Комментарий на
послание к Титу

1 2 3



Глава 0

Оглавление

Это небольшое Послание содержит так много важных христианских доктрин и составлено столь мастерски, что включает в себя все нужное для христианского познания и жизни.
Мартин Лютер
Введение
I. Особое положение в каноне
Более девятнадцати столетий назад один престарелый миссионер написал эти три небольшие главы малоизвестному миссионеру, находившемуся в то время на небольшом острове. Какое же отношение могут они иметь к христианам "просвещенного" двадцатого века? Допустим, это были лишь слова апостола Павла (большинство либералов не допустило бы и этого!); в таком случае они имели бы какое-то значение для любителей церковной истории или для тех, кто изучает раннехристианскую эпоху. Но это также и "слова, которыми учит Святой Дух", поэтому они содержат в себе то, чего не сможет дать ни одна другая книга. То же самое учение мы встречаем в Первом послании к Тимофею, которое излагает и рассматривает тему о пресвитерах. Встречающиеся повторения и параллельные места, которые особенно часты в ВЗ, не излишни; напротив, они говорят о том, как сильно Бог хочет, чтобы Его народ осознал важность и значимость определенных истин! Вероятно, самые прекрасные стихи этого Послания - 2,11-14, которые содержат уравновешенное описание учения о благодати.
II. Авторство
Вопрос об авторстве Послания к Титу обсуждается в "Введении" к пастырским посланиям.
III. Время написания
Судя по схожести темы и слов, Послание к Титу, как говорят об этом изучающие Библию, было написано в одно время с Первым посланием к Тимофею или сразу же после него. В любом случае, оно было написано между Первым и Вторым посланиями, а никак не после Второго послания кТ имофею. Хотя время написания этого Послания точно определить нельзя, оно было написано приблизительно между 64 г. и 66 г. н.э. Место написания - предположительно Македония.
IV. Цель написания и тема
Основные темы Послания, похожие на два других пастырских послания (см. "Введение" к пастырским посланиям), прекрасно раскрывают то, как верующие должны украшать учение о благодати добрыми делами и благочестием.
К сожалению, сегодня многие из тех, кто принял учение о благодати, не проявляют большого интереса к добрым делам и благочестию. Такое поведение неправильно и искажает понятие истинной благодати.
Павел прекрасно подводит итог теме: "Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам" (3,8).
План
I. ПРИВЕТСТВИЕ (1,1-4)
II. ПРЕСВИТЕРЫ В ОБЩИНЕ (1,5-9)
III. ЗАБЛУЖДЕНИЯ В ОБЩИНЕ (1,10-16)
IV. НАСТАВЛЕНИЯ В ОБЩИНЕ (2,1-15)
V. НАЗИДАНИЕ ОБЩИНЫ (3,1-11)
VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (3,12-15)


Оглавление
Глава 1

I. Приветствие (1,1-4)
1,1 Павел был Божьим рабом и апостолом Иисуса Христа. В первом случае о нем сказано как о рабе всевышнего Владыки, во втором - как о посланнике Господа Вседержителя. В первом говорится о зависимости, во втором - о власти. Он стал рабом благодаря личной вере, а апостолом - по назначению свыше.
Задача его служения - рост веры избранных Божьих и познание истины. Рост их веры может означать необходимость привести их к вере, то есть прежде всего к обращению, или вести их к последующему возрастанию в вере. Поскольку словосочетание "познание истины" подразумевает второе значение, мы можем заключить, что служение апостола включало две функции: 1) евангелизм - рост веры избранных Божьих; 2) ученичество - углубление познания истины. Это же отражено в Ев. от Матфея (28,20) - проповедовать Евангелие всем народам, уча их соблюдать все, что заповедал Христос. Говоря, что вера избранных Божьих или ее рост - именно то служение, к которому он призван, апостол, не конкретизируя, ставит нас перед доктриной об избрании.
Только несколько доктрин в Писании пострадали от непонимания больше, чем эта. Она вызвала несчетное количество обсуждений и иссушила множество умов. Вкратце она заключается в том, что во Христе Иисусе Бог прежде создания мира избрал некоторых для определенной цели: чтобы они были святы и непорочны перед Ним (Еф. 1,4). (Более подробно об избрании см. Ефесянам 1 и Римлянам 9.)
Сказав о своем апостольстве, связанном с верой избранных Божьих и их познанием истины, Павел добавляет, что эта истина относится к благочестию.
Это значит, что христианская вера взаимосвязана с истинной святостью и ведет человека к практическому благочестию. Здравая вера требует чистоты в жизни. Никто не выглядит более нелепо, чем проповедник, о котором говорят: "Когда он на кафедре, люди не хотят, чтобы он с нее уходил. Но, видя его вне кафедры, они не хотят, чтобы он вновь на нее поднимался".
1,2 Полномочия Павла в деле благовестия включают в себя еще одну, третью особенность. Не только (1) евангелизм - рост веры избранных Божьих (прошедшее время); (2) ученичество - углубление в познании истины (настоящее время); но также (3) упование - в надежде вечной жизни (будущее время).
НЗ говорит о вечной жизни как о том, что у нас есть сегодня, так и о том, что ожидает нас: о надежде. Слово "надежда" не предполагает неопределенность.
С того момента как мы доверились Христу как нашему Спасителю, вечная жизнь стала нашей собственностью уже сейчас (Ин. 5,24). Однако, хотя мы и стали обладателями всех Его благ благодаря искуплению, мы не можем в полной мере насладиться всеми ими до тех пор, пока не придем в наш вечный дом. Мы надеемся в том смысле, что ожидаем дня, когда получим свои прославленные тела и навсегда освободимся от греха, болезней, страданий, переживаний и смерти (Флп. 3,20-21; Тит. 3,7).
Надежда обоснованна, потому что зиждется на обещаниях Бога. Ничто не может быть столь незыблемым, как обещание неизменного в слове Бога, Который не может быть обманут и Сам никого не обманывает. Его словам можно верить не сомневаясь. Для творения нет ничего более разумного, чем верить своему Создателю.
Бог обещал вечную жизнь прежде вековых времен. Понимать это можно двояко. Во-первых, от вечности Бог предопределил дать вечную жизнь всем, кто уверует в Господа Иисуса. А что Он предопределил, то Он и обещал.
Во-вторых, это может означать, что обетование дать Мессию (Быт. 3,15) включало в себя в начальной форме все благословения нашего спасения.
Все это было прежде вековых времен, или до того как начали действовать законы бытия.
1,3 В свое время Бог явил этот славный замысел вечной жизни, который предопределил в далеком прошлом. Во времена ВЗ Он не раскрывал его полностью. Верующие того периода имели весьма смутное представление о жизни после смерти. Но с пришествием Спасителя неопределенность исчезла. Он явил жизнь и нетление через благовестие (2 Тим. 1,10). Во исполнение повеления Спасителя нашего, Бога, Павел и другие апостолы, послушные великому Поручителю, провозглашали эту Благую Весть.
1,4 Послание адресовано Титу, истинному сыну Павла по общей вере. Кто же такой Тит? Мы постараемся собрать его биографию по частям из трех посланий Павла.
Грек по рождению (Гал. 2,3), он, повидимому через служение Павла, был рожден свыше верою во Христа Иисуса (Тит. 1,4). В то время велись споры о том, какое Евангелие истинно. С одной стороны, был Павел и все те, кто учил, что спасение - по благодати, только по вере, и к этому ничего нельзя добавить.
С другой - иудеи, которые настаивали на обрезании (а это законничество) и считали, что оно является пропуском в Божье Царство для "граждан первого класса". Тит оказался в центре этого разногласия. Павел и Варнава привели его в Иерусалим (Гал. 2,1) для встречи с апостолами и пресвитерами. В ходе обсуждения они пришли к решению: для того чтобы спастись, язычники, в данном случае Тит, не должны соблюдать закон иудеев и их обряды (Деян. 15,11). Язычнику не нужно было становиться иудеем, а иудею не нужно было становиться язычником. Напротив, и иудеи, и язычники верой в Иисуса становились новым творением.
Таким образом, Тит стал одним из наиболее значимых помощников Павла, трудясь как "уполномоченный" в Коринфе и на Крите. Апостол прежде всего послал его из Ефеса в Коринф, по-видимому, для исправления богословских и нравственных вопросов в той общине. Несколько позже Тит, встретившись с апостолом Павлом в Македонии, рассказал ему о том, что коринфяне приняли его апостольское вразумление, чему Павел был весьма рад (2 Кор. 2,12-13; 7,5-7.13-16). Из Македонии апостол опять посылает Тита в Коринф, на этот раз для сбора пожертвований на нужды святых, живущих в Иерусалиме (2 Кор. 8,6.16-17; 12,18). Павел говорил о нем: "...это - мой товарищ и сотрудник у вас..." (2 Кор. 8,23). Мы не знаем точно, когда Павел был с Титом на Крите, но, по мнению большинства, это произошло после первого заключения апостола в Риме.
В последний раз о Тите упоминается в 2 Тимофею (4,10). Какое-то время он был с Павлом в его втором заключении, откуда, по словам Павла, пошел в Далматию, нынешнюю Югославию. Возможно, именно Павел послал его туда, хотя на основании стиха перед нами предстает одинокий и оставленный человек.
Апостол говорит о Тите как об истинном сыне по общей вере. Это может означать, что Бог использовал Павла как инструмент для обращения Тита, хотя, возможно, это и не так. Павел говорил и о Тимофее как о истинном сыне по вере (1 Тим. 1,2), в то же время Тимофей, возможно, уже был учеником, когда Павел впервые повстречал его (Деян. 16,1). Следовательно, это выражение может означать, что эти молодые люди проявили духовные качества, подобные качествам Павла, и таким образом были тесно связаны в христианском служении.
Своему молодому последователю Павел желает благодати, милости и мира. В этом случае благодать означает Божественную силу, необходимую для жизни и служения. Милость - сопереживание людям в их нуждах. Мир означает свободу от беспокойства, паники и беспорядка, несмотря на сложившиеся обстоятельства. Эти дары, как одно целое, исходят от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Этим засвидетельствовано, что Отец и Сын - источник благодати, милости и мира, а Дух Божий дополняет Их полное равенство.
II. Пресвитеры в общине (1,5-9)
1,5 Когда Павел уходил с Крита, там еще оставалось недоконченное, которое нужно было довершить. Там следовало остановить лжеучителей, кроме того, в церкви ощущалась нужда в признанных духовных руководителях. Он оставил Тита для того, чтобы тот позаботился о всех этих нуждах.
Мы не знаем, как христианская вера впервые достигла острова Крит.
Возможно, наилучшим объяснением будет то, что в день Пятидесятницы кто-либо из жителей Крита находился в Иерусалиме (Деян. 2,11). По возвращении на Крит они основали поместные церкви.
Также мы не можем с точностью сказать, когда Павел и Тит были на Крите.
Нам известно, что, будучи заключенным, он останавливался на этом острове по пути в Рим (Деян. 28,12), из-за чего не мог совершать активное служение в церквах.
Так как в книге Деяний больше ничего не сказано о пребывании Павла на Крите, в основном считают, что поездка туда состоялась после его первого заключения в Риме. Исследовав ранние послания Павла, можно проследить последовательность событий.
Вначале на пути в Асию (западная Турция сегодня) Павел отплыл из Италии на Крит. Оставив Тита на Крите (Тит. 1,5), он отправляется в Ефес, столицу Асии. Там он оставляет Тимофея, поручив ему исправить уже успевшие зародиться ошибки в учении (1 Тим. 1,3-4). Затем через Эгейское море он отплывает в Македонию, где стремится выполнить свою основную задачу: сразу же после освобождения посетить Филиппы, как и обещал, находясь в заключении (Фил. 1,26). Наконец, через Грецию он отправляется на юго-запад, в Никополь, где собирался перезимовать, ожидая Тита (Тит. 3,12).
Согласно Гомеру, в то время не Крите насчитывалось от 90 до 100 городов, и во многих из них были основаны церкви. Каждая из них нуждалась в пресвитерах.
Пресвитеры
Пресвитеры в НЗ - это зрелые христианские мужи безупречного поведения, которые обеспечивают духовное руководство в поместной общине. Название "пресвитер" относится к духовно зрелому человеку и переведено с греческого (presbuteros). Греческое слово "episkopos" переводится как "епископ", "смотритель" или "блюститель". Оно также характеризует пресвитера как пастыря Божьего стада.
Под "пресвитерами" и "епископами" подразумеваются одни и те же люди по следующим причинам. В Деяниях (20,17) Павел призвал пресвитеров (presbuteroi) из Ефеса; в стихе 28 он обращается к ним как к епископам (episkopoi). В 1 Петра (5,1-2) Петр также использует взаимозаменяемые термины. Описание качеств, обязательных для епископов (episkopoi) в 1 Тимофею и пресвитеров (presbuteroi) в Титу 1, также в основном совпадают. (Слово "еретик" происходит от греческого слова и означает "раскольни", или "сеющий распри". Человек, разделяющий церкви, обычно учит лжи, или учению "еретика", но это уже более позднее развитие слова "hairetikos".)
В настоящее время епископом называют того, кто управляет иерархией или группой церквей в той или иной местности. Но в НЗ это слово никогда не имело такого значения. Согласно Писанию, в одной церкви должно быть несколько епископов, а не один епископ над несколькими церквами.
Нельзя также смешивать пресвитера с современным пастырем, который в основном ответственен за проповедь, учение и управление в поместной церкви. Принято считать, что в ранней Церкви такого человека не было.
Общины состояли из святых, епископов и диаконов (Флп. 1,1). Правление одного человека зародилось только во втором веке.
Пастырство в НЗ - один из даров, предназначенный для особого служения, который был дарован Христом после Его воскресения и вознесения. Этот дар помогал святым в их духовном возрастании и служении (Еф. 4,11-12). Во многом служение пастырей и пресвитеров похоже. Оба призваны заботиться о стаде Божьем и питать его. Но они никогда не отождествлялись. Предположительно у пастыря может быть разъездное служение, тогда как пресвитер обычно связан с одной поместной общиной.
Служение пресвитеров описано подробно:
1. Они наставляют Церковь Господа и заботятся о ней (Деян. 20,28; 1 Тим. 3,5; 1 Пет. 5,2).
2. Они готовы предостеречь Церковь от нападения извне и изнутри (Деян. 20,29-31).
3. Они ведут и руководят, подавая личный пример, а не оказывая нажим (1 Фес. 5,12; 1 Тим. 5,17; Евр. 13:7,17; 1 Пет. 5,3).
4. Они проповедуют Слово, наставляя в здравом учении и обличая противящихся (1 Тим. 5,17; Тит. 1,9-11).
5. Они рассматривают и утверждают доктринальные и нравственные определения (Деян. 15,5-6; 16,4).
6. Своей жизнью они подают пример стаду (Евр. 13,7; 1 Пет. 5,3).
7. Они делают все, для того чтобы восстановить верующих, которые в чем-то согрешили (Гал. 6,1).
8. Они пекутся о душах христиан как обязанные дать отчет (Евр. 13,17).
9. Они несут молитвенное служение, особенно по отношению к больным (Иак. 5,14-15).
10. Они заботятся о малообеспеченных верующих (Деян. 11,30).
11. Они содействуют тем, кого Бог призвал к служению и наделил для этого определенным даром (1 Тим. 4,14).
Ясно, что в первоапостольской Церкви пресвитеров назначали апостолы и их представители (Деян. 14,23; Тит. 1,3). Однако это не означало, что апостолы и их представители обладали силой, которая могла сделать человека пресвитером. Для того чтобы кто-то мог стать пресвитером, необходимо было соединение воли человека с Божественным провидением. Только Святой Дух может сделать кого-либо епископом или пресвитером (Деян. 20,28), но человек сам должен стремиться к этому (1 Тим. 3,1). Должно произойти как бы объединение Божественного и человеческого.
В дни апостолов, когда церкви только основывались, в них не было пресвитеров, потому что все верующие были из новообращенных. Со временем Господь избрал некоторых специально для этого важного служения.
Так как НЗ еще не был написан, христиане не знали о требованиях к пресвитерам и их обязанностях. Только апостолы и их сподвижники знали это. На основе этих знаний они избирали для данного служения людей, которые соответствовали Божественным требованиям, а затем объявляли об этом общине.
Сегодня у нас есть завершенный НЗ.
Мы знаем, каким должен быть пресвитер и что он должен делать. Когда мы видим таких людей, которые совершают служение блюстителей, мы узнаем их (1 Фес. 5,12) и слушаемся их (Евр. 13,17). Здесь вопрос не нашего выбора, а признания тех, кого Бог приготовил для этого служения.
Описание качеств пресвитеров можно найти в 1 Тимофею (3,1-7) и в Послании к Титу. Иногда мы слышим о том, что пресвитеров сегодня нет, потому что им предъявляются жесткие требования. Такие суждения подрывают авторитет Писания, особенно если говорят о том, что его нельзя принимать буквально. В данных требованиях нет ничего безрассудного или недоступного. Мы обнаруживаем свое и без того низкое духовное развитие, когда относимся к Библии как к нереальной книге.
1,6 Пресвитеры - это люди, которые непорочны, то есть их внутренняя чистота не вызывает сомнений. Им невозможно предъявить обвинение ни во лжеучении, ни в распущенном поведении. Это не значит, что они безгрешны, но если они и ошибаются в чем-то несущественном, они всегда готовы поставить все на свои места, раскаявшись перед Богом, извинившись перед тем, кого обидели, и, если необходимо, возместив убытки.
Также он должен быть муж одной жены. Есть, по крайней мере, семь вариантов истолкования этих слов: 1) он должен быть женатым; 2) он не должен быть разведенным; 3) он не должен жениться после развода; 4) он не должен жениться после смерти первой жены; 5) он не должен быть многоженцем; 6) у него не должно быть наложниц или менее любимых жен; 7) главное, он должен быть верным мужем и примером строгой морали.
Если выражение "муж одной жены" означает, что он должен быть женат, то по той же причине у него должны быть дети, поскольку в том же стихе сказано, что его дети должны быть верующими. Конечно, лучше, когда у пресвитера есть семья; в таком случае он сможет с большим пониманием разобраться в семейных проблемах в общине. Вряд ли этот стих запрещает всякому неженатому отказываться от призвания пресвитера.
По-видимому, это также не означает, что он вообще не может развестись, ведь сам Спаситель учил, что развод приемлем, по крайней мере, в одном случае (Мф. 5,32; 19,9). (Многие верят, что главенствующий в собрании не имеет права разводиться, даже если для других развод допустим.)
Также это не может означать, что в любом случае он уже никогда не может жениться. Например, совершенно непорочный верующий может быть разведен с неверующей женой, которая затем вышла замуж. В таком случае христианин не связан. Поскольку первый брак был прерван разводом и новым браком неверующей супруги, он имеет право опять вступить в брак.
Толкование, утверждающее, что он не может стать пресвитером, если вступит в брак после смерти первой жены, недопустимо на основании слов из 1 Коринфянам (7,39): "Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе".
Конечно же, выражение "муж одной жены" означает, что пресвитер не может быть многоженцем или содержать наложниц и любовниц. Собственно, это означает, что его семейная жизнь должна быть примером чистоты для общины.
К тому же он должен детей иметь верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Библия говорит, что родители ответственны за то, какими у них будут дети (Притч. 22,6). Если в семье правильное руководство, если она получает назидание в Слове Божьем, в таком случае дети обычно следуют благочестивому примеру своих родителей. Хотя отец и не может решить вопрос спасения своих детей, он может приготовить путь Господу правильным напутственным словом, дисциплиной с любовью, избегая лицемерия и непоследовательности в собственной жизни.
Если дети восстают против авторитета родителей, Писание возлагает ответственность на отца. Его снисходительность и вседозволенность делает виновным в этом его. Если он не может управлять своей семьей, то не сможет быть и пресвитером, так как тот же принцип действует в обоих случаях (1 Тим. 3,5).
Возникает вопрос: относится ли требование о верных детях к тому времени, пока дети живут в родительском доме, или также включает и время, когда они живут отдельно, то есть вне дома родителей? Мы отдаем предпочтение первому, помня все же, что воспитание в семье является одним из решающих факторов формирования характера.
1,7 Епископ - Божий домостроитель. Община, над которой он надзирает, не является его общиной. Он исполняет Божий труд в Божьем собрании. Вторично говорится о том, что он должен быть непорочен, значит, на это нужно обратить особое внимание.
Несомненно, он должен быть человеком, не заслуживающим упреков ни в учении, ни в морали. Он должен быть не дерзок. Если он своеволен, не принимает других мнений, кроме своего, считает, что только он всегда прав, нетерпим, не смирен, то он не может быть духовным лидером. Епископ - это арбитр, а не самодержец.
Он должен быть не гневлив. Если у него взрывоопасный темперамент, то он должен научиться сдерживать его.
Его вспыльчивость никогда не должна проявляться.
Он не должен быть пьяницей. В нашей культуре это может показаться элементарным, о чем вряд ли нужно говорить, но следует помнить о том, что Библия написана для всех народностей и культур. В тех странах, где христиане употребляют вино как обычный напиток, существует опасность злоупотребления им и беспорядочного поведения. Именно это отсутствие самоконтроля имеется в виду в данном случае.
Библия ясно показывает разницу между употреблением вина и его злоупотреблением. Когда Иисус превратил воду в вино на браке в Кане (Ин. 2,1-11), оно использовалось как напиток. В медицинских целях апостол Павел назначал его Тимофею (1 Тим. 5,23; Притч. 31,6). Злоупотребление вином и любым крепким напитком осуждается в книге Притчей (20,1; 23,29-35).
Хотя в Писании и не говорится о полном воздержании от вина, там сказано об одной ситуации, требующей от нас воздержаться от его употребления: когда употребление вина может послужить преткновением или соблазном немощному брату (Рим. 14,21).
Именно это стало причиной того, что множество христиан воздерживается от употребления вина вообще.
Что касается епископа, речь идет не о полном воздержании от вина, а о его употреблении, которое может привести к опьянению.
Он также не должен быть бийца. Он не должен прибегать к физическому насилию для исправления других. Мы слышали о некоторых духовных особах, которые время от времени применяли физическое воздействие по отношению к непокорным членам своей общины. Такой метод устрашения епископу запрещен.
Он не должен быть корыстолюбив или стремиться к обогащению, пренебрегая своей работой. Справедливо сказал Самуил Джонсон: "Жажда золота бесчувственна и безжалостна, она является последней стадией развращенности человека". Истинный пресвитер может сказать вместе с Павлом: "Ни серебра, ни золота, ни одежды я не пожелал" (Деян. 20,33).
1,8 Положительные качества епископа таковы: он должен быть страннолюбив. Его дом всегда должен быть открыт для странников, для тех, у кого личные проблемы, для угнетенных и притесненных. Он должен быть местом теплого христианского общения, где всякого гостя принимают так, как если бы это был Сам Господь.
Далее, он должен любить добро - все хорошее, включая хороших людей. Его речь, занятия и общение должны свидетельствовать о том, что он отделен от всего сомнительного, неясного или неправильного.
Он должен быть целомудрен. Это означает, что он благоразумен, сдержан, умеет управлять собой. То же самое слово встречается в Титу 2,2.5.6.12, где имеет такое значение: "отличаться здравомыслием, самообладанием и трезвостью".
В общении с другими епископ должен быть справедлив. По отношению к Богу он должен быть благочестив. К самому себе воздержан. Именно об этом писал Павел в Галатам 5,22-23: "Плод же Духа есть... воздержание".
Это означает, что такой человек сдерживает всякое желание в послушании Христу. В то время как силу для этого может дать только Святой Дух, верующий, со своей стороны, должен обязательно проявлять дисциплину и сотрудничество.
1,9 Пресвитер должен быть здрав в вере. Он должен держаться духовно здравого учения, переданного нам Иисусом Христом и Его апостолами, что сегодня называется НЗ. Только в таком случае он сможет преподать святым уравновешенную диету здравого учения и остановить тех, кто противится истине.
Это и есть характеристика духовных руководителей в поместной церкви. Необходимо отметить, что ничего не сказано об их физической доблести, достижениях в образовании, об их общественном положении или сноровке в бизнесе. Согбенный, простой и необразованный дворник может быть достойным епископом по своим духовным качествам. Выражение: "То же, что делает человека удачным в бизнесе, делает его лидером в церкви", неверно.
Более того. Вышеописанные качества пресвитера говорят о том, что это не тот человек, который решает вопросы о проповедниках, денежных фондах и ремонте здания. Истинный пресвитер глубоко и серьезно вовлечен в духовную жизнь церкви, в учение, назидание, подкрепление, обличение и исправление.
III. Заблуждения в общине (1,10-16)
1,10 На заре христианства в церквах практиковалась "свобода Духа", то есть каждый мог свободно участвовать в собрании, будучи водим Святым Духом. В 1 Коринфянам (14,26) Павел называет такое собрание "открытым": "Итак, что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все это да будет к назиданию". Обстановка, когда Дух Святой свободно действует через разных членов в собрании, является идеальной. Но, к сожалению, человек остается самим собою. Где бы ни проявлялась такая свобода, вы сразу же найдете тех, кто стремится злоупотребить ею, внося лжеучения, не служащие назиданию придирки или бесконечные беспорядки, лишенные Духа.
Именно это произошло в общине на острове Крит. Павел осознавал, как важно крепкое духовное руководство, пресекающее злоупотребления и сохраняющее свободу Духа. Он также понимал, сколь важно было поставить епископов, достойных этого звания. Итак, здесь Павел перечисляет трудности, которые вынуждали действовать твердо, то есть поставить епископов в церквах.
Много непокорных людей восстали против власти апостолов, отрицая их учение. Это пустословы и обманщики. Их разговоры не несли никакого духовного назидания. Наоборот, они обкрадывали людей, забирая у них истину и ведя к заблуждению.
Особенно это были люди из обрезанных, то есть иудейские учителя, которые, хотя и говорили, что они христиане, на самом же деле настаивали на обрезании и соблюдении обрядовых законов. Это было практическим отрицанием самодостаточности дела Христа.
1,11 Таких людей нужно заставлять молчать. Они должны усвоить, что собрание - это не демократия и что свобода слова имеет свои пределы.
Они развращают целые дома. Означает ли это, что они вносили свое учение в дома за спиной у всех? Это и есть любимый прием культов (2 Тим. 3,6).
Их мотивы также вызывали подозрение. Они действовали ради денег, используя служение как прикрытие корыстолюбивых целей. Их проповеди затрагивали в человеке законнические струнки и уверяли его в том, что он сможет заслужить Божье благоволение, совершая религиозные обряды, в то время как вся его жизнь полна растления и нечистоты. Они учили из постыдной корысти, на что не имели никакого права.
1,12 В этом стихе Павел напоминает Титу о том, с какими людьми он сталкивается. Необычная резкость и язвительность были присущи в основном всем лжеучителям и в особенности критянам. Павел повторяет слова Эпименида, одного из их стихотворцев, который жил за 600 лет до рождения Христа. Он называет их "лжецы, злые звери, утробы ленивые". Кажется, что у каждого народа есть свои особенности, но не многие могли превзойти критян в их развращенности.
Они привыкли ко лжи; живя в непристойной грязи и диком распутстве, они стали похожи на свирепых животных. С антипатией относясь к работе, но увлекаясь обжорством, своей жизнью они провозглашали: все для кухни и ничего общине!
1,13 Апостол подтверждает истинность вышеописанного характера. У Тита был не обещающий ничего хорошего, к тому же испорченный "материал" - этого достаточно, чтобы разочаровать любого миссионера! Но Павел не вычеркнул этих людей, повелев Титу не оставлять их. Евангелие несет надежду самому плохому человеку.
Итак, Павел советует своему помощнику: обличай их строго, дабы они были здравы в христианской вере. Когда-нибудь они станут не только примерными верующими, но и благочестивыми пресвитерами в поместных церквах.
Этот отрывок наполнен словами ободрения для христианских работников, которые находятся на трудных участках миссионерских полей (да и какое место не трудно?). За грязью, грубостью, безответственностью для людей всегда кроется возможность стать благочестивыми, чистыми, приносящими плоды верующими.
1,14 Строго обличая лжеучителей, Тит должен был предупредить их не внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Иудеи жили в мире религиозных представлений и правил, сконцентрированных на чистой и нечистой пище, соблюдении дней, хранении себя от ритуальных осквернений. Об этом Павел писал в Колоссянам 2,23 так: "Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти".
1,15 Следующие слова Павла многие люди понимают неправильно. Поэтому мы рассмотрим их детально. Он пишет: "Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть".
Если мы возьмем слова "для чистых все чисто" вне контекста, как утверждение абсолютной истины во всех сферах жизни, то у нас возникнет проблема. Не все чисто даже для тех, чьи помыслы чисты. Но люди используют этот стих для оправдания безобразных журналов, непристойных фильмов и даже самой безнравственности. Петр говорит о таком действии как об извращении Писания "к своей погибели" (2 Пет. 3,16). Должно быть ясно, что этот стих не имеет никакого отношения ко всему, что связано с грехом, к тому же осуждаемым Библией. Это аллегорическое высказывание следует рассматривать в свете контекста. Павел не говорит о вопросах моральной чистоты, которые в своей сущности правильны или не правильны. Скорее, он обсуждает нравственные различия, связанные с тем, что было нечистым для иудеев, живших под законом, но совершенно приемлемым для христианина, живущего под благодатью. Пример этому - употребление в пищу свинины. В ВЗ народу Божьему было запрещено есть свинину, но Господь Иисус отменил этот закон, когда сказал: "...ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его" (Мк. 7,18). Павел повторяет эту истину такими словами: "Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1 Кор. 8,8). Говоря "для чистых все чисто", он имеет в виду, что для всякого рожденного свыше верующего вся пища чиста, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого. Человека оскверняет не то, что входит в него, а то, что исходит из его сердца (Мк. 7,20-23).
Если внутренняя жизнь человека исполнена нечистоты, если он не верит в Господа Иисуса, то для него нет ничего чистого. Соблюдение диеты ничего не изменит в его жизни. Прежде всего ему нужно обратиться, принять спасение как дар, а не пытаться приобрести его, исполняя ритуалы или законы. Ум и совесть развращенных людей осквернены. Их мышление и их нравственные принципы развращены. И это вопрос не ритуального осквернения, а осквернения внутреннего.
1,16 Открыто говоря о лжеучителях, то есть об иудеях, Павел пишет: "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются". Они принимают вид верующих христиан, но их дела не соответствуют их заявлению. Желая более ясно выразить свое негодование, Павел характеризует этих людей как гнусных, непокорных и неспособных. Их поведение отвратительно. В очах Божьих это было грубым неповиновением. Они были неспособны на добрые дела - ни для Бога, ни для людей. Была ли в словах Павла христианская любовь по отношению к таким людям? Безусловно, да! Любовь не закрывает глаза на грех. Эти люди извращали Евангелие, бесславили Господа Иисуса, Его Личность и Его труд, и вводили в заблуждение души людей. Быть снисходительными к таким людям - значит грешить.


Оглавление
Глава 2

IV. Наставления в общине (2,1-15)
2,1 Жизнь лжеучителей более соответствовала клевете, нежели Библии. Своим поведением они отрицали великие истины веры. Кто сможет оценить, какой урон христианству наносят те, кто на словах исповедует великую святость, а живет во лжи? Задача Тита, да и всех истинных служителей Господа, - учить сообразно со здравым учением. Он должен был остановить ужасное несоответствие между словами Божьего народа и их жизнью. В действительности это и есть ключевой момент всего Послания - практическое применение здравого учения в добрых делах. Последующие стихи говорят о том, какими же должны быть эти дела.
2,2 Во-первых, речь пойдет о старцах - не пресвитерах в официальном смысле, но о зрелых физически и умственно мужах. Они должны быть бдительны. В основном это означает умеренность в употреблении вина, но простирается и на рассудительность во всех сферах жизни. Они должны быть степенны, достойны, но, пожалуйста, не угрюмы! У каждого достаточно собственных проблем. Старцы должны быть целомудренны, то есть уравновешенны и сдержанны. Они должны быть здравы в вере.
С годами некоторые люди становятся черствыми, грубыми, циничными. Но тот, кто здрав в вере, - благодарен, оптимистичен и хороший собеседник. Они должны быть здравы в любви.
Любовь не эгоистична, она думает о других и проявляется в отдаче другим.
Они должны быть сильны в терпении.
Возраст несет с собой немощи и бессилие, с которыми трудно смириться.
Кто здрав в терпении, тот сможет выдержать испытания с благодарностью и силой духа.
2,3 Старицы также должны вести себя прилично. Избави нас Бог от легкомысленных женщин, мысли которых обращены к пустым вещам! Они не должны быть клеветницы. Слово, которое использует Павел в этом стихе, - греческий эквивалент слова "дьявол" (diabolos). Это слово уместно, потому что в своей основе и действии клевета имеет сатанинскую природу.
Они не должны быть рабами пьянства.
Фактически они не должны порабощаться любой пищей, напитками или лекарствами. В то время как им запрещено совершать общественное служение в Церкви, старицы призваны учить дома. Кто может измерить значимость такого служения! 2,4 В особенности старицы должны вразумлять молодых жен. Годы, проведенные за изучением Библии, практические знания дают им возможность передать эти ценности тем, кто только начинает свою жизнь. В противном случае каждое новое поколение обречено познавать все трудным путем, повторяя ошибки прошлого.
В то время как роль назидания возложена на стариц, молодые должны постараться развить хорошие отношения с благочестивыми христианами старше их по возрасту, для того чтобы в нужное время получить хороший совет и обличение.
Молодая жена должна быть научена тому, как любить своего мужа. Это больше, чем поцелуй перед уходом на работу. Это включает в себя множество всевозможных способов, которые подтверждают, что она действительно почитает его, признает его главенство в доме, не принимает без него важных решений, поддерживает в доме порядок, уделяет ему внимание своим присутствием, живет по средствам, безотлагательно признается в проступках, милосердно прощает, постоянно открыта к общению, воздерживается от критики или выяснения отношений с мужем в присутствии других и поддерживает его в трудные времена.
Они должны быть научены, как любить детей - читать и молиться вместе с ними, находиться дома, когда они возвращаются домой из школы, твердо и честно дисциплинировать их, воспитывать их для служения Господу, а не для мира и ада.
2,5 Молодые женщины должны быть научены целомудрию, то есть они должны хорошо понимать, что приемлемо для них как христианок, и знать, как избежать крайностей. Они должны быть чистыми, верными своим мужьям, избегать нечистоты в мыслях, словах или делах. Они должны быть попечительными о доме, осознавая, что такое служение принесет славу Богу.
Старицы должны прививать им почтительное отношение к домашнему труду, уча, что как жена и мать она служит Господу больше, чем работая в промышленности или бизнесе и пренебрегая домом и семьей.
Молодые жены должны быть научены тому, как быть добрыми, как жить для других, быть приветливыми, милостивыми и щедрыми, а не самолюбивыми и скупыми. Они должны быть покорны своим мужьям, осознавая, что муж - глава семьи. Если жена более активна и талантлива, чем муж, она не должна возвышаться над ним, а наоборот, должна ободрять его и помогать ему, чтобы он был более активным в служении поместной церкви и в собственном доме. Если жена впадает в искушение придираться к нему, она должна противостоять искушению и наоборот, похвалить мужа. Все это служит тому, чтобы Слово Божье не порицалось, или не было унижено. В этом Послании Павел нередко отмечает, что противоречивая жизнь христиан вызывает нарекания на Господа.
2,6 Павел не повелел Титу, чтобы тот учил молодых жен. Из предосторожности это служение поручено старицам. Но Тит должен был увещать юношей, особенно в том, чтобы они были целомудренны и контролировали себя.
Правильно говорят, что юность - время особого дерзновения, неиссякаемой энергии и пылких стремлений. Именно поэтому они должны научиться сдержанности и уравновешенности во всех сферах своей жизни.
2,7 У Павла были советы и для самого Тита. Поставленный на служение в церквах, Тит во всем должен показывать образец добрых дел. Учение не должно расходиться с поведением. Это учение должно быть чистым, степенным, неповрежденным. Чистое учение должно соответствовать вере, однажды переданной святым. О степенности Павел говорит как об учении, которое должно быть возвышенным и доступным. Неповрежденность - качество, которое многие современные переводы опускают и которое должно быть присуще искреннему учителю, не повреждающему пути истины.
2,8 Слово здравое, неукоризненное свободно от всяких исключений. Оно должно быть свободно от посторонних тем, доктринальных новинок, причуд, грубостей и симпатии. Такое учение неопровержимо. Те, кто противится здравому учению, останутся в стыде, потому что они не смогут найти слабое место во всеоружии верующего. Нет лучше довода, чем святая жизнь!
2,9 Особое повеление дано рабам.
Мы должны помнить, что Библия признает существование институтов, с которыми она не обязательно согласна.
Например, в ВЗ говорится о многих патриархах, живших в многоженстве, хотя многоженство никогда не было волей Бога для Его народа. Бог никогда не одобрял несправедливость и беспощадность рабства, и в грядущий день хозяева дадут за это отчет перед Ним.
В то же время НЗ не призывает к революции для освобождения рабов. Скорее, он осуждает и устраняет жестокость рабства силой Евангелия. История показывает, что везде, где широко проповедовалось Слово Божье, жестокость и пороки рабства исчезали.
Везде, где рабство еще сохранилось и в наши дни, раб не лишен всего самого лучшего в христианстве. Он может стать свидетелем преображающей силы Христа, он может украсить учение Бога нашего Спасителя. НЗ больше места отводит теме о рабах, нежели о правителях народов! Это свидетельствует об их значимости в Царстве Божьем. Рабы-христиане должны повиноваться, исключая случаи, когда повиновение ведет к непослушанию Господу. В таком случае они должны отказаться повиноваться и, как подобает христианам, терпеливо переносить последствия. Они должны удовлетворять во всех отношениях, то есть быть полезными как качественно, так и в количественно. Если всю свою работу они будут делать как для Господа, Он вознаградит их. Они не должны прекословить или быть нетерпимыми.
Многие рабы в первые дни христианства обратили своих хозяев к Господу Иисусу благодаря тому, что их жизнь разительно отличалась от жизни других рабов-язычников.
2,10 Самое большое отличие заключалось в том, что они не занимались воровством, как другие рабы. Христианская мораль требовала от них честности. Неудивительно, что рабы-христиане стоили дороже на торгах по продаже рабов.
Они были научены оказывать добрую верность во всем. Им можно было полностью доверять, и именно этим, то есть всей их жизнью и служением, они были украшением учению Спасителя нашего, Бога. То, что было истинным для рабов-христиан в то время, должно быть истиной для всех тружеников-христиан сегодня.
2,11 Следующие четыре стиха дают прекрасное описание нашего спасения. Но, восхищаясь этой жемчужиной, мы не должны отделять ее от оправы. Павел настаивал, что все члены Божьей семьи должны быть последовательны в своем поведении. Теперь же он говорит о том, что одна из целей нашего спасения - жить в безупречной святости.
Ибо явилась благодать Божья. В данном случае под благодатью Божьей имеется в виду Сын Божий. Божья благодать явилась, когда Господь Иисус пришел на нашу планету, особенно когда Он отдал Самого Себя за наши грехи.
Он явился для спасения всех людей.
Его заместительная жертва достаточна для спасения всех. Но только те, кто воистину принимает Его как Господа и Спасителя, обретают спасение. Здесь, да и в любом месте Библии, вы не найдете ничего, подтверждающего, что в конце концов все будут спасены. Всеобщее спасение - это ложь дьявола.
2,12 Спасающая нас благодать также научает нас в школе святости. Это школа, в которой учат говорить: "Нет и нет". Во-первых, нет - нечестию, или неверию. Во-вторых, мирским похотям - не только сексуальным грехам, но также жажде богатства, власти, удовольствий, славы или чему угодно, имеющему отношение к мирскому.
Положительный аспект учения благодати - жить целомудренно, праведно по отношению к другим и благочестиво в чистом свете Его присутствия.
Именно это должно характеризовать нас в мире, где все касающееся нас обязательно аннулируется. Это всего лишь место нашего странствования, а не наш постоянный дом.
2,13 Живя в этом мире как странники, мы воодушевлены великолепным упованием - явлением славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Должны ли мы понимать под этим время восхищения Церкви на небеса (1 Фес. 4,13-18)? Или здесь говорится о возвращении Христа для царствования, когда Он явится миру в славе, восторжествует над противниками и установит Свое Царство (Откр. 19,11-16)? Мы верим, что Павел говорит о первом, то есть о пришествии Христа за Своей Невестой, Церковью.
Независимо от того, что это означает - Его пришествие как Жениха или как Царя, - верующий должен быть готовым и ожидать Его славного явления.
2,14 Ожидая Его возвращения, мы не должны забывать о цели Его Первого пришествия и о Его самопожертвовании. Он дал Себя не только для того, чтобы спасти нас от позора и наказания греха, но и для того, чтобы избавить нас от всякого беззакония. Если бы Он отменил наказание за грех, а его власть в нашей жизни осталась бы несокрушенной, наше спасение было бы совершено наполовину.
Он также отдал Себя, чтобы очистить Себе народ особенный. Очень часто мы ведем себя, как народ особенный, но не в том смысле, какой предопределил Господь! Он не умер за нас для того, чтобы мы были странными людьми или вели себя вызывающе. Он хочет, чтобы мы были народом, который в особенном смысле принадлежит Ему, а не миру или самим себе. Он дал Себя за нас, чтобы нам быть ревностными к добрым делам. Мы должны стремиться творить добрые дела во имя Его и для славы Его. Подумайте о том, какое рвение люди проявляют в спорте, политике и бизнесе. С такой же ревностью мы должны стремиться делать добрые дела.
2,15 "Сие" - то, что было передано Титу для научения, все сказанное в предыдущих стихах, особенно касающееся цели нашего Спасителя. Тит должен был увещевать, или побуждать верующих к жизни практического благочестия, и обличать любого, кто противился апостольскому учению в слове или жизни. Ему не следовало извиняться за такую настойчивость в служении; он должен делать это со всякой властью и дерзновением от Святого Духа. Чтобы никто не пренебрегал тебя. Титу не следовало смущаться из-за возраста, языческого происхождения или какой-либо естественной неспособности. Он говорил Слово Божье, и все остальное было неважно.


Оглавление
Глава 3

V. Назидание общины (3,1-11)
3,1 Тит также должен был напоминать верующим в церквах на Крите об их ответственности перед начальствующими. Христиане признают, что все власти установлены Богом (Рим. 13,1).
Правительство может быть нехристианским или даже антихристианским, но любое правительство лучше, чем вообще никакого. Отсутствие власти называется анархией, и люди не смогут долгое время просуществовать при таком строе. Даже если правитель лично не знает Бога, он все-равно "установлен от Бога" на свое официальное положение, поэтому к нему следует относиться достойно. Христиане должны быть послушны начальству и властям.
Но если начальствующие удаляются от Богом установленных положений, верующий не должен повиноваться им, руководствуясь принципом, изложенным в Деяниях (5,29): "...должно повиноваться больше Богу, нежели человекам". Если его накажут, он должен понести наказание смиренно, как для Господа. Он не должен присоединяться к людям, которые пытаются изменить существующий режим, прибегая к насилию.
Христиане и мир
Верующие обязаны соблюдать законы, что включает в себя и правила дорожного движения, и своевременную оплату счетов в установленном порядке. Они должны быть почтительными и послушными исполнителями закона. Однако есть три сферы, в которых мнения христиан об их ответственности не совпадают. Это вопросы о голосовании, реализации права быть избранным на государственные посты и участии в военных действиях. Что касается первых двух, Библия предлагает нам в помощь нижеследующие основные принципы:
1. Христиане живут в мире, но они не от мира сего (Ин. 17,14.16).
2. Вся мировая система находится в руках сатаны и поэтому осуждена Богом (1 Ин. 5,19; 2,17; Ин. 12,31).
3. Миссия христиан заключается не в том, чтобы улучшить этот мир, но чтобы спасти из него людей.
4. Хотя верующий, безусловно, является гражданином какой-либо страны на земле, его истинное гражданство на небесах; он должен смотреть на самого себя как на странника и пришельца в этом мире (Флп. 3,20; 1 Пет. 2,11).
5. Никакой воин не связывает себя житейскими заботами, если не хочет огорчить своего военачальника (2 Тим. 2,4).
6. Господь Иисус сказал: "...Царство Мое не... от мира сего" (Ин. 18,36).
Как Его представители, мы обязаны явить эту истину миру.
7. Политическая деятельность безнравственна по своей природе.
Христиане должны отделиться от греха (2 Кор. 6,17-18).
8. Христиане обычно отдают свои голоса человеку честному и добросовестному. Но иногда воля Божья в том, чтобы воздвигнуть наиболее низкого человека (Деян. 4,17).
Как мы можем знать и исполнять волю Божью в таких случаях? Еще один вопрос: обязан ли верующий идти на войну, когда страна призывает его? С обеих сторон мы слышим веские аргументы, но думаю, будет лучше воздержаться от участия в дискуссии. Изложенное выше частично отвечает на этот вопрос, но все же к этому можно кое-что добавить. (1) Наш Господь сказал: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда" (Ин. 18,36). (2) Он также сказал: "...возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Мф. 26,52). (3) Да и вообще, мысль о лишении человека жизни противоречит учению Того, Кто сказал: "...любите врагов ваших..." (Мф. 5,44).
Отказывающиеся носить оружие могут с благодарностью принимать, если живут в стране, где им разрешено просто зарегистрировать непрохождение службы по своим убеждениям или же проходить нестроевую службу.
Однако следует отметить, многие христиане с честью служат в армии. Они отмечают, что НЗ говорит о сотниках (Корнилии и Юлии), показывая их с весьма хорошей стороны. Также из военной жизни взяты некоторые иллюстрации, описывающие духовную борьбу в христианской жизни (Еф. 6,10-17). Если бы воинская служба была в корне неверна, было бы трудно представить, как Павел мог призывать нас быть "добрыми воинами Иисуса Христа". Какой бы точки зрения мы ни придерживались, не следует осуждать тех, кто не согласен с нами.
Право на существование имеют разные мнения.
Несомненная обязанность ученика-христианина состоит в том, чтобы он был готов на всякое доброе дело. Но не все работы достойны. Множество современных объявлений и реклам построены на лжи. Некоторые бизнескруги продают продукцию, наносящую урон духовному, моральному и физическому здоровью человека. Со всей доброй совестью таких занятий обязательно нужно избегать.
3,2 Христианин не должен никого злословить. Особенно Библия запрещает говорить злое о правителях (Исх. 22,28; Деян. 23,25), повелевая всем христианам помнить об этом во времена политических кампаний, притеснений или гонений. Эти слова также предупреждают нас о недопустимости насмешек, злословия, оскорбления, словесных ругательств. Какого множества обид и проблем можно избежать, если христиане будут послушны этому простому правилу: никого не злословить! Нам следует быть несварливыми, избегать ссор. Для ссоры обязательно нужно хотя бы два человека. Когда ктото попытался задеть д-ра Айэнсайда, придравшись к какому-то маловажному вопросу в его проповеди, он ответил: "Хорошо, дорогой брат, когда мы будем на небесах, один из нас окажется неправ и, скорее всего, это буду я".
Такой дух оканчивает всякий спор.
Мы должны быть тихими. Трудно рассуждать об этой черте характера, не вспомнив при этом Господа Иисуса. Он был кротким и добрым, смиренным миротворцем. И мы должны проявлять всякую кротость, или любезность, ко всем человекам. Эта добродетель столь важна, что ей необходимо учить христиан. В действительности это означает почтительно относиться к другим, ставя их на первое место, и в разговоре, и в деле проявляя милосердие. Прежде чем послужить себе, кротость в первую очередь служит другим. Она использует всякую возможность, чтобы оказать какую-либо помощь, и всегда благодарит за оказанную доброту. Она не бывает вульгарной, грубой, оскорбительной.
3,3 Еще раз, но теперь в ярко выраженной этической части, апостол излагает учение о нашем спасении, подчеркивая, что цель спасения - творить добрые дела. Порядок изложения таков: 1) наше состояние до спасения (стих 3); 2) природа нашего спасения (стихи 4-7); 3) результат нашего спасения (стих 8). Божья иллюстрация нашего состояния до спасения далеко не лестна. Хотя мы и заявляли о том, что имеем ответы на все вопросы, на самом деле мы были бессмысленны как в восприятии духовных истин, так и в наших предпочтениях и решениях. Мы были непокорны Богу и, наверное, родителям и другим властям. Мы были заблудшими, благодаря действию дьявола и своим извращенным суждениям, всегда теряли правильный путь, заходя в тупик. Совершая всевозможные грехи, мы были рабы похотей, грязных привычек, злых мыслей. Наша жизнь представляла постоянный круговорот злобы и зависти. Не умея любить, будучи самонадеянными, мы стали невыносимы и делали других такими же. Были гнусны и ненавидели друг друга. Какой плачевный репортаж о жизни ворчливых соседей, беспокойных сослуживцев, "перегрызающих друг другу горло" бизнесменов и разваливающихся семей! 3,4 Ужасное описание человеческой деградации прерывается одним из неповторимых мест Священного Писания. Как же мы должны благодарить Бога за то, что в решающий момент Он удивительным образом спасает человека от самоуничтожения! Кто-то назвал это своего рода преградой Божьей на пути человека в ад.
Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога... Это произошло около девятнадцати столетий назад, когда Господь Иисус пришел в этот мир. С другой стороны, Божья благодать и любовь явилась нам, когда мы обрели спасение. Это проявление той истины, которая говорит, что Он пошлет Своего возлюбленного Сына умереть за мир непокорных грешников. Слово "человеколюбие" - греческое, "филантропия". Оно объединяет в себе любовь, милосердие и сострадание. Слова "Спасителя нашего, Бога" говорят о Боге Отце, Спасителе нашем, имея в виду то, что Он послал Своего Сына в мир как жертвоприношение за наш грех. Господь Иисус также наш Спаситель и Бог (2,13), потому что Он внес необходимую плату для того, чтобы мы были прощены и помилованы.
3,5 Он спас нас от вины и наказания за все наши грехи - прошлые, настоящие и будущие. Все они были грехами будущего, когда умирал Спаситель, и Его смерть покрыла их все.
Однако самая доступная, ясная истина Евангелия, что спасение не основывается на хороших делах, наиболее трудна для восприятия человека. Ни один не стал христианином, просто пытаясь жить христианской жизнью.
И не наши добрые дела ведут нас на небеса. Библия неизменно свидетельствует о том, что человек не может заработать себе спасение (Еф. 2,9; Рим. 3,20; 4,4-5; 9,16; 11,6; Гал. 2,16; 3,11).
Человек не может спасти себя хорошими делами; в глазах Бога вся его праведность как запачканная одежда (Ис. 64,6). Он не сможет стать христианином, пытаясь вести христианский образ жизни по одной простой причине: у него нет силы для того, чтобы жить по-христиански. И на небеса направляются не просто хорошие люди, как о них говорят, а только грешники, спасенные благодатью Божьей! Невозможно приобрести спасение добрыми делами. Они являются результатом спасения. Везде, где есть истинное спасение, там есть и добрые дела.
Итак, мы прочитали, что Бог спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости.
Спасение - действие милости, а не правосудия. Правосудие настаивает на заслуженном наказании; милость же дает возможность избежать наказания на справедливом основании.
Бог спас нас банею возрождения. В действительности обращение - это новое творение (2 Кор. 5,17); в данном случае под баней подразумевается возрождение. Тот же самый образ использовал Господь Иисус, когда говорил апостолам о том, что есть только одна баня возрождения, но много необходимых омовений от загрязнения (Ин.
13,10). Эта баня возрождения не имеет никакого отношения к крещению водой. И не телесное омовение имеется здесь в виду, а омовение Словом Божьим (Ин. 15,3). Крещение даже не служит символом этого омовения, оно является прообразом нашего погребения с Христом в смерть (Рим. 6,4).
О нашем возрождении говорится как об обновлении Святым Духом. Дух Божий производит неописуемое изменение: Он облекает не ветхого человека в новую одежду, а, наоборот, нового человека в ветхую одежду! Дух Святой производит возрождение, а Слово Божье - Его инструмент.
3,6 Бог излил на нас Святого Духа обильно. Всякий верующий имеет в себе Святого Духа с момента возрождения. И именно Дух способен произвести перемену, о которой было сказано ранее. Святой Дух дарован нам через Иисуса Христа, Спасителя нашего.
Так же как изобилие фараона стало доступным семье Иакова благодаря Иосифу, так и благословения Бога, включая неописуемые благословения Его Духа, стали доступны нам через Господа Иисуса. Иисус - наш "Иосиф".
Все три Личности благословенной Троицы имеют отношение к нашему спасению: Бог Отец (ст. 4), Святой Дух (ст. 5) и Сын (ст. 6).
3,7 Безотлагательный результат нашего возрождения следующий: чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию сделались наследниками вечной жизни. Через искупление, совершенное во Христе Иисусе, Бог считает нас праведными благодаря действию удивительной благодати. И мы становимся наследниками всего, что Бог приготовил любящим Его. Наше упование - все, что включает в себя пребывание с Христом и подобие Ему во всей вечности.
3,8 Относится ли заявление Павла "слово это верно" ко всему тексту или только к предыдущему стиху? Истина его аргументов такова: будучи избавлены от великого зла благодаря великому спасению, мы обязаны жить достойно нашего высокого звания.
Совершая служение на Крите, Тит должен был настаивать на сказанном в стихах 1-7, чтобы верующие старались быть прилежными к добрым делам. "Добрые дела" здесь - честные, достойные занятия, хотя более широкое значение этих слов - добрые дела во всем - будет более точным. Учение, которое призывает к делам, соответствующим исповеданию веры христианина, - весьма хорошо и полезно. Всякое учение должно иметь личное практическое применение в жизни верующего.
3,9 Конечно же, в жизни христиан есть и ловушки, которых следует избегать. В дни апостола Павла имели место глупые состязания о чистой и не чистой пище, правилах соблюдения субботнего дня, о соблюдении святых дней. Споры возникали из-за родословий, и ангельских, и человеческих. Они разгорались вокруг постановлений, которые были добавлены к закону позднее. Они вызывали у Павла отвращение, поскольку были болезненны и суетны.
Сегодня служители Господа должны принять этот совет апостола Павла к сердцу, для того чтобы избежать следующих распрей: озабоченность внешним, а не духовной реальностью; к примеру, давние споры об использовании вина или виноградного сока, пресного или кислого хлеба, одной чаши или нескольких, как будто эти вопросы самые важные в Библии; двусмысленность в словах; приоритетность одной истины, когда обращают внимание на что-то одно, при этом теряя из виду все остальное; аллегорические истолкования Писания до такой степени, что они становятся абсурдом; никого не назидающий богословский педантизм; уклонение от Слова в поисках политических обходных путей или христианские кампании в защиту того или этого.
В том, что мы столько драгоценного времени расходуем на все это в то самое время, когда гибнет мир, огромная трагедия!
3,10 Человек, который преувеличивает значение малозначимого, - еретик.3 На его скрипке обычно одна струна, и он будет играть на ней до самой смерти. Вскоре он соберет вокруг себя группу людей с негативными взглядами, а остальных разгонит. Он не остановится, даже если это приведет к расколу общины. Ни одна церковь не должна допустить этого. Если после одного или двух предупреждений такой человек отказывается остановиться, его следует исключить из поместной церкви и христиане должны воздержаться от общения с ним.
Возможно, это приведет его к покаянию и к более взвешенному пониманию Слова Божьего.
3,11 Кто-то сочтет, что таковой не заслуживает внимания или беспокойства церкви; апостол же, со своей стороны, называет его человеком, который развратился и грешит, будучи самоосужден. Его поведение является извращением истины, а не отображением христианского характера. Он грешит, создавая секту или партию. Он самоосужден, потому что продолжает упорствовать в своих действиях даже после предупреждения пользующихся авторитетом христиан.
VI. Заключение (3,12-15)
3,12 Послание заканчивается несколькими повелениями Титу. В помощь Титу Павел намеревался послать на Крит либо Артему, либо Тихика. С Тихиком мы уже встречались (Деян. 20,4; Еф. 6,21; Кол. 4,7), а с Артемой встречаемся впервые. Из 2 Тимофею (4,12) видно, что Тихик был послан в Ефес, а не на Крит, поэтому, скорее всего, заменой на Крите был Артема.
После его прибытия Тит должен был идти в Никополь, где Павел намеревался провести зиму. В то время существовало не менее семи городов с названием Никополь, но большинство комментаторов считает, что Павел избрал город, находившийся на западе Греции, в Эпире.
3,13 Тит ожидал посетителей - Зину законника и Аполлоса. Возможно, именно они принесли письмо от апостола Павла Титу. В то время было два вида законников: книжники, которые объясняли религиозные законы, и адвокаты, занимавшиеся делами граждан. Нам предоставлено право решать, к какой категории относился Зина. Лично я отдаю предпочтение первому значению, предполагая, что он мог прийти к Титу, чтобы помочь в вопросе распрей и ссор о законе Моисеевом (ст. 9). Если же он был гражданским адвокатом, то был честным человеком! Аполлос, возможно, тот же самый человек, о котором мы читаем в НЗ (Деян. 18,24-28; 1 Кор.). Прося Тита позаботиться отправить этих двоих так, чтобы у них ни в чем не было недостатка, Павел говорил как о гостеприимстве во время их пребывания на Крите, так и об их дальнейшем пути.
3,14 Тит должен был учить других христиан (наших) быть гостеприимными, заботиться о больных и страдающих, быть щедрыми к нуждающимся. Работать не только для того, чтобы позаботиться о своих нуждах и желаниях, но иметь христианский взгляд на деньги, то есть делиться ими с неимущими (Еф. 4,28). Это избавит их от ужаса самолюбия и трагедии потерянной бесплодной жизни.
3,15 Заключительные пожелания не следует принимать как маловажные. В тех странах, где христиан очень мало, где они преследуются, где с ними не считаются, такие слова несут в себе так много столь необходимой любви, дружбы и ободрения. Все находящиеся с апостолом приветствовали Тита. Тит же, в свою очередь, должен был передать приветствие всем, кто любил Павла, и всем любящим в вере. Свое Послание апостол Павел завершает той темой, которая господствовала в его жизни - благодатью Господа.
Благодать со всеми вами. Аминь.