Выход

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ

Шестая заповедь

Исход 20, 13

Шестая заповедь гласит: "Не убивай",. Нужна ли христианам эта заповедь? Неужели верующий во Христа человек может совершить убийство? Чтобы понять значение этой заповеди, надо понять, что подразумевает Слово Божие под убийством. Конечно, слово "убивать" всем нам хорошо понятно. Но мы должны проникнуть в его смысл еще глубже. Убивать - это значит: лишать живое существо самого дорогого, чем оно обладает, то есть жизни. Но что значит жизнь? Мы, может быть, скажем: жизнь это движение, это шевеление. Ребенок именно так понимает жизнь. Он говорит, например, отцу: "Папа, птичка не шевелится - она мертвая". Но птичка может спать, и поэтому она не шевелится. Бели мы говорим, что убивать - значит лишать жизни, то мы должны иметь более глубокое понятие о жизни. Между рождением и смертью жизнь проявляется в самых сложных явлениях - в процессах, происходящих в теле, а у человека еще и в душе.

Если мы возьмем Слово Божие и посмотрим, что оно говорит о жизни, то мы исполнимся еще большим благоговением перед жизнью. Слово Божие говорит, что источником жизни является Сам Бог. Мы читаем в Псалме 35. 10: "У Тебя источник жизни". Сотворив человека, Бог вдунул в него "дыхание жизни", после чего только человек стал "душою живою" (Быт. 2, 7). При сотворении растений и животных Бог не наделял их Своим "дыханием". Это говорит о том, что человек получил от Бога много божественных свойств, которыми не обладают растения и животные.

Слово Божие говорит, что жизнь является самым драгоценным даром Божиим. Мы имеем в Библии разговор сатаны с Богом. Сатана говорит Богу: "Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него... И сказал Господь сатане: вот, он (Иов) в руке твоей, только душу (то есть жизнь) его сбереги" (Иов. 2, 4 - 6). Теперь мы поймем, почему дана Богом шестая заповедь. Она дана для охраны жизни, как высшего блага, которым обладает человек. Христос учил Своих учеников ценить человеческую жизнь, как Он ценил ее Сам.

Однажды жители, одного самарянского селения не хотели принять Христа, и ученики Его Иаков и Иоанн готовы были низвести на них огонь с неба и истребить их. Так они мало ценили человеческую жизнь. А что сказал им Христос? "Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать" (Ев. Лук. 9, 52 - 56). Вот почему деятельность Христа во время Его земной жизни заключалась главным образом в том, чтобы предотвращать, смерть путем исцелений, а также и возвращать жизнь умершим путем воскрешения.

Мы знаем, что так называемые вегетарианцы распространили шестую заповедь и на животный мир и они являются решительными противниками убоя животных, охоты и рыбной ловли. Но Слово Божие ни в Ветхом, ни в Новом Завете не запрещает употребление мясной пищи. И Сам Христос употреблял мясную пищу. Но и в отношении человека шестая заповедь допускает исключения. Как известно, так называемые пацифисты не допускают ни при каких случаях лишение человека жизни. Но Слово Божие такому пацифизму не учит. Библия говорит о справедливых войнах, которые допускал Сам Господь и участие в которых не являлось нарушением заповеди Божией. Библия говорит и о наказании некоторых преступлений смертью, что было установлено в самом законе Ветхого Завета. Шестая заповедь запрещает убийство человека из корыстолюбивых и личных целей или из несправедливых побуждений. Если мы только подумаем, что человек создан по образу Божию и носит в себе многие божественные свойства, что человек создан для вечности и что благословением Божиим является долгая жизнь человека на земле, - то мы будем оберегать всеми мерами человеческую жизнь - как свою собственную, так и жизнь наших ближних, - как величайшую ценность на земле, что нам и повелевает делать шестая заповедь.

Ветхий и Новый Завет учат нас ценить человеческую жизнь и благоговеть перед ней, и там, где в почете Библия, там в почете и человеческая жизнь. (В Тихом океане существует группа островов Фиджи. Сто лет назад жители этих островов были людоедами и продавали человека за ружье. Но сегодня на островах Фиджи имеется полторы тысячи Церквей Христовых и жители этих островов любят Слово Божие, которое открыло им ценность человеческой жизни. И шестая заповедь стала для них священной и неприкосновенной.

Слово Божие говорит, что убийством является не только лишение себя или другого человека жизни, но и разрушение жизни, приводящее к преждевременной смерти. Мы читаем в 1 Кор. 3, 16 - 17: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы".

Что же разрушает человеческую жизнь? Алкоголь медленно, но верно, ведет алкоголика к преждевременной могиле. Курение медленно, но верно, отравляет человека сильнейшим ядом никотина. И алкоголик, и курильщик определенно нарушают шестую заповедь, гласящую: "Не убивай"! Излишества в пище и питье определенно разрушают пищеварительные органы и нарушают сердечную деятельность, чем укорачивают жизнь человека. Да сохранит нас Господь от чревоугодничества, которое является медленным самоубийством.

Пренебрежение медициной также может привести человеческую жизнь к преждевременной гибели. Недавно мы похоронили молодую женщину, которая, отравившись рыбными консервами, не смогла получить скорой медицинской помощи по собственному нерадению. Но и наоборот: злоупотребление лекарствами может тоже привести к сокращению жизни.

Но что особенно удивительно: Слово Божие приравнивает к убийству и ненависть. Прочтем 1 Иоая. 3, 15: "Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца". Как мы понимаем эти слова? Ненависть - это чувство сильной вражды, которое неразрывно связано с желанием самого худшего тому, кого мы ненавидим. И если еще глубже проанализировать чувство ненависти, то мы увидим, что ненависть носит в себе желание смерти того, кого мы ненавидим. Это желание смерти того, кого мы ненавидим, может быть глубоко сокрытым в нашем сердце, но оно сопровождает каждое чувство ненависти, хотим мы этого или нет. Вот почему каждый, ненавидящий ближнего своего, является потенциальным человекоубийцей, то есть убийцей скрытым, не проявившим себя на деле, но желающим уничтожения и исчезновения ненавидимого им человека.

Слово Божие говорит об одном оружии, которое тоже носит в себе смерть и которое тоже способно убивать. Это оружие - маленькое по своим размерам и невидимое, но им обладает буквально каждый человек. Об этом оружии мы читаем в Послании Иакова 3, 8: "Язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда". Какие серьезные слова о смертоносности нашего языка! Они говорят о том, что можно убивать языком, то есть словом. О таком убийстве говорит и Христос в Своей Нагорной проповеди, приравнивая к убийству гнев и злоречие (Ев. Матф. 5, 21 - 22). Такие грехи нашего языка, как злословие и клевета, способны действительно глубоко и смертельно ранить сердце нашего ближнего.

И особенно смертоносна клевета. Она действительно уничтожает оклеветанного человека: уничтожает его достоинство, его авторитет, уничтожает все его добрые свойства, повергает его на землю и делает черным с головы до ног. Клевета может самого чистого ангела сделать самым грязным существом. Вот на что способна клевета, наш смертоносный язык. Пусть и в отношении нашего языка предостерегают нас слова шестой заповеди: "Не убивай!"

При размышлении над шестой заповедью перед нами встает наш современный мир с его новейшей военной техникой, способной за несколько часов уничтожить не тысячи, а десятки миллионов человеческих жизней. Перед лицом такой опасности, угрожающей всему человечеству, как необходимо соблюдение шестой заповеди, данной Богом на Синае! И лучшим путем для соблюдения этой божественной заповеди является творение мира на земле. И в миротворчестве должна занимать первое место Церковь Христова, к чему и призывает ее Создатель и Учитель Христос словами: "Блаженны миротворцы" (Ев. Матф. 5, 9).

Седьмая заповедь

Исх. 20, 14

Седьмая заповедь гласит: "Не прелюбодействуй". Один молодой человек обратился к проповеднику со словами: "Для меня многое непонятно в Библии". Проповедник, зная распущенный образ жизни этого молодого человека, сказал ему: "Если бы тебе была непонятна даже вся Библия, но заповедь Божия "не прелюбодействуй" будет тебе всегда понятной". Действительно, эта великая заповедь достаточно понятна всему человечеству, и необходимо только одно - чтобы в сердце было горячее желание всегда исполнять ее. Эта заповедь, данная Богом, имеет три цели. Первая ее цель - оградить брак и семью от разрушения грехом прелюбодеяния; вторая цель этой заповеди - предотвращать грех незаконного сожительства, и третья цель - побуждать человека к сохранению в чистоте сердца и мыслей.

Остановим наше внимание на первой цели заповеди - "не прелюбодействуй". Эта цель - ограждать брак и семью от разрушения грехом прелюбодеяния. Брак - это не временный союз двух существ, а союз до смерти. Слово Божие знает только два фактора, которые разрушают брак: это либо смерть, которая разлучает супругов навсегда, либо грех прелюбодеяния. Существует поговорка: от смерти не выросла еще ни одна трава; это значит, что смерть приходит к нам без нашего желания и даже против нашего желания, и мы бессильны перед ней. Поэтому мы не ответственны за разрушение Ирака смертью. Но разрушать брак прелюбодеянием - вот это и запрещает седьмая заповедь.

Брак - это великая святыня, которую не должно осквернять никакой нечистотой, тем более грехом прелюбодеяния. Одной молодой чете в день бракосочетания подарили оригинальный подарок: коврик для очищения обуви перед тем, как войти в квартиру. В записке, приложенной к подарку, новобрачные прочитали: "Не допускайте в святыню вашей семейной жизни ни малейшей нечистоты!" Прелюбодеяние - это злейший враг семейного счастья! Заповедью "не прелюбодействуй" Бог указывает самый верный путь для сохранения брака от разрушения.

Рассмотрим теперь вторую цель заповеди "не прелюбодействуй" - предотвращать грех незаконного сожительства. Все люди, не находящиеся в браке, должны опасаться этого коварного греха - незаконного сожительства, и седьмая заповедь может им помочь в победе над этим грехом. Что может помочь несемейным людям сохранить себя от впадения в этот грех?

Огонь - это весьма ценный дар природы для человечества; но малейшая неосторожность в обращении с огнем приводит к печальнейшим последствиям. Человек - это прекраснейшее существо на земле, ко во взаимоотношениях между мужским и женским полом должна соблюдаться величайшая осторожность. B чем же должна выражаться эта осторожность? В целомудренном поведении, а именно: в целомудренных словах, в целомудренном взгляде, в целомудренных движениях. Вот верный путь, чтобы сохранить себя от искушения и греха. Нецеломудренное поведение привело миллионы людей к падению, в том числе немало и христиан.

Теперь мы остановим наше внимание на третьей цели великой заповеди "не прелюбодействуй". Эта третья цель - сохранять наше сердце и мысли в чистоте и святости. Христос в Своей Нагорной проповеди расширил седьмую заповедь Ветхого Завета. Он говорит нам, что, кроме физического прелюбодеяния, есть еще духовное прелюбодеяние, прелюбодеяние в сердце, прелюбодеяние в мыслях. И в этом прелюбодеянии повинны буквально все люди на земле. Мы судим о людях, в том числе и о христианах, обычно по их внешнему поведению. Но что гнездится в их сердцах и умах, нас это не всегда интересует. Но мы должны знать, что при самом благопристойном поведении наше сердце может быть наполнено самыми нечистыми мыслями. А Христос говорит, что в Его очах наши нечистые мысли также греховны, как и нечистые дела.

Есть такой древесный жучок, который заводится в мебели; люди его не видят и восхищаются мебелью, а она медленно, но верно разрушается под воздействием этих жучков. Такую же разрушительную работу производят в наших душах нечистые мысли, хотя ,их никто из людей не видит. Удивительно, как мало тревожат нас наши нечистые мысли, и как мы легко уживаемся с ними.

Чем же вызываются в нашем сердце нечистые мысли? Они вызываются нечистыми разговорами, к которым мы прислушиваемся. Они вызываются также нечистыми картинами и нечистыми в нравственном отношении книгами, которые мы читаем. Нечистые мысли легко могут быть вызваны малейшим нецеломудренным движением, а также и тем, что называется флиртом или кокетничанием. Без преувеличения можно сказать, что нецеломудренные мысли - это самое распространенное явление в мире. Нецеломудренные мысли широким потоком врываются в умы и.сердца молодежи; но они не оставляют в покое и пожилых людей. Нецеломудренные мысли - это цепи, в которые заковано бесчисленное множество и молодых, и пожилых людей.

Где же выход из мрачной темницы нечистых и нецеломудренных помышлений? Один из лучших выходов - это замена нечистых мыслей чистыми. Апостол Павел в Филип. 4, 8 дает всем детям Божиим замечательный совет: "Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что только добродетель и похвала, о том помышляйте". Из низменных болот, где кишмя кишат зловредные бактерии, надо подниматься на горные вершины, где воздух кристально чист. Вот путь к избавлению от зловредных нецеломудренных мыслей.

Как солнечный луч убивает тлетворные бациллы, так все чистое и святое наносит убийственный удар по всем нашим плотским, нецеломудренным помышлениям. Один проповедник дал такой совет душе, обуреваемой нечистыми мыслями и плотскими желаниями: написать на листке бумаги имя какого-нибудь очень близкого и дорогого человека, название какого-либо очень дорогого места и, наконец, переживания какого-либо весьма радостного дня в жизни. И когда нечистые мысли начнут заполнять сердце, тогда поставить перед собой эти, начертанные на бумаге дорогие воспоминания и, начав размышлять над ними, направить, таким образом, мысли в другом направлении, то есть ко всему чистому и святому.

Но мы знаем путь к чистоте и святости наших мыслей более превосходный, и этим путем является наш Господь Иисус Христос. Перед Ним отступает всякая нечистота и всякое нецеломудрие. Христос говорит: "Пребудьте во Мне, и Я в вас" (Ев. Иоан. 15, 4). Христос, пребывание с Ним и в Нем - вот атмосфера, в которой умирает все нечистое, все греховное, все нецеломудренное! Седьмая заповедь - заповедь "не прелюбодействуй" - зовет нас к абсолютному целомудрию, к целомудрию не только плоти, но и духа, к целомудрию сердца и мыслей. И такое целомудрие будет нашим достоянием, если мы будем неизменно пребывать во Христе, а Он в нас.

Восьмая заповедь

Иск. 20, 14

Восьмая заповедь гласит коротко и ясно: "Не кради". Эта заповедь приобретет для нас особое значение, если мы поймем, что в этой заповеди, данной Богом, речь идет не только о краже материальных ценностей, но и ценностей духовного характера. Мы знаем, что в каждой стране есть законы, направленные против краж и хищений, и в этих законах указываются и наказания, которые положены за их нарушение. Но заповедь "не кради" запрещает нечто большее, чем человеческие законы.

Рассмотрим сперва вопрос о хищении материальных ценностей. Хищение, кража означает присвоение чужого, независимо от того, совершается ли хищение частной, общественной или государственной собственности.

В мире совершаются так называемые крупные кражи, и о них пишут газеты. Но мир полон и так называемых мелких краж, о которых газеты не пишут. В Лондоне друзья-квакеры показали нам хранилища Английского банка и при этом сказали нам: вот неприступная крепость для грабителей! И вот если бы эту крепость все же взломали грабители и похитили ее содержимое, то, конечно, весь мир заговорил бы об этом происшествии. Приведем несколько примеров, которые покажут нам, как в повседневной человеческой жизни, в том числе и в жизни христиан, нарушается восьмая заповедь - заповедь "не кради".

Одна сестра спросила меня: "Разве очень большой грех, если я иногда не заплачу за билет в трамвае или автобусе?" Я мог этой сестре на ее вопрос только одно сказать: "Ты знаешь, сестра, заповедь "не кради", в ней не говорится: не кради больших сумм, а просто сказано: "не кради", значит, не кради и самых малых сумм, не кради и копеек". Не знаю, как теперь эта сестра понимает восьмую заповедь.

Другой пример. В одном магазине покупательница доказывала кассирше, что она недодала ей сдачу. А кассирша обвиняла покупательницу, что она зарабатывает на недополучениях якобы ею сдач и что ее уже заметили в этом. Слушая этот разговор, я подумал: кто же из них прав? Если права кассирша, то покупательница нарушает восьмую заповедь "не кради", а если права покупательница, то эту заповедь Божию нарушает кассирша, если она недодает сдачу сознательно.

Вот еще пример нарушения восьмой заповеди. Я помню молитву покаяния одного духовно пробудившегося человека в нашей Ленинградской церкви. Он молился так: "Господи, прости меня, что я, работая на кожевенном заводе, выносил кожу с завода". Этот вид хищения встречается особенно часто. Многие выносят с мест работы то, что им не принадлежит, и таким образом нарушают восьмую заповедь "не кради".

Есть еще один очень распространенный вид кражи: это неверные весы. В Книге Притчей 11, 1 мы читаем: "Неверные весы - мерзость перед Господом". Какие строгие слова! Они говорят еще и о том, что грех неверных весов - весьма древний грех, существовавший еще три царе Соломоне. А разве сегодня неверных весов нет?

Есть еще один вид нарушения восьмой заповеди "не кради". Это - сознательное взятие в долг той или другой суммы денег, с тем чтобы их не отдать. Предо мной стоит один человек, который жил на одалживаемые ему деньги, но под разными предлогами никогда их не возвращавший. Конечно, это явное нарушение восьмой заповеди "не кради".

А так называемые азартные игры, то есть игры на деньги, да еще при наличии обмана, так называемого "шулерства"?! Разве это не хищение незаработанных денег?

Много хищений, много краж, кажущихся безобидными, совершается на нашей земной планете, и как необходима человечеству драгоценная заповедь Божия, гласящая: "Не кради". К сожалению, у миллионов людей эта заповедь забыта или нарушается сознательно. Нас часто не волнует присвоение какой-либо мелочи. Одна мать сильно наказала своего мальчика-сына за то, что он взял чужую катушку ниток. Соседка говорит ей: "Ну разве можно так наказывать мальчика за катушку, словно он золото взял". Мать ответила: "Сегодня он взял катушку, а завтра он возьмет золото". Конечно, человеческий закон не накажет за катушку ниток так же строго, как за золото. Но Божий закон строг и в отношении так называемых мелочей, ибо мелкие кражи являются верным путем к большим хищениям, а главное - являются, как и большие кражи, нарушением восьмой заповеди.

Восьмая заповедь "не кради" становится еще более важной после того, как мы узнаем из Библии о грехе, который называется "обкрадыванием Бога". И об этом грехе говорит Сам Господь. Прочтем Малах. 3, 8: "Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями". Господь говорит здесь о грехе Анании и Сапфиры, о которых мы читаем в пятой главе Книги Деяний Апостолов и которые взяли для себя некоторую часть из того, что было посвящено Богу. Как мы, христиане, можем обкрадывать нашего Господа? Двумя путями, а именно: пустым времяпрепровождением и нашим половинчатым христианством.

В Псалме 30, 16 мы читаем: "В Твоей руке дни мои". Эти слова можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, они говорят нам о том, что Господь управляет днями нашей жизни; а с другой стороны, они говорят нам о том, что наши дни принадлежат Господу. Он - Властелин наших дней! И если Господь Властелин наших дней, то Он Властелин и наших часов и минут. И если мы часы и минуты, свободные от наших повседневных обязанностей, проводим не для пользы наших бессмертных душ и не для славы Христа, то не обкрадываем ли мы нашего Бога? Можно поражаться, как многие люди буквально бросают на ветер драгоценные часы и минуты. И увы, так же поступают и многие христиане, знающие слова псалмопевца "в Твоей руке дни мои", а также ,и слова апостола Павла в Ефес. 5, 16: "Дорожа временем, потому что дни лукавы", то есть ненадежны. Не будем говорить о тех людях, которые не знают, что им делать со своим свободным временем. Будем говорить о тех, которые знают ценность времени и которые хотят проводить его с пользой для себя и для других. Будем говорить о тех христианах, которые вручили свою жизнь Христу и которые знают, что в Его руке дни их жизни. Даже среди таких христиан не все одинаково ценят время. Одни дорожат днями, но не дорожат часами; другие дорожат даже часами, но не дорожат минутами. Как нам практически исполнять восьмую заповедь "не кради" в отношении дней, часов и минут, Властелином которых является наш Господь Иисус Христос? Как нам жить, чтобы не обкрадывать Бога в отношении времени, принадлежащего Ему? Речь идет о нашем свободном времени, поскольку время, занятое нашим повседневным трудом, не в нашем распоряжении. Чтобы у нас никогда не было пустого времяпровождений, мы, с Божией помощью, должны приучить себя к одному весьма ценному порядку, а именно: составлять всегда программу для нашего свободного времени л, сделав одно полезное дело, тут же перейти к другому полезному делу, а закончив его, перейти к третьему полезному делу и так далее. Перерывы между деланием нами благословенных дел должны быть самыми малыми. Вот что поможет нам отдавать наше свободное время в распоряжение Господа и на служение Ему и нашим ближним.

В Слове Божием часто встречаются слова: "От всего сердца", "всем сердцем". Смысл этих слов в том, чтобы Господу принадлежало все наше сердце, чтобы мы любили Его всем нашим сердцем и чтобы мы служили Ему от всего нашего сердца. В этом залог всего нашего успеха в деле Господнем - в строительстве Его Церкви и в строительстве Его вечного Царства. Но, увы, мы бываем способны похищать у Господа часть своего сердца, отданного Ему некогда полностью, целиком. И мы доходим до состояния, о котором говорит апостол Павел в Филип. 2, 21: "...Ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу". Половинчатое христианство - это половинчатая принадлежность Господу, это половинчатая любовь к Нему и половинчатое служение Ему. И наша половинчатость свидетельствует о том, что часть нашего сердца похищена нами у Властелина нашей души - Иисуса Христа. А восьмая заповедь говорит: "Не кради"!

Девятая заповедь

Иск. 20, 16

Девятая заповедь гласит: "Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего". Слово Божие говорит о разных грехах, которые делают люди. И среди них есть грехи, которые мы можем назвать "грехами языка". Среди десяти заповедей, данных Богом на Синае, имеются две заповеди, которые относятся именно к грехам языка. Это - третья заповедь, запрещающая произносить имя Господне напрасно, и девятая заповедь, запрещающая произносить ложное свидетельство на наших ближних.

Господь в Своем Слове все снова и снова обращает наше внимание на грехи нашего языка. Особенно много о грехах языка говорится в Псалмах, в Книге Притчей, а в Новом Завете - в Послании Иакова. Слово Божие говорит, что наш язык может быть источником благословения и проклятия, источником сладкой и горькой воды.

Девятая заповедь говорит о грехе ложного свидетельства на ближнего. Некоторые истолкователи Слова Божия ограничивают девятую заповедь свидетельством на судах. Институт свидетелей на судах существует во всех странах мира, и уклонение от свидетельства наказывается законами каждой страны. К сожалению, есть свидетели, выступающие на судах с ложью.

Евангелие повествует нам, что во время суда над нашим Господом Иисусом Христом в Синедрионе выступали многие свидетели, которые были лжесвидетелями. Прочтем об этом в Ев. Матф. 26, 59 - 61: "Первосвященники и старейшины и весь Синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его".

Поскольку ложное свидетельство на судах карается законом, то не все свидетели дерзают выступать там с лжесвидетельством. Лжесвидетели несут свое ложное свидетельство туда, где им не угрожает наказание. Они несут его в общество людей, в круг своих друзей и знакомых, и если они члены церкви, то и в церковь.

В чем же заключается ложное свидетельство на нашего ближнего? Это очень важный вопрос. Если мы проверим все наши повседневные разговоры, то мы увидим, что, в основном, они вращаются вокруг тех или других людей, то есть мы всегда говорим о ком-либо. Но как мы говорим и что мы говорим? Не нарушается ли нами в наших словах о людях девятая заповедь: "Не произноси ложного Свидетельства на ближнего своего"?

Итак, в чем же заключается ложное свидетельство? Мы все знаем, что в каждом человеке есть две стороны: хорошая и плохая. У каждого человека есть плюсы и минусы, хорошие, положительные качества, и плохие, отрицательные свойства. Если мы рисуем человека только с худой стороны, если мы подчеркиваем только его плохие качества, то мы определенно произносим на него ложное свидетельство, то есть изображаем его неправдиво. Мы знаем свойство мух - выискивать на теле человека раны и язвы и сидеть именно на них. Именно так поступают те, которые говорят о людях только плохое. Царь Петр I будто бы прерывал каждого человека, который говорил ему о ком-либо только плохое, такими словами: "Не говори мне только о плохих сторонах этого человека - у него ведь есть и хорошие качества, так скажи мне и о них".

Но лжесвидетель никогда не говорит о хороших качествах человека, он носит при себе только черные краски. Ложным свидетельством на человека является распространение непроверенных и недобрых слухов о нем. Действие такого рода лжесвидетельства чрезвычайно сильное. Оно подобно загоревшемуся пожару, который распространяется молниеносно, охватывая все новые и новые предметы.

В Ветхом Завете есть много повествований о Самсоне, но одно повествование о нем нам хорошо показывает работу лжесвидетелей, распространяющих худые, притом непроверенные, слухи о том или другом человеке. Прочтем это повествование в Книге Судей 15, 4 - 5: "И пошел Самсон и поймал триста лисиц, и взял факелы, и связал хвост с хвостом, и привязал по факелу между двумя хвостами; и зажег факелы и пустил их на жатву фллистимлян, и выжег и копны и нежатый хлеб, и виноградные сады и масличные". Вот так действует и грех распространения недобрых слухов о ком-либо; недобрый слух распространяется быстро и широко и выжигает все добрые чувства к тому человеку, о котором распространен недобрый слух.

По многим церквам, к сожалению, носятся эти "лисицы" с факелами неправды и несут опустошение Божиим виноградникам. Так и ап. Иаков в своем Послании 3, 5 - 6 говорит: "Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает; и язык-огонь, прикраса неправды".

Ложным свидетельством является и преувеличение недостатков наших ближних. Как трудно даже ученикам Христовым быть объективными при суждении о людях. Говоря о наших ближних, о наших братьях и сестрах по вере, мы не всегда бываем беспристрастными. А ведь преувеличение недостатков и ошибок наших ближних может выливаться в поношение. Как много верующих, повинных в этом грехе.

И, наконец, самым ужасным ложным свидетельством на ближнего является клевета. Что такое клевета? Это произнесение заведомой неправды с целью опорочить человека. Клевета - это приписывание чистому и невинному человеку какой-то нечистоты, какого-то вымышленного греха. Клевета - это бросание грязью в человека, не заслужившего этого. Наш Господь Иисус Христос подвергся ужасной клевете со стороны фарисеев и книжников, когда они говорили о Нем, что Он "любит... пить вино" (Ев. Матф. 11,19). Это был ком грязи в нашего безгрешного Господа.

Самое ужасное в грехе ложного свидетельства на нашего ближнего - это то, что сказанное слово никогда нельзя вернуть назад. Никогда! Можно сожалеть о сказанном, можно плакать и рыдать, можно, как говорится, рвать на себе волосы в отчаянии, что такое ложное свидетельство на брата или сестру было произнесено. Можно, наконец, каяться пред Богом и просить прощения у человека, которого мы очернили своим ложным свидетельством, но то, что нами сказано о нем, - это сказано навсегда и безвозвратно.

Фальшивые деньги, находящиеся в обращении, можно постепенно выловить и уничтожить. Но как выловить пущенную клевету и как уврачевать отравленные ею души? Насколько этот грех велик в очах Божиих, видно из Книги Откровения 21,8, где сказано, что участь "всех лжецов... в озере, горящем огнем и серою".

Как побеждать этот грех - грех произнесения ложного свидетельства? Ответ: путем исповедания его не только пред Господом и не только перед тем, на кого мы наговорили и о ком мы сказали неправду, но и перед всеми, кто слышал наше ложное свидетельство. Мы готовы просить прощения у Господа, и это сделать нетрудно. Но пойти к тому, на кого мы произнесли наше ложное свидетельство, - это так трудно и так стыдно. А еще труднее - сказать о своей лжи и неправде всем, кто ее слышал из наших уст. Тем, кому приходится выслушивать ложное свидетельство, надо поступить так: взять того, кто чернит кого-либо, и пойти с ним к тому, кого он очернил, и сказать ему: "Ну, теперь повтори при этом человеке то, что ты мне сказал о нем". Как это помогло бы нам очистить Церковь Христову от "лисиц" с факелами лжи и неправды.

Но что делать тому, кто подвергся ложному свидетельству? Христос дает нам очень ясный ответ на этот вопрос Своим примером. Прочтем Ев. Матф. 26,62 - 63: "Встав первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? Что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал". Наше молчание лучше всяких слов пристыдит того, кто говорит о нас сознательно неправду.

Десятая заповедь

Исх. 20, 17

Десятая заповедь гласит: "Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего". Десятая заповедь, данная Богом на Синае, направлена против весьма распространенного порока - любостяжания. Любостяжание - это алчность, желание иметь больше, чем это нужно; иметь сверх необходимого. Грех любостяжания настолько распространен среди людей, в том числе и верующих, что Христос тоже предостерегает нас от него. Он говорит: "Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения" (Ев. Лук. 12,15).

Любостяжание - это грех, который присущ нам с самого раннего детства. Ребенок редко удовлетворяется тем, что он имеет; ему хочется иметь все больше и больше. Сам любостяжатель никогда не назовет любостяжание грехом. Он думает, скорее, что это добродетель, что это особая мудрость, заботливость и предусмотрительность в отношении своей будущности.

Грех любостяжания - очень древний грех и, пожалуй, самый первый грех, который появился на земле. Мы видим его еще в Едемском саду, и мы не ошибемся, если скажем, что грех Евы был грехом любостяжания. Ведь от всех деревьев Адам и Ева могли есть, и неужели этого им было мало, если Ева протянула руку еще и к дереву познания добра и зла. И результат был плачевный не только для Адама и Евы, но и для последующих поколений человечества.

Рассмотрим несколько примеров любостяжания, о которых говорит Слово Божие. Начнем с Лота, племянника Авраама. Мы читаем в Книге Бытие 13, 5 - 12: "У Лота, который ходил с Авраамом, также был мелкий и крупный скот, и шатры. И непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе, ибо имущество их было так велико, что они не могли жить вместе... Лот возвел очи свои, и увидел всю окрестность Иорданскую... и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку... и стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома".

Лота прельстила богатая земля Иорданская, и он направился в нее по влечению плоти, рассчитывая еще больше увеличить свое богатство. Но он сделал большую ошибку и поплатился за нее сильно: ему впоследствии пришлось бежать, оставив все, что он приобрел там.

Мы знаем Валаама, который за подарки языческого царя Валака согласился проклясть народ Божий, и стал образцом любостяжания и корыстолюбия, о котором говорится даже в Новом Завете (Иуд. И).

Всем, читающим Библию, известен грех Ахана, о котором он сам говорит следующее: "Между добычею увидел я одну прекрасную Сенаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это" (Иис. Нав. 7,21). Грех Ахана, выразившийся в его любостяжании, лишил благословения весь народ Божий.

Давид нарушил одновременно три заповеди: заповедь "не убивай" (он содействовал убийству Урия - мужа Вирсавии), заповедь "не прелюбодействуй" и десятую заповедь: "...не желай жены ближнего твоего". Вот почему так глубоко было его покаяние.

И в Новом Завете нам даны примеры греха любостяжания и сребролюбия. Мы все знаем богатого юношу, которого Христос призвал следовать за Собою, но который не пошел за Христом, потому что не пожелал расстаться со своим большим богатством. А Христос, в связи с этим юношей, сказал слова о любостяжании как о великом препятствии для входа в Царство Божие. Он сказал: "Трудно богатому войти в Царство Небесное... удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие" (Ев Матф. 19,23 - 24).

Грех любостяжания сделал Иуду Искариота сперва вором, а впоследствии и предателем своего Учителя Христа, потому что тридцать сребреников оказались для него дороже Спасителя мира. А что дали Иуде эти сребреники? Ничего, кроме ужасающих угрызений совести, для избавления от которых он бросил их к ногам врагов Христа, а сам пошел и удавился.

Анания и Сапфира запятнали себя и церковь этим же самым грехом любостяжания и сребролюбия, за что понесли тяжелое наказание от Господа.

Послушаем, что пишет апостол Павел Тимофею о любостяжании и сребролюбии: "Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости" (1 Тим. 6, 10 - 11). Ап. Павел в этих словах противопоставляет земным сокровищам сокровища небесные.

Любостяжание и сребролюбие - действительно корень всех зол. Самые дружные семьи разбивались при дележе наследства, оставшегося после смерти родителей, и споры о наследстве приводили и приводят к вражде между родными братьями и сестрами. Любостяжание порождало и порождает тысячи браков по расчету, которые, кроме слез, ничего не дают вступающим в такой брак.

Именно любостяжание и сребролюбие были причиной всех краж и хищений, то есть нарушения восьмой заповеди "не кради". А так называемая "золотая лихорадка" при открытии золотоносных мест?! Сколько в погоне за золотом погибло золотоискателей от непривычного климата и суровых условий жизни.

Именно любостяжание породило в истории человечества большинство кровопролитнейших войн. И этот же грех был причиной порабощения чернокожих негров, об ужасах рабства которых так хорошо повествует книга "Хижина дяди Тома".

Нарушение последней, десятой заповеди ведет всегда к нарушению первой заповеди: "Да не будет у тебя других богов". Апостол Павел в Послании к Колосоянам 3, б называет любостяжание "идолослужением". И действительно: маммона легко превращается в идола, в "другого бога", и приковывает к себе сердце любостяжателя.

Как же избавиться от греха любостяжания, как нам побеждать его? Первый путь к победе над этим грехом - это развитие в себе щедрости на всякое благое дело. Мы читаем в 2 Кор. 9,6: "Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет". Развитие в себе щедрости на все доброе и святое - это дело нелегкое, оно требует жертвенности и самоотречения. При обладании земными благами всегда стоит вопрос: будут ли они господствовать над нами или мы над ними? Будут ли они управителями нашего сердца, или мы будем управлять ими?

Второй путь к победе над грехом любостяжания и сребролюбия - это довольствование тем, что мы имеем, и особенно довольствование самым необходимым. Скромность во всем - в одежде, в пище, в нашей повседневной жизни - вот путь к преодолению любостяжания, oжажды наживы, алчности, словом, к преодолению искания большего, чем нам необходимо. Хорошо пишет об этом ап. Павел в 1 Тим. 6,6 - 9: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу".

Вспомним притчу Христа об одном любостяжателе: "У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: вот, что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет" (Ев. Лук. 12,16 - 21). Этот богач, в своем любостяжании, забыл о существовании вокруг него людей, находившихся в нужде.

Мы знаем также слова Христа: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Бв. Матер. 16, 26). В Псалме 48,17 - 18 мы читаем: "Не бойся (здесь в смысле: не завидуй), когда богатеет человек... ибо умирая не возьмет ничего". Какой прекрасный образец бескорыстия имеем мы в великом служителе Христа, ап. Павле, который сказал пресвитерам Ефесской церкви: "Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал..." (Деян. Ап. 20,33).

Да поможет нам Господь всегда исполнять драгоценную десятую заповедь и не прилепляться нашим сердцем к идолам земных сокровищ, чтобы нам не сделаться одновременно нарушителями и первой заповеди, которая гласит: "Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов"!