность, будь это какой-либо сложный узел, та или другая болезнь или материальная нужда,— прежде всего скажем обо всем Иисусу Христу как нашему всемогущему небесному Другу.
Когда ветхозаветный Иаков очутился в опасности от своего родного брата Исава, он прежде всего обратился с молитвой к Господу: «Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава; ибо я боюсь его...» (Быт. 32, 11).
Царь Езекия получил очень неприятное письмо от царя Ассирийского, и что он сделал? Он пошел в дом Господень и развернул письмо «пред лицом Господним» (4 Цар. 19, 14).
Лазарь в Вифании заболел смертельно, и что делают его сестры? Они послали сказать Христу: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ев. Иоан. 11, 3).
Будем и мы со всеми нашими нуждами, скорбями и заботами прежде всего обращаться ко Христу.
Теща Симона силою Христа тотчас же освободилась от своей болезни. Но ко Христу потянулись со всех сторон больные, и «Он исцелил многих, страдавших различными болезнями».
Наш Господь Иисус Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Он и сегодня является великим Врачом, врачующим как наши телесные болезни, так и болезни нашего внутреннего человека..

Христос, отвергнутый в Назарете
Ев. Лук. 4, 14—30


Христос пришел в Назарет, «где был воспитан», то есть где Он провел Свое детство, отрочество и юность. Он пришел в Назарет уже не тем, кем Он вышел, направляясь к Иоанну Крестителю на Иордан, чтобы принять от него крещение. Он вышел из Назарета неизвестным еще пока никому Учителем. Но когда Он снова посетил Назарет, молва о Нем разнеслась уже по всей окрестной стране. В Кане Галилейской на браке Он сотворил небывалое чудо: превратил обыкновенную воду в лучшее вино. В Капернауме Он излечил многих безнадежных больных. В Иерусалиме Он совершил очищение храма, так что вся Иудея заговорила о Нем.
Поэтому не удивительно, что в Назарете, в синагоге Ему почтительно «подали книгу пророка Исайи».
Что же прочтет Христос из этой драгоценной книги Ветхого Завета? Будем помнить, что в дни Иисуса Христа книг, подобных нашим, не было, а были свитки, обычно кожаные, которые при чтении развертывались и свертывались. Христос прочел пророчество о Себе, о Своем первом пришествии на нашу землю.
Каким же изображен Христос у пророка Исайи при Его первом пришествии на землю? Он прежде всего Благовестник, затем Врач человеческих душ и, наконец, Врач телесно больных. Таким Он был при Своем первом пришествии к нам на землю. Апостол Петр в доме Корнилия говорит о Христе: «Он ходил, благотворя и исцеляя всех» (Деян. Ап. 10, 38).
Но во второй раз Он придет на нашу землю другим. Он придет «во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы...» (Ев. Матф. 25, 31 — 32). Иудеи и при первом пришествии Христа мечтали о таком Мессии, о Мессии, как славном и могущественном царе, который сделает Иудею первым царством мира.
Христос разбивает их надежды и говорит им о Себе словами пророка Исайи: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу». Такой образ Христа, как о« ни прекрасен, не пришелся по душе иудеям. Они хотели иметь царя, а не смиренного друга мытарей и грешников. Они хотели через Христа освободиться от Рима,, а Христос говорит им, что Он пришел избавить их от власти греха.
Мы ожидаем второго пришествия Христа, и вот Его образ при втором пришествии, данный нам в Откровении 19, 11—16: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует... Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: Слово Божие. И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным... На одежде и на бедре Его написано имя: Царь царей и Господь господствующих».
Слава Господу, что мы знаем Христа и таким, каким Он был при Своем первом пришествии на нашу землю, и таким, каким Он будет при Своем втором пришествия.
Мы прочитали о слушателях Христа в Назаретской синагоге: «И дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» Христос еще так недавно покинул их город, а отца Его, Иосифа, они все так хорошо знали. Речь Христа в синагоге так прекрасна — она привела всех в восторг! Но и Самого Христа слушатели тоже хорошо знали. За тридцать лет жизни с Ним в одном и том же маленьком городке они так привыкли к Нему — к Его голосу, к Его облику... Может ли быть этот сын Иосифов, сын плотника и Сам плотник, Мессией? «Не Иосифов ли это сын?» — говорят они друг другу. И Христос, заметив улыбку презрения на их лицах, сказал известные всем нам слова: «Никакой пророк не принимается в своем отечестве...»
Как опасна привычка ко всему святому! Многие привыкли к имени Христа, и оно перестало быть для них чарующей музыкой. Многие привыкли к Слову Божию, и оно перестало их влечь к себе. В то время как одни плачут, что у них нет Библии, другие спокойно смотрят, как пыль покрывает святую Книгу. Можно привыкнуть к своему молитвенному дому настолько, что ни проповеди, ни пение, ни молитвы — ничто не будет трогать наше сердце. Мы, может быть, привыкли к лицам и голосам наших проповедников настолько, что стали мало обращать внимания на то, что они проповедуют. Да избавит нас Господь от такой опасной привычки ко всему святому и божественному.
Христос дал понять жителям Назарета-, что если они так привыкли к Нему, что ничего другого не хотят видеть в Нем, как только «Иосифова сына» и плотника, и что если они не принимают Его как пророка и Мессию, то Он пойдет к тем, которые примут Его. И Он привел им два примера: много вдов было в Израиле во дни пророка Илии и ни к одной из них не был послан пророк, а только к вдове в Сарепту Сидонскую, то есть ,к язычнице. Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина, то есть язычника.
Этими примерами Христос хотел сказать жителям Назарета, что Бог несет Свою безграничную любовь тем, которые готовы принять ее — вдовам сарептским и нееманам. Бог пришел в лице Христа и к ним со Своей безграничной любовью, но их сердца оказались из камня. «Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости, и вставши выгнали вон из города, и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошед посреди них, удалился».
«Выгнали Его вон...» Кого это? Иисуса Христа! Вот как может поступить человеческое сердце с нашим Господом Иисусом Христом. Даже трудно верится, что можно так поступить со Христом. Это образец грубого отвержения Христа. Но может быть и весьма деликатный отказ в принятии Его. О таком отказе в принятии Христа мы читаем в Ев. Лук. 8, 37: «И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них».
Но большинство людей без всякой вражды просто не открывают своего сердца для Христа. В Откр. 3, 20 Христос говорит: «Се, стою у двери и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему...» В этих словах мы видим образ Христа, как стоящего у двери человеческого сердца и стучащего... Таким Он пришел и в Назарет, таким Он пришел и в Гадаринскую страну, и мы видели, как ответили люди на Его стук в их сердца.
«Кто отворит дверь, войду к нему...» Величайшее счастье на земле — дать поселиться Христу в нашем сердце!

Христос и прокаженный
Ев. Марк. 1, 35—45


Евангелист Лука говорит, что в своем Евангелии он написал во всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся...» (Деян. Ап. 1, 1—2). К чему призывают нас эти слова? К изучению, к исследованию Евангелия, где описываются дела и слова Иисуса Христа; к изучению того, что Иисус делал и чему учил, то есть к изучению и исследованию дел и слов Христа. Для нас, любящих Христа, весьма дороги как Его дела, так и Его слова.
Уделим наше внимание одному очень важному делу в жизни Христа, а именно — Его молитвенным подвигам. Вот один из Его постоянных молитвенных подвигов: «Утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Да, это был истинный подвиг молитвы! Христос для совершения этого подвига встал весьма рано. А может быть, Он имел длинную ночь для Своего отдыха? Нет, отдых Его был очень коротким. Прежде чем Он лег на покой, «приносили к Нему всех больных и бесноватых. И весь город собрался к дверям». Это происходило вечером, после захода солнца и, вне сомнений, до глубокой ночи. «А утром, встав весьма рано», Он в пустынном месте совершает Свой подвиг молитвы. Какой чудный пример для всех Его учеников и учениц!
Христос был подвижником молитвы. Мы видим на каждом шагу Его молитвенные подвиги. Во время Своего крещения Он молится (Ев. Лук.3, 21), и в ответ на Его молитву «Дух Святой нисшел на Него». Перед тем как избрать Своих двенадцать апостолов, Он провел целую ночь в молитве, как мы читаем в Ев. Луки б, 12—13: «В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами».
После .насыщения пяти тысяч человек, Христос «пошел на гору помолиться» (Ев. Марк. 6, 46). В день Своего преображения Он тоже «взошел на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Ев. Лук. 9, 28—29). В Гефсиманском саду Христос сказал ученикам Своим: «Посидите здесь, пока Я помолюсь... и отошед немного, пал на землю и молился...» (Ев. Марк. 14, 32—35).
Как мы мало похожи на нашего Учителя Христа в отношении молитвы. И можно ли наши молитвы назвать «подвигами молитвы»? Апостолы в школе Христа научились молиться, больше того — они научились подвигу молитвы. Об их молитве мы читаем в Деян. Ап. 4, 31: «И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого». Мы стремимся идти по стопам нашего Господа — будем следовать Его примеру и в нашей молитвенной жизни.
На вопрос, для чего пришел наш Господь Иисус Христос на землю, мы всегда даем правильный ответ: Он пришел, чтобы умереть за наши грехи и совершить наше спасение.
Но мы не должны забывать и другой миссии Христа на земле, о которой Он Сам говорит,— о Его проповеди Евангелия. И об этой Своей миссии Он говорит: «Я для того и пришел» (Ев. Марк. 1, 38). Говоря об этой Своей миссии проповеди Евангелия, Христос побуждает нас задумываться о значении и нашей проповеди Евангелия.
Проповедь Евангелия привела к созданию Церкви на земле. Проповедь Евангелия всегда несла, несет и будет нести жизнь и процветание Церкви Христовой. Проповедь Евангелия — это главное средство для духовного воспитания Церкви. Вот почему мы должны особенно усиленно молиться о благословении проповедников и дела проповеди Евангелия. Но и сами проповедующие, дорожа своим служением и временем, должны стремиться к тому, чтобы темой всех их проповедей был Христос и Его великое учение.
«Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить». К числу самых удивительных чудес, которые совершил Христос на нашей земле, принадлежат исцеления Им прокаженных. Правда, на страницах Евангелия мы имеем повествования только о двух случаях исцеления Христом прокаженных: об исцелении десяти прокаженных и одного прокаженного.
Проказа — это болезнь всего человеческого организма, а не только кожного покрова. Она затрагивает и кости и мышцы и проникает даже в кровь. Она является заразной болезнью и требует строгого отделения больного от здоровых. Соприкосновение с больными проказой у иудеев было строго запрещено.
Мы поступаем правильно, когда с проказой сравниваем грех, поскольку грех пропитывает и разрушает всю нашу душу. Как проказа медленно, но верно ведет прокаженного к смерти, так и грех медленно, но верно ведет грешника к духовной смерти. Но если физической проказой больны лишь отдельные люди, то проказой греха болеют многие, как написано в Ис. 64, 6: «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда».
Перед нами сила и могущество Христа. Мы читаем: «Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу,
очистись». И что же мы видим дальше? После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.
С такой же силой наш Господь Иисус Христос исцеляет грешников от проказы греха. Проказа греха покрывала с ног до головы великую грешницу Марию Магдалину. Мы знаем, как Христос исцелил ее, и она стала Его преданной ученицей.
Закхей был тоже в проказе греха, так что когда Христос пришел в. его дом, люди говорили, что «Он зашел к грешному человеку». А Христос сказал Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему». И очищенный Христом от греховной проказы Закхей воскликнул в радости: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».
Апостол Павел с великим ликованием прославляет Христа как Врача, Который и его исцелил от греховной проказы. В 1 Тим. 1, 12—15 он пишет: «Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение. Меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик... Верно и всякого-принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый». Этими словами апостол Павел ставит себя на первое место среди больных проказою греха, которых исцелил Христос.
Мы все были в проказе греха, «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6, 11). Вечная слава Христу за наше исцеление!

Христос и желающие идти за Ним
Ев. Лук. 9, 57—62


Перед нами Христос и три человека, желающие пойти за Ним. Все они ощутили обаятельную силу Христа, и все выразили готовность пойти за Ним, куда бы Он ни пошел. Что скажет им Христос в ответ на их готовность последовать за Ним? Мы знаем слова, которые Он сказал каждому из них, но мы не знаем, какое действие они произвели на них.
Посмотрим на первого из трех незнакомцев, который так торжественно обещает Христу последовать за Ним. Он говорит Христу: «Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Если бы Христос искал только как можно большего количества последователей. Он сказал бы этому человеку: как Я рад твоему желанию... иди за Мною! Но Христос так не сказал, и мы узнаем почему.
Как красиво звучали его возвышенные слова: «Пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел!» В Ев. Матф. 8, 19 мы читаем, что эти слова принадлежат книжнику. Книжники были учителями израильского народа, они были своего рода богословами, но они жили с удобствами и не знали лишений. Так и этот книжник мог думать, что жизнь со Христом не будет для него трудной. Если он заболеет, Христос скажет слово, и он выздоровеет; если в его жизни будет буря, Христос прострет Свою руку, она стихнет; если он очутится в какой бы то ни было нужде, Христос скажет рыбе, и она подплывет с динарием, или Он скажет камню, и он превратится в хлеб... Как хорошо, думал этот книжник, пойти за таким Учителем и не знать никакого горя.
Но Христос рассеивает его иллюзии; Он говорит ему: «лисицы имеют норы, и птицы небесные гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». Христос хотел сказать книжнику, что следование за Ним — это не легкое путешествие.
Он должен знать, что все, следующие за Христом, превращаются сейчас же в воинов, которым предстоит очень трудная война с грехом, очень большие трудности, лишения всякого рода и испытания. Христос говорит об острых терниях на пути следования за Ним не для того, чтобы мы начали малодушествовать, а чтобы мы были готовы ко всему. Я помню одного молодого офицера, .который в красивой форме явился перед своей невестой. Как он был доволен своей формой, в каком восхищении была его невеста! Я смотрел на него и думал: каждый воин, в какую бы красивую форму он ни был одет, должен быть готов к войне, где украшением его станут раны, кровь, а может быть, и смерть.
Начиная следование за Христом, надо в первую очередь приготовиться к участию в Его страданиях. Вот об этом-то Христос и говорит книжнику, с таким восторгом выразившему Ему о своем желании следовать за Ним, куда бы Он ни пошел.
Посмотрим на второго из трех, пожелавших пойти за нашим Господом Иисусом Христом. Христос обращается к нему с призывом: «Следуй за Мною». И он готов последовать за Ним,— Евангелие от Матфея говорит, что он был из учеников Христа (Ев. Матф. 8, 21). Он готов пойти за Христом, оставить все ради Него, но не сейчас, а несколько позднее. Ему надо похоронить отца. Неужели Тот, Кто сказал: «Почитай отца твоего и мать твою»,— не позволит ему отдать последний долг отцу? Да, не позволит, и почему? Да потому, что отец его еще жив, и он хочет проявлять заботу о нем до того дня, когда он закроет свои глаза.
Так толкуют некоторые экзегеты слова этого человека: «Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Проводить умершего до кладбища — это одно дело; а провести с ним, может быть, еще несколько лет в ожидании его смерти — это дело совсем другое. И Христос говорит ему: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие». Христос знал, что этот человек если отложит следование за Ним, то отложит навсегда.
Как много христиан, которые похожи на этого ученика Христа. Они только собираются все отдать Иисусу, более ревностно служить Ему, искать прежде всего Царствия Божия, но дни проходят за днями, а их благие порывы так и остаются по разным причинам благими порывами и до претворения в жизнь не доходят.
Откладывание многими христианами своего полного посвящения Господу — очень печальное явление в церквах Христовых на земле. Жизнь многих детей Господних состоит только из святых желаний и благих намерений, но до осуществления они их не доводят.
В природе существуют так называемые «.пустоцветы», то есть плодовые растения, которые красиво цветут, но остаются без плода. Как много в Церкви Христовой таких христиан-пустоцветов, покрытых цветами красивых желаний, но остающихся только желаниями.
И теперь перед нами третий человек, выразивший желание пойти за Христом. Он говорит Христу: «Я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими». Сердце этого человека было раздвоено: его влекло ко Христу, но вместе с тем большое место в его сердце занимали его домашние.
Христос знает наши привязанности к дорогим и близким людям и предупреждает нас от опасности половинчатости в нашем следовании за Ним и в нашем служении Ему.
Он говорит: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
Если пашущий смотрит вперед и тут же оглядывается назад, то борозда его не будет прямой. Сколько в Церкви Христа раздвоенных сердец и половинчатых христиан! Им дорог Христос, но им дорого и многое другое. В результате нет сосредоточенности на Христе и Его великом деле. Всю их христианскую жизнь можно обрисовать словами: «То ухожу далеко, то льну к Нему опять...» То их взор устремлен на Христа, то они заняты тем, что им дорого в мире. От раздвоенности избавит нас только полное посвящение себя Христу.

Христос в Вифезде
Ев. Иоан. 5, 1—9


Вифезда в Иерусалиме была лишь небольшим «домом милосердия», неким курортом, где находились разные больные, и среди них особый больной по продолжительности своей болезни: он находился в Вифезде 38 лет, то есть провел в больнице, можно сказать, половину своей жизни.
Наш земной шар покрыт сетью таких «Вифезд», в которых находится неисчислимое множество больных. А если к больницам прибавить еще поликлиники и амбулатории, в которых лечатся так называемые ходячие больные?! Мы должны помнить и о великом множестве больных, которые лежат на своих домашних койках и лечатся в домашних условиях.
Армия страдальцев всякого рода велика на земле, и в ней особенно много телесно больных. Поистине можно оказать, что наш мир — огромная больница. Больные стали появляться на земле одновременно с появлением греха на ней. И теперь их стало неисчислимое множество. Культура помогает облегчать страдания больных, но слез -все еще много на земле. И их будет много, пока мы не увидим «новую землю», на которой все слезы будут отерты Христом (Откров. 21, 4).
Мы изучаем образ нашего Господа Иисуса Христа. Образ светлый и сияющий неземной красотой. Он оставил на нашей земле следы, которые никогда не должны исчезать перед нами. И сегодня мы видим следы Христа, ведущие к Вифезде, ведущие к больным. И нам хочется сказать о Христе: вот великий Друг всех плачущих, великий Друг всех больных.
Как часто мы читаем о Христе в Евангелии, что Он сжалился, то есть исполнился сочувствием, состраданием. В Иерусалиме большое торжество—праздник всех праздников, Пасха. И Христос пришел на этот праздник вместе с тысячами иудеев. В храме — самые торжественные богослужения с чудесным пением левитов. Кому из пришедших на это великое торжество дело до Вифезды, до этой больницы, где лежат больные.
Однако мы видим здесь, в этом месте, богатом слезами, Христа. Он обходит страдальцев, томящихся здесь, в этом доме, больных, и устремляет Свой взор на самого несчастного из них— на лежащего уже 38 лет.
Что хочет оказать Христос сегодня нашим сердцам? Он хочет прежде всего указать нам на нашу болезнь. Лежавший 38 лет в Вифезде, может быть, мало интересовал нас до сего времени. А между тем его болезнь в духовном смысле является болезнью всех нас. У этого страдальца были поражены двигательные нервы. Он знал, что ему надо делать и как делать; ум его работал прекрасно, у него были и желания и воля... но у него не было силы двигаться — расслабление мешало ему в этом.
В этом смысле мы так похожи на этого больного: мы вое в большей или меньшей степени страдаем таким «расслаблением». Апостол Павел в Послании к Римлянам 7, 18 очень ясно говорит об этой весьма распространенной среди детей Господних болезни: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу». Мы все прекрасно понимаем, чего хочет от нас Господь. В каждом нашем богослужении мы слышим Его повеления, Его божественные требования, и мы желаем быть Ему послушными.
Нас всех тяготит наше непослушание Господу. И все же мы так мало способны двигаться по пути постоянного исполнения воли Божией. Мы все как бы поражены духовным параличом. Понимание воли Божией, сознание необходимости ее исполнять и желание быть послушными всему, что говорит Господь, все это у лас есть. Но сделать оное — того мы не находим. И нас, разбитых таким духовным параличом, лежащих поистине в духовном расслаблении, Христос спрашивает, как Он спросил больного в Вифезде: «Хочешь ли быть здоров?»
Но что значит быть духовно здоровым? Это значит быть такими, как Христос. Это значит — иметь Его мысли, Его чувства, Его сердце, Его волю. Это значит жить так, как Он жил; говорить так, как Он говорил; поступать так, как поступал Он. Быть духовно здоровым — это значит: иметь Дух Христов.
Главное условие для достижения такого духовного здоровья — это желать исцеления. Мы слишком привыкли к своему духовному параличу, к своему духовному расслаблению, к духовной неподвижности и стали равнодушными к тому, что мы так мало похожи на Христа, что образ Его в нас такой тусклый, такой неясный. Пока мы не отбросим этого печального равнодушия, пока мы не исполнимся самой сильной жаждой исцеления, то есть самым сильным желанием быть такими, как Христос,— мы будем оставаться в Вифезде, в состоянии расслабления, в неспособности жить, как Христос, и поступать, как Он.
«Хочешь ли быть здоров?» — спрашивает Христос тебя и меня, И если да, то наше исцеление у Него, и только у Него! У Него есть любовь, которой у нас так мало. У Него есть сила, терпение, у Него и кротость и смирение. У Него все чудные свойства характера, которых у нас так мало. Он — океан всего прекрасного и святого, и этот океан перельется в твое сердце и в твою жизнь, конечно, не сразу, не в один день, но перельется. Главное — это желание, пламенное желание, чтобы приобрести дух Христа и образ Христа. Он хочет, чтобы мы взяли постель свою, на которой столь долгое время лежали в нашем духовном расслаблении; чтобы, наконец, мы покинули Вифезду и пошли по Его стопам, являя Его чудный образ миру.