Выход

ПРИТЧИ ХРИСТА О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ

 

Притча о сеятеле

(Ев. Матф. 13, 1 - 11; 18 - 23)

"И поучал их много притчам..." Но что значит "притча"? Притча - это сравнение, сопоставление; сравнение, сопоставление земного и небесного, вещественного и духовного. Все притчи Христа говорят нам об одной очень большой истине, а именно: что небесное отражается в земном, и духовное в вещественном; явления земного мира поясняют явления духовного мира; проникая в явления вещественного мира, можно понять многие тайны духовной жизни, тайны Царствия Божия.

Перед нами притча Христа о сеятеле. Христос в этой притче говорит о самом обычном деле на земле: о сеянии. Кто незнаком с этим делом. Не надо быть опытным земледельцем, чтобы представить себе тюле и рассеваемые на "ем семена. Но говоря об этом столь обычном, столь знакомом для всех деле, Христос рисует перед нами картины глубочайшего духовного содержания; Он говорит о важнейших явлениях в нашей духовной жизни.

Возьмем, например, семя, которое сеет в Его притче сеятель. Возьмем любое себя, от самого малого, микроскопического, до большого, вроде, желудя. Что мы можем сказать о любом семени, будь оно самое малое или самое большое? Семя - это жизнь. Жизнь того растения, которая в нем сокрыта. Христос в Своей притче о сеятеле от физического, вещественного семени переходит к семени духовному. Он говорит, что духовным семенем является "слово о Царствии" (стих 19), то есть слово о Царствии Божием, и прежде всего - слово о Царе этого Царствия - Иисусе Христе.

О, какая великая и драгоценная истина открывается нам, когда мы смотрим на любое физическое семя или зерно. Христос Своей притчей о сеятеле говорит нам, что духовным семенем, в котором сокрыта вся божественная жизнь, является Он Сам. Он является семенем "нетленным, живым и пребывающим вовек", от которого мы возрождаемся, то есть получаем новую божественную жизнь.

Задача сеятелей Божиих - не ошибаться в семени: только слово о Христе творит новую жизнь и производит плоды для Царствия Божия, так как только Христос является источником жизни. Он говорит: "Я есмь путь, истина и жизнь" (Ев. Иоан. 14, 6). Он говорит также: "Я есмь воскресение и жизнь" (Ев. Иоан. 11, 25).

Но Христос в притче о сеятеле говорит не только о семени, Он говорит и о почве, на которую падает семя. Ставя нас перед полем с различными видами почвы, Христос говорит, что почвой, в которую сеется великое семя, то есть слово о Христе, является наш внутренний человек, наше сердце.

Рассматривая четыре вида почвы в притче нашего Господа о сеятеле, мы обычно представляем себе четырех разных человек и рассуждаем так; вот это человек с сердцем, похожим на утоптанную дорогу; а вот тот человек имеет сердце, похожее на каменистую почву; а этот является полным терний человеком; а вот еще человек с доброй почвой в своем сердце.

Но не говорит ли Христос в Своей притче о сеятеле о чем-то более глубоком? О том, что каждый человек может быть порой "дорогой", порой "каменистой почвой", порой почвой, богатой "тернием", а порой почвой "доброй и плодоносной".

Правда, когда посев божественного семени производится впервые; когда это семя падает в невозрожденное, духовно мертвое сердце, - тогда оно может встретить один из четырех видов почвы, о которых говорит Христос.

Но когда слово Христово сеется в возрожденное сердце, в сердце чада Божия, оно может оказаться сегодня "дорогой", а завтра - доброй почвой; сегодня почвой каменистой, а завтра "тернием". Поэтому каждому верующему человеку так важно наблюдать за состоянием своего сердца и постоянно стремиться к тому, чтобы сердце было доброй почвой для Слова Христова и для Самого Христа, как божественного семени.

Поставим вопрос: когда наше сердце бывает похоже на "дорогу"? Тогда, когда мы бываем пресыщены Словом Божиим (1Кор. 4, 8). Тогда Слово Христово не вселяется в нас, и оно отскакивает от нашего сердца, как от каменной стены. Мы слушаем его, но оно является лишь пустым звуком, не производящим никакого действия на нас.

Многие дети Божий имеют сердца, утрамбованные проповедями и многочисленными собраниями, что и приводит порой к состоянию, которое апостол Павел называет "пресыщенным". Противоположным этому печальному состоянию пресыщения является "алкание и жажда правды". Христос называет блаженными алчущих и жаждущих правды и говорит, что они насытятся (Ев. Матф. 5, 6). Каково наше сердце: пресыщенное или алчущее и жаждущее?

А что представляет из себя сердце с каменистой почвой? Христос говорит, что таким бывает наше сердце, когда мы живем чувствами, Он говорит: "Посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его", но как только чувств" радости и восторга сталкивается с затруднениями, - оно угасает и от него остается только жалкий пепел. Мы все знаем, что такое "фейерверк", красиво вспыхивающий, но скоро угасающий.

Нет ничего непостояннее наших чувств, и горе нам, если на чувствах будет строиться наша духовная жизнь, наше христианство. Как бессмертный пример христианина, живущего чувствами, стоит перед нами человек, который в великом восторге сказал Христу: "Господи! Я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел!" А когда Христос показал ему Свой путь, полный трудностей, восторг его быстро увял, потому что не обладал глубоким корнем.

Наши чувства не имеют глубоких корней, и потому умирают при столкновении с трудностями жизни. Как много среди нас порывистых христиан, загорающихся красивыми фейерверками и тут же опускающихся на землю жалким пеплом.

А когда мы бываем почвой с тернием? Христос очень ясно говорит, что представляют из себя "тернии", заглушающие нашу духовную жизнь. Это - ненужные заботы и привязанности, превратившиеся в идолопоклонство. Есть заботы нужные, и горе нам, если мы станем беспечными

и беззаботными. Но есть заботы, которые напрасно терзают наше сердце и обессиливают нас в нашем следовании за Христом.

Христос говорит об одном кумире: об обольщении богатством, то есть полонении деньгами, но есть немало других кумиров, которые, подобно терниям, заглушают жизнь Христову в нас. Освободим с Божьей помощью наши сердца от этих вредных терний!

А что представляет из себя сердце с доброй почвой? Это сердце, исполняющее волю Божию, а потому и богатое плодами. Прежде чем творить волю Божию, надо знать ее, разуметь ее. Христос говорит: "Посеянное на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен..." "Разумеющего" - это значит: понимающего, знающего; чтобы разуметь, надо познавать.

Вот почему Слово Божие обращается к нам, верующим, с двумя очень важными призывами. Первый призыв: "Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои" (Притчи 3, 6). Второй призыв: "Признавайте, что есть воля Божия" (Ефес. 5, 17). Познание Христа и Его божественной воли, а также исполнение этой воли - вот путы к доброй почве сердца и принесению многих плодов.

Будем стремиться быть всегда "доброй почвой" для небесного Сеятеля, Господа нашего Иисуса Христа!

 

Притча о плевелах

(Ев. Матфея 13, 24 - 30; 36 - 43)

Притча о сеятеле - это картина начала и развития Царства Божия: в отдельной человеческой душе. Все четыре вида почвы - дорога, каменистое место, тернии и добрая земля - все это может быть в отдельном человеческом сердце.

Притча о сеятеле - это изображение сердца отдельного человека, христианина и нехристианина. Она рисует отношение отдельного человека к Слову Божию, которое сеет небесный сеятель Иисус Христос.

Притча о плевелах - это картина Царства Божия на земле, то есть. Царства Божия, каким мы его видим на земле. О чем же говорит нам эта притча? Она показывает нам громадное поле, распростертое по всему миру. И на этом поле растет пшеница, а среди пшеницы - плевелы. Царство Божие, которое простирается в небесах, тоже не свободно от плевел. Слово Божие говорит о сонмах падших ангелов. Пшеница и плевелы в Царстве Божием - это печальная картина. Но Христос говорит, что это печальное явление - временное явление. Он говорит, что плевелы будут изъяты и останется только пшеница.

В притче говорится, что работники пришли к хозяину поля и предложили ему выбрать плевелы и освободить пшеницу от них. Но хозяин поля не согласился с этим и сказал работникам: "Нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, - оставьте расти вместе то и другое до жатвы".

Но что такое поле? Христос, поясняя притчу о плевелах, говорит: "Поле есть мир". Но, начиная эту притчу, Христос сказал: "Царство небесное подобно"... подобно этому полю. Значит: поле в притче о плевелах - это Царство Божие в мировом масштабе. А Царство Божие на земле есть не что иное, как Церковь Христа.

И вот притча о плевелах рисует нам картину Церкви Христа на земле. Одна часть этой картины - светлая и отрадная, другая часть - мрачная и печальная. Светлое в этой картине - пшеница. Мрачное в этой картине - плевелы. От первых дней Церкви Христа на земле до дня пришествия Господа мы видим это печальное сочетание пшеницы и плевел.

Возьмем первоначальное ядро Церкви - апостольский кружок. И там уже среди пшеницы плевелы: среди апостолов - предатель Иуда.

В день Пятидесятницы родилась большая церковь: 3000 душ стали пшеницей на поле Царства Божия. Это была чудесная пшеница. Как прекрасно описывается она в книге Деяний Апостолов: "Они (эти три тысячи душ) постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... все же верующие были вместе и имели все общее... и каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа" (Деян. Ап 2, 42 - 47).

Но вскоре среди этой чудной пшеницы появились и плевелы: все мы знаем печальную историю с Ананией и женой его Сапфирой, не побоявшихся солгать даже Духу Святому. И дальше, на протяжении всех веков христианства, тянется поле, покрытое не только благодатной пшеницей, но и неприятными плевелами. Так обстоит дело с Церковью Христа, с Царством Божиим на земле и сегодня. Всюду среди истинных детей Господних попадаются Анании и Сапфиры.

Христос в притче о плевелах говорит о двух посевах - добром и злом, и о двух сеятелях - добром и злом. Христос сеет доброе семя, из которого вырастает пшеница. Диавол сеет злое семя, из которого вырастают плевелы. Не будем забывать о существовании этого мрачного сеятеля. И будем тщательно оберегать свои сердца от его злых семян, чтобы нам остаться до конца жизни доброй пшеницей.

Но остановим теперь наше внимание на плевелах. Работники поля предложили хозяину поля выдергать плевелы, удалить их. Но хозяин поля не согласился на это. Дело в том, что плевелы могут быть явные и сомнительные.

В отношении явных плевел, не вызывающих ни малейшего сомнения, Слово Божие говорит: "Итак, извергните развращенного из среды вас" (1Кор. 5, 13). В отношении явных плевел должна быть строгая церковная дисциплина с применением отлучения от церкви.

Но есть плевелы, вызывающие сомнение: может быть, они плевелы, может быть, все же пшеница, - недоброкачественная, но пшеница. В отношении таких неясных плевел Христос дает указание: "Оставьте их... до жатвы".

Есть много верующих, вызывающих сомнения у других в их вере, в их возрожденности, в их преданности Христу. Они похожи и на пшеницу, и на плевелы. В отношении таковых Христос говорит: пусть они остаются в церкви; не вырывайте их, не удаляйте, чтобы вам не сделать ошибки - не вырвать все же пшеницы. Пусть эти сомнительные христиане остаются в церкви до жатвы.

А что это за день - день жатвы? Это день пришествия Христа. В этот день, по словам Христа, произойдет очищение, освобождение Церкви от всех плевел. И это очищение Церкви будет безошибочным, так как его совершат ангелы Божий. Они отделят плевелы от пшеницы. И не ошибутся.

Но если физические плевелы обречены оставаться плевелами навсегда, то плевелы в Церкви Христа могут стать пшеницей, и пшеницей самой доброкачественной. Вот почему Христос советует не торопиться с изъятием плевел из церкви. Дух Святой силен превратить их в благодатную пшеницу. Но, к сожалению, в Церкви Христа слишком много "сынов громовых", желающих, чтобы огонь с неба поскорее попалил эти плевелы.

Долготерпение нужно нам в отношении плевел в церкви. Но и те верующие, которые сомневаются в своем возрождении и не знают - пшеница они или плевелы, должны поверить, что Бог силен сделать их доброй пшеницей в Царствии Своем.

 

Притчи о зерне горчичном и закваске

(Ев. Матфея 13, 31 - 33)

Эти две маленькие притчи Христа полезно соединять вместе, что делал и Сам Христос. Он привел эти же две притчи при другом случае, что свидетельствует о их особо важном значении для Церкви Христа.

Притча о горчичном зерне говорит о росте Царства Божия вширь. Притча о плевелах говорит о росте Царствия Божия вглубь.

Рассмотрим притчу Христа о зерне горчичном. О ней говорится и в Евангелии Луки 13, 18 - 19. Христос говорит о зерне горчичном, как о меньшем из всех семян, если взять растительный мир в целом, то есть семена еще меньшие, чем горчичное семя. Но Христос берет те культуры растений, которые сеялись в Его время в Палестине. Вот из этих культивировавшихся в это время у иудеев растений зерно горчичное было действительно наименьшим.

Сеятелем зерна горчичного в притче Христа является, конечно, Сам Христос. И каким же малым, каким незаметным, каким презренным был Христос во время Своей земной жизни. Нас часто спрашивают, почему историки того времени ничего не говорят в своих историях о Христе. По очень простой причине: Он был "зерном горчичным", которое меньше всех семян.

Еще задолго до рождения Христа пророк Исаия писал о Нем: "Он (Христос) взошел... как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его" (Ис. 53, 2 - 3). Так отнесся ко Христу Его собственный народ: "Пришел к своим и свои Его не приняли" (Ев. Иоан. 1, 11).

Если Христос у иудеев оказался в таком презрении, то что же говорить о римлянах или греках? Посмотрим на рождение Иисуса Христа. Вифлеем - один из ничтожнейших городков ничтожнейшей из провинций гордого Рима - Палестины - вот место рождения Христа. Ясли, то есть кормушка для скота, - вот колыбель Его. Правда, ангелы возвестили о Его рождении, но кому? - бедным неграмотным пастухам.

А вся Его дальнейшая жизнь на земле? Тридцать лет прошли в презреннейшем у иудеев городке Назарете почти в полной неизвестности для нас.

А три с половиной года были жизнью без собственного угла и крова, как Сам Христос сказал: "Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову" (Ев. Луки 9, 58).

А чем закончилась Его жизнь на земле? Позорным распятием на кресте! Крестом, который был для иудеев соблазном, а для еллинов, то есть образованных греков, - безумием, как говорит апостол Павел в 1 Кор. 1, 23. Разве это не зерно горчичное, которое меньше всех семян?

Посмотрим теперь на Церковь Христа, то есть Царство Божие на земле в первой стадии ее зарождения и развития. Обратим свой взор на апостолов Христа, особенно в те дни, когда еще не было среди них образованного апостола Павла. С каким презрением относились к этим галилейским рыбакам иудейские священники, книжники, фарисеи и саддукеи.

Синедрион смотрел на них, как на людей "некнижных" и "простых" (Деян. Ап. 4, 13). Он считал их "язвою общества" и представителями "назорейской ереси" (Деян. Ап. 24, 5). Вот каким презрением были окружены первые ученики Христа. Разве это не зерно горчичное, которое меньше всех семян?

Но Христос в Своей притче говорит о росте зерна горчичного. "Когда вырастет, бывает больше всех злаков..." В жарком климате Палестины горчица достигала большого размера и вырастала действительно выше всех других злаков, принимая даже вид дерева.

Церковь Христа также имела и имеет тенденцию к неуклонному росту. Так было в дни апостолов, как мы об этом читаем в Деян. Ап. 6, 7: "Слово Божие росло, и число учеников умножалось в Иерусалиме..."

А что из себя представляет христианство сегодня? "Оно больше всех других злаков". Оно составляет 2/3 всего человечества, то есть 800 миллионов человек. Это не значит, что все эти миллионы - возрожденные души. Как говорит Христос в притче о плевелах, в христианстве немало плевел. Но если даже отбросить все плевелы и оставить одну пшеницу, то христиане все равно окажутся самым большим религиозным обществом в мире. Или, выражаясь языком притчи о зерне горчичном, Церковь Христа стала "злаком больше всех злаков". А ведь она все еще продолжает расти.

Рассмотрим теперь притчу о закваске. На страницах Священного Писания закваска всюду является прообразом греха и греховной нечистоты. Но в притче Христа она носит положительный характер и является полезным и необходимым ферментом для окисления теста. Действие этого фермента закваски Христос описывает словами: "доколе не вскисло все".

Действие закваски - действие внутреннее, скрытое, невидимое для глаз. Действие Духа Святого в нас - это тоже действие скрытое, незримое, но проникающее во все наше существо.

Женщина в притче Христа положила закваску в три меры муки, в результате чего все тесто оказалось вскисшим. "Три меры муки"... Слово Божие говорит, что наш внутренний человек состоит из трех частей: из разума, сердца и воли. И наука, именуемая психологией, делит нашу психику тоже на три части, на три области: область мышления (разума), область чувств (сердца) и область воли.

"Когда мы рождаемся свыше, Дух Святой начинает действовать в нас во всех трех областях нашей внутренней жизни: в области нашего разума, в области наших чувств и в области нашей воли. И Он продолжает действовать до сего дня и будет продолжать Свое действие даже до дня Иисуса Христа, как сказано в Послании к филиппийцам 1, 6: "Начавший в нас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа".

Действие Духа Святого в нас заключается в преображении нашего разума в "ум Христов", в преображении наших чувств в "чувствования Христа" и в преображении нашей воли в волю Христа. И когда придет этот замечательный день - день Иисуса Христа, то есть день нашей встречи со Христом, - то окажется, что мы стали подобны Ему.

Об этом так ясно говорится в 1 Иоан. 3, 2: "Возлюбленные! мы теперь дети Божий; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть".

Доверим себя действию Духа Святого и будем с радостью ожидать славного результата Его действия в нас - полного уподобления нас Христу.

 

Притча о сокровище, скрытом на поле

(Ев. Матф. 13, 44)

В ветхозаветных книгах Притчей Соломона и Иова "премудрость" сравнивается с самыми драгоценными сокровищами. Прочтем Притчи 3, 13 - 15: "Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум! Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею". Как о большом сокровище говорится о премудрости в Книге Иова 28, 18 - 19: "Приобретение премудрости выше рубинов. Не равняется с нею топаз ефиопский; чистым золотом не оценивается она".

Но о какой премудрости идет речь в прочитанных нами местах? Конечно, не о человеческой мудрости, а о премудрости Божией, явленной в лице Иисуса Христа, как написано в 1 Кор. 1, 30: "От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога..." И вот, в двух притчах Христа "Царство небесное" сравнивается с "сокровищем" и "драгоценной жемчужиной".

Царство Небесное, и оно же - Царство Божие, и оно же - Царство Христа. Это Сам Христос, именуемый в Откровении Иоанна "Царем царей и Господом господствующих" (Откр. 19,16). Он, Христос, является "сокровищем, скрытым на поле", а также и "драгоценной жемчужиной".

Но почему Христос сравнивает Себя и Свое царство с сокровищем, скрытым на поле? Потому что красота Его и драгоценность Его сокрыты от весьма великого множества людей. "И мы ни во что ставили Его", - пророчествует с болью в сердце Исаия (53, 3). "И мы отвращали от Него лицо свое" (Ис. 53, 3). А почему? Потому что во Христе не было внешнего блеска, не было внешнего величия.

В Нем была внутренняя красота и внутреннее величие, но люди проходили равнодушно мимо этой внутренней красоты Христа. Тысячи иудеев смотрели на Него как на плотника из Назарета и повторяли слова Нафанаила: "Из Назарета может ли быть что доброе?" (Ев. Иоан. 1, 46). И в результате: "Пришел к своим, и свои Его не приняли" (Ев. Иоан. 1, 11).

Так было во дни Христа, так было и в последующие века; так оно и сегодня. Христос был, есть и будет для миллионов человеческих душ "сокровищем, скрытым на поле", невзрачным и незаметным в Своем уничижении, умалении и презрении.

И все же это "скрытое сокровище" находили люди. Его божественная красота и Его божественное величие прорывались через невзрачную внешнюю оболочку, и люди, находившие Его, восклицали от радости и счастья. Так Нафанаил, не видевший во Христе из презренного Назарета никакого сокровища, воскликнул в великой радости, когда перед ним засияло величие Христа: "Равви! Ты - Сын Божий, Ты - Царь Израилев!" (Ев. Иоан. 1, 49).

А вот разбойник на Голгофе. Вместе с своим товарищем, другим разбойником, он поносит Христа, потому что видит в Нем такого же "преступника", как и он сам, и несущего такое же наказание. Но вот это "сокровище, скрытое на поле", засияло и перед его глазами. В распятом на позорном кресте, осмеянном толпой народа Иисусе Христе он увидел Царя небесного царства и своего Спасителя, и с глубокой верой он обращается к Нему с молитвой: "Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!" (Ев. Луки 23, 42).

Остановим наше внимание еще на одном человеке, который нашел это "скрытое на поле сокровище" и "продал" все, что имел, чтобы приобрести его. Кто же это? Это Савл, так ненавидевший Христа, но

потом ставший Его апостолом. На пути в Дамаск "свет" скрытого для него сокровища - презираемого им Иисуса Христа - озарил его, и он услышал голос: "Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: Кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь!"

И Савл, увидев во Христе "драгоценную жемчужину", решил приобрести ее. А в Послании к филиппийцам он говорит, какой ценой досталась ему эта "драгоценная жемчужина", это "сокровище" - Христос. Он говорит: "Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобресть Христа" (Филип. 3, 7 - 8).

А для многих из нас разве не был Христос "сокровищем, скрытым на поле"? Разве мы не относились к Нему так, как сказано у пророка Исаии: "Мы ни во что ставили Его"? И разве не было наше отношение к Нему таким равнодушным только потому, что мы не видели в Нем ни вида, ни величия? Не видели Его драгоценности, превосходящей цену всех сокровищ земли. И так продолжалось до тех пор, пока не засияла перед нами Его чудесная красота и пока нам не стало ясно, что без Него наша земная жизнь - великая пустыня. И найдя Его, некогда для нас сокрытого и непонятного, мы припали к Его ногам и сказали: "Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога живого" (Ев. Иоан. 6, 68 - 69).

Но что означают слова Христа: "...продает все, что имеет, и покупает поле то"? Эти слова Христа о "продаже всего" ради приобретения Его - драгоценного сокровища всех сокровищ, имеют глубочайший смысл, а именно: нельзя привязаться ко Христу, не отвязавшись от всего другого. Чтобы дать место в сердце Христу, надо, чтобы оно было свободно. Чтобы пойти за Христом, куда бы Он ни пошел, надо освободиться от всех серебряных и золотых цепочек, которыми мы, быть может, привязаны.

Ни одна горячо любящая своего жениха невеста не согласится, чтобы ее жених делил свое сердце еще с другой какой-либо девушкой. И мы вполне ее понимаем и считаем ее притязания к любимому человеку вполне естественными.

Почему же мы удивляемся, что Христос требует "продать все", чтобы приобрести Его? Почему мы не всегда понимаем, что Христос, отдавший из любви к нам Свою жизнь на кресте, не может удовлетворяться нашей половинчатой любовью?

Подумаем над вопросом Христа в одной нашей песне: "Я отдал все тебе, а чем воздал ты Мне?"

 

Притча о драгоценной жемчужине

(Ев. Матф. 13. 45 - 46)

"Царство Небесное подобно купцу, ищущему хороших жемчужин..." Познакомимся с драгоценностью, именуемой "жемчужиной". Что представляет из себя жемчужина? Жемчужина - это твердое вещество, образующееся в раковинах особого моллюска, так называемой "жемчужницы", которая живет в теплых тропических морях и особенно в Индийском океане.

Жемчужина - это дорогое сокровище и принадлежит к числу древнейших сокровищ мира. В дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа было много жемчугоискателей, достававших с большой опасностью для жизни со дна морей драгоценных моллюсков, чтобы из их раковин извлекать дорогие жемчужины.

Много было также купцов, бродивших по всему тогдашнему миру в поисках хороших жемчужин. Ценность жемчужин зависит от их величины. А величина их бывает от мельчайших зернышек до зерен величиной с голубиное яйцо.

И Христос говорит о купце, который ищет "хороших жемчужин", то есть жемчужин крупного размера, ценность которых очень большая. В дни Иисуса Христа "жемчужная горячка" была очень велика.

Когда я был мальчиком, мир был охвачен другой "горячкой", так называемой "золотой горячкой". Дело в том, что в конце прошлого века в Канаде, на реке Клондайке, было обнаружено богатое месторождение золота, и со всех концов земного шара на эту, до тех пор совершенно неизвестную речонку потянулись тысячи людей - молодых, пожилых и совсем старых, жаждавших обогатиться. В результате на пустынной речке собралось 20 тысяч золотоискателей. Все газеты мира были полны сообщений об этой "золотой горячке" на реке Клондайке в Канаде. Сколько людей погибло в поисках золота, попав в самые невыносимые условия существования.

И, несмотря на гибель многих, в Канаду отправлялись все новые и новые искатели сокровища - драгоценного металла, золота. Но вернемся к искателю жемчужин в притче Христа. Он искал "хороших жемчужин", то есть жемчужин средней величины. Он не искал больших жемчужин, так как они всегда были величайшей редкостью, да и цена их была невероятно высокой. Он искал, искал усердно, искал с утра до вечера, просыпаясь по ночам и думая о жемчужинах...

Человек, о котором Христос говорит в притче о сокровище, скрытом на поле, был человеком другого рода: он нашел сокровище в поле, не ища его, - случайно.

Чтобы понять притчу Христа о жемчужинах и одной драгоценной жемчужине, надо понять, какого рода жемчужины существуют в духовном мире и какие из них являются "хорошими жемчужинами". Такими хорошими жемчужинами являются различные отрасли науки: химия, история, физика, биология, медицина и так далее. К ним относятся также различные виды искусства: литература, живопись, музыка и так далее.

Но Христос в Своей притче хочет нам сказать об искании "хороших жемчужин" другого рода, а именно: об искании нравственных ценностей. Искателем этих ценностей был юноша, о котором говорится в Ев. Марка 10, 17 - 20. Что же это за ценности? Что это за жемчужины?

Апостол Павел в Послании к филиппинцам 4, 8 перечисляет некоторые из этих духовных жемчужин. Он говорит: "Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель... о том помышляйте..."

Здесь апостолом Павлом перечислены некоторые добродетели, то есть высокие нравственные качества. И все они, безусловно, являются "хорошими жемчужинами". Но не все люди ищут высоких нравственных добродетелей. Очень многие живут преспокойно в своих пороках и грехах, а некоторые пьют даже грех, как воду (Иов. 15, 16).

Перед нами стоят два человека, искавшие с большим усердием "хороших жемчужин" в виде высоких добродетелей. Это сотник Корнилий и апостол Павел до своего обращения.

Об искании Корнилием "хороших жемчужин" мы читаем в Деян. Ап. 10, 1 - 2: "В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу..." Разве это не искатель "хороших жемчужин" - высоких нравственных качеств?

А апостол Павел искал также с великой ревностью, день и ночь, "правды законной", то есть праведности путем исполнения закона. И был доволен своим духовным богатством: "По правде законной - непорочный", - пишет он филиппинцам (3, 6).

Но вот и Корнилий и Павел находят, подобно купцу в притче Христа, одну драгоценную жемчужину, то есть Царство Божие в лице Христа. И Корнилий и Павел увидели ясно, что в этой одной драгоценной жемчужине заключены все хорошие жемчужины, которые они с таким усердием искали; что во Христе Иисусе сокрыты все добродетели мира. Они уразумели, что приобрести Христа - это значит приобрести и истинность, и честность, и справедливость, и чистоту, и любовь, и любую из всех добродетелей.

Вот почему апостол Павел, приобретя эту одну драгоценную жемчужину - Иисуса Христа, с такой великой радостью в сердце пишет коринфянам (1 Кор. 1, 5 и 7 стихи): "В Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием... так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании..."

Вот почему Христос является для всех нас сокровищем всех сокровищ. В этой одной драгоценной Жемчужине мы имеем такие три чудесные жемчужины, как спасение, оправдание и освящение, как сказано в 1 Кор. 1, 30: "Христос сделался для нас... праведностью и освящением и искуплением".

Пусть первая радость об этой драгоценной жемчужине наполнит наши сердца, ибо как есть первая любовь ко Христу, так есть и первая радость о Христе, которую, увы, многие потеряли.

 

Притча о неводе

(Ев. Матф. 13, 47 - 48)

"Еще подобно Царство Небесное неводу..." Царство Небесное - оно же Царство Божие - это владычество Бога над Вселенной. Это Царство Божие охватывает мир ангелов и мир преданных Господу людей. Царство Божие в людях - это Церковь Божия, Церковь Христа. И если Христос говорит в притче о неводе, что Царство Небесное, оно же Царство Божие, оно же Церковь Божия, - подобно неводу, закинутому в море, - то перед нами встает замечательная картина; картина эта станет нам яснее, если мы поймем, о каком море говорит нам притча Христа о неводе.

Библия во многих местах сравнивает человечество, народы на земле с морем. Из многих мест достаточно прочесть одно только место, чтобы убедиться в этом. В Книге пророка Исаии 17, 12 сказано так: "Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! Они ревут, как ревут сильные воды". Вот оно - человеческое море, волнующееся и шумное. Таким морем является вся история человечества. Никогда не было оно тихим и спокойным. Тихим и спокойным оно будет только на "новой земле".

И вот, в это море закинут невод. Какой невод? Царство Божие, Церковь Христа. Кто создатель этого "невода"? Сам Христос! Вот Его слова о создании этого невода: "Я создам Церковь Мою" (Ев. Матф. 16, 18). И в день Пятидесятницы она была создана, водворена на земле: опущена в море человечества, в море народов земли, где находится до сего дня.

Но Слово Божие говорит, что церковь Христа не всегда будет находиться в море человечества. Слово Божие говорит о восхищении Церкви, как говорит Христос в притче о неводе; "Когда наполнился, вытащили на берег..."

Церковь Христа пристанет к небесному берегу, а пока она еще в море и выполняет миссию, порученную ей Богом, а именно: путем проповеди Слова Божия она собирает избранных Божиих в одну семью, в один "невод", в одну церковь - Церковь Христа.

Церковь сама по себе - ничто. Она сильна Словом Божиим. Если Церковь отложит в сторону Слово Божие, она превратится в "соль, потерявшую силу". Есть церкви, которые заменили Слово Божие преданием человеческим; есть церкви, которые заменили Слово Божие или вытеснили его красивыми внешними обрядами. И, наконец, есть церкви, в которых проповедуется "новое богословие", основанное на модернизированном толковании Слова Божия.

Новыми богословами являются те, которые удаляют из Слова Божия все то, что, по их мнению, не может быть принято человеческим разумом. Такой "чисткой" Слова Божия от всего неприемлемого для человеческого ума занимались и занимаются многие проповедники "нового богословия", начиная от Давида Штрауса, который написал известную книгу "Жизнь Иисуса", но без чудес Иисуса и без Его славного воскресения, и кончая новейшим проповедником такого "богословия" - Рудольфом Бультманом, написавшим книгу "Богословие Нового Завета", в которой от нашего Нового Завета почти ничего не осталось.

В наших церквах Слово Божие занимало и продолжает занимать первое место, и мы стремимся оберегать его от какого бы то ни было повреждения, как говорит апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам 2, 17: "Ибо мы не повреждаем Слова Божия, как многие, но проповедуем искренне, как от Бога, пред Богом, во Христе".

Невод в притче Христа захватил "рыб всякого рода". В Церкви Божией много душ всякого рода. Но Церковь Христа состоит из многих частей, носящих разные наименования, имеющих разные порядки богослужений.

И все же Церковь только одна, и все верующие, несмотря на многие и большие различия, находятся в одном "неводе".

Мы должны, с Божьей помощью, прийти к единству первых христиан, о которых мы читаем в Деян. Ап. 4, 32: "у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа".

Как далеко ушло от такого единства христианство наших дней. Достаточно малейшего различия во взглядах даже на второстепенные вопросы, чтобы утратить это "одно сердце" и "одну душу".

Будем сознавать себя со всеми искупленными детьми Господними членами одного Тела, одной Церкви - Церкви Христа. Пусть исполнится в жизни всех верующих наших дней драгоценное обетование Божие из Иезек. 11, 19: "И дам им сердце единое!"

И невод в притче Христа "наполнился". Эти слова еще не осуществились - "невод" еще не наполнился. Но он продолжает наполняться: Господь продолжает прилагать спасаемых к Церкви.

В "невод" Царства Божия, Церкви Христа еще не собрано полное число язычников. Но оно должно собраться, как сказано в Послании к римлянам 11, 25: "...до времени, пока войдет полное число язычников"...

Не вошел еще в этот благодатный невод Царства Божия и "остаток Израиля". Но он войдет в него, как сказано в Римл. 9, 27: "А Исаия провозглашает об Израиле: "Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется..."

И когда "невод наполнится" всеми "предуставленными к вечной жизни" душами (Деян. Ап. 13, 48), - тогда наступит день его очищения. Очищением невода оканчивается притча Христа о неводе: "...хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон".

В день восхищения Церкви совершится ее очищение. Об этом дне Христос говорит так: "Двое будут молоть вместе: одна возьмется, а другая вставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится" (Ев. Луки 17, 35 - 36).

И этот день придет, по словам апостола Павла, "как тать" (1 Фесс. 5, 4), то есть - неожиданно. Так и Христос говорит в Откров. Иоан. на 3, 3: "Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя".

Примем к сердцу это предупреждение Слова Божия и будем бодрствовать, чтобы нам быть всегда готовыми к этому дню и не оказаться застигнутыми врасплох.