Выход

ЛИЧНОСТЬ ИИСУСА ХРИСТА

 

Иисус Христос как человек

1 Тим. 3, 16

В нашей христианской вере Христос все и во всем. Если магометанин забудет Магомета, он все же останется магометанином. Если буддист забудет Будду, то он все же может быть хорошим буддистом. Но если христиане забудут Христа, они перестанут быть христианами. Наша вера, наша надежда, наша любовь - это Христос. Сам Христос - наш Учитель и Спаситель. Вот почему нам дорого Его пришествие на землю; дорог Вифлеем, где Он родился; дорог Назарет, где Он провел тридцать лет; дорога земля Палестина, где Он учил и творил Свои великие и славные дела; дорога Голгофа, где Он умер за наши грехи, и сад Иосифа Аримафейского, где Он воскрес из мертвых с такой славой. Христос дорог нам, потому что Он - наше счастье, Он - наша радость, Он - наша сила.

Мы должны знать Христа и познавать Его все больше и все глубже. И прежде всего мы должны знать Христа с двух сторон - как истинного человека во всех отношениях, за исключением греха, и как истинного Бога.

Посмотрим на Христа, как на истинного Человека. В рождественские дни мы провозглашаем великий догмат христианства, а именно: Христос родился от девы - девы Марии. Об этом удивительном рождении Христа в Евангелии говорится во многих местах. Прочтем некоторые из них: Ев. Матф. 1, 18 - "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого" (Ев. Матф. 2, 11).; "И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, матерью Его..." Всюду в Евангелии Мария именуется матерью Иисуса.

Прочтем Галат. 4, 4: "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего единородного, Который родился от жены..." Конечно, это рождение Христа сверхъестественное рождение; это "уникум", то есть нечто, единственный раз совершившееся во всей многовековой истории человечества, - когда Бог в длинную цепь человеческих существ Своей божественной силой включил одно единственное человеческое существо, родившееся от матери и не имевшее никогда отца; родившееся только от "семени жены" - силою Духа Святого, как об этом ясно сказано в Ев. Луки 1, 34 - 35: "Мария же сказала ангелу: как будет это, когда я мужа не знаю? Ангел сказал ей в ответ: Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Для тех, кто не верит ни во что сверхъестественное, ни в какие божественные действия, - рождение Христа от девы будет всегда непонятным и неприемлемым для ума явлением. Но для тех, кто верит во всемогущество Божие, рождение Христа от девы так же понятно, как и хождение Христа по морю, как и воскрешение Им Лазаря, как и Его воскресение в саду Иосифа Аримафейского. Если жизнь Христа на земле закончилась такими двумя чудесами, как воскресение из мертвых и вознесение с горы Елеонской, то нас не смущает нисколько и Его пришествие на нашу землю путем сверхъестественного рождения от девы силою Духа Святого.

По рождению от "семени жены" Иисус был истинным Человеком, по рождению от Духа Святого - Он был истинным Богом. Эти два естества в нашем Иисусе Христе - естество истинного человека и естество истинного Бога - мы видим на протяжении всей Его жизни на земле - от Вифлеема, где Он родился, до горы Елеонской, с которой Он вознесся.

Что говорит Евангелие о Его жизни в Назарете? Прочтем Ев. Луки 2, 40: "Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости; и благодать Божия была на Нем". И далее мы читаем в стихе 52: "Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков". Христос "возрастал", "укреплялся", "исполнялся" и "преуспевал"... Это был Его рост - физический и духовный - как человека. В Его сердце падали семена Слова Божия, которые сеяли Мария и Иосиф, учителя синагоги и священники храма. И эти семена, как и в наших сердцах так и в сердце Иисуса, давали свои всходы и проявляли свой рост. Мы знаем также, что Иисус постоянно молился, то есть имел общение с Отцом Небесным. Это тоже была Его потребность как Человека. И это общение с Богом тоже укрепляло Его, как оно укрепляет и нас.

Но не будем забывать, что и в детском возрасте Он был Богом. И если шведская Сельма Логерлеф описывает чудеса, совершенные Христом в детском возрасте, вроде воскрешения мертвых птичек, то мы отрицаем их не потому, что мальчик Христос, будучи Богом, не мог совершать чудес, но потому, что Евангелие ясно говорит, что Христос воздерживался от чудес, живя в Назарете, и лишь в Кане Галилейской, на брачном пире, Он сотворил Свое первое чудо, претворив воду в вино.

Христос, живя на земле, имел обыкновенный человеческий вид, даже после Своего воскресения. Сияние вокруг Его головы - как Он изображается на иконах и картинах художников - это фантазия. Самарянка у колодца увидела в Нем самого обыкновенного иудея, пока Христос не засиял перед ней, как пророк, сказавший, не зная ее, о всей ее порочной жизни. Ученики, шедшие в Еммаус, тоже приняли Его за обыкновенного человека, которому было с ними по пути, Мария Магдалина приняла воскресшего Христа за садовника.

Возможно, что и в вечности мы увидим Его в человеческом облике, в каком увидел Его Стефан на суде в Синедрионе, как мы читаем об этом в Деян. Ап. 7, 55 - 56: "Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога".

Христос имел нашу человеческую природу, состоящую из тела, души и духа. "Бог явился во плоти", - прочитали мы в 1 Тим. 3, 16. Когда Мария из Вифании возлила на Него драгоценное миро, Христос сказал: "(она) предварила помазать тело Мое к погребению" (Ев. Марк 14, 8). Он говорил и о душе Своей: "Душа Моя скорбит смертельно" (Ев. Матф. 26, 38). Христос говорил и о духе Своем: "Отче, в руки Твои предаю дух Мой" (Ев. Луки 23, 46). И в отношении тела, души и духа Христос был истинным Человеком. Христос имел и все наши, человеческие слабости, но только не грех. Что же это за греховные слабости? Мы читаем в Евангелии о Христе, что Он испытывал голод (алкал), жажду, усталость (даже засыпал от усталости); Он плакал (на пути в Иерусалим и у гроба Лазаря); Он скорбел (и даже смертельно); Он нуждался в человеческом сочувствии. Посмотрим, как Евангелие говорит об этих немощах Иисуса, как истинного человека: "И постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал" (Ев. Матф. 4, 2); "(Иисус) говорит: "жажду"... (Ев. Иоан. 19, 28); "Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя..." (Ев. Иоан. 4, 6); "и вот сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами, а Он спал" (Ев. Матф. 8, 24); "и когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем" (Ев. Луки 19, 41); "и сказал: где вы положили его (Лазаря)? говорят Ему; Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился" (Ев. Иоан. И, 34 - 35); "тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Ев. Матф. 26, 38); "(Он), подобно нам, искушен во всем" (Евр. 4, 15). И Он умер, подобно всем человекам, умирающим в вертикальном положении: "И преклонив (то есть склонив) главу, предал дух" (Ев. Иоан. 19, 30).

Итак, наш Господь Иисус Христос был истинным человеком. Именно как истинный человек Он вошел в семью человечества, когда родился в крошечном городке Вифлееме.

Около восьмидесяти раз Он называет Себя в Евангелии "Сыном Человеческим". И как мы должны радоваться, что Господь наш Иисус Христос был на земле не только истинным Богом, но и истинным Человеком. В Его божественном и человеческом сердце находит отзвук любое наше горе, любое наше переживание, - как мы поем в одной нашей песне: "Нету ни вздохов, ни скорбных забот, нету ни слез и ни стонов глухих; нет тесноты, чтобы в них Он с высот дни и мгновенья не видел Своих..."

 

Иисус Христос как истинный Бог

Ев. Иоан. 1, 1 - 5, 14; Матф. 1, 23

Обратим внимание на имена Иисуса Христа, которые мы находим в Евангелии и которые свидетельствуют о Нем, как об истинном Боге. Ап. Павел называет Христа, как мы уже видели, Богом, явившимся во плоти (1 Тим. 3, )16). Ап. Иоанн говорит о Нем, как о Слове - Боге, ставшим плотию. Евангелист Матфей говорит о Его имени: "Еммануил, что значит: с нами Бог". В Послании к Евреям 1, 8 мы читаем: "А о Сыне (сказано), престол твой, Боже, в век века..."

Вспомним замечательное исповедание веры ап. Фомы, которое он высказал своему воскресшему Учителю: "Господь мой и Бог мой" (Ев. Иоан. 20, 28). В Посланиях апостолов Христос именуется Богом. Прочтем Римл. 9, 5: "...от них (израильтян) Христос по плоти, сущий над всем Бог; благословенный во веки"; Иоан. 5, 20: "...да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог"; Послание к Титу 2, 13: "...ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа".

Человеческая природа Христа по плоти, Его имя "Сын Человеческий", столь часто встречаемое на страницах Евангелия, и Его другое имя, "Сын Божий", тоже часто встречаемое в Евангелии,все это ни на одну минуту не должно скрывать от нас Христа, как истинного Бога. Когда мы говорим: Иисус Христос - Сын Божий, мы не должны думать, что это равносильно нашему сыновству Богу. Действительно, Слово Божие называет возрожденных "детьми Божиими" или "чадами Божиими", то есть сынами и дочерьми Божиими. Но Христос, нося имя

"Сына Божия", отличается от всех "детей Божиих", так как Он не просто "Сын наБожий", а "Единородный" Сын Божий. Это значит, что Он - Сын Божий в смысле равенства Богу.

Именно за то, что Христос ясно учил, что Он равен Богу, "правоверные" иудеи искали убить Его, как мы читаем об этом в Ев. Иоан. 5, 18: "И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он... Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу".

Не должны от нас закрывать Христа, как истинного Бога, и такие слова Его, как: "Отец Мой более Меня" (Ев. Иоан. 14, 28); или: "О дне же том или часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" (Ев. Марк. 13, 32). Эти слова принадлежат Христу как Сыну Человеческому, Который, "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным 13огу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной" (Филип. 2, 6 - 8). Как Сын Божий, равный Богу-Отцу, Он никогда бы не сказал таких слов.

Но послушаем, что говорит Иисус Христос о Себе в Откровении 1, 10 и 22, 13 "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний". Эти слова Христос говорит о Себе, как истинный Бог, как "Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр. 1, 8).

Мы, верующие, должны поклоняться Христу, как Богу. Прочтем Ев. Иоан. 5, 23 "Дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца". Апостолы и первые христиане поклонялись Христу, как истинному Богу. Прочтем 2 Кор. 12, 8 "...трижды молил я Господа..." Если мы прочтем дальнейшие стихи этого места, то увидим, что ап. Павел молился Христу. Прочтем 1 Кор. 1, 2: "Церкви Божией, находящейся в Коринфе... со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас". Здесь ап. Павел говорит, что все церкви в его время призывали имя Господа Иисуса Христа, то есть молились Христу.

Первый христианский мученик Стефан, умирая, молился Христу, говоря: "Господи Иисусе! прими дух мой" (Деян. Ап. 7, 59). Христиане всех веков, в том числе и мы, молились и молимся, поклонялись и поклоняемся Христу как истинному Богу. И не только люди, - все ангелы поклоняются Ему как Богу, как говорится об этом в Послании к Евреям 1, 6: "Также, когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: "и да поклонятся Ему все ангелы Божий". Перед Христом, как Богом, преклонится всякое колено, как сказано в Послании к Филиппийцам 2, 10: "...дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних".

Слово Божие говорит, что Иисус Христос обладает всеми свойствами истинного Бога. Он - безначален. Это значит, что Он существовал до начала мира. Мы прочитали о Боге-Слове: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог..." И это Слово стало плотию, то есть пришло на нашу землю. В Ев. Иоан. 8, 58 мы читаем слова Христа: "Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь". В Своей первосвященнической молитве Христос говорит Отцу: "И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира" (Ев. Иоан. 17, 5). В Послании к Колоссянам 1, 17 говорится о Христе: "И Он есть прежде всего". Спаситель наш Христос неизменен. Все мы хорошо знаем слова в Послании к Евреям 1;3, 8: "Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки тот же".

Христос бесконечен. Так сказано в Послании к Евреям 1, 12: "Ты тот же, и лета Твои не кончатся". Хотя Он ходил по нашей земле в человеческом теле, как каждый из нас, но "в Нем обитала вся полнота Божества телесно" (Колос. 2, 9). Это значит, что, нося наш человеческий образ, Он был Богом во всей полноте Божества.

Христос Всемогущ. Он говорит: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Ев. Матф. 28, 18). В Откров. 1, 8 Христос называет Себя "Вседержителем". В Своей первосвященнической молитве Христос говорит: "Так как Ты дал Ему (Сыну) власть над всякой плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную" (Ев. Иоан. 17, 2). Посмотрим, как описывает ап. Павел величие и божественность Христа в Послании к Ефесянам 1, 20 - 22: "...воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего..." При таком величии и всемогуществе Иисуса Христа пусть не смущают и не удивляют нас чудеса, которые Он сотворил во время Своей земной жизни.

Христос - Всемогущий Бог. Целый ряд мест в Евангелии говорит о Его всеведении. Прочтем некоторые из них. Ев. Иоан. 2, 25: "(Иисус) не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке! Христос видел насквозь Нафанаила, с которым никогда раньше не встречался: "Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот, подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде, нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя" (Ев. Иоан. 1, 47 - 48). Христос видел насквозь самарянку, встретившуюся с Ним впервые, и вскрыл всю нечистоту ее сердца и жизни (Ев. Иоан. 4, 16 - 19).

Христос читал мысли Своих врагов. Прочтем Ев. Марк. 2, 6 - 8: "Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?" И особенно 24 и 25 гл. Ев. Матфея, в которых Христос рисует величественную картину Своего второго пришествия, говорят о всеведении Его, как истинного Бога. И, будучи истинным Богом, Иисус Христос вездесущ. Два места в Евангелии очень ясно говорят об этом: Ев. Матф. 18, 20 - "Где двое или трое собраны во имя Мое, - там Я посреди них" и Ев. Матф. 28, 20 - "Я с вами во все дни до скончания века".