Выход

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Заповеди блаженства

(Ев. Матф. 5, 1 - 12)

При чтении Евангелия мы должны делать разницу между словами Христа, которые Он говорил к народу, и Словами, которые Он говорил к Своим ученикам. На страницах Евангелия мы постоянно встречаем эти два выражения: народ и ученики. Мы читаем в Ев. Матф. 5, 1 - 2: Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их ... Значит, Нагорная проповедь Христа была направлена к Его ученикам. Поэтому ученики и последователи Христа должны особенно внимательно относиться к ней.

К народу Христос обращался со словами призыва. Кто не знает Его призыва: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. (Ев. Матф. 11, 28)

А ученикам Своим Христос обращался и обращается с определенными заповедями, исполнение которых обязательно для каждого, быть истинным христианином. Сделаться христианином - это значит уверовать в Иисуса Христа и принять спасение, которое Он совершил на Голгофе. Но быть христианином, жить истинно христианской жизнью, следовать за Христом не только как за своим Спасителем, но и как за своим Учителем, - это совсем другое дело,. Как это ни странно, но надо сказать, что не все, следующие за Христом как за своим Спасителем, следуют за Ним и как за своим Учителем.

Уверовать во Христа как в своего Спасителя - это только начало христианской жизни. А требование, повеление Христа к людям, которые стали христианами, гласит ясно и определенно: Если то хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Ев. Матф. 16, 24). Отвергнуть себя и изо дня в день нести свой реет. Какой крест? Крест ежедневного умирания со Христом, умирания для своего я, - это дело нелегкое, но полное блаженства и счастья. Именно так следовал за Христом апостол Павел, что видно из его слов в 1 Кор. 15, 31: Я каждый день умираю.

Посмотрим же, в чем заключаются заповеди Христа в Его Нагорной проповеди и какова Его воля в отношении всех Его учеников. Нагорная проповедь Христа начинается с так называемых заповедей блаженства. Их восемь, и мы рассмотрим каждую из них в отдельности. Первая заповедь блаженства: Блаженны нищие духом, ибо и есть Царство Небесное. Блаженны нищие духом... Какое странное слово! Неужели Христос проповедует духовную бедность, духовную слабость? Нет! Царствие Божие требует героизма веры, героизма не только для победы над всяким грехом, но и для перенесения всех испытаний жизни. Так о какой же нищете говорит Христос? Он говорит о блаженстве создания своей нищеты по сравнению с богатством, которое сокрыто в Нем! Это богатство Христово апостол Павел называет богатством неисследимым (Ефес. 3, 8).

Но разве все богатство Христово стало нашим достоянием? Конечно, нет! Христос призывает нас к смирению, к сознанию, что мы - ничто по сравнению с Его величием. Когда ал. Петр увидел величие и славу Христа, он припал к Его оленям и сказал: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Ев. Лук. 5, 8). Так будет и с нами: при виде величия и славы Христа мы всегда будем сознавать свою нищету, свое ничтожество. И только при сознании своей духовной нищеты мы будем жаждать все больше приобретать полноту богатства Христова, и Царство Небесное будет все в большей мере делаться нашим достоянием. Обогащаясь Христом, мы будем испытывать великое блаженство и счастье!

Вторая заповедь блаженства: Блаженны плачущие, ибо они утешатся. И опять, какие странные слова: Блаженны плачущие! Разве Христос хочет всех Своих учеников сделать плачущими? Не призывает ли Евангелие всех верующих во Христа радоваться и радоваться всегда в Господе (Филип. 4, 4)?

Но есть блаженные слезы! Блаженными слезами плакал Сам Христос, а также Его самый верный служитель - апостол Павел. О чем плакал Христос? Он плакал о гибели Иерусалима и о смерти Лазаря! То есть Христос плакал с плачущими, к чему Евангелие призывает и нас, учеников Христовых, словами Римл. 12, 15: Плачьте с плачущими! Этими же слезами плакал и ап. Павел в Ефесе, уча со слезами Ефесскую церковь (Деян. Ап. 20, 31).

Как мало у нас этого плача с плачущими! Поэтому у нас мало утешения. Христос не обещает утешения плачущим эгоистам. Утешение обещано только тем, кто плачет с плачущими, кто плачет о горе других!

Третья заповедь блаженства: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Кротость - это мягкость, нежность! Но это не слабость и не безволие. Кротость - это свойство Христа, Который трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит. (Ев. Матф,42 20). И вместе с тем Христос так могуществен, что на имя Его будут уповать народы. (Ев. Матф. 12, 21). Блаженство кротких в том, что они наследуют землю, то есть делаются владельцами земли, владельцами человечества. В каком смысле? Кротость - это удивительная сила, завоевывающая человеческие сердца! Евангелие призывает жен, мужья которых не покоряются Слову Божию, побеждать их кротким и молчаливым духом (1 Петр. 3, 1 - 4). О великой силе кротости хорошо сказано в Притчах Соломона 25, 15: Кротостью склоняется к милости вельможа и мягкий язык переламывает кость . Будем стремиться к приобретению кроткого языка!

Четвертая заповедь блаженства: Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Голод и жажда - это повседневные потребности человеческого тела. Но ученики Христа должны испытывать другой голод и другую жажду - голод и жажду правды, то есть праведности, как сказано во всех других переводах Евангелия. Как много у нас ощущения сытости в отношении праведности! Как много самодовольства! В каждом из нас сидит фарисей! Христос зовет нас к голоду и жажде по праведности, но по какой праведности? По праведности Христовой!

Праведность Христа, Его чистота и святость не имеют предела. И поэтому наша жажда достигать праведности Христа должна быть тоже беспредельной! Освящение - это лестница, одним концом стоящая на земле, а другим концом достигающая неба. Ученики Христовы стоят на разных ступенях этой лестницы; но задача всех учеников Христа - жаждать достижения самой высшей ступени. Путь освящения - это путь, полный блаженства и счастья! И обетование Христа гласит: Они насытятся! Ученики Христа достигнут высоты своего Учителя, они будут подобны Ему (1 Иоан. 3, 2).

Пятая заповедь блаженства: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Милость - это снисхождение, это прощение. Помиловать - это значит простить. Христос называет блаженными милостивы, то есть умеющих снисходить, умеющих прощать. И Он в молитве Отче наш призывает нас к прощению наших ближних: Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим (Ев. Матф. 6, 12). В притче о двух должниках Христос очень ясно говорит, что не прощающий ее может надеяться на прощение от Бога: Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его; (Ев. Матф. 18, 35). Вот почему суд без милости не оказавшему милости (Иа.к. 2, 13). Будем приобретать дух милости и всепрощения, и наше сердце наполнится великим блаженством и счастьем!

Шестая заповедь блаженства: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Фарисеи в дни Христа искали внешней чистоты и употребляли много воды на мытье блюд, чаш, рук и ног. Но о чистоте сердца они думали мало. Иуда получил омовение ног, но в сердце его был ужасный замысел - предать Христа за 30 сребреников. Христос говорит о блаженстве чистых сердцем, потому что они Бога узрят. Где? Прежде всего в Слове Божием! Слово Божие показывает нам Христа, а видящий Христа видит Отца, то есть Бога (Ев. Иоан. 14, 9). Но чистые сердцем видят Христа не только в Слове Божием - они увидят Его и лицом к лицу, и будут лицезреть Его во веки веков! Какое счастье, какое блаженство!

Седьмая заповедь блаженства: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Наш Небесный Отец является Богом мира. Поэтому сыновья и дочери Его должны быть людьми мира и миротворцами, то есть творцами мира. Дьявол - это творец всех разделений. Мерзостью пред Господом является тот, кто сеет раздор между братьями. Так сказано в Притчах (6, 16 и 19). Какая разница: сеять раздор и творить мир! Чем занимаемся мы? Какое блаженство - иметь мир в сердце и сеять его кругом!

Восьмая заповедь блаженства: Блаженны изгнанные за правду... Блаженны вы, когда будут... вас... неправедно злословить за Меня... Подчеркнем слово за Меня. Почему? Потому что можно быть в поношении гонении за свои неправильные убеждения и понятия. Только злословие за Христа несет нам блаженство на земле и великую награду на небесах как важно нам испытывать себя: за что мы несем поношение и злословие? Действительно ли за Христа, за Его образ в нас, или за искажение Его образа, за карикатуру Христа, которую мы, может быть, являем окружающему нас миру? Сколько христиан считали себя мучениками за Христа, а на самом деле они были мучениками за свою неправильную христианскую жизнь.

Закон Ветхого и Нового Завета

(Ев. Матф. 5, 13 - 20)

Христос призывает христиан к высокой задаче: быть солью земли и светом мира! Не медом, а солью! Соль дает себя чувствовать, особенно когда попадет на рану. Тогда от нее стараются избавиться. Истинные христиане дают себя чувствовать, особенно людям, которые покрыты ранами, нанесенными грехом. Пророк Исайя описывает таких людей: От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны... (Пс. 1, 6). Такие люди особенно чувствуют христиан и относятся к ним неприязненно. Но это не должно смущать христиан. Христос сделал их не медом, а солью, и их задача - быть таковой в человеческом обществе. Соль имеет свое вкусовое свойство, и она передает его веществу, с которым соприкасается. Христианин обязательно оставляет след на людях, с которыми соприкасается.

Соль обладает консервирующей силой. Консервирование - это предохранение от порчи и гниения продуктов питания. Какое благо для человечества консервы, а они возможны только благодаря соли. Только в вечности мы узнаем, каким благом для человечества были христиане; какой консервирующей силой они обладали в этом мире, предохраняя его в значительной мере от нравственной порчи и гниения.

Но христиане не только соль, но и свет мира. Если соль действует незаметно, то свет проявляет себя видимо. Христианин, как всякий горящий светильник, бросается в глаза, даже если он этого е хочет. Как город, стоящий на верху горы, он не может укрыться. Его выдает язык его, как выдал язык Петра во дворе первосвященника Каиафы, где ему сказали: Точно и ты из нее, ибо и речь твоя обличает тебя (Ев. Матф. 26, 73).

Поведение христианина отличает его от других людей. Он не ко всякому смеху присоединится. О удивит кротким ответом на злобные слова. Он простит там, где другие не прощают. Он проявит спокойствие там, где царит волнение. Все это тот свет, который исходит от христианина. Все это исполнение слов апостола Павла в 2 Кор. 6, 9: Мы неизвестны, но нас узнают.

Как же нам стать самой благодатной солью и самым ярким светом в этом мире? Вся Нагорная проповедь Иисуса Христа является путем к достижению этой цели. Исполнение воли Божией, исполнение заповедей, данных Богом, сделает нас и солью и светом. Христос сказал о Себе, что Он является светом миру (Ев. Иоан. 8, 12). В каком смысле? Конечно, не в смысле ореола, сияния, которым Он засиял на горе Преображения. Христос светил, сиял красотой Своей жизни, постоянным исполнением воли Божией, выражавшимся в исполнении всех заповедей Господни , как данных в ветхозаветное время, так и данных Самим Христом в Его учении.

В Своей Нагорной проповеди Христос провозглашает: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Христос говорит о законе, данном Богом в Ветхом Завете и выраженном ясно и определенно в десяти заповедях, записанных на каменных скрижалях, а также в писаниях пророков. Об этом законе Христос говорит: Доколе не прейдет небо и земля, ни одна нота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все! Именно этот закон не пришел Христос нарушить, но исполнить весь целиком, причем с абсолютной точностью. Но Христос пришел не только исполнить закон, данный человечеству в ветхозаветное время, но Он пришел и для того, чтобы дать человечеству Свой закон, закон Нового Завета - закон более величественный и славный, нежели закон Ветхого Завета.

По сравнению с великими заповедями Нового Завета, заповеди Ветхого Завета Христос называет малейшими. Он говорит о законе Ветхого Завета: Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит (то есть исполнит), тот великим наречется в Царстве Небесном!

Кто же нарушал заповеди Ветхого Завета и учил других этому же? Нарушителями ветхозаветного закона были, как это ни странно, книжники и фарисеи - духовные учителя израильского народа. Считая себя верными исполнителями закона, они нарушали его своим чисто внешним и формальным исполнением, то есть без участия сердца. И своим примером научали и других исполнять закон внешне и формально.

Перед нами встает вопрос: как сочетать закон - будь он ветхозаветный, будь он новозаветный - с благодатью? Мы имеем в Евангелии великое учение о спасении и оправдании верою, а не делами закона. Это учение об оправдании и спасении верою - учение вечное и незыблемое! Кто несет учение о опасении через дела, тот несет иное благовествование (Гал. 1, 6). Самым ярким примером оправдания верою, а не делами, является спасение покаявшегося разбойника на Голгофе. Но делами, то есть исполнением воли Божией, исполнением повелений Господних мы прославляем и возвеличиваем нашего Спасителя Иисуса Христа.

Через исполнение заповедей Христовых мы становимся солью и светом для мира. Так что Христос не призывает ас стонать под бременем закона ни ветхозаветного, ни новозаветного, но Он призывает нас - с величайшей радостью в сердце исполнять его не для спасения нашей души, а для прославления Его великого имени. И в исполнении закона Христа мы должны превзойти праведность книжников и фарисеев, исполняя заповеди нашего Господа Иисуса Христа не внешне и формально, а искренне и от всего нашего сердца!

Мы должны быть бесконечно благодарны нашему Господу Иисусу Христу за Его Нагорную проповедь и за весь Его новозаветный закон, исполняя который мы будем сиять красотою Христа и будем поистине солью и светом мира. Для этого нам и даны заповеди Христа.

Высокие требования Христа

(Ев. Матф. 5, 21 - 30)

Все Евангелие является законом Христа. Если мы с этой точки зрения подойдем к Евангелию, то есть как к закону Христа, то мы увидим, как высоки требования Христа, предъявляемые Им к Своим ученикам и ученицам. Бесспорно, Евангелие является благой и радостной вестью о Христе как нашем Спасителе. Но так же бесспорно Евангелие является законом Господа нашего Иисуса Христа. И как жаль, что большинство детей Божиих видит в Евангелии только благую весть о нашем опасении, совершенном Христом на Голгофе, и не видит другой стороны Евангелия - как великого закона Христа.

Закон Христа, данный нам в Евангелии, так высок и требования его так велики, что он может пугать нас. Выслушав Нагорную проповедь Христа, человек может сказать в сердце своем: она для меня неисполнима. Требования Христа в Нагорной проповеди так высоки, что ученик Христа может, отчаявшись, сказать: напрасно я иду за Христом - Его воли мне никогда не исполнить! Это можно было бы сравнить с тем, как если бы нас поставили перед невероятно высокой горой и сказали нам: ну, поднимайтесь на ее вершину! Какое отчаяние охватило бы, нас при виде этой недосягаемой для нас вершины. Нечто подобное должны мы ощущать, прислушиваясь к требованиям закона Христа. Но нас ободряют слова нашего Господа: Сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9). Прислушаемся же к закону Христа, как он выражен в Нагорной проповеди.

Христос говорит: Вы слышали, что сказано древним: не убивай; кто же убьет, подлежит суду. Так гласила заповедь Ветхого Завета. Она осуждала только совершенное убийство. А Христос? Закон Христа осуждает даже чувство гнева, и еще более слова гнева! В божественном тоне Христос провозглашает: А я говорю вам... Ветхозаветний закон был дан Богом. Словами а Я говорю вам Христос говорит как равный Богу (Филип. 2, 6). Поэтому мы должны знать, что закон Христа - это тоже закон Бога.

Что же говорит Христос о гневе, то есть чувстве вражды, чувстве неприязни? Он говорит: Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака, подлежит синедриону; а кто окажет: безумный, подлежит геенне огненной! Христос хочет, чтобы ученики Его боялись не только чувства гнева, но и воздерживались от гневных слов. Он приводит два оскорбительных слова: рака (пустой человек) и безумный, которые, по-видимому, особенно часто вырывались из уст разгневанных людей. Христос говорит очень ясно о том, что в Его Царстве считается за грех не только акт убийства, но и недоброе чувство и недобрые слова.

Говоря о судах, Христос говорит, что на весах божественного правосудия будут находиться не только дела, но и чувства и слова. В Ев. Матф. 12, 36 - 37 мы читаем слова Христа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они Ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься. Так, Христос предупреждает нас об опасности ношения гнева в нашем сердце. Вот почему и апостол Павел призывает как можно скорее избавляться от гнева. Он пишет в Ефес. 4, 26: Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем.

Какой же путь к освобождению от гнева я вражды указывает Христос? Путь один: примирение гневающихся, враждующих! Послушаем, что говорят Христос, Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, я тогда придя и принеси дар твой . Христос далее показывает двух враждующих на пути в суд и дает Свой божественный совет: примириться еще до суда. Он говорят: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним... Мы все на пути к небу, где нас ожидает судилище Христово. И перед нами вопрос: кто является нашим соперником? Против кого мы враждуем? Или кто враждует против Нас? Христос призывает нас: мириться и мириться скорее; мириться, пока мы еще на пути к вечности и пока мы еще не очутились перед лицом Небесного Судии.

Христос берет одну ветхозаветную заповедь за другой и сопоставляет с ними Свои новозаветные заповеди. И когда мы сравниваем заповеди Ветхого и Нового Завета, то мы убеждаемся глубоко в превосходстве закона Христа над законом Синая. Например, Христос берет ветхозаветную заповедь: не прелюбодействуй и говорит, что грех прелюбодеяния Он видят уже в нечистых мыслях и греховных желаниях. Книжники и фарисеи привели ко Христу женщину, взятую в прелюбодеяния (Ев. Иоан. 8, 3). Они считали ее, согласно закону Моисееву, достойной побиения камнями. А Христос видел их сердца, исполненные нечистыми мыслями, и обратился к ним с весьма строгими словами: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ев. Иоан. 8, 7). В очах Христа они были, согласно Его закону, такими же прелюбодеями, как и приведенная грешница. Как мы должны беречь наше сердце от нечистых мыслей, от греховных желаний! Будем помнить, что перед лицом Христа грехом являются не только наши греховные дела, но и наши греховные мысли.

Далее мы слышим странные слова Христа, которые мы не должны понимать буквально: Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя. То же самое Он говорит и о правой руке. Христос хочет сказать, что даже такое ценное сокровище, как глаз, и такая полезная вещь, как наша правая рука, могут привести нас к погибели, если они будут отданы на служение греху. Единственное спасение - это предоставить члены нашего тела Господу и на служение Христу (Римл. 12, 1). Отданные в распоряжение Христа, члены нашего тела не будут соблазнять нас на грех, наоборот, они будут орудием чистоты и святости и средством для прославления нашего Искупителя. Не придется вырывать глаз, не придется отсекать руку, если они будут отданы на служение Христу!

Итак, мы видим, что закон Христа превосходит закон Ветхого Завета. Ветхозаветный закон осуждает за действия, за поступки, за преступления, выразившиеся в делах. Закон Христа проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Христос говорит о разных судах - о суде синедриона и о суде геенны огненной, который можно сравнить с судом Божиим. Слово Божие говорит, что есть дела, которые может разбирать или судить человеческий суд, то есть дела, в которых судьей может быть только Господь. Об этом Божием суде очень ясно говорит ап. Павел в 1 Кор. 4, 5: Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения.

Призыв Христа к совершенству

(Ев. Матф. 5, 31 - 48)

Что говорит Христос в Своей Нагорной проповеди о разводе? Чтобы понять строгие слова Христа о разводе, надо понять Его божественный, идеальный взгляд на брак и семейную жизнь. Христос хочет, чтобы брак был чистым и прочным и чтобы семейная жизнь не превращалась в развалины. Для предотвращения разрушения семьи Христос и преподал Свое строгое учение о разводе. Ветхозаветное время было строго к вопросу о разводе, и разводные письма давались без особых затруднений. Христос объясняет причину такого отношения ветхозаветного закона к разводам. Он говорит: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так (Ев. Матф. 19, 8). А как же было сначала? Христос и на этот вопрос дает ответ. Он говорит: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Ев. Матф. 19, 6). Так было сначала, такова воля Божия в отношении святости и незыблимости брака.

Послушаем, что говорит Христос о разводе. Он говорит: Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Для еще большего уяснения учения Христа о разводе необходимо прочесть также Его слова в Ев. Матф. 19, 9 Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует. Итак, по учению Христа, для развода может быть только одна причина: прелюбодеяние. В этом учении Христа о разводе, допустимом для Его учеников только по вине прелюбодеяния одной из сторон, сокрыта божественная цель Христа: сделать каждый брак прочным, незыблимым, чистым и непорочным.

Апостол Павел идет по стопам Христа в этом вопросе, когда пишет в 1 Кор. 7, 10 - М: Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем... и мужу не оставлять жены своей. А если разведется? То должна (или должен) оставаться безбрачною (или безбрачным). А еще лучше: Примириться с мужем своим (или с женою своею). Далее Христос говорит о клятве. Он говорит: Не клянись вовсе... но да будет слово ваше: да, да, нет, нет. Что хочет Христос сказать этими словами? Достигайте такой правдивости, чтобы люди верили вам без всякой клятвы. Такой правдивости достигайте, чтобы вам достаточно было сказать да или нет. Если же положена клятва при различных случаях жизни в человеческом обществе, то это говорит о том, что люди не пользуются еще таким доверием, чтобы им верили без клятвы.

Ученики Христа должны быть известны всему миру своей абсолютной правдивостью. И если бы это было так, то, конечно, от учеников Христа никто не требовал бы клятвы, и все удовлетворялись бы их словом да или нет.

А теперь поставим перед собой вопрос: имеем ли мы право требовать от людей абсолютного доверия к нам, христианам? Если мы правдивы, как наш Господь Иисус Христос был правдив, когда жил среди людей на нашей земле, тогда мы можем требовать абсолютного доверия к нам, без всякой клятвы с нашей стороны. Христос был так правдив, что мог о Себе сказать: Я есмь... истина (Ев. Иоан. 14, 6). Но, увы, мы не достигли еще такой правдивости. Наоборот, в нас еще много неправды. Мы говорим часто да, когда надо было бы сказать нет, и наоборот. Словами о клятве, о неупотреблении ее, Христос призывает нас именно к правдивости, к полной и совершенной правдивости.

Один брат спросил меня, почему среди десяти заповедей, данных Богом на Синае, нет заповеди не лги, то есть не говори неправды. Как бы мы ответили на этот вопрос? Десять заповедей, данных Богом на Синае, мог исполнить каждый израильтянин. Но освобождение от неправды возможно только при возрождении свыше и при исполнении силою Духа Святого, чего в Ветхом Завете еще не было. Что же касается Слов Христа не клянись вовсе, то они относятся к нашей частной жизни. Но поскольку люди не обладают полной правдивостью, в том числе и христиане, - государство и общество имеют основание требовать от них клятвы для подтверждения правды, то есть требовать присяги.

Ветхозаветные страницы Библии полны клятв Господних, то есть Его божественных обещаний. Но ведь в Боге нет неправды и Его клятвы основаны на абсолютной истине. Люди же полны неправды, клятвы могут быть клятвами ложными. Даже клятва апостола Петра во дворе первосвященника Каиафы, что он не знает Христа, была, ложной клятвой.

Теперь перед вами слова Христа: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. При способности человеческой природы в порыве гнева и мести за око или за зуб отнять даже жизнь, то есть убить человека, эта заповедь Ветхого Завета может считаться вполне справедливой. Но в Царстве Христа господствуют другие законы. Христос говорит: А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. Замечательные слова, смысл которых один: не воздавайте злом за зло! Требования Христа к Своим ученикам - очень высокие требования! Он говорит: Не противься злому. На удар тебя по щеке не отвечай ударом, а обезоружь злого подставлением ему другой щеки. Отнимает злой человек у тебя рубашку, смягчи его сердце отдачей ему и верхней одежды. Принуждает тебя злой человек идти с ним одно поприще, удиви его своей готовностью пройти с ним два поприща. Просящему у тебя и желающему занять у тебя - речь идет все о том же злом человеке дай, и этим покори его злое сердце. Такой высокий путь указывает Христос Своим ученикам для победы над злым человеком.

Но если злой человек ударяет не тебя, а твоего ближнего; если он отнимает не у тебя, а у твоего ближнего; если он незаконно принуждает не тебя, а твоего ближнего, - что делать тогда? Тогда для защиты обижаемого дана от Бога власть, начальник... который не напрасно носит меч (Римл. 13, 4) и имеет полное право, Богом ему данное, наказать делающего злое. Христос призывает Своих учеников к совершенству, которое должно выражаться в совершенной любви, подобной любви Божией. Он говорит: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.

Любите, благословляйте, благотворите, молитесь! За кого? за врагов, за проклинающих, за ненавидящих, за обижающих, за гонящих. Какой максимум любви требует Христос от Своих учеников! И ставит примером для них любовь Божию, любовь Небесного Отца, Который дает солнце и дождь всему человечеству, всем людям - злым и добрым, праведным и неправедным, тем, кто любит Бога, и тем, кто ненавидит Его. И такую наивысшую любовь Христос явил и Сам, когда на Голгофе, распятый на кресте, Он молился за тех, кто вонзил гвозди в Его руки и ноги.

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный, - говорит Христос. Бог есть любовь, - говорит Евангелие. И ученики Христа должны быть любовью для всех людей - добрых и злых, и даже для своих врагов. Но чтобы так любить, нужна сила Свыше, сила Святого Духа!

Ценность внутреннего христианства

(Ев. Матф. 6, 1 - 15)

Все ветхозаветные праведники стремились быть ревностными в трех направлениях: в творении милостыни, в молитве и в посте. Вот почему Христос в Своем учении тоже затрагивает эти три благочестивых действия. Он не освобождает от них и Своих учеников. Он считает их ценными и для Своих последователей. Но вместе с тем Христос указывает и на те опасности, которые сокрыты во всех этих трех благочестивых действиях. Эти опасности заключаются в том, что мы можем творить милостыню, можем молиться и поститься напоказ людям. - Послушаем, что говорит Христос о творении милостыни. Под милостыней мы должны понимать не только оказание помощи нищему, но и все добрые дела, которые мы делаем для блага наших ближних. Христос говорит: Когда творишь милостыню, не труби перед собой. Не твори добро только с одной целью чтобы люди увидели, какой ты добрый, и восхваляли тебя за твою доброту. Именно эта опасность кроется, по словам Христа, во всех ваших добрых делах. Опасность - трубить о сделанном нами добре! Наши добрые дела не должны быть средством для прославления самих себя.

Христос хочет, чтобы наши добрые дела прославляли Отца нашего Небесного (Ев. Матф. 5, 16). Конечно, доброе сердце трудно скрыть и добрые дела сами по себе издают какой-то таинственный свет, который люди видят, какой-то аромат, который чувствуют все. Но Христос говорит не об этом, - Он хочет, чтобы была удалена от нас труба, в которую мы сами трубим, провозглашая о том, как мы хороши, как мы прекрасны, какие мы добрые христиане... Христос хочет, чтобы Его ученики делали много добра на земле, но без трубы, без шума, без искания славы себе.

Христос показывает нам фарисеев, которые творили милостыню в синагогах и на улицах, то есть в людных местах, чтобы их видели люди и прославляли за их показную доброту. На их примерах Христос хочет показать, как не должны поступать Его ученики. Он призывает вас к величайшей скромности и к самому глубокому смирению, говоря: Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, то есть не хвались даже перед самим собой.

Пусть видит твое доброе сердце и твои добрые дела Бог, видящий тайное, то есть все побуждения и намерения, с которыми ты творишь то или другое добро. Бог придает значение только нашему внутреннему состоянию, состоянию нашего сердца, а не внешнему выражению вашего лица. Для нашего Господа Иисуса Христа ценно наше внутреннее христианство.

Христос принес нам славное учение о молитве. Как в Своем учении о добрых делах, так и в учении о молитве Христос предупреждает: не молиться напоказ, не делать молитву экспонатом на выставке наших христианских добродетелей. И снова Христос приводит в пример фарисеев, которые в синагогах и на углах улиц, то есть в самых людных местах, любят останавливаться и молиться напоказ, чтобы показать себя людям особенно праведными и святыми. Христос учит Своих учеников молиться не так. Он говорит: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне . Этими словами Христос хочет сказать каждому ученику Своему и каждой ученице Своей: стремись так молиться, чтобы было только два существа - Бог и ты.

Как-то за границей я зашел в громадный католический собор. Это было днем, когда не было богослужения. Я обошел этот величественный храм, кругом ни души... полнейшая тишина... И вдруг в темном углу этого грандиозного здания я вижу горячо молящуюся женщину. И я подумал с умилением: эта душа здесь одна с Богом! Но для молитвы наедине с Богом не нужно даже и безлюдного храма. Мы все имеем благодатную комнату, которую можем закрыть и создать в ней безлюдье. Это ваше сердце, это наш внутренний храм. На самом людном месте наше сердце может в любое время сделаться безлюдным и превратиться в комнату молитвы, где каждый из вас может быть наедине со Христом. Вот к какой молитве призывает вас Христос.

В Своем учении о молитве Христос дает нам совет: не быть многословными. Христос говорит о многословных молитвах язычников, которые думают, что чем больше слов в молитве, тем молитва лучше, тем она угоднее Богу. Увы, многие христиане думают так же, как и язычники, и стараются быть как можно более многословными в своих молитвах, чем утомляют и себя и других. Христос говорит, что Небесный Отец знает нужды Своих детей на земле. А поэтому Ему не нужно наших многословных молитв.

Бог смотрит не на количество добрых дел, которые мы делаем, и не на количество слов, которые мы говорим Ему в наших молитвах, - Он смотрит на наше внутреннее состояние, на состояние нашего сердца. Вот почему в нашей христианской жизни бывают молитвы даже совсем без слов, как бывают в музыке песни без слов. Молитва без слов - Это общение со Христом без слов, и даже такое общение со Христом бывает очень сладостным, что мы все знаем по опыту.

Уча вас молиться, Христос дал нам образец самой немногословной молитвы в молитве Отче наш. Даже для самого вдумчивого и проникновенного произнесения этой молитвы достаточно одной-двух минут. Но содержание этой короткой молитвы весьма и глубокое. В вей соединены и глубина, и широта, и высота. На каждую просьбу в этой образцовой молитве произнесено множество проповедей и написано множество книг. Это поистине молитва всех молитв!

Рассмотрим кратко эту чудную молитву данную нам Христом. Начинается она словами: Отче наш, сущий на небесах! О чем говорят нам эти слова? О том, что мы должны молиться не ангелам и не праведникам, а Самому Богу, и во время нашей молитвы мы должны видеть только Его!

Да святится имя Твое. Имя - это значит: все существо Бога, все Его свойства - Его всемогущество, Его святость, Его справедливость, Его премудрость, Его любовь. Святить Его имя - это значит прославлять Его, прославлять Его чудные божественные свойства, прославлять Его божественную красоту. Ученики Христовы должны больше всего искать славы имени своего Господа. В этом прославлении Бога - главная цель христианской жизни.

Да придет Царствие Твое. Царствие Божие приходит двояко: тихо и незаметно приходит оно в сердце человека при, рождении свыше, при возрождении от Духа Святого. И Царствие Божие придет видимо, с великим торжеством и в сияющей славе, когда совершится второе пришествие Христа.

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Этими словами мы просим об исполнении воли Божьей на земле так, как она исполняется ангелами на небесах. Мы просим, чтобы волю Божию начали исполнять те, которые ее сегодня еще не исполняют, а те, которые ее исполняют, делали бы это еще лучше. Ведь в исполнении воли Божией - наше счастье, наша радость и наше блаженство!

Хлеб наш насущный дай нам на сей день. Хлеб - это самая малая, ню и самая необходимая нужда нашей жизни. В понятие хлеба мы должны включить все наши нужды - и одежду, и жилище, и свет, и тепло. Прося о хлебе, мы просим о всех ваших телесных нуждах.

И прости нам долги наши. У нас много долгов перед Богом нашим. И к нашим долгам ежедневно прибавляются все новые долги. Вот почему мы каждый день должны просить о прощении Богом наших долгов. Наше ежедневное покаяние пред Богом изгонит из наших сердец всю нашу самоправедность и все наше самомнения.

Как и мы прощаем должникам нашим. Вот в этих словах может скрываться наша неправда, поскольку мы не любим прощать нашим должникам. Но запомним раз и навсегда: мы не должны ожидать прощения от Бога наших долгов, если мы не прощаем долгов наших ближних. Будем всегда помнить слова Христа: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений наших (Ев. Матф. 6, 15).

И не введи нас в искушение. Эти слова должны наполнить нас сознанием нашей духовной немощи и способности пасть под натиском любого искушения; любое искушение может привести вас к падению и поражению. Вот почему как сигнал предупреждающей сирены звучат слова апостола Павла: Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10, 12).

Но избавь нас от лукавого. Эти слова должны всем нам напоминать, что искуситель наш диавол - не вымысел и не фикция, а реальная злая личность, подстерегающая нас повсюду.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь. Этими словами мы выражаем нашу веру в Иисуса Христа как во Властелина неба и земли и как в Царя царей и Господа господствующих (Откр. 19, 16), Которому должна принадлежать вся слава вселенной.

Молитва Отче наш должна, как и все наши молитвы, исходить из глубины нашего внутреннего человека, - только тогда она будет истинной молитвой.