Карев А.В.
Гефсимания



1 2 3 4 5
6 7 8 9 10



Глава 1
Путь в Гефсиманию
"Воспевши пошли на гору Елеонскую..." (Ев. Матф. 26, 30). Этими словами начинается повествование Евангелия о страданиях Христа за грехи мира. "Воспевши..." - это единственное пение Христа, о котором говорится на страницах Евангелия. Тем замечательнее оно для нас. Это было пение многократного аллилуйя". Пение имеет удивительную силу ободрять, поднимать дух, давать крылья.
Христос провел благословенные часы в знакомой всем нам горнице в Иерусалиме. Там Он умыл ноги Своим ученикам, дав им пример служения друг другу. Там, в горнице, Он установил благословенную заповедь хлебопреломления. Там Он имел чудесную беседу со Своими учениками, и в этой беседе Он поведал им о "доме Отца", в котором много обителей; во время этой беседы Он дал им и через них всей Церкви Своей новую заповедь о любви друг к другу; Он сказал им о скорби, которая их ожидает, и о мире, который они будут иметь в Нем. В этой чудной беседе в горнице Христос открыл Своим ученикам тайну Духа Святого, - что Он не оставит их сиротами, но придет к ним в лице Святого Духа.
Быстро протекли благословенные часы последнего общения Христа с учениками. Наступило время покинуть уютную, ярко освещенную горницу и погрузиться в густую тьму Гефсиманской ночи - ночи физической и духовной. И Христос идет в эту ночь с пением аллилуйя". Почему мы знаем, что Христос направился в Гефсиманию с пением аллилуйя"? Потому что все иудеи во время вкушения пасхального агнца пели Псалмы 112 и 113, начинающиеся и кончающиеся победным словом аллилуйя". О, если бы мы научились от Христа с пением наших славных псалмов встречать наши гефсиманские ночи!
Пройдемте с нашим Господом путь от горницы до Гефсимании. Путь шел виноградниками, и Христос Своей чудной притчей о Виноградной Лозе научил Своих учеников видеть в Нем "Лозу", а в себе ветви, и этой притчей Он открыл нам тайну нашей плодоносности. Наша плодоносность - в постоянной и живой связи с Ним.
На пути в Гефсиманию Христос вознес Свою молитву о единстве всех верующих в Него и показал, как дорого Его божественному сердцу это единство детей Божиих.
На пути в Гефсиманию Христос предсказывает Своим ученикам, что будет с ними в ближайшие часы. Он говорит им: "Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря и рассеются овцы. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня". Христос, будучи Богом, знал наперед все, что Ему придется перенести ради нашего вечного спасения. Он знал все до мельчайших подробностей. Он шел на страдания без повязки на глазах. Какой скорбью было для нашего Господа знать, что самые близкие друзья - ученики и апостолы - покинут Его в самый трудный час Его жизни и тем самым нанесут первыми раны Его сердцу. Эти раны, которые причинит Ему бегство апостолов, будут болезненнее, чем раны, которые причинит Ему язычник Понтий Пилат в своей претории. Какая скорбь должна была наполнять сердце Христа на Тайной Вечере, когда Он смотрел в дорогие для Него лица апостолов, и в это же самое время видел спины их в Гефсиманском саду, когда они оставили Его одного и в страхе бежали. И не только Он видел их покидающими своего Учителя и друга, но Он слышал и ужасные, ранящие очень глубоко Его сердце слова отрекающегося от Учителя Петра. На пути в Гефсиманию Христос говорит Петру, какую рану нанесет он Ему своим троекратным отречением.
Плохими учениками в школе Христа оказались апостолы. Но является вопрос: а мы хорошие ученики Христа? Апостолы находились со Христом только три с половиной года; большинство из нас находятся у ног Христа много дольше. Научились ли мы у ног Христа верности и преданности Ему так, чтобы на вопрос Его: "не хотите ли и вы отойти?" - мы могли торжествующе сказать: "Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни!"
Полный скорби о Своих неверных учениках, Христос обещает им на пути в Гефсиманию снова встретиться с ними после Своего воскресения и принять их снова в Свою божественную школу. Он говорит им: "По воскресении же Моем предварю вас в Галилее", то есть пойду в Галилею, чтобы встретить вас там. Он знает, что из этих апостолов - тростинок - еще вырастут дубы; он знает, что из этих беглецов еще выйдут герои веры, которые пойдут на мученическую смерть за своего Учителя. Христос с надеждой смотрит и на всех нас, таких плохих пока еще учеников Его. Он, воскресший, все снова и снова предваряет нас в наших "галилеях", чтобы и из нас, "тростинок", сделать "дубы", способные выносить любые бури и ураганы.
На пути в Гефсиманию мы видим удивительную самонадеянность Петра. Он говорит Христу: "Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь... хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя". Эта самонадеянность оказалась и у всех других апостолов, так как подобное говорили и они Христу. Мы знаем, какой пустой оказалась эта самонадеянность Петра и других апостолов.
И еще один замечательный урок на пути в Гефсиманию. Христос говорит Петру: "Симон! Симон! Се, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих". На пути в Гефсиманию Христос открывает всем нам, что Он молится и о нас, чтобы не оскудела вера наша. Петр отрекся, но только устами, не сердцем; светильник его веры не угас, наоборот, воспламенился еще сильнее. Его вера выдержала огненное испытание и стала чище и крепче. В своем первом послании (1, 7) он говорит о вере, сохраненной во всех огненных испытаниях: "...дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее... золота".



Оглавление
Глава 2
Гефсиманский сад
"Гефсимания" - это значит: точило, то есть пресс для выжимания маслин. Это точило находилось в Гефсиманском саду и помещалось, как думают, в пещере, сохранившейся до сего дня и имеющей размер: семнадцать метров длины и девять метров ширины.
Гефсиманский сад был расположен у подошвы "Масличной" (Елеонской) горы. Почему же Христос избрал Гефсиманский сад как место Своих первых страданий за наши грехи? Это место было связано с страдающей душой царя Давида. О его страдании мы читаем во Второй Книге Царств (15, 30): "Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали". О чем плакал Давид, идя на гору Елеонскую? Он плакал о сыне своем Авессаломе, который возмутился против него. На это же место пошел и Христос (Ев. Луки 22, 39), и тоже с великой скорбью. О чем же скорбел Христос? О всем человечестве, уподобившемся Авессалому. Как похожи страдания Давида и страдания Христа!
Гора Елеонская была любимым уголком Христа, где Он общался с Отцом. Евангелист Лука (22, 39) говорит: "И вышед пошел по обыкновению на гору Елеонскую..." А евангелист Иоанн говорит, что "Иисус часто собирался там с учениками Своими" (Иоан. 18, 1 - 2). Гора Елеонская и у Давида была любимым уголком для общения с Богом, как мы читаем об этом в 2 Царств. 15, 32: "Когда Давид взошел на вершину (Елеонской) горы, где он поклонялся Богу..."
В саду появился грех - в саду Едемском. И в саду же Христос взял грех мира на Себя, чтобы пойти с ним на Голгофу и там искупить его. Христос сознательно пошел на место, хорошо знакомое Его врагу - Иуде. Он пошел Сам навстречу его предательскому поцелую. Он пошел добровольно навстречу Своим страданиям и смерти на кресте. Он мог бы избрать другое место для молитвы, неизвестное Иуде, но Он избрал именно Гефсиманский сад, где обычно бывал с учениками Своими. Можно не сомневаться, что Христос пошел даже на то место в Гефсиманском саду, где трава была притоптана от частого пребывания Его там с учениками Своими. Возможно, это место было возле точила в пещере. Вот почему Иуда шел уверенной походкой сюда для предательства Учителя.
Только трех из апостолов взял Христос с Собою в Гефсиманский сад - Петра, Иоанна и Иакова. Это будущие столпы Церкви (Галат. 2, 9). Они были свидетелями величайшей славы своего Учителя на горе Преображения. Они должны быть свидетелями и великого уничижения Христа в Гефсиманском саду, особенно когда Его свяжут (Иоан. 18, 12). Здесь, в Гефсимании, Христос открывает перед ними Свое сердце. Оно полно "смертельной скорби". Он говорит им: "Душа Моя скорбит смертельно". Но в свое время Христос говорил ученикам и о Своей "совершенной радости". Совершенная радость и смертельная скорбь - какие контрасты! Какие высоты и какие бездны! И наш путь такой же: совершенная радость и смертельная скорбь. Не будем смущаться при таких контрастах. Они были у нашего Учителя, они могут быть и у нас, Его учеников.
Христос хотел, чтобы ученики приняли участие в Его великой скорби. Он знал, что помочь Ему они ничем не могут; и Он не помощи искал у них, а соучастия "в Своей скорби. "Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною", - сказал Он им. Но соучастия их в Своей скорби Он не получил: они уснули.
Почему же так скорбел Христос в Гефсимании? Это одна из глубочайших тайн Гефсимании. Глубины ее никто из людей еще не измерил; измерим мы ее только в вечности. Подумаем только: Он скорбит смертельно! Поймем хоть отчасти причину Его смертельной скорби. Причина ее, во-первых, в том, что для Него пришел час взять на Себя всю тяжесть грехов человечества. Во-вторых, Он в Гефсимании уже начал переживать ужас "заклания" на кресте.



Оглавление
Глава 3
Гефсиманская молитва Христа
Подойдем как можно ближе к молящемуся в Гефсимании Христу, и мы увидим Его простертым на земле. Мы увидим тело Его, покрытое кровавым потом. Спросим распростертого на земле Господа: Учитель! Что с Тобою? Что переживает душа Твоя? Превратимся в слух, чтобы выслушать ответ нашего Спасителя. Здесь, в Гефсимании, - как бы говорит нам Христос, - Я ощущаю всю тяжесть грехов человеческих, которые Я взял на Себя; проклятие Божие за грехи всего мира легло на Меня... - Христос, Который часто молился Отцу в Гефсиманском саду, лежал теперь перед Отцом, как взявший на Себя весь грех мира и все проклятие за него, И здесь, в Гефсиманском саду, лицо Отца сменилось как бы для Христа лицом строгого и справедливого Судьи - Судьи за все грехи и беззакония мира. Вот где причина кровавого пота на теле молящегося Христа.
"Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия!" Какая странная молитва! Он оставил небо для страдания и смерти... Он в течение всей Своей жизни на земле говорил о предстоящих на Голгофе страданиях и смерти. И вдруг Он молится о том, чтобы Отец избавил Его от этих страданий. Как понять эту молитву Христа? Это молитва человека Иисуса. Она доказывает истинную человечность Христа. Когда крест был еще вдали, - человек Иисус тоже трепетал перед ним, и тоже молился об избавлении от него, как мы читаем об этом в Ев. Иоанна 12, 27: "Душа Моя теперь возмутилась, и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел". Тем более теперь, когда Он на один только шаг был от креста. Вот почему Он три раза молится об освобождении от чаши, голгофской чаши страданий и смерти.
Христос не был освобожден от креста. О чем это говорит нам? О том, что помимо креста другого пути для спасения грешников не было. Ни один ангел не мог бы искупить вину человечества; ни могущество Божие, ни Его безграничная любовь, - только чаша страданий, только смерть на Голгофе.
"Не Моя воля да будет, но Твоя..." Тоже как будто странные слова Христа. Разве у Христа была воля, не совпадающая с волей Отца? Нет, не была, но могла бы быть. Каждый человек имеет свою волю, и Христос, будучи не только Богом, но и истинным человеком, имел тоже Свою волю. Но эту Свою волю Он подчинил воле Отца: "Не Моя воля да будет, но Твоя". В Гефсимании мы видим высший вид молитвы: это молитва об исполнении воли Божией в нашей жизни. Именно об этом молился Христос в Гефсиманском саду.
Но нас могут удивить слова в Послании к Евреям 5, 7: "Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления могущему спасти Его от смерти, и услышан был за Свое благоговение". Как же был Он услышан? Он получил силу пойти на крест Голгофы без трепета души, без смертельной скорби, с которой Он пришел в Гефсиманию! Ему был послан ангел, который укреплял Его (Ев. Луки 22, 43). Как укреплял ангел Христа? Это, конечно, тайна, и мудрствовать сверх написанного нам не положено. Но мы не согрешим, если заглянем в нее. В Книге пророка Исайи 53, 10 сказано: "Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное..." Потомство долговечное - это бесчисленные сонмы спасенных. Не показал ли Ангел это потомство спасенных изнемогавшему в Гефсимании Христу? Ведь лучшее подкрепление в страдании - это увидеть смысл его, как говорится в одной духовной песне: "И печали - радость мне, если знаю, что страданья принесут хвалу Тебе..." Самое ужасное - это бессмысленные страдания в нашей жизни. Плоды голгофских страданий и смерти могли ободрить душу Христа, скорбевшую смертельно.
В то время, как Христос "с сильным воплем и со слезами приносил молитвы и моления могущему спасти Его от смерти", - три Его апостола спали крепким сном. Три раза Он будил их... Ему было печально видеть их спящими, но Он не осудил их - ведь они спали от печали (Ев. Луки 22, 45) и от немощи плоти: их дух был, по словам Христа, бодр, но плоть немощна (Ев. Матф. 26, 41).



Оглавление
Глава 4
Взятие Христа
Сейчас мы увидим Гефсиманский сад в совершенно другом виде: он наполнен шумом и множеством народа с мечами, кольями, фонарями и светильниками. Такой вид этой толпы глубоко ранил сердце Христа. Он низведен до степени разбойника и Он выражает Свою сердечную боль словами: "Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями... каждый день бывал Я с вами в храме и учил..."
Но Христа ожидала еще более глубокая рана: во главе этой толпы Он видит Своего апостола Иуду. Евангелие подчеркивает: Иуда... "Один из двенадцати". Три слова, но они открывают перед нами всю темную душу Иуды. Один из двенадцати, - значит, он постоянно был с Иисусом; значит, он видел Его божественную славу, все Его чудеса; изо дня в день он был вблизи Христа, но, несмотря на это, его сердце делалось все холоднее и холоднее, и наконец оно превратилось в лед, нет, хуже - в камень. И это - под горячим солнцем любви Христа. Задача Иуды, как апостола, была: приводить людей к ногам Христа, как Спасителя грешников; а он привел людей ко Христу, чтобы причинить Ему величайшую боль. И, о ужас: Иуда целует Христа; знак любви он избрал способом для предательства. Поцелуй Иуды был величайшей насмешкой над Христом.
"Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?" Эти слова показывают нам Голгофский крест в особом свете, а именно: Христос мог не быть распятым; Он мог выйти из Гефсиманского сада другим путем; путь на Голгофу был Его добровольным путем. Выходя из ночного мрака к свету зажженных фонарей и факелов, горевших в руках воинов и служителей Синедриона, Христос знал все, что Его ожидает. Он мог бы вообще не быть в этом саду, а направиться в Вифанию, где у Него были такие верные и надежные друзья, как Мария, Марфа и Лазарь. Но Он пошел в этот сад, столь знакомый Иуде... Из горницы Иерусалимской Христос мог пойти в любом направлении, но Он пошел именно в Гефсиманский сад, хотя знал все, что с Ним будет.
Есть пути, дороги на земле, которых нельзя избежать, которыми приходится идти порой по принуждению. Но путь на Голгофу не был обязательным для Христа. Путь на суд Божий был обязательным для нас, грешников. Но Христос, любя нас безграничной любовью, решил освободить нас от этого ужасного пути, и пошел им Сам добровольно. Его, всемогущего Сына Божия, никакая сила не могла бы заставить пойти на Голгофу и занять место на позорном кресте. Только любовь к нам, грешникам, привела Его туда.
Но был момент в Гефсимании, когда Спаситель наш имел полную возможность свернуть с пути на Голгофу. Что же это был за момент? О нем говорится в Ев. Иоанна 18, 6: "И когда сказал им: это Я, - они отступили назад и пали на землю". Они, враги Христа, пали на землю, как мертвые. Они не могли двинуть перстом, - так они были поражены силою и властью Христа. И Христос мог пройти мимо них и пойти куда угодно. Но Он никуда не пошел; Он избрал один путь - путь на Голгофу, путь страдания и смерти за наши грехи и беззакония.
Послушаем, что говорит Христос толпе, пришедшей взять Его: "Если Меня ищете, оставьте их, пусть идут". Я представляю себе такую картину: на Христа и апостолов Его направлены стрелы врагов. Но Христос выступает вперед и говорит: вот Моя грудь, - пусть все ваши стрелы пронзят Меня, а их оставьте в покое, - пусть идут. Вот в чем сущность учения Евангелия о заместительной жертве Христа на Голгофе. На кресте Христос занял место впереди всего человечества, и, заняв такое место, Он сказал как бы Отцу: пусть все стрелы Твоего божественного правосудия пронзят Мою грудь, а они - все грешники земли - пусть идут к спасению, к вечному счастью и блаженству, к обителям вечного рая. "За них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиною" (Ев. Иоан. 17, 19).
Вот в чем сущность креста Голгофы, жертвы Христа, там принесенной, и Крови Его, там пролитой. Христос, принявший на Себя все возмездие за наши грехи, весь справедливый гнев Божий за нарушение нами Божьего закона - вот смысл Голгофы. Стрелы божественного правосудия пронзили Христа, чтобы мы не погибли, но получили вечную жизнь через веру в раны Христа, в Его драгоценную Кровь.
И еще замечательные слова Христа в Гефсиманском саду: "Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?" О чем говорят нам эти слова Христа? О том, что Христос видел чашу Своих страданий в руке Отца. Но разве содержимое этой чаши не было приготовлено руками людей? И предательский поцелуй Иуды, и веревки, которыми были связаны руки Христа, и плевки в Синедрионе, и удары бича у Понтия Пилата, и терновый венок, который сплели и надели на голову Христа воины, и гвозди, которые прошли через Его руки и ноги, - разве это не людьми приготовленные Ему горькие капли? Да, людьми! Ведь и самый, крест Его был обит руками людей. Но за руками людей Христос видел руку Отца, так же как некогда Иосиф, приведенный руками людей в Египет, говорил, что Бог привел его туда. Христос видел чашу Своих страданий еще тогда, когда не было ни Вселенной, ни человека. Евангелие говорит, что Он - агнец, закланный от создания мира" (Откр. 13, 8), то есть закланный по предвечному плану Отца. "Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец" - эти слова говорят о том, что все, что причинили люди Христу, было допущено Отцом небесным и, следовательно, было в плане Божием. Как же можно было отказаться от этой чаши, если она была планом Божиим для нашего спасения? Слава Христу, что Он испил Свою чашу до конца - от первой капли до последней, благодаря чему эта горькая чаша стала чашей нашего спасения.
Научимся у Христа смотреть на наши "чаши" как на чаши, данные нам Отцом. Может быть, их горькое содержимое является тоже делом человеческих рук, но эти чаши в плане Божием для нас. А поэтому вечная слава Отцу- за "их.
И вот перед нами неразумный поступок Петра: "Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо; имя рабу было Малх" (Ев. Иоан. 18, 10). Это образец ревности не по рассуждению. Сколько было и есть в христианстве этой ревности не по рассуждению, и как она всегда вредила делу Господню. Какой позор принесли христианству крестовые походы и инквизиция, когда мечом и огнем хотели помочь защите христианства, подобно Петру в Гефсимании. Петр "е подумал о том, к каким последствиям может привести удар его мечом, - что в ответ на его удар могли на него и других апостолов посыпаться многочисленные удары воинов и служителей Синедриона, ибо взявший меч должен ожидать гибели от меча же.
Христос властной рукой отстранил опасность, грозившую Его ученикам. Он, коснувшись уха Малха, исцелил его (Ев. Луки 22, 51). О Христе Писание говорит, что Он - "Солнце Правды и исцеление в лучах Его" (Малах. 4, 2). В Вифлееме оно взошло, на Голгофе оно скрылось. Многих оно уврачевало телесно и духовно. И в Гефсимании Христос остается этим благодатным врачующим Солнцем: Он исцеляет Малха.
"Тогда, оставивши Его, все бежали" (Ев. Марка 14, 50). Что должен был пережить Христос, видя спины Своих бегущих учеников. Он еще в Гефсиманском саду, связанный по рукам и окруженный врагами, а их нет; они покинули Учителя, и исполнилось слово Христа: "Вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного..." (Ев. Иоан. 16, 32). Они покинули Учителя в самый критический момент, когда Его связали. Великой болью отозвалось их бегство в сердце Христа. Но эту боль испытывает Христос всегда, когда кто-либо из Его друзей покидает Его. Он хочет, чтобы мы были верны Ему до последнего удара пульса.
Итак, Христос остался один в Гефсимании. Он связан... Скоро Он услышит крик: "...распни Его, распни Его!" Неужели такова жатва после такого обильного посева божественных семян? Неужели такой печальный результат после всей благословенной жизни и деятельности Христа на земле?
Картина Гефсимании может казаться печальной, если смотреть на "ее нашими внешними глазами. Но на самом деле это очень светлая картина. В Гефсимании Христом одержана величайшая победа - победа Его безграничной любви к человечеству, ко всем грешникам мира. Мы часто смотрим на разные явления нашей жизни с внешней стороны. Вот почему мы порой бываем пессимистами, людьми с мрачным взглядом на жизнь. А на самом деле со Христом все светло и прекрасно, поскольку любящим Его все в жизни содействует ко благу.
Гефсиманская ночь превратилась для Христа в яркий солнечный день. Превратятся в солнечный день и наши "гефсиманские" ночи (Ис. 58, 10).



Оглавление
Глава 5
На пути в Гефсиманию
Матф. 26, 30-35
"Воспевши пошли на гору Елеонскую". Христос и апостолы с Тайной вечери направляются в Гефсиманский сад, находящийся на Елеонской горе. Они идут туда с пением. Нужно помнить, что Гефсиманский сад был местом великих страданий для нашего Господа Иисуса Христа И вот навстречу этим страданиям Христос идет с пением. Пение - это великая сила в нашем земном странствовании. Пение - это крылья которые поднимают нас над всеми горестями и переживаниями.
Что же пел Христос со Своими учениками, направляясь в Гефсиманию. Мы можем не сомневаться, что они пели 113 Псалом - псалом которым заканчивались в Иудее все пасхальные трапезы. Но Христа пел этот Псалом с особым чувством, - ведь этот Псалом был посвящен выходу ветхозаветного народа Божия из тяжелого рабства в страшных фараонов, а Христос шел на Голгофу, чтобы совершить освобождение всего человечества из еще более тяжелого рабства греха.
В ярко освещенной горнице, устланной коврами, Христос провес последний вечер со Своими апостолами. Это было прощальное общение с теми, кого Он называл Своими друзьями. А теперь Он вышел в тем ноту ночи, и хотя апостолы шли с Ним, но они фактически уже не был! с Ним; Он приступил к топтанию точила один (Ис. 63, 3). Именно после Тайной вечери мы особенно видим одиночество Христа. В Гефсиманском саду Он попросит апостолов быть поближе к Нему и присоединиться к Его молитве. Но они погрузятся в глубокий сон и оставят Его одного.
Не оставляем ли и мы сегодня Христа в одиночестве? Всякий раз когда мы охладеваем в молитве, мы оставляем Христа одного. Когда мы перестаем участвовать в великом деле строительства Царствия Божия на земле, мы также оставляем Христа одного.
Что же мы видим на пути в Гефсиманию? Путь в Гефсиманию начинается со слов Христа в горнице: "Встаньте, пойдем отсюда" (Иоан. 14, 31). Это значит, что Свою притчу о виноградной лозе Христос сказал уже на пути в Гефсиманию (Иоан. 15 гл.). Путь шел виноградниками. И поэтому так естественно, что именно среди этих виноградников Христос преподал драгоценнейший урок Своей Церкви, а именно: что Он является Лозой, а каждый верующий в Него - ветвью на этой Лозе.
Как важно нам, ученикам Его, всегда иметь перед собой эту драгоценную притчу Христа о виноградной лозе и постоянно проверять себя: какие мы ветки на этой Лозе и все ли обстоит благополучно в нашей связи со Христом? Итак, притча о виноградной лозе родилась на пути в Гефсиманию.
На пути в Г е феи манию Христос совершил Свою чудную молитву, которую мы называем "Первосвященнической молитвой" (Иоан. 17 гл.). Особенно дорогим для всех истинных христиан наших дней являются слова этой молитвы: "Да будут все едино" (Иоан. 17, 21), поскольку наш век, с одной стороны, является веком экуменизма, то есть веком сближения и объединения церквей, а с другой стороны - веком разделений и появления все новых вероучений. Будем же помнить, что притча о виноградной лозе и Первосвященническая молитва даны Христом именно на пути в Гефсиманию.
На пути в Гефсиманию Христос не только молился о единстве всех верующих в Него, но Он открыл Своим ученикам и истинную причину всех разделений среди христиан. Он сказал: "Симон! Симон! се сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу" (Лук. 22, 31). Оказывается, существует "молитва" сатаны о том, чтобы разделять детей Божиих. Думаем ли мы об этой ужасной "молитве", об этой просьбе сатаны, когда Видим разделения в Церквах Христовых? Если бы мы видели всегда, что нити разделений тянутся к сатане, то мы едва ли были бы участниками их. Как мы должны быть благодарны Христу, что на пути в Гефсиманию Он открыл нам тайну всех разделений в Его Церкви! Тайна эта: страстное желание сатаны видеть детей Божиих разделенными.
На пути в Гефсиманию мы слышим печальное предсказание Христа, что все Его апостолы соблазнятся о Нем, причем в эту же ночь: "Все вы соблазнитесь о Мне" (Матф. 26, 31). Христос знал, что ученики Его не только покинут и оставят одного, но и разочаруются в Нем, усомнятся в том, что Он есть обещанный всеми пророками Мессия. В своем сомнении все они будут способны сказать о Христе словами двух Его учеников, шедших после воскресения Учителя в селение Еммаус: "А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля" (Лук. 24, 21). Какое глубокое разочарование слышится в этих словах!
На пути в Гефсиманию Христос предсказывает апостолу Петру его падение - отречение у костра. Вместо того, чтобы принять близко к сердцу предостережение Христа об ожидающем его падении, Петр дает Учителю необдуманное обещание: "Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя" (Матф. 26, 35). Предостережение Петру - это призыв Христа ко всем нам, Его сегодняшним ученикам, чтобы мы хранили верность Ему до последней секунды нашей жизни.
Среди темной ночи, окутывавшей путь в Гефсиманию, перед глазами апостолов вдруг блеснул яркий луч и озарил их опечаленные души; Христос сказал им о Своем воскресении из мертвых и о том, что Он придет в Галилею. Значит, Он придет к ним, покинувшим Его, придет к ним, соблазнившимся о Нем и сомневающимся в Нем! Значит, Он не откажется от них, не отвернется от них и даже простит их. О, любовь Христова! Не отказывается Он и от нас - таких жалких Его учеников.



Оглавление
Глава 6
Взятие Христа в Гефсимании
Матф. 26, 47-56
Тихий Гефсиманский сад наполнился шумом. В чем дело? Что случилось? В сад пришло множество народа с мечами и кольями, с фонарями и факелами. Воины Пилата и стража первосвященника объединились, чтобы "зять Христа в Гефсиманском саду. Эта вооруженная мечами я кольями толпа глубоко ранила сердце Христа. Ведь не только на Голгофе - распятием посреди двух злодеев - он был низведен на уровень разбойника, но и здесь, в Гефсимании, Его приравняли к разбойникам. Христос говорит толпе: "Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями".
Но Христа ожидала еще более глубокая рана: во главе толпы Он видит своего апостола Иуду. Евангелие называет Иуду "одним из двенадцати". Только три слова - "один из двенадцати", - но они открывают перед нами всего Иуду. "Один из двенадцати" - значит, он постоянно был с Иисусом; значит, он видел, как и другие апостолы, Его божественную славу, все Его славные дела и слышал все Его великие слова. Несмотря на то, что он изо дня в день был вблизи своего Учителя Христа, сердце его становилось все тверже и холоднее, и наконец оно превратилось как бы в камень и потеряло способность сознавать грех и каяться. Именно состояние Иуды можно считать грехом против Святого Духа. Ибо Дух Святой, обличая Иуду, наталкивался на его каменное сердце, неспособное проливать слезы раскаяния.
Нечто подобное произошло и с сатаной, который в прошлом был архангелом, то есть одним из высших служителей Божиих. А во что он превратился? В злейшего врага Божия! "Кто думает, что он стоит,- берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10, 12). Другими словами, падения могут подстерегать любого христианина, любого служителя Божия, любого праведника.
Задача Иуды как апостола была - приводить людей к ногам Христа - Спасителя грешников. А он привел людей ко Христу, чтобы они причинили Ему величайшую боль. Но как им узнать Того, за Кем они пришли? Лицо Его не сияло, как солнце, как это было на горе Преображения; и одежды Его не были белыми, как свет (Матф. 17, 2). Наоборот, на лице Христа был отпечаток величайшей усталости, а одежды Его прилипли к телу от недавнего пота, который каплями падал с Него во время Его молитвы. Они с нетерпением ожидали, когда их предводитель Иуда укажет им Его. Иуда должен поцеловать Его,- так они условились. И вот он целует Христа!
Если бы мы не знали, что Иуда пришел в Гефсиманский сад как предатель и что знак любви - поцелуй он избрал способом для предательства своего Учителя, мы пришли бы в восхищение от поступка Иуды. На самом деле: на фоне мечей и кольев в руках толпы, на фоне горящих злобой глаз, ищущих Христа, при свете горящих светильников увидеть, как Иуда целует Христа, словно прощается с любимым Учителем,- какая трогательная картина! Но, увы, это не был поцелуй любви и дружбы; поцелуй Иуды - это злая насмешка над нашим Господом Иисусом Христом.
Предательский поцелуй сделал грех Иуды особенно мерзким и отвратительным. Как известно, величайший итальянский поэт Данте, описывая ад, дал Иуде место на самом дне ада, то есть сделал его величайшим грешником мира. Но не будем думать, что предательский поцелуй вверг Иуду на дно ада. Если бы он после такого ужасного поцелуя пал к ногам Христа в слезах покаяния, он услышал бы из уст Его слова прощения, которые слышат все кающиеся грешники мира: "Прощаются тебе грехи твои!" Среди всех грехов человечества, взятых Агнцем Божиим на Себя, был и страшный грех Иуды, и смертью Христа на Голгофе искуплена и его тягчайшая вина. И если бы Иуда пришел ко Христу за прощением, его красный, как пурпур, грех был бы убелен, как снег (Ис. 1, 18). Но он не пришел ко Христу за прощением, и в этом причина его погибели.
Обратим теперь наше внимание на удивительное зрелище в Гефсимании. Оно описано в Иоан. 18, 3-6: "Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников, и фарисеев, приходит туда (в Гефсиманский сад) с фонарями и светильниками, и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я... и когда сказал им: "это Я" - они отступили назад и пали на землю".
Какое зрелище в Гефсимании, так редко замечаемое нами: пришедшие взять Христа - все до единого лежат в полном бессилии на земле. Величие Христа повергло их на землю. И нет ни одного из них, кто мог бы простереть свои руки, и взять Христа. Путь перед Христом был совершенно свободен; Он мог бы совершенно беспрепятственно пройти посреди лежащих на земле людей и пойти куда угодно. Не помогли бы им ни фонари, ни светильники, - они не нашли бы Его. Но Он поднимает повергнутых на землю людей и дает Себя им связать, и они "взяли Его и связали" (Иоан. 18, 12). Как ясно явлена в Гефсимании добровольность жертвы Христа! Мечи и колья врагов Христа оказались бесполезным оружием, поскольку повергнутые величием Христа на землю были бессильны не только поднять оружие, но и пальцем двинуть. Христос добровольно дал Себя связать и повести на Голгофу, где Он был пригвожден ко кресту, чтобы исполнить все необходимое для нашего спасения.



Оглавление
Глава 7
Отречение Симона Петра
Лук. 22, 54-62
На пути от Гефсимании до дома первосвященника Каиафы Христос был явлен в таком виде, в каком Его до этого никто и никогда не видел, а именно: Он был связан (Иоан. 18, 12). всемогущие руки, которые когда-либо действовали на земле, неся помощь и благодеяния тысячам страдальцев, были теперь связаны в знак мнимой победы над Тем, Кому принадлежат слова: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле" (Матф. 28, 18). Какую небывалую наивность проявили те, которые связали руки Христа и думали при этом, что они положили конец величию и могуществу Христа.
Связанные руки Христа позорят не Христа, а всех тех, которые стремились к уничижению Христа и наивно думали, что достаточно "веревки", чтобы превратить Творца и Царя Вселенной в беспомощное существо. На самом же деле "связанный" Христос - это образ добровольно страдающего за грехи человечества Спасителя, и поэтому именно в таком виде - со связанными руками - Христос достоин кисти величайшего художника.
Евангелие говорит, что Христа из Гефсиманского сада отвели сперва к Анне - тестю Каиафы, а от Анны Он в том же связанном виде был отведен к Каиафе (Иоан. 18, 24). На пути от Гефсимании до Каиафы нам показан еще апостол Петр, но каким? Он показан нам следующим за Христом "издали" (Матф. 26, 58). У ап. Петра была серьезная причина следовать за Христом издали, то есть быть незаметным. Ведь в Гефсиманском саду он совершил неразумный поступок: пустил в ход меч и отсек ухо служителю первосвященника Малху. Если бы не Христос, совершивший чудо исцеления, Петр, возможно, лишился бы за это жизни в Гефсимании. А теперь ему осталось только одно: таиться и скрываться.
Многие идут за Христом "издали", стараются быть незаметными христианами. У каждого верующего человека, идущего за Христом издали, незаметно, для этого может быть своя причина. За 2000 лет существования христианства идущих за Христом издали было всегда немало, причем по самым разнообразным причинам. Одно только надо оказать: что следование за Христом "издали" не бывает без последствий. Не осталось оно без последствий и для Симона Петра.
Петр не думал, что во дворе первосвященника Каиафы его поджидает грех - грех отречения от Христа. Он радовался, что благополучно добрался до этого места, но не ожидал, что диавол приготовит здесь для него "ловушку", то есть настигнет его именно здесь со своим искушением.
Во дворе первосвященника был разведен костер; ночь была холодная, и люди грелись от огня. Петр чувствовал озноб в теле и, подойдя к костру, стал тоже греться (Иоан. 18, 18). Он заботился о сохранении телесного тепла, но его не беспокоила забота о сохранении огня души. Мы знаем этот огонь души Петра, с которым он ответил Христу на вопрос, за кого он почитает Учителя: Ты - Христос, Сын Бога живого" (Матф. 16, 16). Этот же огонь души мы ощущаем и в словах Петра: "Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти" (Лук. 22, 33). Очень важной задачей всех горячо любящих Христа детей Господних является постоянное хранение в своих сердцах этого драгоценного огня.
Петр был узнан во дворе первосвященника Каиафы; три раза люди говорили ему, что они узнали в нем ученика Христа, и три раза Петр говорил неправду, что не знает Христа. Нет! Он знал Христа и любил Его, но страх перед людьми сделал его сознательным лжецом. И чтобы подкрепить свою ложь, Петр начинает клясться и божиться, как прежде, когда был рыбаком. Так в нем воскресла его старая плохая привычка.
Когда в наших сердцах угасает огонь первой любви -ко Христу, тогда способны воскресать наши прежние плохие наклонности. Проверим свою христианскую жизнь, и мы убедимся, что это так. В первое время после нашего обращения ко Христу покойниками были и наше горделивое "я", и наша скупость, и наша любовь к пустословию, и дух осуждения других, и наша самовлюбленность, и многое, многое другое. А теперь все эти покойники повставали из своих гробов и разгуливают, как ни в чем не бывало, по нашему сердцу. Печально, но это так! Когда Симон Петр увидел свой грех? Тогда, когда он увидел перед собою Христа! Все темное видно лучше всегда на белом фоне. Христос является тем белоснежным фоном, на котором мы начитаем видеть наши даже самые малые пятна греха. И, увидев их при ярком свете Христа, мы начинаем, подобно Петру, плакать о наших грехах и искать очищения от них. Чем ближе мы ко Христу, тем виднее наш грех и тем больше у нас слез покаяния.



Оглавление
Глава 8
Христос пронзенный
Иоан. 19, 30-37
"Предал дух". Так говорит Евангелие о смерти Христа. Но есть в Евангелии и другие слова, говорящие тоже о смерти Христа. В Лук. 23, 46 мы читаем: кИ сие сказав, испустил дух". Есть ли разница между выражением "предал дух" и выражением "испустил дух"? Да, есть, и притом громадная! "Испустил дух" - это значит: последний раз вздохнул. Так умирает каждое живое существо, в том числе и человек. А "предал дух" - это значит: вручил Свою душу в руки Отца, как мы и читаем: "Отче! в руки Твои предаю дух Мой" (Лук. 23, 46). Так, по примеру Христа, должны и мы все научиться умирать: предавая, то есть вручая свои души Господу.
На Голгофу опустились сумерки... Там все, казалось, стихло. Но вот начинается новое движение - в чем дело? Оно исходит от фарисеев и книжников: они выбирают из своей среды делегацию и направляют ее к Пилату. Мы читаем: "Как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их". Это одно движение среди наступившей тишины на Голгофе. А вот и другое движение: "Пришли воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним; но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас (истекла кровь и вода". Удары по голеням считаются особо болезненными, и боль от этих ударов перенесли в одинаковой мере оба разбойника - как тот, который принял Христа, так и тот, который отказался от Него.
Пусть этот факт научит нас не удивляться тому, что страдания на земле выпадают на долю как тех, которые любят Христа, так и тех, которые Его не любят. Кость Христа, как истинного пасхального Агнца, не должна была сокрушиться на Голгофе (Исх. 12, 46), и она не сокрушилась! Бог Сам был на страже на Голгофе, чтобы все пророчества Библии, относящиеся к распятию Христа, точно исполнились: и пророчество о распятии Христа посреди двух злодеев, и пророчество о бросании жребия об Его одежде, и пророчество о несокрушении Его кости - все это исполнилось точно, ибо исполнителем Библии является Сам Господь! Исполнимся непоколебимой верой в эту драгоценную истину- истину о том, что Исполнителем Библии и всех ее пророчеств является Сам Христос!
И вот перед нами пронзенный Христос. Это не одно и то же, что распятый Христос. Распятого Христа мы знаем со дня нашего обращения, и Он стал распятым после того, как Его пригвоздили ко кресту. Но мы должны знать и пронзенного Христа, Который стал пронзенным уже после Своей смерти, когда один из воинов пронзил Его копьем и из пронзенного места истекла кровь и вода, свидетельствующие всему человечеству о спасении и освящении во Христе.
Слово Божие придает пронзенному Христу особое значение. В Книге пророка Захарии 12, 10 и 13, 1 говорится, что "пронзенный" Христос вызывает великий плач в иудейском народе, и рана, из которой истекла кровь и вода, будет свидетельствовать всем плачущим от сознания своих грехов об "Источнике спасения и очищения", открывшемся для всех грешников на Голгофе. Воин, нанесший копьем эту рану Христу, не думал, что он наполняет пророчество Захарии. На рану, нанесенную копьем, воскресший Христос указывает Фоме и говорит: "Подай руку твою и вложи в ребра Мои" (Иоан. 20, 27).
Эту забываемую рану, из которой истекла кровь и вода, Дух Святой навеки сочетал со Христом, о чем мы читаем в 1 Иоан. 5, 6: "Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию... не водою только, но водою и кровию". Пронзенного Христа, грядущего в Своей Небесной славе, узрит "всякое око" - "и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные" (Откр. 1, 7). Распятый Христос заговорит сильнее, когда Он явится как пронзенный Христос! Рана, нанесенная Христу копьем, с текущей из нее кровью и водою, сделает нашу долину смерти солнечной, ибо она будет говорить нам об Источник спасения и очищения.
В Послании к Евреям 2, 15 говорится о "страхе смерти", который тянется через всю человеческую жизнь. Почему же люди боятся смерти? Потому что смерть кладет конец всему, к чему мы привыкли; мы привыкли дышать, видеть, слышать, осязать, переживать радость или другие чувства; и мысль, что будет такой день, когда сразу все это кончится, пугает нас. Еще больше может страшить нас мысль о встрече со святым и праведным Богом. Что ожидает нас, какова будет наша участь в вечности? - Это очень серьезный вопрос. Мы знаем свою вину перед Богом, а в тишине одра смерти эта вина станет нам еще яснее.
Что может даровать покой (нашему сердцу при мысли о встрече со святым и праведным Богом? Сегодня у меня один ответ на этот важнейший вопрос: покой нашего сердца в пронзенном на Голгофе Христе. Покой нашего сердца в Его ранах, и особенно в ране, нанесенной копьем воина, из которой истекла кровь и вода. Кровь, означающая наше вечное спасение! И вода, означающая наше полное и абсолютное очищение! И все это мы имеем во Христе, распятом и пронзенном на кресте Голгофы.



Оглавление
Глава 9
Участие в страданиях Христа
Филип. 3, 10
Во время каждого хлебопреломления Церковь Христа собирается вокруг креста Голгофы. Для чего? Чтобы в своем сознании освежить раны Христа; -чтобы с большей глубиной оценить Его драгоценную Кровь; и чтобы опознавать участие в страданиях Христа".
Но Христос призывает нас не только к участию в Его страданиях и в Его смерти, но и в Его жизни. Когда Он говорит всем отдавшим Ему свои сердца: "Следуйте за Мною!" - то Он имеет в виду именно наше участие в Его жизни.
Последовать за Христом в Назарет - не значит ли это научиться жить в наших повседневных "назаретах" Его жизнью? В Назарете мы видим Христа плотником с мозолистыми руками. Трудиться по примеру Христа в наших мастерских, на наших фабриках и заводах, на наших полях - это значит трудиться от всего сердца, трудиться так, чтобы получить похвалу не только от людей, но и от Самого Бога, Который видит не только наши руки, но и наше сердце. Вот что значит последовать за Христом в Назарет.
А если мы последуем за Христом в пустыню, где Он боролся с искусителем и одержал славную победу,- не значит ли это встретиться и нам с этим же самым искусителем, встретиться с его удивительно разнообразными искушениями? О, кто из нас не знаком с его искушениями и с падениями под их ударами? Но не потому ли мы падаем, что идем в пустыню для искушения от диавола одни, без Иисуса? Научимся встречать нашего искусителя со Христом - и мы не будем знать поражений и падений!
Мы редко следуем за Христом на гору Преображения, где Христос засиял (небесной красотой и славой. Может быть, некоторые из нас делают это только в праздник Преображения Господня? Но следовать за Христом на гору Преображения - это значит преображаться в Его образ, приобретать Его характер, Его сердце, Его дух. О, если бы у нас было ежедневное следование за Христом на тору Преображения, то есть ежедневный духовный рост, ежедневное освящение всей нашей жизни, ежедневное совершенствование нашего характера, ежедневное преображение в образ Христа!
Не часто мы следуем за Христом и в Гефсиманский сад. А в чем сущность Гефсимании? В отказе от своей воли, если она не согласуется с волей Божией. В отказе от своих желаний, если они не соответствуют воле Божией. В отказе от своих планов, если они идут вразрез с планами Божиими. В Гефсимании - коллизия, то есть столкновение двух волей - божественной и человеческой, и отказ от своей, человеческой воли: |"Ни чего Я хочу, а чего Ты хочешь". -"Не Моя воля, но Твоя да будет". Вот в чем сущность Гефсимании! Следовать за Христом в Гефсиманию - это значит все снова и снова приносить в жертву свою волю, своя желания, свои планы - все, что идет наперекор воле Божией. Отказ от своей воли, от своих желаний ради исполнения воли Божией - вот чему мы учимся в Гефсимании. И вот почему нам надо чаще следовать за Христом в Гефсиманский сад.
Но, призывая нас следовать за Ним, Христос призывает нас следовать за Ним и, на Голгофу. И не только в дни хлебопреломления или в дня Страстной недели, но ежедневно. Это необходимо, как уже было сказано, для освежения ран Христовых в нашем сознании и, что особенно важно, чтобы научиться нашему участию в Его страданиях и смерти Его.
Но что означает участие в Его страданиях? Не будем думать, что Христос призывает нас к участию в Его искупительной жертве, к участию в Его страданиях за наши грехи. Нет, нет! "Точило" нашего искупления Он топтал один, и в этом величайшем деле у Него помощников не было и не может быть. Но Его страдания на Голгофе имеют две стороны; одна сторона - это наше спасение, наше вечное искупление; вторая сторона - это рождение и домостроительство Церкви Христа.
На Голгофе произошло два великих события: совершилось спасение и искупление всего человечества, родилась и продолжает созидаться Церковь Христа. Как от уснувшего Адама ведет свое начало женская половина человечества, так от умершего на Голгофе второго Адама - Христа ведет свое начало Церковь Христа, то есть славная Невеста Его. Вот в этой второй стороне страданий Христа - именно в этих "муках рождения" Церкви Его - мы и призываемся все к участию.
Следуя за Христом на Голгофу, мы будем слышать призыв с Его креста, - призыв к участию в страданиях Его, к выполнению Его страданий, к "безмерным ранам" апостола Павла, связанным с домостроительством Церкви Христа. Вот почему нам надо чаще бывать на Голгофе и всегда созерцать эти два величайших дела, совершенных там Христом: наше спасение и рождение Церкви, рождение к новой жизни каждого грешника. И если в одном деле - деле спасения - мы не должны быть Ему помощниками, то в другом деле - деле домостроительства Его Церкви - мы все можем быть благословенными соучастниками.



Оглавление
Глава 10
Воскресший с нами!
Лук. 24, 13-15
В драгоценном Евангелии, которое мы должны считать лучшим подарком от Бога, описаны кратко, но ярко рождение Христа, Его чудная жизнь на земле, Его слова и дела, Его страдания и смерть, Его погребение и воскресение, Его явления после воскресения и, наконец, Его уход с нашей земли - вознесение. Какое счастье, что мы имеем такое полное Евангелие - с таким светлым, сияющим концом - воскресением и /вознесением Иисуса Христа! И если бы даже Евангелие кончилось повествованием о смерти и погребении Христа, то и такое Евангелие было бы для нас ценным и прекрасным. Сколько прекрасной литературы имеется на нашей земле, хотя авторы ее и умерли и лежат на разных кладбищах мира, ожидая дня всеобщего воскресения.
Вот перед нами Прекраснейший из Сынов человеческих - наш Господь Иисус Христос. Как Он прекрасен! Даже если бы не было повествования о Его славном воскресении, мы преклонились бы перед Его характером, перед Его учением, перед Его чудесами, перед Его безропотными страданиями я смертью посреди двух злодеев! Известный автор книги "Жизнь Иисуса" Эрнест Ренан с большим воодушевлением воспел удивительную любовь Христа, а также необыкновенную чистоту Его сердца и святость Его жизни, но воскресения Христа он не признавал.
Много прекрасных книг написано о Христе авторами, которые не признавали Его воскресения и для которых Он был великим, погребенным в саду Иосифа Учителем. Можно любить и умершего друга, и даже долго любить. Собрания Московской церкви посещал долгие годы, до последних дней жизни, один врач. У него умерла единственная дочь, и он каждое воскресенье ходил на ее могилу, даже в самую лютую непогоду. Все, кто его знал, удивлялись его постоянству.
Но любовь к умершему другу в конце концов все же охладевает, потому что каждая любовь поддерживается только контактами-встречами и разговорами с любимым. Без таких контактов любовь превращается только в воспоминание. Многое, что остается после смерти дорогого и близкого человека, может напоминать нам о нем, но эти воспоминания будут наполнять наши сердца только новой горечью, потому что будут все снова и снова говорить, что нашего друга нет на земле, что он лежит в земле сырой. Вещи, которые остаются после наших дорогих умерших, полны благоухания, но это благоухание траурное, порождающее печаль в наших душах.
Многие любят умершего и погребенного Христа. Они полны почтения и уважения к Нему. Они готовы все снова и снова читать о событиях Его жизни, описанных в Евангелии. Они, подобно женам-мироносицам, готовы на любое помазание своего умершего Друга. Но никакие воспоминания не заменят нам присутствия живого Христа. Слова и дела Христа без Его воскресения были бы тоже полны благоухания, но они наполняли бы нас великой печалью, что этого чудного Друга и Учителя нет в живых. Мы завидовали бы апостолам и первым ученикам Христа, что они имели счастье с Ним ходить, видеть Его и слышать Его. А для нас осталась только Его могила в саду Иосифа Аримафейского. Нет, нам нужен живой Христос!
Любовь Христа, умершего за нас, трогала бы нас, вызывала бы, может быть, даже слезы из наших очей, но радовать нас она не могла бы, потому что для этого нужна любовь живого Христа. Мальчик, сидя у могилы своей матери, долго смотрел на ее фото и вдруг, заплакав, говорит: "Мама, ну что ты смотришь на меня? Обними меня и поцелуй". И нам нужен живой Христос, идущий с нами рядом по одному пути! Вот так, как мы прочитали о воскресшем нашем Господе: И когда они разговаривали и рассуждали между собой, Сам Иисус приблизившись пошел с ними". Вот в чем мы все нуждаемся: чтобы Сам Иисус приблизился к нам и остался с нами. Ничто другое не удовлетворит нас и не даст истинной и полной радости. Портрет матери, висевший над могилой, был портретом хорошим и точным, но мальчику нужна была живая мать, полная материнской любви и ласки.
Нам дан в Евангелии прекрасный образ Иисуса Христа, и мы с любовью рассматриваем его. Но нам нужен Сам Христос, Которому мы могли бы все сказать в молитве, все открыть, все поведать. Нам необходима Его крепкая рука, которая могла бы в любую минуту протянуться к нам и явить Свою силу. Нам также необходима божественная грудь Христа, и а которую можно было бы во всякое время склонить свою голову! А нужда в этом бывает у всех нас очень часто.
И все это мы имеем в нашем дорогом воскресшем Господе. Нам необходимо только снова оживить нашу веру, что Он воскрес. Пусть же Иисус Христос вновь приблизится к каждому из нас и пойдет с нами как наш самый лучезарный Спутник.