Выход

НАСЛЕДИЕ ЦЕРКВИ

 

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О НАСЛЕДИИ ЦЕРКВИ В НЕБЕСАХ

Петра 1, 3 — 5

Путешественники, побывавшие в стране, где жил Иисус Христос, говорят, что чувство неземной радости охватывало их, когда они созерцали места, связанные с жизнью, смертью и воскресением нашего Спасителя, и особенно Иерусалим, с которым связано так много евангельских событий. Но Евангелие повествует нам о «новом Иерусалиме» (Откр. 21, 2 и Откр. 21, 10). Мысль об этом «новом Иерусалиме» может вызывать и у нас, верующих, чувство невыразимой радости.

«Новый Иерусалим» — это надежда Церкви, и мы должны иметь ясное понятие о нем. Слово Божье говорит, что в нем хранится для нас, силою Божьей, через веру соблюдаемых ко спасению, наследство. Ап. Петр говорит, что мы, дети Божий, возрождены к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для нас. Ап. Павел в Послании к Евреям 10, 34 утешает детей Господних, потерявших свое земное имущество за веру в Иисуса Христа, такими словами: «.расхищение имения вашего (вы) приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее».

В Послании к Ефесянам 1, 18 мы читаем: «Просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых». «Дабы вы познали». Познать богатство нашего славного наследия во Христе — к этому призывает нас Слово Божье. Каково же это наследие? Ап. Петр пишет: «.к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах».

«Наследство нетленное». Что значит: «нетленное»? Это значит: не подверженное разложению, порче, гниению, это значит: никогда не исчезающее, вечное. Слово Божье многое называет нетленным. И прежде всего Слово Божье называет нетленным Самого Бога. Прочтем Римл. 1, 23: «И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку». Библия называет нетленным Слово Божье. Прочтем 1 Петра 1, 23: «Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божья, живого и пребывающего вовек».

В 1 Петра 1, 18 Кровь Христа, как цена нашего искупления, противопоставляется тленному серебру или золоту; это значит, что Кровь Иисуса Христа, пролитая на Голгофе, — нетленная кровь.

Слово Божье говорит о нетленных венцах; прочтем 1 Кор. 9, 25: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного». Итак: нетленный, вечно существующий Бог; нетленная, вечно существующая Кровь Христа; нетленные, вечно существующие венцы, как награда подвижникам Христа. Разве это все не нетленное наследие неба? Где гордые и величественные города: Ниневия, Вавилон, Сузы, древний Рим и многие другие? От них остались только развалины ил« раскопки. «Новый Иерусалим» — это нетленный, вечный город. Он так же вечен, как и его Творец — Христос. «Новый Иерусалим» — это тоже часть нетленного наследства, хранящегося в небесах для нас.

«Наследство чистое».Если «новый Иерусалим» является совокупностью нашего наследия в небесах, то он, как говорит Слово Божье, не только нетленный, вечный, но он и чистый.

В Откров. 21, 10 он назван «Святым Иерусалимом». «Он имеет славу Божью» (Откров. 21, 11). О чистоте «нового Иерусалима» мы читаем в Откров. 21, 18: «а город был чистое золото, подобен чистому стеклу»; ст. 21: «улица города — чистое золото, как прозрачное стекло»; ст. 27: «и не войдет в него ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи». «Новый Иерусалим» — это город, подобный чистому, прозрачному стеклу. Мы знаем, что .малейшая пыль загрязняет стекло и делает его тусклым, малопрозрачным. Нет! «Новый Иерусалим» подобен прозрачному, чистому стеклу, — в нем нет ни единой пылинки.

«Наследство неувядаемое».Творец «нового Иерусалима» Христос неувядаем: Он вчера, сегодня и вовеки тот же (Евр. 13, 8). Неувядаемо и наследие «нового Иерусалима». «Новый Иерусалим» — чистое золото (Откров. 21, 18). Почему золото? (Откров. 21, 18). Потому что золото не поддается так называемой коррозии — ржавлению, разрушению, изменению. Таково свойство золота.

Не увядает «древо жизни» в «новом Иерусалиме», оно зеленеет круглый годи двенадцать раз в году приносит плоды (Откров. 22, 2). Не будет увядания обитателей «нового Иерусалима» — ни внешнего, ни внутреннего, так как не будет ни болезни, ни смерти (Откров. 21, 4), и они будут царствовать во веки веков (Откров. 22, 5).

Наследство, хранящееся на небесах для нас. Если наше наследство хранится на небесах, то, значит, оно уже приготовлено. Все, что мы будем иметь в «новом Иерусалиме», на этом «третьем небе», все это приготовлено для нас страданием, смертью и воскресением Христа.

Прощение грехов, радость и счастье спасения, и новая жизнь во Христе и со Христом, — все это лишь начало спасения. Но на Голгофе совершено нечто большее, чем только избавление от ада. На Голгофе совершено наше полное спасение, то спасение, которое откроется нам в «новом Иерусалиме». Это спасение — полное и совершенное — откроется «в последнее время», как сказано в 1 Петра 1, 5.

Но что значит: в последнее время? «Последнее время», «последний день» — это, по Слову Божью, день пришествия Христа и день сошествия «нового Иерусалима» на «новую землю» (Откров. 21, 2). Вот почему «новый Иерусалим» является самой светлой надеждой Церкви, которой она живет на земле посреди бесчисленных трудностей, скорбей и огненных испытаний. Мы, к сожалению, слишком мало знаем наше наследие в небесах, наше полное и совершенное спасение, которое осуществится в «новом Иерусалиме» на новой земле. Так важно, чтобы этот «святой город» всегда сиял перед нашими очами и напоминал нам, что мы — странники и пришельцы на земле. Над домом, в котором жил великий проповедник Евангелия — Цинцендорф, была надпись: «Жилец этого дома имеет лучший дом на небесах». А мы? Мы с величайшим ликованием повторяем слова ап. Павла в 2 Кор. 5, 1: «Знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный», нетленную обитель в «новом Иерусалиме».

 

Наследие Церкви: нетление и бессмертие

1 Кор. 15, 53

«Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие». Когда произойдет это удивительное событие — облачение в нетление и бессмертие? Евангелие говорит, что это произойдет в день восхищения Церкви. Как это произойдет? Мы читаем в 1 Кор. 15, 52: «Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит и мертвые воскреснут нетленными, и мы изменимся». Это облачение в нетление и> бессмертие произойдет «во мгновение ока», то есть в один момент. «При последней трубе».«мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». В этих словах повествуется о двух событиях: о воскресении мертвых и изменении живых. А результат этих двух событий будет один: новое тело, нетленное и бессмертное.

Слова «нетление» и «бессмертие» относятся именно к новому телу. Не к душе и не к духу, ибо и душа и дух бессмертны. Смертно только тело человека; но новое тело будет нетленным и бессмертным. О «новом Иерусалиме» мы читаем в Откров. 21, 4: «.смерти не будет .болезни не будет». Нетление в новом Иерусалиме будет заключаться в отсутствии какой бы то «и было болезни тела и в отсутствии какой бы то ни было болезни духа. Нетление в новом Иерусалиме будет заключаться также в отсутствии старости со всеми ее атрибутами.

В чем заключаются атрибуты старости? В неуверенной походке, в отсутствии сил и энергии, в отсутствии крыльев и неспособности высоко летать. Но это атрибуты старости, свойственные только дряхлому телу. Не будем забывать, что в дряхлом теле может обитать юный дух. О старцах с юным духом говорится в Псалме 91, 15: «Они и в старости плодовиты, сочны и свежи». В новом Иерусалиме дряхлых тел не будет; новое тело не будет знать я и болезни, ни старости, ни смерти.

От чего же зависит вечная молодость духа и тела в новом Иерусалиме? Источником вечной юности, нетления и бессмертия в новом Иерусалиме является «древо жизни» — Христос, «вода жизни», истекающая от Него, и отсутствие греха и нечистоты. От этого же зависит наша молодость и духовная сила и на земле. Чем ближе мы к «древу жизни», то есть к драгоценной Личности Иисуса Христа; чем ближе мы к «воде жизни», то есть к славному учению Христа, и чем дальше мы от греха и порока, — тем мы моложе, сочнее и плодовитее.

Что же говорит Евангелие о новом теле, которое мы получим через воскресение и изменение в день восхищения Церкви? Прочтем Филип. 3, 20 — 21: «Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше (преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все». Итак, Евангелие говорит определенно: «уничиженное» тело наше, то есть наше теперешнее тело будет подобно «славному» телу воскресшего Христа. И это преображение нашего «уничиженного» тела в славное тело воскресшего Христа будет совершено «во мгновение ока» силою Христа.

Но каково же «славное» тело Христа, которое Он носит после Своего воскресения? Мы знаем мало о нем, но слова! Самого Христа достаточно ясно говорят нам о том, что из себя представляет Его славное тело и каким будет наше новое тело. Какие же это слова Христа? Прочтем их в Ев. Луки 24, 39 — 40: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги». О чем говорят эти слова Христа? О том, что славное тело Христа и после Его воскресения было «плотью», которую можно было осязать. Новое богословие склонно все, о чем говорит Библия, одухотворять, то есть превращать в дух, превращать в символы, в образы чего-либо. Эта символизация Библии может привести нас к неправильному пониманию учения Слова! Божья.

В отношении нового тела, тела после воскресения, Христос говорит очень ясно: оно будет «плотью», которую можно будет осязать. «Осяжите Меня», — говорит воскресший Христос, показывая ученикам Свое «славное тело». Не будем символизировать там, где это не делает Сам Христос. Значит, мы будем ходить по улицам нового Иерусалима в осязаемых телах, но нетленных и бессмертных. Тело, подобное телу Христа после Его воскресения, будет нашим славным наследием в будущей жизни.

«Мы изменимся». Это должно нас радовать, так как мы изменимся к лучшему, к более славному, более совершенному; от тленного и смертного к нетленному и бессмертному. Но если мы изменимся, то является вопрос: узнаем ли мы друг друга в вечности? Что говорит Слово Божье об этом? Оно говорит, что мы будем знать друг друга. Это сознание утешало сердце Давида, когда у него умерло любимое дитя. Прочтем 2 Цар. 12, 22 — 24: «И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне. И утешил Давид Вирсавию, жену свою». Такова была надежда псалмопевца Давида.

А что говорит Христос? Прочтем Его слова в Ев. Матф. 8, И: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном». О чем говорят эти слова Христа? О том, что за одним столом в Царстве Небесном будут возлежать люди, жизнь которых на земле разделена веками и даже тысячелетиями, но они будут знать друг друга. Например, мы, живущие сегодня, будем знать, что с нами за столом сидят Авраам, Исаак и Иаков. Но эти слова Христа говорят и о том, что* Авраам и его сын Исаак, Исаак и его сын Иаков, сидя за одним столом, конечно, узнают друг друга. Давид узнает свое дитя, хотя оно будет уже в совершенном возрасте. Но как же это случится? Христос откроет всем участникам Его небесной трапезы, кто возлежит за Его столом. Он познакомит нас друг с другом.

 

Наследие Церкви: слава Христа

Откр. 21, 23

«И город (новый Иерусалим) не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божья осветила его, и светильник его — Агнец». Слава Божья будет светом нового Иерусалима, и Церковь Христа будет жить во веки веков во свете этой славы, славы Божьей, славы Иисуса Христа.

Слава Христа, которую мы будем созерцать в новом Иерусалиме, принадлежит также к славному наследию Церкви. Это та слава Христа, о которой Он говорил Отцу в Своей первосвященнической молитве: «.прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ев. Иоан. 17, 5). Это та слава Христа, которую видят ангелы, окружающие престол Божий, ослепительный свет которого изображен словами Книги Откровения 4, 5: «И от престола исходили молнии». Вот этот престол, сияющий славою Христа, мы увидим в новом Иерусалиме, увидим без «тусклого стекла», которое застилает от нас здесь на земле полноту славы Христа. В чем же будет явлена нам ослепительная слава Христа в новом Иерусалиме? Это будет прежде всего слава Его божественной Личности. Это будет в полноте то, что мы в зачатке только видим на горе Преображения. Что же мы видим на горе Преображения? Мы видим там преображенного Христа. Каков же Он? Лицо Его сияет, как солнце (Ев. Матф. 17, 2). Одежда Его сделалась белой, блистающей (Ев. Луки 9, 29). Это сияние лица Христа, этот блеск одежд Христа будут во много, много раз сильнее в новом Иерусалиме. Это сияние славы нашего Господа будет таким сильным, что взоры всех искупленных будут натравлены к Нему, и ничто не сможет отвлечь нашего взора от Него.

Он, сияющий Христос, будет Центром нового Иерусалима. Слава Христа в новом Иерусалиме будет славой Его святости, перед которой закрывают крылами свои лица серафимы, а мы будем созерцать ее в глубоком благоговении. Но мы не только будем созерцать славу святости Христа, но наши голоса сольются с голосами ангелов, взывающих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф!» (Ис. 6, 3). Слава Христа будет славой Его божественной премудрости. Эта премудрость Христа явлена в Его творении. Чем больше наука изучает Вселенную и нашу землю, тем больше сияет премудрость Творца Вселенной — Христа. В новом Иерусалиме, где мы будем знать всю Вселенную так, как знает ее Христос — ее Творец, премудрость Христа будет сиять перед нами в ее полном блеске. Но премудрость Христа явлена не только в Его творении; она явлена и в путях, которыми Он ведет Свое творение. И эта премудрость Христа будет ярко сиять в новом Иерусалиме; настолько ярко, что искупленные Кровью Агнца возьмут в руки «гусли Божий» и запоют: «праведны и истинны пути Твои, Царь святых» (Откров. 15, 2 — 3).

Слава Христа будет славой Его любви. И в новом Иерусалиме мы будем видеть во Христе Агнца закланного. Его раны будут сиять перед нами и мы будем видеть наши имена, начертанные на Его пронзенных дланях. Мы познаем в полноте все значение Голгофского креста и наша песнь о Его драгоценной Крови будет звучать так, как она еще никогда не звучала на земле.

Слава Христа будет славой Его благодати. Той благодати, которую Он явил миллионам бедных, погибших грешников, даровав им прощение грехов и новое сердце через рождение свыше. Когда мы посмотрим в новом Иерусалиме на свои белоснежные одежды Христовой праведности и вспомним, в какой бездне греха мы утопали, — как ярко засияет тогда перед нами благодать нашего Искупителя.

Слава Христа будет славой Его божественной силы. Эту славу видели отчасти люди в дни жизни Христа на земле. Достаточно вспомнить брак в Кане Галилейской, где Христос претворил воду в вино, или Вифанию, где Христос возвратил жизнь смердящему Лазарю, или бурное Галилейское море, где Христос одним только словом водворил полнейший штиль. В новом Иерусалиме мы узнаем о всех чудесах Христа, совершенных Им за всю историю человечества. И мы возьмемся снова за «гусли Божий», чтобы радостно воспеть: «велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель!» (Откр. 15,3). Мы разделим славу Христа в новом Иерусалиме. Она будет отражаться в нас, как в зеркале. Об этом отражении славы Христа в нас очень ясно говорится в 2 Кор. 3, 18: «Мы все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу».

Об отображении славы Христа в Его искупленных говорят и драгоценные камни нового Иерусалима. Чем дороги драгоценные камни? Они дороги не своим составом, так как их состав самый простой и дешевый; в основном их состав — кварц, наиболее распространенный минерал в природе. В чем же тогда ценность драгоценных камней? В их свойстве отображать свет в разных цветах. Каждый драгоценный камень отображает свет в особом, присущем ему цвете. Сами по себе они не светятся, — они только отображают, подобно зеркалу, свет. В темноте их нельзя видеть; они приобретают цвет только при свете.

Какая чудная притча для христиан! Христианин или христианка обладают духовной красотой в зависимости от того, как они отображают Христа. Сами по себе, без Христа, мы — простой, невзрачный «кварц». Но когда в нас отображается Христос, мы делаемся «драгоценным камнем», каждый — в своем роде, в своем «цвете». Вот что означают драгоценные камни в новом Иерусалиме. Это дети Божьи, отображающие в великом разнообразии славу Христа.

Книга «Откровение Иоанна» говорит о двенадцати драгоценных камнях нового Иерусалима и называет их по именам: я спи с, сапфир, халкидон, смарагд, сардоникс, сардолик, хризолиф, вирилл, топаз, хрисопрас, гиацинт, аметист. Каждый из этих 12 камней имеет свой цвет, то есть отображает свет в свойственном ему цвете. Если их сгруппировать вместе, получится чудесной красоты гармония цветов, гармония красок. Так будет в новом Иерусалиме отображаться слава Христа в миллионах искупленных Им душ. Там не будет однообразия душ, ибо каждая душа будет отображать Христа в своем роде и поэтому будет сиять своим цветом. При мысли о славе Христа как драгоценном наследии Церкви пусть в наших сердцах звучат слова нашей чудесной песни: «Когда окончится труд мой земной, даст мне Спаситель навеки покой.Ах, что за радость Его увидать и вечно славу Его созерцать. Там многих встречу любимых друзей, чудно свиданье вдали от скорбей! Благость Христа будем все воспевать и вечно славу Его созерцать!»

 

Наследие Церкви: подобие Христу

1 Иоанна 3, 2

«Возлюбленные! мы теперь дети Божьи; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».

«Будем подобны Ему». Подобие Христу — это очень великое наследие Церкви. Ап. Павел подобие Христу называет «мерой полного возраста Христова». Прочтем Ефес. 4, 13: «.доколе все придем в единство веры и познания Сына Божья, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Ап. Павел говорит, что «мера полного возраста Христова» будет достоянием всех детей Божьих. Он говорит: «доколе все придем.в меру полного возраста Христова».

Когда же будет достигнуто нами полное подобие Христу? Слово Божье дает на этот вопрос очень ясный ответ: «Будем подобны Ему, потому что увидим Его». Когда мы увидим Его? Тогда, когда Он придет. Наше духовное состояние на земле характеризуется, во-первых, нашей любовью ко Христу и, во-вторых, нашей радостью во Христе. Мы любим Христа и мы радуемся в Нем, но у нас еще очень мало подобия Христу. Христос еще очень мало отобразился в нас. Но Слово Божье говорит очень ясно: «Мы будем подобны Ему».

«Подобны», но не равны Христу. Подобие Христу будет нашим уделом; но равными Ему мы никогда не будем. Мы — люди и навеки останемся людьми. Никакая духовная высота, никакое духовное совершенство не сделает нас Божествами. Бог — единый Бог и останется навеки единым Богом. И не будет ни на новом небе, ни на новой земле существа, равного Ему. Не превратимся мы, люди, и в ангелов, так как ангелы — бесплотные духи, а мы «получим новое тело. Итак: Бог будет Богом навеки; ангелы будут ангелами навеки; люди останутся людьми навеки. Уясним себе еще раз: нашим наследием в вечности будет подобие Христу, но не равенство Христу, ибо Христос есть истинный Бог.

В чем же будет заключаться наше подобие Христу? В 1 Кор. 15, 49 ап. Павел пишет: «Как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». Что это за «образ перстного» и что это за «образ небесного»? Образ перстного — это образ Адама, притом Адама падшего. Образ небесного — это образ Христа. Слово Божье говорит, что мы будем носить образ Христа. Слава Богу, что мы имеем образ Христа, данный нам Духом Святым на страницах Евангелия. И если мы будем знать образ Христа, то мы будем1 знать и образ, который мы будем носить в вечности; мы будем знать, в чем будет заключаться наше подобие Христу. Какое славное наследие Церкви — образ Христа.

Рассмотрим же образ Христа, данный нам в Евангелии. Прочтем Ев. Иоан. 1, 14: «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Вот образ Христа, полный небесной красоты. Благодать и истина — вот красота Христа. Благодать — это безграничная любовь. Истина — это абсолютная чистота, это абсолютная безгрешность. Возьмем1 эти два свойства Христова: Его безграничную любовь и Его абсолютную чистоту. Как мало у нас этих свойств Христа. Но мы будем Ему подобны: мы будем полными благодати, истины, любви и чистоты. Мы будем в вечности носить «виссон чистый и светлый». Так сказано в Откровении 19, 8: «Дано было ей (Церкви Христа) облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых». Мы будем подобны Христу в любви и чистоте.

В чем еще мы будем подобны Христу? Прочтем Ев. Матф. 11, 29: «Научитесь от Меня, ибо Я «роток и смирен сердцем». Кротость и смирение — вот в чем также красота образа Христа. Самая некрасивая черта в человеке — это грубость и гордость. Мы знаем, что гордость погубила самого красивого ангела, ставшего диаволом. Но вот перед нами Христос, призывающий нас научиться от Него кротости и смирению. Трудно достаются нам эти чудесные качества. Все снова и снова прорываются у нас гордость и грубость. Но обетование Слова Божья гласит твердо и ясно: «Мы будем подобны Ему». В отношении кротости и смирения мы достигнем «меры полного возраста Христова».

Что еще характерно для Христа? Он полн Царствия Божья. И нам говорит: «Ищите же прежде Царствия Божья» (Ев. Матф. 6, 33). В молитве «Отче наш» Он учит нас молиться: «Да приидет Царствие Твое». Многими притчами Он говорит о Царствии Божьем, желая научить нас жить интересами Царствия Божья. Но, увы, большинство верующих похожи на верующих, о которых ап. Павел пишет в Филип. 2, 21: «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу». Но в новом Иерусалиме Царство Божье займет все наше существо, как оно занимает все существо Христа. Мы будем жить Царством Божьим, его целями и задачами, и в этом отношении мы будем подобны Царю этого Царства — нашему Господу Иисусу Христу.

И наконец мы уподобимся Христу в Его непрерывном пребывании в Отце и Отца в Нем. Никто из людей не знал такого тесного общения с Богом, какое мы видим у Христа на протяжении всей Его земной жизни. Но в новом Иерусалиме мы будем в самом тесном общении с Богом, в непрерывном пребывании в Нем. И в этом отношении мы достигнем «меры полного возраста Христова».

Но в чем же будет заключаться расстояние между нами и Богом? В чем будет заключаться разница между Христом и нами? Расстояние между нами и Богом, разница между Христом и нами будет заключаться в отсутствии у нас свойств, присущих одному только Богу и Христу, как Богу.

Какие же это свойства, присущие только Богу? Это: всемогущество, вездесущность и всеведение. Если бы мы и в этих свойствах уподобились Христу, то мы сделались бы равными Богу и Бог перестал бы быть единым Богом. Но Он — единый Бог и навеки будет единым Богом. Мы же будем подобны Христу в тех свойствах, которые делают Его «прекраснейшим» из сынов человеческих (Псал. 44, 3).

 

Наследие Церкви: Царство Божье

Ев. Луки 12, 32

«Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». «Малым стадом» называет, Христос Церковь Свою. По сравнению с количеством людей, находящихся вне Церкви, Церковь Христа является действительно «малым стадом». Она — «малое стадо» и по ничтожеству, с точки зрения мира, ее членов.

О ничтожестве членов Церкви Христовой совершенно открыто говорит ап. Павел в 1 Кор. 1, 26: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных». Но как величественно наследие этого «малого стада», то есть Церкви Христа: «Царство», Царство Божье!

О каком «Царстве» говорит Христос? Какое Царство обещает Христос Своей Церкви? Библия говорит о трех видах Царства Божья.

О Царстве Божьем внутри нас; о тысячелетнем Царстве Христа; и о вечном Царстве Божьем на новой земле. Прочтем о Царстве Божьем внутри нас в Ев. Луки 17, 20 — 21: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божье, отвечал им: не придет Царствие Божье приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божье внутри вас есть».

Прочтем о тысячелетнем Царстве Христа в Откров. 20, 1 — 3; 6 стих: «И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет.блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет».

Прочтем о вечном Царстве Божьем на новой земле в Откр. 21, 1 — 3 и 22, 5: «И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними: они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.И будут царствовать во веки веков». Наследием Церкви Христа является Царство Божье во всех его трех видах. Царство Божье внутри нас является достоянием Церкви уже сегодня. Оно заключается в пребывании Христа в нас и в нашем пребывании в Нем.

Царство Божье внутри нас — это «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Римл. 14, 17). Это — незримое владычество Христа над всем нашим существом.

«Тысячелетнее Царство Христа» — это наследие Церкви после ее восхищения, после ее взятия с земли. Тысячелетнее Царство Христа — это царство Христа прежде всего над Церковью из Израиля, но благословения этого Царства будут достоянием и всех других народов, которые будут жить в это время на земле.

Тысячелетнее Царство Христа — это надежда израильского народа, питаемая многими пророчествами Ветхого Завета, и особенно пророчествами Исайи и Иезекииля. Прочтем одно из этих ветхозаветных пророчеств в Ие. 65, 18 — 25: «.вы (Израиль) будете веселиться и радоваться вовеки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью. И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею.и будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их.не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе, волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь». Так описывается тысячелетнее Царство Христа в Ветхом Завете. Оно будет на земле с центром в Иерусалиме, но царствовать над Израилем Христос будет с неба. И восхищенная Церковь будет царствовать с Ним и делить с Ним Его божественную радость, о которой говорит Исайя: «И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем».

Но свое полное наследие Церковь Христа получит в вечном Царстве Христа на новой земле, и центром его будет «новый Иерусалим». В новом Иерусалиме будет «престол Бога и Агнца» (Откров. 22, 3).

«Новая земля» и «новый Иерусалим» будут наследием и Церкви Христа из Израиля и Церкви Христа из язычников. Об этом говорят имена двенадцати колен израилевых (Откров. 21, 12) и имена двенадцати апостолов Агнца (Откров. 21, 14) в новом Иерусалиме.

Как родится «новая земля»? Слово Божье говорит, что она родится из очистительного огня последнего Суда Божьего, который очистит старую землю от всякого греха и беззакония, и не только землю, но и небо, запачканное падением ангелов. На новой очищенной земле будет обитать правда, так же как и на новом очищенном небе, о чем так ясно сказано в 2 Петра 3, 13: «.мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». Обновление и очищение земли от всякого зла и греха — это восстановление той земли, которая была до падения Адама и появления на ней греха. Но «новая земля», о которой говорит Откровение, будет прекраснее земли дней Адама и времени тысячелетнего Царства, потому что на ней будет «престол Бога и Агнца». Христос изберет землю для Своего вечного Царства на ней, и вместе с Церковью Своей будет царствовать на новой земле во веки веков (Откров. 22, 5). Мне кажется, там, где была Голгофа, будет и престол Бога и Агнца. И «малое стадо» — Церковь Иисуса Христа, прошедшая на земле раскаленные печи уничижения и страдания, будет разделять на новой земле всю славу и честь Христа. О «новом Иерусалиме» в Откровении Иоанна говорится, что он является городом «приготовленным». Мы живем во время его приготовления, то есть во время созидания Церкви Христа. Как в дни Соломона, «когда строился храм, на строение употребляемы были обтесанные камни, ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в храме при строении его» (3 Цар. 6, 7), — так и построение «нового Иерусалима», этого храма из «живых камней», происходит в безмолвной тишине. При тихом веянии Духа Святого одна человеческая душа за другой становится «живым камнем» нового Иерусалима, и так будет продолжаться до тех пор, пока не войдет в новый Иерусалим полное число язычников, то есть всех «предуставленных к вечной жизни» из язычников. А после работы Духа Святого над языческим миром начнется Его благодатная работа над «остатками» Израиля, чтобы и они «живыми камнями» вошли в величественное здание «нового Иерусалима». И тогда таким путем приготовленному «новому Иерусалиму», таким путем созданной Церкви Христа останется только, вместе со Своим Создателем Христом, сойти на обновленную землю — для участия в вечном Царстве Его.

 

Наследие Церкви: дом Отца

Ев. Иоан. 14, 1 — 3

Наследие Церкви в небесах — не есть ли это что-то очень далекое и мысли о нем не удалят ли верующего от земли и не сделают ли его плохим гражданином земного мира? Это очень серьезные вопросы. Каков будет наш ответ на них? Человек, обладающий радостью, будет всегда прекрасным гражданином земли, будет всегда трудиться с энтузиазмом. Радость, оптимизм, бодрость духа, вера в будущее — это великая сила в нашей земной жизни, это крылья орла, которые переносят нас через все горы трудностей. Противоположность радости, оптимизма — это уныние, пессимизм. Уныние подрезает наши крылья, уменьшает нашу трудоспособность, делает нас неприятными для наших ближних людьми.

А наша вера в наше наследие в небесах разве не наполняет нас величайшей радостью. Наша вера в нетление и бессмертие; наша вера в славу Христа, которую мы будем не только созерцать, но и разделять; наша вера в то, что мы будем подобны Христу в Его совершенстве; и, наконец, наша вера в то, что мы будем царствовать со Христом во веки веков, — разве эта вера не делает нас величайшими оптимистами. Желая не лишиться этого наследия, мы стараемся жить на земле лучше, чище, избегаем греха и всякой нечистоты, стремимся быть хорошими христианами, добрым примером для всех окружающих нас людей — в личной жизни, в семейной жизни, в общественной жизни, в труде и в исполнении всех наших земных обязанностей. Для всего этого нужна сила, и мы имеем ее во Христе, в вере в Него и в радости в Нем. В Библии есть замечательные слова, которые говорят нам о том, что радость в Господе является именно силой. Прочтем эти слова в Книге Неемии 8, 10: «Не печальтесь, потому что радость перед Господом — подкрепление для вас».

От нашего наследия в небесах, наследия «нетленного, чистого, неувядаемого», нас отделяет «река» — «река смерти». В наших евангельских песнях мы называем эту реку «Иорданом». Иордан в ветхозаветное время отделял ветхозаветную Церковь — Израиля — от ее наследия в Ханаанской земле. Вот почему новозаветная Церковь Христа взяла Иордан, как образ смерти. Смерть, отделяющая нас от небесного Ханаана, от наследия, хранящегося в нем для нас, является неприятной «рекой», воды которой и холодны и мрачны. Но переплывать ее предстоит каждому человеку на земле. Библия говорит только о двух людях, которые ее не переплывали, которые не вкусили смерти, это — Енох и пророк Илия. Даже Христос, Сын Божий, вкусил горечь смерти.

Если река смерти отделяет нас от драгоценного наследия в небесах, то надо нам несколько познакомиться с ней. Смерть — это самое неприятное событие в длинной цепи событий нашей земной жизни. Ожидание ее смущает сердце каждого человека. Очень многие стараются избегать думать и говорить о ней. Но это тактика страуса, который, чтобы не видеть опасности, стоящей перед ним, прячет голову под крыло.

Смерть — это опасность, подстерегающая всех людей, живущих на земле. Техника не изобрела еще такой брони, которая защитила бы нас от смерти. Смерть — это страшный диссонанс в симфонии нашей жизни. Подумать только: в одно мгновение она нарушает годами сложившееся течение нашей жизни, прерывает весь ход нашей жизни, разрушает чудесное здание нашего тела, одним ударом кладет конец всем нашим земным радостям, вызывает рыдания и стон у наших близких — родных и друзей. Ни одна скорбь, ни одно несчастье или горе жизни не вызывает таких слез, как смерть близкого человека. Смерть — это палач, который не щадит никого: ни младенца, который только что появился на земле, ни любимца матери — курчавого мальчугана или девочки с красивой косой; она не щадит ни стройного юноши, ни миловидной девушки, полной жизнерадостности. Но особенно смерть охотится за седовласыми старцами и старицами, и за больными, независимо от того, лежат ли они на одрах болезни или ходят по нашим улицам. Она найдет время, чтобы положить им конец. И смерть так обезображивает человека, что даже при самой горячей любви к умершему мы стараемся скорее удалить его из дома и предать земле.

Долгое время существовала поговорка: все дороги ведут в Рим. Без всякого пессимизма, но трезво и реально мы должны сказать: все дороги нашей земной жизни ведут каждого из нас к концу ее, скажем проще и понятнее — к смерти. Но вот раздается голос Христа: «Да не смущается сердце ваше». В жизни могут быть смущения, причем разного рода. Эти слова Христа «да не смущается сердце ваше» в разных переводах Евангелия имеют разные оттенки: «да не скорбит ваше сердце»; «да не устрашается ваше сердце»; «да не беспокоится ваше сердце»; «да не терзается ваше сердце»; «да не дрожит ваше сердце»; «да не пугается ваше сердце». Смерть больше всего способна смущать, устрашать, беспокоить, пугать наше сердце.

Христос, Который при виде Своей смерти взывал к Отцу об избавлении от «часа смерти» и душа Которого перед лицом смерти скорбела смертельно, Он знает, что смерть может страшить человека, не исключая и верующего человека. И поэтому Он указывает путь к избавлению от страха смерти. Какой же это путь? Он говорит: «Веруйте в Бога и в Меня веруйте!» Вера в Иисуса Христа изгоняет страх перед рекой смерти, такой холодной и мрачной. И особенно вера в то славное наследие, которое ожидает нас после смерти, может стать источником величайшей радости на одре смерти.

Обратим внимание, что Христос говорит еще об одном замечательном и чудесном наследии Церкви в вечности: это — дом Отца и его обители. Послушаем слова Христа: «В доме Отца Моего обителей много; а если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».

Что это за «дом Отца» со многими обителями? Это все тот же «новый Иерусалим», где мы будем проводить вечность и где мы будем со Христом во веки веков, то есть миллионы, миллиарды, триллионы лет и еще больше. Что такое миллиард лет? Это тысяча миллионов лет. А что значит триллион лет? Это значит: тысяча миллиардов лет. Мы не можем себе представить столь долгой жизни, но столь долгая, вернее бесконечная жизнь ожидает нас в «доме Отца», в «новом Иерусалиме». И в течение всех этих миллионов, миллиардов и триллионов лет Христос будет нашим счастьем, нашей радостью, нашей песней.

Мы поем наши песни о доме Отца, и одну из них мы знаем хорошо; она гласит: «Мой дом на небе, за облаками, где жизни новой уж нет конца; друзья, родные где будут с нами петь песни славы там у Отца. О дом небесный, где быть желаю, туда стремлюсь я, чтоб вечно жить; там буду Бога я вечно славить и в свете чудном Христу служить».

А о чем говорят нам «обители» дома Отца, и притом многие? О том, что места в доме отца хватит для всех желающих быть со Христом — сколько бы их ни было. Обители неба говорят нам не об обособлении искупленных в доме Отца, в новом Иерусалиме, а об их разнообразии и многообразии (I Петр. 4, 10). Семья Христа в доме Отца будет самым разноцветным полем, где мы увидим удивительное разнообразие цветов. Семья Христа будет грандиозным оркестром, в котором каждый участник издает свой звук.

Пусть нашей радостью при окончании земного пути будет сознание: иду домой — к Иисусу.