Выход

ГОЛГОФА

Как можно смотреть на крест Голгофы?

Ев. Лук. 23, 35 - 37

И стоял народ и смотрел. Как мог смотреть этот народ на распятого Христа и на все, что происходило на Голгофе? Трудно определит внутреннее состояние даже одного человека, а тем более целой толпы народа. И все же можно оказать, как смотрел народ на Голгофе.

Одни смотрели на распятого Христа с явной насмешкой. Да, так написано в Евангелии: Насмехались же вместе с ними и начальник? говоря: других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, из бранный Божий. Конечно, нельзя сказать, что насмехался весь народ который смотрел на Голгофе.

Другие смотрели без насмешки, но с презрением. Третьи смотрел: с равнодушием. Четвертые - с непониманием и пожиманием плечами Еще другие, без сомнения, смотрели с состраданием и сочувствием. Но одно можно сказать с полной уверенностью, что любопытство привело на Голгофу все это множество народа. Любопытство, которое и до се го дня привлекает толпы народа ко всякому несчастному происшествию, где бы оно ни произошло.

И стоял народ и смотрел... Голгофа не пустует и сегодня. На Голгофе стоит все человечество и смотрит... смотрит на распятого та Христа. Но как оно смотрит? Так же, как смотрел народ в те часы, когда там висел на кресте Спаситель мира - Иисус Христос. На лица всего человечества, окружающего сегодня Голгофу, можно видеть те же насмешки и презрение, то же равнодушие, то же непонимание и пожимание плечами от недоумения. Но и то же сострадание и сочувствие.

Однако на земном шаре есть народ особый. О нем говорит апостол Петр в своем Первом послании 2, 9 - 10 такие слова: Вы - род избранный... народ святой, люди взятые в удел... некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда не помилованные, а ныне помилованы. Вот этот народ Божий тоже стоит на Голгофе и смотрит - неуклонно смотрит на распятого там Христа.

Как же смотрит народ Божий на распятого на Голгофе Спасителя? Его внутреннее состояние описать нетрудно. В его сердце - самая горячая любовь к распятому Спасителю, непоколебимая живая вера в исцеляющую и спасающую силу Его ран и Его крови! В сердце народа Божия глубокое понимание значения жертвы Христа, Его страданий и смерти на кресте Голгофы! И народ Божий стоит на Голгофе, но стоит на коленях у подножия Креста Христова. Среди презрения и равнодушия великого множества людей к распятому на Голгофе Христу народ Божий исполнен к Нему глубочайшим благоговением.

Но на Голгофе, в часы страданий Спасителя мира, народа Божьего еще не было, за исключением нескольких Его друзей. Христос был в полном одиночестве - не понятый даже апостолами. И трудно сказать, понимала ли все значение жертвы Христа на Голгофе Его родная мать, стоявшая у подножия Его креста; или Его любимый ученик - апостол Иоанн. Ведь мы знаем, как апостол Петр хотел удержать Христа от Голгофы, когда сказал Ему: Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! А как Христос желал, чтобы ученики Его понимали значение Голгофской жертвы. На Тайной Вечере, совершая хлебопреломление, Он объяснил им значение Голгофы, а именно: тело Его будет предано за них; кровь Его будет пролита за их (Ев. Лук. 22, 19 - 20).

И стоял народ и смотрел... Но, стоя и смотря на распятого Христа, чего не видел народ? Он не видел добровольности жертвы Христа! Он не видел того, что Христос очутился на Голгофе по Своей доброй воле; что Он пошел добровольно на Свой позорный крест, на эти невыразимые страдания, на это незаслуженное поношение.

/Народ на Голгофе не понимал, что Христос Сам захотел все это перенести, потому что другого пути для нашего опасения е было. Царь Ирод со своими воинами излил на Христа свой смех (Ев. Лук. 23, 11). Это же сделали и воины Пилата. Начальники народа иудейского также излили на Христа свой смех. Таков путь нашего искупления, путь странный и непонятный для человеческого ума, но путь Богом избранный, как говорит ап. Павел в 1 Кор. 1, 19 - 27: Иудеи требуют чудес, и эллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов безумие, для самих же призванных, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков. Премудрость Божия избрала для покорения человеческих сердец не меч и огонь, а любовь Христа, отдавшего Себя на жертву ради нашего спасения. И именно любовью распятого Христа привлечено к Нему неисчислимое количество человеческих душ.

Мы понимаем причину смеха, который раздается на Голгофе. Ведь нам понятна радость священников и первосвященников: они радуются, что избавились от ненавистного для них Христа. Он теперь бессильный висит на кресте... Нам понятна и причина презрения народа, который стоял на Голгофе и смотрел: народу Христос казался таким жалким и бессильным. Они увидели, что достаточно четырех гвоздей, чтобы Христос, называвший Себя Сыном Божиим и Мессией, оказался пленником Голгофы - бессильным, чтобы сойти со креста. Это кажущееся бессилие Христа и вызывало презрение у толпы на Голгофе.

Но мы снова посмотрим на великое множество тех, которые с глубоким благоговением стоят сегодня перед крестом Голгофы и смотрят с горячей любовью на распятого Спасителя. Мы слышим их радостную песнь: Ты... заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему (Откр. 5, 9 - 10). Среди стоящих на Голгофе и смотрящих на распятого Христа детей Господних могут быть те, которые потеряли радость спасения. А радость опасения может быть утрачена по двум причинам: или по причине тайного греха в сердце, или по причине лаодикийского состояния, то есть оставления первой любви ко Христу. Поэтому испытаем себя: какими мы стоим сегодня на Голгофе и как мы смотрим на нашего распятого Спасителя - с ликующей ли радостью спасения в сердце или с поникшим от печали лицом?

Для всех утративших радость спасения есть молитва псалмопевца Давида, утратившего тоже однажды радость спасения вследствие допущения греха в своей жизни. Эта молитва гласит: Омой меня и буду белее снега; отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои; сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня; возврати мне радость спасения Твоего (Пс. 50, 9 - 14).

Тайна всех тайн - смерть Христа на Голгофе

1Петр. 1, 10 - 12

Рождение Христа было великой тайной благочестия (1 Тим. 3,16). Ведь нет в истории человечества второго человека, который родился бы так, как родился Спаситель мира Христос. Жизнь Христа на нашей земле является тоже необыкновенной жизнью. Второй такой жизни не было, нет и не будет. Но и смерть Христа - единственная среди всех смертей человеческих. Мы можем с полным правом назвать смерть Христа на Голгофе тайной всех тайн во вселенной.

В каком смысле смерть Христа является тайной? В том смысле, что она еще не познана в полноте даже ангелами, которые, по словам 1 Петр. 1, 12, желают проникнуть, то есть проникнуть в эту тайну всех тайн.

Смерть Христа - эти два слова стали для нас такими привычными, что в величайшем факте смерти Сына Божия мы перестали видеть какую бы то ни было тайну. Но если мы возьмем непривычные для нас, но столь же верные два слова, а именно: смерть Эммануила, то событие Голгофы облекается тут же в великую тайну. Эммануил - это значит: с нами Бог, и смерть Эммануила - это значит: смерть Бога. А Библия, говоря о Боге, прежде всего говорит о Его бессмертии. И мы никогда не поймем великой тайны Голгофы, пока не поймем, что на Голгофском кресте умирал не Бог и не человек, а Богочеловек, то есть Бог, ставший через сверхъестественное рождение человеком. Бог жил на нашей земле как Богочеловек, и Бог страдал и умер на Голгофе как Богочеловек. В этом и заключается тайна всех тайн на Голгофе.

Пойдемте в Гефсиманский сад, где мы поймем, что значит Христос как Богочеловек. Исаи. 18, 3 - 6: Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, - они отступили назад и пали а землю. Здесь мы видим в полной мере божественную силу Христа как Бога. Но что мы читаем дальше? Тогда воины и тысяченачальник и служители иудейские взяли Иисуса и связали Его. Каким беспомощным стоит Он теперь перед нами. Здесь мы видим Христа как Человека.

В этом же Гефсиманском саду мы видим и другую картину, показывающую нам Христа как Богочеловека. В Ев. Лук. 22, 50 - 51 мы читаем: И один из них ударил раба первосвященнического и отсек ему правое ухо. Тогда Иисус сказал: оставьте, довольно. И коснувшись уха его, исцелил его. В этом чуде, совершенном в Гефсимании, мы видим Христа как Бога. Но когда мы читаем слова: И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать (Ев. Матф. 26, 37), то видим уже человеческую сторону Христа.

Вот перед нами суд над Христом у первосвященника Кайафы. И здесь мы видим Христа как Богочеловека. Первосвященник задает Христу вопрос: Скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: ...сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных (Ев. Матф. 26, 63 - 64). Так мог сказать Христос, только будучи Богом. И тут же у Кайафы Христос стоит перед нами как человек, подобный всем человекам. Мы читаем: Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его то ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? (Ев. Матф. 26, 67 - 68).

Вот перед нами Христос на суде у Понтия Пилата. И здесь мы видим его как Богочеловека. Пилат спрашивает Христа: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего (Ев. Иоан. 18, 33 и 36). Это слова Христа как Бога. Но вот мы читаем дальше: Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову... и били Его по ланитам... Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! (Ев. Иоан. 19, 1 - 5). Пилат не ошибся: Христос - и Царь небесного Царства, Христос - и Человек, подобный всем человекам, за исключением греха.

И вот мы на Голгофе. Христос пригвожден руками беззаконных (Деян. Ап. 2, 23). Но так же пригвождены и два злодея по обе стороны Христа. В этом отношении все трое занимают одинаковое положение на Голгофе. Но пригвожденный ко кресту Христос не просто человек: Он страдает и умирает как Богочеловек! Разве это слова человека, которые говорит Христос разбойнику: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Ев. Лук. 23, 43). И тут же на Голгофе мы слышим из уст Христа чисто человеческое слово жажду, свидетельствующее о Его человеческой Природе. Под знойными палящими лучами палестинского солнца Он начал испытывать жгучую жажду, которую испытывали бы и мы с вами, если бы очутились в положении Христа на Голгофе.

И все же страдание Христа на Голгофе - это страдание не простого человека, а именно Богочеловека. Мы читаем: Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце (Ев. Лук. 23, 44 - 45). Возьмем всю историю человечества: чья смерть сопровождалась таким таинственным явлением в природе, как трехчасовая тьма среди яркого дня? Ответ один: только смерть Христа! Далее мы читаем: И вот, завеса в раме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись... (Матф. 27, 51 - 52). Только смерть Христа сопровождалась такими чудесами - разрывом завесы в Иерусалимском храме, землетрясением и воскресением некоторых из умерших. Да, искупление грешников мира смертью Христа на Голгофе является поистине тайной всех тайн, в которую желают проникнуть ангелы неба, а также стремимся проникнуть и мы - любящие Христа.

Христос посреди двух злодеев на Голгофе

Ев. Лук. 23, 32 - 33

И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Можно ли думать, что Христос случайно был распят посреди двух злодеев? Разве у нашего великого Бога могут быть случайности? Конечно, нет, тем более на Голгофе. В день смерти Сына Божия Иисуса Христа. Все события Голгофы были предусмотрены и предопределены Самим Богом, и никому из людей не было дано изменить что-либо в божественном плане спасения грешников. Мы читаем о Голгофе в Деян. Ап. 4, 27 - 28 такие слова: ...поистине собрались в городе сем на Святого Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.

Приказ Понтия Пилата гласил: распять Христа с двумя злодеями, причем посреди них. И воины Пилата выполнили этот приказ: они распяли Христа и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Но почему так случилось? Почему Он был распят среди злодеев? Потому что Бог бодрствовал над Своим пророчеством, произнесенным устами пророка Исайи: И к злодеям был причтен (Ис. 53, 12), то есть к злодеям причислен. Пророк Исайя жил за 750 лет до Рождества Христова, значит, это пророчество о распятии Христа посреди двух злодеев было пророчеством весьма древним. Как странно: непрочный, безгрешный Христос висит на кресте посреди двух порочнейших преступников; исполнивший весь закон очутился среди великих безаконников, нарушавших и божеские и человеческие законы... Но именно так предопределил Бог, а что предопределяет Он, то совершается точно, без малейшего изменения. О непреложности и вечности Слова Божия мы читаем в Псалме 118, 89: Навеки, Господи, Слово Твое утверждено на небесах.

Перед нами очень важный вопрос: почему предопределил Бог Спасителю мира место посреди двух злодеев? Конечно, для этого были самые веские основания, и наша задача - вникнуть в них и понять их. Почему же Христос был причтен к злодеям? Почему Он был распят среди двух злодеев? Понтий Пилат, выведя к народу окровавленного Христа с терновым венком на голове, сказал: Се, Человек! Это значит: посмотрите на Него, какой Он истерзанный и жалкий. На Голгофе Пилат мог бы сказать народу о распятом нашем Спасителе те же слова: Се, Человек - посмотрите на Него, как Он опозорен: Он делит участь преступников, разбойников, злодеев... Он лишен всякой славы - большего позора нельзя себе представить! Христос, Который в Своей первосвященнической молитве молился словами: Ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Ев. Иоан. 17, 5), - Он должен был прийти к этой Своей вековечной славе через величайшее унижение и через величайший позор на Голгофе.

То, что Христос занял на Голгофе место посреди двух злодеев, говорит о том, что он стал нашим заместителем. Как это понять? Он занял на Голгофе наше место! По нашим грехам и преступлениям оно было предназначено нам. Но слава и благодарение Христу - Он занял Сам наше место и понес на Себе наш грех и все возмездие за него (Ис. 53, 12), открыв этим всем грешникам земли широко двери рая и возможность получения полного прощения от Бога.

Христос, распятый посреди двух злодеев, - не есть ли это самая правдивая картина глубоко падшего человечества, которое не нашло для своего величайшего Друга и Благодетеля другого места, как только посреди двух злодеев? Глубже опуститься в своем падении человечество не могло.

Христос посреди двух злодеев, из которых один принимает жертву Христа и получает спасение и жизнь вечную, другой отвергает жертву Христа и идет в погибель, - не есть ли это драматическая картина всего человечества, которое разделилось в отношении Голгофы на два лагеря: принявших спасительную жертву Христа и отвергших ее. Подумаем только: оба злодея находятся в одинаковом положении; оба видели и слышали одинаково все то, что творилось на Голгофе в течение шести часов страдания там Христа; оба были одинаково испорчены до мозга костей; оба страдали в одинаковой степени; оба умирали и обоим была предоставлена одинаковая возможность принять Христа как Спасителя от возмездия за свои грехи. И все же: один принимает Христа, а другой отвергает Его. И это повторяется до сего дня: при одних и тех же обстоятельствах жизни одни падают к ногам Христа и просят прощения своих грехов, другие остаются совершенно равнодушными ко Христу и к Его великой Голгофской жертве. Люди слушают одну и ту же проповедь, о одни уходят из дома молитвы в слезах раскаяния и умиления, другие с полнейшим равнодушием и холодом в своем сердце. В чем же дело? Может быть, прав богослов Кальвин, который учил, что одних Бог предназначил к спасению и поэтому они обязательно примут Христа; а других Бог предопределил к погибели и поэтому никакие проповеди не приведут их ко Христу? Нет! Слово Божие говорит ясно и определенно: (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4).

Но Слово Божие говорит также, что человек спасается принятием верою Христа как Спасителя. Нет опасения без покаяния, без обращения ко Христу и принятия Его верою в сердце. Поэтому ответственность за спасение каждого грешника лежит не на Боге, а исключительно на самом грешнике. Христос повелел проповедовать Евангелие, то есть радостную весть о совершенном на Голгофе спасении, всей твари (Ев. Марк. 16, 15). Если Христос повелевает проповедовать спасение всей твари, то есть всем людям, значит, спасение предназначено для всех людей. Христос говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Ев. Марк. 16, 16). Христос примет каждого грешника, который придет к Нему с покаянием, хотя бы он был покрыт язвами греха от подошвы ноги до темени головы (Ис. 1, 6).

Для второго злодея на Голгофе двери рая были одинаково широко открыты, как и для его товарища по грехам и преступлениям, но он не захотел войти в эти открытые для него двери рая.

Всем отвергающим Его и Его жертву, принесенную за грешников на Голгофе, Христос говорит такие слова: Вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь (Ев. Иоан. 5, 40). Вот где, по словам Христа, причина погибели грешника: в его нежелании прийти ко Христу и получить от Него жизнь вечную.

Мы не должны также забывать, что Голгофский крест, вернее, умерший на нем за наши грехи Христос влечет каждого грешника к Себе, как Он Сам говорит в Ев. Иоан. 12, 32 - 33: Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. И кто же является первым, кого привлек к Себе распятый Христос? Ответ гласит: распятый по правую сторону Христа злодей.

Се, Человек! - на горе Голгофе

Ев. Иоан. 19, 1 - 6

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его ...Голгофа связана навеки с именем Понтия Пилата. Его имя попало даже в так называемый Апостольский символ веры, в котором о страданиях и смерти Христа сказано так: ...пострадал при Понтии Пилате, был распят и умер и погребен... Если мы познакомимся с характером и жизнью Пилата, то нам станет очень ясно его поведение в отношении Христа.

Пилат был крайне честолюбивый чиновник Рима, который ради своей личной карьеры мог пойти на что угодно, на любую жестокость, на любое преступление против человечности. Он причинил иудейскому народу много страданий, оскорбляя на каждом шагу его религиозные чувства и проливая кровь иудеев по всякому, даже малейшему, поводу. В конце концов он стал ненавистнейшим человеком и для иудеев, и для галилеян, и для самарян. Иудеи неоднократно жаловались на его злодеяния в Рим, и в ответ на эти жалобы он получал порицания и выговоры. В результате, он стал бояться иудеев, и иногда заискивал перед ними и угождал им, - лишь бы только они не посылали на него жалоб в Рим. Вот почему мы читаем в Ев. Марка 15, 15 такие слова о Пилате: Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса бив, предал на распятие.

Но почему Пилат так искал отпустить Христа и с такой неохотой предал Его на распятие? Это очень интересный вопрос, и история Пилата дает на него ясный ответ. Пилат имел прекрасную жену по имени Клавдия Прокула. Он очень уважал ее. В доме Пилата были служанки, которые были приверженцами Христа и признавали Его Сыном Божиим и Мессией. Они свидетельствовали о Христе жене Пилата, и она стала тоже приверженкой Христа. Теперь нам будут особенно понятны слова в Ев. Матфея 27, 19: Между тем, как сидел он (Пилат) на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

Нет сомнения, что и сам Пилат смотрел на Христа как на праведника и в глубине души уважал Его, что видно из его слов: Невиновен я в крови Праведника сего; смотрите вы (Ев. Матф. 27, 24). Но страх потерять свой почетный и выгодный пост заставил Пилата поступить против своей совести и осудить Христа на распятие. И все же он потерял свой пост: был судим в Риме и сослан и в конце концов покончил жизнь самоубийством.

Теперь мы вернемся к словам Евангелия: Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Почему же Пилат велел бить Иисуса? Не из желания причинить Ему боль; ведь в доме Пилата, как мы видели, Христа почитали за Мессию, и сам Пилат уважал Его. У Пилата были две цели, которые побудили его так поступить с Иисусом.

Оглядываясь на Рим, на свое начальство там, он хотел показать, что Христа, приведенного к нему на суд иудеями, он так или иначе наказал. А смотря на злобствующую толпу иудеев, требующую казни Иисуса, он хотел разжалобить их видом измученного, избитого Христа. Таким мучительным для Иисуса путем Пилат хотел добиться Его освобождения. Можно не сомневаться в том, что Пилат не присутствовал при бичевании Христа. Он удалился на время в свои покои. Но когда он, по окончании бичевания, вышел и взглянул на Христа, - он увидел, что воины его перестарались: они не только нанесли Ему больше ударов, чем полагалось, но они также возложили на Его голову терновый венок, одели Его в багряницу и дали палку в руку Ему, что совсем не полагалось делать.

Возможно, Пилат вспыхнул от гнева при виде такого беззакония своих воинов, но он успокоился тут же, когда подумал: о, такой вид Христа не может не разжалобить иудеев. И вот он выводит к ним Христа: истерзанного, в терновом венке, в багрянице, с тростью в руке, и произносит свои знаменитые слова: Се, Человек! Что означает: посмотрите на Него - как Он несчастен, как Он измучен, сколько Он перенес страданий! Но вместо жалости Пилат слышит крики:- Распни, распни Его! Пилат потерпел неудачу с указанием на Христа в терновом венке.

Но Христа в терновом венке ставит перед человечеством все Слово Божие, Дух Святой и проповеди и свидетельства детей Господних. И что же мы видим? Миллионы грешников, которые были растроганы таким видом Христа, пали к Его ногам и получили прощение своих грехов во имя пролитой на Голгофе Крови. И наши каменные сердца были разбиты видом лика Христа, обагренного кровью и увенчанного колючим тернием.

Иногда мы начинаем сомневаться: прощены ли нам грехи, спасены ли мы, имеем ли мы жизнь вечную? И тогда Дух Святой ставит перед нами Христа в терновом венке, Христа, висящего на кресте и умирающего в невыразимых муках за наши грехи. Указывая на Него, Дух Святой говорит сомневающейся душе: ты сомневаешься в твоем спасении? Посмотри на Него, посмотри на раны Его - залог твоего спасения!

Иногда мы бываем готовы совершить грех, и тогда Дух Святой снова указывает нам на раны Христа, на Его терновый венок и говорит: ты хочешь сделать грех и опечалить сердце Того, Кто ради тебя перенес такие страдания? А иногда что-нибудь или кто-нибудь начинает заслонять от нас Христа, как облачко, набежавшее на солнце, - и тогда Дух Святой ведет нас на Голгофу и, указывая на пригвожденного ко кресту Спасителя, говорит охладевающему в любви к Нему чаду Божию: ты хочешь полюбить кого-то больше, чем этого Страдальца на кресте?

Или когда мы под тяжестью какого-либо испытания становимся нетерпеливыми и начинаем роптать на Господа, - Дух Святой ставит снова перед нами образ Христа, с таким долготерпением несущего все Свои страдания, и говорит: подражайте Ему в Его долготерпении! Самой известной в христианском мире книгой после Библии является книга, которая называется: О подражании Христу. От своей первой страницы до последней она призывает подражать Христу во всем, но особенно в перенесении страданий.

А теперь я хочу сказать о последнем дне нашей жизни, о том дне, когда мы вступим в долину смертной тени. И в этой долине, полной мрака, перед нами засияет образ Христа в терновом венке, покрытого ранами Голгофы, и при виде Его долина смертной тени превратится для нас в самую солнечную долину.

Уксус в Голгофской чаше Христа

Ев. Иоан. 19, 28 - 30

Когда же Иисус вкусил уксуса... Распинаемые обычно мучились долго, прежде чем они умирали. Иногда их мучение продолжалось два-три дня. Но особое страдание доставляла им страшная физическая жажда. И как ни жестоки были их палачи-распинатели, но все же в ответ на слово жажду им подавался уксус для утоления их жажды. Вот почему на Голгофе стоял сосуд, полный уксуса. Когда воины услышали из уст Христа слово жажду, они тут же поднесли уксус к Его устам. Но мы постараемся, с Божией помощью, вникнуть в символику уксуса, в его иносказательный смысл.

Иисус вкусил уксуса. Уксус - это нечто весьма кислое, дающее себя сильно чувствовать. Что же Христос чувствовал особенно сильно? Какой уксус был примешан к Его Голгофской чаше? Не чувствовал ли Христос с особой силой измену одного из Своих учеников - Иуды Искариота?

Конечно, измена Иуды ранила очень глубоко сердце Христа. Мы поймем этот уксус в чаше Христа, если мы когда-либо имели друга, которому сделали много добра, оказали много любви и доставили много радости, и вдруг он изменил нам, начал поносить нас, ненавидеть и причинять нам одно зло за другим. Если мы пережили рану измены, то мы поймем страдание, которое пережил наш Спаситель от измены Иуды. То, что Христос был пригвожден ко кресту, - в этом была большая доля вины Иуды. И если мы до сего дня считали, что только воины вбивали гвозди в руки и ноги Христа, то сегодня мы должны понять, что в пригвождении Христа ко кресту участвовал и Иуда-изменник.

В Ев. Матф. 27, 35 мы читает: Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий. Почему Дух Святой, руководивший написанием Евангелия, побудил написать об одежде Христа, которую воины делили между собой на Голгофе? Возможно, по двум причинам. Во-первых, чтобы показать исполнение на Голгофе пророчества Псалма 21, 19: Делят ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросают жребий. Во-вторых, одежда была единственной собственностью Христа на земле. Он действительно, будучи богат, обнищал (2 Кор. 8,9).

Бедность, постоянные лишения, нищета были постоянным уделом Христа на земле. Это был тот уксус, который давал себя Ему постоянно чувствовать. Нота глубокой-глубокой скорби звучит в словах Христа, которые Он сказал однажды: Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Ев. Лук. 9,58). Христос приклонял голову в разных домах, но ни один из них не принадлежал Ему. Он пересекал Назаретское озеро и учил народ из лодок, но ни одна из них не была Его собственностью. Он въезжал в Иерусалим на осле, но этот осел не принадлежал Ему. Он был погребен в саду, но в чужой пещере. Однажды Ему нужно было уплатить подать, но у Него не оказалось даже двух драхм. Лишения и нужда на каждом шагу Его жизни, и только одежда - простая, бедная одежда была Его собственностью и говорила Его сердцу на Голгофе о глубокой нищете, которую Он переносил ради нашего обогащения. И эта нищета была тоже уксусом в чаше Его страданий.

Христос испил на Голгофе уксус одиночества. В каком смысле? Мы читаем о воинах на Голгофе: И, сидя, стерегли Его там (Ев. Матф. 27,36). Маленькая деталь, но говорящая о многом. От кого стерегли воины распятого Христа? Не только чтобы не допустить ухода Его с креста. Они стерегли Христа от Его друзей, стоявших тут же у креста Его, - от Его матери, от Его любимого ученика Иоанна, от Его учениц. Стерегли Его от их любви и ласки, от их сочувствия и помощи.

Разве эти друзья Христа не спустились бы к потоку Кедрону, который протекал у горы Голгофы, чтобы утолить жажду Христа не едким уксусом, как сделали это воины, а чистой живительной водой? Конечно, они сделали бы это неоднократно за шесть часов страданий Христа на кресте. Они с любовью отирали бы пот с лица любимого своего Господа. Но, увы, воины стерегли Христа от всякого оказания Ему любви и помощи. И Христос, при такой близости Своих друзей, оказался на Голгофе в полнейшем одиночестве. Он видел с Своего креста слезы в их глазах - слезы любви и сострадания, и эти слезы, с одной стороны, утешали Его, а с другой стороны, они причиняли Ему боль и порождали в Его сердце чувство особенно глубокого одиночества.

В кубке с уксусом, поднесенном к устам Христа на Голгофе, содержались капли невыразимо мучительных болей. Большинство болезней, которые испытывают люди, сопровождаются болями. Поэтому в жизни каждого человека боли разного рода являются как бы неприятным аккомпанементом. Причем каждый человек страдает от своих, свойственных только ему болей. Один человек подвергается особенно часто головным болям, другой ревматическим, третий - болям сердечным, четвертый - желудочным болям. Или боли эти чередуются.

Но распятый наш Спаситель подвергся одновременно почти всем болям человеческого организма. Именно на Голгофе исполнилось пророчество Ис. 53,4: Он... понес наши болезни. Мы никогда не должны упускать из вида эту совокупность всех болей, которые перенес наш Господь на Голгофе.

Но острее всего почувствовал Христос на Голгофе уксус смерти. От этого уксуса вкусили все миллиарды людей, покоящихся на кладбищах мира. И только два человека не вкусили смерти за все тысячелетия человечества: Енох и пророк Илия.

Только восхищение Церкви избавит искупленных детей Господних от вкушения смерти. Христос мог бы ее не вкушать, и не было силы во всей вселенной, которая могла бы положить конец Его жизни. Но поскольку только в смерти Христа вечная жизнь каждого грешника и только смерть Христа могла открыть закрытые грехом двери рая для человечества, Христос и захотел Сам умереть на Голгофе, на жестком древе позорного креста - без подушки под головой и без врача, ощупывающего биение пульса.

О желании Христа умереть для нашего спасения, о желании Его принести Себя добровольно в жертву ради нашего вечного счастья говорят так ясно слова в Ев. Иоан. 18,3 - 4: Иуда, взяв отряд воинов... приходит туда (в Гефсиманский сад)... Иисус же, зная все, что с Ним будет (то есть видя перед Собой все ужасы Голгофы), вышел и сказал им: кого ищете? Воины пали на землю, как мертвые. Христос мог бы пройти мимо их и уйти от них. Но Он простер руки Свои и дал связать Себя. И пошел на крест Голгофы, и выпил добровольно чашу смерти.

Наш Заместитель на Голгофе

Ев. Матф. 27, 26 - 31

Самым обычным явлением на земле являются человеческие страдания. Но страдания одного Человека - Иисуса Христа являются исключением из этого общего правила. Страдания Христа выходят из ряда всех человеческих страданий по двум причинам: во-первых, Его страдания являются страданиями абсолютно безгрешного Человека и, во-вторых, страдания Христа были перенесены для самой высокой цели - для искупления вины человечества перед Богом. Об этом Евангелие говорит очень ясно: Христос умер за грехи наши (1 Кор. 15,3).

Если мы возьмем телесные страдания Христа, то они превосходят страдания любого мученика на земле. Ни на одного мученика не выпало столько страданий за столь короткое время, как на нашего Господа Иисуса Христа. Ни на одного врага не изливалось столько злобы, столько жестокости, как на Христа Иисуса. При этом мы не должны никогда забывать, что Его тело было таким же телом, как тело любого из нас. И анатомически и физиологически Его тело не отличалось ни в чем от нашего тела. Его нервы были такими же чувствительными, как нервы любого человека на земле.

Пусть страдания Христа еще раз пройдут перед нами. Особенно мучительными страданиями были Его страдания у Понтия Пилата и на Голгофе. Мы должны знать, что у Понтия Пилата наш Господь Иисус Христос перенес двоякого рода страдания: во-первых, страдания, нанесенные Ему по приказанию Пилата; они были ужасны, когда Его бичевали римским бичом. Во-вторых, страдания, нанесенные Ему по прихоти воинов Пилата; они были не менее ужасными, чем бичевание по приказу Пилата.

Евангелие говорит ясно, что у Понтия Пилата Христос страдал дважды. Мы читаем: Тогда (Пилат), бив Иисуса, предал Его на распятие. Бив Иисуса - это страдание, нанесенное Христу по приказанию Пилата. А когда мы читаем: Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк, - это уже другое страдание Христа, нанесенное ему по прихоти воинов Пилата.

Подумайте только: Иисуса, утомленного бессонной ночью, приведенного из Гефсимании в синедрион, а из синедриона на суд к Пилату, избили, по приказанию Пилата, бичом, - и теперь, после таких страданий, Он очутился в руках римских воинов, известных своей особой жестокостью. И вот они приступили к истязанию нашего Господа: они собрали на Него весь полк. И, раздевши Его, надели на Него багряницу; и сплетши венец из терна, возложили Ему на голову... и, плевали на Него и, взявши трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

Но что значит распятие? Представим себе весь его ужас. Христа положили на крест, лежащий на земле. Сквозь Его руки и ноги пробили гвозди и пригвоздили Его таким образом ко кресту. После этого крест с Его телом был поднят и водружен в землю. И так Он висел в невыразимых страданиях - час, другой, третий, четвертый, пятый, шестой. Смерть при распятии не наступала мгновенно, потому что при этом роде казни не нарушался ни один жизненный орган. Но в конце концов сердце нашего распятого Господа не вынесло ...и Он умер. Умер после, шести часов мучительнейших страданий. Умер после шести часов висения на гвоздях под знойными лучами невыносимо жаркого солнца. И при таких страданиях - ни слова ропота или жалобы, а только молитва. Будем чаще созерцать страдания Иисуса Христа на Голгофе, чаще читать о них в Евангелии и больше размышлять о них.

Главная истина, которую должен понять каждый грешник на Голгофе, - это то, что Христос во всех Своих страданиях и смерти сделался нашим Заместителем. Об этом с необыкновенной ясностью говорит Писание. Шесть мест в Писании мы должны знать наизусть и хранить их в своих сердцах, как самые драгоценные слова, на которых зиждется наша вера в Иисуса Христа как в нашего Искупителя. Какие же это места Писания?

1. Ис. 53, 5 - 6: Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Господь возложил на Него грехи всех нас.

2. 1 Петр. 2,24: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды.

3. 1 Петр. 3,18: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных.

4. 2 Кор. 5,21: Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.

5. Гал. 3,13: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (более точный перевод этих слов гласит: Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием).

6. Евр. 9,28: Христос однажды принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих.

Вот фундаментальные истины Писания, которые наполняют наши сердца радостью спасения. На всем пути страданий Христа - до Его последнего вздоха на Голгофе - мы должны видеть в Нем нашего Заместителя. Каждый шаг Его на пути на Голгофу должен говорить всем грешникам мира: вместо вас, вместо вас!

В каждом страдании нашего Господа содержится определенное сокровище для всех нас. Во всем Его уничижении сокрыта наша вечная слава. В каждой Его ране сокрыто наше исцеление. В Его терновом венце сокрыт наш венец жизни. В снятой с Него одежде сокрыта наша белоснежная одежда Его праведности. Если Его осмеяли за то, что Он не спас Себя, то это для того, чтобы Он мог спасти нас. И если, наконец, Он умер, то это для того, чтобы мы жили во веки веков. Мир нашего сердца зависит от того, верим ли мы непоколебимо во Христа как в нашего Заместителя на Голгофе.

Созерцая внимательно страдания Христа, научимся всем нашим сердцем ненавидеть грех. Ведь грех, и только наш грех, был причиной всех невыразимых страданий Христа. Пусть же с Голгофы, из уст распятого Христа раздадутся слова Псалма 96,10: Любящие Господа, ненавидьте зло!