Восстановительный перевод
Послание к Евреям

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13      



Глава 1

1 Бог, многими частями и многими способами говоривший в древности отцам в пророках,
2 В конце этих дней говорил нам в Сыне, которого Он назначил Наследником всего, через которого Он и вселенную создал;
3 Который, будучи блеском Его славы и отпечатком Его сущности и удерживая и неся всё словом Своей силы, совершив очищение грехов, сел по правую руку от Величия на высоте,
4 Став настолько лучше ангелов, что унаследовал более выдающееся имя, чем они.
5 Ибо кому из ангелов Он когда-нибудь говорил: "Ты Мой Сын; в этот день Я родил Тебя"? - И ещё: "Я буду Ему Отцом, а Он будет Мне Сыном"?
6 И когда Он опять приведёт Первородного на обитаемую землю, Он говорит: "И пусть поклонятся Ему все ангелы Божьи".
7 И об ангелах Он говорит: "Делающий Своих ангелов ветрами и Своих служителей пламенем огня",
8 А о Сыне: "Твой престол, Боже, - во веки веков, и скипетр правоты - скипетр Твоего царства.
9 Ты возлюбил праведность и возненавидел беззаконие; поэтому Бог, Твой Бог, помазал Тебя маслом ликования более Твоих сотоварищей",
10 И "Ты в начале, Господь, положил основание земли, и небеса - дела Твоих рук;
11 Они погибнут, а Ты пребываешь постоянно; и все они постареют, как одежда,
12 И, словно плащ, Ты свернёшь их; как одежда, и они будут сменены; но Ты - тот же, и годы Твои не кончатся".
13 Но кому из ангелов Он когда-нибудь говорил: "Сиди по правую руку от Меня, пока не положу Твоих врагов в подножие Твоих ног"?
14 Разве все они не служащие духи, посылаемые на служение ради тех, кто должен унаследовать спасение?

Оглавление
Глава 2

1 Поэтому мы должны в большей мере внимать услышанному, чтобы нам не уплыть по течению.
2 Ибо если слово, сказанное через ангелов, оказалось твёрдым и всякое преступление и непослушание получило справедливое воздаяние,
3 То как мы избежим, пренебрегши столь великим спасением, которое, получив своё начало в том, что оно было изречено Господом, подтверждено было для нас теми, кто услышал,
4 При том что Бог свидетельствовал вместе с ними и знамениями, и чудесами, и различными явлениями силы, и дарами Святого Духа, раздаваемыми согласно Его воле?
5 Ибо не ангелам Он подчинил будущую обитаемую землю, о которой мы говорим,
6 А некто где-то твёрдо засвидетельствовал: "Что есть человек, что Ты вспоминаешь его, или сын человеческий, что Ты заботишься о нём?
7 Ты немного умалил Его по сравнению с ангелами; славой и честью Ты увенчал Его и поставил Его над делами Твоих рук;
8 Ты всё подчинил под Его ноги". Ибо, подчинив Ему всё, Он ничего не оставил не подчинённым Ему. Но сейчас мы ещё не видим, чтобы всё было подчинено Ему,
9 Но видим Иисуса, немного умалённого по сравнению с ангелами из-за того, что Он претерпел смерть, увенчанного славой и честью, чтобы благодатью Божьей Он вкусил смерть ради всего.
10 Ибо надлежало Ему, для которого всё и через которого всё, приводя многих сыновей в славу, сделать Начинателя их спасения совершенным через страдания.
11 Ибо и Освящающий, и освящаемые - все от Одного; по этой причине Он не стыдится называть их братьями
12 И говорит: "Я возвещу Твоё имя Моим братьям; посреди церкви Я буду петь гимны хвалы Тебе".
13 И ещё: "Я буду полагаться на Него". И ещё: "Вот Я и дети, которых дал Мне Бог".
14 Итак, поскольку дети разделили кровь и плоть, то Он и Сам подобным образом причастился того же, чтобы через смерть уничтожить того, кто имеет могущество смерти, то есть дьявола,
15 И освободить тех, кто из-за страха перед смертью был всю жизнь удерживаем в рабстве.
16 Ибо, конечно же, не ангелам Он оказывает помощь, а оказывает помощь семени Авраама.
17 Поэтому Он должен был во всём уподобиться Своим братьям, чтобы стать Ему милостивым и верным Первосвященником в том, что относится к Богу, для совершения умилостивления за грехи народа.
18 Ибо Он, подвергшись искушению в том, что Сам претерпел, может помочь искушаемым.

Оглавление
Глава 3

1 Поэтому, святые братья, причастники небесного призвания, задумайтесь об Апостоле и Первосвященнике нашего исповедания Иисусе,
2 Который был верен Тому, кто поставил Его, как и Моисей был верен во всём Его доме.
3 Ибо Он удостоен большей славы, чем Моисей, - настолько, насколько большую честь, чем дом, имеет Тот, кто построил его.
4 Ибо всякий дом строится кем-то, но всё построил Бог.
5 И Моисей был верен во всём Его доме как слуга для свидетельства о том, чему предстояло быть сказанным;
6 А Христос был верен как Сын над Его домом, и дом Его - мы, если только удержим смелость и похвалу надежды твёрдыми до конца.
7 Поэтому, как и говорит Святой Дух: «Сегодня, если услышите Его голос,
8 Не ожесточите своих сердец, как во время раздражения, в день испытания в пустыне,
9 Где ваши отцы испытывали Меня, проверяя Меня, и видели Мои дела сорок лет.
10 Поэтому Я был недоволен этим поколением, и Я сказал: "Они всегда заблуждаются в сердце и не узнали они Моих путей",
11 Как Я поклялся в Моём гневе: "Не войдут они в Мой покой!"»
12 Смотрите, братья, чтобы не было в ком-нибудь из вас злого сердца неверия в отпадении от живого Бога.
13 Напротив, увещевайте друг друга каждый день, до тех пор пока день называется "сегодня", чтобы не был кто-нибудь из вас ожесточён обманчивостью греха.
14 Ибо мы стали сотоварищами Христа, если только начало уверенности удержим твёрдым до конца,
15 Пока говорится: "Сегодня, если услышите Его голос, не ожесточите своих сердец, как во время раздражения".
16 Ибо кто, услышав, раздражал Его? Действительно, разве не все те, кто вышел из Египта благодаря Моисею?
17 А кем Он был недоволен сорок лет? Разве не теми, кто согрешил, чьи тела пали в пустыне?
18 А кому Он поклялся, что они не войдут в Его покой, как не тем, кто был непокорен?
19 И мы видим, что они не смогли войти из-за неверия.

Оглавление
Глава 4

1 Итак, будем опасаться, чтобы, в то время, как остаётся обещание о вхождении в Его покой, не показался кто-нибудь из вас не достигшим его.
2 Ибо и возвещена нам благая весть, так же как и им; но им услышанное слово не принесло пользы, так как не смешалось с верой у тех, кто услышал.
3 Ибо входим в покой мы, поверившие, как Он и сказал: «Как Я поклялся в Моём гневе: "Не войдут они в Мой покой!"» - хотя дела творения были завершены от основания мира.
4 Ибо где-то Он сказал о седьмом дне так: "И покоился Бог на седьмой день от всех Своих дел".
5 И ещё в этом месте: "Не войдут они в Мой покой!"
6 Итак, поскольку некоторым остаётся войти в него, а те, кому прежде была возвещена благая весть, не вошли из-за непокорности,
7 Он опять определяет некий день, "сегодня", говоря в Давиде после столь долгого времени, как Он и раньше говорил: "Сегодня, если услышите Его голос, не ожесточите ваших сердец".
8 Ибо если бы Иисус Навин ввёл их в покой, то Он не говорил бы после этого о другом дне.
9 Итак, остаётся субботний покой для народа Божьего.
10 Ибо тот, кто вошёл в Его покой, и сам покоится от своих дел, как Бог покоился от Своих собственных.
11 Итак, постараемся войти в тот покой, чтобы кто-нибудь не пал по тому же примеру непокорности.
12 Ибо слово Божье живо, и действенно, и острее всякого обоюдоострого меча, и проникает даже до разделения души и духа, суставов и мозга, и может распознавать мысли и намерения сердца.
13 И нет твари, не явной перед Ним; напротив, всё обнажено и лежит открыто перед глазами Того, кому мы должны дать отчёт.
14 Итак, имея великого Первосвященника, прошедшего небеса, Иисуса, Сына Божьего, будем удерживать исповедание.
15 Ибо мы имеем не такого Первосвященника, который не может сострадать нашим слабостям, а такого, который был искушён во всех отношениях подобно нам, но без греха.
16 Итак, будем приступать со смелостью к престолу благодати, чтобы нам получить милость и найти благодать для своевременной помощи.

Оглавление
Глава 5

1 Ибо каждый первосвященник, будучи взят из людей, ставится ради людей в том, что относится к Богу, чтобы приносить и дары, и жертвы за грехи.
2 Он может проявлять снисходительность к неведающим и заблуждающимся, поскольку и он охвачен слабостью;
3 И из-за неё он должен как за народ, так и за себя совершать приношения за грехи.
4 И никто не берёт на себя эту часть - только когда он призван Богом, так же как и Аарон.
5 Так и Христос не Сам Себя прославил, став Первосвященником, а сделал это Тот, кто сказал Ему: "Ты Мой Сын; в этот день Я родил Тебя",
6 Как и в другом месте Он говорит: "Ты Священник навек согласно чину Мелхиседека".
7 Он в дни Своей плоти, с сильным воплем и слезами принеся и прошения, и мольбы Тому, кто мог спасти Его из смерти, и будучи услышан по причине Своего благоговения,
8 Хотя Он и Сын, научился послушанию от всего того, что претерпел.
9 И, сделавшись совершенным, Он стал для всех послушных Ему источником вечного спасения,
10 Будучи именован Богом как Первосвященник согласно чину Мелхиседека,
11 О ком мы имеем сказать многое, что ещё и трудно истолковать, поскольку вы стали вялыми на слух.
12 Ибо когда благодаря времени вы должны быть учителями, вам опять нужно, чтобы вас учили тому, что есть основы начала слов Божьих, и вы стали теми, кому нужно молоко, а не твёрдая пища.
13 Ибо всякий, кто получает в долю молоко, неопытен в слове праведности, ибо он младенец;
14 А твёрдая пища - для взрослых, у которых органы чувств благодаря постоянному использованию развиты для различения хорошего и плохого.

Оглавление
Глава 6

1 Поэтому, оставив слово начала Христова, будем ведомы к зрелости, не кладя опять основания из покаяния от мёртвых дел и из веры в Бога,
2 Из учения о крещениях и из возложения рук, из воскресения мёртвых и из вечного суда.
3 И это мы сделаем, если Бог разрешит.
4 Ибо невозможно тем, которые один раз были озарены, и вкусили небесного дара, и стали причастниками Святого Духа,
5 И вкусили благого слова Божьего и сил будущего века,
6 Однако отпали, - опять обновлять себя к покаянию, вновь распиная для себя Сына Божьего и выставляя Его на позор.
7 Ибо земля, которая пьёт дождь, часто сходящий на неё, и рождает растения, пригодные для тех, ради кого она и возделывается, причащается благословения от Бога.
8 А если она приносит терновник и чертополох, то она негодна и близка к проклятию, а конец её - сожжение.
9 Но мы убеждены относительно вас, возлюбленные, в лучшем и в том, что относится к спасению, хотя мы так говорим.
10 Ибо Бог не неправеден, чтобы забыть вашу работу и любовь, которую вы проявили к Его имени, послужив святым и по-прежнему служа.
11 Но мы ревностно желаем, чтобы каждый из вас проявлял такое же старание к полной убеждённости нашей надежды до конца,
12 Чтобы вы не были медлительными, а были подражателями тем, кто через веру и долготерпение наследует обещания.
13 Ибо Бог, дав обещание Аврааму, поскольку не мог поклясться никем большим, поклялся Собой,
14 Говоря: "Конечно, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу тебя".
15 И так Авраам, проявив долготерпение, обрёл обещанное.
16 Ибо люди клянутся большим, и во всех спорах у них клятва - предел для подтверждения.
17 Потому Бог, намереваясь в большей мере показать наследникам обещания неизменность Своего решения, выступил посредником при помощи клятвы,
18 Чтобы благодаря двум неизменным вещам, в которых невозможно, чтобы Бог солгал, имели сильное воодушевление мы, устремившиеся в убежище, чтобы ухватиться за лежащую перед нами надежду,
19 Которая у нас как якорь души - и надёжный, и прочный, и входящий внутрь за завесу,
20 Куда вошёл за нас Предшественник, Иисус, став навек Первосвященником согласно чину Мелхиседека.

Оглавление
Глава 7

1 Ибо этот Мелхиседек, царь Салима, священник Всевышнего Бога, встретивший Авраама, когда тот возвращался после поражения царей, и благословивший его,
2 Которому и десятую часть от всего отделил Авраам; во-первых, истолковываемый как "царь праведности", а потом и царь Салима, то есть царь мира;
3 Без отца, без матери, без родословия; не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, а уподобленный Сыну Божьему, пребывает священником постоянно.
4 И посмотрите, как он велик, - тот, кому патриарх Авраам дал десятую часть из лучшей добычи.
5 И те из сыновей Левия, которые получали священническое служение, имеют заповедь брать согласно закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя они вышли из чресл Авраама.
6 Но тот, кто не ведёт от них родословия, взял десятину с Авраама и благословил того, кто имеет обещания.
7 А вне всякого спора, меньший благословляется большим.
8 И здесь десятины получают люди, которые умирают; а там - тот, о ком засвидетельствовано, что он живёт.
9 И, так сказать, через Авраама и Левий - тот, кто получает десятины, - был сделан плательщиком десятины,
10 Ибо он был ещё в чреслах отца, когда его встретил Мелхиседек.
11 Итак, если бы действительно совершенство было через левитское священство (ибо при нём народ получил закон), то какая ещё была нужда в том, чтобы восставал иной Священник согласно чину Мелхиседека, а не говорилось о Нём, что Он - согласно чину Аарона?
12 Ибо поскольку переменяется священство, по необходимости возникает и перемена закона.
13 Ибо Тот, о ком это говорится, принадлежит к иному колену, из которого никто не служил при жертвеннике.
14 Ибо очевидно, что наш Господь восстал из Иуды - колена, в отношении которого Моисей ничего не говорил о священниках.
15 И это в ещё большей мере очевидно, поскольку именно по подобию Мелхиседека восстаёт иной Священник,
16 Который назначен не согласно закону плотяной заповеди, а согласно силе несокрушимой жизни.
17 Ибо засвидетельствовано: "Ты Священник навек согласно чину Мелхиседека".
18 Ибо происходит как устранение предыдущей заповеди из-за её слабости и бесполезности
19 (Ибо закон ничего не сделал совершенным), так и введение вместо неё лучшей надежды, через которую мы приближаемся к Богу.
20 И поскольку Он был сделан Священником не без принесения клятвы
21 (Ибо они назначаются священниками без принесения клятвы, а Он - с принесением клятвы Тем, кто сказал Ему: «Господь поклялся и не пожалеет о том: "Ты Священник навек"»),
22 Постольку стал Иисус и поручительством лучшего завета.
23 И они назначаются священниками многие, так как смерть препятствует им оставаться постоянно;
24 А Он, так как пребывает вовек, имеет священство неизменное.
25 Поэтому и может Он до конца спасать тех, кто приступает через Него к Богу, так как Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
26 Ибо такой и подобал нам Первосвященник: святой, чуждый коварства, неосквернённый, отделённый от грешников и ставший выше небес,
27 Который не имеет ежедневно нужды, как первосвященники, приносить жертвы сначала за собственные грехи, потом за грехи народа; ибо это Он сделал раз и навсегда, принеся Самого Себя.
28 Ибо закон ставит первосвященниками людей, имеющих слабость, а слово клятвы, которая была после закона, ставит Сына, сделанного совершенным навек.

Оглавление
Глава 8

1 А главное в том, что говорится, вот что: мы имеем такого Первосвященника, который сел по правую руку от престола Величия на небесах;
2 Он Служитель святилищ - скинии истинной, которую установил Господь, не человек.
3 Ибо каждый первосвященник ставится для принесения и даров, и жертв; поэтому необходимо, чтобы и Он имел что принести.
4 Итак, если бы Он был на земле, Он вообще не был бы Священником, поскольку есть те, кто приносит дары согласно закону,
5 Кто служит примеру и тени небесного, как и Моисей получил божественное указание, когда ему предстояло завершить скинию; ибо "Смотри, - сказал Он, - сделай всё согласно образцу, который был показан тебе на горе".
6 Но теперь Он обрёл более превосходное служение, поскольку Он и Посредник лучшего завета, который узаконен на основании лучших обещаний.
7 Ибо если бы тот первый завет был безукоризнен, то не искалось бы места второму.
8 Ибо, укоряя их, Он говорит: «Вот, наступают дни, - говорит Господь, - и Я завершу новый завет на дом Израиля и на дом Иуды,
9 Не согласно тому завету, который Я установил с их отцами в день, когда Я взял их за руку, чтобы вывести их из египетской земли, потому что они не пребывали в Моём завете и Я пренебрёг ими, - говорит Господь. -
10 Потому что вот завет, который Я заключу с домом Израиля после тех дней, - говорит Господь, - Я вложу Мои законы в их разум, и на их сердцах Я напишу их; и Я буду им Богом, а они будут Мне народом.
11 И они ни в коем случае не будут учить каждый своего согражданина и каждый своего брата, говоря: "Узнай Господа", потому что все будут знать Меня от малого до великого среди них.
12 Ибо Я буду милостив к их неправедностям, и их грехов Я ни в коем случае не вспомню больше».
13 Говоря: "Новый завет", Он первый сделал старым. А стареющее и ветшающее близко к исчезновению.

Оглавление
Глава 9

1 Итак, и первый завет имел предписания о служении, и святыня его была от этого мира.
2 Ибо была приготовлена скиния, первая, в которой были светильник, и стол, и выставленные хлебы, которая называется "святилище";
3 А после второй завесы - скиния, которая называется "святое святых",
4 Имевшая золотой жертвенник и ковчег завета, покрытый со всех сторон золотом, в котором были золотой сосуд с манной, и проросший жезл Аарона, и скрижали завета,
5 А над ним - херувимы славы, осенявшие место умилостивления, о чём сейчас не время говорить подробно.
6 И когда всё это так приготовлено, в первую скинию священники входят постоянно, совершая поклонение,
7 А во вторую - только первосвященник раз в год, притом не без крови, которую он приносит за себя и за грехи неведения народа;
8 И тем самым Святой Дух показывает то, что ещё не явлен путь в святое святых, пока ещё имеет своё положение первая скиния,
9 Которая есть отображение для настоящего времени. Согласно ей приносятся и дары, и жертвы, которые не могут сделать того, кто поклоняется, совершенным согласно совести,
10 Так как состоят только из пищи, питья и различных омовений, будучи предписаниями плоти, налагаемыми до времени исправления.
11 Но Христос, придя как Первосвященник появившихся благ, через большую и более совершенную скинию, не рукотворную, то есть не этого творения,
12 И не через кровь козлов и тельцов, а через Свою собственную кровь вошёл раз и навсегда в святое святых, обретя вечное искупление.
13 Ибо если кровь козлов и быков и пепел телицы, окропляя осквернённых, освящают к чистоте плоти,
14 То тем более кровь Христа, который через вечного Духа принёс Себя непорочного Богу, очистит нашу совесть от мёртвых дел для служения живому Богу.
15 И поэтому Он Посредник нового завета, чтобы с наступлением смерти для искупления преступлений при первом завете те, кто призван, получили обещанное вечное наследие.
16 Ибо где завещание, там необходимо, чтобы была установлена смерть завещавшего.
17 Ибо завещание подтверждается при наличии мёртвых, поскольку оно никогда не имеет силы, когда завещавший жив.
18 Поэтому и первый завет был введён не без крови;
19 Ибо когда каждая заповедь согласно закону была сказана Моисеем всему народу, он, взяв кровь тельцов и козлов с водой, багряной шерстью и иссопом, окропил и сам свиток завета, и весь народ
20 И сказал: "Это кровь завета, который заповедал вам Бог".
21 И подобно тому он окропил кровью и скинию, и все сосуды служения.
22 И почти всё очищается кровью согласно закону, и без пролития крови не бывает прощения.
23 Итак, необходимо было, чтобы примеры того, что на небесах, очищались этим, а само небесное - лучшими жертвами, чем эти.
24 Ибо Христос вошёл не в рукотворное святилище - отображение истинного, - а в само небо, чтобы теперь явиться перед лицом Божьим за нас;
25 И не для того, чтобы Ему многократно приносить Себя, так же как первосвященник ежегодно входит в святое святых посредством крови других тварей;
26 Так как тогда Он должен был бы многократно страдать от основания мира. Но теперь один раз при завершении веков Он явлен для устранения греха через принесение в жертву Себя.
27 И поскольку людям уготовлено один раз умереть, а после этого - суд,
28 Так и Христос, один раз будучи принесён, чтобы понести грехи многих, во второй раз явится тем, кто дожидается Его, отдельно от греха, к спасению.

Оглавление
Глава 10

1 Ибо закон, имея тень будущих благ, не сам образ вещей, никогда не может одними и теми же жертвами ежегодно, которые приносят постоянно, сделать совершенными приходящих.
2 Иначе разве не перестали бы их приносить, так как поклоняющиеся, будучи один раз очищены, уже не имели бы сознания грехов?
3 Но в этих жертвах - напоминание о грехах ежегодно;
4 Ибо невозможно, чтобы кровь быков и козлов уносила грехи.
5 Поэтому, входя в мир, Он говорит: «Жертвы и приношения Ты не пожелал, а приготовил Мне тело.
6 Во всесожжениях и жертвах за грех Ты не нашёл отрады.
7 Тогда Я сказал: "Вот, Я пришёл (в свитке книги написано обо Мне) исполнить Твою волю, Боже"».
8 Говоря выше: "Жертв, и приношений, и всесожжений, и жертв за грех Ты не пожелал и не нашёл отрады в них" (это те, которые приносятся согласно закону),
9 Он тогда сказал: "Вот, Я пришёл исполнить Твою волю". Он устраняет первое, чтобы установить второе,
10 И этой волей мы освящены через принесение тела Иисуса Христа раз и навсегда.
11 И каждый священник стоит ежедневно, служа и принося многократно одни и те же жертвы, которые никогда не могут удалить грехи;
12 А Он, принеся одну жертву за грехи, навечно сел по правую руку от Бога,
13 Отныне ожидая, пока Его враги не будут сделаны подножием Его ног.
14 Ибо одним приношением Он навечно сделал совершенными освящаемых.
15 И Святой Дух тоже свидетельствует нам, ибо, после того как Он сказал:
16 "Вот завет, который Я заключу с ними после тех дней, - говорит Господь, - Я положу Мои законы на их сердца, и на их разуме Я напишу их",
17 Он говорит: "И их грехов и их беззаконий Я ни в коем случае не вспомню больше".
18 А где их прощение, там уже нет приношения за грех.
19 Итак, братья, имея смелость для входа в святое святых в крови Иисуса,
20 Который Он впервые открыл нам как новый и живой путь через завесу, то есть Свою плоть,
21 И имея великого Священника над домом Божьим,
22 Будем приступать к святому святых с истинным сердцем, в полной убеждённости веры, окропив сердца от порочной совести и омыв тело чистой водой.
23 Будем удерживать исповедание нашей надежды неуклонным, ибо верен Тот, кто обещал;
24 И будем внимательны друг к другу, так чтобы побуждать друг друга к любви и добрым делам,
25 Не покидая наше собственное собрание, как есть у некоторых обычай, а увещевая друг друга; и тем больше, чем больше вы видите, что приближается тот день.
26 Ибо когда мы по собственной воле грешим после того, как получили знание истины, уже не остаётся жертвы быков и козлов за грехи,
27 А остаётся некое страшное ожидание суда и ярость огня, который должен пожрать противников.
28 Любой, кто отверг Моисеев закон, умирает без сострадания на основании показаний двух или трёх свидетелей.
29 Насколько худшего наказания, думаете вы, будет признан достойным тот, кто попрал Сына Божьего, и счёл за обыденное кровь завета, которой был освящён, и оскорбил Духа благодати?
30 Ибо мы знаем Того, кто сказал: "У Меня отмщение; Я воздам", и ещё: "Господь будет судить Свой народ".
31 Страшно это - попасть в руки живого Бога.
32 Но вспоминайте прежние дни, в которые вы, будучи озарены, вытерпели великую битву страданий,
33 С одной стороны превращаемые в зрелище и в поношениях, и в скорбях, а с другой - ставшие причастниками с теми, кто подвергается такому же обращению.
34 Ибо вы и узникам сострадали, и разграбление вашего имущества приняли с радостью, зная, что у самих вас есть имущество лучшее и пребывающее.
35 Итак, не отбрасывайте вашу смелость, у которой есть великая награда.
36 Ибо вам нужно терпение, чтобы вы, исполнив волю Божью, обрели обещанное.
37 "Ибо ещё совсем немного - и придёт Тот, кто должен прийти, и не задержится.
38 А праведный Мой будет жить верой; и если он отступит, то нет в нём отрады Моей душе".
39 Но мы не из тех, кто отступает к разрушению, а из тех, кто имеет веру к приобретению души.

Оглавление
Глава 11

1 Вера же есть овеществление того, на что надеются, убеждение в вещах невидимых.
2 Ибо в этом обрели доброе свидетельство старцы.
3 Верой мы понимаем, что вселенная устроена словом Божьим, так что видимое возникло не из того, что явно.
4 Верой Авель принёс Богу более превосходную жертву, чем Каин; через неё он обрёл свидетельство, что он праведен, - о его дарах свидетельствовал Бог; и через веру он, хотя и умер, ещё говорит.
5 Верой Энох был перенесён, так чтобы не увидеть смерти; и не находили его, потому что Бог перенёс его. Ибо прежде своего перенесения он обрёл свидетельство, что он был благоугоден Богу.
6 А без веры невозможно быть благоугодным Ему, ибо приступающий к Богу должен поверить, что Он есть и старательно ищущим Его Он воздаёт.
7 Верой Ной, получив божественное указание о том, что ещё не было видимо, и будучи движим благоговейным страхом, приготовил ковчег для спасения своего дома; через неё он осудил мир и стал наследником праведности, которая согласно вере.
8 Верой Авраам, будучи призываем, послушался повеления пойти к тому месту, которое он должен был получить в наследие; и он пошёл, не зная, куда идёт.
9 Верой он обитал чужестранцем в земле обещания, как в чужой, селясь в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обещания;
10 Ибо он ожидал города, имеющего основания, Зодчий и Строитель которого - Бог.
11 Верой и сама Сарра получила силу для зачатия семени, даже перейдя пору возраста, поскольку сочла верным Того, кто обещал.
12 Поэтому и родилось от одного, и притом омертвевшего, так много, как и звёзд небесных во множестве и как песка у берега моря бесчисленного.
13 Все они умерли в вере, не получив обещанного, а увидев его издали и приветствовав и исповедав, что они странники и пришельцы на земле.
14 Ибо те, кто говорит такое, показывают, что они ищут родины.
15 И если бы они действительно вспоминали о той стране, из которой вышли, то имели бы возможность возвратиться;
16 Но на самом деле они жаждут лучшей страны, то есть небесной. Поэтому Бог не стыдится их - называться их Богом, - ибо Он приготовил им город.
17 Верой Авраам, подвергаемый испытанию, принёс в жертву Исаака; притом тот, кто с радостью принял обещания, приносил своего единородного,
18 О котором было сказано: "В Исааке будет названо твоё семя",
19 Сочтя, что Бог в силах и из мёртвых воскрешать, откуда он образно и получил его обратно.
20 Верой Исаак благословил Иакова и Исава, притом относительно будущего.
21 Верой Иаков, умирая, благословил каждого из сыновей Иосифа и поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха.
22 Верой Иосиф при своей кончине упомянул об исходе сыновей Израиля и дал повеление о своих костях.
23 Верой Моисей, когда родился, три месяца был скрываем своими родителями, потому что они увидели, что ребёнок прекрасен, и не побоялись указа царя.
24 Верой Моисей, когда стал взрослым, отказался называться сыном дочери фараона,
25 Пожелав скорее терпеть притеснения с народом Божьим, чем иметь временное наслаждение грехом,
26 Сочтя поношение Христово большим богатством, чем сокровища Египта; ибо он отворачивал взор к награде.
27 Верой он оставил Египет, не побоявшись гнева царя, ибо он, как видящий Невидимого, был настойчив.
28 Верой он учредил Пасху и пролитие крови, чтобы уничтожающий первородных не коснулся их.
29 Верой они перешли, как сушу, Красное море, в котором египтяне, предприняв эту попытку, были поглощены.
30 Верой пали стены Иерихона после того, как их обходили кругом на протяжении семи дней.
31 Верой блудница Раав не погибла с теми, кто не покорился, так как приняла с миром разведчиков.
32 И что ещё скажу? Ибо не хватит мне времени, если буду рассказывать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, о Давиде и Самуиле и пророках,
33 Которые через веру побеждали царства, творили праведность, обретали обещания, закрывали пасти львам,
34 Угашали силу огня, избегали острия меча, делались сильными в слабости, становились могущественными на войне, обращали в бегство войска чужеземцев.
35 Женщины получали своих мёртвых благодаря воскресению; а другие были замучены насмерть, не приняв избавления, чтобы обрести лучшее воскресение.
36 А иные подверглись испытанию издевательствами и бичеванием и даже узами и заключением.
37 Их побивали камнями, перепиливали, искушали; они умирали, убиваемые мечом, скитались в овечьих шкурах, в козьих кожах, терпя лишения, скорби, притеснения
38 (Те, которых мир не был достоин), блуждая по пустыням, и горам, и пещерам, и отверстиям земли.
39 И все они, обретя доброе свидетельство через веру, не обрели обещанного,
40 Потому что Бог предусмотрел нечто лучшее для нас, чтобы отдельно от нас они не были сделаны совершенными.

Оглавление
Глава 12

1 Поэтому и мы, имея столь великое облако свидетелей, окружающее нас, отложим всякое бремя и столь легко опутывающий нас грех и будем с терпением бежать в лежащем перед нами состязании,
2 Отворачивая взор к Иисусу, Начинателю и Завершителю нашей веры, который за лежавшую перед Ним радость вытерпел крест, презрев посрамление, и сел по правую руку от престола Божьего.
3 Ибо сделайте сравнение с Тем, кто вытерпел такое противоборство Себе со стороны грешников, чтобы вам не изнемочь, ослабевая в ваших душах.
4 Вы ещё не до крови сопротивлялись, борясь против греха,
5 И совсем забыли увещевание, которое уговаривает вас как сыновей: "Сын мой, не воспринимай легкомысленно наказание Господне и не ослабевай, когда Он упрекает тебя;
6 Ибо кого Господь любит, того наказывает, и Он бичует каждого сына, которого принимает".
7 Для наказания вы терпите; Бог поступает с вами как с сыновьями. Ибо есть ли какой-нибудь сын, которого не наказывает отец?
8 А если вы остаётесь без наказания, причастниками которого стали все сыновья, значит, вы незаконные дети, а не сыновья.
9 Притом когда-то отцы нашей плоти были для нас теми, кто нас наказывал, и мы уважали их; разве не должны мы тем более быть в подчинении у Отца духов и жить?
10 Ибо они наказывали на несколько дней, как им казалось нужным, а Он - для того, что полезно, чтобы нам причаститься Его святости.
11 Всякое же наказание в настоящее время кажется чем-то не радостным, а огорчительным; но после оно даёт мирный плод праведности тем, кто благодаря ему упражнял себя.
12 Поэтому распрямите опустившиеся руки и оцепеневшие колени
13 И прокладывайте прямые тропы для ваших ног, чтобы хромающее не было вывихнуто, а наоборот, было исцелено.
14 Стремитесь к миру со всеми и к освящению, без которого никто не увидит Господа,
15 Наблюдая за тем, чтобы кто-нибудь не отпал от благодати Божьей; чтобы какой-нибудь корень горечи, прорастая, не беспокоил вас и не были через него осквернены многие;
16 Чтобы не было какого-нибудь блудника или нечестивого, как Исав, который за одно кушанье отдал собственное право первородства.
17 Ибо вы знаете, что и после, желая унаследовать благословение, он был отвергнут; ибо он не нашёл места покаянию, хотя искал его со слезами.
18 Ибо вы приступили не к горе осязаемой и горящей огнём, и тьме, и мраку, и буре,
19 И звуку трубы, и голосу слов, из-за которого слышавшие умоляли, чтобы им не было сказано больше ни слова;
20 Ибо они не могли вынести того, что заповедовалось: "Если даже зверь коснётся горы, пусть будет побит камнями".
21 И так страшно было это зрелище; Моисей сказал: "Я в страхе и трепете".
22 А вы приступили к горе Сион и к городу живого Бога, небесному Иерусалиму; и к мириадам ангелов, всеобщему собранию;
23 И к церкви первородных, записанных на небесах; и к Богу, Судье всех; и к духам праведников, сделанных совершенными;
24 И к Иисусу, Посреднику нового завета; и к крови кропления, говорящей нечто лучшее, чем кровь Авеля.
25 Смотрите, не отвергните Говорящего, ибо если не избежали те, кто отверг Предостерегавшего их на земле, то тем более не избежим мы, отворачивающиеся от Того, кто предостерегает с неба,
26 Чей голос тогда поколебал землю, а теперь пообещал: "Ещё раз Я поколеблю не только землю, но и небо".
27 И это слово: "Ещё раз" ясно показывает устранение колеблемого как относящееся к созданному, чтобы осталось неколеблемое.
28 Поэтому, получая непоколебимое царство, будем иметь благодать, которой будем благоугодно служить Богу с благоговением и страхом,
29 Ибо наш Бог есть также огонь истребляющий.

Оглавление
Глава 13

1 Братолюбие пусть пребывает.
2 Гостеприимства не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали приём ангелам.
3 Помните узников, как бы находясь в узах вместе с ними; притесняемых - как бы и сами будучи притесняемы в теле.
4 Брак пусть будет у всех в почёте и ложе неосквернённым; ибо блудников и прелюбодеев будет судить Бог.
5 Образ жизни ваш пусть будет лишён сребролюбия: довольствуйтесь тем, что есть; ибо Он Сам сказал: "Ни в коем случае не оставлю тебя, и ни в коем случае не покину тебя".
6 Так что мы, будучи бодры, говорим: "Господь мне Помощник, и я не буду бояться. Что сделает мне человек?"
7 Помните тех, кто ведёт вас, которые говорили вам слово Божье; и, смотря на итог их образа жизни, подражайте их вере.
8 Иисус Христос вчера и сегодня тот же - и вовеки.
9 Не давайте различным странным учениям уносить вас, ибо хорошо, чтобы сердце утверждалось благодатью, а не жертвенной пищей, от которой те, кто ходит так, не получили пользы.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права есть те, кто служит при скинии,
11 Ибо тела тех животных, кровь которых вносится первосвященником в святое святых за грех, сжигаются вне стана.
12 Поэтому и Иисус, чтобы освятить народ через Свою собственную кровь, пострадал вне ворот.
13 Итак, выйдем к Нему за стан, неся Его поношение.
14 Ибо мы не имеем здесь пребывающего города, а ищем того, который будет.
15 Будем же через Него постоянно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, исповедующих Его имя.
16 Но не забывайте делать добро и делиться с другими, ибо такие жертвы благоугодны Богу.
17 Повинуйтесь тем, кто ведёт вас, и будьте покорны им, ибо они бодрствуют над вашими душами как те, кто будет давать отчёт, - чтобы они делали это с радостью, а не вздыхая; ибо это было бы не полезно для вас.
18 Молитесь о нас, ибо мы убеждены, что имеем добрую совесть, во всём желая вести себя благородно.
19 И ещё больше увещеваю делать это, чтобы я скорее был возвращён вам.
20 А Бог мира, Тот, кто возвёл из мёртвых нашего Господа Иисуса, великого Пастыря овец, в крови вечного завета,
21 Пусть усовершенствует вас во всяком добром деле для исполнения Его воли, делая в нас благоугодное в Его глазах через Иисуса Христа; Ему слава во веки веков. Аминь.
22 Умоляю же вас, братья, терпите слово этого увещевания; ибо и написал я вам кратко.
23 Знайте, что освобождён наш брат Тимофей, с которым, если он скоро придёт, я увижу вас.
24 Приветствуйте всех, кто ведёт вас, и всех святых. Приветствуют вас те, кто из Италии.
25 Благодать да будет со всеми вами. Аминь.