Выход

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ

 

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О СЛОВЕ БОЖЬЕМ

2 Тим. 3, 16

Перед нами вопрос: почему Священное Писание называется словом «Библия»? Слово «Библия» происходит от греческого слова «библос» или «библион», что означает: книга. Вот почему книгохранилища называются библиотеками. Слово «библион», то есть Библия, встречается в Новом Завете на греческом языке, а именно — в Евангелии от Луки 4, 16 — 17: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исайи; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано»... В греческом Евангелии сказано: «И Он, раскрыв «библион» (Библию)... Но почему греки назвали книгу словом «библос», «библион»? Потому что в глубокой древности книги писались на «папирусе», называвшемся также «библусом». Всюду, где в Евангелии стоит слово «книга», в греческом Евангелии стоит слово «библос» или «библион». Вот откуда произошло русское название Священного Писания: Библия.

Священное Писание называется также «Ветхим и Новым Заветом». Почему оно называется «заветом»? Потому что Ветхий Завет повествует о завете Божьем с ветхозаветной церковью — народом израильским, основанном на крови жертвенных животных. А Новый Завет повествует о завете Божьем с новозаветной церковью, основанном на Крови Христа. Мы знаем слова Христа на Тайной вечери: «...сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Ев. Луки 22, 20).

Библия называется также «Писанием» или «Писаниями». Из многих мест Библии, в которых стоит слово «Писание», мы прочтем два-три места: Ев. Иоан. 2, 22 — «когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это и поверили Писанию»; Римл. 4, 3 — «Ибо что говорит Писание? — Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»; 1 Кор. 15, 3 — 4 — «...Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был и что воскрес в третий день, по Писанию». Но есть много мест, где Библия называется «Писаниями», например: Ев. Матф. 22, 29 — «заблуждаетесь, не зная Писаний»; Деян. Ап. 17, 11 — «...они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания». В первые дни христианства христиане называли Библию «Писанием» или «Писаниями».

Но лучшим названием Библии является название: Слово Божье. Это название говорит о драгоценности Библии, о ее величайшем значении для церкви и мира. Прочтем несколько мест, в которых говорится о Библии, как о Слове Божьем: Ев. Марка 7, 13 — «...устраняя Слово Божье преданием вашим»; Римл. 10, 17 — «...итак вера от слышания, а слышание от Слова Божья»; 2 Кор. 2, 17 — «ибо мы не повреждаем Слова Божья, как многие»; Евр. 4, 12 — «ибо Слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого». Итак, Библия есть Слово Божье, через нее Бог говорит к людям.

Ап. Павел говорит: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». «Все Писание богодухновенно»... Как понимать эти слова? Что означает слово «богодухновенно»?

Богодухновенно — это значит: вдохновлено Богом. «Все Писание богодухновенно» — это значит: все Писание написано по вдохновению от Бога. Нам станет слово «богодухновенно» понятнее, если мы прочтем 2 Петра 1, 21: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой; но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым». Богодухновенность всего Писания заключается в том,, что писали его мужи Божий, будучи движимы Духом Святым. Это значит: Писание было написано по наставлению от Духа Святого и под руководством Духа Святого.

Как мы можем себе представить вдохновение от Бога, наставление от Духа Святого и рутоводство Духа Святого при написании всех книг Священного Писания? 13 словах ап. Павла о богодухновенности Писания указывается также и цель Библии: она дана Богом для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, для усовершенствования Божьих людей, для подготовки их ко всякому доброму делу. Все, полезное для этой цели, было бы невозможно дать в небольшой, доступной для каждого человека книге. Вспомним слова в Ев. Иоанна 21, 25: «Многое и другое сотворил Иисус, но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». Но как же случилось, что все Писание уместилось в сравнительно небольшой книге, которая нам известна как Библия? Ответ на этот вопрос один: в Библии дано то, что было угодно Богу и Духу Святому дать для нашего научения, обличения, исправления и наставления в праведности.

Библию писали люди, будучи движимы Духом Святым. Вот почему Библия является «Словом Божьим». Дух Святой заботился не только о содержании Библии, но и о том, чтобы содержание ее было истиной, и не просто истиной, а полезной истиной, необходимой как для спасения, так и для освящения человека. В Библии содержатся не только слова, сказанные Богом или Христом, но« и слова, сказанные людьми — не только праведными, но и нечестивыми, и даже слова, которые принадлежат сатане, как, например, при искушении Христа в пустыне. Описываются в Библии и дела как добрые, так и злые, а также и грехи праведников, как, например, Давида или ап. Петра. И во всей этой «откровенности» Библии цель Божья одна: обличение, предостережение, исправление и освящение наших сердец.

Дух Святой знает, что нужно для нашей пользы, что нужно для нашего спасения и что нужно для нашего освящения. И Он был движущей силой при написании книг Священного Писания. В результате перед нами Библия как «богодухновенная» книга.

Но Библия содержит и пророчества. Пророчества показывают нам картины будущего, как, например, первое и второе пришествия Христа. Одни пророчества уже исполнились, другие еще должны исполниться. Пророчества Библии являются «откровениями» Божьими, откровениями Духа Святого, откровениями Иисуса Христа. Последняя пророческая книга Библии так и называется «Откровением» и начинается словами: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать... чему надлежит быть вскоре». Исполнение пророчеств Библии будет самым ярким доказательством богодухновенности Писания.

Дух Святой не только Творец Писания, но и Наставник во всякой истине его. Мы знаем слова Иисуса Христа о Духе Святом в Ев. Иоанна 16, 13: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Для понимания, для разумения Писания необходима помощь Духа Святого, как божественного Наставника. Мы читаем во Втором Послании Петра 1, 20: «Зная... что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить (то есть понять) самому собою». Эти слова относятся не только к пророчествам, но и ко всем основным истинам Писания. Для понимания их необходимо просвещение от Духа Божья, озарение свыше. Вот почему нам должна быть дорога молитва Псалма 118, 18: «Открой очи мои и увижу чудеса закона Твоего».

 

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О БОГЕ

Ев. Иоан. 4, 24

«Бог есть дух». Эти слова Христа являются ответом самарянке на ее слова: «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Самарянка хотела знать, где же находится Бог: на горе Гаризим, где Ему поклонялись самаряне, или на горе Сионе, где стоял Иерусалимский храм, в котором Ему поклонялись иудеи? И Христос дает ей ответ: «Бог есть дух»! Эти слова Христа означают, что в Боге нет ничего материального, ничего телесного; Он является исключительно духовным существом. Как дух, Бог невидим для человеческих глаз, неслышим для человеческих ушей и неосязаем для человеческих рук. Как дух, Бог вездесущ; Он не связан никаким местом, никаким пространством и никаким временем. Бог — везде!

Как же понимать слова Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божью сотворил его» (Быт. 1, 27)? Ответ на этот вопрос дается во многих местах Писания, но мы откроем два места: Ефес. 4, 24 — «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины»; Колос. 3, 10 — «облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его». Наше подобие Богу заключается не в телесных наших качествах, а исключительно в духовных — в праведности, святости, познании и других духовных свойствах.

Если Бог есть дух, то что означают слова Библии о «деснице» Божьей, «руке» Божьей, об «очах» Божьих, «ушах» Божьих и других человеческих выражениях о Боге? Этими выражениями Библия объясняет на понятном человеческом языке, что Бог, являясь духом, действует, как бы имея десницу; видит, как бы имея очи; слышит, как бы имея уши. Без этих понятных нам выражений Бог, как исключительно духовное Существо, был бы для нас, людей, совершенно непонятен.

Как можно объяснить кажущееся противоречие между двумя местами Библии: Исход 24, 9 — 10 и Ев. Иоан. 1, 18? Прочтем эти два места. Исход 24, 9 — 10: «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное». Ев. Иоан. 1, 18: «Бога не видел никто никогда»... «И видели Бога»... «Бога не видел никто никогда». Как понять эти слова Библии? Ветхий Завет говорит нам, что Бог являлся людям не как Бог, ибо Бога, как духа, видеть нельзя физическими очами, о чем и говорится в Ев. Иоан. 1, 18, что Бога не видел никто и никогда.

Но Бог являлся людям в человекоподобном виде, каким Его и видели Моисей и Аарон, Надав и Авиуд: «...и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира». Еще чаще Бог являл Себя людям ветхозаветного времени в виде ангела — «Ангела Господня». Таким Он явил Себя Агари в пустыне (Быт. 16, 7); Аврааму у дубравы Мамре (Быт. 18 гл.); Аврааму же на горе Мориа (Быт. 22, 11); всему Израилю на пути в Ханаанскую землю (Исх. 14, 19); Маною и его жене (Суд. 13, 2 — 22) и другим.

Библия говорит, что Бог является Личностью. Не какой-то силой или влиянием, а Личностью. Это видно ясно из Исх. 3, 13 — 14: «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: «Я есмь Сущий (Иегова)». Итак, Бог открыл Моисею Свое имя: «Иегова», что значит: «Сущий». А в Откровении 1, 8 о Нем говорится, как о Том, Который «есть и был и грядет».

Библия всюду говорит о Боге, как о живом Боге, в отличие от идолов, то есть богов мертвых. Прочтем Иерем. 10, 10: «А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живой и Царь вечный». Библия говорит о любви Бога и о гневе Бога, то есть о свойствах, присущих только живой Личности. Библия говорит, что Бог является Творцом неба (то есть Вселенной), земли и человека (Быт. 1 гл.).

Библия называет Бога «Вседержителем» (Откров. 1,8). Она говорит, что «все Им стоит» (Колос. 1, 17); что «все из Него, Им и к Нему» (Римл. 11, 36). Библия называет Бога «Управителем Вселенной». Прочтем Иов. 34, 13: «Кто, кроме Его, промышляет о земле? И кто управляет всею вселенной?» Прочтем Псалом 66, 5: «Да веселятся и радуются племена! Ибо Ты судишь народы праведно, и управляешь на земле племенами». И еще — Притчи 16, 9: «Сердце человека, обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его».

Библия говорит, что Бог всеведущ. Мы читаем в 1 Иоан. 3, 20: «Бог... знает все» — прошлое, настоящее и будущее, — доказательством чего являются пророчества Библии. Ап. Павел восклицает в Римл. 11, 33: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божья!»

Библия говорит, что Бог всемогущ. Прочтем Иов. 42, 1 — 2: «И отвечал Иов Господу и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено». В Иерем. 32, 27 Бог говорит: «Вот, Я — Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?» Но, веря в Его всемогущество, мы не должны забывать о Его божественной воле; Он все может, но не все хочет.

Библия говорит, что Бог вездесущ. Прочтем Иерем. 23, 23 — 24: «Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь». Вездесущность Бога радует и ободряет нас и делает понятным нам обещание Христа: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Ев. Матф. 28, 20).

Библия говорит, что Бог безначален и бесконечен, то есть вечен. Об этом мы читаем в Псалме 89, 2: «Прежде, нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог». А в Псалме 101, 28 говорится: «Ты — тот же, и лета Твои не кончатся». У Бога нет изменения, как Он и Сам говорит: «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Малах. 3, 6) или как сказано в Послании к Евреям 13, 8: Он «вчера и сегодня и вовеки тот же».

Библия говорит, что Бог свят. Его абсолютная святость выражена словами 1 Иоан. 1, 5: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы». На протяжении всего Ветхого Завета речь идет главным образом о святости Бога.

Библия говорит, что Бог праведен и справедлив. Многое в истории человечества и в жизни отдельных людей может казаться нам непонятным и несовместимым с благостью и милосердием Бога; но Псалом 118, 137 говорит: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» и Псалом 144, 17: «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих».

И, наконец, Библия говорит, что «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4, 8). Высшее проявление любви Божьей заключается в том, что невидимый для человеческих глаз Бог, Бог, Который есть дух, «явился во плоти» (1 Тим. 3, 16) в лице Иисуса Христа. Явление Бога во плоти имело двоякую цель: открыть Бога людям, как сказано в Ев. Иоан. 1, 18 — «Бога не видел никто никогда; единородный Сын (то есть Иисус Христос)... Он явил (Бога)». И вторая цель явления Бога во плоти: умереть за грехи наши и примирить нас с Богом (Колос. 1, 22).

 

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О ИИСУСЕ ХРИСТЕ

Колос. 2, 9

Если мы возьмем все, что Библия говорит о нашем Господе Иисусе Христе, то перед нами будет «драгоценная жемчужина» с пятью гранями. Другими словами: перед нами предстанет Христос как Мессия Израиля, как Спаситель, как Учитель, как Судья и как Бог. То, что мы поставили Христа как истинного Бога пятой гранью «драгоценной жемчужины», не означает, что божественность Христа менее важное Его свойство, чем первые четыре стороны Его естества. Наоборот: божественность Христа — это самая сияющая грань «драгоценной жемчужины»; это высшее свойство нашего Господа Иисуса Христа; это самый яркий луч в «Солнце Правды», которым является Христос. Рассмотрим внимательно, что говорит Библия о каждой из пяти граней «драгоценной жемчужины».

Христос — Мессия Израиля. Слово «мессия» на еврейском языке означает: «помазанный». На греческом языке слово «помазанный» выражается словом «Христос». Вот почему Иисус носит дополнительное имя: Христос, то есть Помазанный или Мессия. Весь Ветхий Завет полон обетовании и пророчеств о пришествии Христа-Мессии. К древнейшим пророчествам о пришествии Мессии принадлежат пророчества Валаама и Моисея. Прочтем эти пророчества.

Вот пророчество Валаама в Книге Числа 24, 17: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля»... И вот пророчество Моисея в Книге Второзаконие 18, 15: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте».

И последний из ветхозаветных пророков — пророк Малахия говорит о пришествии Христа-Мессии такими словами: «Для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его». Слыша одно пророчество за другим о пришествии Мессии, израильский народ все снова и снова исполнялся надеждой на Его скорое пришествие, и из поколения в поколение был полон ожидания Христа-Мессии. Постепенно это ожидание Мессии распространилось и на другие народы, и Христос стал ожидаемым и желаемым всеми народами, как говорит об этом пророк Аггей (2, 7).

И наконец Мессия пришел. С каким торжеством возвестил о Его приходе ангел в Вифлееме: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос», то есть Мессия. Держа Младенца Иисуса в руках своих, Симеон возвещает о Нем, как о Мессии Израиля; он говорит: «видели очи мои... славу народа Твоего Израиля» (Ев. Луки 2, 32). С великим восторгом говорит Андрей, брату своему Симону: «Мы нашли Мессию, что значит: «Христос» (Ев. Иоан. 1, 41). На вопрос Иисуса, — за кого почитают Его апостолы, — Петр говорит: «Ты — Христос» (Ев. Матф. 16, 16). Савл после своего обращения ко Христу старался доказывать всем иудеям, что Иисус есть «Христос», что есть «Мессия» (Деян. Ап. 9, 22). Но, увы, большинство израильского народа не приняло и продолжает не принимать Христа как своего Мессию.

Христос — Спаситель мира. Как слово «Христос» означает «Мессия» (Помазанный), так слово «Иисус» означает «Спаситель». Предвещая рождение Христа от девы Марии, ангел сказал Иосифу: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Ев. Матф. 1, 21). Сам Христос очень ясно и определенно возвестил о Себе, как о Спасителе всех грешников. Вот Его слова: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Ев. Луки 19, 10).

Библия на протяжении всех своих страниц говорит, что Христос стал Спасителем всех грешников через жертву Свою на Голгофе, через смерть Свою на Голгофском кресте. Он — «Агнец Божий», взявший на Себя грех мира (Ев. Иоан. 1, 29). Он — «Агнец», закланный от создания мира (Откров. 13, 8), то есть Он был предназначен еще до создания мира стать Спасителем через «заклание» на Голгофе. Голгофский крест, на котором Христос стал Спасителем мира, проходит красной нитью через всю Библию.

Голгофа, как место нашего спасения, очень ясно показана в следующих словах Христа: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ев. Иоан. 10, 11). Где? На Голгофе! «Сын Человеческий пришел, чтобы... отдать душу Свою для искупления многих» (Ев. Матф. 20, 28). Где? На Голгофе! «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ев. Иоан. 12, 24). Где? На Голгофе! «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Ев. Матф. 26, 28). Где? На Голгофе! Итак, Христос — Спаситель, и спасение всех грешников Он совершил на Голгофе и только на Голгофе.

Христос — Учитель. Библия говорит, что Христос учил много. Он учил на улицах городов и селений (Ев. Луки 13, 26). Он учил на вершинах гор и на берегах Галилейского моря. Он учил в синагогах и в храме (Ев. Иоан. 18, 20). Он поучал персонально, как, например, Никодима или самарянку. Он учил и всенародно, когда вокруг Него собирались толпы людей.

В Его словах была божественная сила, которую чувствовали не только друзья, но и противники Его. Вот свидетельство противников о Христе, как об Учителе: «Никогда человек не говорил так, как этот Человек» (Ев. Иоан. 7, 463. Христос Сам подчеркивает эту сторону Своего естества. Прочтем Его слова в Ев, Иоан. 13, 13: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то»; и в Ев. Матф 23, 8: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос». Библия говорит, что учение Христа — это учение от Бога и учение Самого Бога. Так говорит Христос в Ев. Иоанна 7, 16 — 17: «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно»...

Христос — Судья. Библия говорит, что Христос — Судья праведный. Он — Судья всей земли, о Котором Авраам сказал: «Судья всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18, 25). Христос — Судья Вселенной, как сказано в Деян. Ап. 17, 31: «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную».

Христос — Судья Своей Церкви; об этом мы читаем в 1 Петра 4, 17: «Время начаться суду с дома Божья...» и в 2 Кор. 5, 10: «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».

Христос — Судья павших ангелов; об этом ясно говорится в Послании Иуды в 6-м стихе: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства... соблюдает... на суд великого дня». Библия говорит, что Христос является Судьей каждого человека; прочтем 1 Кор. 4, 4, где ап. Павел говорит: «судья же мне Господь».

И, наконец, перед нами Христос как Бог. Библия говорит, что Христос является Богом. Предвещая рождение Христа от девы Марии, пророчество Исайи гласило: «Младенец родился нам... и нарекут Ему имя: «...Бог крепкий...» (Ис. 9, 6). В Ев. Матф. 1, 23 мы читаем: «Се, дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог». Прочтем Ев. Иоан. 1, 1 и 14: «В начале было Слово... и Слово было Бог... И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». А вот что сказано в 1 Тимоф. 3, 16: «Беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти». Не менее ясно, что Христос есть истинный Бог, говорится и в Послании к Колоссянам 2, 9: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». Вот почему нас не удивляют чудеса, которые творил Христос на земле, ибо эти чудеса являются делами Бога. Познав Христа как Бога, нам остается только одно: вместе с ап. Фомой воскликнуть в радости наших сердец: «Господь мой и Бог мой!» (Ев. Иоан. 20, 28).

 

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О ДУХЕ СВЯТОМ

Ев. Иоан. 3, 8

Первое действие Духа Святого, о котором говорит Библия, — это сотворение Вселенной. О творчестве Духа Святого во Вселенной говорит нам первая страница Библии. Прочтем Быт. 1, 1 — 2: «Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою». В беседе с Никодимом Христос говорит о другом творчестве Духа Святого. Он говорит о рождении от Духа; это значит, что Дух Святой творит нового человека, то есть человека с новым сердцем. О творческой силе Духа Святого говорит и ап. Павел в Послании к Титу 3, 5: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Духом Святым».

Дух Святой не только творит новое сердце, но Он и поселяется в нем. Новое сердце становится храмом Духа Святого, как об этом ясно сказано в 1 Кор. 3, 16: «Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» Каждое дитя Божье, как бы оно ни было слабо и несовершенно, является храмом живущего в нем Святого Духа. Ведь даже «назвать Иисуса Господом», то есть Богом, нельзя без Духа Святого (1 Кор. 12, 3).

Библия говорит, что Дух Святой запечатлевает каждого верующего во Христа человека. Прочтем Ефес. 1, 13: «В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». «Запечатлены», то есть получили печать Святого Духа. Всякий документ приобретает силу, когда на нем стоит печать. Печать применяется для засвидетельствования верности и подлинности того или другого документа.

Истинность возрождения, истинность нашего сыновства Богу, нашей принадлежности Господу удостоверяется только присутствием Духа Святого в нашем сердце. Слово Божье говорит: «Кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Римл. 8, 9). Дух Святой — это поистине «печать», удостоверяющая, что мы, веруя в Господа Иисуса Христа, являемся детьми Божьими. Всякая печать имеет надпись, и печать Святого Духа имеет тоже свою как бы надпись. Слово Божье говорит, какая это надпись. Прочтем 2 Тим. 2, 19: «Твердое основание Божье стоит, имея печать сию: «познал Господь Своих». По «печати» Духа Святого, то есть по присутствию Духа Святого в сердце верующего человека познается, что он является «своим» Господу, что он принадлежит Господу. Ап. Павел в Послании к Римлянам 8, 16 говорит, что Дух Святой «свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божий».

Библия говорит, что Дух Святой может все снова и снова исполнять верующего во Христа человека. Возрождение от Духа Святого делает сердце возрожденного человека храмом Духа Святого. А исполнение Духом Святым дает возрожденному человеку особую силу, силу свыше, о которой Христос говорит всем Своим ученикам: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян. Ап. 1, 8). Ап. Павел пишет Ефесянам (5, 18): «Исполняйтесь Духом». Возрождение от Духа Святого делает нас детьми. Божьими; исполнение Духом Святым делает нас сильными в борьбе со грехом и в.служении Господу. Вот почему надо стремиться к постоянному исполнению Духом. В 7-й главе Послания к Римлянам мы видим человека, рожденного от Духа Святого, но не исполненного Его силою. А в 8-й главе этого же Послания мы видим человека не только возрожденного, но и исполненного Духом Святым.

Не исполненный силою Духа Святого человек вынужден говорить о себе: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Римл. 7, 19), а исполненный Духом Святым говорит: «Все... преодолеваем силою возлюбившего нас» (Римл. 8, 37). Исполнение Духом Святым ведет нас к чудесным плодам духа, которые перечисляются в Послании к Галатам 5, 22 — 23: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Христос называет Духа Святого Утешителем, Наставником и Обличителем. Прочтем Ев. Иоан. 16, 7: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам». Какая чудная миссия Духа Святого — нести утешение плачущим! Прочтем Ев. Иоан. 16, 13: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Наставлять на всякую истину — это тоже славная миссия Духа Святого. И еще прочтем Ев. Иоан. 16, 8: «И Он (Дух Святой) пришед обличит мир о грехе». Как мы все нуждаемся в обличениях от Духа Святого!

И еще об одной великой и славной миссии Духа Святого говорит Христос. Прочтем Ев. Иоан. 16, 14: «Он прославит Меня». Дух Святой прославляет Христа, рисуя перед нами Его дивной красоты образ.

Библия говорит, что Дух Святой является автором книг Священного Писания. Во Втором послании Петра 1, 21 мы читаем, что ?Бо^ии человеки», писавшие книги Священного Писания, были «движимы Духом Святым». Вот почему «все» Писание богодухновенно (2 Тим. 3,16).

Библия говорит о четырех грехах против Духа Святого. Какие же это грехи? 1) Противление Духу Святому. 2) Хуление Духа Святого. 3) Оскорбление.Духа Святого. 4) Угашение Духа Святого.

Возьмем грех противления Духу Святому. Мы читаем о нем в Деян. Ап. 7, 51: «Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы». Эти слова сказал Стефан членам Синедриона. Противиться Духу Святому — это значит противиться всем Его призывам, всем Его обличениям. А что значит хуление Духа Святого или хула на Духа Святого, о которой мы читаем в Ев. Матф. 12, 31: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам»? Хуление Духа Святого — это окончательный и сознательный отказ грешника обратиться к Богу; это окончательное и сознательное «нет» на все призывы и убеждения Духа Святого. Окончательное «нет» — вот почему не может быть и прощения этого греха. Противление Духу Святому и хуление Духа Святого — это два греха против Духа Святого, которые способен совершать только невозрожденный человек.

Возрожденный же человек может совершать только два других греха против Духа Святого. Это — оскорбление и угашение Святого Духа. Об оскорблении Святого Духа мы читаем в Ефес. 4, 30: «...не оскорбляйте Святого Духа Божья, Которым вы запечатлены в день искупления». Оскорбление Духа Святого происходит через делание греха возрожденным человеком. Всякий грех в жизни чада Божьия оскорбляет Духа Святого. А что значит угашение Духа Святого? В 1 Фессал. 5, 19 мы читаем: «Духа не угашайте». Угашение Духа — это непослушание голосу Духа Святого, призывающего нас на то или другое служение, на совершение того или другого доброго дела.

 

ЧТО ГОВОРИТ БИБЛИЯ О СУЩЕСТВАХ, ИМЕНУЕМЫХ АНГЕЛАМИ

Откров. 7, 11 — 12

Мысль, что человек, каким мы его знаем на земле, возможно не самое высшее существо в природе, давно уже занимает науку. Библия говорит, что между высшим Существом — Богом и человеком есть существа, которых Слово Божье называет «ангелами». Слово «ангел» происходит от греческого слова «ангелос» и означает: вестник, посланник. Исследуя вопрос об ангелах на основании Слова Божья, мы видим, что их служение заключается в благовествовании и посланничестве для исполнения воли Божьей.

Ангелы встречаются на протяжении всей Библии, начиная от книги Бытие и кончая книгой Откровение. Но особенно важно отметить, что наш Господь Иисус Христос говорит о них, о их существовании. В Ев. Матф. 18, 10 мы читаем слова Христа: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного». В Ев. Матф. 13, 41 Христос говорит: «Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие». Замечательные слова об ангелах мы читаем и в Ев. Матф. 26, 53: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» Можно было бы привести еще и другие места Евангелия, в которых Христос говорит об ангелах. Но и приведенных мест достаточно, чтобы видеть, что Христос говорит о существовании ангелов, да и не может быть иначе, ибо Он Сам — Творец их.

Ап. Павел и другие апостолы также говорят об ангелах в своих Посланиях. Прочтем 2 Фессал. 1, 6 — 7: «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его». Ап. Петр также говорит об ангелах в своем Первом послании 3, 22: «Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога, и которому покорились ангелы». В Послании к Евреям 12, 22 мы читаем: «... вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов». Итак, Библия во многих местах говорит об ангелах, их природе и служении.

Что же представляют из себя ангелы по учению Библии? Они, как и люди, созданы Богом. Прочтем Неем. 9, 6: «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их... и небесные воинства Тебе поклоняются». «Небесные воинства» — это сонмы ангелов. О их сотворении мы читаем и в Новом Завете, в Послании к Колоссянам 1, 16: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое». «Невидимое» — это невидимые существа ангелов. Ангелы, в отличие от людей, являются бесплотными духами. Мы читаем об их бесплотности в Послании к Евреям 1, 14: «Не все ли они суть служебные духи?» Как духи, они незримы, но Библия говорит, что порой, как вестники, как посланцы от Бога, они являлись людям. Вспомним их явление ученикам и ученицам Христа после Его славного воскресения.

Библия говорит, что ангелы «превосходят (человека) крепостью и силою» (2 Петра 2, 11). О силе ангелов мы читаем в Псалме 102, 20: «Благословите Господа, все ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его». В Откровении 20, 1 — 3 описывается сила одного из ангелов: «И увидел я ангела, сходящего с неба... он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну». Но мы не должны забывать, что сила ангелов имеет своим источником Бога, как и сказано во Втором послании к Фессалоникийцам 1, 7; «С ангелами силы Его»,

Библия говорит о неисчислимом количестве ангелов: «Есть ли счет воинствам Его?» (Иов. 25, 3), а также о «тьмах ангелов» (Евр. 12, 22), Но Библия говорит об одном только архангеле, имя которому: Михаил. Прочтем Послание Иуды стих 9: «Михаил архангел, когда говорил с диаволом». Из Слова Божья видно, что архангел Михаил является главою ангельского мира; особенно это видно из Откров. 12, 7: «Михаил и ангелы его воевали против дракона (и ангелов его)». Об одном только архангеле говорит и ап. Павел в 1 Фессал. 4, 16: «Сам Господь при возвещении, при гласе архангела... сойдет с неба».

Библия говорит также о «херувимах» и «серафимах». Это тоже ангелы, но находящиеся в особой близости к Богу и исполняющие особо важное служение. И, читая в Книге Откровения о четырех животных, которые имеют по шести крыл вокруг, а внутри исполнены очей, и которые днем и ночью взывают: «свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Откров. 4, 8), — мы должны понять, что они то и являются херувимами и серафимами. Их описывает и пророк Исайя (6, 1 — 3): «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном... Вокруг его стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл... и взывали они друг к другу и говорили: свят, свят, свят Господь Саваоф!» Цифра «четыре» говорит о четырех частях света, то есть об их служении в весьма широком масштабе.

Библия говорит о катастрофе в мире ангелов, то есть о падении части ангелов в грех. Прочтем 2 Петра 2, 4: «Ибо если Бог ангелов согрешивших не пощадил». В Послании Иуды стих 6 мы читаем: «И ангелов, не сохранивших своего достоинства». Слово Божье не говорит, когда совершилось падение ангелов, но оно совершилось, без сомнения, до сотворения человека. В какой же грех впали ангелы? Они впали в тот же грех, в какой впал и их глава — диавол, то есть в грех гордости. Прочтем о падении диавола в книге пророка Иезекииля 28, 14 — 17: «Ты был помазанным херувимом... ты был на святой горе Божьей, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою».

Гордость погубила и всех остальных возгордившихся ангелов. Книга Откровения 12, 4 говорит, что «хвост (дракона) увлек с неба третью часть звезд», то есть за падшим херувимом, диаволом, пошла треть ангелов. Библия говорит, что падших ангелов ожидает особый суд и наказание (Иуд. 6 и 2 Петра 2, 4) и что в суде над согрешившими ангелами будет участвовать в какой-то степени Церковь Христова, как говорит об этом ап. Павел в 1 Кор. 6, 3: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов!»

Библия говорит о небесном и земном служении ангелов. В небесах они творят волю Божию и прославляют Его великое и славное имя. Библия много говорит о служении ангелов людям: об их благовествовании Захарии — о рождении Иоанна, Предтечи Господня; Марии — о рождении Христа, Спасителя мира; пастухам Вифлеема — о родившемся и лежащем в яслях Младенце — Мессии; ап. Петру в темнице — о его освобождении; ап. Павлу на бушующем море — о том, что корабль не погибнет. Можно было бы привести множество других примеров из Библии, показывающих ангелов, как вестников и посланников Божьих к людям. Например, их славное благовествование о воскресении Христа. Библия говорит, что ангелы принимают самое живое участие в жизни Церкви Христовой на земле: они радуются покаянию каждого грешника (Ев. Луки 15, 7); они следят за борьбой Церкви с силами ада (1 Кор 4, 9); они «ополчаются вокруг боящихся Господа» (Псал. 33, 8).

Ангелы будут сопровождать Христа при Его втором пришествии, как мы читаем в Ев. Матф. 25, 31: «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним». Великим делом ангелов будет очищение Церкви от «плевел», как мы читаем об этом в Ев. Матф. 13, 40 — 41: «...как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: пошлет Сын Человеческий ангелов Своих и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие».