Выход

МЛАДЕНЕЦ ВИФЛЕЕМА

 

НАШЕ ДУХОВНОЕ БОГАТСТВО ВО ХРИСТЕ

2 Кор. 8, 9

Как выглядит сегодня Вифлеем? Он и сегодня принадлежит к числу маленьких городов. От Иерусалима он находится в восьми километрах.

До 1948 года любой путешественник мог совершить прогулку из Иерусалима в Вифлеем даже пешком и совершенно свободно. Но с 1948 года Иерусалим и Вифлеем находятся в двух разных государствах, и их разделяет строго охраняемая граница.

Иерусалим находится в государстве Израиль, а Вифлеем - в государстве Иордания. Но предположим, мы пересекли границу и направляемся в Вифлеем. Недалеко от границы, по правой стороне, мы увидели бы небольшое, без всякой красоты, здание. Нам сказали бы, что это могила Рахили.

Сразу за могилой Рахили дорога разветвляется: направо дорога идет на древний город Хеврон; налево дорога идет в горы, на вершине одной из которых лежит Вифлеем. Эта левая дорога ведет прямо к рыночной площади сегодняшнего Вифлеема.

На восточной стороне площади мы увидели бы высокую стену и в ней низкие ворота, через которые нам пришлось бы пройти нагнувшись. Мы проходим через эти ворота к величественному храму, построенному еще в дни Константина (в 326 году) в честь Рождества Христова.

От этого храма темная лестница ведет в подземную часовню, которая освещена бледно, и в ней царит глубокое молчание. Здесь всегда стоят на коленях паломники из всех стран мира. В одной из стен видна ниша, и в ней высечена надпись: "Здесь родился от девы Марии Иисус Христос". Часовня, где имеется эта надпись, - пещера, настоящая пещера, одна из сотен пещер Вифлеема, в которых держали скот. Других хлевов Вифлеем не знал. А яслями служили ниши в стенах этих пещер.

"И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице". Мы должны, освободить место, где родился Христос, от всей роскоши и красоты, которыми его украсили художники и поэты, вплоть до мраморных колонн, ибо это место было самой убогой пещерой со стенами из известняка. А ясли, где лежал Младенец Иисус, были не чем иным, как нишей в стене убогой пещеры" И стоя в этой пещере, и сегодня тускло освещаемой, и смотря на эту нишу в стене пещеры, в которой когда-то лежал божественный Младенец, в нашей памяти воскресают слова из 2 Кор. 8, 9: "Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы вы обогатились Его нищетою". Любая колыбель, даже самого бедного младенца, лучше и богаче колыбели нашего Господа Иисуса Христа.

А если вспомнить, что Он снизошел в эту мрачную пещеру с престола славы на небесах, где Ему поклонялись легионы ангелов, - то как же нам станут понятны слова: "Он обнищал..." Но, смотря на эту нищету в пещере Вифлеема, окружающую божественного Младенца, перед нами встает вопрос: где причина такого обнищания "Царя Царей" и "Господа Господствующих"? Для чего было нужно Христу снизойти с престола такой неописуемой славы в такую убогую и мрачную пещеру?

И ответ Божий гласит: "Он обнищал ради вас..." Он обнищал ради нас! Что это значит: ради нас? Это стало лично мне особенно понятно после прочтения биографии Франциска Ассизского, этого удивительного христианина XIII века. Он был сыном богатого купца, но с детства имел очень доброе сердце и любил помогать бедным.

Однажды он ехал на своем прекрасном коне и в своем дорогом плаще. Его окружила толпа прокаженных нищих. Ему стало жалко их, и он бросил им свою мошну с деньгами. Прокаженные были до слез тронуты таким щедрым даром. И они бросились целовать его роскошный плащ. Прошло некоторое время... Ему было только 26 лет... И вот он услышал проповедь на слова Ев. Матфея 10, 7 - 10: "Ходя же проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте... даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания".

Эти слова Христа привели к обращению и совершенно новой жизни Франциска Ассизского. Он снял с себя свои богатые одежды и надел грубую серую одежду с капюшоном, подпоясался веревкой, роздал все свое имущество бедным и начал проповедовать Евангелие.

Вскоре он попал в то же место, где он встретился так недавно с толпой прокаженных, и снова они окружили его в надежде получить милостыню, но у Франциска на сей раз не было денег. Но зато он дал им нечто лучшее, чем деньги: он дал им себя, оставшись с ними. Он жил у них и служил им любовью, разделяя с ними все их печали и радости.

Теперь мы поймем слова Евангелия о Христе: "Он обнищал ради нас!"

Он мог бы продолжать с небес, с Своего небесного престола помогать нам: и одарять нас свыше Своими бесчисленными дарами. Но Он сделал нечто лучшее: Он пришел на нашу землю, чтобы пережить с человечеством все, что оно переживает. Он по опыту знает все наши скорби и печали, и Он стал так близок к нам, деля с нами все наши печали и радости.

Он хорошо знает наши земные "Назарета", "Капернаумы" и "Вифсаиды", потому что провел в них Свою земную жизнь. Но Он снизошел с Своего небесного престола на нашу землю не только для того, чтобы быть близко к людям, но чтобы закончить Свою земную жизнь в Гефсимании и на Голгофе, то есть чтобы пострадать и умереть за грехи наши.

Франциск Ассизский променял богатые одежды на грубую серую дерюгу, а Христос лишился последнего хитона на Голгофе - и все это ради нас, ради нашего спасения и искупления, ради дарования нам вечного счастья здесь на земле и там на небесах.

Как же мы духовно обогащаемся Им? Придя на нашу землю, Христос приготовил для нас великое богатство. Что же это за богатство?

Во-первых, это Его славное учение, которое мы призваны исполнять, его слова, которые Он произнес, живя на земле.

Во-вторых, это Его пример, который Он оставил нам, чтобы мы шли по следам Его.

В-третьих, это Его жертва, принесенная на Голгофе, Его драгоценная кровь, очищающая нас от всякого греха и открывшая нам двери рая.

Вот три драгоценнейшие сокровища, которые приобретает каждый верующий, познавший смысл "обнищания" Христа, то есть Его пришествия в наш мир. Его рождения в убогой пещере и Его лежания в жалкой нише, служившей яслями для скота.

 

ВОЛХВЫ С ВОСТОКА

Ев. Матф. 2, 1 - 12

Чтобы понять путешествие волхвов Востока в Иерусалим, надо понять несколько фактов того времени, когда родился Христос.

Какие же это факты?

Это, во-первых, рассеяние иудеев по всем странам тогдашнего мира. Во-вторых, проповедь этих рассеянных иудеев о скором пришествии Мессии - царя Иудейского. Проповедь о Мессии иудеи связывали с пророчеством Валаама о звезде, восходящей от Иакова. Прочтем это пророчество Валаама в Книге Числа 24, 17: "Вижу Его (то есть Мессию), но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля..."

Валаам говорил, конечно, не о физической (астрономической) звезде, а о Христе, Который говорит о Себе в Книге Откровения Иоанна 22, 16: "Я есмь... звезда светлая и утренняя".

Но если мы говорим о великом множестве рассеянных по всему тогдашнему миру иудеев, ревностно проповедовавших о скором восхождении "звезды от Иакова", то мы должны сказать и о великом множестве волхвов, то есть людей, изучавших звездный мир и рассеянных по всему Востоку.

Эти волхвы, под влиянием иудейской проповеди о скором восходе "звезды от Иакова", были полны, веры, что эта звезда скоро появится и своим появлением возвестит о пришествии в мир, о рождении Мессии, царя Иудейского. И вот тщательно следившие за звездным небом волхвы увидели новую звезду, которой они раньше никогда не видели.

Надо сказать, что астрономия открывала, открывает и будет открывать все новые и новые звезды, которых она раньше не знала. Но открытие волхвами новой звезды в ночь рождения Христа сказало им, что "звезда от Иакова" взошла, - значит, родился царь Иудейский. Но, конечно, в этом событии была рука Божия: Бог, путем открытия волхвами новой звезды, сказал верующим в пришествие Мессии сердцам, что Мессия пришел, что царь Иудейский родился.

Казалось бы, что все волхвы направятся в Иудею, в ее главный город Иерусалим, для поклонения родившемуся царю Иудейскому. Но пришло их немного - сколько, Евангелие об этом не говорит.

Но какова та звезда, которая направила нас ко Христу, Спасителю мира? Для одних из нас такою "звездою" было обрушившееся на нас горе, и в этом великом горе мы начали искать Бога, впервые попробовали молиться и впервые потянулись ко Христу, как тянется цветок к солнцу. Других из нас, наоборот, какая-либо радость, какая-то помощь, в трудный час полученная от Бога, направила с благодарственной молитвой ко Христу.

Воспоминания о верующих родителях, об, их словах о Боге, об их наставлениях для многих были тою звездою, которая направила их ко Христу. Для большинства из нас та или другая проповедь была светлой звездой, приведшей нас к ногам Христа. Но самой яркой звездой, указывающей нам путь к Богу, путь ко Христу, является Библия.

Волхвы дошли до Иерусалима и не знали, куда идти дальше. Но кто указал им на Вифлеем, где родился Иисус Христос? Это была Библия, одна из ее книг - книга пророка Михея, в 5-й главе которой, во 2-м стихе, говорится, где должно было родиться Христу: "И ты, Вифлеем - Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных".

Как часто отдельные места Библии, при чтении их, вспыхивали перед нами, словно яркие звезды, и говорили нам все снова и снова о Боге и о Христе - нашем Спасителе, и, видя эти яркие звезды в словах Библии, мы, подобно волхвам, радовались радостью весьма великою.

"И вошедши в дом, волхвы увидели Младенца с Марией, матерью Его, и, падши, поклонились Ему".

"Вошедши в дом..." Святое семейство из пещеры, где родился Христос, перешло уже в дом. Но и дома в Вифлееме были только жалкими лачугами. И вот в одну из этих лачуг вошли волхвы. Они увидели в этой лачуге самого обыкновенного младенца. Но для очей их веры этот младенец был божественным Младенцем. Вот почему они пали перед Ним и поклонились Ему.

Как замечательна вера этих волхвов! Они не сомневались в этой глинобитной лачуге, что перед ними - Младенец - Христос, Младенец - Мессия, Младенец - Царь!

Мы удивляемся вере еще одного человека: это разбойник на Голгофе. Рядом с ним страдает и умирает на кресте Христос. Но каков вид Христа? Он в ранах, Он истекает кровью... Над ним смеется толпа, глумятся прохожие... А у креста воины бросают жребий об Его одежде. И, несмотря на такое жалкое положение Христа, разбойник видит в Нем очами веры своего Спасителя и Царя небесного Царства. И, полный такой веры, он обращается ко Христу со словами: "Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!" И он не удивился, когда услышал в ответ на свою молитву такие слова Христа: "Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю".

Но самой замечательной является наша вера. Почему? Потому что мы верим, не видевши. Христос такую веру ставит выше всего. Он говорит: "Блаженны не видевшие и уверовавшие" (Иоан. 20, 29).

Об этой замечательной нашей вере сказано и в 1 Петра 1, 8: "Которого не видевши любите и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною".

Но вернемся к волхвам, которых мы оставили в лачуге в Вифлееме, поклоняющимися Младенцу Христу. И мы увидим, как они открывают свои сокровища и приносят Христу дары: золото, ладан и смирну. Они принесли Христу самые дорогие вещи своей страны.

Что мы принесли в дар Христу, Спасителю нашему? Наши сердца! Как разнообразны были наши сердца, когда мы приносили их в дар Христу: одни из нас до обращения ко Христу имели холодные, полные равнодушия к Нему сердца. Сердца других из нас были полны греха и всякого рода порока и зла. У некоторых из нас сердца были полны самодовольства и фарисейской гордости. Если мы молились, то молились как фарисеи: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди..."

Но вот был день в нашей жизни, когда мы склонились к ногам Христа и принесли Ему в дар свое сердце: сердце холодное; сердце грязное, порочное; сердце самоправедное. Но Он, Христос, сделал наши сердца новыми. И эти наши новые сердца стали способны любить Христа и славить Его.

И как волхвы после поклонения Христу отошли из Вифлеема иным путем, так и мы после отдачи сердца Христу пошли по иному пути, то есть по пути Христа, имея Его перед собой, как "звезду светлую и утреннюю".

 

ПЕСНЬ СИМЕОНА

Ев. Луки 2, 21 - 31

В день Сретения Господня мы видим Христа в 40-дневном возрасте. Иосиф и Мария принесли Его в храм с двоякой целью: во-первых, чтобы посвятить Его Господу по закону посвящения первородного сына Богу; во-вторых, принести "жертву за грех", полагавшуюся по закону приносить каждой женщине по окончании дней ее очищения.

Жертва Иосифа и Марии была жертвой бедных людей, так как она состояла не из однолетнего агнца, которого полагалось приносить в жертву по закону, а только из двух голубей. Эти два голубя в руках Марии снова напоминают нам слова Евангелия об обнищании Христа ради нас - слова из 2 Кор. 8, 9: "Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы вы обогатились Его нищетою".

Это обнищание мы созерцаем в дни Рождества, когда посещаем убогую пещеру в Вифлееме. И это обнищание Сына Божия ради нас, ради нашего духовного обогащения мы видим во всей жизни Христа на земле - от Вифлеема до Голгофы.

И то, что Он был беспомощным младенцем и сосал грудь матери Своей, и в этом мы должны видеть обнищание Сына Божия, Творца вселенной, ради нас.

Чтобы нам понять чудесную картину, которую рисует нам сегодня евангелист Лука, а именно: старца Симеона с младенцем Иисусом на руках и замечательные слова, которые он сказал о Нем, - мы должны знать, что перед Рождеством Христовым весь иудейский мир был полон ожидания Мессии. Но ожидание Мессии иудейским народом было двоякого рода: большинство иудеев ожидало Мессию в виде земного царя, в виде второго, но еще более славного Давида.

Но небольшое число иудеев жило ожиданием Мессии 53-й главы Исаии, Мессии, в Котором не будет "ни вида, ни величия"; Который будет "презрен и умален пред людьми"; Мессии, Который будет "мужем скорбей и изведавшим болезни" и от Которого иудеи отвратят лицо свое; Мессии; который "возьмет на Себя наши немощи и понесет наши болезни", но величие Которого будет в том, что Он будет "изъязвлен за грехи и мучим за беззакония наши... и ранами Которого мы исцелимся"; Мессии, на Которого Бог "вложит грехи всех нас и Которого поведут, как овцу, на заклание... и Который за преступления народа своего "претерпит казнь"; и Который будет "причтен к злодеям" и "предаст душу Свою на смерть".

Старец Симеон принадлежал к числу тех немногих иудеев, которые ожидали именно такого Мессию, каким Его описывает пророк Исаия, Мессию, как Агнца Божия, Который будет заклан за грехи мира, Мессию, как Спасителя грешников.

Симеона не смутило, что Мессия лежит беспомощным младенцем на руках матери Своей, притом такой бедной, имеющей возможность принести в жертву только двух голубей. Он знал из пророчества Исаии, что "Дерево Жизни" будет "ростком" (Ис. 53, 2), то есть маленьким, крошечным деревцом. И как же он был счастлив, когда этот "росток" он мог взять в свои старческие руки. Он знал, что этот "росток" вырастет в "виноградную Лозу", ветвями Которой будут миллионы детей Божиих, и в благодатное "Дерево Жизни", о котором говорится в последней главе Откровения Иоанна.

В отрывке Евангелия, повествующем о Симеоне и младенце Иисусе на его руках, три очень глубокие проблемы каждого человека, каждой человеческой души.

Первая проблема каждого человека - грех. Грех - это та ноша, которая давит сердце каждого пробужденного грешника.

Вторая проблема каждого человека - печаль. Нет ни одного человеческого сердца, которое не переживало бы какой-либо печали.

И третья проблема каждого человека - это ожидающая всех нас смерть.

Симеон говорит: "Видели очи мои спасение Твое..." Он называет Христа спасением. Спасением от наказания за грех и спасением от власти греха. Христос чудным образом решил проблему греха: Он понес наказание за наш грех - вместо нас. Он был изъязвлен за грехи наши, и Он дает силу побеждать всякий грех. Так решается проблема греха в нашей жизни.

О Симеоне мы прочитали, что он чаял "утешения Израилева". Этим утешением является Христос. Мы говорили о проблеме печали. Где утешение для сердца, переживающего ту или другую печаль? Во Христе!

В назаретской синагоге Христос провозгласил всем, кто плачет от той или иной печали: "Дух Господень... послал меня исцелять сокрушенных сердцем". Да, Симеон правильно чаял, то есть ожидал Его как утешение для Израиля. Ибо Он действительно утешение в любой нашей скорби - от самой малой до самой большой, трагической.

И, наконец, обратив внимание на слова Симеона: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, с миром". Симеон говорит о своем уходе в вечность, о своей смерти. И что же он говорит о ней? Он говорит, что умирает с миром. Как чудно, как прекрасно: умереть с миром; пройти долину смертной тени с миром; переплыть мрачную реку смерти с миром.

Почему "лебединая песнь", то есть последняя перед смертью песнь, Симеона была такой чудесной? Потому что он держал в своих руках Христа, Христа как свое спасение. Он держал Его не только как маленького младенца, но как Агнца Божия, закланного на Голгофском кресте за грехи всего мира и за грехи его, Симеона. Он держал Христа в своих руках не только как "росток", а как "Дерево Жизни", даровавшее ему вечную жизнь.

Слово Божие говорит о великой проблеме смерти, как проблеме каждого человека. "Человекам положено однажды умереть..." (Евр. 9, 27).

Каждый из нас, верующих, может заменить слово "человекам" словом "мне" и сказать: "Мне положено однажды умереть". Но будет ли моя смерть такою, как смерть Симеона, то есть смертью с миром, с полным миром в моей душе? Это будет зависеть от того, будем ли мы на одре смерти держаться руками веры за Христа, как за наше спасение; будем ли мы держаться руками веры за Голгофский крест, где Христос умер за каждого из нас; будем ли мы держаться руками веры за Его драгоценную Кровь, очищающую нас от всякого греха и делающую наше сердце белее снега.