Восстановительный перевод
Послание к Римлянам

1 2 3 4
5 6 7 8
9 10 11 12
13 14 15 16



Глава 1

1 Павел, раб Христа Иисуса, призванный апостол, отделённый к благовестию Божьему,
2 Которое Он заранее обещал через Своих пророков в святых Писаниях,
3 О Его Сыне, который вышел из семени Давида согласно плоти,
4 Который был определён Сыном Божьим в силе согласно Духу святости из воскресения мёртвых, - об Иисусе Христе, нашем Господе,
5 Через которого мы получили благодать и апостольство к послушанию веры среди всех язычников ради Его имени,
6 Среди которых вы также призванные Иисуса Христа, -
7 Всем находящимся в Риме возлюбленным Божьим, призванным святым: Благодать вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего, благодарю моего Бога через Иисуса Христа за всех вас, потому что ваша вера возвещается во всём мире.
9 Ибо свидетель мне Бог, которому я служу в моём духе в благовестии Его Сына, как непрестанно я упоминаю вас всегда в моих молитвах,
10 Моля, не удастся ли мне как-нибудь теперь наконец в воле Божьей прийти к вам.
11 Ибо я жажду увидеть вас, чтобы передать вам некоторый духовный дар для вашего утверждения,
12 То есть чтобы вместе с вами воодушевиться среди вас через веру, которая друг в друге, - и вашу, и мою.
13 И не хочу, чтобы вы были в неведении, братья, что я много раз намеревался прийти к вам (однако до сих пор встречал препятствия), чтобы среди вас также иметь некоторый плод, как и среди остальных язычников.
14 Должник я и грекам, и варварам; и мудрым, и неразумным;
15 Итак, что касается меня, то я готов благовествовать и вам, находящимся в Риме.
16 Ибо я не стыжусь благовестия, ибо оно есть сила Божья к спасению всякому, кто верит, - и иудею, во-первых, и греку.
17 Ибо в нём открывается из веры в веру праведность Божья, как написано: "А праведный получит жизнь и будет жить верой".
18 Ибо открывается с неба гнев Божий на всякое нечестие и неправедность людей, подавляющих истину в неправедности,
19 Так как то, что известно о Боге, явлено внутри них, ибо Бог явил им это.
20 Ибо невидимое Его - и Его вечная сила, и божественные свойства - ясно видно от сотворения мира, будучи постигаемо посредством созданий, чтобы не было им извинения;
21 Так как они, зная Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, а сделались суетными в своих рассуждениях, и помрачилось их непонятливое сердце.
22 Утверждая, что они мудрые, они сделались неразумными
23 И изменили славу нетленного Бога в подобие образа тленного человека, птиц, четвероногих и пресмыкающихся.
24 Поэтому Бог предал их в вожделениях их сердец нечистоте, так что они бесчестят свои тела между собой.
25 Они заменили Божью истину ложью и поклонялись и служили творению вместо Творца, который благословен вовеки. Аминь.
26 Поэтому Бог предал их позорным страстям; ибо их женщины заменили естественное сношение противоестественным,
27 А подобно им и мужчины, оставив естественное сношение с женщиной, загорались в своей похоти друг на друга, мужчины с мужчинами совершая непристойность и сполна получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение.
28 И как им не было угодно содержать Бога в своём познании, так и Бог предал их негодному разуму - делать неподобающее:
29 Они исполнены всякой неправедности, порочности, стяжательства, злобы; полны зависти, убийства, соперничества, обмана, злонравия;
30 Шептуны, клеветники, ненавистные Богу, обидчики, высокомерные, хвастливые, изобретательные на зло, непокорные родителям,
31 Безрассудные, вероломные, чуждые приязни, немилостивые,
32 Которые, познав праведный суд Божий - что делающие такое достойны смерти, - не только делают это, но и радуются за тех, кто делает то же.

Оглавление
Глава 2

1 Поэтому нет тебе извинения, о всякий человек судящий, ибо в том, в чём ты судишь другого, ты осуждаешь себя; ибо ты, судящий, делаешь то же.
2 А мы знаем, что суд Божий на тех, кто делает такое, - согласно истине.
3 И ты так считаешь, о человек, судящий тех, кто делает такое, и сам делающий то же, - что ты избежишь суда Божьего?
4 Или ты презираешь богатство Его доброты, снисходительности и долготерпения, не зная, что доброта Божья ведёт тебя к покаянию?
5 Но по своему ожесточению и непокаявшемуся сердцу ты копишь себе гнев в день гнева и откровения праведного суда от Бога,
6 Который воздаст каждому согласно его делам:
7 Тем, кто терпением в добром деле ищет славы, чести и нетленности, - вечную жизнь;
8 А тем, кто своекорыстен и не покоряется истине, а покоряется неправедности, - гнев и ярость.
9 Скорбь и мучение на всякую душу человека, совершающего зло, - и иудея, во-первых, и грека;
10 Но слава, честь и мир всякому, делающему добро, - и иудею, во-первых, и греку.
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Ибо все, которые без закона согрешили, без закона и погибнут; а все, которые под законом согрешили, посредством закона будут судимы
13 (Ибо не слушатели закона праведны перед Богом; напротив, исполнители закона будут оправданы.
14 Ибо когда язычники, не имеющие закона, благодаря природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон.
15 Они показывают, что дело закона написано у них в сердцах, когда вместе с ним свидетельствует их совесть и их рассуждения, то одно, то другое, обвиняют или же извиняют их.)
16 В день, когда Бог будет судить скрываемое людьми согласно моему благовестию через Иисуса Христа.
17 Если же ты называешься иудеем, и опираешься на закон, и хвалишься Богом,
18 И знаешь Его волю, и одобряешь более превосходное, получая наставление из закона,
19 И уверен, что ты сам - поводырь для слепых, свет для тех, кто во тьме,
20 Воспитатель неразумных, учитель младенцев, имеющий образец знания и истины в законе, -
21 Итак, ты, учащий другого, себя не учишь? Ты, проповедующий не красть, крадёшь?
22 Ты, говорящий не прелюбодействовать, прелюбодействуешь? Ты, гнушающийся идолов, грабишь их храмы?
23 Ты, тот, который хвалится законом, преступлением закона бесчестишь Бога?
24 Ибо "имя Божье из-за вас хулится среди язычников", как и написано.
25 Ибо обрезание приносит пользу, если поступаешь по закону; а если ты преступник закона, то твоё обрезание стало необрезанием.
26 Итак, если необрезанный соблюдает предписания закона, разве его необрезание не будет зачтено как обрезание?
27 И необрезанный по природе, если исполняет закон, будет судить тебя, того, кто через букву и обрезание - преступник закона.
28 Ибо иудей - не тот, кто таков снаружи; и обрезание - не то, которое снаружи, в плоти.
29 А тот иудей, кто таков внутри; и обрезание - это обрезание сердца, в духе, не в букве; его хвала - не от людей, а от Бога.

Оглавление
Глава 3

1 Каково же преимущество иудея? Или какая польза от обрезания?
2 Велико во всех отношениях. Прежде всего в том, что им были доверены слова Божьи.
3 Ибо что, если некоторые не верили? Неужели их неверие упразднит верность Божью?
4 Конечно же нет! Пусть же Бог будет истинен, а всякий человек будет лжец, как написано: "Чтобы Ты был признан праведным в Твоих словах и победил, когда будут судить Тебя".
5 Если же наша неправедность показывает праведность Божью, то что скажем? Неужели неправеден Бог, наводящий гнев? Я говорю согласно человеку.
6 Конечно же нет! Иначе как Богу судить мир?
7 Если же истинность Божья стала изобиловать в моей лжи к Его славе, то почему ещё я тоже судим как грешник?
8 И не сказать ли (как на нас клевещут и как некоторые утверждают, что мы говорим): "Будем делать зло, чтобы вышло добро"? Суд над такими справедлив.
9 Что же? Мы лучше? Вовсе нет! Ибо мы уже вынесли обвинение и иудеям, и грекам, что все они под грехом,
10 Как и написано: "Нет праведного ни одного;
11 Нет никого, кто понимает; нет никого, кто ищет Бога.
12 Все сбились с пути; все вместе пришли в негодность; нет никого, кто творит добро, нет ни одного.
13 Их гортань - открытая могила; своими языками они обманывали; яд аспидов у них под губами;
14 Их уста полны проклятия и горечи,
15 Их ноги быстры на пролитие крови,
16 Уничтожение и несчастье на их путях,
17 И пути мира они не узнали.
18 Нет страха Бога перед их глазами".
19 А мы знаем, что всё, что говорит закон, он говорит тем, кто под законом, чтобы все уста умолкли и весь мир стал подсуден Богу;
20 Потому что из дел закона не будет оправдана перед Ним никакая плоть; ибо через закон - познание греха.
21 Но теперь независимо от закона явлена праведность Божья, о которой свидетельствуют Закон и Пророки, -
22 Праведность Божья через веру Иисуса Христа для всех, кто верит, ибо нет различия;
23 Ибо все согрешили и лишены славы Божьей,
24 Будучи оправдываемы даром Его благодатью через искупление, которое в Христе Иисусе,
25 Которого Бог открыто поставил как место умилостивления через веру в Его кровь в доказательство Своей праведности в том, что в Своей снисходительности Бог проходил мимо грехов, которые были прежде,
26 Для доказательства Своей праведности в нынешнее время, чтобы Ему быть праведным и оправдывающим того, кто от веры Иисуса.
27 Где же то, чем хвалиться? Исключено. Через какой закон? Закон дел? Нет - через закон веры.
28 Ибо мы считаем, что человек оправдывается верой, независимо от дел закона.
29 Или Он Бог только иудеев? Разве Он не Бог и язычников? Да, и язычников,
30 Если действительно един Бог, который оправдает обрезанных из веры, а необрезанных - через веру.
31 Итак, мы упраздняем закон через веру? Конечно же нет! Напротив, мы утверждаем закон.

Оглавление
Глава 4

1 Что же, скажем, обрёл Авраам, наш праотец согласно плоти?
2 Ибо если Авраам был оправдан из дел, то ему есть чем хвалиться, но не перед Богом.
3 Ибо что говорит Писание? "И Авраам поверил Богу, и это было зачтено ему как праведность".
4 Тому, кто работает, плата считается не согласно благодати, а согласно должному.
5 А тому, кто не работает, а верит в Того, кто оправдывает нечестивого, его вера зачитывается как праведность,
6 Как и Давид изрекает блаженство на человека, которому Бог зачитывает праведность независимо от дел:
7 "Блаженны те, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь ни в коем случае не зачтёт греха".
9 А блаженство это изречено только на обрезанных или на необрезанных тоже? Ибо мы говорим: "Вера была зачтена Аврааму как праведность".
10 Как же она была зачтена? Когда он был в обрезании или в необрезании? Не в обрезании, а в необрезании.
11 И он получил знак обрезания - печать праведности той веры, которую он имел в необрезании, чтобы ему быть отцом всех тех в необрезании, кто верит, чтобы и им была зачтена праведность,
12 И отцом обрезания для тех, кто не только из обрезанных, но и ходит по стопам той веры нашего отца Авраама, которую он имел в необрезании.
13 Ибо не через закон было дано Аврааму или его семени обещание, что он будет наследником мира, а через праведность веры.
14 Ибо если наследники - те, кто от закона, то вера сделалась пустой и обещание упразднено;
15 Ибо закон производит гнев, а где нет закона - нет и преступления.
16 Поэтому наследование - из веры, чтобы оно было согласно благодати, чтобы обещание было твёрдым для всего семени, не только для того, которое от закона, но и для того, которое от веры Авраама, который всем нам отец
17 (Как написано: "Я назначил тебя отцом многих народов") в глазах Бога, которому он поверил, который животворит мёртвых и называет несуществующее как существующее.
18 Он сверх надежды поверил в надежде, чтобы ему стать отцом многих народов, согласно сказанному: "Так многочисленно будет твоё семя".
19 И, не ослабев в вере, он посмотрел на собственное тело как на уже мёртвое, будучи около ста лет от роду, и на омертвение чрева Сарры,
20 Но в отношении обещания Божьего не усомнился в неверии, а верой получил силу, воздав славу Богу
21 И будучи вполне убеждён, что то, что Он обещал, Он в силах и сделать.
22 Поэтому это и было зачтено ему как праведность.
23 И не только ради него было написано, что это было зачтено ему,
24 Но и ради нас, тех, кому это должно быть зачтено, верящих в Того, кто воскресил из мёртвых Иисуса, нашего Господа,
25 Который был отдан за наши проступки и воскрешён для нашего оправдания.

Оглавление
Глава 5

1 Итак, будучи оправданы из веры, мы имеем мир к Богу через нашего Господа Иисуса Христа,
2 Через которого мы и обрели верой доступ в эту благодать, в которой мы стоим и хвалимся благодаря надежде славы Божьей.
3 И не только - но притом хвалимся скорбями, зная, что скорбь производит терпение,
4 Терпение - одобренность, одобренность - надежду,
5 А надежда не посрамляет, потому что любовь Божья излита в наших сердцах через Святого Духа, данного нам.
6 Ибо когда мы были ещё слабы, в установленное время Христос умер за нечестивых.
7 Ибо едва ли кто-нибудь умрёт за праведника, хотя за хорошего человека, может быть, кто-нибудь и осмелится умереть.
8 Но Бог Свою собственную любовь к нам показывает тем, что, когда мы ещё были грешниками, Христос умер за нас.
9 Поэтому тем более, будучи теперь оправданы в Его крови, мы будем через Него спасены от гнева.
10 Ибо если, будучи врагами, мы были примирены с Богом через смерть Его Сына, то тем более, примирённые, мы будем спасены в Его жизни;
11 И не только - но притом хвалясь Богом через нашего Господа Иисуса Христа, через которого мы теперь получили примирение.
12 Поэтому как через одного человека в мир вошёл грех, а через грех - смерть и так смерть перешла на всех людей, потому что все согрешили, -
13 Ибо до закона грех был в мире, но грех не вменяется в вину, когда нет закона.
14 Но смерть царствовала от Адама до Моисея и над теми, кто не согрешил по подобию преступления Адама, который есть прообраз Того, кто должен был прийти.
15 Но не то, чтобы как проступок - так и дар; ибо если проступком одного многие умерли, то тем более благодать Божья и дар в благодати одного человека Иисуса Христа стали изобиловать для многих.
16 И не то, чтобы как через одного согрешившего - так и дар; ибо суд был из одного проступка к осуждению, а дар - из многих проступков к оправданию.
17 Ибо если проступком одного через этого одного царствовала смерть, то тем более те, кто получает обилие благодати и дара праведности, будут через Одного, Иисуса Христа, царствовать в жизни.
18 Итак, как через один проступок - к осуждению всем людям, так и через одно праведное дело - к оправданию жизни всем людям.
19 Ибо как через непослушание одного человека многие были сделаны по составу грешниками, так и через послушание Одного многие будут сделаны по составу праведниками.
20 А закон вошёл попутно, чтобы изобиловал проступок; но где изобиловал грех, там стала преизобиловать благодать,
21 Чтобы как грех царствовал в смерти, так и благодать царствовала через праведность к вечной жизни через Иисуса Христа, нашего Господа.

Оглавление
Глава 6

1 Что же скажем? Пребывать ли нам в грехе, чтобы изобиловала благодать?
2 Конечно же нет! Мы, умершие для греха, как же ещё будем жить в нём?
3 Или вы не знаете, что все мы, кто крещены в Христа Иисуса, крещены в Его смерть?
4 Итак, мы погребены с Ним через крещение в Его смерть, чтобы как Христос был воскрешён из мёртвых славой Отца, так и мы ходили в новизне жизни.
5 Ибо если мы срослись с Ним в подобии Его смерти, то, конечно, мы будем и в подобии Его воскресения,
6 Зная то, что наш старый человек распят с Ним, чтобы было упразднено тело греха, чтобы мы уже не служили греху как рабы;
7 Ибо умерший оправдан от греха.
8 Если же мы умерли с Христом, то верим, что будем и жить с Ним,
9 Зная, что Христос, будучи воскрешён из мёртвых, уже не умирает; смерть над Ним уже не господствует.
10 Ибо смертью, которой Он умер, Он умер для греха раз и навсегда, а жизнью, которой Он живёт, Он живёт для Бога.
11 Так и вы - считайте, что вы мертвы для греха, но живы для Бога в Христе Иисусе.
12 Итак, пусть не царствует грех в вашем смертном теле, чтобы вам слушаться вожделений тела;
13 И не предоставляйте ваши члены в оружие неправедности греху, а предоставьте себя Богу как оживших из мёртвых и члены ваши - в оружие праведности Богу.
14 Ибо грех не будет над вами господствовать, ибо вы не под законом, а под благодатью.
15 Что же? Грешить ли нам, потому что мы не под законом, а под благодатью? Конечно же нет!
16 Разве вы не знаете, что кому вы предоставляете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кого слушаетесь, - будь то рабы греха к смерти или послушания к праведности?
17 Но благодарение Богу, что, хотя вы были рабами греха, вы стали от сердца послушны тому образу учения, которому были отданы.
18 И, будучи освобождены от греха, вы были сделаны рабами праведности.
19 Говорю, пользуясь человеческими понятиями из-за слабости вашей плоти. Ибо как вы предоставляли ваши члены в рабы нечистоте и беззаконию к беззаконию, так теперь предоставьте ваши члены в рабы праведности к освящению.
20 Ибо когда вы были рабами греха, вы были свободны в отношении праведности.
21 Какой же плод вы имели тогда? Дела, которых теперь стыдитесь, ибо итог тех дел - смерть.
22 Но теперь, будучи освобождены от греха и сделаны рабами Богу, вы имеете свой плод к освящению и итог - вечную жизнь.
23 Ибо плата за грех - смерть, а дар Божий - вечная жизнь в Христе Иисусе, нашем Господе.

Оглавление
Глава 7

1 Или вы не знаете, братья (ибо я говорю знающим закон), что закон господствует над человеком до тех пор, пока тот жив?
2 Ибо замужняя женщина привязана законом к мужу, пока он жив; а если муж умрёт, то она освобождена от закона о муже.
3 Итак, если при живом муже она соединится с другим, то будет называться прелюбодейкой; а если муж умрёт, то она свободна от закона, так что она не прелюбодейка, хотя и соединилась с другим.
4 Так что, братья мои, и вы умерщвлены для закона через тело Христа, чтобы вам соединиться с другим, с Тем, кто воскрешён из мёртвых, чтобы мы приносили плод Богу.
5 Ибо когда мы были в плоти, страсти к грехам, которые возбуждались через закон, действовали в наших членах, чтобы приносить плод смерти.
6 Но теперь мы освобождены от закона, умерев для того, в чём мы были удерживаемы, так что мы служим в новизне духа, а не в старости буквы.
7 Что же скажем? Закон - грех? Конечно же нет! Но я узнал грех не иначе как через закон; ибо я и желания иметь чужое не знал - если бы закон не говорил: "Не желай чужого".
8 Но грех, ухватившись за возможность через заповедь, произвёл во мне всякое желание чужого; ибо без закона грех мёртв.
9 А я когда-то был жив без закона, но когда пришла заповедь, грех ожил, а я умер.
10 И заповедь, которая была к жизни, именно эта заповедь оказалась мне к смерти.
11 Ибо грех, ухватившись за возможность через заповедь, обманул меня и через неё убил.
12 Так что закон свят и заповедь свята, праведна и добра.
13 Итак, доброе стало мне смертью? Конечно же нет! А стал ей грех, чтобы он был показан как грех, через доброе производя во мне смерть, чтобы грех через заповедь стал крайне грешным.
14 Ибо мы знаем, что закон - духовный; но я - плотяной, проданный греху.
15 Ибо того, что я совершаю, я не признаю; ибо чего хочу - того не делаю; а что ненавижу - то творю.
16 Если же я то творю, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он хорош.
17 Но теперь уже не я это совершаю, а грех, который обитает во мне.
18 Ибо я знаю, что во мне, то есть в моей плоти, не обитает доброе; ибо хотеть присуще мне, а совершать добро - нет.
19 Ибо то доброе, чего я хочу, я не творю; а то злое, чего не хочу, - то делаю.
20 Если же я то творю, чего не хочу, то уже не я это совершаю, а грех, который обитает во мне.
21 Итак, я нахожу этот закон в себе - в том, кто хочет творить добро; то есть мне присуще зло.
22 Ибо я нахожу отраду в законе Божьем согласно внутреннему человеку,
23 Но вижу другой закон в моих членах, воюющий против закона моего разума и делающий меня пленником закона греха, который находится в моих членах.
24 Несчастный я человек! Кто избавит меня от тела этой смерти?
25 Благодарение Богу через Иисуса Христа, нашего Господа! Итак, разумом я сам служу закону Божьему, а плотью - закону греха.

Оглавление
Глава 8

1 Итак, теперь нет никакого осуждения тем, кто в Христе Иисусе.
2 Ибо закон Духа жизни освободил меня в Христе Иисусе от закона греха и смерти.
3 Ибо - то, чего закон не мог, так как ослаблялся через плоть, - Бог, послав Своего собственного Сына в подобии плоти греха и по причине греха, осудил грех в плоти,
4 Чтобы праведное требование закона было исполнено в нас, ходящих не согласно плоти, а согласно духу.
5 Ибо те, кто согласно плоти, мыслят о том, что от плоти; а те, кто согласно духу, - о том, что от Духа.
6 Ибо разум, обращённый к плоти, есть смерть, а разум, обращённый к духу, - жизнь и мир.
7 Потому что разум, обращённый к плоти, есть вражда против Бога; ибо он не подчиняется закону Божьему, ибо он и не может.
8 И те, кто в плоти, Богу угодить не могут.
9 Но вы не в плоти, а в духе, если действительно Дух Божий обитает в вас. Если же кто-нибудь Духа Христа не имеет, то он - не Его.
10 А если Христос в вас, то хотя тело мёртво по причине греха, дух есть жизнь по причине праведности.
11 Если же Дух Того, кто воскресил Иисуса из мёртвых, обитает в вас, то Тот, кто воскресил Христа Иисуса из мёртвых, оживотворит и ваши смертные тела через Своего Духа, обитающего в вас.
12 Итак, братья, мы должники не плоти, чтобы согласно плоти жить;
13 Ибо если вы согласно плоти живёте, то должны умереть, а если Духом умерщвляете дела тела, то будете жить.
14 Ибо все, которые водимы Духом Божьим, те - сыновья Божьи.
15 Ибо вы получили не дух рабства, опять приводящий в страх, а получили дух сыновства, в котором мы восклицаем: "Авва, Отец!"
16 Сам Дух свидетельствует с нашим духом, что мы дети Божьи.
17 А если дети, то и наследники; наследники - Бога, сонаследники - с Христом, если действительно мы с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославленными быть.
18 Ибо я считаю, что страдания нынешнего времени недостойны сравнения с будущей славой, которая должна открыться на нас.
19 Ибо беспокойное всматривание творения дожидается откровения сыновей Божьих.
20 Ибо творение было подчинено суете - не по своей воле, а из-за Того, кто подчинил его,
21 В надежде, что и само творение будет освобождено от рабства тления в свободу славы детей Божьих.
22 Ибо мы знаем, что всё творение вместе стонет и вместе мучится родами до сих пор.
23 И не только - но и мы сами, те, кто имеет начаток Духа, даже мы сами в себе стонем, дожидаясь сыновства, искупления нашего тела.
24 Ибо мы были спасены в надежде. Но надежда видимая не есть надежда. Ибо кто надеется на то, что видит?
25 Если же мы надеемся на то, чего не видим, то дожидаемся того через терпение.
26 Притом таким же образом и Дух приходит нам на помощь в нашей слабости, ибо мы не знаем, о чём молиться как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас стонами невыразимыми.
27 Но Тот, кто исследует сердца, знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых согласно Богу.
28 И мы знаем, что всё вместе работает на благо тем, кто любит Бога, тем, кто призван согласно Его замыслу.
29 Потому что тех, кого Он предузнал, Он и предопределил быть сообразованными с образом Его Сына, чтобы Он был Первородным среди многих братьев;
30 А кого Он предопределил, тех и призвал; а кого Он призвал, тех и оправдал; а кого Он оправдал, тех и прославил.
31 Что же скажем на это? Если Бог за нас, кто может быть против нас?
32 Действительно, Тот, кто Своего собственного Сына не пощадил, а отдал Его за всех нас, как вместе с Ним не дарует нам и всего?
33 Кто выдвинет обвинение против избранных Божьих? Сам Бог оправдывает.
34 Кто осуждает? Сам Христос Иисус умер и, более того, был воскрешён, и Он - по правую руку от Бога, и Он ходатайствует за нас.
35 Кто отделит нас от любви Христовой? Скорбь, или мучение, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?
36 Как написано: "За Тебя нас умерщвляют целый день; нас сочли за овец для заклания".
37 Но во всём этом мы более чем побеждаем через Того, кто возлюбил нас.
38 Ибо я убеждён, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начальства, ни настоящее, ни будущее, ни силы,
39 Ни высота, ни глубина, ни какая-нибудь другая тварь не сможет отделить нас от любви Божьей, которая в Христе Иисусе, нашем Господе.

Оглавление
Глава 9

1 Истину говорю в Христе, не лгу: свидетельствует со мной моя совесть в Святом Духе,
2 Что великое у меня огорчение и непрестанная боль в моём сердце.
3 Ибо я пожелал бы, чтобы я сам был проклятием, был отделён от Христа ради моих братьев, моих родственников согласно плоти.
4 Они израильтяне; их - сыновство, и слава, и заветы, и возвещение закона, и служение, и обещания;
5 Их - отцы, и из них, что касается того, что согласно плоти, - Христос, который есть Бог над всеми, благословенный вовеки. Аминь.
6 Но не то, чтобы слово Божье не сбылось, ибо не все те Израиль, кто из Израиля;
7 И то, что они семя Авраама, не значит, что все они дети, а "в Исааке будет названо твоё семя",
8 То есть дети Божьи - это не дети плоти, а дети обещания считаются семенем.
9 Ибо слово обещания таково: "В это время в следующем году я приду, и будет у Сарры сын".
10 И не только - но и Ревекка, когда зачала от одного, от Исаака, нашего отца,
11 Хотя дети ещё не родились и не сделали ничего хорошего или плохого (чтобы оставался замысел Божий согласно избранию - не от дел, а от Призывающего),
12 Ей было сказано: "Больший будет служить меньшему",
13 Как написано: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел".
14 Что же скажем? Неужели у Бога неправедность? Конечно же нет!
15 Ибо Моисею Он говорит: "Над кем смилуюсь, над тем смилуюсь, и кому явлю сострадание, тому явлю сострадание".
16 Итак: не от того, кто хочет, и не от того, кто бежит, а от Бога, являющего милость.
17 Ибо Писание говорит фараону: "Именно для этого Я воздвиг тебя - чтобы показать на тебе Мою силу и чтобы Моё имя было возвещено на всей земле".
18 Итак, Он кому хочет, являет милость и, кого хочет, ожесточает.
19 Тогда ты скажешь мне: "Почему Он ещё укоряет? Ибо кто противостоит Его воле?"
20 Но, напротив, о человек, кто ты, возражающий Богу? Неужели лепное изделие скажет тому, кто вылепил его: "Почему ты меня так сделал?"
21 Или горшечник не имеет власти над глиной, чтобы из одной и той же смеси сделать один сосуд к чести, а другой - к бесчестию?
22 И что, если Бог, желая показать Свой гнев и сделать известным Своё могущество, с большим долготерпением сносил сосуды гнева, приготовленные к уничтожению,
23 Чтобы сделать известным богатство Своей славы на сосудах милости, которые Он прежде приготовил к славе,
24 На вас, которых Он и призвал, не только из иудеев, но и из язычников?
25 Как и в Осии Он говорит: "Я назову не Мой народ Моим народом и не возлюбленную - возлюбленной;
26 И будет так: на том месте, где им было сказано: "Вы не Мой народ", - там они будут названы сыновьями живого Бога".
27 А Исайя восклицает об Израиле: "Будь число сыновей Израиля как морской песок - спасён будет лишь остаток;
28 Ибо Господь исполнит Своё слово на земле, совершая и сокращая его".
29 И как Исайя сказал раньше: "Если бы Господь воинств не оставил нам семя, мы стали бы как Содом и сделались бы подобны Гоморре".
30 Что же скажем? Что язычники, не стремившиеся к праведности, овладели праведностью, но той праведностью, которая из веры;
31 А Израиль, стремясь к закону праведности, не достиг этого закона.
32 Почему? Потому что стремились не из веры, а как бы из дел. Они преткнулись о камень преткновения,
33 Как написано: "Вот, Я кладу на Сионе камень преткновения и скалу соблазна, и тот, кто верит в Него, не будет посрамлён".

Оглавление
Глава 10

1 Братья, отрада моего сердца и моё прошение к Богу за них - для их спасения.
2 Ибо я свидетельствую о них, что они имеют рвение по отношению к Богу, но не согласно полному знанию;
3 Ибо так как они не знали Божьей праведности и стремились установить собственную праведность, то праведности Божьей они не подчинились.
4 Ибо Христос - конец закона к праведности для всякого, кто верит.
5 Ибо Моисей пишет о той праведности, которая из закона: "Человек, исполнивший их, будет жить ими".
6 А праведность, которая из веры, говорит так: «Не говори в своём сердце: "Кто взойдёт на небо?"» - то есть, чтобы привести Христа вниз;
7 Или: "Кто сойдёт в бездну?" - то есть, чтобы привести Христа наверх из мёртвых.
8 А что она говорит? "Близко к тебе слово, в твоих устах и в твоём сердце", - то есть слово веры, которое мы проповедуем,
9 Что если ты своими устами исповедаешь Иисуса Господом и в своём сердце поверишь, что Бог воскресил Его из мёртвых, то будешь спасён;
10 Ибо сердцем верят к праведности, а устами исповедуют к спасению.
11 Ибо Писание говорит: "Всякий, кто верит в Него, не будет посрамлён".
12 Ибо нет различия между иудеем и греком, ибо один и тот же Господь у всех, богатый для всех, кто призывает Его;
13 Ибо "всякий, кто призовёт имя Господа, будет спасён".
14 Как же призвать Того, в кого не уверовали? И как уверовать в Того, о ком не слышали? И как услышать без того, кто Его проповедует?
15 И как проповедать Его, если не будут посланы? Как написано: "Как красивы ноги благовествующих доброе!"
16 Но не все послушались благовестия, ибо Исайя говорит: "Господь, кто поверил услышанному от нас?"
17 Итак, вера приходит из слышания, а слышание - через слово Христово.
18 Но я говорю: разве они не слышали? Напротив: "Во всю землю разошёлся их голос, и до краёв обитаемой земли - их слова".
19 Но я говорю: разве Израиль не знал об этом? Первым говорит Моисей: "Я возбужу в вас ревность теми, кто не народ; народом непонятливым разгневаю вас".
20 И Исайя очень смело говорит: "Я был найден теми, кто не искал Меня; Я явил Себя тем, кто не спрашивал обо Мне".
21 А по отношению к Израилю он говорит: "Целый день Я простирал Мои руки к народу непокорному и прекословящему".

Оглавление
Глава 11

1 Итак, я говорю: неужели Бог отверг Свой народ? Конечно же нет! Ибо и я израильтянин, из семени Авраама, колена Вениамина.
2 Не отверг Бог Свой народ, который Он предузнал. Или вы не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии, как он жалуется Богу на Израиля?
3 "Господь, пророков Твоих они убили, жертвенники Твои разрушили; и я остался один, и моей жизни ищут".
4 Но что говорит ему божественный ответ? "Я оставил Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена перед Ваалом".
5 Так же и в нынешнее время появился остаток согласно избранию благодати.
6 Но если благодатью, то уже не из дел; иначе благодать уже не благодать.
7 Что же? То, чего Израиль добивается, - этого он не обрёл; обрели избранные, а остальные ожесточились;
8 Как написано: "Бог дал им дух глубокого сна, глаза, чтобы не видеть, и уши, чтобы не слышать, до сегодняшнего дня".
9 И Давид говорит: "Пусть станет их трапеза ловушкой, и западнёй, и преткновением, и возмездием для них;
10 Пусть померкнут их глаза, чтобы они не видели; и спину их сгибай постоянно".
11 Итак, я говорю: неужели они споткнулись так, что упали? Конечно же нет! Но благодаря их ошибке спасение пришло к язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же их ошибка стала богатством для мира и их потеря - богатством для язычников, то тем более - их полнота.
13 Но я говорю вам, язычникам. Итак, поскольку я апостол язычников, я прославляю моё служение -
14 Не возбужу ли я ревность в тех, кто одной со мной плоти, и не спасу ли некоторых из них.
15 Ибо если их оставление - примирение мира, то что будет их принятие обратно, если не жизнь из мёртвых?
16 Если тесто, принесённое как начаток, свято - то и всё тесто; и если корень свят - то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей были отломлены и ты, будучи дикой маслиной, был привит между ними и стал сопричастником корня тучности у маслины,
18 То не похваляйся перед ветвями; а если похваляешься, то вспомни, что не ты держишь корень, а корень тебя.
19 Тогда ты скажешь: "Ветви были отломлены, чтобы я был привит".
20 Правильно, они были отломлены из-за неверия, а ты стоишь верой. Не будь высокомерен, а бойся;
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то и тебя не пощадит.
22 Итак, посмотри на доброту и суровость Божью: к тем, кто пал, - суровость; а к тебе - доброта Божья, если пребудешь в Его доброте; иначе и ты будешь отсечён.
23 Также и те, если не пребудут в неверии, будут привиты, ибо Бог в силах опять привить их.
24 Ибо если ты был отсечён от дикой по природе маслины и вопреки природе привит к благородной маслине, то тем более они, природные ветви, будут привиты к своей собственной маслине.
25 Ибо я не хочу, чтобы вы, братья, были в неведении об этой тайне (чтобы не быть вам мудрыми самим по себе), что ожесточение постигло Израиля отчасти, пока не войдёт полнота язычников;
26 И так весь Израиль будет спасён, как написано: "Придёт с Сиона Избавитель, отвратит нечестие от Иакова.
27 И это от Меня завет с ними, когда Я удалю их грехи".
28 Согласно благовестию они враги ради вас, а согласно избранию - возлюбленные ради отцов.
29 Ибо Божьи дары и призвание непреложны.
30 Ибо как вы когда-то не покорялись Богу, а теперь вам явлена милость благодаря их непокорности,
31 Так и они теперь не покорились, чтобы благодаря милости, явленной вам, теперь и им была явлена милость.
32 Ибо Бог всех заключил в непокорность, чтобы всем явить милость.
33 О глубина богатства, мудрости и знания Божьего! Как непостижимы Его суды и неисследимы Его пути!
34 Ибо кто узнал разум Господень? Или кто стал Его советником?
35 Или кто первый дал Ему, и ему будет возмещено?
36 Потому что всё из Него, и через Него, и к Нему. Ему слава вовеки. Аминь.

Оглавление
Глава 12

1 Итак, увещеваю вас, братья, состраданиями Божьими предоставить ваши тела в жертву живую, святую, благоугодную Богу, которая есть ваше разумное служение.
2 И не подстраивайтесь под этот век, а преобразовывайтесь обновлением разума, чтобы вам проверять, что есть воля Божья: доброе, благоугодное и совершенное.
3 Ибо данной мне благодатью я говорю каждому, находящемуся среди вас, не мыслить о себе выше, чем следует мыслить, а мыслить так, чтобы быть здравомыслящим, как каждому уделил Бог меру веры.
4 Ибо так же, как в одном теле мы имеем много членов, но не все члены имеют одно и то же назначение,
5 Так мы, многие, - одно Тело в Христе, а каждый в отдельности мы - члены друг друга.
6 И, имея дары, различающиеся согласно данной нам благодати: пророчество ли - будем пророчествовать соразмерно вере;
7 Служение ли - будем верны в своём служении; или, кто учит, - в своём учительстве;
8 Или, кто увещевает, - в своём увещевании; кто даёт - в простоте; кто ведёт - в старании; кто проявляет милость - в радости.
9 Любовь пусть будет нелицемерна. Гнушайтесь злого, держитесь доброго.
10 Горячо любите друг друга в братолюбии; опережайте друг друга в почтительности.
11 В рвении не будьте ленивы, а будьте горящими в духе, служа Господу.
12 В надежде радуйтесь; в скорби терпите; в молитве будьте настойчивы.
13 Принимайте участие в нуждах святых; стремитесь к гостеприимству.
14 Благословляйте тех, кто гонит вас; благословляйте, а не проклинайте.
15 Радуйтесь с теми, кто радуется; плачьте с теми, кто плачет.
16 Мыслите одинаково по отношению друг к другу, не обращая разум к высокому, а следуя за скромными; не будьте мудрыми сами по себе.
17 Никому не воздавайте злом за зло; заботьтесь заранее о том, что почётно в глазах всех людей.
18 Если возможно, насколько это зависит от вас, живите в мире со всеми людьми.
19 Не мстите за себя, возлюбленные, а дайте место гневу Божьему, ибо написано: "У Меня отмщение; Я воздам, - говорит Господь".
20 Напротив, "если твой враг голоден, накорми его; если жаждет, напои его; ибо, делая это, ты соберёшь ему на голову огненные угли".
21 Не будь побеждён злом, а побеждай зло добром.

Оглавление
Глава 13

1 Всякий человек пусть подчиняется стоящим над ним властям, потому что нет власти, кроме как от Бога, и те, что есть, установлены Богом.
2 Так что тот, кто противится власти, противостоит Божьему установлению, а противостоящие получат себе суд.
3 Ибо начальники - страх не для доброго дела, а для злого. Хочешь не бояться власть имеющего? Делай доброе и будешь иметь хвалу от него;
4 Ибо он Божий слуга тебе во благо. А если делаешь злое - бойся; он не напрасно носит меч; ибо он Божий слуга, мститель во гнев тому, кто делает зло.
5 Поэтому необходимо подчиняться - не только из-за гнева, но и из-за совести.
6 Ибо поэтому вы и налоги платите; ибо они Божьи служители, которые именно этим постоянно заняты.
7 Отдавайте всем должное: кому налог - налог, кому пошлину - пошлину, кому страх - страх, кому почесть - почесть.
8 Никому ничего не будьте должны, кроме любви друг к другу; ибо тот, кто любит другого, исполнил закон.
9 Ибо "Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не желай чужого" - и если есть какая-нибудь другая заповедь - она заключается в этом слове, а именно: "Люби своего ближнего, как самого себя".
10 Любовь не делает ближнему зла; поэтому любовь есть исполнение закона.
11 И так поступайте, зная время, что уже настал час пробудиться вам от сна; ибо сейчас наше спасение ближе, чем когда мы уверовали.
12 Ночь на исходе, и приблизился день. Итак, сбросим с себя дела тьмы и облечёмся в оружие света.
13 Как днём, будем ходить благопристойно, не предаваясь ни разгулам и пьянству, ни блуду и разврату, ни соперничеству и ревности.
14 Напротив, облекитесь в Господа Иисуса Христа и не проявляйте заботы о плоти так, чтобы она исполняла свои вожделения.

Оглавление
Глава 14

1 А того, кто слаб в вере, принимайте, но не для того, чтобы судить его соображения.
2 Один верит, что можно есть всё, а слабый ест овощи.
3 Тот, кто ест, пусть не презирает того, кто не ест; а тот, кто не ест, пусть не судит того, кто ест, ибо Бог принял его.
4 Кто ты, судящий чужого слугу? Для своего собственного господина стоит он или падает; и он будет поставлен, ибо Господь в силах поставить его.
5 Один считает один день выше другого; другой судит одинаково о каждом дне. Каждый пусть будет полностью убеждён в собственном разуме.
6 Тот, кто считается с этим днём, - для Господа считается; и тот, кто ест, - для Господа ест, ибо благодарит Бога; и тот, кто не ест, - для Господа не ест и благодарит Бога.
7 Ибо никто из нас не живёт для себя и никто не умирает для себя;
8 Ибо живём ли мы - для Господа живём, умираем ли - для Господа умираем. Поэтому, живём ли, умираем ли, мы Господни.
9 Ибо для того Христос умер и ожил, чтобы быть Господом и мёртвых, и живых.
10 А ты - почему судишь своего брата? Или ты - почему презираешь своего брата? Ведь все мы предстанем перед судным престолом Божьим,
11 Ибо написано: "Жив Я! - говорит Господь. - Передо Мной преклонится всякое колено, и всякий язык открыто исповедает Бога".
12 Итак, каждый из нас даст отчёт о себе Богу.
13 Итак, не будем больше судить друг друга, а лучше судите так: не ставить брату преткновения или соблазна.
14 Я знаю и убеждён в Господе Иисусе, что нет ничего самого по себе нечистого, разве только для того, кто считает что-либо нечистым; для того оно нечисто.
15 Ибо если из-за пищи твой брат уязвляется, то ты уже не согласно любви ходишь. Не уничтожай своей пищей того, за кого умер Христос.
16 Итак, пусть не клевещут на ваше доброе;
17 Ибо царство Божье - не еда и питьё, а праведность, мир и радость в Святом Духе.
18 Ибо тот, кто в этом служит Христу, благоугоден Богу и одобряется людьми.
19 Итак, будем стремиться к тому, что сохраняет мир и что служит к созиданию друг друга.
20 Не разрушай работы Божьей ради пищи. Чисто всё, но зло это для человека - есть, создавая преткновение другим.
21 Хорошо не есть мяса и не пить вина и не делать ничего такого, от чего твой брат претыкается.
22 Веру, которую ты имеешь, имей для себя перед Богом. Блажен тот, кто не судит тебя в том, что одобряет;
23 А сомневающийся, если ест, бывает осуждён, потому что ест не из веры; а всё, что не из веры, - грех.

Оглавление
Глава 15

1 А мы, сильные, должны нести слабости бессильных, а не угождать себе.
2 Каждый из нас пусть угождает ближнему во благо, к созиданию.
3 Ибо и Христос не Себе угождал, а, как написано: "Поношения поносящих Тебя пали на Меня".
4 Ибо всё, что было написано прежде, было написано для нашего наставления, чтобы мы через терпение и через воодушевление из Писаний имели надежду.
5 Пусть же Бог терпения и воодушевления даст вам мыслить одинаково по отношению друг к другу согласно Христу Иисусу,
6 Чтобы вы единодушно едиными устами прославляли Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа.
7 Поэтому принимайте друг друга, как и Христос принял вас к славе Божьей.
8 Ибо я говорю, что Христос стал слугой обрезанных ради истинности Божьей, чтобы подтвердить обещания, данные отцам,
9 И что язычники должны прославить Бога за Его милость, как написано: "Поэтому я буду восхвалять Тебя среди язычников и воспевать Твоё имя".
10 И ещё он говорит: "Возвеселитесь, язычники, с Его народом".
11 И ещё: "Хвалите Господа, все язычники, и пусть вознесут Ему хвалу все народы".
12 И ещё Исайя говорит: "Будет корень Иессея - Тот, кто восстаёт, чтобы править язычниками; на Него будут надеяться язычники".
13 А Бог надежды пусть исполнит вас всякой радости и мира в вере, чтобы вам изобиловать надеждой в силе Святого Духа.
14 Но я и сам убеждён о вас, братья мои, что и вы сами полны благости, исполнены всякого знания, можете также вразумлять друг друга.
15 Но тем смелее я написал вам о некоторых вещах, чтобы вновь напомнить вам о них, по благодати, данной мне Богом,
16 Чтобы я был служителем Христа Иисуса для язычников, трудящимся священником благовестия Божьего, чтобы приношение язычников было угодным, будучи освящено в Святом Духе.
17 Итак, мне есть чем хвалиться в Христе Иисусе в том, что относится к Богу.
18 Ибо я не осмелюсь говорить что-либо из того, чего не совершил через меня Христос для послушания язычников - словом и делом,
19 В силе знамений и чудес, в силе Духа Божьего; так что от Иерусалима и окрестностей до Иллирика я полностью проповедал благовестие Христово,
20 Но делал это, стремясь благовествовать не там, где уже было названо имя Христа, чтобы не строить на чужом основании;
21 А как написано: "Те, которым не было возвещено о Нём, увидят; и те, которые не слышали, поймут".
22 Поэтому я и встречал так много раз препятствия, мешавшие прийти к вам.
23 Но теперь у меня уже нет места в этих краях, и уже много лет я имею желание прийти к вам,
24 Когда пойду в Испанию, ибо надеюсь, что, проходя, увижу вас и что вы проводите меня туда, если прежде я насыщусь, хотя бы отчасти, общением с вами.
25 Но теперь я иду в Иерусалим, служа святым.
26 Ибо угодно было Македонии и Ахайе сделать некоторое пожертвование для бедных среди святых в Иерусалиме.
27 Ибо им угодно было, и должники они перед ними. Ибо если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и в вещественном послужить им.
28 Итак, закончив это и доставив им этот плод, я отправлюсь через ваши места в Испанию.
29 И я знаю, что когда приду к вам, то приду в полноте благословения Христова.
30 Увещеваю же вас, братья, нашим Господом Иисусом Христом и любовью Духа бороться вместе со мной в ваших молитвах за меня к Богу,
31 Чтобы я был избавлен от непокорных в Иудее и чтобы моё служение для Иерусалима было угодно святым,
32 Чтобы мне, волей Божьей придя к вам в радости, освежиться и успокоиться с вами.
33 И да будет Бог мира со всеми вами. Аминь.

Оглавление
Глава 16

1 Представляю вам Фиву, нашу сестру, диаконису церкви, которая в Кенхреях,
2 Чтобы вы приняли её в Господе достойно святых и помогали ей, в каком бы деле она ни нуждалась в вас; ибо и она была покровительницей многих и меня самого.
3 Приветствуйте Приску и Акилу, моих соработников в Христе Иисусе,
4 Которые за мою жизнь подставляли собственные шеи, которых не только я благодарю, но и все церкви язычников;
5 И приветствуйте церковь, которая в их доме. Приветствуйте Эпенета, возлюбленного моего, который есть начаток Азии для Христа.
6 Приветствуйте Марию, которая много потрудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, моих родственников и узников вместе со мной, которые знамениты среди апостолов; они и в Христе были раньше меня.
8 Приветствуйте Амплиата, возлюбленного моего в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, нашего соработника в Христе, и Стахия, возлюбленного моего.
10 Приветствуйте Апеллеса, одобренного в Христе. Приветствуйте тех, кто из дома Аристовула.
11 Приветствуйте Иродиона, моего родственника. Приветствуйте тех из дома Наркисса, кто в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся в Господе. Приветствуйте Персиду, возлюбленную, которая много потрудилась в Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и мать его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Гермеса, Патрова, Герму и братьев, которые с ними.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и его сестру, и Олимпана, и всех святых, которые с ними.
16 Приветствуйте друг друга святым поцелуем. Приветствуют вас все церкви Христовы.
17 Увещеваю же вас, братья, замечать тех, кто производит разделения и преткновения вопреки учению, которому вы научились, и отворачивайтесь от них.
18 Ибо такие служат не нашему Господу Христу, а собственному желудку и складными словами и льстивыми речами обманывают сердца простодушных.
19 Ибо весть о вашем послушании достигла всех; поэтому я радуюсь за вас, но хочу, чтобы вы были мудры на добро и бесхитростны на зло.
20 А Бог мира вскоре раздавит Сатану под вашими ногами. Благодать нашего Господа Иисуса да будет с вами.
21 Приветствует вас Тимофей, мой соработник, и Луций, и Иасон, и Сосипатр, мои родственники.
22 Приветствую вас в Господе я, Терций, писавший это послание.
23 Приветствует вас Гаий, оказавший гостеприимство мне и всей церкви. Приветствует вас Эраст, городской казначей, и Кварт, брат.
24
25 А Тому, кто может утвердить вас согласно моему благовестию - проповеди Иисуса Христа, - согласно откровению тайны, о которой умалчивалось во времена веков,
26 Но которая теперь явлена и через пророческие писания согласно повелению вечного Бога поведана всем язычникам для послушания веры,
27 Единому мудрому Богу через Иисуса Христа, - Ему слава во веки веков. Аминь.