Выход

СИЛА СВЫШЕ — ДУХ СВЯТОЙ

 

«И Дух и невеста говорят: приди!.. Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Ей, гряди, Господи Иисусе!»

(Откров. 22, 17).

Во многих местах Библии говорится о Духе Святом. Но самые последние слова о Духе Святом находятся в том месте Писания, которое мы прочитали. Эти последние слова Писания о Духе Святом говорят о заключительной миссии Духа Святого на земле. Но если есть заключительное дело Духа Святого, то должно быть и начальное дело Его на земле. Мы должны подчеркнуть: на земле, так как Дух Святой действует не только на земле, — Он действует и на небе.

В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на нашу землю, и с этого дня начинается Его божественная миссия на земле. В чем заключается она? Христос очень ясно говорит, в чем будет заключаться великое дело Духа Святого на земле. Прочтем Ев. Иоан. 16, 14: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». О чем говорят эти слова Христа? О том, что вестью Духа Святого будет весть о Христе. Христос говорит: «...от Моего возьмет и возвестит вам». Дух Святой берет то, что есть во Христе, и возвещает все это миру.

Как же Дух Святой возвещает миру все, что есть во Христе, все, что Он слышит и получает от Христа? Христос говорит о Духе Святом: «...не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит...» От кого услышит? От Христа! «От Моего возьмет», — говорит Христос; то есть от Меня получит и возвестит вам. Как же Он возвестит? Через Евангелие и через проповедь Евангелия!

Весть Духа Святого о Христе через Евангелие — это одно из величайших дел Его на земле. Все, что мы знаем о Христе, мы знаем из Евангелия, из книг Ветхого и Нового Завета. Евангелие, Библия — единственный источник для познания Христа. Миллионы книг, в которых написано о Христе, имеют своим источником Евангелие. Евангелие написано евангелистами и апостолами. Но они были только орудием Духа Святого. А Дух Святой получил все Евангелие от Христа! «От Моего возьмет и возвестит вам...» «Не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит», услышит от Христа.

Одно из первых дел Духа Святого на земле — это написание Евангелия через евангелистов и апостолов; это изображение Христа на страницах Евангелия. Не всегда мы думаем о Духе Святом, когда берем в руки Евангелие. И не всегда мы думали, беря в руки Евангелие, что оно получено Духом Святым от Христа для передачи нам. Страницы Евангелия, созданные Духом Святым, полны славы Христа. Дух Святой — великий художник, нарисовавший в Евангелии невыразимой красоты образ Христа. Дух Святой действительно прославил Христа в Евангелии и продолжает Его прославлять через Евангелие.

Другим великим делом Духа Святого на земле является создание Им Церкви Христа для проповеди Евангелия и прославления Христа. Создание Церкви началось в день Пятидесятницы и продолжается до сего дня. Дух Святой вложил в сердца и уста апостолов Евангелие Христово, и они возвестили его тысячам, пришедшим в Иерусалим на праздник. Три тысячи душ приняли радостную весть о Христе в свои сердца и стали новыми людьми во Христе.

И с тех пор Дух Святой употребляет Евангелие и проповедь о Христе для возрождения все новых и новых душ, и эту работу над обращением душ ко Христу Дух Святой будет совершать до тех пор, пока не будет закончено создание Церкви. А Церковь — это великое общество свидетелей Христа, возвещающих Его красоту и славу. Говоря о Церкви, не будем забывать, что Дух Святой послан на землю, чтобы создать ее с определенной целью: проповедовать Евангелие и прославлять Христа.

«Он прославит Меня», — говорит Христос о Духе Святом. И мы видим, что для осуществления этой великой миссии — миссии прославления Христа — Дух Святой создал, с одной стороны, Евангелие, с другой стороны, Церковь Христа.

Что же говорит Дух Святой о Христе на страницах Евангелия? Каков Его образ в этой драгоценной Книге? Образ Христа, данный нам в Евангелии, полон сияющей красоты и славы. Ярко сияет перед нами в Евангелии характер Христа. В Своем смирении, кротости и любви Христос действительно прекраснее всех сынов и дочерей человеческих, когда-либо живших на земле.

Сердце Христа сияет белоснежной чистотой и святостью. В течение всех 33-х лет Его жизни на земле ни одна пылинка греха не нашла места в Его сердце. А Его учение? Это — солнце, озаряющее наш жизненный путь, это — светильник ногам нашим и свет стезям нашим. А Его дела, Его славные чудеса? Каждое из Его чудес — это светило лучезарное. А смерть Христа? Его Голгофский крест? Это яркий маяк для всех грешников, гибнущих в море греха. А воскресение Христа? Разве не полно оно божественного сияния? Вот этот сияющий небесной славой образ Христа в Евангелии является даром Духа Святого. Этот образ Христа Дух Святой взял от Самого Христа (вспомним еще раз слова Христа: «Он от Моего возьмет и возвестит вам».

Но Дух Святой прославил и прославляет не только Христа, пришедшего во плоти; Он прославляет и Христа грядущего. Образ Христа грядущего нам дан Духом Святым на страницах последней книги Библии — Книги Откровения Иоанна. Но образ грядущего Христа нам дан пока как образ пророческий. Вот почему мы видим его пока как бы сквозь тусклое стекло. Но мы увидим Его лицом к лицу, и слава грядущего Христа засияет перед нами еще ярче, чем слава пришедшего Христа. Вот почему последнее, что мы узнаем о Духе Святом из последней главы Откровения, является Его призывом ко Христу грядущему: «Приди!» «Приди!» — и яви всему миру и Церкви Твоей всю полноту Твоей божественной славы!

К этому призыву Духа Святого присоединяется и невеста Христа — Его искупленная Церковь, также жаждущая видеть всю полноту славы своего Искупителя. Дух Святой, прославляющий Христа пришедшего, жаждет прославить и Христа грядущего. Вот почему Он так жаждет пришествия Христа.

«Истине, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье» (Ев. Иоан. 3, 5). Так сказал Христос Никодиму. И в этих словах Христа нам дано учение о Духе Святом как о Творце нового сердца и новой жизни. Заметим, что Христос говорит о рождении свыше не только от Духа, но и «от воды». В беседе с самарянкой Христос называет эту воду «водою живою» (Ев. Иоан. 4, 10). А в Книге Откровения Иоанна эта вода называется «водою жизни» (Откров. 22, 17).

Что же это за «вода», «вода живая», «вода жизни»? Это — Слово Божье, через которое и от которого рождается вера, вера во все истины Священного Писания, как говорит ап. Павел в Послании к Римлянам 10, 17: «Вера от слышания, а слышание от Слова Божья». Так рождается новая жизнь в вас — через «воду жизни», то есть через Слово Божье, которое дух Святой делает живым и действенным в нашей жизни.

«Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ев. Иоан. 14, 16). Христос называет Духа Святого «Утешителем». Это значит, что Дух Святой несет утешение скорбящим и плачущим. Мы читаем в Псалме 33, 20: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь». Праведник имеет свои скорби, с которыми могут быть незнакомы другие люди. О скорбях одного такого праведника мы читаем во втором послании Петра 2, 7 — 8: «Праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил, — ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные». Скорбь праведного Лота — особая скорбь, и едва ли могло ему помочь человеческое утешение. В скорби, подобной скорби Лота, требовался другой Утешитель, а именно — Дух Святой; лишь Его бальзам мог смягчить боль души, которую переживал Лот.

Возьмем многострадального Иова. Трудно выразить словами, какие мучения — душевные и телесные — переживал этот ,праведник. Он потерял в один день всех своих детей — семь сыновей и три дочери. Он потерял все свое имущество в огне пожара, а сам заболел самой ужасной болезнью того времени — проказой. Три его друга — Елифаз, Вилдад и Софар — окружают его одр болезни. Но они молчат целую неделю, не зная, что сказать страдальцу в утешение, «ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов. 2, 13). Наконец они решились открыть свои уста и начали, один за другим, утешать Иова. Но их утешения оказались безрезультатными, и Иов, смотря на них, с горестью воскликнул: «Жалкие утешители все вы» (Иов. 16, 2).

Христос говорит: «Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя». Наши человеческие утешения часто остаются бесплодными, но слава Господу: есть Утешитель — Дух Святой, Который не только отирает наши слезы, но среди скорбей и испытаний наполняет наше сердце глубочайшей радостью. Действия этого небесного Утешителя, Духа Святого, мы видим в жизни македонских церквей, о которых ап. Павел пишет коринфянам: «Уведомляем вас, братья, о благодати Божьей, данной церквам македонским; ибо они среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью» (2 Кор. 8, 1 — 2). Кто был таким благодатным Утешителем для македонских церквей в их великих испытаниях? Ответ только один: это был Дух Святой, Который от Самого Христа получил название «Утешитель».

Что говорит Христос еще о Духе Святом? «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам!» (Ев. Иоан. 14, 26). «Когда же прийдет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ев. Иоан. 16, 13 — 14). Этими словами Христос говорит о Духе Святом как об авторе всего, что написано в святом Писании.

«Дух Святой... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам», — эти слова говорят о том, что только под воздействием Духа Святого могли быть написаны Евангелия и все другие книги Нового Завета.

«И будущее возвестит вам». Это значит, это все пророчества Библии, и особенно пророчества Книги Откровения Иоанна, написаны по вдохновению от Духа Святого.

«Он прославит Меня», — говорит Христос о Духе Святом. Речь идет не только о прославлении Христа Духом Святым в наших сердцах, но и о прославлении Его на страницах Нового Завета.

Христос говорит о Духе Святом: «Он шришед обличит мир о грехе и о правде, и о суде» (Ев. Иоан. 16, 8). Есть грехи, которые очевидны для всех, они бьют в глаза, и о них знает грешник даже без обличения. Но Христос говорит об одном грехе, который у людей за грех не считается. Он говорит: «О грехе, что не веруют в Меня». Этот грех разрыва со Христом — незаметный грех, но он порождает множество других грехов. И именно Дух Святой обличает в этом грехе — в грехе разобщения со Христом. И Он не только обличает нас в этом незаметном для глаз грехе, но и влечет наше сердце ко Христу, прививая нас к Нему, как ветвь к виноградной лозе.

Именно через Духа Святого мы становимся ветвями на виноградной Лозе — Христе (Ев. Иоан. 15, 1). Более тесного общения нашей души со Христом нельзя себе представить. Мы должны радоваться этой славной работе Духа Святого — Его обличению душ, находящихся вне Христа, и привитию этих душ к виноградной Лозе — Христу.

Христос говорит о Духе Святом как о силе: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый» (Деян. Ап. 1,8). Сила Святого Духа действовала и в ветхозаветное время, но главным образом в избранниках Божьих — в пророках и других мужах Божьих. Но со дня Пятидесятницы сила Святого Духа становится достоянием каждого возрожденного человека.

Возьмем для примера силу электричества. Эта сила: всегда была в природе; о наличии ее свидетельствовали грозы, зарницы, северные сияния... Но вот наступило время, когда эта сила стала достоянием каждого человека. В каждой комнате мы имеем теперь электрический свет.

Дух Святой — вовеки сущий. Но в день Пятидесятницы Он почил на каждом из первых учеников Христа. Он стал достоянием каждого сердца, любящего Христа. Дух Святой сошел на первых учеников Христа как сила, которая возродила их и сделала из них совершенно новых людей.

О великом событии дня Пятидесятницы — сошествии Святого Духа на первых учеников Христа — повествует нам вторая глава Книги Деяний Апостолов. Мы должны помнить, что Евангелие от Луки и Книга Деяний Апостолов написаны одним и тем же автором — евангелистом Лукой. Если взять описание первых учеников Христа на страницах Евангелия от Луки и, в Книге Деяний Апостолов, то мы увидим великую перемену в их характере и поведении. И эта разительная перемена в характере и поведении первых учеников Христа была бы для нас совершенно непонятна, если бы в драгоценной книге Библии не было второй главы Деяний Апостолов, повествующей о сошествии Духа Святого. Именно Дух Святой совершил эту разительную перемену в первых учениках Христа.

В чем же заключается великая разница между первыми учениками Христа до дня Пятидесятницы и этими же учениками после сошествия на них Святого Духа? До дня Пятидесятницы первые ученики Христа были очень непонятливыми учениками в школе своего Учителя Христа. Сколько Христос им говорил о том, что Ему надлежит пострадать и умереть за грехи мира, а они до самой смерти Учителя не понимали необходимости Его Голгофской жертвы. Христос много говорил им, что Он воскреснет, а они не верили в Его воскресение даже тогда, когда Он действительно воскрес. Христу пришлось показывать Свои пронзенные на Голгофе руки и ноги, чтобы убедить учеников в Своем воскресении.

А что мы видим после сошествия Святого Духа на этих непонятливых учеников Христа? Они из плохих учеников превратились в прекрасных и благословенных учителей и наставников Церкви, поучавших детей Божьих самым глубоким духовным истинам. Стоит взять их замечательные «послания», чтобы убедиться, как они были научены и просвещены Духом Святым, полученным ими в день Пятидесятницы. До дня Пятидесятницы первые ученики Христа были робки и малодушны. Мы знаем о их трусливом бегстве из Гефсиманского сада, когда взяли их Учителя. Мы знаем, как они запирались в горнице «из опасения от иудеев».

А что мы видим после сошествия на них Духа Святого? Тем самым людям, от которых они разбежались и от которых они запирались, они смело, без малейшего страха, сказали в день Пятидесятницы: «Сего (Иисуса), по определенному совету и предведению Божью преданного, вы взяли и, пригвоздивши руками беззаконных, убили». Какая смелость, какое дерзновение! И кто сказал эти слова? Петр, который так трусливо отрекался от Христа во дворе первосвященника.

Возьмем другой случай, о котором, мы читаем в Деян. Ап. 5, 40 — 42: «Призвавши апостолов, били их и, запретивши им говорить об имени Иисуса, отпустили их. Они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие; и всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе». А когда Савл терзал церковь в Иерусалиме и многие рассеялись по равным местам Иудеи и Самарии, — апостолы остались в Иерусалиме (Деян. Ап. 8, 1). Какая смелость, какое бесстрашие!

До дня Пятидесятницы апостолы были далеки от кротости и смирения своего Учителя — качеств, которые Он являл перед ними изо дня в день и которым научиться призывал их «от Него» (Ев. Матф. 11, 29). Апостолы были способны спорить между собою по вопросу о том, кто из них больше. Они могли желать гибели самарянскому селению за то, что оно отказало им в ночлеге, и нас удивляют слова апостолов Иакова и Иоанна, которые они говорят Учителю: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» (Ев. Луки 9, 52 — 55). Ответ Христа говорит о том, что Он недоволен отсутствием у них любви, кротости и смирения. Он говорит им: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать».

А что мы видим после сошествия Духа Святого на апостолов? Они исполнены Духа Христова, они стали похожи на своего Учителя. Даже враги «узнавали их, что они были с Иисусом» (Деян. Ап. 4, 13).

Мы знаем слова Христа о Духе Святом, которые Он сказал на Тайной Вечере: «Он (Дух Святой) прославит Меня» (Ев. Иоан. 16, 14). И мы видим в жизни апостолов после сошествия на них Духа Святого исполнение этих слов Христа! Дух Святой так прославил Христа, так озарил Его перед их глазами, что все существо их было охвачено Его славой, Его величием, Его красотою. Насколько Христос был прославлен Духом Святым в их сердцах, об этом можно судить по их «посланиям», полным яркого свидетельства о Христе. И Дух Святой продолжает прославлять Христа. В истории человечества XIX век считается веком величайшего расцвета науки, техники и искусства.

Казалось, что личность Иисуса Христа поблекнет перед таким ярким светом науки и искусства. Но этого не случилось, наоборот — никогда раньше, за исключением первого века христианства, человечество не слышало так много о Христе, никогда не писалось так много о Нем и никогда не звучало так громко Его имя на весь мир, на все человечество.

Чем это объясняется? Только одним: пророческими словами Христа о Духе Святом — «Он прославит Меня (Христа)!» Если Дух Святой прославляет Христа, то как Он может быть предан забвению, как Он может оказаться в тени?

Возьмем век, в котором мы живем. Культура расцвела еще больше; но, может быть, Христос забыт? Нет! Имя Его звучит еще громче! Библиотеки мира хранят миллионы книг, написанных о Нем. Его имя продолжает оставаться центральным именем. И все еще во всей силе стоит вопрос перед всем человечеством: «Что вы думаете о Христе?» (Ев. Матф. 22, 42). И почему это так? Ответ на этот вопрос только один: Дух Святой продолжает прославлять Христа! И будет прославлять Его из века в век! Все старания найти во Христе что-либо отрицательное остались безрезультатными. Он остается по-прежнему чистейшим и прекраснейшим среди сынов человеческих, — без единого пятна или порока.

Я хорошо помню время, когда на солнце были обнаружены пятна, — как много говорилось и писалось об этом! В Петербурге, на Марсовом поле, был установлен громадный телескоп, через который каждый мог убедиться, что это действительно так. Христос — Солнце правды, на Котором нет ни одного пятна. На Его учениках были и есть пятна, и даже очень большие. Но на Самом Христе ни одного!

Итак, если дело прославления Христа в руках Святого Духа, то Христос не может быть забыт. Если Дух Святой прославляет Христа, то мы понимаем, почему Его имя остается таким свежим и благоухающим, все таким же живительным, как и в дни апостолов. Если Дух Святой прославляет Христа, то нам понятно, почему миллионы людей и сегодня просыпаются с Его именем в своем сердце и засыпают с Его именем.

Дух Святой прославляет Христа на страницах Евангелия — на страницах четырех Евангелий: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Дух Святой прославляет Христа на страницах Книги Деяний Апостолов, на страницах всех посланий апостолов и, наконец, на страницах последней Книги Нового Завета — Книги Откровения Иоанна. Поэтому будем внимательны к тому, что говорит нам Дух Святой о Христе.

Что мы видим в день Пятидесятницы, в день сошествия Святого Духа? Первое, что мы видим в день сошествия Святого Духа, — это то, что Он сошел в виде огня. Второе — это то, что Он почил на каждом из детей Господних, находившихся в горнице. Лучшего образа, чем образ огня, Дух Святой не мог бы носить. Образ огня делает нам Духа Святого и Его работу такими понятными. Образ огня делает нам Духа Святого таким дорогим, таким желанным и таким необходимым! Образ Духа Святого как огня показывает нам, какое благословенное действие производит Дух Святой как в жизни всей Церкви, так и в жизни каждого чада Божья в отдельности. А то, что Дух Святой почил на каждом из детей Божьих, собранных в Иерусалимской горнице, — это говорит о разнице между ветхозаветным и новозаветным временем.

В ветхозаветное время Дух Святой почивал только на особых избранниках Божьих, на особых мужах веры и на особых служителях Божьих, каковыми были, например, пророки. Но пророчество Иоиля гласило: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть».

И вот в день Пятидесятницы мы видим исполнение этого пророчества. Дух Святой стал достоянием каждого верующего во Христа человека. В новозаветной Церкви каждое возрожденное сердце становится храмом живущего в нем Святого Духа (1 Кор. 6, 19).

Вникнем теперь в славный образ Духа Святого как огня. Я был очевидцем лесных пожаров, — вот где я видел силу огня. В горящем лесу пламя огня перебрасывается с одного дерева на другое до тех пор, пока лес не превращается в сплошное море огня. Страшное, но вместе с тем и величественное зрелище!

Дух Святой хочет огнем Своим охватить все области как жизни наших церквей, так ,и нашей личной христианской жизни. Мы знаем слова Христа: «Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Ев. Луки 12, 49). Но знаем ли мы, о каком «огне» говорит Христос? Он говорит об огне Святого Духа! Он говорит о низведении этого огня на землю в день Пятидесятницы! Он говорит о Своем желании, чтобы этот огонь разгорелся и, подобно лесному пожару, объял Своим божественным пламенем все церкви и всех христиан на земле!

Мы знаем уничтожающее действие огня. Каково уничтожающее действие огня Святого Духа? Он уничтожает грех в любой форме и в любом проявлении! Как в горящем лесу огонь перебрасывается от одного дерева к другому, — так Дух Святой Своим огнем сжигает один грех за другим в наших сердцах и в нашей жизни. У одного брата я видел список грехов, состоящий из семидесяти или восьмидесяти грехов, которыми могут быть порабощены дети Божий. Но этот список грехов можно было бы, согласно Слову Божью, увеличить во много-много раз. Так много грехов и недостатков в жизни каждого из нас! И чем ближе мы ко Христу, тем больше недостатков мы видим в себе, тем больше пыли мы видим в горнице нашего сердца. Так же как в залитой солнцем комнате мы видим бесчисленное множество пылинок, которых мы не замечаем, когда нет солнца с его сияющими и ярко озаряющими все уголки лучами. Огонь Святого Духа сжигает всякий грех — большой и/ малый!

Мы знаем зажигающее действие огня. С чем огонь соприкасается, то зажигается или согревается! Все наши церкви, все дети Божий нуждаются в новом огне любви ко Христу и Его делу. Многие верующие хотят видеть пылающие любовью ко Христу сердца у служителей Церкви. И правильно — искать пламенную любовь ко Христу прежде всего у служителей Церкви. Печальнейшее зрелище представляют из себя слуги Христа с потухшим, кратером сердца, из которого не бьет больше пламя любви к делу Божью.

Но сердце, «полное огня», должно быть основным качеством каждого христианина и каждой христианки. Такое сердце — сердце, полное огня, — дает только Дух Святой. Он зажигает наше сердце новым огнем любви ко Христу. Мы должны гореть любовью не только к нашему драгоценному Спасителю Иисусу Христу. Мы должны гореть любовью и друг ко другу. Как мало в наших церквах этой любви, и как много споров, распрей и разногласия. Себялюбие высоко поднимает голову, а заботы о других, ношения бремен друг друга так не хватает всем детям Божьим. Слова, которые мы поем о Церкви Христовой — «никто в ней не чувствует сирым, забытым себя никогда» — остаются лишь красивыми словами.

Как всем нам необходимо соприкосновение с огнем Святого Духа, чтобы нам возлюбить самой горячей любовью всех наших братьев и сестер, а также и тех, кто нас не любит, кто нас поносит, кто против нас враждует. Именно Дух Святой зажигает такую любовь в наших себялюбивых сердцах. Печально, но надо отметить, что в наших церквах все больше развивается любовь, которую я назвал бы любовью из симпатии, из влечения, из расположения к тем или другим человекам. О такой узкой, ограниченной любви апостол Павел пишет в 1 Кор. 1, 11 — 13: «От домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братья мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»... Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас?» Эту печальную картину мы видим и в наших церквах и будем ее видеть, пока не дадим огню Святого Духа выжечь в наших сердцах эту узкую партийность и зажечь ярким пламенем любовь к вашему единому Спасителю, Который спас нас всех Своей драгоценной Кровью, пролитой на Голгофе.

Огонь Святого Духа должен зажечь наши сердца горячей любовью к молитве. Мы все способны охладевать в молитве. Крылья молитвы у многих из лас опустились, и мы стали мало молиться. А где мало молитвы — там Мало благословения, там мало и успеха. Мы стали духовно слабыми, потому что мало черпаем в молитве силы у Бога. Благословенная тропинка, ведущая к престолу Христа, у многих детей Божьих поросла травой.

Необходим огонь Святого Духа, чтобы выжечь в наших сердцах это печальное равнодушие к молитве. Пусть Дух Святой зажжет огонь молитвы в наших сердцах и сделает всех лас пламенными молитвенниками!

Многие дети Божьи потеряли горячую любовь к Слову Божьему. Библия — это письмо небесного Жениха-Христа к Своей невесте, к Церкви. Равнодушие невесты к письмам жениха не говорит ли об охлаждении ее любви к нему? Охлаждение нашей любви к Библии не говорит ли об охлаждении вашей любви к Самому Христу? Нам нужен огонь Духа Святого, чтобы пламенно любить страницы Библии святой.